Совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства (на примере Шарыповского района)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Поддержка малого и среднего предпринимательства 6
1.1 Сущность, цели, роль и место малого и среднего
предпринимательства в России 6
1.2 Оценка состояния малого и среднего предпринимательства в
экономическом развитии на федеральном уровне 17
1.3 Анализ основных проблем развития малого предпринимательства в
Красноярском крае. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства по Красноярскому краю 23
2 Анализ динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Шарыповский район 43
2.1 Анализ экономического развития территории муниципального
образования Шарыповский район 43
2.2 Оценка социально - экономического развития Шарыповского района 52
2.3 Анализ деятельности субъектов малого и среднего
предпринимательства в Шарыповском районе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
1 Поддержка малого и среднего предпринимательства 6
1.1 Сущность, цели, роль и место малого и среднего
предпринимательства в России 6
1.2 Оценка состояния малого и среднего предпринимательства в
экономическом развитии на федеральном уровне 17
1.3 Анализ основных проблем развития малого предпринимательства в
Красноярском крае. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства по Красноярскому краю 23
2 Анализ динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Шарыповский район 43
2.1 Анализ экономического развития территории муниципального
образования Шарыповский район 43
2.2 Оценка социально - экономического развития Шарыповского района 52
2.3 Анализ деятельности субъектов малого и среднего
предпринимательства в Шарыповском районе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в решении как социальных, так и экономических задач страны, так как способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, обеспечивает экономическую самостоятельность населения, создает новые рабочие места, способствует формированию конкурентной среды, а также обеспечивает стабильность налоговых поступлений [15].
Малый бизнес обладает наибольшей чувствительностью к социально - экономической ситуации, к любым действиям, направленным на его регулирование. С одной стороны, это может проявляться в виде сокращения масштабов и структуры предпринимательства из-за необоснованных дополнительных запретов и ограничений со стороны органов власти. С другой малые предприятия оперативно обращают в свою пользу любые неточности или непродуманность в законодательстве. Быстрая реакция малого предпринимательства на самые небольшие изменения в законодательстве обусловлена бездеятельностью на этом уровне предпринимательства. Это предопределяет необходимость самого пристального внимания к малому предпринимательству, в котором концентрируются практически все трудности предпринимательской деятельности.
В развитых странах, государство оказывает малому предпринимательству как экономическую, так и социальную поддержку. Необходимость данной поддержки существует также и в России, осуществляются некоторые меры в данной направленности [14].
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства имеет очевидную экономическую, бюджетную и социальную значимость для района, способствует повышению уровня социальной ответственности и экономической инициативы в обществе, развитию его человеческого капитала.
Целью является совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства (на примере Шарыповского района).
Объектом исследования является малое и среднее предпринимательство.
Предметом исследования системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Шарыповский район.
Задачи исследования:
- оценка состояние малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне, анализ основных проблем развития малого предпринимательства в Красноярском крае;
- изучение инфраструктуру поддержки малого бизнеса и трудовые ресурсы Шарыповского района;
- изучение систем поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны крупного бизнеса и систему поддержки малого и среднего предпринимательства Шарыповского района от Администрации.
Методологическая база исследования - методы сравнительно-аналитического и функционального анализов применительно к деятельности малых и средних предприятий.
В процессе работы были использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации. Использованы Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Использованы статистические данные официальных источников, материалы российской и всемирной сетей Интернет.
Малый бизнес обладает наибольшей чувствительностью к социально - экономической ситуации, к любым действиям, направленным на его регулирование. С одной стороны, это может проявляться в виде сокращения масштабов и структуры предпринимательства из-за необоснованных дополнительных запретов и ограничений со стороны органов власти. С другой малые предприятия оперативно обращают в свою пользу любые неточности или непродуманность в законодательстве. Быстрая реакция малого предпринимательства на самые небольшие изменения в законодательстве обусловлена бездеятельностью на этом уровне предпринимательства. Это предопределяет необходимость самого пристального внимания к малому предпринимательству, в котором концентрируются практически все трудности предпринимательской деятельности.
В развитых странах, государство оказывает малому предпринимательству как экономическую, так и социальную поддержку. Необходимость данной поддержки существует также и в России, осуществляются некоторые меры в данной направленности [14].
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства имеет очевидную экономическую, бюджетную и социальную значимость для района, способствует повышению уровня социальной ответственности и экономической инициативы в обществе, развитию его человеческого капитала.
Целью является совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства (на примере Шарыповского района).
Объектом исследования является малое и среднее предпринимательство.
Предметом исследования системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Шарыповский район.
Задачи исследования:
- оценка состояние малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне, анализ основных проблем развития малого предпринимательства в Красноярском крае;
- изучение инфраструктуру поддержки малого бизнеса и трудовые ресурсы Шарыповского района;
- изучение систем поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны крупного бизнеса и систему поддержки малого и среднего предпринимательства Шарыповского района от Администрации.
Методологическая база исследования - методы сравнительно-аналитического и функционального анализов применительно к деятельности малых и средних предприятий.
В процессе работы были использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации. Использованы Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Использованы статистические данные официальных источников, материалы российской и всемирной сетей Интернет.
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемой частью социально-экономической системы, обеспечивает относительную стабильность рыночных отношений, благодаря своей гибкости демонстрирует оперативное реагирование на постоянно меняющиеся условия внешней среды. Малый бизнес играет немаловажную роль в увеличении численности рабочих мест и решении проблем занятости населения, особенно в тех субъектах РФ, где проблема безработицы, в силу региональных особенностей, все еще остается неразрешимой, тем самым, сглаживая негативные последствия научно-технического прогресса, особенно в наукоемких отраслях.
При проведении анализа динамики развития малого и среднего предпринимательства в Шарыповском районе показала следующие результаты:
- в 2016 году наблюдается резкое снижение количества организаций малого бизнеса (ЮЛ) на 23,17% (с 82 ед. до 63 ед.), однако по сравнению с 2015 по 2017 год увеличение составило 4 ед. или 4,88%;
- количество индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию уменьшилось на 2,62 % (с 305 ед. до 297 ед.);
- среднесписочная численность работников организаций малого бизнеса уменьшалась на 19,29% (с 959 чел. до 774 чел.);
- среднесписочная численность работников у индивидуальных предпринимателей уменьшилась на 24,23% (с 487 чел.369 чел.);
- среднемесячная заработная плата работников списочного состава организаций малого бизнеса увеличилась на 13,18% (с 11 173,51 руб. до 12 646,67 руб.);
- среднемесячная заработная плата работников у индивидуальных предпринимателей увеличилась на 1,15% (с 8 420 руб. до 9 300 руб.);
- оборот организаций малого бизнеса увеличился на 1,59% (с 410 014,85 тыс. руб. до 416 528,20 тыс. руб.);
- объем инвестиций в основной капитал организаций малого бизнеса увеличился на 83,06% (с 18 133,80 тыс. руб. до 33 195,43 тыс. руб.);
- в 2017 году количество инвестиционных проектов по субъектам малого предпринимательства, реализованных на территории Шарыповского района составило 17 единиц (муниципальная программа).
В 2015 году число индивидуальных предпринимателей составило 305 единиц, в 2016 году вели деятельность 321, на 2017 год ожидалось увеличение до 325 (на начало 2018 года 297 субъектов малого и среднего предпринимательства).
Значение показателя «число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 000 человек населения» составило 276 единиц на 2017 год.
Наблюдается повышение среднемесячной заработной платы работников малого бизнеса: в 2017 году в расчёте на одного работника она составила 12 646,67 рублей, что выше показателя 2016 года (12 161,28 рублей) на 4 %.
В течение 2018 году планируется рост - до 22,8 % (15 525 рублей), в прогнозируемом периоде 2019 и 2020 годов ожидается незначительное повышение на 2,8% и 2,7% соответственно. При этом фонд оплаты труда на предприятиях малого и среднего бизнеса остается на уровне 2015 года: так как произошло снижение численности работников на 24,23%, в основном на сельскохозяйственных предприятиях, предприятиях торговли, в обрабатывающих отраслях и предоставления коммунальных услуг.
В 2016 году наблюдалось снижение оборота организаций малого бизнеса на 10 % по сравнению с 2015 годом. Это обусловлено снижением показателей сельскохозяйственных организаций (преимущественно - растениеводческих) из-за погодных условий. По состоянию на конец 2017 года оборот составить 416 528,20 тыс. рублей, что на 12,8% больше, чем в 2016 году. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших муниципальную поддержку в форме субсидий достигло своего планового значения в 13 единиц.
Также рассмотрен малый и средний бизнес в сельском хозяйстве.
На данный момент сельское хозяйство является не развитым, но активно развивается. Важной целью Администрации (государства в целом), для стимулирования, создания бизнеса в АПК, является материальное стимулирование предпринимателей (субсидии, льготы, отсрочка налоговых отчислений, выдача «дешевых» кредитов и пр.). И только в этом случае возможно успешное развитие малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве.
На современном этапе система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя ряд институтов, которые оказывают всестороннюю поддержку малому и среднему предпринимательству. Но при этом нельзя не отметить, что темпы увеличения использования рыночных механизмов в развитии малого предпринимательства возросли. Руководствуясь зарубежной практикой, возможно внедрение таких эффективных инструментов поддержки, как предоставление государственных гарантий при кредитовании и сохранение системы субсидирования части процентной ставки. Благодаря реализации данных мероприятий возможно создание эффективной системы государственной поддержки и в скором времени перевод механизмов поддержки в рыночный сегмент.
Также в ходе работы было выявлено, что самая эффективная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Шарыповском районе будет исходить от Администрации Шарыповского района, так как при ней созданная комиссия, которая осуществляет контроль за целевым расходованием бюджетных средств.
В ходе работы выявлено, что экономические проблемы были отмечены по результатам опроса как наиболее существенные (недоступность капитала, высокая стоимость основных средств и нехватка оборотных средств).
Решение: треть от запланированного на все предлагаемые мероприятия бюджета распределить между методами экономической поддержки малого и среднего бизнеса. Выделить субсидирование затрат предприятий на покупку высокотехнологичного оборудования.
В ходе исследования разработан ряд мероприятий по совершенствованию системы поддержки малого и среднего предпринимательства (на примере Шарыповского района):
1) отдать приоритет выдаче прямых льготных целевых займов, а также осуществлению безвозвратного субсидирования в инновационных и наукоемких отраслях;
2) значительный объем финансирования направить на создание системы информационного обмена между территориальными подразделениями различных государственных структур;
3) среди мероприятий административной поддержки выделить законодательную поддержку (налоговых каникулы) ;
4) периодическое обновление программы поддержки малого и среднего бизнеса с учетом постоянно обновляемых статистических данных, аналитических исследований и состояния целевых показателей.;
5) вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
При проведении анализа динамики развития малого и среднего предпринимательства в Шарыповском районе показала следующие результаты:
- в 2016 году наблюдается резкое снижение количества организаций малого бизнеса (ЮЛ) на 23,17% (с 82 ед. до 63 ед.), однако по сравнению с 2015 по 2017 год увеличение составило 4 ед. или 4,88%;
- количество индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию уменьшилось на 2,62 % (с 305 ед. до 297 ед.);
- среднесписочная численность работников организаций малого бизнеса уменьшалась на 19,29% (с 959 чел. до 774 чел.);
- среднесписочная численность работников у индивидуальных предпринимателей уменьшилась на 24,23% (с 487 чел.369 чел.);
- среднемесячная заработная плата работников списочного состава организаций малого бизнеса увеличилась на 13,18% (с 11 173,51 руб. до 12 646,67 руб.);
- среднемесячная заработная плата работников у индивидуальных предпринимателей увеличилась на 1,15% (с 8 420 руб. до 9 300 руб.);
- оборот организаций малого бизнеса увеличился на 1,59% (с 410 014,85 тыс. руб. до 416 528,20 тыс. руб.);
- объем инвестиций в основной капитал организаций малого бизнеса увеличился на 83,06% (с 18 133,80 тыс. руб. до 33 195,43 тыс. руб.);
- в 2017 году количество инвестиционных проектов по субъектам малого предпринимательства, реализованных на территории Шарыповского района составило 17 единиц (муниципальная программа).
В 2015 году число индивидуальных предпринимателей составило 305 единиц, в 2016 году вели деятельность 321, на 2017 год ожидалось увеличение до 325 (на начало 2018 года 297 субъектов малого и среднего предпринимательства).
Значение показателя «число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 000 человек населения» составило 276 единиц на 2017 год.
Наблюдается повышение среднемесячной заработной платы работников малого бизнеса: в 2017 году в расчёте на одного работника она составила 12 646,67 рублей, что выше показателя 2016 года (12 161,28 рублей) на 4 %.
В течение 2018 году планируется рост - до 22,8 % (15 525 рублей), в прогнозируемом периоде 2019 и 2020 годов ожидается незначительное повышение на 2,8% и 2,7% соответственно. При этом фонд оплаты труда на предприятиях малого и среднего бизнеса остается на уровне 2015 года: так как произошло снижение численности работников на 24,23%, в основном на сельскохозяйственных предприятиях, предприятиях торговли, в обрабатывающих отраслях и предоставления коммунальных услуг.
В 2016 году наблюдалось снижение оборота организаций малого бизнеса на 10 % по сравнению с 2015 годом. Это обусловлено снижением показателей сельскохозяйственных организаций (преимущественно - растениеводческих) из-за погодных условий. По состоянию на конец 2017 года оборот составить 416 528,20 тыс. рублей, что на 12,8% больше, чем в 2016 году. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших муниципальную поддержку в форме субсидий достигло своего планового значения в 13 единиц.
Также рассмотрен малый и средний бизнес в сельском хозяйстве.
На данный момент сельское хозяйство является не развитым, но активно развивается. Важной целью Администрации (государства в целом), для стимулирования, создания бизнеса в АПК, является материальное стимулирование предпринимателей (субсидии, льготы, отсрочка налоговых отчислений, выдача «дешевых» кредитов и пр.). И только в этом случае возможно успешное развитие малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве.
На современном этапе система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя ряд институтов, которые оказывают всестороннюю поддержку малому и среднему предпринимательству. Но при этом нельзя не отметить, что темпы увеличения использования рыночных механизмов в развитии малого предпринимательства возросли. Руководствуясь зарубежной практикой, возможно внедрение таких эффективных инструментов поддержки, как предоставление государственных гарантий при кредитовании и сохранение системы субсидирования части процентной ставки. Благодаря реализации данных мероприятий возможно создание эффективной системы государственной поддержки и в скором времени перевод механизмов поддержки в рыночный сегмент.
Также в ходе работы было выявлено, что самая эффективная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Шарыповском районе будет исходить от Администрации Шарыповского района, так как при ней созданная комиссия, которая осуществляет контроль за целевым расходованием бюджетных средств.
В ходе работы выявлено, что экономические проблемы были отмечены по результатам опроса как наиболее существенные (недоступность капитала, высокая стоимость основных средств и нехватка оборотных средств).
Решение: треть от запланированного на все предлагаемые мероприятия бюджета распределить между методами экономической поддержки малого и среднего бизнеса. Выделить субсидирование затрат предприятий на покупку высокотехнологичного оборудования.
В ходе исследования разработан ряд мероприятий по совершенствованию системы поддержки малого и среднего предпринимательства (на примере Шарыповского района):
1) отдать приоритет выдаче прямых льготных целевых займов, а также осуществлению безвозвратного субсидирования в инновационных и наукоемких отраслях;
2) значительный объем финансирования направить на создание системы информационного обмена между территориальными подразделениями различных государственных структур;
3) среди мероприятий административной поддержки выделить законодательную поддержку (налоговых каникулы) ;
4) периодическое обновление программы поддержки малого и среднего бизнеса с учетом постоянно обновляемых статистических данных, аналитических исследований и состояния целевых показателей.;
5) вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.



