Введение 4
1 Теоретический обзор по проблеме разработки web-сайта
«Эмоциональное выгорание» 8
1.1 Теоретическое обоснование феномена эмоционального выгорания 8
1.1.1 Феномен синдрома эмоционального выгорания 8
1.1.2 Модели и факторы эмоционального выгорания 13
1.1.3 Стадии и симптомы эмоционального выгорания 23
1.1.4. Психодиагностика эмоционального выгорания 28
1.2 Анализ информационных ресурсов и сервисов 36
1.2.1. Глобальная сеть Internet 36
1.2.2. Виды web-сайтов 46
2 Описание исследовательских методик
и разработка web-сайта 49
2.1 Характеристика исследовательских методик 49
2.2 Web-сервис Wix для создания
web-сайта «Эмоциональное выгорание» 62
3 Описание структуры web-сайта и результаты исследования 64
3.1 Результаты психодиагностического исследования 64
3.2 Описание структуры web-сайта 56
Заключение 88
Список использованных источников 90
Информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.
Говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном обществе. В целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.
Эмоциональное выгорание деформирует базовые потребности и способности профессионала, блокирует пути оптимальной реализации личностного потенциала в профессиональном становлении, ведет к психосоматическим расстройствам и снижению безопасности человека в профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание связано с субъективной дискомфортностью событий, напряженностью, тревожностью, потерей смысла жизни и тенденции к суициду, проявляется в деформации профессионального становления, деструкциях личности, в снижении продолжительности и качества жизни и продуктивности профессиональной деятельности.
Эмпирические факты, в которых проявляется феномен эмоционального выгорания, фиксируются в научных исследованиях с середины 60 годов XX века. Симптоматика данного феномена выражается в сходных, но не тождественных понятиях «эмоционального выгорания», «экологического выгорания», «психического выгорания», «профессионального выгорания» (Н. Fredenberger, P. Brill, D. Green, В.Е. Орел и др.).
Наблюдаемый синдром фиксирует состояния знакомые каждому человеку: субъективную дискомфортность текущей жизнедеятельности, превалирование в ней отрицательных эмоций, потерю смысла жизни, быструю утомляемость, снижение работоспособности, депрессию, трудность восстановления сил после отдыха, ухудшение психического и соматического здоровья и самочувствия, эмоциональное истощение, конфликтность, цинизм и редукцию профессиональных достижений, особый злой юмор по отношению к окружающим, и т.д. По обобщению В.Е. Орла, исследователи теоретически предполагают полисистемность, интегральность и эмоционально¬мотивационный генез психического выгорания с включением в соответствующие синдромы когнитивных, поведенческих и соматических компонент. Фиксация отмеченного синдрома ведет к патологии акмеологического развития личности, психосоматическим расстройствам, суициду, к рискам для жизненного успеха, профессионального становления, благополучия и здоровья человека.[28]
Часто подвергаются эмоциональному выгоранию сотрудники, занимающиеся управленческой деятельность, в частности управленцы ООО «Леспром». Организационный фактор эмоционального выгорания может быть связан с многочасовой работой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности и соответствующей подготовки. В данном вопросе не маловажную роль играет стаж профессиональной деятельности сотрудника, время его нахождения в стрессогенной среде [45].
Мы решили разработать web-сайт «Эмоциональное выгорание». В разработанном нами web-сайте пользователь легко может найти информацию по вопросам профессионального выгорания, а также сохранить ее на локальный компьютер для дальнейшего изучения и использования.
Цель дипломной работы: разработать web-сайт «Эмоциональное выгорание».
Для реализации цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1) Обзор и анализ теоретических источников по данной проблеме.
2) Анализ средств и технологий для создания web-сайтов.
3) Подбор диагностических методик для проведения исследования.
4) Проведение исследования.
5) Обработка и анализ результатов исследования.
6) Создания Web-сайта с помощью онлайн веб-сервиса Wix.
Цель исследования: изучение синдрома эмоционального выгорания.
Объект исследования: управленцы ООО «Леспром».
Предмет исследования: синдром эмоционального выгорания у сотрудников ООО «Леспром»..
Для изучения личностных особенностей (интеллектуальный, психоэмоциональный и психофизиологический уровень) и выявления синдрома эмоционального выгорания мы использовали следующие методики:
1 опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM), авторы - У. Шааршмидт и А. Фишер, в адаптации Т. Ронгинской и В. Гайды;
2 опросник определения психического «выгорания», автор - А.А. Рукавишников;
3 методика для диагностики эмоционального выгорания личности, автор - В. В. Бойко;
4 опросник профессионального выгорания для инженерно-технических работников, авторы К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой;
5 методика СМИЛ - стандартизированный многофакторный метод исследования личности, авторы - И. Маккинли и С. Хатэуэй.
Дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена обзору проблем, связанных с эмоциональным выгоранием и программных средств для создания web-сайта. Вторая глава описывает методики направленные на изучение эмоционального выгорания, а также программное средство для создания web-сайта. Третья глава содержит описание структуры web-сайта и результаты исследования.
Анализ теоретических источников по проблеме профессионального выгорания показал, что данный феномен неоднократно изучался учеными и остается интересным в наши дни. Из всех теорий, раскрывающих специфику синдрома выгорания, в данной работе мы опирались на точку зрения К. Маслач, которая рассматривает выгорание как конструкт, содержащий в себе три составляющих - эмоциональную истощенность; деперсонализацию (цинизм); редукцию профессиональных достижений.
Результаты исследований синдрома эмоционального выгорания ориентированы, большей частью, на работников сферы человек-человек, однако, тенденция развития данного заболевания в технических профессиях так же не исключается, на что указывает специальная литература [4, 5]. Именно эта мысль была положена в основу нашего исследования, которое проводилось на выборке сотрудников ООО «Леспром».
В результате изучения уровня психоэмоциональных нарушений в синдроме профессионального выгорания у сотрудников ООО «Леспром».
1 Для сотрудников характерны черты поведения, которые способствуют эффективной трудовой деятельности и сохранению психологического здоровья в профессиональной среде. Но это не уменьшает экстремальности и стрессогенности данной работы, риск возникновения и развития профессионального выгорания у водителей локомотива существует.
2 Стаж работы не играет решающей роли. Симптомы выгорания присутствуют и специалистов, проработавших два года, и у тех, кто проработал свыше 20 лет. Однако, «старшая» группа сотрудников намного бережнее относится к своему здоровью, тем самым, уменьшая риск и опасность развития выгорания в сравнении с их малоопытными коллегами.
3 Возраст обследованных респондентов играет неоднозначную роль в развитии синдрома выгорания: с одной стороны - он не оказывает влияния на психоэмоциональное состояние респондентов, с другой же - наоборот - оказывает, и чем меньше возраст, тем больше риск развития синдрома выгорания.
4 Большое влияние на появление и развитие синдрома выгорания оказывают личностное отдаление и повышенная профессиональная мотивация.
5 Уровень и характер протекания синдрома эмоционального выгорания зависят от личностных особенностей работников.
Данные, полученные в результате исследования, обработаны с помощью статистического анализа и являются достоверными.
Нами был проведен анализ средств и технологий для создания web- сайтов. Сегодня основная масса разработчиков склоняется к конструированию web-сайтов, используя визуальные редакторы и системы управления содержимым web-сайта (CMS).
Результатом нашей работы явилось создание Web-сайта «Эмоциональное выгорание». Web-сайт содержит 7 web-страниц. Включает в себя текстовые и графические материалы, имеет такие модули как слайдер, горизонтальное и блочное меню и форму обратной связи. Будет полезен всем, кто занимается изучением проблемы эмоционального выгорания.
1 Чернис, К. Профессиональное выгорание в обслуживающих организациях [Текст]: учеб. / К. Чернис. - Н. У.: Прага, 2004. - 336 с.
2 Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорание: диагностика и профилактика [Текст]: учеб. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - Изд. 2-е. перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.: ил.
3 Бурш, М. Синдром выгорания [Текст]: учеб. / М. Буриш. - Берлин: Шпрингер, 2009. - 378 с.
4 Рингель, М.Н. Информационные технологии [Текст]: учеб. / М.Н. Рингель.-СПб.:Респекс, 2013.- 512 с
5 Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст]: учеб. / В. В.Бойко. - М.: Информационный издательский дом Филин, 1996. - 335 с.
6 Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст]: учеб. / А. А. Бодалев. - М.: Наука, 1998. - 256 с.
7 Вульфов, А. Б. Повседневная жизнь российских железных дорог [Текст]: учеб. / А. Б. Вульфов. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 453 с.: ил.
8 Левицкий, А. Л. Охрана труда в локомотивном хозяйстве [Текст]: учеб. / А. Л. Левицкий, Ю. Г. Сибаров. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 2001. - 216 с.: ил., табл.
9 Арестова, О. Н. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера [Текст]: учеб. / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. - 109 с.
10 Матчо, Дж. Delphi: Пер. с англ. [Текст]: учеб. / Дж. Матчо, Д. Р. Фолкер. - М.: Бином, 1998. - 378 с.
11 Собчик, Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ [Текст] : учеб / Л. Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2000. - 219 с.
12 Психология популярных профессий [Текст]: учеб. / под ред. Л. А. Головей. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
13 Хьелл, Л. Теории личности [Текст]: учеб. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005. - 607 с.: ил.
14 Алимов, А. А. Век ХХ: экология и идеология [Текст]: учеб. / А. А. Алимов, В. В. Случевский. - Л.: Лениздат, 1998. - 109 c.
15 Демина, А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения [Текст]: учеб. / А. Д. Демина, Н. З. Кайгородова, А. П. Супрун. - М.: изд-во АСВ, 1993. - 2236с.
16 Психологический словарь [Текст]: в 1 т. / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 479 с.: ил.
17 Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - №3. - С. 85-95.
18 Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 3-16.
19 Кленина, Т. И. Деятельность лечебно-профилактических учреждений Красноярской железной дороги по медицинскому обеспечению безопасности движения поездов / Т. И. Кленина // Сибирский медицинский экспресс. - 2007.
- № 1 (1). - С. 55-57.
20 Шваб, К. П. Выгорание: диагностика и рассмотрение / К. П. Шааб, А. Й. Кладлер // Терапия поведения и психосоциальная практика. - 1993. - № 1. - С. 45-61.
21 Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С.54-67.
22 Орел, В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001. - № 3. - С. 76-97.
23 Капцов, В. А. Современные научные проблемы железнодорожной гигиены / В. А. Капцов, М. Ф. Вильк // Медицина труда и промышленная экология. - 2007. - № 1. - С. 1-7.
24 Журавлева, Т. А. Пути снижения заболеваемости хроническим бронхитом у железнодорожников, подверженных профессиональному риску заболевания органов дыхания / Т. А. Журавлева, А. С. Ульянова // Медицина труда и промышленная экология. - 2007. - № 1. - С. 24-29.
25 Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика и терапия / М. М. Скугаревская // Медицинские новости. - 2002. - №7. - С. 30-37.
26 Роберт, И. В. Информационная образующая развития современного общества / И. В. Роберт // Мир психологии. - 2005. - № 1. - С. 97-98.
27 Елдышев, Ю. Н. Океан проблем Мирового океана / Ю. Н. Елдышев // Экология и жизнь. - 2009. № 1. - С. 48 - 54.
28 Боковиков, А. М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности / А. М. Боковиков // Психологический журнал. - 2000. - №1. - С. 93-100.
29 Еляков, А. Д. Современная информационная революция / А. Д. Еляков // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 35-38.
30 Кокорин, А. О. Экономическое развитие и решение проблемы изменения климата / А. О. Кокорин, А. И. Гарнак, И. Г, Грицевич // Экологический вестник России. - 2009. - № 2. - С. 36 - 42.
31 Трунов, Д. В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. В. Трунов // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84-89.
32 Махнач, А. В. Зависимость динамики состояний эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности / А. В. Махнач, Ю. В. Бушов // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С. 130-133.
33 Машин, В. А. психическая нагрузка, психическое напряжение и функциональное состояние операторов систем управления / В. А. Машин // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 86-95.
34 Клищевская, М. В. К проблеме профессионального развития / М. В. Клищевская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3. Психология. - 2001. - № 4. - С. 3-11.
35 Боковиков, А. М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности / А. М. Боковиков // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - С. 93-100.
36 Вебер, Е.В. Современные базы данных [Текст]: учеб. / Е.В. Вебер.- СПб.:ПИТЕР.- 2004.- 189 с.
37 Шафрин, Ю. Информационные технологии: Офисная технология и информационные системы [Текст]: учеб. / Ю. Шафрин. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.-316 с.
38 Верхорубов С.В. Microsoft Access [Текст]: учеб. / С.В. Верхорубов.- СПб.:ПИТЕР.- 2004.- 189 с.
39 Ковцев, И.И. СУБД / И.И. Ковцев.- СПб.: БХВ, 2003.- 279 с.