Введение 4
1 Особенности мотивации в спортивной
деятельности 6
1.1 Проявление и формирование мотивации в спортивной
деятельности 6
1.2 Значение и особенности мотивации спортивной
деятельности 11
1.2.1 Особенности мотивации спортсменов 18
1.3 Проявление мотивации в различных видах спорта 25
2 Организация и методика исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Характеристика экспериментальной методики 31
3 Результаты исследования мотивации в спортивной
деятельности 38
3.1 Результаты исследования и их обсуждение 38
Заключение 42
Список использованных источников 43
Приложение
В современных условиях для успешного выступления спортсменов требует высокого уровня технико-тактической и физической подготовки, а так же наибольшего психического напряжения. В этом отношении одним из основных факторов в системе подготовки спортсменов для достижения высоких результатов является спортивная мотивация. Важно отметить, что на том же уровне подготовленности спортсменов фактор мотивации может играть существенную роль. Это становится особенно важным, если идет подготовка к соревнованиям. Поэтому формирование и управление спортивной мотивацией является актуальной проблемой.
При работе со спортсменами, имеющими высокий уровень подготовки, многие эксперты, такие как Р.А. Пилоян (1984), Ю.В. Сысоев (2000) и др., высказали мнение о том, что в период важных соревнований существует зависимость между результатом и уровнем спортивной мотивации, чем выше уровень спортивной мотивации, тем успешнее и белее стабильны спортсмены на состязаниях. Однако факторов, влияющих на мотивацию спорта на стадии подготовки к соревнованиям и методы по управлению спортивной мотивацией в научно-методической литературе отсутствуют.
В настоящее время в спортивных играх стабильно повышается уровень спортивного мастерства атлетов, усиливается конкуренция на мировой арене. Имеется не так много исследований, в которых рассматривались личностные особенности женщин-спортсменок, а тем более регбисток.
Женское регби - молодой вид спорта для России, литературы и информации по психологии девушек-регбисток практически нет. Необходимо мотивировать девушек - регбисток на высокий спортивный результат, этим и обусловлена актуальность данной работы.
Таким образом, есть противоречие между насущной проблемой внедрения новых научных данных по формированию и развитию мотивации достижения в подготовку спортсменов и фактическим уровнем исследования по этой тему в
5
психологической науке. Вызванное противоречие создает проблему, суть которой заключается в недостаточном развитии форм и методов формирования мотивации достижения в командных видах спорта, а также недостаточном знаний педагогических условий формирования мотивации достижения, их результативностью.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс девушек - регбисток 18 - 20 лет.
Предмет исследования: методика формирования мотивации к достижению высоких результатов у девушек - регбисток 18 - 20 лет.
Цель исследования: повышение результата соревновательной деятельности у девушек - регбисток 18 - 20 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что при применении сформированной нами методики мотивации к достижению высоких спортивных результатов у девушек-регбисток 18-20 лет, мы сможем повысить результативность соревновательной деятельности.
Задачи:
1. Изучить мотивационные особенности в спортивной деятельности и факторы, влияющие на мотивацию.
2. Выявить уровень формирования спортивной мотивации девушек- регбисток 18-20 лет.
3. Выявить эффективные методики формирования мотивации девушек- регбисток 18-20 лет, направленную на достижение высоких спортивных результатов.
Методы исследования:
- анализ научно -методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- математическая обработка данных.
Исследование спортивной мотивации и результативности соревновательной деятельности девушек-регбисток 18-20 лет, которое мы провели позволяет сделать следующие выводы:
1. Проведя анализ научно -методической литературы, мы выяснили, что в период ответственных соревнований наблюдается зависимость между результативностью и уровнем спортивной мотивации, чем выше уровень спортивной мотивации, тем успешнее и стабильнее выступает спортсмен на соревнованиях. Однако в научно-методической литературе факторов, влияющих на спортивную мотивацию в период этапа непосредственной подготовки к соревновательной деятельности и методики по управлению спортивной мотивацией, не обнаруживается.
2. Проведя предварительное анкетирование, мы выяснили, что занимающиеся обеих групп имеют некоторые различия по показателям в мотивации на тренировку и мотивации на достижение успеха, а так же в уровне стремления к достижению наивысших результатов.
3. Исходя из этого, нами была разработана и применена на практике методика повышения мотивации к соревновательной деятельности у девушек - регбисток.
3. Из данных полученных в конце эксперимента видно, что по всем трем видам анкет у экспериментальной группы после примененной методики показатели оказались выше, чем в контрольной группе, где методика не применялась. Следовательно, разработанная нами методика мотивирования девушек-регбисток на достижение высоких спортивных результатов оказалась эффективной.