ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ_ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
|
Введение 5
1. Теоретические основы формирования универсальных учебных
действий во внеурочной деятельности младших школьников 8
1.1 Понятие универсальных учебных действий в психолого¬педагогической литературе и механизмы их формирования 8
1.2. Особенности внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе 17
2. Формирование познавательных универсальных учебных действий во
внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе 25
2.1 Программа кружка «Занимательная лингвистика» 25
2.2 Методические рекомендации на проведению занятий кружка
«Занимательная лингвистика» 38
Заключение 60
Список использованных источников 65
Приложения 69
1. Теоретические основы формирования универсальных учебных
действий во внеурочной деятельности младших школьников 8
1.1 Понятие универсальных учебных действий в психолого¬педагогической литературе и механизмы их формирования 8
1.2. Особенности внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе 17
2. Формирование познавательных универсальных учебных действий во
внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе 25
2.1 Программа кружка «Занимательная лингвистика» 25
2.2 Методические рекомендации на проведению занятий кружка
«Занимательная лингвистика» 38
Заключение 60
Список использованных источников 65
Приложения 69
Актуальность темы. В последние несколько десятилетий в нашем обществе произошли кардинальные изменения в представление целей процесса образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основного результата образования произошел переход к пониманию процесса обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, умению занять активную общественную позицию, успешному решению жизненных задач, возникающих перед ними, умению сотрудничества и работы в группе, готовности быстрому переобучению в ответ на обновление требований и знаний рынка труда.
Такие изменения в плане образования привели к выбору наиболее перспективного пути - формированию у обучающихся универсальных умений, призванных на помощь в решении задач быстрого и качественного обучения. Исходя из этого, ФГОС начального общего образования в качестве главных результатов определил не только предметные, но и личностные, и метапредметные результаты. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта.
Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности не подлежит сомнению. Если на уроке в большей мере обращается внимание на достижение предметных результатов, то внеурочная деятельность может быть ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность, организованная по направлениям развития личности, содержит в себе большой потенциал для самовыражения и самоопределения обучающегося. Свобода выбора направления внеурочной деятельности, кружков, секций, факультативов, курсов по выбору и пр. обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
В связи с этим образовательными организациями разработаны различные модели организации внеурочной деятельности, максимально учитывающие интересы обучающихся и возможности школ. Анализ ситуации и реализуемых моделей в образовательных организациях Красноярского Края позволил сделать вывод о том, что наиболее распространенной формой организации внеурочной деятельности является кружок.
Актуальность темы подтверждается и последними нормативными документами, например, в письме Минобрнауки России от 28. 10. 2015 № 08 - 1786 «О рабочих программах учебных предметов» говорится, что «основными элементами рабочей программы учебного предмета, в соответствии с подготовленными изменениями, являются планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета..., а программа внеурочной деятельности должна содержать личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности».
Таким образом, тема исследования «Формирование у младших
школьников познавательных УУД во внеурочной деятельности по русскому языку» актуальна.
Объект исследования - учебная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.
Предмет исследования - условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретическое и практическое обоснование возможности формирования познавательных УУД во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
- рассмотреть понятие познавательных УУД в психолого-педагогической литературе;
описать особенности внеурочной по русскому языку в начальной
школе;
- разработать программу кружка «Занимательная лингвистика» для обучающихся 4 класса;
- разработать методические рекомендации на проведение занятий по кружку «Занимательная лингвистика».
Методы исследования. Описание моделирования кружка.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Такие изменения в плане образования привели к выбору наиболее перспективного пути - формированию у обучающихся универсальных умений, призванных на помощь в решении задач быстрого и качественного обучения. Исходя из этого, ФГОС начального общего образования в качестве главных результатов определил не только предметные, но и личностные, и метапредметные результаты. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта.
Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности не подлежит сомнению. Если на уроке в большей мере обращается внимание на достижение предметных результатов, то внеурочная деятельность может быть ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность, организованная по направлениям развития личности, содержит в себе большой потенциал для самовыражения и самоопределения обучающегося. Свобода выбора направления внеурочной деятельности, кружков, секций, факультативов, курсов по выбору и пр. обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
В связи с этим образовательными организациями разработаны различные модели организации внеурочной деятельности, максимально учитывающие интересы обучающихся и возможности школ. Анализ ситуации и реализуемых моделей в образовательных организациях Красноярского Края позволил сделать вывод о том, что наиболее распространенной формой организации внеурочной деятельности является кружок.
Актуальность темы подтверждается и последними нормативными документами, например, в письме Минобрнауки России от 28. 10. 2015 № 08 - 1786 «О рабочих программах учебных предметов» говорится, что «основными элементами рабочей программы учебного предмета, в соответствии с подготовленными изменениями, являются планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета..., а программа внеурочной деятельности должна содержать личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности».
Таким образом, тема исследования «Формирование у младших
школьников познавательных УУД во внеурочной деятельности по русскому языку» актуальна.
Объект исследования - учебная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.
Предмет исследования - условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретическое и практическое обоснование возможности формирования познавательных УУД во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
- рассмотреть понятие познавательных УУД в психолого-педагогической литературе;
описать особенности внеурочной по русскому языку в начальной
школе;
- разработать программу кружка «Занимательная лингвистика» для обучающихся 4 класса;
- разработать методические рекомендации на проведение занятий по кружку «Занимательная лингвистика».
Методы исследования. Описание моделирования кружка.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1) Познавательные УУД понимаются психолого-педагогической литературе в широком значении означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Изучение и анализ научно-методической литературы позволили рассмотреть сущностные характеристики развития познавательных универсальных действий младших школьников.
• формировать познавательные универсальные действия средствами заданий творческого характера;
• обобщать, классифицировать, сравнивать;
• принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности;
• организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность.
- описали особенности внеурочной по русскому языку в начальной школе.
Очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий. Данная работа должна отвечать следующим требованиям:
/ задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;
V познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
2) Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В свободное от уроков время обучающиеся выбирают не только формы досуга, но и формы занятий, способствующих углубленному изучению того или иного предмета.
3) Разработали программу кружка «Занимательная лингвистика» для обучающихся 4 класса.
4) Разработаны методические рекомендации на проведение занятий кружка «Занимательная лингвистика». Предложены задания направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Считаем, что, предложенные задания направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий по русскому языку в начальной школе помогут решить ряд задач, а именно: развивать самостоятельное мышление, воображение, речь, помогут установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволят ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение, которые способствуют формированию познавательных УУД.
1) Познавательные УУД понимаются психолого-педагогической литературе в широком значении означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Изучение и анализ научно-методической литературы позволили рассмотреть сущностные характеристики развития познавательных универсальных действий младших школьников.
• формировать познавательные универсальные действия средствами заданий творческого характера;
• обобщать, классифицировать, сравнивать;
• принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности;
• организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность.
- описали особенности внеурочной по русскому языку в начальной школе.
Очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий. Данная работа должна отвечать следующим требованиям:
/ задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;
V познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
2) Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В свободное от уроков время обучающиеся выбирают не только формы досуга, но и формы занятий, способствующих углубленному изучению того или иного предмета.
3) Разработали программу кружка «Занимательная лингвистика» для обучающихся 4 класса.
4) Разработаны методические рекомендации на проведение занятий кружка «Занимательная лингвистика». Предложены задания направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Считаем, что, предложенные задания направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий по русскому языку в начальной школе помогут решить ряд задач, а именно: развивать самостоятельное мышление, воображение, речь, помогут установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволят ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение, которые способствуют формированию познавательных УУД.



