Введение
1 Теоретические и методологические основы оценки качества жизни
населения как показателя эффективности государственной политики
1.1 Теоретические подходы к интерпретации категории «качество жизни
населения»
1.2 Методологические подходы к оценке качества жизни населения
2 Анализ качества жизни населения Российской Федерации
2.1 Методики оценки качества жизни населения
2.2 Анализ качества жизни населения в регионах Российской Федерации.
2.3 Анализ методик (преимущества и недостатки используемых методик
оценки качества жизни населения)
3 Система оценки качества жизни населения Российской Федерации как
результата государственной политики
3.1 Разработка методики оценки качества жизни населения
3.2 Анализ качества жизни населения регионов России на основе
разработанных методик
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-Л
Определение и анализ основных индикаторов качества жизни, разработка методики расчетов интегрального индикатора качества жизни, разработка и обоснование рейтинговой методики для принятия управленческих решений по
оптимизации деятельности органов власти по повышению качества жизни населения имеют практическое значение и требуют новых подходов к исследованию поставленной задачи, обобщений и выводов.
Актуальность проблемы измерения категорий качества жизни населения существенна, поскольку количественное их представление является целевыми функциями в управлении социально-экономическими системами. В настоящее время существует небольшое количество работ, предлагающих и анализирующих методологии измерения, еще меньшее количество работ посвящено конечным постановкам задач управления социально-экономическими системами различного уровня иерархий, на основе целевых функций, количественно представляющих указанные категории.
Среди работ, посвященных специальному рассмотрению качества жизни населения и различных его сторон, до настоящего времени нет единства в понимании того, какие социально-экономические процессы и явления обозначаются этим термином. С одной стороны, встречается предельно расширительное толкование данной категории, которое, по существу, вбирает в себя все процессы жизнедеятельности человека и общества. С другой – в показатели качества жизни включается безо всякой аргументации только узкая часть процессов жизнеобеспечения людей. Характерно, что с течением времени ситуация в этой области не только не проясняется, а, наоборот, становится все более запутанной, т.к. в сферу рассмотрения включаются все более острые проблемы и мало исследованные социальные последствия. Существенным является и то, что разногласия затрагивают не только семантический аспект проблемы, но, что более важно, содержательный ее контекст. Очень часто используются близкие термины, отождествляемые с «качеством жизни»: уровень жизни, уклад жизни, стандарт жизни,стиль жизни, образ жизни и т.д.
В одном из основополагающих документов развития РФ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» целью является определение путей и способов обеспечения в
долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан. Высокие стандарты благосостояния человека согласно Концепции определяются уровнем доходов и качества жизни. Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.
Согласно Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2015 г. № 822, в состав стратегии макрорегиона входят разделы, в которых представлены, в частности, мероприятия, направленные на повышение качества жизни населения. К стратегии макрорегиона прилагаются обосновывающие материалы, в том числе анализ, в отношении направлений развития и формирования нового качества жизни (миграционная и демографическая политика, здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальные институты и социальная политика, молодежная политика, этнокультурная ситуация и межнациональные отношения, доступное и комфортное жилье, услуги жилищно-коммунального хозяйства, общественный порядок, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, охрана окружающей среды, энергосбережение и повышение энергетической эффективности).
Таким образом, на сегодняшний день отсутствуют однозначно интерпретируемое понятие категории «качество жизни», перечень показателей, его характеризующих, а также методика его оценки, которые необходимы для однозначной оценки мер государственной политики, направленных на повышение качества жизни населения Российской Федерации.
Целью работы является определение категории «качество жизни населения», системы показателей, его определяющей, а также разработка методики оценки качества жизни. Для этого необходимо решить ряд задач:
определить существующие подходы к интерпретации категории «качество жизни» населения;
определить существующие методики оценки качества жизни населения;
провести анализ качества жизни населения регионов РФ на основе существующих методик;
определение достоинств и недостатков существующих методик;
разработка собственной методики оценки качества жизни населения;
анализ качества жизни населения в регионах РФ на основе разработанной метод
На сегодняшний день существует множество подходов к интерпретации категории качества жизни населения, при этом большинство склонно понимать под качеством жизни более широкое понятие, чем уровень жизни населения,определяемый только как материальное благополучие населения. Также существует множество методологических подходов к расчету интегрального показателя, определяющего качество жизни населения.
Усиление воздействия общества на процесс принятия решений является необходимым условием улучшения качества жизни. Одним из инструментов такого воздействия – мониторинг уровня и качества жизни населения. Качество жизни и развитие человека становятся основными индикаторами социально-экономической ситуации в обществе. Однако сегодня пока еще нет нормативно-установленной номенклатуры показателей качества жизни и критериев их оценки, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов.
Между тем, научно обоснованная методология комплексной оценки качества жизни населения в регионах Российской Федерации должна рассматриваться как действенный инструмент выявления острых социальных проблем,определения приоритетных направлений, масштабов и механизмов оказания государственной поддержки, нацеленной на выравнивание уровней и повышение качества жизни населения в регионах России.
Для оценки мер государственной политики, направленных на повышение качества жизни населения в регионах РФ, необходимо однозначно определиться с интерпретацией категории «качество жизни» населения, с выбором показателя или системы показателей, наиболее полно отражающих данный индикатор, с выбором методики оценки качества жизни. Кроме того, необходимо нормативно закрепить данные категории.
На основе проведенного анализа была сформулирована интерпретация категории «качество жизни» населения, определен минимальный и достаточный перечень показателей, необходимых для количественного расчета качества жизни населения в регионах РФ, на основе которых разработана и апробирована методика оценки.
Данная методическая разработка преследует цель формирования системы непрерывного мониторинга процессов в сфере качества жизни населения с использованием ограниченного набора подлежащих наблюдению объективных статистических индикаторов, которая призвана обеспечить поддержку принятия решений в сфере государственного регулирования регионального развития Российской Федерации.
Внедрение новых методических подходов к оценке эффективности деятельности органов государственного управления является важным условием для достижения высокого уровня и качества жизни населения. Практическое применение современных методических подходов к оценке эффективности в органах государственной власти обеспечивает планирование на длительный период времени и предоставление тех государственных услуг, которые отвечают требованиям граждан. Это способствует направлению бюджетных средств на социально необходимые и экономически обоснованные цели, при этом повышает обоснованность принимаемых управленческих решений, формирует ответственность должностных лиц, что в конечном итоге приводит к достижению более высоких стандартов жизни в различных сферах жизнедеятельности.
Одним из инструментов, повышающих эффективность регулирования и побуждающих государственную власть к большему учету интересов граждан,является мониторинг качества жизни и развития человека. Информация мониторинга, с одной стороны, может служить основой для принятия решений по предотвращению дальнейшего углубления негативных тенденций в качестве жизни населения; с другой стороны, эта информация может быть необходимой для оценки принятых решений, проверки их эффективности или оценки возможных последствий принимаемого решения. Наличие системы, предоставляющей достоверную, своевременную и полную информацию об уровне и качестве жизни населения, свидетельствует о том, что государственная политика направлена на ее повышение, и власти стремятся учитывать интересы населения.
Представленная система базовых индикаторов сравнительной оценки качества жизни населения в регионах Российской Федерации является открытой к последующим изменениям, в том числе к уточнениям и дополнениям, с учетом непрерывного развития системы статистической отчетности в территориальном разрезе, появления в используемой информационной базе новых экономических и социальных показателей, более адекватно и достаточно репрезентативно
отражающих характер исследуемых факторов качества жизни в региональных социально-экономических системах. Данная система показателей выступает необходимой основой для разработки методологии интегральной сравнительной оценки качества жизни населения в субъектах Российской Федерации.
1. Айвазян, С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции (по статистическим данным за 1997–1999 гг.) / С.А. Айвазян // Уровень жизни населения регионов России. – 2002. – №11. – c. 5 –40.
2. Айвазян, С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях/ С.А. Айвазян; Рос. акад. наук, Центр. экон.- мат. ин-т. – М. : ЦЭМИ РАН, 2000. – 117 с.
3. Айвазян, С.А. Россия в межстрановом анализе синтетических категорий качества жизни населения. Часть I. Методология анализа и пример ее применения / С.А. Айвазян // Мир России. – 2010. – Т. X, №4. – С. 59–96.
4. Айвазян, С.А. Сравнительный анализ интегральных характеристик
качества жизни населения субъектов Российской Федерации / С.А. Айвазян. – М. : ЦЭМИ РАН, 2001. – 65 с.
5. Алферова, М.Н. О возможном подходе к разработке региональной
программы улучшения качества жизни населения / М.Н. Алферова [и др.] // Технологии качества жизни. – 2002. – Т. 2, №2. – С. 1–10.
6. Бабинцев, В.П. Региональная программа улучшения качества жизни
населения: технологии разработки / В.П. Бабинцев, А.А. Гармашев // Технологии качества жизни. – 2003. – Т. 3, №1. – С. 5–11.
7. Баженов С.А. Качество жизни населения: теория и практика /
С.А. Баженов, Н.С. Маликов // Уровень жизни населения регионов России. – 2002. – №10. – с. 19.
8. Безъязычный, В.Ф. Качество жизни: учеб. Пособие / В.Ф. Безъязычный, Е.В. Шилков; Рыбин. гос. авиац. технол. акад. им. П.А. Соловьева (РГАТА). – Рыбинск: РГАТА, 2004. –96 с.
9. Бойцов Б.В. Антология русского качества / Б.В. Бойцов,
Ю.В. Крянев // Редакция журнала Стандарта и качества. – 2003. – с. 207.10. Васильев, А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация / А.Л. Васильев. – М. : Стандарты и качество, 2003. –440 с.
11. Всероссийский центр уровня жизни [Электронный ресурс] . –
Режим доступа: http://www.vcug.ru/
12. Гаврилова, Т.В. Принципы и методы исследования качества жизни
населения / Т.В. Гаврилова // Технологии качества жизни. – 2004. – Т. 4, №2. –c. 1–11.
13. Гришина И.В. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки / И.В. Гришина, А.О. Полынев, С.А. Тимонин // Современные производительные силы [Электронный
ресурс]. – 2012. – №1. – с.70-83. – Режим доступа:
https://publications.hse.ru/articles/69031495.
14. Гундаров, И.А. Оценивать ли жизнь по показателям? [Электронный
ресурс] / И.А. Гундаров [и др.]. – Режим доступа: www.duel.ru/
15. Давыдова Е.В. Измерения качества жизни / Е.В. Давыдова, А.А. Давыдов. – М.: 1993.
16. Дж. Ван Гиг. Прикладная общая теория систем / Дж. Ван Гиг. – М. : Мир. – 1981.
17. Дробышева, В.В. Интегральная оценка качества жизни населения
региона: монография / В.В. Дробышева, Б.И. Герасимов; под ред.
Б.И. Герасимова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 108 с.
18. Жеребин В.М. Уровень жизни населения – как он понимается сегодня / В.М. Жеребин, Н.А. Ермакова // Вопросы статистики. – 2000. – №8. –с. 3-11.
19. Зиятдинов А.Р. Качество жизни населения как индикатор успешного экономического развития / А.Р. Зиятдинов // Вестник Казанского технологического университета. – 2006. – № 3. – с. 232-235.
20. Индикаторы конкурентоспособности и качества жизни: инструмент оценки и результативности госполитики/ Ин-т комплекс. стратег. исслед.– М. : ТЕИС, 2004. – 37 с.21. Калайдин Е.Н. Развитие методологии количественного представления показателя качества жизни населения и качества трудовой жизни / Е.Н. Калайдин // Теория и практика общественного развития. – 2012. –№ 4. – с. 271-273.
22. Косинский, П.Д. Управление качеством жизни населения региона:
системный подход / П.Д. Косинский. – Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 2004. – 212 с.
23. Нагимова А.Н. Социологический анализ качества жизни населения:
региональный аспект [Текст] : моногр. / А.Н. Нагимова. – Казань : Казан. гос. ун-т, 2010. – 306 с.
24. Независимый институт социальной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/indexes/index_life.shtml.
25. Неретина, Е.А. Субъективные индикаторы качества жизни в регионе / Е.А. Неретина, Т.А. Салимова, М.Ш. Салимов // Стандарты и качество. –2004. – №11. – c. 52–55.
26. Нугаев, Р.М. Качество жизни в трудах социологов США/
Р.М. Нугаев, М.А. Нугаев// Социол. исслед. – 2003. – №6. – С. 100–105.
27. Об утверждении методик расчета показателей для оперативной
оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Росстата от 05.07.2013 № 261. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
28. Проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года [Электронный ресурс] . – Режим доступа:
http://www.krskstate.ru/2030/plan.
29. Спиридонов С.П. Индикаторы качества жизни и методологии их
формирования / С.П. Спиридонов // Вопросы современной науки и практики.
Университет им. В.И. Вернадского, 2010. – № 10-12. – с. 208-223.
30. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по красноярскому краю [Электронный ресурс] . – Режим доступа:
http://krasstat.gks.ru/31. Ткачев, А.Н. Качество жизни населения как интегральный критерий
оценки эффективности деятельности региональной администрации [Электронный ресурс] / А.Н. Ткачев. – Режим доступа: www.ej.kubagro.ru/
32. Федеральная служба статистики [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.gks.ru/.
33. Шкуркин А.М. Качество жизни как социально-экономическая категория / А.М. Баженов, Е.В. Демидько // Мир науки, культуры, образования. –2011. – №4 (29). – с. 287.
34. The Economist Intelligence Unit’s quality-of-life index // THE WORLD
IN 2OO5 [Electronic resource]. – Режим доступа:
http://www.economist.com/media/pdf/QUALITY_OF_LIFE.pdf.