РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
Введение 4
1. Коммуникативная культура детей с ограниченными возможностями
здоровья 11
1.1 Научно-теоретические основы коммуникативной культуры 11
1.2 Особенности коммуникативной культуры у обучающихся с ОВЗ 29
2 Рекреативные технологии как средство формирования коммуникативной
культуры 42
2.1 Виды, функции и принципы рекреативных технологий 43
2.2 Опыт применения рекреативных технологий в формировании
коммуникативной культуры у обучающихся с ОВЗ на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1» 54
3 Применение рекреативных технологий в проекте «Театр без ограничений» 67
3.1 Уровень коммуникативной культуры и досуговые предпочтения обучающихся в КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1 67
3.2 Рекреативные технологии в проекте «Театр без ограничений» 73
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложения А-Д
1. Коммуникативная культура детей с ограниченными возможностями
здоровья 11
1.1 Научно-теоретические основы коммуникативной культуры 11
1.2 Особенности коммуникативной культуры у обучающихся с ОВЗ 29
2 Рекреативные технологии как средство формирования коммуникативной
культуры 42
2.1 Виды, функции и принципы рекреативных технологий 43
2.2 Опыт применения рекреативных технологий в формировании
коммуникативной культуры у обучающихся с ОВЗ на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1» 54
3 Применение рекреативных технологий в проекте «Театр без ограничений» 67
3.1 Уровень коммуникативной культуры и досуговые предпочтения обучающихся в КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1 67
3.2 Рекреативные технологии в проекте «Театр без ограничений» 73
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложения А-Д
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Родители, имеющие детей с ОВЗ, в настоящее время достаточно часто сталкиваются с множеством житейских и образовательных ситуаций, в которых ребенок, испытывающий сложности в построении коммуникаций оказывается вне доступных условий не только удовлетворения потребности в общении, но и получение образовательных услуг.
По данным министерства образования РФ, на территории страны сегодня насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч дети с инвалидностью), в системе специального образования обучается около 1,5% детей школьного возраста [93].
Согласно информации министерства образования Красноярского края, на территории региона проживают более 18 000 детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, из них только 10 873 ребенка включены в процесс общего образования, что составляет 68% от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Остальные не имеют такой возможности, и вынуждены обучаться дома. К тому же в период с 2011 по 2015 годы на 16% увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья [70].
Во-первых данные статистики говорят о том что растет количество семей и детей по тем или иным причинам нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, во-вторых растет мотивация родителей на получение образовательных услуг, что является очень важным показателем, так как в обычных общеобразовательных учреждениях часто возникают ситуации в которых родители детей испытывающих сложности в общении, поведении и обучении, отказываются взаимодействовать с педагогами и решить возникающие трудности. Это повышает значимость процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками.
Кроме того, постановлением правительства РФ №1297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Госпрограмма «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни [22]. А так же согласно концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной правительством РФ одной из задач является внедрение новых моделей и методик организации отдыха и оздоровления для всех категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья)[45].
Своеобразие детей с ОВЗ заключается в замедленном темпе развития психических и физических функций, в том числе и в функции общения.
Главная проблема детей с особыми образовательными потребностями заключается в нарушении связи с миром, в малой мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.
Наиболее важным, в процессе формирования коммуникативной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья, является создание условий для социально-культурной адаптации. Социально-культурная адаптация — процесс восстановления (формирования) способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного уровня коммуникабельности или общительности, то есть способности к спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций 5
при социально-психологическом взаимодействии [40].
Для успешной социальной адаптации ребенка ему необходимо усвоить все правила и нормы поведения в той или иной социальной роли (группы), успешнее всего это происходит посредством общения, как вербального, так и невербального.
Коммуникативная компетентность названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека и включена как параметр развития в ряд нормативно-правовых документов. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (далее ФГОС), сегодня существует потребность в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья [94].
У ребенка с ограниченными возможностями здоровья вследствие тех или иных дефицитов возникает высокий риск в освоении заявленных в стандарте результатов в заданный промежуток при реализации программы. Просматривается несоответствие коммуникативных возможностей детей с ОВЗ требованиям ФГОС и социально-педагогическим условиям их жизни.
Изучение особенностей формирования коммуникативной культуры у детей с ОВЗ представляет собой довольно значимую проблему, а применение социально-культурных технологий и их влияние на успешное развитие коммуникативной культуры определяет поле для дальнейшего исследования проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение коммуникативной культуры нашло свое отражение в педагогических исследованиях, выполненных в рамках культурологического подхода в высшем и среднем образовании у В. А. Сластенина, Г. С. Трофимовой, в работах, посвященных социализации школьников у О. С. Газмана, А. В. Мудрика, их общекультурному становлению у авторов Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя.
Проблема коммуникативного развития учащихся раскрывается также в дидактических направлениях личностно-ориентированного образования, таких как диалоговое обучение, в работах Е. Н. Ильина, С. Ю. Курганова, учебное сотрудничество описывает в своей работе Е. С. Полат, технологию обучения и управление педагогическим взаимодействием рассматривают В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова.
Ведущие специалисты по проблеме общения A. A. Бодалев, JI. C. Выготский, A. A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин рассматривали общение как сильнейший фактор развития личности, ее психического и физического здоровья.
А так же проблемой исследования особенностей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимались многие ученые, среди которых можно отметить таких, как В. М. Астапова, О. И. Лебединскую, Б. Ю. Шапиро, Х. С. Замского. В трудах этих ученых рассматриваются многие важные аспекты проблемы, а именно: принципы воспитания, реабилитации, методы и технологии работы психологов и социальных педагогов.
Большое значение для исследования потенциала социально-культурных технологий в формировании навыков общения имеют работы М.А. Ариарского, Е. И. Григорьевой, Т Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, H. H. Ярошенко, В. В. Туева.
Цель исследования: Теоретическое обоснование применения рекреативных технологий в процессе формирования коммуникативной культуры у обучающихся с ОВЗ.
Достижение цели исследования предполагает решение ряда основных задач:
1. Изучить научно-теоретические основы коммуникативной культуры.
2. Описать особенности формирования коммуникативной культуры у детей с ОВЗ.
3. Рассмотреть рекреативные технологии как средство формирования коммуникативной культуры.
4. Рассмотреть формы рекреативной деятельности, используемые для формирования коммуникативной культуры на сегодняшний день на базе учреждения КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1», предоставляющего образовательные услуги для детей с ОВЗ.
5. Провести исследование по определению уровня коммуникативности у обучающихся с ОВЗ на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1».
6. Разработать проект, направленный на повышение уровня коммуникативности и формирование коммуникативной культуры у обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Объект исследования: Коммуникативная культура обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: Рекреативные технологии как фактор социально-культурной адаптации.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что применение рекреативных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ будет способствовать формированию коммуникативной культуры, если:
- будут задействованы социально-педагогические и социально¬культурные ресурсы открытого коммуникативного пространства, направленные на удовлетворение коммуникативных потребностей детей.
- будут созданы условия для совместной деятельности со сверстниками и взрослыми в процессе реализации творческих проектов и установления новых социальных связей.
Методологические основы исследования:
- научно-концептуальные положения теории социально-культурной деятельности в контексте формирования коммуникативной культуры;
- теория культурно-досуговой деятельности в контексте содержания культурно-досуговой среды, принципов, форм и функций досуга, его активно-деятельностного и развивающего характера;
- коррекционная педагогика как базовая основа целенаправленного исправления дефекта личности, учёта психологических особенностей обучающихся с ОВЗ, взаимоотношений между учащимися;
- теории коммуникативных педагогических технологий в контексте организации процесса социально-культурной адаптации личности.
- современные теории гуманистической педагогики и психологии, затрагивающие различные проблемы взаимодействия, коммуникации, общения.
Апробация работы. Результаты работы были представлены на Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный - 2016», статья «Возможности применения рекреативных технологий социально-культурной деятельности в процессе формирования коммуникативной культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья». А так же в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы философии и социологии» в рамках XVII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодежь и наука XXI века» (КГПУ им. В.П. Астафьева), статья «Рекреативные технологии как средство формирования коммуникативной культуры».
Новизна данной работы заключается в том, что в ней подробно рассмотрен коммуникативный потенциал рекреативных технологий, а так же предложена новая типология рекреативных технологий социально культурной деятельности по содержанию непосредственно деятельности учащихся с ОВЗ.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении научных представлений о рекреативных технологиях социально-культурной деятельности как эффективном педагогическом средстве формирования коммуникативной культуры детей с ОВЗ, это дополняет теорию социально¬культурной деятельности информацией о возможностях использования потенциала данных технологий в учреждениях социально-культурной сферы и позволяет разрабатывать перспективные модели деятельности учреждений культуры и досуга с учетом различных особенностей у детей;
Практическая значимость исследования:
- предложены новые творческие формы культурно-досуговой деятельности во внеурочное время обучающихся КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1» с привлечением новых партнеров;
- проведено социологическое исследование по определению уровня владения базовыми коммуникативными компетенциями у обучающихся с ОВЗ на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1»;
- разработан проект, направленный на формирование коммуникативной культуры у обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Структура работы. Содержание выпускной квалификационной работы отражает цели и предмет исследования, логику и содержание поставленных вопросов. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Родители, имеющие детей с ОВЗ, в настоящее время достаточно часто сталкиваются с множеством житейских и образовательных ситуаций, в которых ребенок, испытывающий сложности в построении коммуникаций оказывается вне доступных условий не только удовлетворения потребности в общении, но и получение образовательных услуг.
По данным министерства образования РФ, на территории страны сегодня насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч дети с инвалидностью), в системе специального образования обучается около 1,5% детей школьного возраста [93].
Согласно информации министерства образования Красноярского края, на территории региона проживают более 18 000 детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, из них только 10 873 ребенка включены в процесс общего образования, что составляет 68% от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Остальные не имеют такой возможности, и вынуждены обучаться дома. К тому же в период с 2011 по 2015 годы на 16% увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья [70].
Во-первых данные статистики говорят о том что растет количество семей и детей по тем или иным причинам нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, во-вторых растет мотивация родителей на получение образовательных услуг, что является очень важным показателем, так как в обычных общеобразовательных учреждениях часто возникают ситуации в которых родители детей испытывающих сложности в общении, поведении и обучении, отказываются взаимодействовать с педагогами и решить возникающие трудности. Это повышает значимость процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками.
Кроме того, постановлением правительства РФ №1297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Госпрограмма «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни [22]. А так же согласно концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной правительством РФ одной из задач является внедрение новых моделей и методик организации отдыха и оздоровления для всех категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья)[45].
Своеобразие детей с ОВЗ заключается в замедленном темпе развития психических и физических функций, в том числе и в функции общения.
Главная проблема детей с особыми образовательными потребностями заключается в нарушении связи с миром, в малой мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.
Наиболее важным, в процессе формирования коммуникативной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья, является создание условий для социально-культурной адаптации. Социально-культурная адаптация — процесс восстановления (формирования) способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного уровня коммуникабельности или общительности, то есть способности к спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций 5
при социально-психологическом взаимодействии [40].
Для успешной социальной адаптации ребенка ему необходимо усвоить все правила и нормы поведения в той или иной социальной роли (группы), успешнее всего это происходит посредством общения, как вербального, так и невербального.
Коммуникативная компетентность названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека и включена как параметр развития в ряд нормативно-правовых документов. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (далее ФГОС), сегодня существует потребность в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья [94].
У ребенка с ограниченными возможностями здоровья вследствие тех или иных дефицитов возникает высокий риск в освоении заявленных в стандарте результатов в заданный промежуток при реализации программы. Просматривается несоответствие коммуникативных возможностей детей с ОВЗ требованиям ФГОС и социально-педагогическим условиям их жизни.
Изучение особенностей формирования коммуникативной культуры у детей с ОВЗ представляет собой довольно значимую проблему, а применение социально-культурных технологий и их влияние на успешное развитие коммуникативной культуры определяет поле для дальнейшего исследования проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение коммуникативной культуры нашло свое отражение в педагогических исследованиях, выполненных в рамках культурологического подхода в высшем и среднем образовании у В. А. Сластенина, Г. С. Трофимовой, в работах, посвященных социализации школьников у О. С. Газмана, А. В. Мудрика, их общекультурному становлению у авторов Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя.
Проблема коммуникативного развития учащихся раскрывается также в дидактических направлениях личностно-ориентированного образования, таких как диалоговое обучение, в работах Е. Н. Ильина, С. Ю. Курганова, учебное сотрудничество описывает в своей работе Е. С. Полат, технологию обучения и управление педагогическим взаимодействием рассматривают В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова.
Ведущие специалисты по проблеме общения A. A. Бодалев, JI. C. Выготский, A. A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин рассматривали общение как сильнейший фактор развития личности, ее психического и физического здоровья.
А так же проблемой исследования особенностей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимались многие ученые, среди которых можно отметить таких, как В. М. Астапова, О. И. Лебединскую, Б. Ю. Шапиро, Х. С. Замского. В трудах этих ученых рассматриваются многие важные аспекты проблемы, а именно: принципы воспитания, реабилитации, методы и технологии работы психологов и социальных педагогов.
Большое значение для исследования потенциала социально-культурных технологий в формировании навыков общения имеют работы М.А. Ариарского, Е. И. Григорьевой, Т Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, H. H. Ярошенко, В. В. Туева.
Цель исследования: Теоретическое обоснование применения рекреативных технологий в процессе формирования коммуникативной культуры у обучающихся с ОВЗ.
Достижение цели исследования предполагает решение ряда основных задач:
1. Изучить научно-теоретические основы коммуникативной культуры.
2. Описать особенности формирования коммуникативной культуры у детей с ОВЗ.
3. Рассмотреть рекреативные технологии как средство формирования коммуникативной культуры.
4. Рассмотреть формы рекреативной деятельности, используемые для формирования коммуникативной культуры на сегодняшний день на базе учреждения КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1», предоставляющего образовательные услуги для детей с ОВЗ.
5. Провести исследование по определению уровня коммуникативности у обучающихся с ОВЗ на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1».
6. Разработать проект, направленный на повышение уровня коммуникативности и формирование коммуникативной культуры у обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Объект исследования: Коммуникативная культура обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: Рекреативные технологии как фактор социально-культурной адаптации.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что применение рекреативных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ будет способствовать формированию коммуникативной культуры, если:
- будут задействованы социально-педагогические и социально¬культурные ресурсы открытого коммуникативного пространства, направленные на удовлетворение коммуникативных потребностей детей.
- будут созданы условия для совместной деятельности со сверстниками и взрослыми в процессе реализации творческих проектов и установления новых социальных связей.
Методологические основы исследования:
- научно-концептуальные положения теории социально-культурной деятельности в контексте формирования коммуникативной культуры;
- теория культурно-досуговой деятельности в контексте содержания культурно-досуговой среды, принципов, форм и функций досуга, его активно-деятельностного и развивающего характера;
- коррекционная педагогика как базовая основа целенаправленного исправления дефекта личности, учёта психологических особенностей обучающихся с ОВЗ, взаимоотношений между учащимися;
- теории коммуникативных педагогических технологий в контексте организации процесса социально-культурной адаптации личности.
- современные теории гуманистической педагогики и психологии, затрагивающие различные проблемы взаимодействия, коммуникации, общения.
Апробация работы. Результаты работы были представлены на Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный - 2016», статья «Возможности применения рекреативных технологий социально-культурной деятельности в процессе формирования коммуникативной культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья». А так же в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы философии и социологии» в рамках XVII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодежь и наука XXI века» (КГПУ им. В.П. Астафьева), статья «Рекреативные технологии как средство формирования коммуникативной культуры».
Новизна данной работы заключается в том, что в ней подробно рассмотрен коммуникативный потенциал рекреативных технологий, а так же предложена новая типология рекреативных технологий социально культурной деятельности по содержанию непосредственно деятельности учащихся с ОВЗ.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении научных представлений о рекреативных технологиях социально-культурной деятельности как эффективном педагогическом средстве формирования коммуникативной культуры детей с ОВЗ, это дополняет теорию социально¬культурной деятельности информацией о возможностях использования потенциала данных технологий в учреждениях социально-культурной сферы и позволяет разрабатывать перспективные модели деятельности учреждений культуры и досуга с учетом различных особенностей у детей;
Практическая значимость исследования:
- предложены новые творческие формы культурно-досуговой деятельности во внеурочное время обучающихся КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1» с привлечением новых партнеров;
- проведено социологическое исследование по определению уровня владения базовыми коммуникативными компетенциями у обучающихся с ОВЗ на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1»;
- разработан проект, направленный на формирование коммуникативной культуры у обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Структура работы. Содержание выпускной квалификационной работы отражает цели и предмет исследования, логику и содержание поставленных вопросов. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В любом современном обществе для успешной социализации каждому индивиду необходимо владеть всеми нормами правилами и навыками, принятыми в данном обществе. В том числе и соответствующим уровнем культуры поведения, общения, взаимодействия. Коммуникативная культура неотъемлемая часть таких норм и правил, без владения коммуникативной культурой невозможна социализация человека, развитие профессиональной культуры личности и полноценная реализация потенциалов индивидуума в окружающем его социуме.
Исследование научно-теоретических подходов к понятию коммуникативная культура позволяет нам утверждать, что коммуникативная культура — это связующий компонент всех видов культур. Она может выступать как часть индивидуальной культуры, в то же время выступать как диалог культур.
Формирование коммуникативной культуры в процессе социально-культурной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема, которая остается актуальной на сегодняшний день, этим вопросом занимаются педагоги, психологи, дефектологи, лингвисты, работающие с данной группой населения. Анализируя их опыт, мы можем сделать вывод, что результативнее всего процесс формирования коммуникативной культуры происходит во время свободного общения и не регламентированной досуговой деятельности, но остается нерешенной проблема доступности открытого коммуникативного пространства, в котором обучающиеся с ОВЗ могли бы удовлетворить свои коммуникативные потребности и расширять поле контактов.
Раскрывая сущность рекреативных технологий в системе организации досуга обучающихся с ОВЗ, можно сделать вывод о том, что они оказывают большое влияние на формирование коммуникативной культуры в том случае, когда существует возможность не ограничивать свой круг общения. Поэтому 81 наиболее актуальным представляется создание проектов интегрированного взаимодействия детей с ОВЗ с детьми без ограничений по здоровью. В таких проектах во время работы детей друг с другом обучающиеся с ОВЗ могут перенимать социальные нормы и модели поведения, с которыми они не сталкиваются в привычной среде. А так же важно выбирать такие формы организации и проведении проектов, которые смогут заинтересовать обе категории, при этом, не создав сложностей для детей с ОВЗ, в зависимости от их физиологических ограничений, в данном случае у детей с ограничениями по зрению, невербальная составляющая коммуникативной культуры, информация передаваемая с помощью жестов и мимики, воспринимается сложнее из-за физиологических особенностей, а значит в процессе организации проекта это нужно учитывать.
Исходя из результатов проведенного исследования мы можем сделать выводы, что существующие на сегодняшний день методы и формы культурно-досуговой деятельности детей с ОВЗ не удовлетворяют полностью потребность в общении, и не формируют навыки коммуникативности на там уровне, который требуется для социализации в обществе на сегодняшний день, поэтому актуальным будет введение новых форм, таких как проект «Театр без ограничений», который подразумевает собой театр теней, где визуальная составляющая сведена к минимуму, а выражение эмоций с помощью жестов выведено на передний план, совместно с музыкально-речевым сопровождением. Предложенный проект будет способствовать раскрытию внутренних ресурсов личности, формированию креативного мышления и коммуникативных навыков.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что применение рекреативных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ будет способствовать формированию коммуникативной культуры, если:
- будут задействованы социально-педагогические и социально¬культурные ресурсы открытого коммуникативного пространства, направленные на удовлетворение коммуникативных потребностей детей;
- будут созданы условия для совместной деятельности со сверстниками и взрослыми в процессе реализации творческих проектов и установления новых социальных связей, в ходе исследование подтверждается.
Исследование научно-теоретических подходов к понятию коммуникативная культура позволяет нам утверждать, что коммуникативная культура — это связующий компонент всех видов культур. Она может выступать как часть индивидуальной культуры, в то же время выступать как диалог культур.
Формирование коммуникативной культуры в процессе социально-культурной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема, которая остается актуальной на сегодняшний день, этим вопросом занимаются педагоги, психологи, дефектологи, лингвисты, работающие с данной группой населения. Анализируя их опыт, мы можем сделать вывод, что результативнее всего процесс формирования коммуникативной культуры происходит во время свободного общения и не регламентированной досуговой деятельности, но остается нерешенной проблема доступности открытого коммуникативного пространства, в котором обучающиеся с ОВЗ могли бы удовлетворить свои коммуникативные потребности и расширять поле контактов.
Раскрывая сущность рекреативных технологий в системе организации досуга обучающихся с ОВЗ, можно сделать вывод о том, что они оказывают большое влияние на формирование коммуникативной культуры в том случае, когда существует возможность не ограничивать свой круг общения. Поэтому 81 наиболее актуальным представляется создание проектов интегрированного взаимодействия детей с ОВЗ с детьми без ограничений по здоровью. В таких проектах во время работы детей друг с другом обучающиеся с ОВЗ могут перенимать социальные нормы и модели поведения, с которыми они не сталкиваются в привычной среде. А так же важно выбирать такие формы организации и проведении проектов, которые смогут заинтересовать обе категории, при этом, не создав сложностей для детей с ОВЗ, в зависимости от их физиологических ограничений, в данном случае у детей с ограничениями по зрению, невербальная составляющая коммуникативной культуры, информация передаваемая с помощью жестов и мимики, воспринимается сложнее из-за физиологических особенностей, а значит в процессе организации проекта это нужно учитывать.
Исходя из результатов проведенного исследования мы можем сделать выводы, что существующие на сегодняшний день методы и формы культурно-досуговой деятельности детей с ОВЗ не удовлетворяют полностью потребность в общении, и не формируют навыки коммуникативности на там уровне, который требуется для социализации в обществе на сегодняшний день, поэтому актуальным будет введение новых форм, таких как проект «Театр без ограничений», который подразумевает собой театр теней, где визуальная составляющая сведена к минимуму, а выражение эмоций с помощью жестов выведено на передний план, совместно с музыкально-речевым сопровождением. Предложенный проект будет способствовать раскрытию внутренних ресурсов личности, формированию креативного мышления и коммуникативных навыков.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что применение рекреативных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ будет способствовать формированию коммуникативной культуры, если:
- будут задействованы социально-педагогические и социально¬культурные ресурсы открытого коммуникативного пространства, направленные на удовлетворение коммуникативных потребностей детей;
- будут созданы условия для совместной деятельности со сверстниками и взрослыми в процессе реализации творческих проектов и установления новых социальных связей, в ходе исследование подтверждается.



