Введение 4
1. Коммуникативная культура детей с ограниченными возможностями
здоровья 11
1.1 Научно-теоретические основы коммуникативной культуры 11
1.2 Особенности коммуникативной культуры у обучающихся с ОВЗ 29
2 Рекреативные технологии как средство формирования коммуникативной
культуры 42
2.1 Виды, функции и принципы рекреативных технологий 43
2.2 Опыт применения рекреативных технологий в формировании
коммуникативной культуры у обучающихся с ОВЗ на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1» 54
3 Применение рекреативных технологий в проекте «Театр без ограничений» 67
3.1 Уровень коммуникативной культуры и досуговые предпочтения обучающихся в КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1 67
3.2 Рекреативные технологии в проекте «Театр без ограничений» 73
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложения А-Д
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Родители, имеющие детей с ОВЗ, в настоящее время достаточно часто сталкиваются с множеством житейских и образовательных ситуаций, в которых ребенок, испытывающий сложности в построении коммуникаций оказывается вне доступных условий не только удовлетворения потребности в общении, но и получение образовательных услуг.
По данным министерства образования РФ, на территории страны сегодня насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч дети с инвалидностью), в системе специального образования обучается около 1,5% детей школьного возраста [93].
Согласно информации министерства образования Красноярского края, на территории региона проживают более 18 000 детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, из них только 10 873 ребенка включены в процесс общего образования, что составляет 68% от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Остальные не имеют такой возможности, и вынуждены обучаться дома. К тому же в период с 2011 по 2015 годы на 16% увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья [70].
Во-первых данные статистики говорят о том что растет количество семей и детей по тем или иным причинам нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, во-вторых растет мотивация родителей на получение образовательных услуг, что является очень важным показателем, так как в обычных общеобразовательных учреждениях часто возникают ситуации в которых родители детей испытывающих сложности в общении, поведении и обучении, отказываются взаимодействовать с педагогами и решить возникающие трудности. Это повышает значимость процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками.
Кроме того, постановлением правительства РФ №1297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Госпрограмма «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни [22]. А так же согласно концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной правительством РФ одной из задач является внедрение новых моделей и методик организации отдыха и оздоровления для всех категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья)[45].
Своеобразие детей с ОВЗ заключается в замедленном темпе развития психических и физических функций, в том числе и в функции общения.
Главная проблема детей с особыми образовательными потребностями заключается в нарушении связи с миром, в малой мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.
Наиболее важным, в процессе формирования коммуникативной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья, является создание условий для социально-культурной адаптации. Социально-культурная адаптация — процесс восстановления (формирования) способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного уровня коммуникабельности или общительности, то есть способности к спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций 5
при социально-психологическом взаимодействии [40].
Для успешной социальной адаптации ребенка ему необходимо усвоить все правила и нормы поведения в той или иной социальной роли (группы), успешнее всего это происходит посредством общения, как вербального, так и невербального.
Коммуникативная компетентность названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека и включена как параметр развития в ряд нормативно-правовых документов. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (далее ФГОС), сегодня существует потребность в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья [94].
У ребенка с ограниченными возможностями здоровья вследствие тех или иных дефицитов возникает высокий риск в освоении заявленных в стандарте результатов в заданный промежуток при реализации программы. Просматривается несоответствие коммуникативных возможностей детей с ОВЗ требованиям ФГОС и социально-педагогическим условиям их жизни.
Изучение особенностей формирования коммуникативной культуры у детей с ОВЗ представляет собой довольно значимую проблему, а применение социально-культурных технологий и их влияние на успешное развитие коммуникативной культуры определяет поле для дальнейшего исследования проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение коммуникативной культуры нашло свое отражение в педагогических исследованиях, выполненных в рамках культурологического подхода в высшем и среднем образовании у В. А. Сластенина, Г. С. Трофимовой, в работах, посвященных социализации школьников у О. С. Газмана, А. В. Мудрика, их общекультурному становлению у авторов Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя.
Проблема коммуникативного развития учащихся раскрывается также в дидактических направлениях личностно-ориентированного образования, таких как диалоговое обучение, в работах Е. Н. Ильина, С. Ю. Курганова, учебное сотрудничество описывает в своей работе Е. С. Полат, технологию обучения и управление педагогическим взаимодействием рассматривают В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова.
Ведущие специалисты по проблеме общения A. A. Бодалев, JI. C. Выготский, A. A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин рассматривали общение как сильнейший фактор развития личности, ее психического и физического здоровья.
А так же проблемой исследования особенностей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимались многие ученые, среди которых можно отметить таких, как В. М. Астапова, О. И. Лебединскую, Б. Ю. Шапиро, Х. С. Замского. В трудах этих ученых рассматриваются многие важные аспекты проблемы, а именно: принципы воспитания, реабилитации, методы и технологии работы психологов и социальных педагогов.
Большое значение для исследования потенциала социально-культурных технологий в формировании навыков общения имеют работы М.А. Ариарского, Е. И. Григорьевой, Т Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, H. H. Ярошенко, В. В. Туева.
Цель исследования: Теоретическое обоснование применения рекреативных технологий в процессе формирования коммуникативной культуры у обучающихся с ОВЗ.
Достижение цели исследования предполагает решение ряда основных задач:
1. Изучить научно-теоретические основы коммуникативной культуры.
2. Описать особенности формирования коммуникативной культуры у детей с ОВЗ.
3. Рассмотреть рекреативные технологии как средство формирования коммуникативной культуры.
4. Рассмотреть формы рекреативной деятельности, используемые для формирования коммуникативной культуры на сегодняшний день на базе учреждения КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1», предоставляющего образовательные услуги для детей с ОВЗ.
5. Провести исследование по определению уровня коммуникативности у обучающихся с ОВЗ на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1».
6. Разработать проект, направленный на повышение уровня коммуникативности и формирование коммуникативной культуры у обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Объект исследования: Коммуникативная культура обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: Рекреативные технологии как фактор социально-культурной адаптации.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что применение рекреативных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ будет способствовать формированию коммуникативной культуры, если:
- будут задействованы социально-педагогические и социально¬культурные ресурсы открытого коммуникативного пространства, направленные на удовлетворение коммуникативных потребностей детей.
- будут созданы условия для совместной деятельности со сверстниками и взрослыми в процессе реализации творческих проектов и установления новых социальных связей.
Методологические основы исследования:
- научно-концептуальные положения теории социально-культурной деятельности в контексте формирования коммуникативной культуры;
- теория культурно-досуговой деятельности в контексте содержания культурно-досуговой среды, принципов, форм и функций досуга, его активно-деятельностного и развивающего характера;
- коррекционная педагогика как базовая основа целенаправленного исправления дефекта личности, учёта психологических особенностей обучающихся с ОВЗ, взаимоотношений между учащимися;
- теории коммуникативных педагогических технологий в контексте организации процесса социально-культурной адаптации личности.
- современные теории гуманистической педагогики и психологии, затрагивающие различные проблемы взаимодействия, коммуникации, общения.
Апробация работы. Результаты работы были представлены на Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный - 2016», статья «Возможности применения рекреативных технологий социально-культурной деятельности в процессе формирования коммуникативной культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья». А так же в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы философии и социологии» в рамках XVII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодежь и наука XXI века» (КГПУ им. В.П. Астафьева), статья «Рекреативные технологии как средство формирования коммуникативной культуры».
Новизна данной работы заключается в том, что в ней подробно рассмотрен коммуникативный потенциал рекреативных технологий, а так же предложена новая типология рекреативных технологий социально культурной деятельности по содержанию непосредственно деятельности учащихся с ОВЗ.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении научных представлений о рекреативных технологиях социально-культурной деятельности как эффективном педагогическом средстве формирования коммуникативной культуры детей с ОВЗ, это дополняет теорию социально¬культурной деятельности информацией о возможностях использования потенциала данных технологий в учреждениях социально-культурной сферы и позволяет разрабатывать перспективные модели деятельности учреждений культуры и досуга с учетом различных особенностей у детей;
Практическая значимость исследования:
- предложены новые творческие формы культурно-досуговой деятельности во внеурочное время обучающихся КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1» с привлечением новых партнеров;
- проведено социологическое исследование по определению уровня владения базовыми коммуникативными компетенциями у обучающихся с ОВЗ на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №1»;
- разработан проект, направленный на формирование коммуникативной культуры у обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Структура работы. Содержание выпускной квалификационной работы отражает цели и предмет исследования, логику и содержание поставленных вопросов. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В любом современном обществе для успешной социализации каждому индивиду необходимо владеть всеми нормами правилами и навыками, принятыми в данном обществе. В том числе и соответствующим уровнем культуры поведения, общения, взаимодействия. Коммуникативная культура неотъемлемая часть таких норм и правил, без владения коммуникативной культурой невозможна социализация человека, развитие профессиональной культуры личности и полноценная реализация потенциалов индивидуума в окружающем его социуме.
Исследование научно-теоретических подходов к понятию коммуникативная культура позволяет нам утверждать, что коммуникативная культура — это связующий компонент всех видов культур. Она может выступать как часть индивидуальной культуры, в то же время выступать как диалог культур.
Формирование коммуникативной культуры в процессе социально-культурной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема, которая остается актуальной на сегодняшний день, этим вопросом занимаются педагоги, психологи, дефектологи, лингвисты, работающие с данной группой населения. Анализируя их опыт, мы можем сделать вывод, что результативнее всего процесс формирования коммуникативной культуры происходит во время свободного общения и не регламентированной досуговой деятельности, но остается нерешенной проблема доступности открытого коммуникативного пространства, в котором обучающиеся с ОВЗ могли бы удовлетворить свои коммуникативные потребности и расширять поле контактов.
Раскрывая сущность рекреативных технологий в системе организации досуга обучающихся с ОВЗ, можно сделать вывод о том, что они оказывают большое влияние на формирование коммуникативной культуры в том случае, когда существует возможность не ограничивать свой круг общения. Поэтому 81 наиболее актуальным представляется создание проектов интегрированного взаимодействия детей с ОВЗ с детьми без ограничений по здоровью. В таких проектах во время работы детей друг с другом обучающиеся с ОВЗ могут перенимать социальные нормы и модели поведения, с которыми они не сталкиваются в привычной среде. А так же важно выбирать такие формы организации и проведении проектов, которые смогут заинтересовать обе категории, при этом, не создав сложностей для детей с ОВЗ, в зависимости от их физиологических ограничений, в данном случае у детей с ограничениями по зрению, невербальная составляющая коммуникативной культуры, информация передаваемая с помощью жестов и мимики, воспринимается сложнее из-за физиологических особенностей, а значит в процессе организации проекта это нужно учитывать.
Исходя из результатов проведенного исследования мы можем сделать выводы, что существующие на сегодняшний день методы и формы культурно-досуговой деятельности детей с ОВЗ не удовлетворяют полностью потребность в общении, и не формируют навыки коммуникативности на там уровне, который требуется для социализации в обществе на сегодняшний день, поэтому актуальным будет введение новых форм, таких как проект «Театр без ограничений», который подразумевает собой театр теней, где визуальная составляющая сведена к минимуму, а выражение эмоций с помощью жестов выведено на передний план, совместно с музыкально-речевым сопровождением. Предложенный проект будет способствовать раскрытию внутренних ресурсов личности, формированию креативного мышления и коммуникативных навыков.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что применение рекреативных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ будет способствовать формированию коммуникативной культуры, если:
- будут задействованы социально-педагогические и социально¬культурные ресурсы открытого коммуникативного пространства, направленные на удовлетворение коммуникативных потребностей детей;
- будут созданы условия для совместной деятельности со сверстниками и взрослыми в процессе реализации творческих проектов и установления новых социальных связей, в ходе исследование подтверждается.
1. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова — Москва: Издательский центр «Академия», 2001 — 192 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева — Москва: АСТ-Пресс, 2004. — 365 с.
3. Андриенко, Е. В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в профильном обучении / Е. В. Андриенко // Педагогическая наука и образование. — 2010. — №11
4. Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. — Москва: Лабиринт, 2007. — 256 с.
5. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск: «Университетское», 1990. — 560 с.
6. Ариарский, М. А. Педагогическая культурология: в 2 т. / М. А. Ариарский. — Санкт-Петербург: Концерт, 2012. — Т. 1. Методология и методика постижения культуры. - 400 с.; Т. 2. Социально-культурная деятельность и технологии ее организации. - Санкт-Петербург: Концерт, 2012. - 448 с.
7. Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развитии. Хрестоматия. 2-е изд. / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе — Санкт-Петербург. — 2000. — 256 с.
8. Астапов, В. М. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями / В. М. Астапов, О. И. Лебединская, Б. Ю Шапиро // Детский практический психолог. — 1995. — № 7. — С. 25—28
9. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин — Москва: Искусство. — 1979. — 424 с.
10. Белянский, Р Г. Рекреативные технологии как средство
ресурс] / Р. Г. Белянский // Вестник Тамбовского университета. Серия:Гуманитарные науки. — 2011.— № 5. — Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/rekreativnye-tehnologii-kak-sredstvo-formirovaniya- navykov-mezhkulturnogo-obscheniya- molodezhi
11. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодадев — М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. — 256 с.
12. Бодалев, А. А. Личность и общение. / А. А Бодалев — Москва: Педагогика, 1983. — 272 с.
13. Боденко, Б. Н. Педагогические условия общекультурного становления школьника в образовательной среде : Науч. изд. / Боденко Б. Н., Боденко Л. А. — Москва: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001. — 146 с.
14. Бойков, Д. И. Формирование коммуникативных умений младших школьников с проблемами в развитии / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова // Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. — Москва: Изд-во «Новый учебник», 2003. — 176 с.
15. Волкова, Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения : автореф. дисс. Д-ра пед. наук. / Л .С. Волкова — 1983. — 28 с.
16. Выготский, Л. С. Психология развития человека: монография / Л. С. Выготский. - Москва: Смысл; Эксмо, — 2005. - 136 с.
17. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Т. 5 : Основы дефектологии / Под. ред. Т. А. Власовой. — Москва: Педагогика, 1982 — 1984.
18. Гаврияш, М. С. Профессионально-этические основы деятельности социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / М. С. Гаврияш // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). — Режим доступа: http://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf
19. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель / О. С. Газман. — 2000. — № 3 — С. 6 — 33
20. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. — Москва, 2002. — 201 с.
21. Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению компетентности: автореф. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. К. Гейхман — Екатеринбург. — 2003. - 22
22. Государственная программа «Доступная среда» на 2016—2020 год [Электронный ресурс] // Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. — Режим доступа: https://mszn27.ru/sites/files/mszn/files/0a3942be98f977dd199c.pdf
23. Григорьева, Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология / Г. В. Григорьева — 1998. — №5. — С. 76-87
24. Григорьева, Е. И. Медико-социальные основы здоровья и рекреации. / Е. И. Григорьева, Г. В. Ганьшина, И. А. Ерохина. — Тамбов — 2007. — 228 с.
25. Григорьева М. В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2003 — №10 — С. 25-29.
26. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования // Под общ. ред. акад. РАО В. Л. Матросова. — Москва: Прометей, — 1999.
27. Денискина, В. З. Формирование не речевых средств общения у детей с нарушением зрения / В. З. Денискина. — Верхняя Пышма, — 1997 — 22 с
28. Дегтярева Т. Н. Инклюзия в профессиональном образовании человека с ограниченными возможностями здоровья: социально-институциональные аспекты / научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика» из научного журнала «Сибирский педагогический журнал», — №2, — 2013 — с.251
29. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова — Москва: Дрова — 2008, — 512 с.
30. Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дисс.доктора психолог, наук. / Ю. Н. Емельянов — Львов, — 1990. — 329 с.
31. Ефимова, О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе [электронный ресурс] / О. В. Ефимова // Научное сообщество Воронежского университета. Гуманитарные науки: науч.-практ. конф. № 2 (20-15). Режим доступа: http://idc.ulstu.ru
32. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении: практическое пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. — Москва: Изд-во МГУ, — 1991 — 96 с.
33. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX в. / Х. С. Замский — Москва: Образование, — 1995 — 400 с.
34. Заорская, М. Л. Коррекция и развитие средств общения у слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста в условиях специальной школы-интерната: автореф. дис. ...канд. пед. наук. / М. Л. Заорская — Санкт-Петербург — 1991 — 23 с
35. Зенкина, С. В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / С. В. Зенкина - Москва, 2007. - 48 с.
36. Зимняя, И. А. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование) // Материалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения» / И. А. Зимняя — Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, — 2006.- 130 с.
37. Ильин, Е. Н. Искусство общения./ Е. Н. Ильин — Москва, — 1982.— 268 с.
38. Ильяева, И. А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. / И. А. Ильяева — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун¬та, — 1989. — 201 с.
39. Карнаухова, А. А. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в информационной образовательной среде городской школы: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Карнаухова — Якутск, 2010. —
22 с.
40. Киселёва, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — Москва: МГУКИ, 2004. — 539 с.
41. Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган М.: Изд-во « Мысль», — 1984. — 252 с.
42. Клименко, Ю. Г. Театр как практическая психология Катарсис. Альманах. — / Ю. Г. Клименко — Москва, — 1994.
43. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация: учеб.пособие / Е. В. Клюев. — Москва: Рипол Классик, 2002. — 320 с.
44. Кожанова, Н. С. Педагогические условия и средства коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения в семье: автореф. дис. .канд. пед. наук. / Н. С. Кожанова — Екатеринбург, — 2009. — 23 с.
45. Коммуникативные барьеры [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Москва, — 2007. — Режим доступа:http://obsheniedel.ru/etika-biznesa-i-delovogo-obshheniya-kommunikativnye-barery.html
46. Концепция федеральной целевой программы развития образования
на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] // Сайт министерства социальной защиты населения. — Режим доступа: https://govemment.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
47. Корнилова, И. Г. Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в креативной игре- драматизации: автореф. дис. .канд. пед. наук. / И. Г. Корнилова — Москва, — 1999. — 24 с.
48. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников — Москва: ПЕР СЭ, — 2002. — 192 с.
49. Кривченко, Т. А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании// Классный руководитель / Т. А. Кривченко — 2002. — №5. — с. 132-142
50. Кумарина, Г. Ф. Педагогическая диагностика развития и обучения школьников в системе коррекционного обучения / Г. Ф. Кумарина — Москва: НИИ ОП АПН СССР, — 1989. — 384 с.
51. Кунакова, Н. Ю. Интегративная технология педагогической поддержки школьников младшего подросткового возраста: Дисс.канд. пед. наук. / Н. Ю. Кунакова — Москва, — 2000. — 195 с.
52. Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В. Н. Куницына //Теоретические и прикладные вопросы психологии: сб. статей / под ред. А. А. Крылова. — 1995. — №1. — С. 195-200
53. Курганов, С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. / С. Ю. Курганов — Москва: Просвещение, — 1989. — 543 с.
54. Литвинова, С. Н. Организация досуга детей и подростков
[Электронный ресурс] / С. Н. Литвинова // Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования. — Режим доступа:
http://dopedu.ru/metodopit/207-dosug-detey.html
55. Лебединская, К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К. С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. — Москва: Педагогика, — 1988. — 168 с.
56. Леонтьев, А. А. Психология общения. — 2-е изд., испр. и доп./ А. А. Леонтьев — Москва: Смысл, — 1997. — 365 с.
57. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. — Москва: МПСИ, — 2001. — 384 с.
58. Ломов, Б. Ф. Общение как проблема / Под ред. Е. В. Шороховой.— Москва: Наука, — 1975, — с. 124-135.
59. Лубовский, Д. В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показателя развития личности / Д. В. Лубовский -— Москва, — 1990. — 185 с.
60. Малышева, А. Н. Педагогический потенциал рекреативных технологий в формировании культуры здоровья студенческой молодежи. Автореферат дисс. канд. пед. наук / А. Н. Малышева — Тамбов, — 2011. — 26 с.
61. Матьяш О. И. Что такое коммуникация? Нужно ли нам коммуникативное образование? [электронный ресурс] / О. И. Матьяш — Режим доступа: http://www.russcomm.ru/
62. Мудрик, А. В. Социальная педагогика. Учебник для студ. учреждений высш. образования / А. В. Мудрик — Москва, — 2014. — 387 с.
63. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик — Москва: Педагогика, — 1984. — 210 с.
64. Муравьева, О. И. Основные стратегии в структуре
коммуникативной компетентности: дис. . канд.психол.наук /О. И. Муравьева. —Томск, — 2001. — 158 с.
65. Мычко, Е. И. Практико-ориентированные технологии коммуникативной культуры педагога: Дисс.канд. пед. наук. / Е. И. Мычко — Москва, — 2000. — 195 с.
66. Николаева, Ж. В. Основы теории коммуникации. / Ж. В. Николаева
— Улан-Удэ: ВСГТУ, — 2004. — 384 с.
67. Никулина, Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения / Г. В. Никулина — Санкт-Петербург: КАРО, — 2006. — 400 с.
68. Новиков, Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами / Д. А. Новиков — Москва: Эгвес, — 2009. — 156 с.
69. Новичкова, И. В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией: автореф. дис. .канд. пед. наук. / И. В. Новичкова — Москва, — 1997. — 18 с.;
70. Наумов, Е. Б. Организационно-педагогические условия
формирования коммуникативных способностей подростков в процессе внешкольной деятельности: Автореферат дисс.канд. пед. наук / Е. Б. Наумов — Курган, — 2000. — 21 с.
71. Овсейчик, О. Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы: Дисс.канд. пед. наук / О. Н. Овсейчик — Москва, —2002. — 146 с.
72. Основные направления культурной политики до 2020 года. [Электронный ресурс] // Сайт Министерства культуры Красноярского края. Режим доступа: http://krascult.ru/o-ministerstve-kultury/osnovnye-napravleniya- kulturnoi-politiki-do-2020-goda
73. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин — Санкт-Петербург: ИГУП, —1999. — 592 с.
74. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. — Минск : Современное слово, — 2005.— 720с.
75. Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. — Москва: Издательский центр «Академия», — 2006. — 400 с
76. Педагогическая коррекция и социальное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. — Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство Пресс», — 2010.
77. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская — Москва: Изд-во МГУ, — 1989
78. Попова, Н. А. Роль театральной деятельности в формировании инклюзивной социокультурной среды - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии [Электронный ресурс] / Н. А. Попова // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. Режим доступа: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44024_full.html
79. Попова, Н. А. Современная культура и «особое искусство» // Протеатр. Феномен «особого искусства» и современная культура. / Н. А. Попова — Москва, — 2008.
80. Почепцов, Г. В. Теория коммуникации / Г. В. Почепцов - Москва: Рефл-бук Ваклер, 2001. - 246 с.
81. Психология подростка Учебник. Под ред. А. А. Реана — Санкт- Петербрг: Прайм-еврознак», — 2003. — 480 с
82. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии /Г. К. Селевко — Москва, — 1998.
83. Сластенин, В. А. Антропологический подход в педагогическом образованиии / В. А.Сластенин // Нар. Образование. — 1994. — № 9 — 10. — С. 124 - 126.
84. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. Пособие / под науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. — Тамбов: Першина, 2004. - 512 с.
85. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова - Москва: Просвещение, — 1995. — 192 с.
86. Соколова, В. В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования: Автореферат дисс.д-ра пед. наук / В. В. Соколова — Чебоксары, — 1999. — 28 с.
87. Стангрит, Е. С. Методические рекомендации к организации диагностической и коррекционной работы с детьми с ОВЗ [электронный ресурс]. Режим доступа: http://kiro-karelia.ru_
88. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учебное пособие. /Ю. А. Стрельцов. — Москва: МГУКИ, — 2003. — 63 с.
89. Технологии социальной работы: Учебник. / Ред. Е. И. Холостова; Под общ. ред. Е. И. Холостовой. — Москва: ИНФРА-М, —2012. — 398 c.
90. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные
педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев — Москва, — 2005.
91. Трофимова, Г. С. К вопросу об исследовании роли и места невербальных средств коммуникации / Г. С. Трофимова // Язык и история : сб. науч. тр. — Глазов, — 2005. — С. 220-225.
92. Трофимова, Г. С. Коммуникативная составляющая как часть общепрофессиональной качественной подготовки специалиста / Г. С. Трофимова // Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов : материалы междунар. науч.- метод. конф. — Ижевск, — 2005. — Т. 1. — С. 455-461.
93. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах Учебное пособие по курсу Социально-культурная деятельность КемГУКИ, АлтГАКИ / В. В. Туев — Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, — 2006. — 87 с.
94. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки / Под науч. ред. Т. Г. Киселевой, В. И. Черниченко, Н. Н. Ярошенко. — Москва: МГУКИ, 2001. — Вып. 23. — С. 25-39.
95. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 Номер: 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" [Электронный ресурс] // Сайт Министерства культуры РФ. Режим доступа: http://mkrf.ru/dokumenty/581/
96. Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных,общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Красноярского края. Режим доступа: минобрнауки.рф/документы
97. Фетисова, Е. Ю. Педагогические условия формирования
коммуникативной культуры подростков, испытывающих трудности в обучении [Электронный ресурс] / Е. Ю. Фетисова // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya- kommunikativnoi-kultury-podrostkov-ispytyvayushchikh-#ixzz48dSzzRWr
98. Филиппова, Г. Г. Как обучать искусству общения / Г. Г. Филлипова // Классный руководитель — 2001. — № 8. — С. 116 - 121
99. Щепкина, Н. К. Современные педагогические технологии в обучении: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. К. Щепкина — Благовещенск: Амурский гос. ун-т, — 2005.
100. Щуркова, Н. Е. Функционально-операционная разработка содержания педагогической технологии / Н. Е. Щуркова // Портал "Слово психологии" Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/48125.php
101. Шлай, Е. В. Формирование индивидуального лексикона у дошкольников с нарушением зрения: автореф. дис. .канд. пед. наук / Е. В. Шлай — Москва, — 2004. — 20 с.
102. Янушевский, В. Н. Речевая компетентность в коммуникативной культуре практико-ориентированная монография / В. Н. Янушевский — Ульяновск: УИПКПРО, — 2007.
103. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник / Н. Н. Ярошенко. — Москва: МГУКИ, 2007. — 360 с.