Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение студентов к качеству питания в СФУ

Работа №25760

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
609
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ 8
1.1 Качество питания студентов в Вузе как социологическая проблема 8
1.2. Структурные составляющие социологического изучения качества питания студентов в учебном заведении 20
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К КАЧЕСТВУ ПИТАНИЯ В СФУ» 32
2.1. Методическое обоснование исследования 32
2.2. Результаты социологического исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Приложение

Важную роль в обеспечении качества жизни человека, его физического, духовного и психического здоровья, продолжительности жизни играет качественное питание. Высокая загруженность на работе или учебе формирует у современного человека определенный ритм жизни, который не всегда позволяет ему полноценно питаться в домашних условиях, поэтому организация общественного питания начинает играть важную роль в повседневной жизни общества.
Места общественного питания выполняют такие необходимые функции, как производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции населением в специально организованных местах. Качество предлагаемой продукции, ее ценовая доступность, предлагаемое удобство приема пищи имеет решающее значения для сохранения здоровья, роста производительности труда, повышения качества деятельности и позволяет более эффективно использовать свободное время, что в наши дни является немало важным фактором.
Здоровое качественное питание требует потребления с пищей необходимого количества энергии, а также достаточного потребления незаменимых пищевых веществ. Потребности человека в различных пищевых веществах связаны с его энергетическими потребностями, возрастом, полом, ростом и весом. Ни один пищевой продукт в отдельности не содержит всех пищевых веществ в оптимальных количествах и правильных соотношениях. Вот почему здоровее питание возможно только при потреблении разнообразных пищевых продуктов.
Студенческая молодежь особо нуждается в качественном питании, так как питание - врожденная биологическая потребность и обязательное условие для долгой, здоровой и счастливой жизни. Ведь правильное питание, особенно в молодом возрасте, обеспечивает развитие человека, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде. [13, c.107].
Подготовка будущих специалистов в Вузе включает в себя не только профессиональное обучение, но и формирование у студентов мировоззрения в ряде вопросов о правильном качественном питании, не только через информирование об особенностях здорового питания, но и через организацию доступной для студентов сети общественного питания, которая отвечала бы представлениям студенческой молодежи о качественном питании в университете.
У студентов большой дефицит времени в период учебы, перемены гораздо меньше по времени, нежели занятия, что порождает проблему невозможности полноценного потребления пищи из-за удаленности столовых от места обучения, большого скопления народа во время перерывов, высокой цены и скудного ассортимента. В результате у студентов формируется некое стереотипное восприятие относительно качества питания в университете, которое задает специфическое пищевое поведение, связанное с употреблением энерготоников или отказом от питания в учебном заведении, в ущерб здоровью.
Таким образом, проблемой данного исследования является необходимость изучения отношение студентов СФУ к качеству питания в университете. Актуальность изучения проблемы обусловлена важностью предоставления студентам во время учебы качественного питания, что значимо для жизнедеятельности, работоспособности, студентов. Студенты молодой, растущий организм, требующий повышенной бдительности, поэтому необходимо изучать представления студентов о здоровом питании, отношение к качеству питания в Вузе, их пищевое поведение в местах общественного питания университета, для повышения качества обслуживания и ориентации студентов на здоровый образ жизни.
Цель исследования - изучить отношение студентов СФУ к качеству питания в Сибирском федеральном университете.
Объектом исследования являются студенты СФУ.
Предмет исследования - отношение студентов СФУ к качеству питания в СФУ.
Задачи:
1. Рассмотреть качество питания студентов в Вузе как социологическую проблему.
2. Описать структурные составляющие социологического изучения качества питания студентов в учебном заведении.
3. Разработать методическое обоснование исследования.
4. Проанализировать результаты социологического исследования.
Гипотеза-основание: большинство студентов удовлетворены качеством питания в Сибирском федеральном университете.
Методы сбора данных исследования. Сбор эмпирических данных будет осуществляться с помощью анкетного опроса студентов учебных групп 19 институтов СФУ (выборочная совокупность 378 человек, с 1-6 курсы очного отделения бакалавриата, специалитета и 1-2 курсов очного отделения магистратуры), который позволит получать данные из первичного источника.
Методы анализа данных. Описание, интерпретация, сравнение средних значений.
Теоретические и методологические основы работы
Проблема здорового образа жизни и его взаимосвязи с качеством питания изучалась такими авторами как Е.Н. Назарова и Ю.Д. Жилов. Авторы считают, что качественное питание включает в себя подсчет калорийности, свежести, удобства потребления, а так же соблюдения режима питания. Здоровье - неоценимое счастье для каждого человека, о чем многие вспоминают, к сожалению, только тогда, когда его теряют. Здоровье и качество питания, неразделимые вещи и зависят напрямую друг от друга. Здоровье - главное богатство, за которое нужно бороться и заботиться о его сохранении. Качественное питание подсчет калорийности, свежести, удобства потребления.
И.Б. Страхова, изучая пищевое поведение студентов, подчеркивала, что питание вместе с физической активностью относится к элементам дневного поведения, и формирует здоровье человека. В ходе исследования она выяснила, что отношение к питанию у студентов напрямую зависит от пола, возраста и характера трудовой деятельности.
В. А. Барановский, изучая общественное питание, выделил различные критерии оценивания качества продуктов, определенные нормы и стандарты, которым они должны отвечать, а так же санитарно-гигиенические требования к ним.
Приемченко А.И., Кузнецова Н.Н., исследуя проблемы пищевого поведения студентов, акцентировали внимание на некачественном питании студенческой молодежи, которое проявляется в популярности пищи быстрого приготовления, содержащей ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты, представляющие большую угрозу для организма и способствующие различным заболеваниям. Употребляя такую пищу, современные молодые люди мотивируют это нехваткой времени и меньшей затратностью средств.
В современных исследованиях А.В. Скальный, И.А.Рудаков изучали основы здорового питания и выяснили, что пища дает энергию, без которой невозможна жизнь. От полноценности питания зависят здоровье и хорошее самочувствие. Пища является единственным источником веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Так же дали характеристику различным понятиям, такие как режим питания, сбалансированное питание, рациональное питание.
А.Н. Мартинчик говорил о том, что гармоничная в физическом и духовном отношении жизнь человека невозможна без полноценного питания. Пища нечто большее, чем обеспечение физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Прием пищи — это средство общения людей, а удовольствие, получаемое от вкусной приятной пищи, — одно из жизненных наслаждений, поддерживающих положительные эмоции. Знание принципов и правил здорового питания составляет насущную потребность каждого человека, заботящегося о своем здоровье, благополучии и долголетии.
Структура дипломной работы определяется задачами исследования и состоит из двух глав, введения и заключения, а так же включает в себя список используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема нашего исследования состояла в необходимости выявления отношения студентов СФУ к качеству питания в университете.
Для решения данной проблемы был проведён сбор информации на эмпирическом объекте, которым являлись студенты - юноши и девушки, обучающиеся с 1-6 курс очной формы обучения бакалавриата (4 года), специалитета (5-6 лет), и 1-2 курса магистратуры очной формы обучения в СФУ.
В основе изучения отношения студентов к качеству питания в Вузе лежали такие показатели как: информированность студентов о местах питания в вузе, ценовая политика, возможность соблюдение ими режима питания, ассортимент блюд и пищевых продуктов, качество обслуживания в местах питания (здесь использовались такие индикаторы как чистота помещения, быстрота обслуживания).
Собранный эмпирический материал обрабатывался с помощью пакета прикладных программ SPSS с использованием вычисления средних значений. В ходе исследования получили следующие результаты:
- здоровое питание у студентов чаще всего связано со своевременностью приема пищи (27,2%), свежестью приготовленной пищи (25,7%), а так же здоровое питание это - пища, содержащая минимальное количество жира (24,1%).
- студенты считают, что качество питания влияет в первую очередь на здоровье, а в последнюю очередь на общение, но при этом предпочитают питаться в компании одногруппников (53,2%).
- большинство студентов СФУ следят за качеством своего питания (54%), причем качественность питания в большей степени связывается со своевременностью потребления пищи, так более 48% респондентов полагают, что питаться необходимо не менее 4 раз в день.
- большинство респондентов считают, что для качественного питания необходимо, употреблять в пищу полноценный обед, состоящий из первых, вторых блюд и салатов. Студенты, преимущественно находясь в университете около 4-5 часов, стараются принять пищу в университете во время длинной перемены с 13:30-14:10 часов.
- часть студентов предпочитает приносить еду с собой (17,5%) опрошенных, 42,9% стараются питаться в столовых, 38% в буфетах, и всего 3,2% - питаются в автоматах с едой.
- студенты тратят на прием пищи от 10-20 мин, несмотря на то, что питаются во время длинной перемены (40мин), и указывают на такие недостатки качества обслуживания, как длительное ожидание в очереди и нарушение санитарно-гигиенических норм (69% и 24,8%) опрошенных соответственно).
- возможность соблюдать режим питания в Вузе в ходе исследования, объясняется территориальной доступностью и разнообразием точек питания. Так большая часть студентов (77,6%) указывают на близость расположения пунктов питания и отмечают это как одно из основных преимуществ качества питания. Особенно это отмечается студентами институтов первой площадки (ИППС, ИМиФИ, ИЭУиП, ИФБиБТ, ИФКСиТ) и четвертой площадки (ИАиД, ИНиГ, ГИ, ИФиЯК). Минимальную оценку качества питания через доступность мест питания показали студенты третьей и пятой площадок (9,8 % и 11,1% соответственно). В сумме 8 столовых и 19 буфетов составляют 27 точек общественного питания на 19 институтов СФУ.
- оценка качества питания студентами вуза в столовых - «хорошая» (43,2%) и удовлетворительная (39,4%) и в буфетах - удовлетворительная (47,9%) и хорошая» ( 25,4%).
- если говорить об ассоциативном восприятии качества питания в университете, то оно характеризуется как недостаточно здоровое питание (54,5%), не всегда свежее, (42,3%), калорийное (53,2%), неправильное (47,1%), но приемлемое (39,9%).
- ассортимент продукции в местах общественного питания не достаточно разнообразен за счет минимального выбора шоколада и батончиков (88%), напитков (85,7%), выпечки (60,5%)., и небольшим выбором первых, вторых блюд и салатов.
- хватает чипсов, сухариков и орешек в ассортименте мест общественного питания СФУ.
- студенты институтов пятой площадки (ТЭИ и ЮИ) отметили высокие вкусовые качества продукции в точках общественного питания в университете.
- чаше всего приобретаемые блюда в СФУ - вторые блюда и салаты, наиболее часто так считают 58,2% и 48,4% соответственно. И именно этих блюд не хватает в столовых и буфетах СФУ больше всего (84% и 78,3% соответственно).
- отношение студентов к качеству питания в вузе через оценку ими ценовой политики в местах питания показало, что 38,9% студентов считают цены завышенными. Подобная оценка касается в большей степени ценовой политики в буфетах, чем в столовых.
- средняя стоимость обеда составляет от 80-100 рублей и от 100-120 рублей - это 31,2% и 30,7% соответственно, при этом, большинство студентов не устраивает цена на первые блюда-92,1%, вторые блюда-88,4% и салаты-73,3%, которые чаще всего приобретают студенты в течение учебного дня. Такие результаты позволяют говорить о негативном отношении студентов о ценовой политике в СФУ.
- 46,6% опрашиваемых студентов считают, что цены в буфетах завышены и 38,9% опрошенных считают, что цены завышены и в столовых, таким образом, ценовая политика в точках общественного питания СФУ их не устраивает. Особо это отметили студенты второй площадки (ИИФиРЭ, ПИ, ИУБПЭ, ИКИТ, и ВИИ) институтов. В то же время надо отметить, что студентов институтов третьей площадки (ИГДГиГ и ИЦМиМ) такая ценовая политика устраивает.
На основе вышесказанного делаем выводы по гипотезам исследования.
Первая гипотеза - следствия о том, что студенты считают более предпочтительным местом для посещения - столовую, как место питание, способное предоставить студенту наиболее разнообразные блюда не подтвердилась. Лишь 42,9% студентов питаются в столовых. Это можно объяснить тем, что в университете существуют и другие, более доступные в территориальном и ценовом плане точки питания, как буфет, автоматы с едой, а так же студенты приносят пищу с собой.
Вторая гипотеза - следствия о том, студенты удовлетворены ассортиментом общественного питания университета - не подтвердилась. То есть ассортимент продукции не соответствуют потребностям студентов.
Третья гипотеза - следствия о том, что студентов не устраивает ценовая политика в СФУ - подтвердилась. Студенты считают это главнейшим недостатком в качестве питания СФУ.
Четвертая гипотеза - следствия о том, что студенты удовлетворены расположения мест питания в СФУ - подтвердилась. Студенты выявили это важнейшим преимуществом в качестве питания СФУ.
Пятая гипотеза - следствия о том, что студенты довольны качеством обслуживания - не подтвердилась из-за и длительного ожидания в очереди. Несоблюдение санитарно-гигиенических норм общественного питания было отмечено только четвертью опрошенных.
Таким образом, гипотеза - основания исследования о том, что большинство студентов удовлетворены качеством питания в СФУ - частично подтвердилась. Большинство студентов (77,6%) удовлетворены расположением мест питания в университете, но в то, же время более трети студентов не устраивает ценовая политика в СФУ. Студенты не довольны длительным ожиданием в очереди, и минимальным ассортиментом предлагаемой продукции. И лишь меньше половины, студентов предпочитают питаться в столовых.
Проведя, данное исследования и опираясь на пожелания респондентов, можно порекомендовать откорректировать ценовую политику, увеличить работающий персонал в пунктах питания, площади пунктов питания и улучшить качество питания в университете. Установить терминалы, в которых студенты могли отмечать (+ или -) оценку обслуживания в буфетах и столовых. Составить раздел на сайте СФУ, в котором студенты могли бы оставить свои анонимные пожелания улучшения качества питания в университете.
Таким образом, в ходе дипломной работы поставленные задачи выполнены, цель достигнута.



1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студентов педагогических вузов/ Г.П. Артюнина, Н.Т. Гончар, С.А. Игнатькова - Псков: 2003. 292 с.
2. Барановский, А.Ю. Диетология. 4-е изд. / Под ред. А. Ю. Барановского. — СПб.: Питер, 2012. —1024 с.
3. Барановский, В.А. Шеф-повар. Организация производства на предприятиях общественного питания. / Барановский, В.А. - М.: Изд-во Книжкин Дом; М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 320с.
4. Баранова, О.В. Гигиенические проблемы рационального питания студентов многопрофильного вуза /Вестник ОГУ - 2005. - № 11.-С. 48 - 49.
5. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапоппорт. - Изд. 2-е, перераб. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.-336 с.
6. Дроздова Т.М. Физиология питания: учеб. пособие / Дроздова, Т.М. - Издательский комплекс МГУПП, 2004. - 218с.
7.Зибер-Малер, М. Нарушения обмена веществ и как с ними бороться. Естественные методы, без таблеток. / СПб.: Питер, 2013. -208с.
8. Управление качеством обслуживания на предприятии питания (на примере ресторана «Давыдов»). /Кокарева М.В. - Санкт-Петербург : ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», 2012. - 45с.
9. Колбасина, К.Ю. Установка студентов вуза на самосохранительное поведение в отношении питания: опыт эмпирического исследования. / Колбасина, К.Ю., Алимпиева А.В. // Вестн. Балт. ун-та. - 2012.- №11. С. 69¬73.
10. Колчков, В.И. Метрология, стандартизация и сертификация : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по группе специальностей «Метрология, стандартизация и контроль качества» / В.И. Колчков. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 398 с.
11. Кутаева, Т.Н. Общественное питание в системе потребительских услуг. / Кутаева, Т.Н., Кутаева. Е.А. // Вестн. НГИЭИ. -2013. - № 3. С. 114¬124.
12. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. -256с.
13. Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия, физиология и гигена: учебник для студ. учреждений высш. пед.проф. образования / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов.- М.: Издательский центр «Академия», 2011. -256с.
14. Назарова, Е.Н. Основы здорового образа жизни : учебник для студ. учреждений высш. пед.проф. образования / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. -256с.
15. Носкова А. В. Питание как объект социологии и маркер социального неравенства // Вестник Института социологии. 2015. № 14. С. 49-64.
16. Мартинчик, А.Н. Физиология питания : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н.Мартинчик. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
17. Митюков, А.Д. Оценка качества продуктов питания. / А.Д. Митюков, А.В. Руцкий.- Мн.: Ураджай, 1988.- 183с.
18. Михеева, Е.Н. Управление качеством:Учебник/Е.Н.Михеева,
М.В.Сероштан. - 2-е изд., испр .и доп. - М.: Издательско*торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 532 с.
19. Московченко, О.Н. Физиология пищеварения и рациональное питание: монография. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. -280с.
20.Оганян, М. Золотые правила естественной медицины. / Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2004. - 94с.
21.Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учебное пособие, 6-е издание,/ М., Изд. «Дело и Сервис», 2009. - 304 с.
22.Ожегов, С. И.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. / Российская АН., Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994.¬928с.
23.Османов, Э. М. Проблемы питания современного студента. / Османов, Э.М., Ронжина, Г.П., Дорофеева, Е.А., Пышкина, А.С.// Вестн. Тамбовского ун-та. Серия: естественные и технические науки. - 2010. №2. Том 15. С. 685-687.
24. Петровский, К.С. Гигиена питания: учебник/ Петровский, К.С., Ванханен, В.Д. / 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 1981. - 528с.
25. Позднякова, О.В. Качество продуктов питания: метод. указания./ О.В. Позднякова, В.В. Матюшев; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2013. - 75с.
26. Приемченко, А. И. Рациональное питание студенческой молодежи / А. И. Приемченко, Н. Н. Кузнецова // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития : материалы Региональной студенческой научно-практической конференции, 8 апреля 2015 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - С. 147-152.
27. Сидякова, В.А. Повышение качества услуг предприятий общественного питания: дис. .канд. Экон. Наук: 08.00.05/ Сидякова Валентина Александровна. - Княгинино, 2015. - 179с.
28. Страхова, И.Б. Рациональное питание как фактор здорового образа жизни студенческой молодежи. // Интерэкспо Гео-Сибирь.- 2015. №2. Том 6. С. 168-172.
29. Сорокина Т. С. История медицины : учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/ Т. С. Сорокина. - 9-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 560 с.
30. Суботялов, М.А. Диетология в традиционной аюрведической медицине. // Суботялов, М.А., Дружинин В.Ю./ Медицин и образование в Сибири.-2012. №3. С. 1-6.
31. Теплов, В.И. Физиология питания: Учебное пособие / В.И. Теплов, В.Е. Боряев. - М.: Дашков и К, 2013. - 452 c.
32.Общественное питание. Сборник нормативных документов - М.: ГроссМедиа, 2005. - 208с.
33. Fats and fatty acids in human nutrition: report of an expert consultation. Rome: Food and Agricultural Organization of the United Nations; 2010 (FAO Food and Nutrition Paper 91).
34. Guideline: Sodium intake for adults and children. Geneva, World Health Organization, 2012.
35. Diet, nutrition and the prevention of chronic diseases: report of a Joint WHO/FAO Expert Consultation. Geneva: World Health Organization; 2003 (WHO Technical Report Series, No. 916).
36. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный
ресурс]: Рацион, питание и предупреждение хронических заболеваний/ Доклад совместного консультативного совещания экспертов ВОЗ. Режим доступа: http:/
/http://www.who.int/nutrition/publications/obesity/WHO_TRS_916/ru. (дата обращения 25.04.2016)
37. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]: Здоровое питание. Информационный бюллетень №394. Сентябрь 2015г. - Режим доступа: http:/ /www.who.int. (дата обращения 10.05.2016)
38. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]: Заболевание пищевого происхождения. Статья. - Режим доступа: http:// http:// http://www.who.int/foodsafety/areas_work/foodborne-diseases/ru. (дата обращения 20.04.2016)
39. Карта кампуса СФУ. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/campus/map. (дата обращения 15.05.2016)
40. Пункты питания в СФУ. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://structure.sfu-kras.ru/canteens. (дата обращения 15.05.2016)
41. Рациональное питание студентов. Советы гигиениста. [Электронный
ресурс] // ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области». Режим доступа: http://www.gigiena-
saratov.ru/aktyalnye_temy/DetiIPodros/145508. (дата обращения 28.04.2016)
42. Сборник материалов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный-2015», посвященный 70-летию Великой Победы. [Электронный ресурс] / Красноярск, Сибирский федеральный университет - 2015. Режим доступа: http://conf.sfu- kras.ru/sites/mn2015. (дата обращения 01.05.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ