ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ.
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИ 6
1.1. Основные подходы к изучению агрессивности человека в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Понятие тревожности и ее причины в современных исследованиях 12
1.3. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Организация и методики экспериментального исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования особенностей проявления агрессии у подростков 32
2.3.Анализ взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков. 34
2.4. Практические рекомендации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИ 6
1.1. Основные подходы к изучению агрессивности человека в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Понятие тревожности и ее причины в современных исследованиях 12
1.3. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Организация и методики экспериментального исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования особенностей проявления агрессии у подростков 32
2.3.Анализ взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков. 34
2.4. Практические рекомендации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность.
Исследования и наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым родителям и специалистам.
В отечественной психологической науке исследования, направленные на поиск средств, помогающих ребенку преодолеть трудности во взаимоотношениях со сверстниками представлены работами таких авторов, как Т.А.Репина, А.А.Рояк и другие. В работах психологов подчеркивается мысль о том, что основой формирования гуманного отношения к сверстнику выступает специально организованная совместная деятельность и общение детей.
Проблема тревожности заслуживает особого внимания, так как своевременное выявление причин возникновения тревожности личности, изучение тревогоформирующего воздействия микросоциального окружения ребенка позволяет дать адекватную оценку индивидуальным и возрастным закономерностям развития ребенка, провести необходимую работу по профилактике негативных проявлений тревожности.
Анализ определений тревожности в психологической литературе раскрывает многообразные ее проявления:
эмоциональное состояние в определенной ситуации,
устойчивое свойство, черта личности или темперамента,
устойчиво сохраняющееся, сильное, хроническое состояние, которое считается признаком эмоциональных нарушений.
Изучением тревожности занимались А.М.Прихожан, Слепичева О.А., Ханин Ю.Л.
Цель исследования – выявить особенности подростковой агрессивности и тревожности и пути их профилактики.
Объект исследования – агрессивное и тревожное поведение.
Предмет исследования – особенности агрессивного и тревожного поведения подростков.
Гипотеза – существует взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью: высокая тревожность соответствует повышенному уровню агрессивности у подростка.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования были поставлены задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие агрессивности.
2. Изучить понятие тревожности
3. Изучить агрессивное поведение в подростковом возрасте.
4. Рассмотреть особенности проявлений тревожности и агрессивности у подростков.
5. Выяснить пути профилактики негативных проявлений личности подростка.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
1. Обобщение и анализ литературы по теме исследования.
2. Методы психологического тестирования.
Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические и практические подходы к исследованию агрессии и агрессивности отечественных и зарубежных авторов (А.Басс, К.Лоренц, З.Фрейд, Э.Фромм и др.); работы, посвященные изучению особенностей агрессивности детского, подросткового и юношеского возраста, а также факторов, влияющих на становление агрессивного поведения (А.Гуггенбюль, С.Н.Ениколопов, В.В.Ковалев, Н.Д.Левитов, Ю.Б.Можгинский, А.А.Реан, Л.М.Семенюк и др.).
Теоретическая значимость работы. В работе описана психологическая структура агрессивности и особенности тревожности подростков.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут послужить основой для разработки новых подходов к коррекции и профилактике агрессивного поведения, опирающихся не на усредненные психолого-педагогические принципы, а на индивидуальные эмоциональные особенности личности.
Данное исследование проходило в 2012 году среди школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 7-х классов в количестве 30 человек.
Актуальность. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность.
Исследования и наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым родителям и специалистам.
В отечественной психологической науке исследования, направленные на поиск средств, помогающих ребенку преодолеть трудности во взаимоотношениях со сверстниками представлены работами таких авторов, как Т.А.Репина, А.А.Рояк и другие. В работах психологов подчеркивается мысль о том, что основой формирования гуманного отношения к сверстнику выступает специально организованная совместная деятельность и общение детей.
Проблема тревожности заслуживает особого внимания, так как своевременное выявление причин возникновения тревожности личности, изучение тревогоформирующего воздействия микросоциального окружения ребенка позволяет дать адекватную оценку индивидуальным и возрастным закономерностям развития ребенка, провести необходимую работу по профилактике негативных проявлений тревожности.
Анализ определений тревожности в психологической литературе раскрывает многообразные ее проявления:
эмоциональное состояние в определенной ситуации,
устойчивое свойство, черта личности или темперамента,
устойчиво сохраняющееся, сильное, хроническое состояние, которое считается признаком эмоциональных нарушений.
Изучением тревожности занимались А.М.Прихожан, Слепичева О.А., Ханин Ю.Л.
Цель исследования – выявить особенности подростковой агрессивности и тревожности и пути их профилактики.
Объект исследования – агрессивное и тревожное поведение.
Предмет исследования – особенности агрессивного и тревожного поведения подростков.
Гипотеза – существует взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью: высокая тревожность соответствует повышенному уровню агрессивности у подростка.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования были поставлены задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие агрессивности.
2. Изучить понятие тревожности
3. Изучить агрессивное поведение в подростковом возрасте.
4. Рассмотреть особенности проявлений тревожности и агрессивности у подростков.
5. Выяснить пути профилактики негативных проявлений личности подростка.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
1. Обобщение и анализ литературы по теме исследования.
2. Методы психологического тестирования.
Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические и практические подходы к исследованию агрессии и агрессивности отечественных и зарубежных авторов (А.Басс, К.Лоренц, З.Фрейд, Э.Фромм и др.); работы, посвященные изучению особенностей агрессивности детского, подросткового и юношеского возраста, а также факторов, влияющих на становление агрессивного поведения (А.Гуггенбюль, С.Н.Ениколопов, В.В.Ковалев, Н.Д.Левитов, Ю.Б.Можгинский, А.А.Реан, Л.М.Семенюк и др.).
Теоретическая значимость работы. В работе описана психологическая структура агрессивности и особенности тревожности подростков.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут послужить основой для разработки новых подходов к коррекции и профилактике агрессивного поведения, опирающихся не на усредненные психолого-педагогические принципы, а на индивидуальные эмоциональные особенности личности.
Данное исследование проходило в 2012 году среди школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 7-х классов в количестве 30 человек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема агрессии является одной из наиболее острых проблем современного общества. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат изменений в содержании ценностных ориентации общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением со стороны родителей и их чрезмерной занятости, эпидемий разводов. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров.
Педагогический процесс не должен ограничивается обучением. Задача педагога при организации воспитательной работы подобрать нужные принципы, методы и формы коррекции и помочь ребенку пересмотреть свои ценности и идеалы в позитивную сторону. Если педагог не скорректирует поведение ребенка, позволит стабилизироваться агрессивным реакциям в подростковом возрасте, то агрессивность, проявляемая в школе, имеет серьезные шансы превратиться в жестокую антисоциальную агрессивность в молодые годы.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме организации работы со школьниками, имеющими агрессивные проявления в поведении, позволяет сделать вывод о том, что данная проблема педагогической и психологической литературой на сегодняшний день недостаточно разработана, но многими авторами подчеркивается ее злободневность и значимость.
Анализируя выше сказанное, считаем, что одной из важнейших задач проблемы профилактики и преодоления агрессивности является пристальное внимание к каждому конкретному случаю проявления девиантного поведения. Необходимо выявлять основные факторы, способствующие формированию девиантного поведения несовершеннолетних, и вести работу по их устранению.
Безусловно, проблема и тревожности подростков является чрезвычайно многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования, которое невозможно уместить в рамки одного научного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора. Успешность каждого компонента школьной адаптации может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона может быть представлена оценками, социометрическими показателями, видимыми поведенческими проявлениями. Субъективная сторона характеризует школьную адаптацию с точки зрения смыслов и переживаний самого ребенка. И та и другая сторона пребывают в непосредственной зависимости от изменений в современном социуме и науке. А значит, выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.
Необходимым условием проведения психолого-педагогической коррекции агрессивности и тревожности подростков является своевременное выявление факторов социальной дезадаптированности. Комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня агрессивности и тревожности, помогает на ранних стадия выявить тревожные факторы.
Безусловно, проблема агрессивности и тревожности является чрезвычайно многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования, которое невозможно уместить в рамки одного научного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора. Успешность каждого компонента школьной адаптации может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона может быть представлена оценками, социометрическими показателями, видимыми поведенческими проявлениями. Субъективная сторона характеризует школьную адаптацию с точки зрения смыслов и переживаний самого ребенка. И та и другая сторона пребывают в непосредственной зависимости от изменений в современном социуме и науке. А значит, выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.
В проведенном исследовании решены поставленные задачи. Все это позволило нам по результатам исследования сделать следующие выводы.
Необходимым условием проведения психолого-педагогической коррекции агрессивности и тревожности подростков является своевременное выявление факторов социальной дезадаптированности. Комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня агрессивности и тревожности, помогает на ранних стадия выявить тревожные факторы.
Выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.
Проблема агрессии является одной из наиболее острых проблем современного общества. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат изменений в содержании ценностных ориентации общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением со стороны родителей и их чрезмерной занятости, эпидемий разводов. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров.
Педагогический процесс не должен ограничивается обучением. Задача педагога при организации воспитательной работы подобрать нужные принципы, методы и формы коррекции и помочь ребенку пересмотреть свои ценности и идеалы в позитивную сторону. Если педагог не скорректирует поведение ребенка, позволит стабилизироваться агрессивным реакциям в подростковом возрасте, то агрессивность, проявляемая в школе, имеет серьезные шансы превратиться в жестокую антисоциальную агрессивность в молодые годы.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме организации работы со школьниками, имеющими агрессивные проявления в поведении, позволяет сделать вывод о том, что данная проблема педагогической и психологической литературой на сегодняшний день недостаточно разработана, но многими авторами подчеркивается ее злободневность и значимость.
Анализируя выше сказанное, считаем, что одной из важнейших задач проблемы профилактики и преодоления агрессивности является пристальное внимание к каждому конкретному случаю проявления девиантного поведения. Необходимо выявлять основные факторы, способствующие формированию девиантного поведения несовершеннолетних, и вести работу по их устранению.
Безусловно, проблема и тревожности подростков является чрезвычайно многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования, которое невозможно уместить в рамки одного научного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора. Успешность каждого компонента школьной адаптации может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона может быть представлена оценками, социометрическими показателями, видимыми поведенческими проявлениями. Субъективная сторона характеризует школьную адаптацию с точки зрения смыслов и переживаний самого ребенка. И та и другая сторона пребывают в непосредственной зависимости от изменений в современном социуме и науке. А значит, выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.
Необходимым условием проведения психолого-педагогической коррекции агрессивности и тревожности подростков является своевременное выявление факторов социальной дезадаптированности. Комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня агрессивности и тревожности, помогает на ранних стадия выявить тревожные факторы.
Безусловно, проблема агрессивности и тревожности является чрезвычайно многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования, которое невозможно уместить в рамки одного научного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора. Успешность каждого компонента школьной адаптации может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона может быть представлена оценками, социометрическими показателями, видимыми поведенческими проявлениями. Субъективная сторона характеризует школьную адаптацию с точки зрения смыслов и переживаний самого ребенка. И та и другая сторона пребывают в непосредственной зависимости от изменений в современном социуме и науке. А значит, выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.
В проведенном исследовании решены поставленные задачи. Все это позволило нам по результатам исследования сделать следующие выводы.
Необходимым условием проведения психолого-педагогической коррекции агрессивности и тревожности подростков является своевременное выявление факторов социальной дезадаптированности. Комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня агрессивности и тревожности, помогает на ранних стадия выявить тревожные факторы.
Выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.
Подобные работы
- Психологическая природа и коррекция тревожности и агрессии у подростков, дипломная работа
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2015 - Групповые формы работы с подростками как условие снижения агрессивных проявлений в их поведении
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ, И РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НИМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь психологического благополучия и личностных особенностей подростков в зависимости от структуры семьи
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению
с антиципационной состоятельностью
в периоды подросткового, юношеского возрастов и ранней взрослости
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ В СВЯЗИ С СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Особенности отношений межличностной значимости в системах "студент - студент" и "преподаватель - студент" в современном
российском вузе
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006



