Международно-правовое регулирование оборота культурных ценностей
|
Введение 2
1. Общая характеристика культурных ценностей как объекта права
собственности 5
1.1. Международно-правовое регулирование прав на культурные ценности
5
1.2. Понятие и признаки культурных ценностей как объекта права
собственности 15
2. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок с культурными
ценностями 23
2.1. Общие положения о заключении международных сделок в сфере
оборота культурных ценностей 23
2.2. Типовые правила аукционной торговли культурными ценностями 31
Заключение 46
Список использованной литературы 50
1. Общая характеристика культурных ценностей как объекта права
собственности 5
1.1. Международно-правовое регулирование прав на культурные ценности
5
1.2. Понятие и признаки культурных ценностей как объекта права
собственности 15
2. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок с культурными
ценностями 23
2.1. Общие положения о заключении международных сделок в сфере
оборота культурных ценностей 23
2.2. Типовые правила аукционной торговли культурными ценностями 31
Заключение 46
Список использованной литературы 50
Актуальность избранной темы связана с важным значением культурных ценностей для мирового сообщества в целом. Они являются материальным воплощением духовного и нравственного развития человечества, его созидательного начала. Огромную роль культурные ценности играют в процессе формирования и развития национальной самоидентичности. Не удивительно, что при достижении любым человеческим сообществом определенного уровня материального развития, культурные ценности становятся объектом повышенного внимания и, соответственно, охраны.
На протяжении исторического развития человечества памятники культурной истории подвержены не только разрушительному влиянию времени (как, например, памятники деревянного зодчества Древней Руси), так и целенаправленному уничтожению по различным мотивам. Например, уничтожение исторических артефактов со стороны ИГИЛ начиная с 2014 года носит религиозный характер. В 1831-1869 годах были разобраны несколько пирамид в Гизах (Египет) для получения строительного материала. Множество памятников культурного наследия бесследно пропали или были перемещены за рубеж в процессе колониальных войн например, (культурные ценности Индии), революций (например, Китай), второй мировой войны (например, Янтарная комната России).
Недавним примером, вызвавшим широкий общественный резонанс в международном сообществе является спор между музеями Крыма и Украиной по вопросу принадлежности скифского золота.
С учетом происходящей глобализации культурные ценности приобретают уже не только индивидуально-национальное значение, но являются и памятниками истории человечества в целом, составляя мировое культурное наследие. Таким образом, они оказывают влияние на этическое и нравственное развитие всего мирового сообщества.
Тем временем, в литературе справедливо отмечается, что действующие в настоящее время универсальные конвенции не справляются с «возрастающим количеством спорных правовых вопросов в отношении культурных ценностей» . Негативное воздействие на эффективность правового регулирования в рассматриваемой сфере оказывает и несогласованность норм национального законодательства разных стран.
Представляется, что комплексное исследование международного правового регулирования оборота культурных ценностей позволит сформировать более эффективные подходы к нормированию оборота предметов культуры.
Целью данной работы выступает исследование международно-правового регулирования оборота культурных ценностей.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть международно-правовое регулирование прав на культурные ценности.
2. Охарактеризовать понятие и признаки культурных ценностей как объекта права собственности.
3. Изучить общие положения о заключении международных сделок в сфере оборота культурных ценностей.
4. Исследовать типовые правила аукционной торговли культурными ценностями.
5. Рассмотреть проблему выбора применимого права.
6. Изучить вопрос о сроках в сделках с культурными ценностями.
Предмет исследования составили международно-правовые акты, российское гражданское законодательство, научные труды и публикации в периодической печати, посвященные рассматриваемому вопросу.
Научная разработанность темы. В последнее время вопросы оборота культурных ценностей довольно часто становятся объектом научного исследования как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Например, в 2010 году была опубликована диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук В.О. Нешатаевой «Международно¬правовое регулирование экономического оборота культурных ценностей». В 2011 году была выпущена монография М.М. Богуславского «Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты». За последние пять лет в периодической печати было опубликовано несколько статей по вопросам правового регулирования оборота и защиты отдельных разновидностей культурных ценностей. Например, серия статей Е.Д. Шелковниковой, посвященных старинному оружию; Р.Т.Нуруллиной, посвященных антиквариату; и др.
Методологическую основу исследования составили методы исторического, системного, диалектического, логического исследования, сравнительного правоведения.
На протяжении исторического развития человечества памятники культурной истории подвержены не только разрушительному влиянию времени (как, например, памятники деревянного зодчества Древней Руси), так и целенаправленному уничтожению по различным мотивам. Например, уничтожение исторических артефактов со стороны ИГИЛ начиная с 2014 года носит религиозный характер. В 1831-1869 годах были разобраны несколько пирамид в Гизах (Египет) для получения строительного материала. Множество памятников культурного наследия бесследно пропали или были перемещены за рубеж в процессе колониальных войн например, (культурные ценности Индии), революций (например, Китай), второй мировой войны (например, Янтарная комната России).
Недавним примером, вызвавшим широкий общественный резонанс в международном сообществе является спор между музеями Крыма и Украиной по вопросу принадлежности скифского золота.
С учетом происходящей глобализации культурные ценности приобретают уже не только индивидуально-национальное значение, но являются и памятниками истории человечества в целом, составляя мировое культурное наследие. Таким образом, они оказывают влияние на этическое и нравственное развитие всего мирового сообщества.
Тем временем, в литературе справедливо отмечается, что действующие в настоящее время универсальные конвенции не справляются с «возрастающим количеством спорных правовых вопросов в отношении культурных ценностей» . Негативное воздействие на эффективность правового регулирования в рассматриваемой сфере оказывает и несогласованность норм национального законодательства разных стран.
Представляется, что комплексное исследование международного правового регулирования оборота культурных ценностей позволит сформировать более эффективные подходы к нормированию оборота предметов культуры.
Целью данной работы выступает исследование международно-правового регулирования оборота культурных ценностей.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть международно-правовое регулирование прав на культурные ценности.
2. Охарактеризовать понятие и признаки культурных ценностей как объекта права собственности.
3. Изучить общие положения о заключении международных сделок в сфере оборота культурных ценностей.
4. Исследовать типовые правила аукционной торговли культурными ценностями.
5. Рассмотреть проблему выбора применимого права.
6. Изучить вопрос о сроках в сделках с культурными ценностями.
Предмет исследования составили международно-правовые акты, российское гражданское законодательство, научные труды и публикации в периодической печати, посвященные рассматриваемому вопросу.
Научная разработанность темы. В последнее время вопросы оборота культурных ценностей довольно часто становятся объектом научного исследования как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Например, в 2010 году была опубликована диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук В.О. Нешатаевой «Международно¬правовое регулирование экономического оборота культурных ценностей». В 2011 году была выпущена монография М.М. Богуславского «Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты». За последние пять лет в периодической печати было опубликовано несколько статей по вопросам правового регулирования оборота и защиты отдельных разновидностей культурных ценностей. Например, серия статей Е.Д. Шелковниковой, посвященных старинному оружию; Р.Т.Нуруллиной, посвященных антиквариату; и др.
Методологическую основу исследования составили методы исторического, системного, диалектического, логического исследования, сравнительного правоведения.
Система норм международного права в отношении культурных
ценностей и их охраны возникла в XX в. В то время как основу
регулирования составляют международные договоры, в отношении
отдельных вопросов сформировались также международные обычаи. В
отличие, например, от морского или экономического права, регулирование в
отношении культурных ценностей на данный момент является менее
развитым, но оно в совокупности позволяет уже сегодня говорить о
международном праве культурных ценностей. Тот факт, что развитие права в
этой области протекало медленно и нерешительно, связан не только с
проблемой национального суверенитета. Отсутствие консенсуса об основах и
направленности международной концепции в отношении культурных
ценностей и сегодня препятствует развитию более фундаментального
порядка.
Категория «культурные ценности» имеет двоякий характер: предметы
культуры включают объекты, относящиеся как к материальному, так и к
духовному миру. Двойственный характер культурных ценностей имеет
важное значение для правового регулирования международного
экономического оборота таких предметов, которые имеют сложный характер.
Соответственно, и правовое регулирование должно и включать и
частноправовой и публичный элементы.
Можно вывести ряд критериев отнесения того или иного объекта к
культурным ценностям.
Во-первых, это объект материального мира. Как можно видеть, не
всегда в нормативных актах говорится об исключительно материальных
объектах как культурных ценностях. Тем не менее, природа торговли
культурных ценностей предполагает именно материальный характер
предмета сделки. Вопросы нематериальных культурных ценностей, таких как47
технические и экологические знания, подпадают под действие права
интеллектуальной собственности.
Во-вторых, культурная ценность, как правило, является результатом
человеческой деятельности. М.М. Богуславский сужает происхождение
культурных ценностей до результатов творческой деятельности. Однако с
данным определением нельзя согласиться в полной мере. Так, например,
Олимпийский Австралийский опал не подвергался художественной
обработке, однако, несомненно, со временем войдет в культурное наследие.
Третьим критерием в литературе называют временной критерий -
ценности в большинстве категорий должны быть созданы более чем 100 (50)
лет тому назад.
И последним критерием выступает культурная значимость
определенного предмета - он должен иметь определенное историческое,
художественное или научное значение. Однако в отдельных актах прямо
устанавливается стоимостный критерий.
Главный недостаток этого критерия состоит в его непредсказуемости.
В торговле антиквариатом, например, он может быть применен только после
того, как определенная вещь будет продана на аукционе; как показывает
практика, материальная ценность (продажная цена) постоянно меняется.
Таким образом, сегодня культурные ценности можно рассматривать
как объект индивидуальных прав, имущественных прав, а также как
«общественную собственность» или общественное достояние, что крайне
важно для чувства принадлежности к коллективному социальному органу и
передачи этого чувства будущим поколениям.
Культурная ценность представляет собой особый объект правового
регулирования, к которому неприменимы автоматически общие положения о
правовом положении движимых вещей.
В настоящее время международная купля-продажа культурных
ценностей урегулирована унифицированными нормами в ограниченном
объеме. В связи с чем основное регулирование рассматриваемой категории48
сделок происходит путем применения национального законодательства и
условий конкретных договоров купли-продажи. В рассматриваемой сфере
правоотношений сложились и определенные правовые обычаи:
а) точное определение культурной ценности в договоре как
индивидуально-определенной вещи. Каждая культурная ценность обладает
уникальными и свойственными только ей характеристиками, которые
должны быть указаны в тексте - наименование предмета (например,
«Натюрморт») его описание (например, «три цветка, холст, масло. 49,5 ×
39,5»), характеристики (на обороте надпись: А. Бух // н/морт // 3 цветка // 50
× 40 // к/м; рядом две разрозненные надписи: 100 и 22 <в круге>; на верхней
части подрамника надпись: 37 <в треугольнике>; Слева, вдоль края рамы, и
внизу, по центру, нарушения красочного слоя), период создания (1980-е),
место происхождения (Москва, Российская Федерация), имя и
национальность автора (Бух Арон Фроимович (1923–2006));
б) указание цены предмета по трем позициям: экспертная оценка,
комиссия, налог;
в) возложение основных рисков на покупателя (проверка
продажной истории культурной ценности, вопросы экспортного контроля,
страхования, иные риски).
правила Правила проведения аукционных аукционов, пошлин и
ответственности аукциониста теперь являются общими и меняются в
зависимости от места проведения аукционов. Положительные нормы
формируются только после определения их в судебных решениях. Таким
образом, американские суды в своих решениях признали, что антикварные
дилеры (включая аукциониста) несут личную ответственность за четкие
гарантии подлинности авторства для предметов, проданных на аукционе.
Кроме того, аукционные дома Sotheby's и Christie's, которые проводят
большинство торгов в Нью-Йорке и Лондоне, создали свои собственные
системы гарантий и ограниченной ответственности, что указывает на49
тенденцию к регулированию отношений в области аукционной торговли
культурными ценностями, нормы обычного правового происхождения.
В настоящее время аукционная торговля большей частью регулируется
обычными правилами, возникшими в ходе практической деятельности
аукционных домов. Именно этим объясняется направленность правовой
защиты на интересы в первую очередь самих аукционных домов. Такая
практика не способствует повышению правовой защищенности культурных
ценностей.В этом случае обычные правила, регулирующие проведение
аукционов, создаются международными аукционными домами. Последнее
часто приводит к необоснованному наложению бремени и рисков на
продавца культурных ценностей и создает непропорциональные
предпочтения в пользу аукционистов и международных домов. Последнее,
возможно, объясняет тот факт, что в договоре, касающемся продажи
культурных ценностей, продавец передает покупателю груз и риски
(гарантии подлинности, пропорциональности цены, получения разрешения
на экспорт).
Представляется обоснованной позиция авторов, говорящих о процессе
формирования отдельной отрасли права - права культурных ценностей.
Однако практика показывает, что большей частью, нормы такого права на
сегодняшний день более направлены на охрану культурных ценностей как
национального и общечеловеческого достояния. Но не на унификацию их
оборота. Попытка разработки унифицированных актов в этой отрасли
встречает противодействие со стороны аукционных домов, поскольку им
выгоднее устанавливать собственные правила продажи. Учитывая
современные экономические реалии преодолеть данное противоречие в
ближайшие годы вряд ли станет возможно.
ценностей и их охраны возникла в XX в. В то время как основу
регулирования составляют международные договоры, в отношении
отдельных вопросов сформировались также международные обычаи. В
отличие, например, от морского или экономического права, регулирование в
отношении культурных ценностей на данный момент является менее
развитым, но оно в совокупности позволяет уже сегодня говорить о
международном праве культурных ценностей. Тот факт, что развитие права в
этой области протекало медленно и нерешительно, связан не только с
проблемой национального суверенитета. Отсутствие консенсуса об основах и
направленности международной концепции в отношении культурных
ценностей и сегодня препятствует развитию более фундаментального
порядка.
Категория «культурные ценности» имеет двоякий характер: предметы
культуры включают объекты, относящиеся как к материальному, так и к
духовному миру. Двойственный характер культурных ценностей имеет
важное значение для правового регулирования международного
экономического оборота таких предметов, которые имеют сложный характер.
Соответственно, и правовое регулирование должно и включать и
частноправовой и публичный элементы.
Можно вывести ряд критериев отнесения того или иного объекта к
культурным ценностям.
Во-первых, это объект материального мира. Как можно видеть, не
всегда в нормативных актах говорится об исключительно материальных
объектах как культурных ценностях. Тем не менее, природа торговли
культурных ценностей предполагает именно материальный характер
предмета сделки. Вопросы нематериальных культурных ценностей, таких как47
технические и экологические знания, подпадают под действие права
интеллектуальной собственности.
Во-вторых, культурная ценность, как правило, является результатом
человеческой деятельности. М.М. Богуславский сужает происхождение
культурных ценностей до результатов творческой деятельности. Однако с
данным определением нельзя согласиться в полной мере. Так, например,
Олимпийский Австралийский опал не подвергался художественной
обработке, однако, несомненно, со временем войдет в культурное наследие.
Третьим критерием в литературе называют временной критерий -
ценности в большинстве категорий должны быть созданы более чем 100 (50)
лет тому назад.
И последним критерием выступает культурная значимость
определенного предмета - он должен иметь определенное историческое,
художественное или научное значение. Однако в отдельных актах прямо
устанавливается стоимостный критерий.
Главный недостаток этого критерия состоит в его непредсказуемости.
В торговле антиквариатом, например, он может быть применен только после
того, как определенная вещь будет продана на аукционе; как показывает
практика, материальная ценность (продажная цена) постоянно меняется.
Таким образом, сегодня культурные ценности можно рассматривать
как объект индивидуальных прав, имущественных прав, а также как
«общественную собственность» или общественное достояние, что крайне
важно для чувства принадлежности к коллективному социальному органу и
передачи этого чувства будущим поколениям.
Культурная ценность представляет собой особый объект правового
регулирования, к которому неприменимы автоматически общие положения о
правовом положении движимых вещей.
В настоящее время международная купля-продажа культурных
ценностей урегулирована унифицированными нормами в ограниченном
объеме. В связи с чем основное регулирование рассматриваемой категории48
сделок происходит путем применения национального законодательства и
условий конкретных договоров купли-продажи. В рассматриваемой сфере
правоотношений сложились и определенные правовые обычаи:
а) точное определение культурной ценности в договоре как
индивидуально-определенной вещи. Каждая культурная ценность обладает
уникальными и свойственными только ей характеристиками, которые
должны быть указаны в тексте - наименование предмета (например,
«Натюрморт») его описание (например, «три цветка, холст, масло. 49,5 ×
39,5»), характеристики (на обороте надпись: А. Бух // н/морт // 3 цветка // 50
× 40 // к/м; рядом две разрозненные надписи: 100 и 22 <в круге>; на верхней
части подрамника надпись: 37 <в треугольнике>; Слева, вдоль края рамы, и
внизу, по центру, нарушения красочного слоя), период создания (1980-е),
место происхождения (Москва, Российская Федерация), имя и
национальность автора (Бух Арон Фроимович (1923–2006));
б) указание цены предмета по трем позициям: экспертная оценка,
комиссия, налог;
в) возложение основных рисков на покупателя (проверка
продажной истории культурной ценности, вопросы экспортного контроля,
страхования, иные риски).
правила Правила проведения аукционных аукционов, пошлин и
ответственности аукциониста теперь являются общими и меняются в
зависимости от места проведения аукционов. Положительные нормы
формируются только после определения их в судебных решениях. Таким
образом, американские суды в своих решениях признали, что антикварные
дилеры (включая аукциониста) несут личную ответственность за четкие
гарантии подлинности авторства для предметов, проданных на аукционе.
Кроме того, аукционные дома Sotheby's и Christie's, которые проводят
большинство торгов в Нью-Йорке и Лондоне, создали свои собственные
системы гарантий и ограниченной ответственности, что указывает на49
тенденцию к регулированию отношений в области аукционной торговли
культурными ценностями, нормы обычного правового происхождения.
В настоящее время аукционная торговля большей частью регулируется
обычными правилами, возникшими в ходе практической деятельности
аукционных домов. Именно этим объясняется направленность правовой
защиты на интересы в первую очередь самих аукционных домов. Такая
практика не способствует повышению правовой защищенности культурных
ценностей.В этом случае обычные правила, регулирующие проведение
аукционов, создаются международными аукционными домами. Последнее
часто приводит к необоснованному наложению бремени и рисков на
продавца культурных ценностей и создает непропорциональные
предпочтения в пользу аукционистов и международных домов. Последнее,
возможно, объясняет тот факт, что в договоре, касающемся продажи
культурных ценностей, продавец передает покупателю груз и риски
(гарантии подлинности, пропорциональности цены, получения разрешения
на экспорт).
Представляется обоснованной позиция авторов, говорящих о процессе
формирования отдельной отрасли права - права культурных ценностей.
Однако практика показывает, что большей частью, нормы такого права на
сегодняшний день более направлены на охрану культурных ценностей как
национального и общечеловеческого достояния. Но не на унификацию их
оборота. Попытка разработки унифицированных актов в этой отрасли
встречает противодействие со стороны аукционных домов, поскольку им
выгоднее устанавливать собственные правила продажи. Учитывая
современные экономические реалии преодолеть данное противоречие в
ближайшие годы вряд ли станет возможно.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПОРЯДОК ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование охраны культурных ценностей в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОБОРОТА ДВИЖИМЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Немецкий. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОБОРОТА ДВИЖИМЫХ КУЛЬТУРНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Таможенный контроль культурных ценностей, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2023 - МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ
БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Уголовно-правовая охрана культурных ценностей и культурного наследия в Российской Федерации и в зарубежных странах
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2023



