Разработка методического обеспечения дисциплины «Общая и профессиональная педагогика»
|
Введение 8
1 Теоретические основы организации учебного процесса в ВУЗе 13
1.1 Особенности организации учебного процесса в высшем учебном
заведении 13
1.2 Специфика дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» 19
1.3 Педагогические условия и педагогические технологии дисциплины
«Общая и профессиональная педагогика» 23
2 Теоретические основы разработки методического обеспечения учебного
процесса 29
2.1 Основные понятия и сущность методического обеспечения учебного
процесса 29
2.2 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 42
2.3 Теоретические основы разработки электронных курсов 50
3 Обоснование и разработка методического обеспечения дисциплины «Общая и
профессиональная педагогика» 56
3.1 Обоснование и разработка учебной программы по дисциплине «Общая и
профессиональная педагогика» 56
3.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий
дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» 58
3.3 Обоснование и разработка электронного курса «Общая и
профессиональная педагогика» 69
3.4 Разработка, проведение и анализ педагогического эксперимента по
апробации электронного курса 85
3.5 Разработка, проведение, анализ и интерпретация результатов экспертизы
электронного курса 89
Заключение 92
Список использованных источников 95
1 Теоретические основы организации учебного процесса в ВУЗе 13
1.1 Особенности организации учебного процесса в высшем учебном
заведении 13
1.2 Специфика дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» 19
1.3 Педагогические условия и педагогические технологии дисциплины
«Общая и профессиональная педагогика» 23
2 Теоретические основы разработки методического обеспечения учебного
процесса 29
2.1 Основные понятия и сущность методического обеспечения учебного
процесса 29
2.2 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 42
2.3 Теоретические основы разработки электронных курсов 50
3 Обоснование и разработка методического обеспечения дисциплины «Общая и
профессиональная педагогика» 56
3.1 Обоснование и разработка учебной программы по дисциплине «Общая и
профессиональная педагогика» 56
3.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий
дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» 58
3.3 Обоснование и разработка электронного курса «Общая и
профессиональная педагогика» 69
3.4 Разработка, проведение и анализ педагогического эксперимента по
апробации электронного курса 85
3.5 Разработка, проведение, анализ и интерпретация результатов экспертизы
электронного курса 89
Заключение 92
Список использованных источников 95
В настоящее время перспективная система образования должна вооружать знаниями обучающегося, а также, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самообразовании, для этого необходимо формировать умения и навыки самообразования, применяя самостоятельный и компетентностный подход к знаниям в течение всей активной жизни человека.
Анализируя Федеральный закон РФ «Об образовании», в котором говорится, что «целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования», можно сделать вывод о том, что государству очень важно иметь компетентных специалистов в любой профессиональной области, образование не исключение. Такая направленность образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам преподавателя, а, следовательно, и к уровню подготовки студента будущего педагога [1].
Не менее важным является анализ современных социально¬экономических условий развития страны. Так как одним из приоритетных направлений реформирования образования на современном этапе является использование информационных технологий, учебно-педагогических компьютерных программ, мультимедийных средств обучения в учебно¬воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
На современном этапе, для общества важно развитие образования, так как требования к работникам профессионального образования, которые должны уметь мыслить и действовать творчески, развивать те же качества у студентов с каждым днем растут. Способность к педагогической деятельности становится важным признаком профессиональной компетентности, в новых условиях существенно меняется роль преподавателя, он становится модератором образовательного процесса, при котором новые образовательные задачи решаются с помощью новых технологий на основе компетентностного подхода.
Актуальность исследования заключается в том, что современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Исходя из концептуальных документов по модернизации российского образования, можно сделать вывод, что разрабатывать и внедрять педагогические программные средства в систему образования весьма необходимо. Этот процесс естественным образом сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничной адаптации студента данным условиям обучения. Использование педагогических программных средств, таких как электронный курс, дистанционный курс, электронный учебник и другие значительно повышает качество обучения за счет своей индивидуализации. Индивидуальный темп обучения, мгновенная реакция программы на действия обучающегося, постоянный контроль знаний на каждом этапе обучения, уменьшение времени на выполнение технических операций - все это переводит образование на новый этап, где уровень знаний обучающихся влияет на определенные потребности в обучении, а не является фактом успеваемости.
Общие тенденции в сфере развития образования на международном, общероссийском и региональном уровне направлены на подготовку сотрудников для работы в основных сферах человеческой деятельности в современной социокультурной ситуации. В новой концепции высшего образования России акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке компетентных специалистов на многостороннее интеллектуально¬духовное развитие личности, освоение и реализацию обучающихся ключевых функций, социальных ролей, компетенций в контексте нового подхода.
В настоящее время, государство и общество нуждается в конкурентноспособных специалистах, но имеющееся на сегодняшний день методическое обеспечение, не в полной мере способствует подготовке таких выпускников;
Анализ соответствующей литературы и изучение опыта работы других ВУЗов по обеспечению учебного процесса ресурсами подготовки выпускников, позволил выявить проблему, которая заключается в отсутствии инновационного, отвечающего современным требованиям методического обеспечения процесса обучения и соответственно в необходимости разрабатывать и внедрять его в систему образования. На сегодняшний день имеется ряд работ по вышеизложенным проблемам.
Организацией учебного процесса в ВУЗе, занимались такие ученые как В.А. Алексеенко, Т.А. Ильина [2], Н.А. Селезнева и др. Разработкой информационно-технологического обеспечения занимались такие педагоги и учёные как П.И. Образцов [3], В.М. Монахов, Л.Д. Кудрявцев, A.A. Андреев, В.А. Сластенин, К.А. Чернышов и др.
Организацией и исследованием педагогических условий в учебном процессе занимались такие ученые, как В.И. Андреев, Г.Г. Ермакова, А.А. Бизяева и др.
Труды таких ученых, как В.М. Шепель, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко [4], посвящены изучению педагогических технологий.
На разработку методического обеспечения учебного процесса были направлены труды П.И Образцова, Н.В Косухина, Е. В. Василевской, Н.А. Морозова, Э.Г. Скибицкого [5]. Вопросам методики профессионального обучения посвящены работы ученых, И. Э. Толстовой, В.В. Краевского, В.С. Кукушкиной и др. [8]
В настоящее время существуют работы, посвященные разработке методического, информационно-технологического и другого обеспечения, его внедрение в учебный процесс, особенно актуально для высшей школы, в связи с тем, что именно на этом этапе происходит становление будущего специалиста.
Исследованием психолого-педагогических, дидактических и методических принципов проектирования и использования ППС занимались Б. С. Гершунский, И. В. Роберт, Н.Н. Горлушкина [7] и другие ученые.
На данный момент, вопросами разработки мультимедиа средств занимаются Ю.Н. Егорова Н.В. Клемешова, A.B. Суворинов, A.B. Осин.
Создание электронных курсов способствует развитию интеллектуального потенциала обучаемого, формированию умений самостоятельно приобретать знания, а также способствует развитию широкого ряда компетенций и компетентностей, что является показателем конкурентоспособности любого специалиста в современном мире. Помимо этого, различные электронные продукты: тестирующие, диагностирующие, контролирующие и т.д. переводят процесс обучения совершенно на новый уровень.
Требования к разработке электронных курсов и организации электронного обучения рассмотрены в работах Е.С. Полата, И.В. Роберт, Н.Н Горлушкиной и др. В нашей стране и за рубежом разработано большое число электронных учебных курсов, но изучение опыта работы других ВУЗов по внедрению в учебный процесс электронных курсов говорит о недостаточном обеспечении учебного процесса такими образовательными ресурсами.
Исследуя современное состояние вопроса логично сделать вывод о существовании разрыва между требованиями, предъявляемыми к специалистам сегодняшнего дня, и такой практикой, которая сложилась в структуре вузовской подготовки.
Анализ соответствующей литературы и изучение опыта работы по разработке методического обеспечения учебного процесса показал отсутствие соответствующего, отвечающего современным требованиям методического обеспечения процесса обучения, в связи с этим возникают следующие противоречия:
- между потребностью государства и общества в конкурентноспособных специалистах и отсутствием соответствующего методического обеспечения, способствующего подготовке таких выпускников;
- между желанием самого человека саморазвиваться и отсутствием возможности удовлетворить данное желание на основе существующего методического обеспечения и разработок, способствующих саморазвитию. Данные противоречия определили проблему, которая заключается в необходимости разработки и внедрения соответствующего современным требованиям методического обеспечения учебного процесса.
Выше сказанное определило тему дипломной работы.
Тема: «Разработка методического обеспечения дисциплины «Общая и профессиональная педагогика».
Соответственно, ставится следующая цель - обосновать и разработать методическое обеспечение дисциплины «Общая и профессиональная педагогика».
Объектом работы является - процесс обучения по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика».
Предметом является - методическое обеспечение дисциплины «Общая и профессиональная педагогика».
Гипотеза исследования - методическое обеспечение дисциплины будет педагогически обоснованным, если оно:
- разработано с учетом деятельностного и компетентностного подходов;
- учитывает специфику дисциплины в плане достижения цели дисциплины, формирования компетенций, определенных в рабочей программе, связи с другими дисциплинами;
- разработано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к педагогическим программным средствам.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические основы организации процесса обучения в высшем учебном заведении.
2) выявить теоретические основы разработки методического обеспечения процесса обучения.
3) изучить теоретические основы разработки педагогических программных средств.
4) разработать методическое обеспечение и электронный курс «Общая и профессиональная педагогика»
5) провести и проанализировать результаты апробации и экспертизы электронного курса «Общая и профессиональная педагогика».
Методологическую основу исследования составили работы:
- труды Т.А. Ильиной, А.В.Усова, Ю.К. Бабанского, в которых заложены основные положения системного подхода в решении педагогических проблем;
- работы .Н. Введенского, А.Н.Хомского, Дж. Равена, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, в которых изучено формирование компетентности будущего педагога;
- труды А.Л. Андреева, В.А. Болотова, В.В.Гузеева, В.К.Загвоздкина, в которых рассмотрены проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода;
- работы Б.Д. Эльконина, Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Н.В. Кузьминой, в которых представлен ;деятельностный подход как совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований;
Теоретическую основу исследования составили работы:
- научные работы Э.Ф Зеера, А.М Павлова в области модернизации профессионального образования;
- труды В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, В.П. Давыдова, в которых изучено обеспечение учебного процесса;
- работы П.И. Образцова, П.О. Околелова, Э.Г. Скибицкого, направленные на использование в учебном процессе вуза информационно-технологического обеспечения.
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ работ, направленных на изучение теоретических основ темы исследования;
- анализ научной литературы по вопросам методического обеспечения учебного процесса методике преподавания психологических дисциплин в высшей школе;
- анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.04.18 «Профессиональное обучение (по отраслям) (информатика и вычислительная техника)», учебных программ;
- апробация и экспертиза электронного курса;
- метод экспертных оценок;
- метод анкетирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 4 приложений. Список использованных источников включает в себя 40 изданий. В работе содержится 4 таблицы и 14 рисунков. Общий объём работы без учёта приложений составляет 96 страниц. Приложения записаны в электронном варианте (на диске).
Анализируя Федеральный закон РФ «Об образовании», в котором говорится, что «целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования», можно сделать вывод о том, что государству очень важно иметь компетентных специалистов в любой профессиональной области, образование не исключение. Такая направленность образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам преподавателя, а, следовательно, и к уровню подготовки студента будущего педагога [1].
Не менее важным является анализ современных социально¬экономических условий развития страны. Так как одним из приоритетных направлений реформирования образования на современном этапе является использование информационных технологий, учебно-педагогических компьютерных программ, мультимедийных средств обучения в учебно¬воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
На современном этапе, для общества важно развитие образования, так как требования к работникам профессионального образования, которые должны уметь мыслить и действовать творчески, развивать те же качества у студентов с каждым днем растут. Способность к педагогической деятельности становится важным признаком профессиональной компетентности, в новых условиях существенно меняется роль преподавателя, он становится модератором образовательного процесса, при котором новые образовательные задачи решаются с помощью новых технологий на основе компетентностного подхода.
Актуальность исследования заключается в том, что современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Исходя из концептуальных документов по модернизации российского образования, можно сделать вывод, что разрабатывать и внедрять педагогические программные средства в систему образования весьма необходимо. Этот процесс естественным образом сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничной адаптации студента данным условиям обучения. Использование педагогических программных средств, таких как электронный курс, дистанционный курс, электронный учебник и другие значительно повышает качество обучения за счет своей индивидуализации. Индивидуальный темп обучения, мгновенная реакция программы на действия обучающегося, постоянный контроль знаний на каждом этапе обучения, уменьшение времени на выполнение технических операций - все это переводит образование на новый этап, где уровень знаний обучающихся влияет на определенные потребности в обучении, а не является фактом успеваемости.
Общие тенденции в сфере развития образования на международном, общероссийском и региональном уровне направлены на подготовку сотрудников для работы в основных сферах человеческой деятельности в современной социокультурной ситуации. В новой концепции высшего образования России акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке компетентных специалистов на многостороннее интеллектуально¬духовное развитие личности, освоение и реализацию обучающихся ключевых функций, социальных ролей, компетенций в контексте нового подхода.
В настоящее время, государство и общество нуждается в конкурентноспособных специалистах, но имеющееся на сегодняшний день методическое обеспечение, не в полной мере способствует подготовке таких выпускников;
Анализ соответствующей литературы и изучение опыта работы других ВУЗов по обеспечению учебного процесса ресурсами подготовки выпускников, позволил выявить проблему, которая заключается в отсутствии инновационного, отвечающего современным требованиям методического обеспечения процесса обучения и соответственно в необходимости разрабатывать и внедрять его в систему образования. На сегодняшний день имеется ряд работ по вышеизложенным проблемам.
Организацией учебного процесса в ВУЗе, занимались такие ученые как В.А. Алексеенко, Т.А. Ильина [2], Н.А. Селезнева и др. Разработкой информационно-технологического обеспечения занимались такие педагоги и учёные как П.И. Образцов [3], В.М. Монахов, Л.Д. Кудрявцев, A.A. Андреев, В.А. Сластенин, К.А. Чернышов и др.
Организацией и исследованием педагогических условий в учебном процессе занимались такие ученые, как В.И. Андреев, Г.Г. Ермакова, А.А. Бизяева и др.
Труды таких ученых, как В.М. Шепель, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко [4], посвящены изучению педагогических технологий.
На разработку методического обеспечения учебного процесса были направлены труды П.И Образцова, Н.В Косухина, Е. В. Василевской, Н.А. Морозова, Э.Г. Скибицкого [5]. Вопросам методики профессионального обучения посвящены работы ученых, И. Э. Толстовой, В.В. Краевского, В.С. Кукушкиной и др. [8]
В настоящее время существуют работы, посвященные разработке методического, информационно-технологического и другого обеспечения, его внедрение в учебный процесс, особенно актуально для высшей школы, в связи с тем, что именно на этом этапе происходит становление будущего специалиста.
Исследованием психолого-педагогических, дидактических и методических принципов проектирования и использования ППС занимались Б. С. Гершунский, И. В. Роберт, Н.Н. Горлушкина [7] и другие ученые.
На данный момент, вопросами разработки мультимедиа средств занимаются Ю.Н. Егорова Н.В. Клемешова, A.B. Суворинов, A.B. Осин.
Создание электронных курсов способствует развитию интеллектуального потенциала обучаемого, формированию умений самостоятельно приобретать знания, а также способствует развитию широкого ряда компетенций и компетентностей, что является показателем конкурентоспособности любого специалиста в современном мире. Помимо этого, различные электронные продукты: тестирующие, диагностирующие, контролирующие и т.д. переводят процесс обучения совершенно на новый уровень.
Требования к разработке электронных курсов и организации электронного обучения рассмотрены в работах Е.С. Полата, И.В. Роберт, Н.Н Горлушкиной и др. В нашей стране и за рубежом разработано большое число электронных учебных курсов, но изучение опыта работы других ВУЗов по внедрению в учебный процесс электронных курсов говорит о недостаточном обеспечении учебного процесса такими образовательными ресурсами.
Исследуя современное состояние вопроса логично сделать вывод о существовании разрыва между требованиями, предъявляемыми к специалистам сегодняшнего дня, и такой практикой, которая сложилась в структуре вузовской подготовки.
Анализ соответствующей литературы и изучение опыта работы по разработке методического обеспечения учебного процесса показал отсутствие соответствующего, отвечающего современным требованиям методического обеспечения процесса обучения, в связи с этим возникают следующие противоречия:
- между потребностью государства и общества в конкурентноспособных специалистах и отсутствием соответствующего методического обеспечения, способствующего подготовке таких выпускников;
- между желанием самого человека саморазвиваться и отсутствием возможности удовлетворить данное желание на основе существующего методического обеспечения и разработок, способствующих саморазвитию. Данные противоречия определили проблему, которая заключается в необходимости разработки и внедрения соответствующего современным требованиям методического обеспечения учебного процесса.
Выше сказанное определило тему дипломной работы.
Тема: «Разработка методического обеспечения дисциплины «Общая и профессиональная педагогика».
Соответственно, ставится следующая цель - обосновать и разработать методическое обеспечение дисциплины «Общая и профессиональная педагогика».
Объектом работы является - процесс обучения по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика».
Предметом является - методическое обеспечение дисциплины «Общая и профессиональная педагогика».
Гипотеза исследования - методическое обеспечение дисциплины будет педагогически обоснованным, если оно:
- разработано с учетом деятельностного и компетентностного подходов;
- учитывает специфику дисциплины в плане достижения цели дисциплины, формирования компетенций, определенных в рабочей программе, связи с другими дисциплинами;
- разработано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к педагогическим программным средствам.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические основы организации процесса обучения в высшем учебном заведении.
2) выявить теоретические основы разработки методического обеспечения процесса обучения.
3) изучить теоретические основы разработки педагогических программных средств.
4) разработать методическое обеспечение и электронный курс «Общая и профессиональная педагогика»
5) провести и проанализировать результаты апробации и экспертизы электронного курса «Общая и профессиональная педагогика».
Методологическую основу исследования составили работы:
- труды Т.А. Ильиной, А.В.Усова, Ю.К. Бабанского, в которых заложены основные положения системного подхода в решении педагогических проблем;
- работы .Н. Введенского, А.Н.Хомского, Дж. Равена, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, в которых изучено формирование компетентности будущего педагога;
- труды А.Л. Андреева, В.А. Болотова, В.В.Гузеева, В.К.Загвоздкина, в которых рассмотрены проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода;
- работы Б.Д. Эльконина, Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Н.В. Кузьминой, в которых представлен ;деятельностный подход как совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований;
Теоретическую основу исследования составили работы:
- научные работы Э.Ф Зеера, А.М Павлова в области модернизации профессионального образования;
- труды В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, В.П. Давыдова, в которых изучено обеспечение учебного процесса;
- работы П.И. Образцова, П.О. Околелова, Э.Г. Скибицкого, направленные на использование в учебном процессе вуза информационно-технологического обеспечения.
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ работ, направленных на изучение теоретических основ темы исследования;
- анализ научной литературы по вопросам методического обеспечения учебного процесса методике преподавания психологических дисциплин в высшей школе;
- анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.04.18 «Профессиональное обучение (по отраслям) (информатика и вычислительная техника)», учебных программ;
- апробация и экспертиза электронного курса;
- метод экспертных оценок;
- метод анкетирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 4 приложений. Список использованных источников включает в себя 40 изданий. В работе содержится 4 таблицы и 14 рисунков. Общий объём работы без учёта приложений составляет 96 страниц. Приложения записаны в электронном варианте (на диске).
В настоящее время, государство и общество нуждается в конкурентноспособных специалистах, но имеющееся на сегодняшний день методическое обеспечение, не в полной мере способствует подготовке таких выпускников;
Анализ соответствующей литературы и изучение опыта работы других ВУЗов по обеспечению учебного процесса ресурсами подготовки выпускников, позволил выявить проблему, которая заключается в отсутствии инновационного, отвечающего современным требованиям методического обеспечения процесса обучения и соответственно в необходимости разрабатывать и внедрять его в систему образования.
На основании этого тема нашего диплома «Разработка методического обеспечения дисциплины «Общая и профессиональная педагогика»» является актуальной.
В заключение дипломной работы сформулированы основные выводы, подтверждающие теоретическую и практическую значимость разработки электронного курса «Общая и профессиональная педагогика».
Целью нашего исследования было: обосновать и разработать методическое обеспечение по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить теоретические основы организации процесса обучения в высшем учебном заведении.
2) выявить теоретические основы разработки методического обеспечения процесса обучения.
3) изучить теоретические основы разработки педагогических программных средств.
4) разработать методическое обеспечение и электронный курс «Общая и профессиональная педагогика».
5) проанализировать результаты апробации и экспертизы электронного курса «Общая и профессиональная педагогика».
Для решения первой задачи, нами были изучены основы организации учебного процесса в Вузе в условиях компетентностного подхода. Изучено о понятие процесса обучения, прописанного в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Организация учебного процесса это целенаправленная деятельность по созданию структурных подразделений высшего учебного заведения с подробным указанием вертикальных и горизонтальных связей между ними и максимальной детализацией функций, полномочий и ответственности каждого из них, а также разработка необходимой служебной документации, планирование учебной работы и всестороннее обеспечение учебного процесса».
Для решения второй задачи, нами были, проанализировали основные понятия и сущность методического обеспечения учебного процесса. Мы придерживаемся мнения П.И. Образцова, который понимает методическое обеспечение как совокупность дидактических средств, позволяющих преподавателю организовать свою педагогическую деятельность, сделать ее результативной и эффективной. И рассматривает данное понятие как процесс и результат. Выявили функции, задачи и составляющие методического обеспечения. Изучили цели, структуру и этапы создания учебно¬методического комплекса дисциплины.
Нами была выявлена специфика преподавания дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». Данную дисциплину можно рассматривать как систему междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, не сводящиеся к узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной конкретной профессии, или специальности. Мы выявили цель, предмет и объект дисциплины, а также задачи, ставящиеся при ее изучении и формирующиеся компетенции по окончанию изучения курса.
Также мы изучили основные определения понятия «педагогические программные средства». Опираться мы будем на определение Н.Н Горлушкиной. Педагогическое программное средство - дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники. Изучили виды и проанализировали классификацию педагогических программных средств. Также мы охарактеризовали принципы и требования, которые предъявляются к разработке педагогических программных средств.
Для решения следующей задачи, мы провели педагогическое обоснование разработки электронного курса «Общая и профессиональная педагогика». Он создан на основе инструментальной среды Moodle и содержит ориентационную, информационную, диагностическую и рефлексивную части. Интерфейс электронного курса представлен удобным и соответствующим способом. Материал представлен доступным и понятным способом. Курс не перегружен кнопками, графикой, соблюден единый стиль оформления всего курса. Разработан технологический и педагогический сценарий нашего педагогического программного средства. Курс предназначен для высшего образования и соответствует учебной программе по дисциплине. Электронный курс выполнен в соответствии с дидактическими принципами и требованиями, предъявляемыми к разработке электронных курсов и педагогических программных средств. Нами определены методические цели и задачи курса. Проведено обоснование использования электронного курса в повышении эффективности обучения.
Нами была проведена экспертиза электронного курса, как студентами 2 курса группы ФО14-01 бакалавриата направления подготовки 44.03.04.18 «Профессиональное обучение по отраслям (информатика, вычислительная техника)», так и экспертами, в роли которых выступили выпускники кафедры «Современные образовательные технологии». Проанализировав результаты анкетирования студентов и экспертов можно сделать вывод о том, что электронный курс «Общая и профессиональная педагогика» удовлетворяет основным и дидактическим принципам, а так же выполнен в соответствии с требованиями, предъявляемым к разработке педагогических программных средств. Их использование в процессе преподавания курса «Общая и профессиональная педагогика» является целесообразным, поскольку данное средство просто в использовании, не требует больших возможностей от техники, рассчитано на студентов с любым уровнем подготовки. Можно сделать вывод о необходимости реализации данного электронного курса в учебном процессе и о соответствии основным, дидактически принципам и требованиям, предъявляемым к разработке данных средств.
В ходе выполненной работы задачи решены и цель достигнута.
Анализ соответствующей литературы и изучение опыта работы других ВУЗов по обеспечению учебного процесса ресурсами подготовки выпускников, позволил выявить проблему, которая заключается в отсутствии инновационного, отвечающего современным требованиям методического обеспечения процесса обучения и соответственно в необходимости разрабатывать и внедрять его в систему образования.
На основании этого тема нашего диплома «Разработка методического обеспечения дисциплины «Общая и профессиональная педагогика»» является актуальной.
В заключение дипломной работы сформулированы основные выводы, подтверждающие теоретическую и практическую значимость разработки электронного курса «Общая и профессиональная педагогика».
Целью нашего исследования было: обосновать и разработать методическое обеспечение по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить теоретические основы организации процесса обучения в высшем учебном заведении.
2) выявить теоретические основы разработки методического обеспечения процесса обучения.
3) изучить теоретические основы разработки педагогических программных средств.
4) разработать методическое обеспечение и электронный курс «Общая и профессиональная педагогика».
5) проанализировать результаты апробации и экспертизы электронного курса «Общая и профессиональная педагогика».
Для решения первой задачи, нами были изучены основы организации учебного процесса в Вузе в условиях компетентностного подхода. Изучено о понятие процесса обучения, прописанного в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Организация учебного процесса это целенаправленная деятельность по созданию структурных подразделений высшего учебного заведения с подробным указанием вертикальных и горизонтальных связей между ними и максимальной детализацией функций, полномочий и ответственности каждого из них, а также разработка необходимой служебной документации, планирование учебной работы и всестороннее обеспечение учебного процесса».
Для решения второй задачи, нами были, проанализировали основные понятия и сущность методического обеспечения учебного процесса. Мы придерживаемся мнения П.И. Образцова, который понимает методическое обеспечение как совокупность дидактических средств, позволяющих преподавателю организовать свою педагогическую деятельность, сделать ее результативной и эффективной. И рассматривает данное понятие как процесс и результат. Выявили функции, задачи и составляющие методического обеспечения. Изучили цели, структуру и этапы создания учебно¬методического комплекса дисциплины.
Нами была выявлена специфика преподавания дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». Данную дисциплину можно рассматривать как систему междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, не сводящиеся к узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной конкретной профессии, или специальности. Мы выявили цель, предмет и объект дисциплины, а также задачи, ставящиеся при ее изучении и формирующиеся компетенции по окончанию изучения курса.
Также мы изучили основные определения понятия «педагогические программные средства». Опираться мы будем на определение Н.Н Горлушкиной. Педагогическое программное средство - дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники. Изучили виды и проанализировали классификацию педагогических программных средств. Также мы охарактеризовали принципы и требования, которые предъявляются к разработке педагогических программных средств.
Для решения следующей задачи, мы провели педагогическое обоснование разработки электронного курса «Общая и профессиональная педагогика». Он создан на основе инструментальной среды Moodle и содержит ориентационную, информационную, диагностическую и рефлексивную части. Интерфейс электронного курса представлен удобным и соответствующим способом. Материал представлен доступным и понятным способом. Курс не перегружен кнопками, графикой, соблюден единый стиль оформления всего курса. Разработан технологический и педагогический сценарий нашего педагогического программного средства. Курс предназначен для высшего образования и соответствует учебной программе по дисциплине. Электронный курс выполнен в соответствии с дидактическими принципами и требованиями, предъявляемыми к разработке электронных курсов и педагогических программных средств. Нами определены методические цели и задачи курса. Проведено обоснование использования электронного курса в повышении эффективности обучения.
Нами была проведена экспертиза электронного курса, как студентами 2 курса группы ФО14-01 бакалавриата направления подготовки 44.03.04.18 «Профессиональное обучение по отраслям (информатика, вычислительная техника)», так и экспертами, в роли которых выступили выпускники кафедры «Современные образовательные технологии». Проанализировав результаты анкетирования студентов и экспертов можно сделать вывод о том, что электронный курс «Общая и профессиональная педагогика» удовлетворяет основным и дидактическим принципам, а так же выполнен в соответствии с требованиями, предъявляемым к разработке педагогических программных средств. Их использование в процессе преподавания курса «Общая и профессиональная педагогика» является целесообразным, поскольку данное средство просто в использовании, не требует больших возможностей от техники, рассчитано на студентов с любым уровнем подготовки. Можно сделать вывод о необходимости реализации данного электронного курса в учебном процессе и о соответствии основным, дидактически принципам и требованиям, предъявляемым к разработке данных средств.
В ходе выполненной работы задачи решены и цель достигнута.
Подобные работы
- Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Научные основы учебной деятельности»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методика профессионального обучения»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Педагогические технологии»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



