Введение 3
1 Теоретические основы управления заказами в компании производственного
назначения 6
1.1 Сущность и классификация заказов в логистической системе компании 6
1.2 Логистический цикл управления заказами и подходы к системе
управления заказами 14
1.3 Управление портфелем заказов в производственной компании 23
2 Анализ системы управления заказами как составляющей в системе логистического обеспечения производственной компании ООО «Сибвэй»...29
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании 29
2.2 Анализ недостатков системы управления заказами ООО «Сибвэй» в
рамках логистической системы 35
2.3 Система ключевых показателей эффективности управления заказами в ООО «Сибвэй» 43
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления заказами в производственной компании ООО «Сибвэй» 51
3.1 Разработка модели логистической системы управления заказами 51
3.2 Использование автоматизированной CRM-системы как элемента
совершенствования системы управления заказами 61
3.3 Оценка эффективности разработанной системы управления заказами.. ..67
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложения 80
Тенденция стремительного роста конкуренции между участниками рынков строительных конструкций и изделий из древесины приводит к острой потребности эффективного управления заказами. Это обусловлено тем, что одной из главных целей любой компании является удовлетворение покупателя, поскольку компания, предоставившая наиболее быстрое и качественное выполнение заказа, получает существенное преимущество перед конкурентами на рынке. Управление заказами выступает важнейшей логистической функцией в оперативном управлении компании, при котором важно обеспечить выпуск качественной продукции при заданных сроках, ассортименте, количестве и нормативах затрат, что говорит об актуальности представленной темы. Следует также отметить, что ускорение выполнения заказа и снижение себестоимости продукции повышают финансовые показатели, что положительно сказывается на деятельности компании.
Управление заказами является одной из функций логистики, которая присуща при управлении материальными потоками как на этапе материально-технического обеспечения, так и на этапе сбыта готовой продукции. Важность данной функции усиливается в условиях тесной интеграции с функциями маркетинга, поскольку в таком случае управление заказами является определяющим фактором для всей производственно¬коммерческой деятельности предприятия.
Объектом исследования является система управления заказами на примере производственной компания ООО «Сибвэй» в г. Красноярске.
Предметом работы является логистическое обеспечение процесса управления заказами в производственной компании ООО «Сибвэй».
Цель работы - исследовать логистическое обеспечение системы управления заказами и определить направления совершенствования этой системы в производственной компании ООО «Сибвэй».
Задачи работы:
1. Раскрыть теоретические основы управления заказами в производственной компании;
2. Определить составляющие логистического цикла управления заказами;
3. Выявить подходы к системе управления заказами;
4. Охарактеризовать этапы формирования и управления портфелем заказов в производственной компании;
5. Провести анализ организационно-экономических характеристик деятельности ООО «Сибвэй», в том числе анализ логистической системы компании и системы управления заказами;
6. Разработать модель логистической системы управления заказами в ООО «Сибвэй»;
7. Выбрать систему ключевых показателей эффективности управления заказами в ООО «Сибвэй»;
8. Оценить эффективность разработанной модели управления заказами и внедрения CRM-системы.
Уровень проработанности проблемы несвоевременности выполнения заказов достаточно слабый, поскольку имеющиеся исследования охватывают систему управления заказами в целом, не углубляясь в совершенствование функционирования отдельных элементов системы управления заказами.
Теоретической и научно-методологической базой диссертационного исследования стали публикации зарубежных и отечественных ученых в сфере логистики и менеджмента. В частности, наибольший вклад в развитие теоретических положений управления заказами внесли такие авторы, как Афанасьева Н.В., Сток Дж.Р., Ламберт Д.М., Неруш Ю.М., Гаджинский А.М., Аникин Б.А.
Эмпирической базой исследования послужила финансовая отчетность производственной компании ООО «Сибвэй» и внутренняя информация о системе управления заказами компании.
Научная новизна исследования состоит в разработке системы управления заказами в производственной компании путем применения процессного подхода. В качестве инструментов исследования были применены методы сравнения и обобщения, экономического и системного анализа, а также метод организационно-функционального моделирования.
Управление заказами обеспечивает эффективное продвижение материальных потоков логистическими цепями на пути от производителя к потребителю, именно поэтому управление заказами выступает ключевой логистической функцией на пути к созданию конкурентных преимуществ компании.
Целью выпускной магистерской диссертации было исследование логистического обеспечения управления заказами и определение направлений совершенствования этой системы в производственной компании ООО «Сибвэй». Данная цель была достигнута путем решения поставленных задач:
- были раскрыты теоретические основы управления заказами в производственной компании;
- определены составляющие логистического цикла управления заказами;
- выявлены подходы к системе управления заказами;
- охарактеризованы этапы формирования и управления портфелем заказов в производственной компании;
- проведен анализ организационно-экономических характеристик деятельности ООО «Сибвэй», в том числе анализ логистической системы компании и системы управления заказами;
- разработана модель логистической системы управления заказами в ООО «Сибвэй»;
- выбрана система ключевых показателей эффективности управления заказами;
- проведена оценка эффективности разработанной модели управления заказами и внедрения CRM-системы.
В первой главе магистерской диссертации была предложена авторская классификация заказов производственной компании, в основу которой вошла группировка заказов по следующим признакам: по источнику поступления, по статусу, по месту размещения, по условиям заключения, по масштабу вовлеченности в бизнес-процесс, по условиям выполнения. Важно отметить, что ранее авторы не классифицировали производственные заказы по признаку вовлеченности в бизнес-процесс и не группировали заказы по такому спектру признаков. Также результатом первой главы является разработка алгоритма управления портфелем заказов в системе логистического обеспечения производственной компании.
Во второй главе работы был проведен анализ организационно- экономических характеристик компании, а также были выявлены особенности и недостатки управления заказами в рамках логистической системы производственной компании ООО «Сибвэй». По результатам организационно-экономического анализа было выявлено, что ООО «Сибвэй» ведет достаточно успешную деятельность, однако можно заметить, что количество невыполненных заказов в 2017г. увеличилось по сравнению с 2016г. на 3,2%. Также в 2017 году наблюдается сокращение валюты баланса на 14% по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о снижении деловой активности компании. Это связано с увеличением количества невыполненных заказов, а также потерей клиентов. При этом рост выручки объясняется повышением стоимости продукции ООО «Сибвэй» и появлением более технически сложных заказов. Также результатом данной главы стала разработанная система ключевых показателей оценки эффективности управления заказами, в которой эти показатели структурированы по целям компании в рамках логистической стратегии по трем направлениям: финансы, клиенты и процессы.
В третей главе магистерской диссертации была разработана усовершенствованная организационно-функциональная модель системы управления заказами. В результате оценки эффективности предложенной модели было выявлено, что:
- выручка возрастет на 19,99%;
- затраты на управление заказами сократятся на 1,97%;
- рентабельность реализованных заказов возрастет на 1,2%;
- темп прироста прибыли составит 91,81%, что на 54,15% больше по сравнению с фактическим значением 2017г.
- количество выполненных заказов в срок увеличится на 18,2%;
- коэффициент точности оформления документов после внедрения CRM-системы составит 98%;
- количество автоматизированных процессов управления заказами возрастет более чем на 35%;
- отклонение фактического объема выполненных заказов от планового составит 6,5% - это на 10% меньше, чем до внедрения организационно- функциональной модели управления заказами.
Также при внедрении CRM-системы общее время на обработку заказа сократится на 158 мин, что составляет 32,2%. Этот эффект возможен благодаря автоматизации процессов обработки заказов покупателей, что значительно сократит трудозатраты сотрудников ООО «Сибвэй» на эти процессы, а также позволит направлять появившееся время на решение других важных задач.
Таким образом, внедрение новой организационно-функциональной модели управления заказами в ООО «Сибвэй» позволит сократить время обработки и передачи заказов в производство, обеспечит прозрачность маршрутизации заказов на разных стадиях цикла управления заказами и налаженный процесс коммуникации по вопросам заказов клиентов между отделами компании, обеспечит автоматизированную обработку документов, а также позволит управлять изменениями и отменой заказов.
1. Аникин, Б. А., Тяпухин, А.П. Коммерческая логистика: Учебник / Б. А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М.: Проспект, 2014. - 432 с.
2. Афанасьева Н.В. Логистические системы и российские реформы - СПб ИЗД-BO Санкт-Петербург ун-та экономики и финансов - 2011. 342 с.
3. Бауэрсокс Доналд Дж., Косс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок - 2-е изд. М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2008 г. - 640 с. Пер. с англ. Н. Н. Барышниковой, Б. С. Пинскера.
4. Бовтеев, С, Ефременко В., Рыбное Е., Фролов В. Управление проектами в строительстве. СПб.: С.-Петерб. гос. архитект.-строит, ун-т, 2014. - 345 с.
5. Большаков А.С., Дядечко В.В. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предпринимательских организаций в сфере услуг / Журнал «Общество. Среда. Развитие». - 2015. - N 3(36). - C. 43-50.
6. Бродецкий Г.А. Многономенклатурное управление запасами: новый подход к оптимизации решений// Логистика сегодня. -2014. - № 1. -С. 12-24.
7. Бурмистрова, Н.С. Влияние логистического сервиса на выручку компании / Логистика и управление цепями поставок. - 2013. - № 5: вып.58. - С.60-68.
8. В. А. Волочиенко, Р. В. Серышев Логистика производства: теория и практика: учебник. - Москва: Юрайт, 2014. - 454 с.
9. Васин Л. А., Городничев С.В. Совершенствование управления процессом изготовления портфеля заказов. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 1-1. С. 3-8.
10. Воронов В.И., Кривоносов Н.А., Савостьянок Г.Н., Кожанова В.В. Инновационные технологии в логистике. Научно-аналитический журнал: «Инновации и инвестиции» № 4, 2015-стр.2-4.
11. Герасимов Б.Н., Герасимов КБ. Производственный менеджмент - Вузовский учебник: И ФРА-М, 2015. - 312 с.
12. Герасимов КБ., Додонова М.В. Управление портфелем заказов промышленного предприятия. Аспирант. 2015. Т. 1. № 11-1 (16). С. 41-45.
13. Горовой А.А., Родионов Д.Г., Плотников А.И. Совершенствование механизмов и методов оперативного управления пакетами заказов и услуг. Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-2 (77-2). С. 955-964.
14. Грибалев, Н.П., Игнатьева И.Г. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. СПб.: «Белл», 2014. - 157 с.
15. Дамодаран, А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов./Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес-Букс, 2014. - 347 с.
16. ДеКарло Дуг.; Пер. с англ. Финогенова М.С., Смытковский Е.И.; Науч. Ред. Баженов А.Д., Арефьев А.О. - М.: Компания p.m.Office, 2015. - 124 с.
17. Денисенко А.Ю. Особенности формирования кластера сферы услуг // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16, № 4. - С. 585-592.
18. Жиляева И.А., Родионов Д.Г. Социально-экономические аспекты и тенденции предоставления услуг массового потребления в российской федерации // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 8 (73). - С. 676-689.
19. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. - Спб.: Издательство Политехнического университета, 2010. - 659 с.
20. Инговатова О.А. Определение размера заказа при управлении запасами в пищевой промышленности. Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 5-1 (84). С. 82-85.
21. Конищев А.С. Основные принципы модели управления промышленным предприятием, в рамках управления временем исполнения заказа. Наука и Мир. 2016. Т. 2. № 12 (40). С. 29-31.
22. Котлер Ф. Основы маркетинга/пер. с англ.- М. 2010 - 301с.
23. Крикавский Е.В. Логистика. Основы теории: Учебник. для вузов / Нац. ун-т "Львовская политехника", Л .: Интеллект-Запад, 414 с.
24. Крылатков П.П., Кузнецова Е.И., Фоминых С.И. Исследование систем управления: учеб. пособие — Мин. образования и науки РФ, Урал. федерал. ун-т.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. - 128 с.
25. Кудинов, A. CRM: российская практика эффективного бизнеса - Москва: 1С-Паблишинг, 2009. - 251 с.
26. Кузменко Ю.Г. Стратегическое планирование распределительной логистики на предприятии, Трубеев Д.И. В сборнике: Наука ЮУрГУ 67-я научная конференция. 2015. С. 120-125.
27. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 268 с.
28. Лапыгин, Ю. Н., Лапыгин Д. Ю. Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании. - М.: Омега-Л, 2016. - 250 с.
29. Лапыгин, Ю.Н. Управление проектами. От планирования до оценки эффективности. - М.: Омега-Л, 2017. - 210 с.
30. Лукинский В. С., Лукинский В.В., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c.
31. Мазур, И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: учебное пособие / Под общ. Ред И.И. Мазура. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2014.- 311 с.
32. Мейер М. Оценка эффективности бизнеса: что будет после Balanced Scorecard. - М.: Вершина, 2004. - 272 с.
33. Неруш Ю. М. Логистика: учеб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 520 с.
34. Николайчук В. Е. Логистика в сфере распределения: Учеб. пособие для студентов экономических вузов. - СПб: Питер, 2001 - 160 с. - серия «Ключевые вопросы».
35. Ноэл М. Ключевые показатели деятельности компании. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. - 832 с.
36. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. - 261 с.
37. Перевощиков, Ю.С. Управление проектами в машиностроении: Учебное пособие / Ю.С. Перевощиков. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 233 с.
38. Плотников А.П. Совершенствование методов управления проектами по формированию и сбыту пакетов заказов и услуг. Сборник: Проблемы современной экономики и менеджмента сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 73-80.
39. Разу М.А. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник - М.: КНОРУС, 2016. - 378 с.
40. Решетникова Г.Н. Определение момента и объема заказа при управлении поставками. В сборнике: Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2015) Материалы XIV Международной конференции имени А. Ф. Терпугова В 2 частях. 2015. С. 87.
41. Родионов Д.Г., Рудская И.А. Региональные инновационные системы, их роль и место в формах инновационной кооперации / Д.Г. Родионов, И.А. Рудская / Финансовые решения XXI века: теория и практика. Сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015. - С. 157-164.
42. Родионов Д.Г., Рудская И.А., Горовой А.А. К вопросу о методологии управления региональными инновационными системами // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - Т. 6, № 4. - С. 64-76.
43. Саркисов, С.В Логистика и транспортное обеспечение ВЭД: Учебник / С.В Саркисов. - М.: ВАВТ, 2015. - 216 с.
44. Соколова Ю.И. Совершенствование взаимодействий участников проектной команды при формировании портфеля заказов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 4 (25). С. 327-335.
45. Степанов В.И. Логистика. Учебник. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 488 с.
46. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2005, XXXII. 797 с.
47. Танькова К.М., Тридед А.Н., Колодязева Т.А. Производственная логистика: Учеб. пособие. - X .: ИД "ИНЖЭК", 2004. - 352 с.
48. Томпсон, А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / пер. с англ.; под ред. Л.Г. Зайцева. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2000.
49. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория и практика. СПб.: Инвест-НП, 2016. - 235 с.
50. Уваров С.А. Надежность логистических систем в интегральных цепях поставок// Логистика и управление цепями поставок: современные тенденции в России и Германии: Сб. статей российско-немецкой конф. по логистике. СПб.: Изд.-во политехнического ун-та, 2008. - с. 152-162.
51. Ускенбаева Р. К., Булегенов Д. A. CRM система как необходимый компонент успешного бизнеса / Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 101-105.
52. Фёдорова Е.В. Управление заказами в логистических процессах розничного предприятия. Современное бизнес-пространство: актуальные проблемы и перспективы. 2015. № 2 (5). С. 63-65.
53. Федюкин, В. К. Управление качеством процессов / СПб.: Питер, 2005. — 202 с.
54. Хелдман, К. Профессиональное управление проектом / Пер. с англ. - СПб.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 312 с.
55. Чеботаев А.А. Логистика. Логистические технологии: Учеб. пособие. - М.: Дашков и Ко, 2002. - 172 с.
56. Эккерсон У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 396 с.
57. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. О. Е. Кутафин. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. - 559 с.
58. LaLonde, B.J. Customer Service: Management Perspective: The Council of Logistics Management / B.J. LaLonde, M.C. Cooper, T.G. Noordewier. Oak Brook, Ill. 1988.
59. Defining Supply Chain Management / J. T. Mentzer, W. De Witt, J. S. Keebler / Journal of Business Logistics. 2001. - CLM. - 22. - № 2. - P. 4-6.
60. Hunt S.D., Morgan R.M. Relationship marketing in Era of network competition. Marketing management, 1994.
61. http://sibway24.ru/ - официальный сайт ООО «Сибвэй».