Товарный знак как средство индивидуализации: некоторые вопросы теории и практики
|
Введение 3
I. Общая характеристика товарного знака как средства
индивидуализации 7
1.1 Становление и развитие законодательства о товарном знаке 7
1.2 Понятие, признаки, функции товарных знаков 12
1.3 Виды товарных знаков 20
II. Исключительное право на товарный знак 27
2.1 Возникновение исключительного права на товарный знак 27
2.2 Содержание исключительного права на товарный знак 32
2.3 Прекращение исключительного права на товарный знак 36
III. Столкновение прав на товарный знак с правами на другие объекты
интеллектуальной собственности 39
Заключение 46
Список использованных источников
I. Общая характеристика товарного знака как средства
индивидуализации 7
1.1 Становление и развитие законодательства о товарном знаке 7
1.2 Понятие, признаки, функции товарных знаков 12
1.3 Виды товарных знаков 20
II. Исключительное право на товарный знак 27
2.1 Возникновение исключительного права на товарный знак 27
2.2 Содержание исключительного права на товарный знак 32
2.3 Прекращение исключительного права на товарный знак 36
III. Столкновение прав на товарный знак с правами на другие объекты
интеллектуальной собственности 39
Заключение 46
Список использованных источников
В настоящее время в условиях научно-технического прогресса и глобализации возрастает количество предлагаемых потребителю товаров. Для успешного осуществления предпринимательской деятельности производителю необходимо выделить свою продукцию из множества однородных товаров других лиц. Данную проблему призваны решить средства индивидуализации, одним из которых является товарный знак.
Основным предназначением товарного знака в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) является индивидуализация товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей . Являясь визитной карточкой для покупателя, частью корпоративного стиля, наиболее яркой и запоминающейся составляющей любого предприятия, товарные знаки позволяют не только легко идентифицировать продукцию конкретного производителя, но и могут рассказать об основных направлениях его деятельности и модных тенденциях в дизайне в период разработки товарных знаков.
Товарный знак - динамично развивающееся средство индивидуализации, заслуживающее серьезного внимания с точки зрения его правового регулирования. В современном мире число регистрируемых товарных знаков непрерывно растет. Товарные знаки составляют значительную часть активов крупных российских и международных компаний. Увеличение количества регистраций товарных знаков порождает большое число связанных с ними споров, связанных, в том числе, с возникновением многочисленных коллизий прав на различные объекты интеллектуальной собственности. На практике имеет место существование различных, порой даже противоречащих друг другу, правовых позиций в отношении одного и того же вопроса. Такое положение вещей указывает на необходимость усовершенствования законодательно установленного механизма разрешения споров, который, в силу ряда причин, далеко не во всех случаях является четко определенным.
Современные потребности правового регулирования товарных знаков требуют модернизации в целях обеспеченности и благоприятности реализации субъектами своих исключительных прав. В связи с этим, объективная необходимость проведения комплексного исследования товарного знака как средства индивидуализации является достаточно актуальной в настоящее время.
Объектом настоящего исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в сфере действия товарного знака как средства индивидуализации.
Предмет исследования составляют нормы российского и международного права, устанавливающие правовой режим товарных знаков; материалы правоприменительной практики, касающиеся товарных знаков; теоретические воззрения специалистов в области интеллектуальной собственности в отношении товарных знаков.
Целью настоящей работы является исследование на основе анализа законодательства, правоприменительной практики и доктрины теоретических и практических аспектов действия товарного знака как средства индивидуализации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать историю становления и развития законодательства о товарном знаке;
- изучить подходы к понятию, признакам и функциям товарных знаков;
- рассмотреть виды товарных знаков, классифицированных по различным основаниям;
- изучить вопросы действия исключительного права на товарный знак (его возникновение, содержание и прекращение);
- выявить существующие коллизии прав на товарные знаки с правами на другие объекты интеллектуальной собственности.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении отражена актуальность исследования, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, представлена структура работы, обозначены теоретическая, нормативная, эмпирическая и методологическая основы исследования. В первой главе дается общая характеристика товарного знака как средства индивидуализации: рассматривается исторический аспект становления и развития законодательства о товарном знаке; исследуются подходы к понятию, признакам и функциям товарных знаков; предлагается классификация товарных знаков по различным основаниям. Вторая глава посвящена институту исключительного права на товарный знак: рассматриваются вопросы его возникновения; изучается содержание исключительного права на товарный знак; исследуются вопросы прекращения исключительного права на товарный знак. В третьей главе рассматриваются проблемы столкновения прав на товарный знак с правами на другие объекты интеллектуальной собственности. Основные выводы, полученные в результате исследования, отражены в заключении.
Теоретическая основа исследования представлена научными трудами И. А. Близнеца, М. В. Волынкиной, Э. П. Гаврилова, С. А. Горленко, В. А. Гордеева, Ю. Т. Гульбина, Е. А. Данилиной, В. А. Дозорцева, В.И. Еременко, И. А. Зенина, Н. И. Коняева, А. Д. Корчагина, А. Л. Маковского, И. Э. Мамиофы, В. М. Мельникова, С. И. Раевича, А. П. Сергеева, В. М. Сергеева, В. В. Старженецкого, Г. И. Тыцкой, Г. Ф. Шершеневича и др.
Эмпирическая основа исследования включает в себя материалы судебной практики, представленные судебными актами арбитражных судов, судебной практикой иностранных судов, а также правоприменительными материалами Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента).
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (диалектический, логический, системный) и частно-научные (формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, исторический метод и др.).
Основным предназначением товарного знака в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) является индивидуализация товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей . Являясь визитной карточкой для покупателя, частью корпоративного стиля, наиболее яркой и запоминающейся составляющей любого предприятия, товарные знаки позволяют не только легко идентифицировать продукцию конкретного производителя, но и могут рассказать об основных направлениях его деятельности и модных тенденциях в дизайне в период разработки товарных знаков.
Товарный знак - динамично развивающееся средство индивидуализации, заслуживающее серьезного внимания с точки зрения его правового регулирования. В современном мире число регистрируемых товарных знаков непрерывно растет. Товарные знаки составляют значительную часть активов крупных российских и международных компаний. Увеличение количества регистраций товарных знаков порождает большое число связанных с ними споров, связанных, в том числе, с возникновением многочисленных коллизий прав на различные объекты интеллектуальной собственности. На практике имеет место существование различных, порой даже противоречащих друг другу, правовых позиций в отношении одного и того же вопроса. Такое положение вещей указывает на необходимость усовершенствования законодательно установленного механизма разрешения споров, который, в силу ряда причин, далеко не во всех случаях является четко определенным.
Современные потребности правового регулирования товарных знаков требуют модернизации в целях обеспеченности и благоприятности реализации субъектами своих исключительных прав. В связи с этим, объективная необходимость проведения комплексного исследования товарного знака как средства индивидуализации является достаточно актуальной в настоящее время.
Объектом настоящего исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в сфере действия товарного знака как средства индивидуализации.
Предмет исследования составляют нормы российского и международного права, устанавливающие правовой режим товарных знаков; материалы правоприменительной практики, касающиеся товарных знаков; теоретические воззрения специалистов в области интеллектуальной собственности в отношении товарных знаков.
Целью настоящей работы является исследование на основе анализа законодательства, правоприменительной практики и доктрины теоретических и практических аспектов действия товарного знака как средства индивидуализации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать историю становления и развития законодательства о товарном знаке;
- изучить подходы к понятию, признакам и функциям товарных знаков;
- рассмотреть виды товарных знаков, классифицированных по различным основаниям;
- изучить вопросы действия исключительного права на товарный знак (его возникновение, содержание и прекращение);
- выявить существующие коллизии прав на товарные знаки с правами на другие объекты интеллектуальной собственности.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении отражена актуальность исследования, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, представлена структура работы, обозначены теоретическая, нормативная, эмпирическая и методологическая основы исследования. В первой главе дается общая характеристика товарного знака как средства индивидуализации: рассматривается исторический аспект становления и развития законодательства о товарном знаке; исследуются подходы к понятию, признакам и функциям товарных знаков; предлагается классификация товарных знаков по различным основаниям. Вторая глава посвящена институту исключительного права на товарный знак: рассматриваются вопросы его возникновения; изучается содержание исключительного права на товарный знак; исследуются вопросы прекращения исключительного права на товарный знак. В третьей главе рассматриваются проблемы столкновения прав на товарный знак с правами на другие объекты интеллектуальной собственности. Основные выводы, полученные в результате исследования, отражены в заключении.
Теоретическая основа исследования представлена научными трудами И. А. Близнеца, М. В. Волынкиной, Э. П. Гаврилова, С. А. Горленко, В. А. Гордеева, Ю. Т. Гульбина, Е. А. Данилиной, В. А. Дозорцева, В.И. Еременко, И. А. Зенина, Н. И. Коняева, А. Д. Корчагина, А. Л. Маковского, И. Э. Мамиофы, В. М. Мельникова, С. И. Раевича, А. П. Сергеева, В. М. Сергеева, В. В. Старженецкого, Г. И. Тыцкой, Г. Ф. Шершеневича и др.
Эмпирическая основа исследования включает в себя материалы судебной практики, представленные судебными актами арбитражных судов, судебной практикой иностранных судов, а также правоприменительными материалами Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента).
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (диалектический, логический, системный) и частно-научные (формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, исторический метод и др.).
В результате проведенного исследования в рамках заявленной темы получены следующие выводы:
1. Законодательство о товарных знаках прошло долгий путь в своем развитии. За этот длинный промежуток времени были приняты различные акты, в соответствии с которыми осуществлялось правовое регулирование товарных знаков. В настоящее время системообразующим актом, посвященным вопросам действия исследуемого средства индивидуализации, является ГК РФ (параграф 2 глава 76 часть 4).
В доктрине представлены различные подходы к понимаю товарного знака. ГК РФ закрепляет его легальное определение, в соответствии с которым товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Основные признаки товарного знака прямо не отражены в законодательстве, однако их можно вывести из его положений. В результате исследования были выявлены такие признаки рассматриваемого средства индивидуализации, как: 1) способность к обозначению; 2) различительная способность; 3) новизна; 4) необходимость регистрации в установленном законом порядке. Среди множества функций, выполняемых товарными знаками, основной является индивидуализирующая функция, поскольку именно товарный знак позволяет производителю отделить свою продукцию от продукции других лиц.
Существование большого числа видов товарных знаков обусловлено диспозитивным характером нормы ст. 1482 ГК РФ. В качестве товарного знака может быть зарегистрирован достаточно широкий круг обозначений, которые могут быть классифицированы по различным основаниям: по форме выражения, по степени известности, по кругу субъектов-правообладателей и др. Ввиду возрастающего желания субъектов гражданского оборота зарегистрировать «экзотические» товарные знаки, на практике возникает большое число споров, в связи с чем остро встает вопрос о необходимости введения более конкретизированных механизмов регулирования указанных отношений.
2. Исключительное право на товарный знак возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом достаточно спорным является вопрос о возможности совместного обладания («сообладания») исключительным правом на товарный знак ввиду отсутствия конкретного механизма реализации указанных прав и о выделении такого субъекта права на товарный знак как автор товарного знака. При этом следует учитывать случаи, когда возникшее исключительное право может быть ограничено на основании принципа «исчерпания».
Содержание исключительного права на товарный знак представлено двумя правомочиями - право использования товарного знака и право распоряжения исключительным правом на товарный знак. Использование товарного знака допустимо любым не противоречащим закону способом. Одной из особенностей использования товарного знака является возможность его досрочного прекращения, которая реализуются с учетом количественной и качественной характеристик использования. Способы распоряжения исключительным правом на товарный знак сводятся, в основном, к отчуждению исключительного права на товарный знак (договор об отчуждении исключительного права) и предоставлению права использования товарного знака другому лицу (лицензионный договор). Также предусмотрены случаи залога исключительного права на товарный знак и переход исключительного права на товарный знак без договора.
Прекращение правовой охраны товарного знака влечет за собой прекращение исключительного права на него. При этом основания оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны и основания прекращения правовой охраны товарных знаков устанавливаются с учетом ряда особенностей в отношении общеизвестных товарных знаков.
3. Достаточно остро в настоящее время стоит проблема столкновения исключительных прав на товарные знаки с правами на другие объекты интеллектуальной собственности, что обусловлено пересечением сфер их действий. Если вопросы коллизий прав на товарные знаки с правами на НМПТ, фирменные наименования, нематериальные блага и промышленные образцы достаточно ясно урегулированы законом, то проблема столкновения прав на товарные знаки с правами на коммерческие обозначения остается и в настоящее время серьезной, что является результатом неоднозначного отношения к коммерческому обозначению как средству индивидуализации. Другим спорным вопросом является столкновение прав на товарные знаки с правами на объекты, которые действующим законодательством не отнесены к объектам интеллектуальной собственности - название СМИ и наименования некоммерческих организаций. Правоприменительная практика при разрешении указанные коллизий выбирает различные, порой противоречащие друг другу, подходы. Подобное положение вещей заслуживает внимания и требует установления более четких механизмов правового регулирования указанных отношений.
1. Законодательство о товарных знаках прошло долгий путь в своем развитии. За этот длинный промежуток времени были приняты различные акты, в соответствии с которыми осуществлялось правовое регулирование товарных знаков. В настоящее время системообразующим актом, посвященным вопросам действия исследуемого средства индивидуализации, является ГК РФ (параграф 2 глава 76 часть 4).
В доктрине представлены различные подходы к понимаю товарного знака. ГК РФ закрепляет его легальное определение, в соответствии с которым товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Основные признаки товарного знака прямо не отражены в законодательстве, однако их можно вывести из его положений. В результате исследования были выявлены такие признаки рассматриваемого средства индивидуализации, как: 1) способность к обозначению; 2) различительная способность; 3) новизна; 4) необходимость регистрации в установленном законом порядке. Среди множества функций, выполняемых товарными знаками, основной является индивидуализирующая функция, поскольку именно товарный знак позволяет производителю отделить свою продукцию от продукции других лиц.
Существование большого числа видов товарных знаков обусловлено диспозитивным характером нормы ст. 1482 ГК РФ. В качестве товарного знака может быть зарегистрирован достаточно широкий круг обозначений, которые могут быть классифицированы по различным основаниям: по форме выражения, по степени известности, по кругу субъектов-правообладателей и др. Ввиду возрастающего желания субъектов гражданского оборота зарегистрировать «экзотические» товарные знаки, на практике возникает большое число споров, в связи с чем остро встает вопрос о необходимости введения более конкретизированных механизмов регулирования указанных отношений.
2. Исключительное право на товарный знак возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом достаточно спорным является вопрос о возможности совместного обладания («сообладания») исключительным правом на товарный знак ввиду отсутствия конкретного механизма реализации указанных прав и о выделении такого субъекта права на товарный знак как автор товарного знака. При этом следует учитывать случаи, когда возникшее исключительное право может быть ограничено на основании принципа «исчерпания».
Содержание исключительного права на товарный знак представлено двумя правомочиями - право использования товарного знака и право распоряжения исключительным правом на товарный знак. Использование товарного знака допустимо любым не противоречащим закону способом. Одной из особенностей использования товарного знака является возможность его досрочного прекращения, которая реализуются с учетом количественной и качественной характеристик использования. Способы распоряжения исключительным правом на товарный знак сводятся, в основном, к отчуждению исключительного права на товарный знак (договор об отчуждении исключительного права) и предоставлению права использования товарного знака другому лицу (лицензионный договор). Также предусмотрены случаи залога исключительного права на товарный знак и переход исключительного права на товарный знак без договора.
Прекращение правовой охраны товарного знака влечет за собой прекращение исключительного права на него. При этом основания оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны и основания прекращения правовой охраны товарных знаков устанавливаются с учетом ряда особенностей в отношении общеизвестных товарных знаков.
3. Достаточно остро в настоящее время стоит проблема столкновения исключительных прав на товарные знаки с правами на другие объекты интеллектуальной собственности, что обусловлено пересечением сфер их действий. Если вопросы коллизий прав на товарные знаки с правами на НМПТ, фирменные наименования, нематериальные блага и промышленные образцы достаточно ясно урегулированы законом, то проблема столкновения прав на товарные знаки с правами на коммерческие обозначения остается и в настоящее время серьезной, что является результатом неоднозначного отношения к коммерческому обозначению как средству индивидуализации. Другим спорным вопросом является столкновение прав на товарные знаки с правами на объекты, которые действующим законодательством не отнесены к объектам интеллектуальной собственности - название СМИ и наименования некоммерческих организаций. Правоприменительная практика при разрешении указанные коллизий выбирает различные, порой противоречащие друг другу, подходы. Подобное положение вещей заслуживает внимания и требует установления более четких механизмов правового регулирования указанных отношений.
Подобные работы
- Защита исключительного права на товарный знак
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Товарный знак для бизнеса: правила регистрации и использования (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Поволжский филиал))
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2600 р. Год сдачи: 2024 - ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - Гражданско-правовая защита прав на товарные знаки
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В
РОССИИ И США
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТОВАРНОГО ЗНАКА
Магистерская диссертация, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Защита права на товарный знак по законодательству России и США:
сравнительно-правовое исследование
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



