Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМАНТИКА ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ С ПРЕФИКСОМ ОТ-

Работа №25579

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
245
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СЕМАНТИКЕ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ 6
1.1. История изучения роли приставок в семантике глаголов русского языка 6
1.2. Семантические и функциональные особенности приставки от- 14
1.3. Функционально-семантические особенности постфикса -ся 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ С ПРЕФИКСОМ ОТ- И ПОСТФИКСОМ -СЯ. 23
2.1. Понятие лексико-семантической группы 23
2.2. Классификация русских глаголов с префиксом от- по семантическим
группам 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42


Изучение функций, семантики и роли русских глаголов в построении и организации предложений и текстов традиционно сопряжено с большим количеством трудностей. При этом глагол занимает одно из центральных мест, как в лексической системе русского языка, так и в семантической структуре предложений. Особую сложность при определении семантических особенностей вызывают глаголы, обладающие различными приставками и постфиксами, так как их семантическая структура обогащена дополнительными семантическими компонентами этих словообразовательных элементов.Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена тем фактом, что освоение таких глаголов при изучении русского языка как иностранного представляет собой особую сложность, а, следовательно, требует системного подхода при подаче учебного материала. Количество глагольных приставок в русском языке велико, каждая из них играет важную роль в формировании значения глагола. Одним из основных постфиксов русского языка является постфикс -ся.
Цель работы - выявить и описать основные семантические и функциональные свойства глаголов русского языка с приставкой от- (ото-) и постфиксом -ся.
Для достижения поставленной цели планируется решить ряд задач:
1. изучить основные теоретические подходы к изучению роли некоторых словообразовательных элементов в семантике русских глаголов;
2. описать семантические и функциональные особенности приставки от- (ото-) и постфикса -ся;
3. изучить теоретические подходы к определению понятия «семантическая группа»;
4. - подготовить выборку глаголов с приставкой от- (ото-) и постфиксом -ся на основе различных словарей русского языка;
5. - объединить отобранные глаголы в пары по признаку вида;
6. - классифицировать данные глаголы по семантическим группам.
Объектом исследования служат семантические и функциональные свойства русских глаголов с приставкой от- (ото-) и постфиксом -ся.
Предметом исследования выступают русские глаголы с приставкой от- и постфиксом -ся.
Материал исследования. Исследование проводилось на материале русского языка с использованием «Словаря русского языка» С.И. Ожегова, «Толкового словаря» Д.Н. Ушакова, глаголы из которых извлекались методом сплошной выборки, с привлечением материалов учебного пособия А.Н. Барыкиной, В.В. Добровольской, С.Н. Мерзон «Изучение глагольных приставок».
Теоретическая база исследования представлена трудами выдающихся лингвистов, таких, как В.В. Виноградов, Ю.Д. Апресян, Г.О. Винокур, М.А. Кронгауз и др. Изучение роли приставок в семантике русского глагола основывалось на работах Е.В. Синициной, А.Н. Новикова, И.Г. Милославского и др. Изучение функционально-семантических особенностей возвратных глаголов проводилось в большой степени с опорой на исследования, авторами которых являются В.Ю. Копров, Суй Суебэнь, О.В. Чагина, А.Б. Летучий. Для уточнения понятия семантического поля мы обращались к трудам А. А. Уфимцевой, Д. Н. Шмелева, Л.М. Васильева.
В работе использовались следующие методы: описательно-аналитический метод, элементы метода компонентного анализа, сопоставительный метод, приём сплошной и частичной выборки из словарей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложения. Первая глава посвящена исследованию роли приставок и постфикса -ся в семантике русского глагола, во второй главе описываются подходы к пониманию лексико-семантических групп и приводится классификация глаголов с приставкой от- и постфиксом -ся по семантическому основанию. В приложении содержится таблица,распределяющая изучаемые глаголы на две группы по принципу вида.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сложность глагола как объекта изучения в лингвистике не подвергается сомнению. Семантика русского глагола является одной из центральных и в то же время самых трудных областей лингвистики. При этом в современных политических и экономических условиях роль изучения русского языка как иностранного существенно возрастает, что рождает необходимость в поиске новых эффективных путей подачи такой сложной информации иностранным студентам. В связи с этим растет актуальность исследований семантики русского глагола.
Целью настоящей работы являлась семантическая классификация русских глаголов с приставкой от- и постфиксом -ся. В ходе работы были изучены основные теоретические подходы к изучению роли приставок и постфиксов в формировании значения русских глаголов, и был сделан вывод о том, что приставки и постфиксы обладают собственным функционально-семантическим значением, а также способны оказывать прямое и существенное влияние на значение глагольной основы.
Рассмотрение основных семантических и функциональных особенностей приставки от- (ото-) и постфикса (-ся) выявило 6 классов значений приставки и 11 функционально-семантических разрядов постфикса. Данные классификации были применены при классификации глаголов в практической части исследования.
Для классификации глаголов по лексико-семантическим группам было проведено теоретическое исследование основных научных подходов к определению понятий «семантическое поле» и «семантическая группа», в результате чего было установлено, что под семантической группой следует понимать группу слов (словосочетаний), объединенную одним родовым значением (ядро).
Для проведения исследования было отобрано, исследовано и классифицировано 222 глагола, взятых из толковых словарей русского языка Д.Н. Ушакова и С.И. Ожегова. Данные глаголы классифицировались на семантические поля и группы, приведенные в словаре-справочнике «Лексико-семантические группы русских глаголов» Т.В. Матвеевой. В классификацию каждый глагол попадал лишь однажды - в совершенном или несовершенном виде (Приложение А).
Результаты настоящего исследования могут помочь при формировании обучающих программ для иностранных студентов, изучающих русский язык. Использование семантических групп глаголов позволит собирать качественное наполнение для лексических упражнений, направленных на расширение и углубление словарного запаса иностранных студентов.



1. Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. М.: Наука, 1967. 256 с.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка). М.: Наука, 1974. 367 с.
3. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1961. 416 с.
4. Барыкина А. Н., Добровольская В.В., Мерзон С.Н. Изучение глагольных приставок. - 3-е изд., перераб.и доп. М.: Рус. яз., 1989. 169 с.
5. Башарина А. К. Понятие «семантическое поле» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Амосова. Якутск: ЯГУ, 2014. С. 93-96.
6. Бородич В. В. К вопросу о формировании совершенного вида в славянских языках // Вопросы языкознания. 1953. №6. С. 68-86.
7. Васильев Л. М. Парадигматические и синтагматические поля: Тез. докл. третьей лингвистической конференции «Актуальные проблемы лексикологии» 3-7 мая 1971. Новосибирск, 1991. -С. 102.
8. Виноградов В. В. Русский язык: (Граммат. учение о слове) : [Учеб. пособие для высш. учеб. заведений]. М. ; Л. : Учпедгиз, 1947. 784 с.
9. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Высш. шк., 1972. 616 с.
10. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
11. Грамматика русского языка: в 2 т. М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 1-2.
12. Джувейр А. А., Праведников С. П. Глаголы движения с приставкой от- (ото-) в военной прозе К. Д. Воробьева и Е. И. Носова // . 2013. №3 (27). С.175-182.
13. Диброва Е. Д. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч. - ч. 1. - М.: Академия, 2011. 468 с.
14. Иванова Н.С. Семантика русских глагольных приставок в префиксальном словообразовании: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1999. 268 с.
15. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2010. 352 с.
16. Копров В.Ю. Семантико-функциональное поле залоговое™ в разноструктурных языках // Проблемы русского и общего языкознания. Межвузовский сборник научных трудов. Ответственный редактор Казарина В.И.. Елец, 2010. 10с.
17. Кронгауз И. А. Приставки и глаголы: грамматика сочетаемости // Семиотика и информатика. М., 1994. Вып. 34. С. 32-57.
18. Кронгауз И.А. Семантические механизмы глагольной префиксации / Дис. ... канд. филол. наук. М., 1999. 314 с.
19. Крючкова Л.С. Выражение категории возвратности - невозвратности. Синтаксис простого и сложного предложения. М.: «Владос», 2004. 240 с.
20. Кузнецова Э.В. Русская лексика как система: учеб. пособие. - Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1980. 89 с.
21. Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. Монография. — М.: Наука, 1978. 114 с.
22. Летучий А.Б. Возвратность [Электронный ресурс] // Электронный справочник «Русская корпусная грамматика» 2014.http: //rus gram.ru/
23. Мартиновский Г. Глагольная приставка и вид в русском языке. In: Revue des etudes slaves, tome 70, fascicule 1, 1998. Communications de la delegation frangaise au XIIe Congres international des slavistes (Cracovie, 27 aout - 2 septembre 1998). pp. 79-84.
24. Матвеева Т.В. (ред.) Лексико-семантические группы русских глаголов / Учебный словарь-справочник. — Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988. — 153 с.
25. Матеев Др. Семантиката на глаголните представки и нейното отношение към видовото значение на глаголите // Известия на Института за български език, кн.1, София, 1952, С. 68-73.
26. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М., 1980. 296 с.
27. Новиков А.Н. О некоторых дискуссионных вопросах глагольной префиксации (применительно к приставке под-) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2009. №1. С.131-134
28. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
29. Подшибякина Н.А., Скрипкина Н.Ф. Семантика и презентация глагольных приставок в практике преподавания русского языка как иностранного // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №5(10). Декабрь 2010. 3 с.
30. Потиха З.А. Современное русское словообразование: пособие для учителя. М. : Просвещение, 1970.
31. Санкаран Унии К.П. Иерархичность словообразовательных значений глагольной приставки в современном русском языке // Русский язык за рубежом. 1989. № 4.
32. Сигалов П.С. История русских ограничительных глаголов // Ученые записки Тартуского университета. Труды по русской и славянской филологии. XXIII. Тарту, 1975.
33. Синицына Е. В. О десемантизации глагольных префиксов (на материале донских казачьих говоров) // Известия ВГПУ 2009. №2. С.108-111.
34. Современный русский язык: Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учебник для вузов / Аникина А.Б., Бельчиков Ю.А., Вакуров В.Н. и др.; Под ред. Д.Э. Розенталя. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высш.шк., 1984. 735 с.
35. Суй Сюебэнь Семантические особенности личных возвратных глаголов, образованных от непереходных глаголов // Вестник Казанского технологического университета. 2004. №1. С.460-470.
36. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1996.
37. Уфимцева А. А. Лексическая номинация (первичная нейтральная) // Языковая номинация (виды наименований). М., 1977. С. 5-85.
38. Уфимцева A. A. Лексическое значение: Принцип семиологического описания лексики. М.: Наука, 1986. 240 с.
39. Чагина О.В. Возвратные глаголы в русском языке. Описание и употребление : учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся. М.: Русский язык. Курсы, 2009. 264 с.
40. Чжао Сывэнь. Русские глаголы с приставкой пере- (функционально-семантический аспект). Санкт-Петербург, 2016. 100 с.
41. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1977. 335 с.
42. Янко-Триницкая Н.А. Возвратные глаголы в современном русском языке. М: АН СССР, 1962. 248 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ