Введение 3
1 Теоретические аспекты платежей за природные ресурсы 5
1.1 Обзор подходов к экономической оценке природных ресурсов 5
1.2 Государственное регулирование платежей за пользование природными
ресурсами 9
1.3 Характеристика существующей системы платежей за пользование
природными ресурсами 13
2 Анализ действующей системы платежей за пользование природными
ресурсами 27
2.1 Анализ динамики недропользования на территории Красноярского края 27
2.2 Анализ динамики поступлений платежей за пользование природными
ресурсами в бюджет Красноярского края 32
2.3 Выявление проблем действующей системы платежей за пользование
природными ресурсами 38
3 Направления совершенствования системы платежей за пользование
природными ресурсами 43
3.1. Возможные пути совершенствования системы платежей за пользование
природными ресурсами 43
3.2. Оценка возможности и эффективности изъятия дифференциальной
горной ренты 47
3.3 Формирование специализированных территориальных экологических
фондов 52
Заключение 58
Список используемых источников 60
Природно-ресурсный потенциал региона, а главным образом эффективное его освоение, оказывает большое влияние на его социально¬экономическое развитие. Ранее к ресурсным регионам, каким является в частности Красноярский край, преобладал потребительский подход. Интересы же самих регионов при этом не учитывались. На данный момент времени прежние позиции пересматриваются. Чаще говорится о необходимости создания условий для устойчивого развития регионов, обладающих богатым природно-ресурсным потенциалом. Под устойчивым природопользованием понимается проводимое в пределах хозяйственной емкости биосферы использование природных ресурсов, обеспечивающее потребности в них настоящих и будущих поколений путем рационального использования природных ресурсов, сохранения, улучшения количественных, качественных и видовых характеристик природных ресурсов и условий, предотвращения ухудшения их состояния.
Для того чтобы результатом пользования природными ресурсами были не многочисленные негативные последствия, а действительный постоянный рост благосостояния населения регионов, необходимо строить политику природопользования как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе базирующуюся на принципах устойчивого развития.
Одним из главных условий перехода ресурсного региона к устойчивому долговременного социально-экономического развития региона.
Система платежей за природные ресурсы должна составлять основу такого эффективного механизма. Она должна обеспечивать выполнение следующих основополагающих функций:
Во-первых, это создание финансовых условий для обеспечения достойного уровня жизни нынешних и будущих поколений ресурсного региона, а также в период после истощения основной части невозобновляемых природных ресурсов;
Во-вторых, это стимулирование рационального использования природных ресурсов;
В-третьих, это обеспечение необходимыми финансовыми средствами защиты, охраны, возобновляемости природных ресурсов и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Целью данной работы является анализ системы платежей за пользование природными ресурсами и формирование предложений по ее совершенствованию
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
7) Рассмотреть виды платежей за пользование природными ресурсами;
8) Рассмотреть систему платежей с точки зрения государственного регулирования;
9) Проанализировать динамику пользования природными ресурсами на территории Красноярского края;
10) Проанализировать динамику поступлений платежей за природные ресурсы в бюджет Красноярского края;
11) Выделить проблемы существующей системы платного природопользования;
12) Предложить направления совершенствования системы платности природных ресурсов.
В данной работе была рассмотрена действующая система платежей за природные ресурсы, обоснована необходимость платности ресурсопользования, а также на примере такого элемента система, как плата за недропользование были проанализированы динамика пользования недрами и динамика поступлений платежей за данный вид ресурсов в бюджет Красноярского края.
Анализ показал, что Красноярский край обладает богатым ресурсным потенциалом и активно его использует. При этом уровень собираемости платежей за недропользование является высоким и постоянно увеличивается. Однако в рассматриваемой системе платежей были выявлены значимые проблемы.
Так, налоги, сборы регулярные платежи за пользование природными ресурсами из года в год занимают значительную часть в общих доходах, администрируемых на территории края. Однако в консолидированный бюджет края поступает их незначительное количество. Подобное явление не позволяет говорить о выгодах, получаемых жителями края от использования его природных ресурсов, и тем более о создании финансовых фондов для обеспечения устойчивого развития региона.
Одной из важнейших проблем также является то, что платежи за природные ресурсы не имеют целевого назначения. Поэтому они в полной мере выполняют свою фискальную функцию, однако компенсационная и стимулирующая функция практически не выполняется. Другими словами, ресурсные платежи не стимулируют рациональное природопользование и не компенсируют негативное влияние от использования природных ресурсов на окружающую среду.
В целях решения выявленных проблем в системе платежей за пользование природными ресурсами в работе были рассмотрены некоторые пути совершенствования данной системы.
Первое направление - это применение смешанной фискальной системы, которая даст возможность государству изымать в виде налогов и сборов основную часть природной ренты, получение которой определяется спецификой используемого объекта и напрямую не зависит от рыночной конъюнктуры (налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог)
Второе направление - создание уже ранее используемых специализированных территориальных экологических фондов с той целью, чтобы в должной мере осуществлялось финансирование охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Таким образом, в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов.
1. Водный кодекс Российской Федерации: по состоянию на 29.07. 2017 г. - Москва : Кнорус, 2017 - 48 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч.: по состоянию на 20.07. 2017 г. - Москва : Кнорус, 2017 - 653 с.
3. Земельный кодекс Российской Федерации: по состоянию на 01.10. 2017 г. - Новосибирск : Норматика, 2017 - 160 с.
4. Лесной кодекс Российской Федерации: по состоянию на 01.07. 2017 г. - Москва : Проспект, 2017 - 96 с.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2 ч. : по состоянию на 19 07 2017 г. - Москва : Кнорус, 2017 - 799 с.
6. Об охране окружающей среды: федер. закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ - Новосибирск : Норматика, 2017 - 71 с.
7. Астахов, А.С. Краткий терминологический словарь по ископаемым энергетическим ресурсам / ред. Н.П. Лаверов, А.С. Астахов, И.В. Высоцкий, и др.. - Москва : Недра, 2013. - 223 с.
8. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: учебник / Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л. - Москва: ЮНИТИ, 2015 - 319 с.
9. Глазова Е. С., Степанова М. П. Налогообложение нефтедобычи: тенденции развития / Е. С. Глазова, М. П. Степанова // Финансовый менеджмент. -2013. -No3. -С. 80-99.
10. Глушкова, В.Г. Экономика природопользования / 2-е изд. Учебник Для Бакалавров / В.Г. Глушкова, С.В. Макар. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 588 с.
11. Голуб А. А. Экономика природопользования: учебник / Голуб А. А., Струкова Е.Б. - Москва: Аспект-Пресс, 2012 - 512 с
12. Дрогомирецкий, Н.И. Экономика природопользования. учебное пособие для академического бакалавриата / Н.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 224 с.
13. Иванов. О.П. Государственное управление природными
ресурсами : учеб. пособие / О. П. Иванов - 4-е изд., испр. и доп. - Новосибирск : СибАГС, 2014 - 479 с.
14. Ивасенко, А.Г. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы для бакалавров / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - Москва: КноРус, 2012. - 320 с.
15. Каракеян, В.Н. Экономика природопользования: Учебник. 2-е изд., испр., и доп / В.Н. Каракеян. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 478 с.
16. Колесников, С.Н. Экологические основы природопользования: Учебник / С.Н. Колесников. - Москва: Дашков и К, 2016. - 304 с.
17. Лукьянчиков, Н.Н. Экономика и организация природопользования.: Учебник для студентов вузов / Н.Н. Лукьянчиков, ИМ. Потравный. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 687 с.
18. Макар, С.В. Экономика природопользования: Учебник / В.Г. Глушкова, В.Г. Глушкова, С.В. Макар... — Москва: Юрайт, 2013. — 588 с.
19. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение : учебник / Н.В. Миляков - Москва : Кнорус, 2009 - 520 с.
20. Михалева, О. Л., Дубровина, И. Л. Роль налога на добычу полезных ископаемых в доходной части бюджета российской федерации / О. Л. Михалева, И. Л. Дубровина // Материалы 13-й Международной научно¬практической конференции. -Самара. -2014. -282-284
21. Новоселов, А. Л. Экономика, организация и управление в области недропользования. Учебник и практикум / А.Л. Новоселов, О.Е. Медведева, ИЮ. Новоселова. - Москва: Юрайт, 2014. - 632 с.
22. Понкратов, В. В. Оценка целесообразности применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в Российской Федерации / В. В. Понкратов // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». -2013. -No 2. -С. 178-182
23. Попов, Ю.П. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы (для бакалавров) / Ю.П. Попов. - Москва: КноРус, 2013. - 320 с.
24. Савенкова, О. Е., Искрицкая, Н. И., Налоговый маневр и перспективы модернизации налогообложения в российском нефтегазовом секторе / О. Е. Савенкова, Н. И. Искрицкая // Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт (ВНИГРИ). -Казань. - 2015. -No62. -Т.2. -С. 7-11.
25. Терешок, А. В. Совершенствование налогового регулирования в целях стимулирования развития российской нефтяной отрасли / А. В. Терешок // Государственное управление. Электронный вестник. - 2014.-No 44.
- с. 83-105
26. Шлютер, М. С. Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования / М.С. Шлютер. - Москва: Мир, 2015. - 510 с
27. Экономика и организация природопользования: учебник / Н. Н. Лукьянчиков, И. М. Потравный. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 687 с.
28. Экономика природопользования: учебник / С. Н. Бобылев, А. Ш. Ходжаев. - Москва: Инфра-М, 2010. - 499 с.
29. Экономика природопользования: учебное пособие / О. С. Шимова, Н. К. Соколовский. - Москва: Инфра-М, 2012. - 360 с.
30. Экономика устойчивого развития: учебное пособие по экономическим специальностям и направлениям / Т. А. Акимова, Ю. Н. Мосейкин. - Москва: Экономика, 2016. - 429 с.
31. Юров, Ю. И. Основы горного дела. История развития и основные термины. В 2 частях. Часть 1 / Ю.П. Юров. - М.: ООО «ТНТ», 2017. - 392 с.
32. Яковлев, С. В. Комплексное использование водных ресурсов / С.В. Яковлев, И.Г. Губий, П.И. Павлинова. - Москва: Высшая школа, 2014. - 384 с.
33. Яртиев, А. Ф. Налогообложение нефтедобывающей промышленности: история, перспективы, эффективность для недропользователя / А. Ф. Яртиев // Нефтегазовая геология. Теория и практика. -2015. -Т.10. -No2.
34. Выгон, Г., Рубцов А., Клубков С., Ежов С. Налоговая реформа
нефтяной отрасли: основные развилки [Электронный ресурс] / Г. Выгон, А. Рубцов, С. Клубков, С. Ежов // VYGON Consulting -независимый национальный отраслевой консультант по вопросам развития ТЭК России. - 2015. - Режим доступа:
http://vygon.consultmg/upload/iblock/6b7/vygon_consultmg_upstreamtaxreform.pdf
35. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2016 году» [Электронный ресурс] - Режим доступа: mpr.krskstate.ru>envir/page5849/0/id/26439
36. Данные по формам статистической налоговой отчетности
[Электронный ресурс] : база статистических и аналитических данных
Федеральной Налоговой Службы РФ. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn24/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
37. Доклад территориального органа федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю о социально¬экономическом положении Красноярского края в 2016 году [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://krasstat.ru/doklad/1/dok.htm
38. Доклад территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю о социально¬экономическом положении Красноярского края в 2016 году [Электронный ресурс] - Режим доступа:econ.krskstate.ru>ser_kray/itog
39. Ежов, С., Рубцов, А. Развилки налоговой реформы
[Электронный ресурс] / С. Ежов, А.Рубцов // Электронный журнал
OIL&GAS JOURNAL RUSSIA. - 2016. - Режим доступа: http://ogjrussia.com/issues/article/razvilki-nalogovoy-reformy
40. Информация об итогах работы по сбору налогов и других
обязательных платежей УФНС России по Красноярскому краю за
2015 год [Электронный ресурс] - Режим доступа:
nalog.ru>m24/news/activities_fts/5576593/
41. Калашникова, Н. Ю. Особенности уплаты налога на добычу полезных ископаемых в 2015 году [Электронный ресурс] / Н.Ю. Калашникова // Наука-RASTUDENT.RU. -2015. -N. 07(19). - Режим доступа: http://nauka- rastudent.ru/19/2777/37
42. Квитко, Р. Совершенствование условий привлечения инвесторов в
недропользовании [Электронный ресурс] / Р. Квитко// Zakon.ru-
Первая социальная сеть для юристов. - 2015. - Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2015/5/15/covershenstvovanie_uslovij_privlecheniya_investoro v_v_nedropolzovanii
43. Красноярский край в цифрах 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: krasstat.gks.ru>wps/wcm/connect/rosstat
44. Кувшинова, О., Папченкова М. Люди важнее нефти [Электронный ресурс] / О. Кувшинова, М. Папченкова // Электронное периодическое издание «Ведомости». -2014. -N. 3532. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/02/19/lyudi-vazhnee-nefti
45. Письмо Федеральной Налоговой службы от 17 ноября 2014 г. N ГД-
4-3/23728@ о данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти за октябрь 2014г. [Электронный ресурс]: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157741/
46. Сводные отчеты в целом по российской федерации и в разрезе субъектов российской федерации [Электронный ресурс]: база статистических и аналитических данных Федеральной Налоговой Службы РФ. - Режим доступа.: https://www.nalog.ru/rn24/related_activities/statistics _and_analytics/forms/38
47. Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс] : Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. -Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs
48. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru.