Введение 5
1 Коммуникационный менеджмент СМИ 10
1.1 Определение понятия коммуникационного менеджмента 10
1.2 Функции коммуникационного менеджмента в СМИ 11
1.3 Этапы коммуникационного процесса обмена информацией 13
1.4 Менеджмент как феномен эффективной коммуникации в редакциях СМИ 16
1.4.1 Понятие, виды и классификации коммуникационного менеджмента 17
1.4.2 Теории менеджмента 19
1.4.3 Классификация моделей менеджмента 20
1.4.4 Мотивация и стимулирование сотрудников как принцип организации эффективного менеджмента 22
2 Экономическая эффективность СМИ и ее связь с коммуникационным менеджментом 23
2.1 Финансовая политика редакции печатных СМИ: структура бюджета и баланса 23
2.2 Определение и методы повышения эффективности коммуникационного менеджмента в редакциях СМИ 27
2.2.1 Направления коммуникаций 27
2.2.2 Этика, культура и деловое общение 34
2.2.3 Принципы организации эффективного коммуникационного менеджмента 36
2.2.4 Определение эффективности коммуникационного менеджмента 38
2.2.5 Методы повышения эффективности коммуникационных систем в СМИ 44
3 Региональные СМИ в современных условиях развития экономики в России 49
3.1 Районная газета как тип издания 49
3.2 Специфика региональных СМИ 51
3.2.1 Ответственность журналиста 51
3.2.2 Особенности взаимодействия районной газеты со своей аудиторией 52
3.3 Задачи провинциальной печати 54
3.4 Жанровое и тематическое наполнение районных газет 55
4 Применение принципов эффективного коммуникационного менеджмента на примере газеты «Канские ведомости» 57
4.1 Информационное поле города Канска: влияние среды на масс-медиа, основные виды контента 57
4.2 История газеты «Канские ведомости» 68
4.3 Характеристика газеты «Канские ведомости» с точки зрения экономической составляющей 71
4.4 Эксперимент: повышение экономической составляющей газеты «Канские ведомости» посредством применения принципов построения эффективного менеджмента 76
4.4.1 Методика составления программы эксперимента 82
4.4.2 Описание эксперимента 85
4.4.3 Результаты эксперимента 102
Заключение 113
Список использованных источников 117
Приложение А Интервью с главой редакции газеты «Канские ведомости»
(аудиозапись на съемном носителе - CD-диск) 123
Приложение Б Вопросы анкетирования «Коммуникационный менеджмент газеты «Канские ведомости» 124
Приложение В Результаты анкетирования «Коммуникационный менеджмент газеты «Канские ведомости» 128
Приложение Г Программа дальнейшего взаимодействия с газетой «Канские
ведомости» 131
В условиях снижения рентабельности работы редакций, давления глобальных игроков медиаотрасли на региональные рынки и концентрации медиапроизводства, становится крайне важным внедрение в работу СМИ инновационных технологий управления.
Причин недостаточного внимания к роли и значению управления коммуникациями в настоящее время немало. Во-первых, в России превалируют понятия «руководить», «принуждать», а не «управлять», «убеждать». Во- вторых, в государстве не выработаны механизмы по подготовке и переподготовке кадров для работы в новых экономических и социальных отношениях и ликвидации управленческой безграмотности - коммуникационный менеджмент во многом призван обеспечить решение и этой проблемы. В-третьих, именно правильно выстроенный коммуникационный менеджмент на всех уровнях может являться решением проблемы экономической нестабильности редакций СМИ.
Обращение к теме данной магистерской диссертации обусловлено недостаточным вниманием современных российских СМИ к управлению коммуникациями. Поскольку СМИ достаточно редко связывают возможные пути решения экономических проблем с улучшением системы коммуникационного менеджмента, то тема магистерской диссертации представляется актуальной.
Исследованию роли коммуникационного менеджмента в повышении эффективности работы каких-либо организаций посвятили свои работы многие исследователи. Тем не менее, несмотря на наличие немалого числа работ по изучению роли коммуникаций (Г. В. Атаманчук, Г. Г. Почепцов, В. П. Пугачев, А. И. Соловьев, А. Н. Чумиков, М. А. Шишкина, Л. Н. Федорова и др.), проблематике коммуникационного менеджмента присуща объективная новизна. Общепризнано, что система управления коммуникациями находится сегодня на этапе своего становления. В отечественной и мировой литературе достаточно подробно рассмотрены проблемы теории, истории, психологии, социологии и коммуникации. Тем не менее, многие другие важные аспекты коммуникации оказываются на периферии научного знания.
Раскрывая сущность коммуникационного менеджмента, как фактора повышения эффективного управления экономическими системами, Т. М. Орлова подчеркивает двойственность природы коммуникационного менеджмента. С одной стороны, коммуникационный менеджмент есть составляющая часть теории управления экономическими системами. Он изучает взаимодействие элементов, которые эффективно используют все виды капитала экономических систем, а с другой стороны, коммуникационный менеджмент рассматривается как самостоятельную деятельность по реализации коммуникативной стратегии. Отсюда вытекает и цель коммуникационного менеджмента, как такового - повышение эффективности экономической системы путём организации коммуникативного пространства.
Наше исследование продолжает научную деятельность кафедры. За последние три года обучающиеся отделения журналистики исследовали в своих курсовых и дипломных работах не только проблемы построения эффективных коммуникаций, но и возможные причины возникновения данного явления. В 2013 году в курсовых работах студенты анализировали феномен коммуникации как явления, а в 2014 году определяли роль коммуникаций в качестве первостепенного фактора успешности деятельности каких-либо организаций. Дипломные работы с 2013 по 2015 год исследовали конкретные приемы и способы коммуникаций, позволяющие повысить уровень доверия и понимания в социуме.
На региональном и российском уровне приемы эффективного коммуникационного менеджмента рассматриваются, в основном, как способы достижения экономической эффективности исключительно на примере крупных производств и организаций.
В отличие от этих исследований, наша магистерская диссертация посвящена изучению возможностей улучшения внешних и внутренних коммуникаций в редакции средств массовой информации. Такой материал выбран для исследования не случайно. На примере районной газеты «Канские ведомости» мы попытаемся выявить проблемы управления, связанные с коммуникационным менеджментом, которые типичны для многих региональных СМИ, а затем предложим некоторые пути решения этих проблем, и эти пути, по нашему мнению, могут быть взяты на вооружение другими региональными СМИ для улучшения ситуации с коммуникативным менеджментом, что, в конечном счете, может оказать позитивное влияние на экономическую эффективность этих СМИ.
Таким образом, объектом исследования будет являться коммуникационный менеджмент как явление, а предметом исследования внутренние и внешние коммуникации редакции газеты «Канские ведомости» и их влияние на экономическую эффективность СМИ.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что построение эффективной коммуникационной системы в редакции СМИ (внутренние и внешние коммуникации) влияет на экономическую эффективность СМИ.
Таким образом, цель нашей работы - на примере газеты «Канские ведомости» выявить роль коммуникационного менеджмента в экономике современных региональных СМИ и предложить новые пути повышения эффективности этого аспекта системы управления медиапредприятием.
Для выполнения указанной цели, в работе ставятся следующие задачи:
1. Определить понятие и функции коммуникационного менеджмента;
2. Обозначить этапы коммуникационного процесса обмена информацией;
3. Дать описание видам и классификациям коммуникационного менеджмента;
4. Определить методы повышения эффективности коммуникационного менеджмента в редакциях СМИ;
5. Обозначить принципы и методы организации эффективного коммуникационного менеджмента в СМИ;
6. Определить специфику региональных СМИ и задачи провинциальной печати;
7. Провести эксперимент: применить принципы эффективного
коммуникационного менеджмента на примере районной газеты «Канские ведомости».
Данная часть работы также включает в себя ряд задач:
— Определение влияния среды на формы масс-медиа города Канска (анализ основных видов контента: среды, формы и содержания);
— Анализ целевой аудитории города Канска по ключевым параметрам: социально-демографическим, социокультурным и по особенностям медиаповедения;
— Оценка эффективности коммуникационного менеджмента медиаорганизации посредством SWOT-, STEP- анализа, анализа внешних и внутренних коммуникаций;
— Разработка методики, программы и комплекса мероприятий по повышению экономической эффективности редакции;
— Проведение комплекса мероприятий по повышению экономической эффективности редакции (введение индивидуальных планов- заданий, проведение тренингов);
— Оценка результатов и анализ эффективности использованных методов посредством сравнительного анализа статей бюджета «до» и «после» проведения эксперимента.
В исследовании использовались следующие методы: системный анализ, социологические методы (интервью, беседа, анкетирование), наблюдение, комплексное монографическое исследование (включая кейс-стади), феноменологические методы.
Научная новизна обусловлена тем, что роль коммуникационного менеджмента в управлении и экономике редакций СМИ еще не была предметом самостоятельного научного рассмотрения.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что описанная программа повышения коммуникационного менеджмента может стать универсальной для любого типа региональных СМИ, так как описанная технология является мультипликативной.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка использованных источников.
В первой главе приведена общая классификация процессов управления информационными потоками: определены функции коммуникационного менеджмента в СМИ, этапы коммуникационного процесса обмена информацией, а также понятие коммуникационного менеджмента.
Вторая глава посвящена определению экономической эффективности средств массовой информации во взаимосвязи с коммуникационным менеджментом редакций. Во внимание взяты конкретные методы повышения эффективности коммуникационного менеджмента и принципы его эффективной организации.
Третья глава повествует об особенностях региональных СМИ и специфике их работы. Четвертая глава носит экспериментальный характер. Благодаря слаженной работе в тандеме с главой редакции и привлеченным экспертом в сфере построения эффективных коммуникаций, разработана программа повешения коммуникационного менеджмента с использованием ряда современных технологий управления. Таковыми стали мероприятия, направленные на повышение экономической эффективности СМИ: индивидуальные планы-задания и тренинги, направленные на сплочение коллектива редакции.
В приложениях представлены материалы по проведенному анкетированию внутри редакции, интервью с главой редакции на предмет роли коммуникационного менеджмента в газете «Канские ведомости», а также Программа дальнейшего взаимодействия с изданием после проведения эксперимента.
Магистерская диссертация представляет собой исследование, направленное на разработку рекомендаций для региональных СМИ по выстраиванию системы коммуникационного менеджмента. Благодаря анализу теоретических исследований и использованию комплексных методов, удалось выявить роль коммуникационного менеджмента в экономике современных региональных СМИ и предложить новые пути внедрения этого явления в жизнь редакций.
В ходе работы было проведено исследование коммуникационного процесса в управлении общественно-политической газетой Канского района «Канские ведомости».
Эксперимент проводился по направлениям анализа вертикальной и горизонтальной коммуникации, оценки основных видов коммуникации, выявления проблем и недостатков в области коммуникационного процесса. Итогом работы стала программа повышения эффективности коммуникационного менеджмента, результатом исследования стала оценка экономической эффективности редакции после проведения эксперимента.
При анализе коммуникационного процесса в редакции газеты «Канские ведомости» был выявлен ряд проблем:
- ошибочный перевод информации на различных этапах передачи сотрудниками;
- отсутствие точных формулировок сообщений, неточности при изложении мыслей;
- искажение сообщений в процессе движения информации внутри редакции вверх и вниз;
- несвоевременное донесение информации к сотрудникам и аппарату управления;
- отсутствие позитивного настроя сотрудников, который мешает развитию формальных и неформальных отношений внутри редакции.
В результате эксперимента были разработаны направления совершенствования внутренних и внешних коммуникаций газеты «Канские ведомости», направленные на преодоление недостатков в управлении коммуникационными потоками.
Итогом работы стало повышение уровня экономической эффективности газеты «Каснкие ведомости».
Гипотеза, которая выдвигалась в начале исследования, подтвердилась. Результаты исследования доказали, что построение эффективной коммуникационной системы в редакции СМИ может влиять на экономическую эффективность издания. За 4 месяца проведения эксперимента в редакции зафиксировано увеличение доходов на 42005,1 руб. Здесь, конечно же, нужно учитывать и иные психологические факторы, влияющие на результат исследования. С сотрудниками редакции была проведена встреча задолго до проведения данного эксперимента, где и была обозначена цель и гипотеза данной работы.
В диссертации решены поставленные задачи:
1. Определено понятие и функции коммуникационного менеджмента.
Коммуникационный менеджмент - это самостоятельная профессиональная деятельность по реализации коммуникативной стратегии, сформированной в соответствии с мотивами, установками, интересами, отношениями и конкретными целями организации. Наиболее важные функции коммуникационного менеджмента: аналитико-прогностические, организационно-управленческие, коммуникативно-информационные и консультационно-методические.
2. Обозначены этапы коммуникационного процесса обмена информацией. Коммуникационный процесс включает в себя следующие этапы: зарождение идеи или отбор информации; выбор канала передачи информации; передачу и интерпретацию сообщения.
3. Описаны виды и классификации коммуникационного менеджмента. Они различаются по нескольким характеристикам: по характеру реализации властных полномочий руководством; по географическому положению; по роли и месту человека в системе управления и по отношению к изменениям во внутренней и внешней среде.
4. Определены методы повышения эффективности коммуникационного менеджмента в редакциях СМИ. Они отражают работу двух направлений: управленческого регулирования и совершенствования системы обратной связи.
5. Обозначены принципы и методы организации эффективного коммуникационного менеджмента в СМИ. Среди них: принцип формирования структуры коммуникаций, принцип регулирования масштабов коммуникаций, принцип информационного обеспечения коммуникаций, принцип полномочий и ответственности и принцип учета неформальных коммуникаций и использование их в процессе управления.
6. Определили специфику региональных СМИ и задачи провинциальной печати. Региональные издания - печать или пресса, обслуживающая информационные потребности ограниченных, больших или малых территориальных общностей.
7. Наконец, провели эксперимент: применили принципы эффективного коммуникационного менеджмента на примере районной газеты «Канские ведомости».
Результатом эксперимента стала не только разработанная программа повышения коммуникационного менеджмента, но и ряд дальнейших предложений по повышению коммуникационного уровня редакции.
Предложенная программа повышения эффективности коммуникационного менеджмента носит мультипликативный характер и может быть применима практически в любой редакции регионального СМИ. Помимо этого, такая программа может являться хорошим подспорьем в антикризисном управлении любого СМИ.
Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1. Коммуникационный менеджмент на практике охватывает практически все стороны жизни современной редакции. Как теория он оперирует понятиями информационных систем и ресурсов, деловых, политических, информационных коммуникаций, системой коммуникаторов и структурой коммуникационных сред.
2. Эффективная деятельность современной редакции СМИ возможна только при наличии единой корпоративной (комплексной) системы, объединяющей управление коммуникациями, финансами и персоналом.
3. Главный вывод: правильно выстроенный коммуникационный менеджмент на всех уровнях может являться решением экономической нестабильности редакций СМИ или являться хорошим подспорьем в повышений эффективности работы и укреплении дружеской атмосферы среди сотрудников.
1 Авдюков, Ю. П. Красноярская пресса. XX век / Ю. П. Авдюков. - Красноярск: Буква, 2002. - 351 с.
2 Баркеро, К. П. Связи с общественностью в мире финансов. Ключ к успеху / К. П. Баркеро. - Москва: Лабиринт, 2013. - 134 с.
3 Беззубцев, С. А. Слухи, которые работают на вас / С. А. Беззубцев. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2013. - 234 с.
4 Бернет, Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж. Бернет. - СПб.: Питер, 2015. - 864 с.
5 Валеева, Е. С. Формы и методы воздействия на общественное мнение в региональной медиасистеме: автореф. дис. ... канд. филологии: 10.01.10. / Валеева Елена Сергеевна. - Казань, 2014.- 38 с.
6 Воронова, О. А. Портрет современной районной газеты / О. А. Воронова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2003. - № 2. - с. 76-92.
7 Ворошилов, В. В. Современная пресс-служба / В. В. Ворошилов. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2015. - 231 с.
8 Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ / С. М. Гуревич. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2012. - 314 с.
9 Даулинг, Г. Репутация фирмы: Создание, управление и оценка эффективности / Г. Даулинг. - Москва: Имидж-Контакт: ИНФРА-М, 2003. - 351 с.
10 Джи, Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение / Б. Джи. - Москва: Лабиринт, 2000. - 351 с.
11 Доценко, Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита / Е. Л. Доценко. - Москва: Лабиринт, 2014. - 153 с.
12 Егорова-Гантман, Е. К. Политическое консультирование / Е.К. Егорова-Гантман. - Москва: Николо Медиа, 2012. - 351 с.
13 Зверинцев, А. Б. Коммуникационный менеджмент PR / А. Б. Зверинцев. - СПб: Ось, 2008. - 182 с.
14 Зелль, А. М. Корпоративное управление. Концепции и анализ в диалогах. Запад-Восток / А. М. Зелль. - Peter Lang: Bern, 2006. - 231 с.
15 Иванников, И. А. Специфика русского государственно-правового провинциального сознания. Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем [Электронный ресурс] / И. А. Иванников // Москва: Лабиринт, - 2014. - Режим доступа: http://www.cross-
kpk.ru/documents/start/chitalnbIv_zal/doc/book/filolog/Serebrennikov%20N.V.%20%20Problemv%20i%20perspektivv%20russkoj%20provmcial%27noj%20literaturv.pdf
16 Ионцев, М. М. Корпоративные захваты, поглощения, грин-мейл / М. М. Ионцев. - Москва: Ось-89, 2013. - 381 с.
17 Канская пресса: вчера и сегодня : сб. матер. об истор. гор. СМИ; ред. Л. Н. Цевун. - Канск: ГПКК «Канская типография», 2004. - 123 с.
18 Капитонов, Э. А. Корпоративная культура и PR : учеб.-практ. пособие / Э. А. Капитонов. - Ростов-на-Дону: Март, 2003. - 251 с.
19 Киршин, Б. Н. Концепция региональной российской газеты (на примере «Челябинского рабочего»): автореф. дис. ... канд. филологии: 10.01.10 / Киршин Борис Николаевич. - Екатеринбург, 2006. - 22 с.
20 Кислая, Л. Н. Редакционная политика районной прессы (на примере газет Новосибирской области): автореф. дис. . канд. филологии: 10.01.10 / Кислая Лилия Николаевна. - Екатеринбург, 2008. - 22 с.
21 Конецкая, В. П. Социология коммуникациит / В. П. Конецкая. - Москва: Наука, 2014. - 270 с.
22 Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер. - Москва: Издательство АСТ, 2014. - 272 с.
23 Крылов, А. Н. К вопросу о репутации / А. Н. Крылов. - Бремен: Бременский университет, 2010. - 281 с.
24 Крылов, А. Н. Коммуникационный менеджмент и PR. Лексикон и практикум / А. Н. Крылов. - Москва: Издательство АСТ, 2012. - 173 с.
25 Крылов, А. Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов / А. Н. Крылов. - Москва: Издательство НИБ, 2004. - 286 с.
26 Крылов, А. Н. Менеджмент коммуникаций. Теория и практика /
A. Н. Крылов. - Москва: Издательство Национального института бизнеса, 2002.-285 с.
27 Крылов, А. Н. Основы коммуникационного менеджмента и паблик рилейшнз. Пособие для тренингов, самоконтроля, практических и семинарских занятий / А. Н. Крылов. - Москва: Издательство НИБ, 2007. - 361 с.
28 Крылов, И. В. Теория и практика рекламы в России / А. Н. Крылов.
- Москва: Издательство НИБ, 2014. - 241 с.
29 Крыштопа, Н. С. Город над Каном / Н. С. Крыштопа. - Красноярск: ООО «Горница», 2003. - 169 с.
30 Курносов, Ю. В. Аналитика. Методология, технология и организация информационно-аналитической работы / Ю. В. Курносов. - Москва: Лабиринт, 2004. - 274 с.
31 Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - Москва: Лабиринт, 2013. - 382 с.
32 Лубкович, И. М. Местная печать: проблемы повышения
эффективности / И. М. Лубкович. - Львов: изд-во при Львов. ун-те., 2005. - 134 с.
33 Луков, В. А. Социальное проектирование: учеб. Пособие /
B. А. Луков. - Москва: Изд-во Моск. гуманит. социальн. академии: Флинта, 2003. - 214 с.
34 Любимов, А. Ю. Мастерство коммуникаций / А.Ю. Любимов. - Москва: Лабиринт, 2008. - 251 с.
35 Маслова, В. М. Связи с общественностью в управлении персоналом / В. М. Маслов. - Москва: Лабиринт, 2009. - 274 с.
36 Мейтленд, Я. Рабочая книга PR-менеджера / Я. Мейтленд. - СПб.: Питер, 2005. - 315 с.
37 Мерсер, Д. Управление в самой преуспевающей компании мира / Д. Мерсер. - Москва: Прогресс, 2009. - 251 с.
38 Мэскон, М. Основы менеджмента / М. Мыскон. - Москва: Лабиринт, 2012. - 251 с.
39 Сайт газеты «Канские ведомости» [Электронный ресурс] : газета «Канские ведомости». - Режим доступа:www.kvgazeta.ru
40 Сайт телеканала «Канск: 5 канал» [Электронный ресурс] : телеканал «Канск: 5 канал». - Режим доступа:http: //www.5 kanal. info/index. php/o-nas/763-1
41 Орлов, А. С. Введение в коммуникационный менеджмент / А. С. Орлов. - Москва: Гардарики, 2005. - 213 с.
42 Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура / Т. Т. Персикова. - Москва: Логос, 2009. - 163 с.
43 Почепцов, Г. Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов / Г. Г. Почепцов. - Москва: Киев, 2003. - 163 с.
44 Почепцов, Г. Г. Символы в политической рекламе / Г. Г. Почепцов. - Москва: Киев, 2005. - 273 с.
45 Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. - Москва: Центр, 2009. - 163 с.
46 Причина, О. С. Корпоративная культура: потенциал инновационной деятельности / О. С. Причнина. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2009. - 341 с.
47 Растов, Ю. Е. Конфликтность населения провинциального региона России: Процессы развития, изучения и регулирования (по материалам социологических исследований 60-х - 90-х гг.) : автореф. дис. . докт. социологии: 22.00.04 / Растов Юрий Евгеньевич. - Барнаул, 2009. - 24 с.
48 Свитич, Л. Г. Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации / Л. Г. Свитич. - Москва: Мысль, 2009. - 575 с.
49 Серебренников, Н. В. Проблемы и перспективы русской провинциальной литературы [Электронный ресурс] / Н. В. Серебренников // Ниж. Новгор.: Новгор. гос. унив. Им Ярослава Мудрого, - 2000. Режим доступа: http://www.cross-kpk.ru/documents/start/chitalnbIv_zal/doc/book/filolog/Serebrennikov%20N.V.%20%20Problemv%20i%20perspektivv%20russkoj%20provmcial%27noj%20literaturv.pdf
50 Смирнов, Э. А. Основы теории организации / Э. А. Смирнов. - Москва: Аудит ЮНИТИ, 2014. - 341 с.
51 Соколова, А. И. Проблемы ответственности журналистов за диффамацию в контексте взаимоотношений СМИ, власти и гражданского общества (на материалах Тверской периодической печати): автореф. дис. канд. филологии: 10.01.10 / Соколова Арина Игоревна. - Тверь, 2009. - 19 с.
52 Спивак, В. А. Корпоративная культура: Теория и практика / В. А. Спивак. - СПб.: Питер, 2015. - 161 с.
53 Стровский, Д. Л. Корпоративная культура и корпоративные ценности современной фирмы: международный опыт и российская практика / Д. Л. Стровский. - Екатеринбург: ГОУ «УГТУ-УПИ», 2003. - 361 с.
54 Сэндидж, И. Реклама: теория и практика / И. Сэндидж. - Москва: Прогресс, 2009. - 141 с.
55 Тулупов, В. В. Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Тулупов // Москва: Аудит ЮНИТИ, 2015. - Режим доступа: http: //www.relga.rsu.ru/n66Zj ur66_1 .htm
56 Федотова, Л. Ю. Социология массовой коммуникации / Л. Ю. Федотова. - Москва: Издательство Московского университета, 2009. - 234 с.
57 Чумиков, А. Н. Связи с общественностью. Теория и практика / А. Н. Чумиков. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2009. - 261 с.
58 Шарков Ф. И. Теория коммуникаций / Ф. И. Шарков. Москва: Лабиринт, 2014. - 151 с.
59 Ян, В. Т. Продвижение. Система коммуникации между предпринимателями и рынком / Ян В. Т. - Москва: Гуманитарный центр, 2009. - 184 с.
60 Draper, S. Rolling stone magazine : the uncensored historv [Электронный ресурс] / S. Draper // Cambridge : Cambridge University Press, - 2007. - Режим доступа:http://www.feministezine.com/feminist/international/Rise-of-Pinay-Feminism. html
61 Parenti, M. Methods of Media Manipulation. 20 years of Censored News by Carl Jensen and Project Censored [Электронный ресурс] / M. Parenti // New York : HarperPerennial. - 2011. - Режим доступа:
http: //thirdworldtraveler.com/Media/MediaManip_Parenti.html