Введение 7
1 Сущность процесса преподавания дисциплины «Введение в
профессионально-педагогическую деятельность» 10
1.1 Специфика дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность» 10
1.2 Выбор педагогических технологий для преподавания дисциплины
«Введение в профессионально-педагогическую деятельность» 17
2 Методическое обеспечение дисциплины «Введение в профессионально¬педагогическую деятельность» 27
2.1 Понятие методического обеспечения учебного процесса 27
2.2 Методическое обеспечение занятий по дисциплине 31
2.2.1 Методика проведения лекционных занятий 37
2.2.2 Методика проведения практических занятий 43
2.2.3 Методика проведения контроля знаний 47
3 Мультимедийное обеспечение дисциплины «Введение в
профессионально-педагогическую деятельность» 54
3.1 Электронный обучающий курс «Введение в профессионально-педагогическую деятельность» 54
4 Апробация разработанного электронного курса «Введение в
профессионально-педагогическую деятельность» 78
4.1 Проведение опытно экспериментальной работы 78
4.2 Анализ результатов опытно экспериментальной работы 80
Заключение 85
Список сокращений 89
Список использованных источников 90
Приложение
Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся на современном этапе развития образования. Поэтому одной из главных задач обучения является развитие у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу.
В последнее время все большее признание в психолого-педагогических исследованиях получает личностно-ориентированный подход к обучению и развитию. Актуальной проблемой является поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации учащихся, развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей.
Развитие современной системы образования тесно связано с активным внедрением достижений информационных технологий в процесс обучения. Особенно это касается новых форм и средств обучения, основанных на использовании информационных и телекоммуникационных технологий.
Многие направления развития образования в стране, отмеченные как приоритетные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, прямо или косвенно связаны с использованием информационных технологий для разработки качественно нового вида методических образовательных ресурсов - электронных ресурсов.
Идея реализации содержания учебной дисциплины в рамках электронных учебно-методических комплексов не является новой. В российской педагогике она находит свои истоки в работах В.П. Беспалько и других исследователей [1]. С развитием средств обучения, в частности компьютерных, приверженцами идеи создания электронных учебно-методических комплексов на информационной основе стали П.И. Образцов, И.В. Роберт и другие ученые [2 ;3 ].
При создании методического обеспечения в профессиональном творческом поиске находится каждый преподаватель, совершает свои педагогические открытия, стремится отобрать наиболее эффективные методы и приемы продуктивной деятельности, которые способствуют личностному развитию.
Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышается, если его методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне.
Разработка и использование методического обеспечения в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся.
Практика показывает, что создание оптимального комплекса мультимедийного обеспечения образовательного процесса - весьма сложная и трудоемкая задача. В научной литературе имеются различные подходы к разработке методического обеспечения учебных дисциплин. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания состава и содержания методического обеспечения. В настоящее время в педагогической науке проблеме разработки методического обеспечения посвящены многие исследования (Березовин Н. А., Алеева Ю.В. , Новиков А. М. и другие)[4; 5; 6 ].
Предпринимаются попытки создания методического обеспечения, формирующего совокупность знаний и умений. Однако отсутствуют исследования, посвященные проблемам разработки методического обеспечения учебной деятельности студентов.
Для разработки методического обеспечения учебной деятельности студентов мы опирались на работы В.И. Загвезинского, Т.В.Габай, М.В. Гамезо [7; 8; 9]. Определение понятия образовательных электронных изданий и ресурсов предлагались в работах С.Б.Ступиной, Т.С.Панина и других исследователей. [10; 11 ].
Чрезвычайно важны вопросы определения места электронных учебно-методических комплексов в преподавании учебного курса. Они были рассмотрены в работах С.Б.Ступиной, Т.С.Панина и ряда других авторов [10; 11 ].Перечисленные работы имеют важное теоретическое и практическое значение. Разработка методического обеспечения должна учитывать теоретические основы воспитательного процесса студентов в ВУЗе.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена потребностью в разработке методического обеспечения дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность», методических подходов к созданию электронных учебно-методических комплексов и их эффективном применении в учебном процессе.
Цель работы: обосновать и разработать методическое обеспечение дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность».
В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали учебный процесс по дисциплине «Введение в профессионально-педагогическую деятельность».
Предметом нашего исследования выступает методическое обеспечение дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность».
В основу исследования была положена гипотеза, которая состоит в том, что методическое и мультимедийное обеспечение дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность» будет обоснованным, если оно разработано:
- с учётом специфики дисциплины;
- на основе использования инновационных педагогических технологий;
- в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность процесса преподавания дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность».
2. Раскрыть понятие методического обеспечения учебной дисциплины.
3. Обосновать и разработать методическое обеспечение дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность».
4. Апробировать разработанное методическое обеспечение дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность».
Содержание поставленной гипотезы определило теоретико-экспериментальный характер исследования.
Для решения проблем исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ научной литературы по психолого-педагогическим проблемам, связанным с информатизацией общества, ее влиянием на личность и систему образования;
- анализ научной литературы по информатике, вычислительной технике и информационным технологиям;
- анализ научной литературы по методике профессионального обучения;
- анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана направления подготовки «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)», учебных программ, учебников и учебных пособий по дисциплине «Введение в профессионально-педагогическую деятельность».
При решении первой задачи, нами была раскрыта специфика дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность» на основе анализа государственного образовательного стандарта и учебного плана специальности «Педагог профессионального обучения». Специфика
заключается в содержании дисциплины, в её цели и задачах, в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, в формируемых компетенциях.
Цель дисциплины - формирование у будущих педагогов ориентировочных основ, составляющих знания и умения о специальности и системе профессиональной деятельности педагога. В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников.
Основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности, а преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью студентов. Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.
В структуре любой педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса и т. д.), организаторский (создание коллектива и организация совместной деятельности) и коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками и другими).
В процессе анализа первой задачи, мы посчитали целесообразным выделить следующие педагогические технологии: проектную технологию, проблемную и игровую технологию обучения. Мы считаем, что применение этих технологий будет способствовать улучшению учебной деятельности студентов, повышению эффективности учебного процесса и педагогической деятельности в целом.
Отвечая на следующую поставленную задачу, мы установили, что методическое обеспечение - сложный процесс, включающий прогнозирование потребностей, разработку методической продукции и ее применение.
Исходя из образовательных потребностей и запросов обучающихся , методическое обеспечение включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и 86
методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Наша следующая задача заключалась в обосновании и разработке методологического обеспечения дисциплины, которую мы смогли осуществить по средствам системы электронного обучения «Moodle». «Moodle» (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) - представляет собой автоматизированную, основанную на компьютерных и Интернет-технологиях, систему управления обучением (СУО). Опираясь на специфику создания электронных курсов, мы создали свой курс по дисциплине «Введение в профессионально-педагогическую деятельность» в обучающей среде Moodle. В обучающей среде Moodle, для каждого учебного элемента была создана интерактивная лекция, тестовый контроль, видео и глоссарий. Перед изучением дисциплины для учащихся создан раздел «Целеполагание». Так же, в среде Moodle был создан Live chat и новостной форум для общения участников курса, для обмена мнениями, эмоциями и вопросами.
После работы с электронным курсом Moodle «Введение в профессионально-педагогическую деятельность» был проведен эксперимент, целью которого являлось обоснование эффективности использования мультимедийного обеспечения дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность» в учебном процессе. Эксперимент проводился при помощи анкетирования студентов первого курса.
Таким образом, организация опытно-экспериментальной работы с целью апробации нашего курса позволила сделать следующие выводы:
Проанализировав результаты педагогического эксперимента, участниками которого являлись студенты первого курса, можно заметить, что все дидактические принципы разработки программных средств соблюдаются в электронном курсе «Введение в профессионально-педагогическую деятельность», что подтверждает целесообразность использования разработанного электронного курса в учебном процессе на основании его соответствия дидактическим принципам разработки программных средств.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента можно считать успешными. Апробация анкет не выявила существенных недостатков, показала, что использование разработанного электронного курса в учебном процессе целесообразно, поэтому можно считать, что разработанный электронный обучающий курс готов к внедрению в учебный процесс.
Разработанное мультимедийное обеспечение просто в использовании, не требует больших возможностей от компьютера, рассчитано на студентов с любым уровнем подготовки. Данный курс вызывает интерес со стороны студентов. В ходе работы с ним не возникает сложностей. Мультимедийное средство оболочки Moodle содержит легко воспринимаемый учебный материал, также содержит достаточное количество наглядного материала. Наличие тестов и формы для осуществления контакта с преподавателем означает присутствие в мультимедийном средстве контроля знаний и обратной связи. С помощью средств визуализации данное пособие привлекает внимание учащихся и способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Присутствует свобода действия со стороны студентов в процессе работы с данным электронным курсом «Введение в профессионально-педагогическую деятельность», он может использоваться при самостоятельном обучении студентов, для самоподготовки студентов при очной форме обучения, а так же для дистанционного обучения.
1. Беспалько, В. П. «Реализация учебного процесса» [Электронный ресурс] / В. П. Беспалько. - М.: 1989. - 192 с. Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/64232.html [12]
2. Образцов, П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения [Текст] / монография: П. И. Образцов. - Орел: 2000. - 145 с.
3. Роберт, И. В. «Современный информационные технологии в
образовании: дидактические проблемы, перспективы использования»
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/882131/ [17],
4. Березовин, Н. А. Педагогика высшей школы: теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учеб.-метод, пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч / Н. А. Березовин, О. Л. Жук, Н. А. Цырельчук. -Минск: МГВРК, 2013. - 285с.
5. Алеева, Ю. В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов. Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. - 2012. - 314 с.
6. Новиков, А. М. О предмете педагогики / Педагогика: А. М. Новиков. - М.: 2012. - 8-15 с.
7. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: Профессионализм педагога/ В. И. Загвязинский. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2014. - 85с.
8. Габай, Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Т.В. Габай. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012. - 240 с.
9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - 2-е изд. Педагогическое общество России.- М:, 2014. - 212 с.
10. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. - метод. пособ. / С.П. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. - 52 с.
11. Панина, Т. С. Современные способы обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной - М.: Академия, 2011. - 126с.
12. Пискунова, А. И. История педагогики: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. : учебное пособие / под ред. А. И. Пискунова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Сфера, 2011. - 296 с.
13. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.-541 с.
14. Павелко, Н. Н. Психология и педагогика: учеб. пособие / Н. Н. Павелко, С. О. Павлов. - М. Кнорус, 2012. - 296 с.
15. Пидкасистый, П. И. Педагогика/ Под ред. Пидкасистый П.И., ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2011. - 302 с.
16. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. В. Куликов.- Питер, 2013. - 123-145 с
17. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учебник для студентов образоват. учреждений сред.проф.образов / 8-е изд Талызина Н.Ф. Академия М, 2011. - 287 с.
18. Бахтумский, А. Е. Педагогика / А. Е. Бахтумский, Н. А. Вершинина, Е. Н. Глубокова: Питер - 2012. - 304 с.
19. СТО 4.2-07-2014. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности / Введен приказом от 30 декабря 2013 г. № 1520, Срок введения в действие установлен с 09 января 2014 г.- Красноярск : СФУ, 2014. - 60 с.
20. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Под ред. Селевко Г. К., Народное образование - 2012. - 84 с.
21. Вербицкий, А. А. Педагогические технологии контекстного обучения: Научно-методическое пособие / РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова: М. - 2013. - 55 с.
22. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии : учебное пособие / под ред. Н.В.Бордовской и др. - М.: КНОРУС, 2012. - 132с.
23. Орлов, В. И. Метод и педагогическая технология / В. И. Орлов // Педагогика - 2012. - 30-38 с.
24. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений /А.П.Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 92с.
25. Тюнина, Н. Я. Метод проектов как способ организации самостоятельной работы студентов. // Современная педагогика, 2013. - 36с
26. Коршунова, С. В. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / под ред. С.В. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 96 с.
27. Татур, Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: учеб. пособие / Ю. Г. Татур - М. : Логос : Университетская кн., 2012. - 152 с.
28. Гусарева, И. В. Деловая игра как один из методов, интегрированных в кейс-технологию / Идеи. Поиски. Решения: материалы V Междунар. науч.- практ. конф., Минск, 30 нояб. 2011 г. В 2 т. Т 1 / редкол.: Н. Н. Нижнева — Минск: РИВШ, 2012. - 104-106 с.
29. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2-е изд. — М.: 2011. - 160 с.
30. Абрамова, Г. С. Деловые игры: теория и организация / Г. С. Абрамова, Екатеринбург: Деловая книга, 2014. - 315 с.
31. Бельчиков, Я. М. Деловые игры / Я. М. Бельчиков, М.М. Бирштейн, Рига: АВОТС, 2014. - 104 с.
32. Образцов, П. И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы: учебное пособие/П.И. Образцов: Педагогика. M, 2009. - №5
33. Нурманбетова, Д. Н. Методические рекомендации по разработке учебно-методических пособий / Издание второе, переработанное и дополненное. - Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. - 2011. - 48 с.
34. Скибицкий, Э. Г. Методика профессионального обучения / Под ред. Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г, НГАУ, 2012. - 166 с
35. Антипова, М. В. Формы организации обучения / М. В. Антипова. - М. :МарГТУ, 2011. - 16 с.
36. Тропинина, Н. П. Методика проведения семинарского занятия методические рекомендации для преподавателей и студентов / Н.П.Тропинина.- Троицк, 2012. - 46с.
37. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года».
38. Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 13; 16; 18, 19, 98: текст с изм. и доп. на 2009 год. - ЭКСМО, 2009.
39. ГОС ВО Профессиональное обучение 44.03.04.18(современные информационные технологии)
40. Федеральный закон о высшем послевузовском образовании
41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / Под ред. Рубинштейн С.Л., Питер, 2011. - 55с.
42. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие/ В. И. Звонников, М. Ю. Челышкова. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 124 с.
43. Горлушкина, Н. Н. Педагогические программные средства / СПб., 2012.