Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РИТОРИЗИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №25500

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
617
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Риторизированные задания как средство формирования
коммуникативной компетенции младших школьников 7
1.1 Понятие коммуникативной компетенции в современной
методической литературе 7
1.2 Понятие риторизированных заданий, их структура, особенности
применения 12
2 Применение риторизированных заданий при изучении орфографии
на уроках русского языка в начальной школе 18
2.1 Анализ учебников ФГОС НОО на предмет отражения в них
риторизированных заданий 18
2.2 Анализ результатов констатирующего среза 26
2.3 Методические рекомендации по применению риторизированных
заданий при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе 31
Заключение 55
Список использованных источников 58

На сегодняшний день формирование коммуникативной компетенции является одной из главных задач современного образования. Коммуникативная компетенция мыслится как основа всякого общения. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к активному, целенаправленному общению, а также способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
В качестве средства развития данной компетенции нередко используются риторизированные задания, которые основываются на значимых компонентах речевой ситуации. Именно риторизация обеспечивает формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников на всех предметах на постоянной основе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим выбранная нами тема представляется актуальной.
Цель исследования: описание возможностей применения риторизированных заданий при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе
Объект исследования: риторизированные задания как средство формирования коммуникативной компетенции
Предмет исследования: применение риторизированных заданий при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие «коммуникативная компетенция»;
2) Рассмотреть понятие риторизированных заданий, их структуру, особенности применения;
3) Проанализировать учебники ФГОС НОО на предмет отражения в них риторизированных заданий.
4) Разработать и провести констатирующий срез, описать его результаты
5) Разработать методические рекомендации по применению риторизированных заданий при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе
Методологическая основа исследования: в своей работе мы опирались на разработки О.А. Сальниковой, Е.Е. Дудковской, А.В. Хуторского, С.А. Минеевой и др.
Методы исследования:анализ методической литературы по теме исследования, анализ учебников ФГОС НОО, систематизация, описание и обобщение, моделирование заданий.
Практическая значимость исследованиязаключается в том, что в выпускной квалификационной работе систематизирован теоретический материал по формированию коммуникативной компетенции младших школьников при помощи использования риторизированных заданий на уроках русского языка. Представленный систематизированный материал может быть использован в практике обучения русскому языку младших школьников.
Апробация результатов исследования:материалы выпускной квалификационной работы были опубликованы на сайте «Инфоурок» в виде методической разработки на тему «Риторизированные задания при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников(40 наименований) и приложения. Объем работы составляет 62 страницы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе мы рассмотрели понятие «коммуникативная компетенция». Несмотря на множество определений понятия «коммуникативная компетенция», мы пришли к выводу, что большинство авторов под коммуникативной компетенцией понимают овладение всеми видами речевой деятельности, культурой речи и навыками ее использования в различных жизненных ситуациях. Немаловажно в начальной школе уделять внимание, как развитию устной речи, так и развитию различных составляющих грамотной письменной речи, в том числе совершенствованию навыка орфографической зоркости, поскольку коммуникативная компетенция, в первую очередь, предполагает овладение всеми видами речевой деятельности.Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает не только процесс побуждения учащихся к активному, целенаправленному общению, но и способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Мы рассмотрели понятие, структуру и особенности применения риторизированных заданий на уроках русского языка в начальной школе и выяснили, что риторизированные задания основываются на значимых компонентах речевой ситуации (адресант - адресат - предмет речи - внешние условия общения). Школьникам предлагается войти в заданные обстоятельства и создать высказывания с учетом всех компонентов описанной речевой ситуации. Стоит отметить, что коммуникативная стратегия взаимодействия обучающий - обучаемый определяется педагогом, управляющим процессом познавательной деятельности, регулирующим взаимоотношения между учащимися, создающим атмосферу доброжелательного и активного речевого общения.
Проанализировав учебники ФГОС НОО по программам «Гармония» и «Школа XXI века» мы отмечаем, что в программе «Гармония» риторизированные задания встречаются гораздо чаще и представлены 55 практически в каждой части учебника, в то время как в учебниках программы «Школа XXI века» риторизированные задания встречаются лишь в 1-2 классах. Подчеркнем, что в темах, связанных с обучением орфографии риторизированные задания не были обнаружены. Мы считаем, что очень важно использовать риторизированные задания при изучении орфографии, поскольку они облегчают процесс систематизации и закрепления пройденного материала, совершенствуют письменную речь. В качестве возможного образца мы привели фрагменты уроков русского языка с использованием риторизированных заданий, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе.
Нами был проведен констатирующий срез, в котором приняли участие 22 ученика 4 класса МБОУ «Лицей», выбранный нами класс обучается по программе «Гармония». Стоит отметить, что для его проведения нами были подобраны задания, в которых учащимся было предложено поработать с глаголами, поскольку большинство младших школьников нередко допускают ошибки при их написании.
Проанализировав результаты констатирующего среза, нами был сделан вывод, что у младших школьников задания, связанные с темой «Правописание личных окончаний глаголов» вызывают затруднения. Большая часть учащихся выполнила работу лишь частично, допустив от 1 до 5 ошибок в каждом из предложенных заданий. Допущенные ошибки связаны с непониманием значений некоторых слов, недостаточным знанием теории, что подтверждается ошибками в словах - исключениях, неверным определением спряжения и формы слова.
Заключительный параграф нашей работы включает в себя разработанные нами риторизированные задания и методические рекомендации к ним.
Применение риторизированных заданий на уроках русского языка, на наш взгляд, способствует активизации познавательной активности младших школьников, совершенствованию устной и письменной речи. Кроме того,риторизированные задания дают возможность учащимся научиться аргументировать и доказывать свою точку зрения, строить высказывания в соответствии с поставленной задачей, что положительно влияет на развитие коммуникативной компетенции. Отметим, что риторизированные задания играют важную роль при изучении орфографии, поскольку они дают возможность выполнять стандартные задания «найди и подчеркни все орфограммы», «исправь ошибки», «вставь окончания» посредством проигрывания какой-либо ситуации, что положительно влияет на процессы мышления, внимания и запоминания.



1. Арефьева, С. А. Теория речи как основа педагогической риторики/ С. А. Арефьева, О. В. Арефьева // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - №3. - С.5-7.
2. Батырева, С. Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников / С. Г. Батырева // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 32-35.
3. Батырева, С. Г. Модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников в образовательном процессе / С. Г. Батырева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6 (101). - С. 28-30.
4. Виноградов, С. И. Нормативный и коммуникативно - прагматический аспекты культуры речи / С. И. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения. - 1996. - С. 121-152.
5. Волков, А. А. Основы риторики : учебное пособие для вузов / А. А. Волков. - 2-е изд. - Москва : Академический Проект, 2005. - 304 с.
6. Воробцова, А.Ю. Работа над орфографией при обучении русскому языку в начальной школе / А. Ю. Воробцова// Педагогика и современность. -2013. - № 4. - С. 57-60.
7. Гутник, Е. П. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях/ Е. П. Гутник, Е. В. Шереметьева // Молодой ученый. - 2016. - №27. - С. 774-778.
8. Дудковская, Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС / Е. Е. Дудковская// Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). - С. 98-101.
9. Иншакова, О.Б. Русская орфография как один из факторов трудностей овладения письмом младшими школьниками/ О. Б. Иншакова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - №5(30). - С.131-134.
10. Квасных, Г. С. Развитие языковой личности младшего школьника / Г. С. Квасных // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. - 2013. - № 1 (12). - С.110-112.
11. Коробкова,О. Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе / О. Ф. Коробкова// Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 29-41.
12. Кузнецов, И. Н. Риторика: учебное пособие / И. Н. Кузнецов. - 2-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 572 с.
13. Купина, Н.А.Риторика в играх и упражнениях: учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университета / Н. А. Купина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Флинта: Наука, 2002. - 232 с.
14. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева. - Москва : Академический Проект, 2006. - 588 с.
15. Маерова, К.В. Формирование коммуникативного пространства языковой личности при обучении русскому языку в ВУЗЕ и в школе / К. В. Маерова// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2007. - №2. - С. 19-23.
16. Мамаева, С. В. Риторизация учебных заданий по русскому языку как средство формирования коммуникативной компетенции школьников / С. В. Мамаева, И. А. Славкина, Л. С. Шмульская// Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. - 2015. - Т. 6, №6. - С. 198-205
17. Мамаева, С. В. Риторизированные задания на уроках русского языка в контексте компетентностного подхода в обучении / С. В. Мамаева, И. А. Славкина, Л. С. Шмульская // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Ч. 2. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 207-211
18. Минеева, С.А. Риторика диалога: в моделях и обобщениях (дидактические материалы)/ С. А. Минеева. - Пермь: ЗУУНЦ, 2005.- С.118.
19. Прохорова, Т. Н. Развитие коммуникативных компетенций у младших школьников в учебной деятельности / Т. Н. Прохорова, Т. В. Маркова // Гуманитарные исследования. - 2014. - № 3 (51). - С. 137-141.
20. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова; под ред. Л. Е. Журовой, С. В. Иванова. - 2-е изд., испр. - Москва :Вентана - Граф, 2015. - 176 с.
21. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова; под ред. Л. Е. Журовой, С. В. Иванова. - 4-е изд., перераб. В 2 ч. Ч.
1. - Москва :Вентана- Граф, 2014. - 192 с.
22. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова; под ред. С. В. Иванова. - 4-е изд., перераб. В 2 ч. Ч. 2. - Москва :Вентана - Граф, 2014. - 176 с.
23. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. В 2 ч. Ч. 1. - Москва :Вентана - Граф, 2014. - 192 с.
24. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. В 2 ч. Ч. 2. - Москва :Вентана - Граф, 2014. - 192 с.
25. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. - 3-е изд., испр. и доп. В 2 ч. Ч. 1. - Москва :Вентана - Граф, 2015. - 176 с.
26. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. - 3-е изд., испр. и доп. В 2 ч. Ч. 2. - Москва :Вентана - Граф, 2015. - 192 с.
27. Салханова, Ж.Х. Риторический аспект изучения и преподавания языка/ Ж. Х. Салханова // Перевод как средство взаимодействия культур. -2014. - №1. - С. 44-65.
28. Сальникова, О. А. Модель риторизации учебного задания / О. А. Сальникова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. - С. 19-23.
29. Сальникова, О.А. Что такое риторизация? / О. А. Сальникова // Русский язык в школе. - 2012. - № 3. - С. 3-9.
30. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 7-е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 144 с.
31. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 8-е изд. В 2 ч. Ч. 1. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 160 с.
32. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 8-е изд. В 2 ч. Ч. 2. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 160 с.
33. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 11-е изд. В 2 ч. Ч. 1. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 160с.
34. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 11-е изд. В 2 ч. Ч. 2. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 144с.
35. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С.
Кузьменко. 10-е изд. В 2 ч. Ч. 1. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 176 с.
36. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 10-е изд. В 2 ч. Ч. 2. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 176с.
37. Стурикова, М.В. Риторизация образовательного процесса как развитие коммуникативной компетенции учащихся и студентов / М. В. Стурикова// Образование и наука. - 2009. - №11(68). - С. 104-113
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4кл.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/922
39. Хуторской, А. В. Ключевые компетентности и образовательные
стандарты[Электронный ресурс]/ А. В. Хуторской // Интернет - журнал«Эйдос». - 2002.- Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
40. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс]/ А. В. Хуторской // Интернет - журнал «Эйдос». - 2005. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ