РИТОРИЗИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 5
1 Риторизированные задания как средство формирования
коммуникативной компетенции младших школьников 7
1.1 Понятие коммуникативной компетенции в современной
методической литературе 7
1.2 Понятие риторизированных заданий, их структура, особенности
применения 12
2 Применение риторизированных заданий при изучении орфографии
на уроках русского языка в начальной школе 18
2.1 Анализ учебников ФГОС НОО на предмет отражения в них
риторизированных заданий 18
2.2 Анализ результатов констатирующего среза 26
2.3 Методические рекомендации по применению риторизированных
заданий при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе 31
Заключение 55
Список использованных источников 58
1 Риторизированные задания как средство формирования
коммуникативной компетенции младших школьников 7
1.1 Понятие коммуникативной компетенции в современной
методической литературе 7
1.2 Понятие риторизированных заданий, их структура, особенности
применения 12
2 Применение риторизированных заданий при изучении орфографии
на уроках русского языка в начальной школе 18
2.1 Анализ учебников ФГОС НОО на предмет отражения в них
риторизированных заданий 18
2.2 Анализ результатов констатирующего среза 26
2.3 Методические рекомендации по применению риторизированных
заданий при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе 31
Заключение 55
Список использованных источников 58
На сегодняшний день формирование коммуникативной компетенции является одной из главных задач современного образования. Коммуникативная компетенция мыслится как основа всякого общения. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к активному, целенаправленному общению, а также способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
В качестве средства развития данной компетенции нередко используются риторизированные задания, которые основываются на значимых компонентах речевой ситуации. Именно риторизация обеспечивает формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников на всех предметах на постоянной основе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим выбранная нами тема представляется актуальной.
Цель исследования: описание возможностей применения риторизированных заданий при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе
Объект исследования: риторизированные задания как средство формирования коммуникативной компетенции
Предмет исследования: применение риторизированных заданий при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие «коммуникативная компетенция»;
2) Рассмотреть понятие риторизированных заданий, их структуру, особенности применения;
3) Проанализировать учебники ФГОС НОО на предмет отражения в них риторизированных заданий.
4) Разработать и провести констатирующий срез, описать его результаты
5) Разработать методические рекомендации по применению риторизированных заданий при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе
Методологическая основа исследования: в своей работе мы опирались на разработки О.А. Сальниковой, Е.Е. Дудковской, А.В. Хуторского, С.А. Минеевой и др.
Методы исследования:анализ методической литературы по теме исследования, анализ учебников ФГОС НОО, систематизация, описание и обобщение, моделирование заданий.
Практическая значимость исследованиязаключается в том, что в выпускной квалификационной работе систематизирован теоретический материал по формированию коммуникативной компетенции младших школьников при помощи использования риторизированных заданий на уроках русского языка. Представленный систематизированный материал может быть использован в практике обучения русскому языку младших школьников.
Апробация результатов исследования:материалы выпускной квалификационной работы были опубликованы на сайте «Инфоурок» в виде методической разработки на тему «Риторизированные задания при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников(40 наименований) и приложения. Объем работы составляет 62 страницы
В качестве средства развития данной компетенции нередко используются риторизированные задания, которые основываются на значимых компонентах речевой ситуации. Именно риторизация обеспечивает формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников на всех предметах на постоянной основе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим выбранная нами тема представляется актуальной.
Цель исследования: описание возможностей применения риторизированных заданий при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе
Объект исследования: риторизированные задания как средство формирования коммуникативной компетенции
Предмет исследования: применение риторизированных заданий при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие «коммуникативная компетенция»;
2) Рассмотреть понятие риторизированных заданий, их структуру, особенности применения;
3) Проанализировать учебники ФГОС НОО на предмет отражения в них риторизированных заданий.
4) Разработать и провести констатирующий срез, описать его результаты
5) Разработать методические рекомендации по применению риторизированных заданий при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе
Методологическая основа исследования: в своей работе мы опирались на разработки О.А. Сальниковой, Е.Е. Дудковской, А.В. Хуторского, С.А. Минеевой и др.
Методы исследования:анализ методической литературы по теме исследования, анализ учебников ФГОС НОО, систематизация, описание и обобщение, моделирование заданий.
Практическая значимость исследованиязаключается в том, что в выпускной квалификационной работе систематизирован теоретический материал по формированию коммуникативной компетенции младших школьников при помощи использования риторизированных заданий на уроках русского языка. Представленный систематизированный материал может быть использован в практике обучения русскому языку младших школьников.
Апробация результатов исследования:материалы выпускной квалификационной работы были опубликованы на сайте «Инфоурок» в виде методической разработки на тему «Риторизированные задания при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников(40 наименований) и приложения. Объем работы составляет 62 страницы
В выпускной квалификационной работе мы рассмотрели понятие «коммуникативная компетенция». Несмотря на множество определений понятия «коммуникативная компетенция», мы пришли к выводу, что большинство авторов под коммуникативной компетенцией понимают овладение всеми видами речевой деятельности, культурой речи и навыками ее использования в различных жизненных ситуациях. Немаловажно в начальной школе уделять внимание, как развитию устной речи, так и развитию различных составляющих грамотной письменной речи, в том числе совершенствованию навыка орфографической зоркости, поскольку коммуникативная компетенция, в первую очередь, предполагает овладение всеми видами речевой деятельности.Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает не только процесс побуждения учащихся к активному, целенаправленному общению, но и способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Мы рассмотрели понятие, структуру и особенности применения риторизированных заданий на уроках русского языка в начальной школе и выяснили, что риторизированные задания основываются на значимых компонентах речевой ситуации (адресант - адресат - предмет речи - внешние условия общения). Школьникам предлагается войти в заданные обстоятельства и создать высказывания с учетом всех компонентов описанной речевой ситуации. Стоит отметить, что коммуникативная стратегия взаимодействия обучающий - обучаемый определяется педагогом, управляющим процессом познавательной деятельности, регулирующим взаимоотношения между учащимися, создающим атмосферу доброжелательного и активного речевого общения.
Проанализировав учебники ФГОС НОО по программам «Гармония» и «Школа XXI века» мы отмечаем, что в программе «Гармония» риторизированные задания встречаются гораздо чаще и представлены 55 практически в каждой части учебника, в то время как в учебниках программы «Школа XXI века» риторизированные задания встречаются лишь в 1-2 классах. Подчеркнем, что в темах, связанных с обучением орфографии риторизированные задания не были обнаружены. Мы считаем, что очень важно использовать риторизированные задания при изучении орфографии, поскольку они облегчают процесс систематизации и закрепления пройденного материала, совершенствуют письменную речь. В качестве возможного образца мы привели фрагменты уроков русского языка с использованием риторизированных заданий, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе.
Нами был проведен констатирующий срез, в котором приняли участие 22 ученика 4 класса МБОУ «Лицей», выбранный нами класс обучается по программе «Гармония». Стоит отметить, что для его проведения нами были подобраны задания, в которых учащимся было предложено поработать с глаголами, поскольку большинство младших школьников нередко допускают ошибки при их написании.
Проанализировав результаты констатирующего среза, нами был сделан вывод, что у младших школьников задания, связанные с темой «Правописание личных окончаний глаголов» вызывают затруднения. Большая часть учащихся выполнила работу лишь частично, допустив от 1 до 5 ошибок в каждом из предложенных заданий. Допущенные ошибки связаны с непониманием значений некоторых слов, недостаточным знанием теории, что подтверждается ошибками в словах - исключениях, неверным определением спряжения и формы слова.
Заключительный параграф нашей работы включает в себя разработанные нами риторизированные задания и методические рекомендации к ним.
Применение риторизированных заданий на уроках русского языка, на наш взгляд, способствует активизации познавательной активности младших школьников, совершенствованию устной и письменной речи. Кроме того,риторизированные задания дают возможность учащимся научиться аргументировать и доказывать свою точку зрения, строить высказывания в соответствии с поставленной задачей, что положительно влияет на развитие коммуникативной компетенции. Отметим, что риторизированные задания играют важную роль при изучении орфографии, поскольку они дают возможность выполнять стандартные задания «найди и подчеркни все орфограммы», «исправь ошибки», «вставь окончания» посредством проигрывания какой-либо ситуации, что положительно влияет на процессы мышления, внимания и запоминания.
Мы рассмотрели понятие, структуру и особенности применения риторизированных заданий на уроках русского языка в начальной школе и выяснили, что риторизированные задания основываются на значимых компонентах речевой ситуации (адресант - адресат - предмет речи - внешние условия общения). Школьникам предлагается войти в заданные обстоятельства и создать высказывания с учетом всех компонентов описанной речевой ситуации. Стоит отметить, что коммуникативная стратегия взаимодействия обучающий - обучаемый определяется педагогом, управляющим процессом познавательной деятельности, регулирующим взаимоотношения между учащимися, создающим атмосферу доброжелательного и активного речевого общения.
Проанализировав учебники ФГОС НОО по программам «Гармония» и «Школа XXI века» мы отмечаем, что в программе «Гармония» риторизированные задания встречаются гораздо чаще и представлены 55 практически в каждой части учебника, в то время как в учебниках программы «Школа XXI века» риторизированные задания встречаются лишь в 1-2 классах. Подчеркнем, что в темах, связанных с обучением орфографии риторизированные задания не были обнаружены. Мы считаем, что очень важно использовать риторизированные задания при изучении орфографии, поскольку они облегчают процесс систематизации и закрепления пройденного материала, совершенствуют письменную речь. В качестве возможного образца мы привели фрагменты уроков русского языка с использованием риторизированных заданий, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе.
Нами был проведен констатирующий срез, в котором приняли участие 22 ученика 4 класса МБОУ «Лицей», выбранный нами класс обучается по программе «Гармония». Стоит отметить, что для его проведения нами были подобраны задания, в которых учащимся было предложено поработать с глаголами, поскольку большинство младших школьников нередко допускают ошибки при их написании.
Проанализировав результаты констатирующего среза, нами был сделан вывод, что у младших школьников задания, связанные с темой «Правописание личных окончаний глаголов» вызывают затруднения. Большая часть учащихся выполнила работу лишь частично, допустив от 1 до 5 ошибок в каждом из предложенных заданий. Допущенные ошибки связаны с непониманием значений некоторых слов, недостаточным знанием теории, что подтверждается ошибками в словах - исключениях, неверным определением спряжения и формы слова.
Заключительный параграф нашей работы включает в себя разработанные нами риторизированные задания и методические рекомендации к ним.
Применение риторизированных заданий на уроках русского языка, на наш взгляд, способствует активизации познавательной активности младших школьников, совершенствованию устной и письменной речи. Кроме того,риторизированные задания дают возможность учащимся научиться аргументировать и доказывать свою точку зрения, строить высказывания в соответствии с поставленной задачей, что положительно влияет на развитие коммуникативной компетенции. Отметим, что риторизированные задания играют важную роль при изучении орфографии, поскольку они дают возможность выполнять стандартные задания «найди и подчеркни все орфограммы», «исправь ошибки», «вставь окончания» посредством проигрывания какой-либо ситуации, что положительно влияет на процессы мышления, внимания и запоминания.



