РОЛЬ КИНЕМАТОГРАФА В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ В 20-30-Е ГГ. XX В. В РСФСР
|
Введение 5
1 Теоретические основы организации социального воспитания
подростков в 20-30-е гг. в РСФСР 8
1.1 Подходы отечественных педагогов и психологов к проблеме
социального воспитания в 20-30-е гг. в РСФСР 8
1.2 Учет возрастных особенностей подростков при организации
социального воспитания 19
2 Организация социального воспитания подростков посредством
кинематографа в 20-30-е гг. в РСФСР 26
2.1 Детский кинематограф как средство социального воспитания
подростков 26
2.2 Использование опыта организации социального воспитания
подростков посредством кинематографа на современном этапе 37
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 49
Приложение Б
1 Теоретические основы организации социального воспитания
подростков в 20-30-е гг. в РСФСР 8
1.1 Подходы отечественных педагогов и психологов к проблеме
социального воспитания в 20-30-е гг. в РСФСР 8
1.2 Учет возрастных особенностей подростков при организации
социального воспитания 19
2 Организация социального воспитания подростков посредством
кинематографа в 20-30-е гг. в РСФСР 26
2.1 Детский кинематограф как средство социального воспитания
подростков 26
2.2 Использование опыта организации социального воспитания
подростков посредством кинематографа на современном этапе 37
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 49
Приложение Б
История социального воспитания в России - это не просто историческое развитие одного из социальных институтов, это развитие целого, живого, не лишенного внутренних противоречий социального организма, ставшего неотъемлемой частью всего государства, общества в целом. В исторической перспективе образование выполняет социальную функцию трансляции различного рода ценностей от поколения к поколению, но при этом, каждое новое поколение имеет свои собственные образовательные традиции, преемственность между которыми сохраняется не всегда.Особый интерес представляет период становления советского государства, когда в истории нашей страны происходила трансформация общественно-политического, социально-экономического и культурного развития, утверждались его новые устои.
В исследуемый период социальное воспитание подрастающего поколения было в центре внимания многих педагогов, психологов, государственных и общественных деятелей среди которых П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Интерес к этой проблеме не ослаб и сегодня, что подтверждается большим количеством исследований в области организации социального воспитания в 20-30-е гг. ХХ в. Об этом свидетельствуют работы О.А. Бобылевой, М.Н. Гапоненко, Т.А. Ромм и др.
В 1920-1930-е гг. новое государство важным направлением своей деятельности считало идеологическую и культурно-просветительскую работу, результатом которой должно было стать воспитание «нового» человека. Для этих целей как никакой другой вид искусства подходил кинематограф. Проблемам развития кинематографа в период становления советского государства посвящены работы О.И. Горбатковой, В.А. Диканской, М.Е. Ковалевой, А.А. Князева, К.Ю. Мелконяна, Е.В. Мурюкиной, А.В. Федорова, А.В. Федюк, И.В. Челышевой и др. Авторы на обширном историческом материале подчеркивают, что в исследуемый период кинематограф был мощным средством воздействия на подрастающее поколение.
На основе вышесказанного выбор темы выпускной квалификационной работы «Роль кинематографа в социальном воспитании подростков в 20-30-е гг. в РСФСР» представляется нам обоснованным.
Хронологические рамки исследования охватывают период 20-30-х гг. ХХ в., когда кинематограф стал одним из важнейших средств социального воспитания подрастающего поколения. События исследуемого периода включают кинематограф в идеологическую, политическую и культурно- просветительскую работу, наделяя его новыми функциями и наполняя новым содержанием. В этот период была создана крепкая материально-техническая база для развития кинематографа, решены вопросы с его финансированием и проблемами обеспечения квалифицированными кадрами, в том числе и кинопедагогами.
Цель выпускной квалификационной работы - охарактеризовать организацию социального воспитания подростков посредством кинематографа в РСФСР в 20-30-е гг. XX в.
Объект исследования - социальное воспитание в РСФСР в 20-30-е гг. XX в.
Предмет исследования - социальное воспитание подростков посредством кинематографа в РСФСР в 20-30-е гг. XX в.
Задачи:
- проанализировать подходы отечественных педагогов и психологов к проблеме социального воспитания в период становления советского государства;
- показать важность учета возрастных особенностей подростков при организации социального воспитания;
- охарактеризовать детский кинематограф как средство социального воспитания подростков в 20-30-е гг. XX в.;
- показать возможность использования опыта организации социального воспитания подростков в 20-30-х гг. ХХ в. посредством кинематографа на современном этапе.
Методы исследования: анализ историко-педагогической и психолого-педагогической литературы, ретроспективный, хронологический, обобщение, систематизация.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сведения из данной работы могут быть использованы студентами при написании рефератов и курсовых работ по истории образования, при подготовке к семинарским занятиям по истории педагогике и истории социальной работы, а также по социальной психологии.
Апробация результатов исследования:основные положения и выводы выпускной квалификационной работы нашли свое отражение в 15 публикациях, докладывались и обсуждались на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях в гг. Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге (в том числе при поддержке ККФНиНТД и Фонда М. Прохорова).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы составляет 48 страниц печатного текста.
В исследуемый период социальное воспитание подрастающего поколения было в центре внимания многих педагогов, психологов, государственных и общественных деятелей среди которых П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Интерес к этой проблеме не ослаб и сегодня, что подтверждается большим количеством исследований в области организации социального воспитания в 20-30-е гг. ХХ в. Об этом свидетельствуют работы О.А. Бобылевой, М.Н. Гапоненко, Т.А. Ромм и др.
В 1920-1930-е гг. новое государство важным направлением своей деятельности считало идеологическую и культурно-просветительскую работу, результатом которой должно было стать воспитание «нового» человека. Для этих целей как никакой другой вид искусства подходил кинематограф. Проблемам развития кинематографа в период становления советского государства посвящены работы О.И. Горбатковой, В.А. Диканской, М.Е. Ковалевой, А.А. Князева, К.Ю. Мелконяна, Е.В. Мурюкиной, А.В. Федорова, А.В. Федюк, И.В. Челышевой и др. Авторы на обширном историческом материале подчеркивают, что в исследуемый период кинематограф был мощным средством воздействия на подрастающее поколение.
На основе вышесказанного выбор темы выпускной квалификационной работы «Роль кинематографа в социальном воспитании подростков в 20-30-е гг. в РСФСР» представляется нам обоснованным.
Хронологические рамки исследования охватывают период 20-30-х гг. ХХ в., когда кинематограф стал одним из важнейших средств социального воспитания подрастающего поколения. События исследуемого периода включают кинематограф в идеологическую, политическую и культурно- просветительскую работу, наделяя его новыми функциями и наполняя новым содержанием. В этот период была создана крепкая материально-техническая база для развития кинематографа, решены вопросы с его финансированием и проблемами обеспечения квалифицированными кадрами, в том числе и кинопедагогами.
Цель выпускной квалификационной работы - охарактеризовать организацию социального воспитания подростков посредством кинематографа в РСФСР в 20-30-е гг. XX в.
Объект исследования - социальное воспитание в РСФСР в 20-30-е гг. XX в.
Предмет исследования - социальное воспитание подростков посредством кинематографа в РСФСР в 20-30-е гг. XX в.
Задачи:
- проанализировать подходы отечественных педагогов и психологов к проблеме социального воспитания в период становления советского государства;
- показать важность учета возрастных особенностей подростков при организации социального воспитания;
- охарактеризовать детский кинематограф как средство социального воспитания подростков в 20-30-е гг. XX в.;
- показать возможность использования опыта организации социального воспитания подростков в 20-30-х гг. ХХ в. посредством кинематографа на современном этапе.
Методы исследования: анализ историко-педагогической и психолого-педагогической литературы, ретроспективный, хронологический, обобщение, систематизация.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сведения из данной работы могут быть использованы студентами при написании рефератов и курсовых работ по истории образования, при подготовке к семинарским занятиям по истории педагогике и истории социальной работы, а также по социальной психологии.
Апробация результатов исследования:основные положения и выводы выпускной квалификационной работы нашли свое отражение в 15 публикациях, докладывались и обсуждались на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях в гг. Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге (в том числе при поддержке ККФНиНТД и Фонда М. Прохорова).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы составляет 48 страниц печатного текста.
Анализ историко-педагогической литературы показывает, что проблема социального воспитания является актуальной в разные исторические периоды. Особый интерес в этом направлении представляет период становления советского государства. События Октябрьской революции 1917 г. послужили толчком для преобразования всех сфер жизнедеятельности в нашей стране. Сразу же после установления советской власти началась активная деятельность партийных органов по формированию социалистических ценностей и идеалов нового общества. В связи с этим в период становления советского государства активно обсуждался вопрос о сущности социального воспитания, которое было объявлено наиболее значимым и ответственным участком во всей системе народного образования. Проанализировав идеи таких выдающихся педагогов 1920-1930-х гг. как П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А. П. Пинкевич, С.Т. Шацкий и др., мы в нашей работе вслед за Н.К. Крупской, под социальным воспитанием понимаем общественное воспитание, которое направлено на формирование нового человека в условиях «истинно демократической» школы, готовящих людей «умеющих строить общественную жизнь».
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в любой исторический период подростковый возраст считался возрастом окончательного формирования личности. Поэтому именно в этом возрасте необходимо уделять большее внимание социальному воспитанию как одному из факторов становления личности. Чтобы подросток мог успешно адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, необходимо с учетом возрастных особенностей этого периода организовывать такую воспитательную среду, в которой он бы мог впитывать нормы и ценности общества. Большая роль в организации социального воспитания подростков в период становления советского государства отводилась детскому кинематографу, поскольку он считался одним из эффективных средств воздействия на юного зрителя.
С первых лет Советской власти кинематограф начинает играть все более активную роль в воспитании нового человека. В силу наглядности и убедительности экранного образа, огромной агитационно-пропагандистской мощи кинематограф в 20-30-е гг. ХХ в. становится эффективным средством просветительской работы. Созданная система просветительской работы посредством кинематографа успешно реализовывала идеологию советской власти, в русле этого осуществлялась и воспитательная работа с детьми. Кроме того, грамотно организованная работа с детьми-зрителями обеспечивала их духовно-нравственное развитие и социальное воспитание посредством посещения кинотеатров, просмотра и обсуждения художественных и научных картин. 20-30-е гг. стали периодом мощного развития кинематографа, посредством которого государство решало задачи социального воспитания детей и молодежи.
На наш взгляд, опыт организации социального воспитания подростков в 1920-1930-х гг. может быть с успехом использован в современных условиях в форме кинокружков, кинофакультативов при непосредственном участии педагогов. Это будет способствовать воспитанию гуманистической и творческой личности, личности с развитым критическим мышлением.
Таким образом, кинематограф как во время его становления в нашей стране (1920-е гг.), так и попрошествии почти столетия, был и остается уникальным и эффективным средством воздействия на зрителя, посредством которого осуществлялось и социальное воспитание подрастающего поколения.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в любой исторический период подростковый возраст считался возрастом окончательного формирования личности. Поэтому именно в этом возрасте необходимо уделять большее внимание социальному воспитанию как одному из факторов становления личности. Чтобы подросток мог успешно адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, необходимо с учетом возрастных особенностей этого периода организовывать такую воспитательную среду, в которой он бы мог впитывать нормы и ценности общества. Большая роль в организации социального воспитания подростков в период становления советского государства отводилась детскому кинематографу, поскольку он считался одним из эффективных средств воздействия на юного зрителя.
С первых лет Советской власти кинематограф начинает играть все более активную роль в воспитании нового человека. В силу наглядности и убедительности экранного образа, огромной агитационно-пропагандистской мощи кинематограф в 20-30-е гг. ХХ в. становится эффективным средством просветительской работы. Созданная система просветительской работы посредством кинематографа успешно реализовывала идеологию советской власти, в русле этого осуществлялась и воспитательная работа с детьми. Кроме того, грамотно организованная работа с детьми-зрителями обеспечивала их духовно-нравственное развитие и социальное воспитание посредством посещения кинотеатров, просмотра и обсуждения художественных и научных картин. 20-30-е гг. стали периодом мощного развития кинематографа, посредством которого государство решало задачи социального воспитания детей и молодежи.
На наш взгляд, опыт организации социального воспитания подростков в 1920-1930-х гг. может быть с успехом использован в современных условиях в форме кинокружков, кинофакультативов при непосредственном участии педагогов. Это будет способствовать воспитанию гуманистической и творческой личности, личности с развитым критическим мышлением.
Таким образом, кинематограф как во время его становления в нашей стране (1920-е гг.), так и попрошествии почти столетия, был и остается уникальным и эффективным средством воздействия на зрителя, посредством которого осуществлялось и социальное воспитание подрастающего поколения.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НА АЛТАЕ В ВОЕННУЮ ЭПОХУ (1941 - 1945 ГТ.): КУЛЬТУРНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021



