ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 7
1.1 Понятие и сущность аренды в гражданском законодательстве 7
1.2 Виды арендных отношений 14
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского и налогового учета
операций по аренде 19
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ АРЕНДНЫХ ОПЕРАЦИЙ 23
2.1 Бухгалтерский и налоговый учет аренды у арендатора 23
2.2 Бухгалтерский и налоговый учет аренды у арендодателя 36
2.3 Отражение в финансовой отчетности арендных операций
в соответствии с МСФО 47
3 АНАЛИЗ АРЕНДНЫХ ОПЕРАЦИЙ У АРЕНДОДАТЕЛЯ 53
3.1 Анализ финансовой отчетности арендодателя 53
3.2 Анализ эффективности арендных операций 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А Договор аренды ООО «Офисный центр» 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2014 год 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статьи затрат за 2014 год (Анализ счета 26 по субконто) 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Оборотно-сальдовая ведомость за 2014 год 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Приказ «ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2014 г.» 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Бухгалтерские проводки у арендатора 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Бухгалтерские проводки у арендатора 105
ПРИЛОЖЕНИЕ И Смета расходов на содержание здания ООО «Офисный центр». 106 ПРИЛОЖЕНИЕ К Анализ ликвидности баланса 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Анализ показателей финансовой устойчивости 108
ПРИЛОЖЕНИЕ М Горизонтальный анализ баланса ООО «Офисный центр» 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Н Анализ производственной деятельности по подразделениям организации 110
ПРИЛОЖЕНИЕ П Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Р Коэффициенты рентабельности 112
ПРИЛОЖЕНИЕ С Коэффициенты прироста имущества, выручки от реализации и прибыли по ООО «Офисный центр» за два смежных периода 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Т Структура основных фондов Общества за 2014 и 2015гг 114
ПРИЛОЖЕНИЕ У Анализ воспроизводства основных фондов за 2014 год 115
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф Анализ воспроизводства основных фондов за 2015 год 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Х Справка о техническом состоянии помещений ООО «Офисный центр» сданных в аренду 1 17
ПРИЛОЖЕНИЕ Ц Сравнение вариантов УСН в зависимости от выбранного объекта налогообложения 1 18
ПРИЛОЖЕНИЕ Ш Планируемые показатели ООО «Офисный центр» на 2017 год ... 120
В современных экономических условиях эффективное функционирование предприятия любой организационно-правовой формы вне зависимости от видов деятельности является обязательным условием его существования, деятельность любого предприятия должна быть рентабельна и целью любого производства является получение прибыли. Достижение этой цели зависит от очень большого числа факторов и связано с общей организацией производства, применением высоких технологий, финансовыми возможностями, а также с технической оснащенностью предприятия.
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов - средств труда и материальных условий процесса труда.
Многие, особенно вновь создаваемые, организации часто не имеют финансовой возможности (денежных средств) для приобретения зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств. Временные затруднения удается преодолеть за счет арендных отношений, то есть передачи и получения объектов основных средств в аренду (имущественный наём).
Предоставление в аренду имущества также может, напротив, являться способом получения прибыли и использования имеющихся ресурсов.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в связи с переходом к рыночным отношениям арендные сделки в России всё в большей степени становятся похожими на подобные операции в экономически развитых станах мира, по крайней мере, в плане их разнообразия. Вместе с тем необходимо отметить, если в правовом отношении вопросы регулирования традиционных арендных сделок характеризуются определённой последовательностью и проработанностью, то в части налогового и бухгалтерского аспектов учёта подобных операций существует достаточно много спорных и противоречивых моментов. На территории России Международные Стандарты Финансовой Отчетности внедрены и применяются, но, тем не менее, противоречие между учетом по нашим стандартам и стандартом МСФО они имеются.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций и предложений по оптимизации порядка введения бухгалтерского и налогового учета арендных операций, и оценка возможности применения методов учета, установленных МСФО
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Дать оценку правовой базе оформления договорных отношений по аренде.
2. Структурировать классификацию видов договорных отношений по аренде.
3. Выработать рекомендации по организации бухгалтерского и налогового учета арендных отношений у арендатора и арендодателя.
4. Составить сравнительную характеристику порядка учета арендных операций по РСБУ и МСФО.
5. Оценить влияние учета арендных операций на финансовые показатели.
6. Выработать рекомендации на основе анализа рентабельности арендных операций.
Объектом исследования является коммерческая организация ООО «Офисный центр ».
ООО «Офисный центр» - самостоятельно действующее юридическое лицо, имеет в собственности офисное здание, основной вид деятельности - сдача в аренду собственного нежилого помещения.
Офисное здание расположено по адресу г. Красноярск, ул. Маерчака, дом 38. Коммерческая организация зарегистрирована 11 января 2008 года регистратором. Коммерческая организация ООО «Офисный центр» сдает в аренду имущество с момента регистрации, т.е. с 2008 года и по настоящее время.
Организация имеет самостоятельный баланс, не имеет филиалов и обособленных подразделений.
Предметом исследования является порядок учета арендных операций с позиции арендодателя и арендатора с использованием теоретических и практических подходов к учету арендных операций.
Теоретическое и практическое применение аренды было описано в трудах таких отечественных ученых, как: В.Д. Газман, В.А. Горемыкин, Е.В. Кабатова, Е.Н. Чекмарева, Л. Прилуцкий, В.Н. Сапожников, Р.Р. Савчук и т.д. - и в трудах следующих зарубежных авторов: П. Балтус, Б. Майджер и т.д. В свою очередь о бухгалтерских аспектах арендных отношений писали следующие авторы: В.Д. Газман, А.А. Адамов, А.А. Тилов, М.Н. Семенов, Л.И. Проняева и д.р. Несмотря на то, что существует большое количество публикаций, которые посвящены арендным операциям, существует ряд спорных и нерешенных вопросов в этой сфере, например, до сих пор нет единого подхода к определению аренды. К тому же методики ведения бухгалтерского учета у арендодателей и арендаторов имеют спорный характер. Особую значимость вопросы бухгалтерского учета приобретают из-за того, что в Российской Федерации существует много вариантов арендных операций, порядок отражения которых не полностью урегулирован. А неполнота изучения бухгалтерских аспектов арендных сделок и наличие проблемных вопросов, а также недостающее внимание законодательства об аренде к вопросам бухгалтерского учета предопределило тему выпускной работы.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой главе рассмотрена теоретическая основа арендных отношений в российском законодательстве. В частности, дана оценка правовой базе оформления договорных отношений, структурирована классификация видов аренды и рассмотрено нормативное регулирование бухгалтерского и налогового учета арендных операций.
Во второй главе рассматривается организация бухгалтерского и налогового учета арендных операций. Представлен порядок учета аренды как со стороны арендатора, так и со стороны арендодателя. Кроме того, дана сравнительная характеристика порядка учета арендных операций по РСБУ и МСФО.
В третьей главе выполнен общий анализ финансового состояния предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса и ряда финансовых показателей с целью объективного восприятия информации относительно эффективности осуществления арендных операций. В заключении отражены выводы по результатам исследования, сформулированы рекомендации.
Главная цель предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.
В ходе проделанной работы было проведено исследование существующей практики бухгалтерского учета в области отражения операций по аренде. Было показано отражение на бухгалтерских счетах операций текущей аренды у арендодателя. Также были решены поставленные в работе задачи. Они заключаются прежде всего в установлении правильности отражения операций, достоверности определения финансовых результатов от сдачи имущества в аренду, правильности формирования затрат, связанных с поддержанием имущества в рабочем состоянии, а также контроль за сохранностью арендуемых средств.
По результатам анализа финансового состояния ООО «Офисный центр» наблюдается рост финансовой устойчивости предприятия, рост его платежеспособности, улучшение показателей рентабельности.
Также в работе была проанализирована эффективность использования основных фондов предприятия. Судя по самым важным обобщающим показателям - фондоотдаче, которая снизилась, и фондорентабельности, которая незначительно повысилась, можно сделать вывод, что, в целом, ситуация положительная, при этом наблюдается значительная иммобилизация средств, что может отрицательно сказаться на финансовой устойчивости.
Выводы, сделанные по данной работе следующие. Договор аренды нежилого помещения регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральными законами.
Арендные отношения возникают только после заключения договора с надлежащей стороной в письменной форме. Для договоров аренды нежилого помещения, заключенных на срок не менее года, требуется их регистрация в государственных органах.
В договоре аренды необходимо четко определять объект аренды: его наименование , характеристику, место нахождения для недвижимого имущества и иные данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору по договору. При отсутствии этих данных объект передачи считается не согласованным, а договор не заключенным.
Содержание договора аренды нежилого помещения нужно рассматривать шире, чем оно представлено в ГК РФ ст. 650-664, учитывая обширную арбитражную практику.
Причиной существования проблем в области аренды нежилого помещения является также незнание отдельными предпринимателями нормативной базы. По общему правилу при передаче имущества в аренду оно продолжает учитываться на балансе арендодателя.
Порядок отражения поступающей арендной платы зависит от того, основной или не основной деятельностью является в организации предоставление в аренду материальных ценностей. В ООО «Офисный центр» предметом деятельности которого является предоставление в аренду своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью, арендная плата будет учитываться в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Имущество, переданное в аренду, продолжает числиться на балансе арендодателя, поэтому амортизационные отчисления начисляет арендодатель. Учет поступившей арендной платы ведется на счете 90 «Продажи», суммы амортизации отражаются по дебету счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация основных средств». В процессе эксплуатации имущество, переданное в аренду, постепенно изнашивается, вследствие чего необходим ремонт. Расходы по ремонту переданных в аренду основных средств могут быть учтены как расходы по обычным видам деятельности на счетах 20, 25, 26.
Согласно исследованию, проведенному в работе, организация правильно выбрала налоговую политику, перейдя с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения, так как налицо очевидны преимущества: минимизация налоговых платежей, меньший объем налоговой отчетности.
Для решения проблем, имеющих место в области аренды нежилого помещения и для усовершенствования учета в ООО «Офисный центр» можно предложить следующие рекомендации:
- разработать субсчета для основных средств, сданных в аренду, например: субсчет 01.3 - основные средства, сданные в аренду. Инвентарные карточки по арендованным основным средствам арендодателю следует группировать в специальной картотеке. В них указываются реквизиты акта (накладной) приемки-передачи основных средств и проставляется гриф «В аренде»;
-к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» открыть субсчет «Расчеты по арендной плате»;
- с целью уменьшения затрат на капитальный ремонт помещений, инвентаризацию состояния основных средств проводить раз в год, в инвентаризационную комиссию включить технического работника:
- с целью уменьшения дебиторской задолженности проводить инвентаризацию обязательств два раза в год;
- прописать новые сроки проведения инвентаризации в учетной политике;
- обратить особое внимание на качество заключаемых договоров;
- разработать график документооборота;
- прописать в учетной политике как учитываются затраты на ремонт основных средств;
- для повышения эффективности использования имущества рассмотреть возможность предоставление помещений в аренду с почасовой арендной платой, для проведения организациями различных культурных мероприятий;
- для компенсации затрат пересмотреть некоторые пункты договора аренды, в частности, рекомендуется прописать, что если неотделимые улучшения производятся за счет арендатора и с согласия арендодателя, то арендодатель компенсирует расходы;
- для повышения прозрачности расчетов рекомендуется включить в договор аренды пункт, в котором будет оговариваться условия оплаты арендатором коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения), указать, что они входят в стоимость арендной платы в виде фиксированного платежа;
- в целях оптимизации уровня налоговой нагрузки и повышения эффективности деятельности обществу рекомендуется сменить базу налогообложения с «доходы», на «доходы за вычетом расходов».
Применение перечисленных рекомендаций позволить организации ООО «Офисный центр» систематизировать порядок учета и повысить эффективность арендной деятельности.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федеральный закон № 117-ФЗ от 05.05.2000 г. Режим доступа СПС Консультант плюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996 г. Режим доступа СПС Консультант плюс.
3. Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
4. Федеральный Закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
5. Федеральный Закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
6. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учёт основных средств» ПБУ 6/01».
7. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
8. Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 №91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».
9. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99».
10. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».
11. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 №114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02».
12. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению».
13. Анищенко А.В. Аренда: руководство по бухучету и налогообложению. -М.: Вершина, 2010.
14. Архипова Н.А. Бухгалтерский финансовый учет в схемах и таблицах: учеб.пособие / Н.А. Архипова, Т.А. Корнеева, Г.А. Шатунова. -М.: Эксмо, 2013.
15. Безруких П.С. Бухгалтерское дело: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / П.С. Безруких, И.П. Комиссарова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
16. Бочкова Л. Как лучше всего учесть «коммуналку» по арендованному офису. // Главбух. -2013. -№12.
17. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия: М. 2014.
18. Горемыкин В.А. Сделки с недвижимостью: практическое пособие / В.А. Горемыкин. -
3-е изд., перераб. и доп. _М.: Филинъ, 2012.
19. Данилин В.В. Все о договоре аренды. // «Упрощенка». - 2012. -№1.
20. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. Том 1 / Под ред. Г.Ю.Касьяновой (8-е изд., перераб. и доп.). -М.: АБАК, 2010.
21. Зонова А.В. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / А.В. Зонова, Л.А. Адамайтис, И.И. Бачуринская; под ред. А.В. Зоновой. -М.: ЭКСМО, 2010.
22. Илышева Н.И. Анализ финансовой отчетности коммерческой организации: Учебное пособие для вузов по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Н.И. Илышева, С.И.Крылов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
23. Канке А.А. Кошевая И.П. Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. -2-е изд., испр. и доп. -М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2014.
24. Ковалев В.А. Учет, анализ и бюджетирование лизинговых операций, теория и практика. -М.: Финансы и статистика, 2015.
25. Курбангалеева О.А. Сдача нежилого помещения в аренду. // «Упрощенка». - 2016. - №7.
26. Масленникова Л.А. Учет неотделимых улучшений объекта аренды. // «Упрощенка». - 2016. -№8.
27. Семенихина В.В. Аренда имущества: М.: BKR-Интерком-Аудит, 2013.
28. Упрощенная система налогообложения. Универсальный справочник / М.В. Высваркина (под ред. Г.Ю. Касьяновой) (2-е изд.). -М.: ИД «Аргумент», 2013.
29. Учетная политика организаций. Положение по бухгалтерскому учету 1/2008. (Приказ Минфина РФ от 06.10.2008г № 106н, в ред. 18.12.2012) [Электронный ресурс]: - Электрон. дан. - режим доступа: http://base.consultant.ru/- Загл. с экрана (дата обращения 28.06.2014 г.)
30. Расходы организации. Положение по бухгалтерскому учету 10/99. (Приказ Минфина РФ от 06.05.1999г № 33н, в ред. 27.04.2012) [Электронный ресурс]: - Электрон. дан. - режим доступа: http://base.consultant.ru/- Загл. с экрана (дата обращения 28.02.2014 г.)
31. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000г № 94н, в ред. 08.11.2010) [Электронный ресурс]: - Электрон. дан. - режим доступа: http://base.consultant.ru/- Загл. с экрана (дата обращения 10.08.2014 г.)
32. Абдукаримов, И.Т. Оценка и анализ производственных затрат и их роль в эффективном управлении предпринимательской деятельностью/ И.Т. Абдукаримов, Л.Г. Абдукаримова. - Финансы: планирование, управление, контроль №4, 2011. - 26-36 с.
33. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / под ред. А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. - M.: Финансы и статистика. 2010. - 247 с.
34. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб. пособие / под ред. В.П. Астахов - 6-е изд., перераб. и доп. - М : ИКЦ «МарТ», 2010. - 457 с.
11. Беспалов, М.В. Прочие расходы/ М.В. Беспалов. - М: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. - 128 с.
35. Бородина, В.В. Бухгалтерский учет в общественном питании: учебное пособие / под ред. В.В. Бородина. - М.: Книжный мир, 2002. - 313 с.
36. Варпаева, И.А. Учет затрат на производство / И.А. Варпаева. - Все для бухгалтера № 9, 2011. - 2-12 с.
37. Вахрушева, О.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие/ О.Б. Вахрушева - М: Дашков и К, 2011 - 252 с.
37. Воронова, Е.Ю. Управленческий учет: учебное пособие. - М.:Юрайт, 2012. - 551 с.
38. Вечканов, Г.С. Экономическая теория/ Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова - С.-П.: Питер, 2010. - 254 с.
39. Герасименко, Г.П. Финансовый анализ.: учебное пособие/Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян - М.: КноРус, 2010. - 46 с.
40. Горбатюк, З.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/ З.В. Горбатюк - Томск: ТМЦДО, 2010. - 168 с.
41. Ерыгина, Л.В. Управление затратами: учебное пособие/ М.В. Полубелова, Л.В. Ерыгина - Красноярск: СибГАУ, 2006. - 134 с.
42. Ивашкевич, В.В. Бухгалтерский учет: учеб. пособие/ под ред. В.В.Ивашкевич - Москва - М, 2013. - 528 с.
43. Кибиткин, А.И. Учет и анализ в коммерческой организации/ А.И. Кибиткин, А.И. Дрождинина, Е.В. Мухомедзянова, О.В. Скотаренко. - Академия Естествознания, 2012. - 368 с.
44. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. - Москва: Проспект: Велби, 2008. - 420 c.
45. Колин Друри. Управленческий и производственный учет. Пер. с англ. : учебное пособие / под ред. В.Н. Егорова, 6-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 401 с
46. Левнина, И.Б. Учет в производстве: учебное пособие / под ред. И.Б. Левнина. - 2011г. - 254 с.
47. Любан, Л.А. Экономика предприятия: учебный комплекс/ Л.А. Любан, В.Т. Лыко. - Минск: Современная школа, 2011. - 432 с.
48. Любушин, Н.П. Экономический анализ/ Н.П. Любушин. - М: Юнити, 2010. - 567 с.
49. Никитин, В.В. Нормирование обязательств/ В.В. Никитин - Налог на прибыль: учет доходов и расходов № 4. 2010. - 27-34 с.
50. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд. перераб. и доп./ Г.В. Савицкая. - Минск: ООО «Новое знание», 2012 - 688 с.