Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №25490

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические основы развития познавательного интереса во внеурочной деятельности 9
1.1. Понятие познавательного интереса и уровни его развития 9
1.2. Особенности развития познавательного интереса у младших школьников 18
1.3. Эффективные формы, методы и приемы формирования познавательного интереса учеников в процессе внеклассной работы 25
2. Исследование развития познавательного интереса младших школьников 35
2.1 . Организация экспериментальной работы 35
2.2. Описание работы по развитию познавательного интереса во
внеурочной деятельности 46
2.3. Результаты исследования и рекомендации 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Приложение 1 73
Приложение 2 95


Актуальность проблемы исследования. Проблемы педагогического руководства формированием познавательного интереса учащихся определяется ФГОС НОО и социальным заказом на научные разработки эффективных развивающих систем обучения и технологий их реализации. Одной из приоритетных задач современной системы образования является воспитание личности, способной эффективно работать и учиться в течение жизни. Важнейшим условием и в то же время показателем успешности процесса формирования инициативной, самостоятельной личности, которая желает и умеет учиться, стремится к постоянному и активному накоплению знаний, является познавательная активность ребенка, его отношение к усвоению знаний, мотивы познавательной деятельности.
Исключительно большое значение для развития познавательной активности личности имеют дошкольное учебное учреждение и начальная школа, которые закладывают фундамент для дальнейшего образования и развития человека. Это требует от воспитателей использования адекватных педагогических средств, направленных на стимулирование интеллектуально-познавательной деятельности ребенка. Поэтому в процессе реформирования современной системы образования, особенно ее нижних звеньев, актуальной является разработка проблем развития познавательного интереса дошкольника.
Возраст младшего школьника - это период, наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, среди которых особое место занимает познавательный мотив, являющийся одним из наиболее специфичных для старшего школьного возраста. В то же время, очевидно, что далеко не все современные младшие школьники обладают этим ценным качеством.
В современной теории обучения и воспитания детей младшего школьного возраста формирование и развитие познавательного интереса, с одной стороны, связывается с процессом учения, когда знания ребёнка находятся в постепенном переходе с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. С другой стороны - это обращение к личности ребенка, к его внутренним процессам, его внутреннему миру.
Состояние исследования. Исследованием природы познавательного интереса занимаются такие науки, как теория познания (гносеология), теория обучения (дидактика), социология, психология, философия и др. В работах ученых-классиков отмечается, что одной из самых значительных областей общего феномена интереса является познавательный интерес, имеющий особое значение в младшем школьном возрасте, активизирующий все психические процессы человека: интеллектуальные, эмоциональные, волевые (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, О.М. Леонтьев, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, А.В. Фурман и др.). Анализ психолого-педагогических и методических исследований свидетельствует о том, что в современной школе есть все возможности для совершенствования и создания новых эффективных средств развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста, для выявления закономерностей, которые помогают направлять их внеурочную учебную деятельность. Постоянное создание условий, при которых возникает заинтересованность, обеспечивает развитие глубоко познавательного интереса, который в значительной степени гарантирует успех в обучении. Несмотря на довольно широкое рассмотрение познавательного интереса у младших школьников, все ещё мало исследованным остается развитие познавательного интереса в начальной школе во внеурочной деятельности.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников во внеклассной работе по математике.
Цель исследования - обоснование и экспериментальная проверка эффективных форм, методов и приемов развития познавательных интересов учеников в процессе внеклассной работы по математике.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что внеклассная работа будет способствовать успешному формированию познавательных интересов учеников при условии, если: в школе последовательно и целеустремленно воплощаются в учебный процесс рациональные формы, методы и приемы внеклассной работы.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой:
1. Проанализировать понятие познавательного интереса и охарактеризовать уровни его развития.
2. Рассмотреть составляющие познавательного интереса учащихся и определить эффективные методы их развития .
3. Изучить программы развития познавательного интереса. Проанализировать эффективность предложенной программы.
Во время решения поставленных задач были использованы такие методы исследования:
а) теоретические: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по отмеченной проблеме; статистический и математический методы, метод моделирования; анализ и синтез результатов эксперимента;
б) эмпирические: изучение и обобщение; опрос; изучение содержания материальных носителей информации (ученических работ, школьной документации); педагогическое наблюдение и анализ деятельности учеников; педагогический эксперимент; анализ результатов эксперимента.
Научная новизна полученных результатов исследования заключается в определении и научном обосновании психолого-педагогических условий, эффективных форм, методов и приемов формирования познавательных интересов учеников во внеклассной работе.
Практическое значение исследования определяется разработками конкретных рекомендаций по формам, методам и приемам формирования познавательных интересов учеников, усовершенствование содержания внеклассной работы с этой целью. Результаты и материалы исследования, предложенные средства формирования познавательных интересов учеников могут быть использованы непосредственно учителями школ, руководителями кружков, организаторами воспитательной работы, методистами во время организации и проведения внеклассной работы.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), выводов, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, проблема формирования познавательных интересов учащихся является одной из наиболее актуальных проблем в педагогической теории и практике. Как важный фактор деятельности учеников познавательные интересы характеризуются динамическими взаимосвязями методологического, мотивационного и научно-методического аспектов учебно-воспитательного процесса в школе. Проанализировав развитие познавательного интереса во внеурочной деятельности, мы пришли к следующим выводам:
1. Познавательный интерес представляет собой интегративное - личностное образование, сопряженное с потребностями. В нем органически представлены все важные для развития личности процессы - интеллектуальные, эмоциональные, волевые, а также объективные и субъективные связи с миром, выраженные в отношениях. Особая роль, при формировании познавательного интереса принадлежит деятельности. Существуют условные стадии развития познавательного интереса детей, уровни активизации познавательных процессов, дидактические условия развития познавательного интереса школьников. Все это надо иметь в виду, при выборе методических приемов для активизации познавательного интереса. Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса учащихся на разных этапах формирования, которые далеко не всегда расцениваются школьниками как интересные и нужные.
Познавательный интерес является одной из важных мотивационных тенденций, которые составляют основу учебной деятельности младшего школьника, а также является необходимым и значимым компонентом ее структуры. Изучение формирования познавательного интереса младших школьников, общение с их родителями свидетельствуют, что родители
ориентируются на устаревшие представления о том, что усиленное обучение ребенка чисто предметным знаниям обеспечивает его успешное обучение в школе, позитивное отношение к нему взрослых и сверстников. К сожалению, эту идею поддерживает и воплощает значительный ряд педагогов. Сегодня задача педагогической теории и практики - изменить эту ошибочную мысль и доказать необходимость осознания сущности природы младшего школьного возраста как важного и уникального периода, который создает базу для всего дальнейшего обучения и деятельности личности. Формирование познавательной интереса младших школьников должно происходить в процессе сочетания игровой и познавательной деятельности.
2. Сегодня необходим пересмотр многих подходов обучения, внедрение методов, нацеленных на новаторство и творчество. Приоритет во внеурочной работе со школьниками должен предоставляться не учебе, а воспитанию и развитию. Для обеспечения познавательного интереса и самостоятельной творческой деятельности младшего школьника, важно правильное понимание связи между творчеством и обучением в педагогическом процессе. Познавательный интерес развиваются через усвоение знаний, умений и навыков. Формирования познавательного интереса - сугубо индивидуальный процесс. И уже осознания этой особенности вполне достаточно, чтобы понять важность переориентации образовательно-воспитательного начальной школы на каждого ребенка, вооружение учителя умениями отыскивать подход к потенциальным возможностям каждого ребенка. Одной из самых прогрессивных в развитии познавательного интереса является теория решения изобретательских задач, которая была успешно адаптирована для работы с детьми в школе. Важнейшей её идеей является творчество во всем - в постановке вопросов; в приемах их решения и в подаче материала.
3 Нами было проведено исследование школьной мотивации у 16 учеников (8 - экспериментальная группа и 8 - контрольная) 2 класса МБОУ Матвеевской НОШ Казачинского района Красноярского края. Проведенное предварительное исследование продемонстрировало отсутствие высокой учебной мотивации у познавательного интереса у учеников экспериментальной и контрольной группы. В то же время, минимальным являлось так же полное отсутствие мотивации. Большинство учеников имело внешний и игровой тип мотивации к учебе. Также нами был сделан вывод о необходимости больше внимания приделать выработке у учащихся собственных познавательных интересов с помощью их активного вовлечения во внеурочную деятельность.
Нами были рассмотрены 2 программы развития познавательного интереса на кружке по математике, которая включает система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса учащихся. Программа кружка «Занимательная математика» автор Колмакова Е.Г;
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная + математика» (для обучающихся 7-10 лет)
В нашей исследовательской работе я использовала программы Е.Э Кочуровой «Занимательная математика». Так как именно данная программа, помогла мне провести исследовательскую работу и выявить познавательный интерес у младших школьников внеурочное время.
Формирование познавательных интересов учащихся является эффективным при условии: организации разнообразной творческой деятельности, виды которой систематически чередуются; выработке знаний на индуктивно-практической основе с постепенным вовлечением элементов дедуктивных рассуждений; при максимальном использовании принципа наглядности; реализации метапредметных связей; внедрении в практику внеклассной работы целесообразных форм и методов учебно¬воспитательного процесса.
Данные констатирующего эксперимента показали, что, при систематической, последовательной и целеустремленной работе учителя начальных классов с использованием во внеурочной деятельности разных методов и приемов обучения, происходит повышение уровня усвоения учениками учебного материала. Усовершенствование соответствующих умений и навыков младших школьников, а также растет заинтересованность учеников учебным материалом, у них формируется позитивная учебная мотивация и познавательные интересы. Как показало исследование, формирование у учеников интереса к учебе не может ограничиваться только учебной деятельностью, оно должно продолжаться в процессе внеклассной работы, которая является подсистемой педагогического процесса в школе.
Таким образом, гипотеза полностью подтвердилось. Проведенное исследование доказало, что методика эффективного формирования познавательных интересов учеников во внеклассной работе имеет ряд этапов:
а) подготовка учеников, которая обеспечивает определенный запас знаний и умений, необходимых для воспитания интересов учеников;
б) создание позитивного эмоционального отношения к предмету и к деятельности, которое является необходимой предпосылкой формирования познавательного интереса;
в) организация творческой деятельности, которая пробуждает у учеников познавательные запросы и ее активизация в процессе самостоятельной работы с целью дальнейшего развития познавательных интересов;
г) систематическая поисковая деятельность учителя, использование целесообразных форм и методов обучения и воспитания с целью развития у учеников стойкого познавательного интереса.
В процессе исследования выявлено и методически обоснована система организационно-педагогических условий формирования познавательных интересов учеников: с учетом их увлечений и возраста; изменения впечатлений за счет разнообразных приемов; эмоционально¬интеллектуального нагнетания; создания ситуации внезапности, новизны, наличия элементов коллективного творчества. Формирование познавательных интересов является эффективнее, если: организуется разнообразная творческая деятельность, виды которой систематически чередуются; знания формируются на индуктивно-практической основе с постепенным привлечением элементов дедуктивных рассуждений; максимально используется принцип наглядности; реализуются межпредметные связи; в практику внеклассной работы внедряются целесообразные формы и методы учебно-воспитательного процесса.



1. Александрова, Н.С. Познавательные компьютерные игры младших школьников: от интереса к диалогу и
мотивации / Н.С. Александрова, Л.Ф. Гарипов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 257.
2. Альтшуллер, Г. Найти идею: введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2008. - С. 35.
3. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - С. 33-35.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - Москва : Питер, 2008. - С. 203
5. Булатова, О. В. Взаимосвязь общей способности к учению и познавательного интереса у младших школьников с разными уровнями развития / О. В. Булатова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского инстута бизнеса. - 2011. - № 3. - С. 237.
6. Вавилова, И. Формирование познавательного интереса младших школьников / И. Вавилова, А. Орлова, М. Удочкина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2011. - № 4 (13). - С. 209.
7. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург : Азбука, 2016. - С. 44.
8. Далингер, В.А. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами учебных проектов по математике / В.А. Далингер, Н.Н. Чеченкина // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 12-1. - С. 153-154.
9. Дядинчук, Т.Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников / Т.Г. Дядинчук // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 955.
10. Еремина, Н.Ю. Познавательный интерес как средство активизации учебной деятельности младших школьников / Н.Ю. Еремина // Педагогические науки. - 2013. № 1. - С. 43.
11. Закржевская, Е.Д. Поиграем на досуге : сборник детских развивающих игр для начальных классов и старше / Е.Д. Закржевская. - Ростов-на Дону : Феникс, 2007. - С. 66.
12. Иванова, А.В. Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников / А.В. Иванова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2014. - № 1 (81). - С. 103.
13. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика : учебное пособие / И.Ю. Исаева. - Москва : Флинта : МПСИ, 2010. - С. 188.
14. Кириллова, Л.С. Творческие задания как средство формирования познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности / Л.С. Кириллова, В.В. Лебединская // Обучение и воспитание : методики и практика. - 2014. - № 13. - С. 117-118.
15. Коваленко, Ю.С. Проблема развития учебно-познавательных интересов младших школьников / Ю.С. Коваленко // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании : психологическое сопровождение, развитие, социализация. - 2013. - № 1. - С. 295.
16. Лебедева, А.В. Познавательный интерес младших школьников и особенности его формирования / А.В. Лебедева // В мире научных открытий. - 2010. - № 1-3. - С. 29.
17. Лебедева, А.В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе / А.В. Лебедева // Начальная школа. - 2010. - № 3. - С. 100-101.
18. Лебедева, А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников / А.В. Лебедева // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 2. - С. 63-64.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : РГБ, 2009. - С. 67.
20. Научное наследие Галины Ивановны Щукиной и современность / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [редкол. : Тряпицына А. П., Роботова А. С. (науч. ред.), Свиридова И. А.]. - Санкт-Петербург : Астерион, 2008. - С. 53.
21. Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников / М.А. Пастушкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007.- Т. 18. - № 44. - С. 412-413.
22. Пиаже, Ж. Психология ребенка / Жан Пиаже, Барбел Инхельдер. - М. : Питер, 2008. - С. 74-75.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Питер, 2009. - С. 93-94.
24. Сапронов, И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И.А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 3. - С. 187-188.
25. Соловьева, Т.Г. Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики / Т.Г. Соловьева // Региональное образование XXI века : проблемы и перспективы. - 2012. - № 51. - С. 69.
26. Софронова, С.В. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников / С.В. Софронова, С.А. Акпулатова // Прикладная информатика. - 2010. - № 2. - С. 23.
27. Степенко, М.А. Личностно-ориентированный подход к формированию у младших школьников познавательного интереса к иноязычной культуре / М.А. Степенко // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2009. - № 4 (72). - С. 70.
28. Трухтанова, А.О. Формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения / А.О. Трухтанова, Н.Я. Канторович // Наука и молодежь : проблемы, поиски, решения Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией Л.П. Мышляева. - Новокузнецк, 2012. - С. 132.
29. Шамардина, Т.В. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся / Т.В. Шамардина // Директор школы. - Москва : 2007. - №4. - С. 59.
30. Шевцова, М.А. Психолого-педагогическое сопровождение личностно развивающей ситуации как средства формирования познавательного интереса младших школьников / М.А. Шевцова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2007. - Т. 2. - № 8. - С. 123¬127.
31. Шевченко, Л.Г. Формирование познавательного интереса младших школьников во внеурочной педагогической работе / Л.Г. Шевченко // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012. - Т. 3. - № 1. - С. 57.
32. Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2008. - С. 43.
33. «Я беспредельно верю в человека...» : страницы жизни и творчества Г.И. Щукиной / Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; под общ. ред. Г.А. Бордовского и В.А. Козырева. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 115.
34. Якимова, М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 123.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ