Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ДАННЫХ В АВТОРСКОМ МУЛЬТИМЕДИЙНОМ ПРОЕКТЕ

Работа №25480

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Журналистика данных как феномен 7
1.1 Понятия big и open data 7
1.2 Феномен журналистики данных 13
1.3 Методика работы с большими данными 18
1.3.2 Сбор данных 18
1.3.3 Обработка собранной информации 22
1.3.4 Визуализация 23
1.3.5 Публикация 27
2 Применение опыта журналистики данных в мультимедийном проекте
«Задержите дыхание» 28
2.1 Подготовительный этап работы над проектом 28
2.2 Сбор данных 29
2.3 Этап визуализации 33
2.4 Этап публикации 37
2.5 Анализ работы над проектом «Задержите дыхание» 38
Заключение 43
Список использованных источников 45


В настоящее время под влиянием стремительного развития технологий возможности собирать, обрабатывать, хранить и распространять информацию становятся всё шире. Благодаря этому возникает тенденция к открытости данных: правительство и организации разного рода стремятся сделать свою деятельность прозрачной. Они публикуют в интернет-пространстве большое количество данных в машиночитаемом виде.
Для определения таких скоплений больших массивов данных в интернете появились термины «большие данные» и «открытые данные» («big data» и «open data» соответственно). Эти явления предоставляют простор для статистических и количественных измерений, которые позволяют увидеть определенную картину состояния общества, обнаружить те или иные проблемы в различных сферах жизни. В связи с тем, что зачастую массив данных столь огромен, что расшифровать его становится непосильной задачей для неподготовленного пользователя, в журналистике возникает новое направление - журналистика данных. Обработка и, главное, анализ таких массивов данных и их представление в удобном для читательского восприятия виде - важная и актуальная задача для современного журналиста.
Работая в этой области, журналист выступает в качестве дешифратора большого скопления информации, которую он должен преподнести аудитории в доступном и интересном виде - чаще всего в виде мультимедийного проекта, в который для наглядности включаются графики, карты, диаграммы.
Более того, журналистика данных находится на пересечении таких сфер как журналистика и программирование. С одной стороны, работа с данными, в первую очередь, включает в себя журналистскую составляющую: сбор информации, поиск источников, интерпретацию данных в читаемом виде. С другой - журналисту необходимо обладать навыками дизайнера и программиста, поскольку от него требуются умения извлечь цифровые данные в различных форматах, уметь их обработать и представить в виде, интересном для читателя.
Зачастую исследователи называют журналистику данных рассказом историй с помощью цифр, а также поиском, анализом и визуализацией информации цифровых источников данных с целью создания уникального контента. Журналистика данных предполагает совмещение журналистом роли переводчика с «языка цифр» на язык, понятный всем и, одновременно, роли аналитика, представляющего глубокие выводы, сделанные на основе анализа данных.
Актуальность данной бакалаврской работы связана с постепенным распространением исследуемого явления в зарубежных и российских СМИ. Стоит отметить, что наибольшее развитие журналистика данных получила в Европе и США. Самыми успешными в этом направлении являются такие американские газеты, как The New York Times, Chicago Tribune, Los Angeles Times и другие. В России же журналистика данных еще не получила достаточно широкого распространения, однако мы уже можем встретить единичные примеры работы с большими данными как в самых крупных российских изданиях, так и в отдельных проектах активистов.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на обилие открытых региональных источников данных, в региональной практике практически отсутствует журналистика данных как направление. Наша дипломная работа имеет практическую направленность и, исходя из проблемы, мы создали проект на экологическую тему, который, базируясь на открытых правительственных данных и открытых данных экологов, отвечает на несколько вопросов о красноярской экологии: где основные источники загрязнения воздуха, какие объемы выбросов происходят ежегодно, какова динамика ухудшения экологии и какие пути решения экологической проблемы в городе существуют. Объектом исследования дипломной работы является специфика такого направления как журналистика данных в условиях работы с большими данными.
Предмет исследования - применение журналистики данных в региональной повестке на экологическую тему.
Цель работы - создать мультимедийный проект на экологическую тему, используя большие открытые данные. Исходя из цели, мы ставим следующие задачи:
1 Дать определение понятиям «открытые данные» и «большие данные», и выделить, в чем состоят их различия;
2 Выделить и описать этапы работы журналиста с открытыми данными;
3 Разработать концепцию собственного проекта;
4 Собрать и обработать открытые данные, найти другую необходимую информацию для проекта;
5 Создать собственный проект журналистики данных на
экологическую тему;
6 Опубликовать проект в СМИ
В работе мы будем обращаться к таким теоретико-практическим источникам, как переведенное «РИА Новостями» «Пособие по журналистике данных», посвященное этапам работы с данными; прикладным советам по работе с большими и открытыми данными «The Guardian Datablog», статьям российского эксперта по открытым данным Ивана Бегтина. Также мы будем опираться на теоретические труды следующих исследователей: М. Г. Шилиной [Шилина, 2009, 2011, 2013], С. И. Симаковой [Симакова,2013, 2014], [Майер- Шенбергер, Кукьер, 2014], П. А. Клеменкова, С. Д. Кузнецова [Клеменков, Кузнецов,2012], М. Н. Шерстюковой [Шерстюкова, 2012], В. Ю. Левченко [Шилина, Левченко, 2014], А. Моррисона [Моррисон, 2010], С. А. Панюковой [Панюкова, 2015], С. Горансона [Goranson, 2014].
Методы исследования: индукция, дедукция, анализ, сравнение.
6
Исходя из поставленных задач, мы предлагаем следующую структуру исследования: первая глава бакалаврской работы посвящена определению понятий «большие данные» (big data), «открытые данные», «журналистика данных», «мультимедийный проект». Также в первой главе мы даём авторское определение журналистики данных и описываем этапы работы над проектом журналистики данных. Во второй главе исследователь описывает собственный опыт создания экологического проекта в области журналистики данных, подвергает анализу трудности, с которыми столкнулся при работе с данными, сопоставляя теоретический план работы с данными и то, что получилось на практике. В заключении подведены общие итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Журналистика данных - это новое направление, которое активно развивается пока только за рубежом. Так, проекты на основе больших данных можно встретить в Guardian и New York Times. В российской практике журналистика данных также встречается, но реже и чаще на уровне федеральных СМИ. В то время как для региональной журналистики работа с большими данными - пока редкость.
Цель проекта состояла в том, чтобы создать авторский мультимедийный проект на основе больших данных. В итоге мы разработали проект о состоянии воздуха в Красноярске «Задержите дыхание». Проделанная работа соответствует определенным нами вначале задачам и цели.
В теоретической части работы мы дали определения понятиям «большие данные», «открытые данные» и «журналистика данных», а также описали этапы работы над проектом журналистики данных.
44
Мы выяснили, что журналистика данных - это работа с большими базами данных, при которой от журналиста требуются навыки в том числе программиста, социолога и дизайнера. Работа над проектом с использованием больших данных выключает в себя несколько основных этапов: подготовка, сбор информации, обработка собранных данных, этап визуализации и публикации.
Также мы выяснили, что проект журналистики данных схож с обычным лонгридом, так как он тоже создается в режиме онлайн, включает в себя мультимедийные и интерактивные элементы.
Проект «Задержите дыхание», созданный в рамках исследования, - это лонгрид на площадке Tilda, рассказывающий с использованием больших данных о том, почему в Красноярске ухудшается состояние воздуха, как с этим борются в городе правительство и активисты и какое есть решение у этой проблемы.
Во время работы над проектом мы использовали открытые данные правительства Красноярского края, министерства экологии Красноярского края, администрации Красноярска, Среднесибирского УГМС,
Красноярскстата. Также мы запросили данные проекта «Красноярск.Небо» и обратились к экспертам с вопросами о состоянии красноярского воздуха. На основе этих данных мы создали свои базы данных и визуализировали их.
На этапе визуализации мы создали два интерактивных линейных графика, одну интерактивную круговую диаграмму, один интерактивный столбчатый график, одну интерактивную карту, два видеоролика, две фотогалереи и одну аудиозапись.
По нашему мнению, наиболее удачным проект получился с точки зрения журналистики: мы удачно выбрали героев и рассказали о красноярском воздухе с разных точек зрения. При этом в полной мере назвать проект «Задержите дыхание» журналистикой данных нельзя, поскольку с большими данными мы работали впервые и не смогли в полной мере рассчитать силы, поэтому визуализировать данные с проекта «Красноярска.Небо» в том виде, как хотелось бы, не вышло.
Создав проект с использованием больших данных, мы доказали, что региональные журналисты так же, как федеральные и зарубежные специалисты, способны создавать масштабные лонгриды на основе баз данных. Подобные проекты позволяют глубже погрузиться в социально важные вопросы и исследовать проблемы, важные для жителей.



1 Бегтин, И. В. Готовы ли мы к журналистике данных? [Электронный ресурс] / И. В. Бегтин // Полит.ру. - 2013. - Режим доступа: http://polit.ru/article/2013/04/29/data_journalism.
2 Бегтин, И. В. В России нет системного подхода к журналистике данных [Электронный ресурс] / И. В. Бегтин // РИА Новости. - 2013. - Режим доступа: https://ria.ru/interview/20131107/975231213.html.
3 Булаева, М. Н. Мультимедийный лонгрид как новый
журналистский формат [Электронный ресурс] / М. Н. Булаева //
Журналистский ежегодник. - 2015. - №4. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynyy-longrid-kak-novyy-zhurnalistskiy- format.
4 Голомбински, К., Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веб и мультимедиа / К. Голомбински, Р. Хаген. - Спб: Питер, 2013. - 130 с.
5 Доброва, И. Инфографика: шаг вперед, два назад? [Электронный
ресурс] / И. Доброва // InfoGrapher. - 2016. - Режим доступа:
http://infographer.ru/infografika- shag-vpered-dva-nazad/.
6 Доброва, И. Три уровня визуализации: данных, информации, знания [Электронный ресурс] / И. Доброва // InfoGrapher. - 2015. - Режим доступа: http://infographer.ru/3dimentions/ .
7 Константарас, Э. Думай, как дата-журналист [Электронный ресурс] / Э. Константарас // - 2013. - Режим доступа: http://www.odecanet.org/data-journalism-manual.
8 Жолудь, Р. В. Журналистика данных: предпосылки возникновения, функции, возможности [Электронный ресурс] / Р. В. Жолудь // Вестник воронежского государственного университета. - № 4. - 2013. - С.23-27. - Режим доступа: littps://elibrary.ru/item.asp?id=22871877.
9 Клеменков, П. А., Большие данные: современные подходы к хранению и обработке [Электронный ресурс] / П. А. Клеменков, С. Д. Кузнецов // Труды ИСП РАН. - 2012. - №.2 - С.143-155. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshie-dannye-sovremennye-podhody-k-hraneniyu- i-obrabotke.
10 Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста / Г. В. Лазутина // М.: МедиМир, 2008. - 240 с.
11 Левченко, В. Ю., Big Data, Open Data, Linked Data, метаданные в PR: актуальные модели трансформации теории и практики [Электронный ресурс] / В. Ю. Левченко, М. Г. Шилина // Медиаскоп. - 2003-2013. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1486#14.
12 Лукина, М. М. Интернет - СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / М. М. Лукина . - М.: Аспект Пресс, 2010. - 348 с.
13 Лукина, М. М., СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева // Сер. «Интернет-журналистика». - Вып. 1. М., 2005. - 55 с.
14 Машкова, С. Г. Интернет-журналистика: учебное пособие /
С. Г. Машкова // - Тамбов, 2006. - 79 с.
15 Майер-Шенбергер, В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / В. Майер-Шенбергер, К. Кукьер. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 240 с.
16 Моррисон, А. Поиск эффективных инструментов работы с большими данными / А. Моррисон // Технологический прогноз. - 2010. - № 3. - С. 41-50.
17 Найдич, А. Big Data: проблема, технология, рынок [Электронный ресурс] / А. Найдич // Компьютер Пресс. - 1999-2014. - С. 25 - Режим доступа: http://compress.ru/article.aspx?id=22725.
18 Нефедьева, К. В. Инфографика - визуализация данных в
аналитической деятельности [Электронный ресурс] / К. В. Нефедьева //
Труды СПБГИК. - 2013. - С. 89-93. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-vizualizatsiya-dannyh-v-analiticheskoy- deyatelnosti.
19 Панюкова, С. А. Роль открытых данных в развитии журналистики
данных [Электронный ресурс] / С. А. Панюкова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2015. - №1 (15). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-otkrytyh-dannyh-v-razvitii-zhurnalistiki-dannyh.
20 Пособие по журналистике данных [Электронный ресурс] // Под ред.
Д. Грей. М.: РИА Новости, 2013. - 240 с. - Режим доступа:
https://ria.ru/files/book/_site/.
21 Романенко, Е. В. Место Big Data в современной социально-экономической жизни общества [Электронный ресурс] / Е. В. Романенко // Инновационная наука. - 2016. - № 4-3 (16). - С.143-144. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mesto-big-data-v-sovremennoy-sotsialno- ekonomicheskoy-zhizni-obschestva.
22 Симакова, С. И. Журналистика данных как современное направление журналистики / С. И. Симакова // Научный журнал «Знак»: проблемное поле медиаобразования. - 2013. - №1 (11). - С. 52-56.
23 Симакова, С. И. Журналистика данных как современное
направление журналистики [Электронный ресурс] / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2013. - №1 (11). - С. 34-45. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-dannyh-kak-sovremennoe-
napravlenie-zhurnalistiki
24 Симакова, С. И. Инфографика как средство визуализации
экономической информации в СМИ [Электронный ресурс] / С. И. Симакова // Вестник ЧелГУ. - 2014. - №23 (352). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-kak-sredstvo-vizualizatsii- ekonomicheskoy-informatsii-v-smi.
25 Шилина, М. Г., Big Data, Open Data, Linked Data, метаданные в PR: актуальные модели трансформации теории и практики [Электронный ресурс] / М. Г. Шилина, В. Ю. Левченко // Журнал Факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова «Медиаскоп». - 2014. - №1. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1486.
26 Шилина, М. Г. Data Journalism - дата-журналистика, журналистика метаданных - в структуре медиакоммуникации: к вопросу формирования теоретических исследовательских подходов [Электронный ресурс] / М. Г.Шилина // Журнал Факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова «Медиаскоп». - 2013. - №1. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1263.
27 Шилина, М. Г. Медиавизуалистика в парадигме big data и virtual reality / М. Г.Шилина // Медиаальманах. - 2017. - № 1. - С. 12-24.
28 Шилина, М. Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций [Электронный ресурс] / М. Г.Шилина // Медиаскоп. - 2009. - № 3. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/404.
29 Шилина, М. Г. Медиа XXI века как объект исследования
(Несколько тезисов об инновационных подходах к изучению массовых коммуникаций) [Электронный ресурс] / М. Г. Шилина // Медиаальманах. - 2009. - №. 5. - С. 6-12. - Режим доступа:
http://www.mediaalmanah.ru/files/59/2013_6_7_shilina.pdf.
30 Шерстюкова, М. Н. Дата-журналистика как новое направление в системе средств массовой коммуникации [Электронный ресурс] / М. Н. Шерстюкова // Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». - 2012. - №1. - Режим доступа: http://mic.org.ru/1-nomer-2012/65-1-shestukova-2
31 Goranson, C. Data Visualization For Big Data [Электронный ресурс] / C. Goranson // 2014, pp.7-14.
32 The Guardian Datablog [Электронный ресурс] // - 2009. - Режим доступа: http://www.theguardian.com/news/datablog.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ