ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ДАННЫХ В АВТОРСКОМ МУЛЬТИМЕДИЙНОМ ПРОЕКТЕ
|
Введение 3
1 Журналистика данных как феномен 7
1.1 Понятия big и open data 7
1.2 Феномен журналистики данных 13
1.3 Методика работы с большими данными 18
1.3.2 Сбор данных 18
1.3.3 Обработка собранной информации 22
1.3.4 Визуализация 23
1.3.5 Публикация 27
2 Применение опыта журналистики данных в мультимедийном проекте
«Задержите дыхание» 28
2.1 Подготовительный этап работы над проектом 28
2.2 Сбор данных 29
2.3 Этап визуализации 33
2.4 Этап публикации 37
2.5 Анализ работы над проектом «Задержите дыхание» 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
1 Журналистика данных как феномен 7
1.1 Понятия big и open data 7
1.2 Феномен журналистики данных 13
1.3 Методика работы с большими данными 18
1.3.2 Сбор данных 18
1.3.3 Обработка собранной информации 22
1.3.4 Визуализация 23
1.3.5 Публикация 27
2 Применение опыта журналистики данных в мультимедийном проекте
«Задержите дыхание» 28
2.1 Подготовительный этап работы над проектом 28
2.2 Сбор данных 29
2.3 Этап визуализации 33
2.4 Этап публикации 37
2.5 Анализ работы над проектом «Задержите дыхание» 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
В настоящее время под влиянием стремительного развития технологий возможности собирать, обрабатывать, хранить и распространять информацию становятся всё шире. Благодаря этому возникает тенденция к открытости данных: правительство и организации разного рода стремятся сделать свою деятельность прозрачной. Они публикуют в интернет-пространстве большое количество данных в машиночитаемом виде.
Для определения таких скоплений больших массивов данных в интернете появились термины «большие данные» и «открытые данные» («big data» и «open data» соответственно). Эти явления предоставляют простор для статистических и количественных измерений, которые позволяют увидеть определенную картину состояния общества, обнаружить те или иные проблемы в различных сферах жизни. В связи с тем, что зачастую массив данных столь огромен, что расшифровать его становится непосильной задачей для неподготовленного пользователя, в журналистике возникает новое направление - журналистика данных. Обработка и, главное, анализ таких массивов данных и их представление в удобном для читательского восприятия виде - важная и актуальная задача для современного журналиста.
Работая в этой области, журналист выступает в качестве дешифратора большого скопления информации, которую он должен преподнести аудитории в доступном и интересном виде - чаще всего в виде мультимедийного проекта, в который для наглядности включаются графики, карты, диаграммы.
Более того, журналистика данных находится на пересечении таких сфер как журналистика и программирование. С одной стороны, работа с данными, в первую очередь, включает в себя журналистскую составляющую: сбор информации, поиск источников, интерпретацию данных в читаемом виде. С другой - журналисту необходимо обладать навыками дизайнера и программиста, поскольку от него требуются умения извлечь цифровые данные в различных форматах, уметь их обработать и представить в виде, интересном для читателя.
Зачастую исследователи называют журналистику данных рассказом историй с помощью цифр, а также поиском, анализом и визуализацией информации цифровых источников данных с целью создания уникального контента. Журналистика данных предполагает совмещение журналистом роли переводчика с «языка цифр» на язык, понятный всем и, одновременно, роли аналитика, представляющего глубокие выводы, сделанные на основе анализа данных.
Актуальность данной бакалаврской работы связана с постепенным распространением исследуемого явления в зарубежных и российских СМИ. Стоит отметить, что наибольшее развитие журналистика данных получила в Европе и США. Самыми успешными в этом направлении являются такие американские газеты, как The New York Times, Chicago Tribune, Los Angeles Times и другие. В России же журналистика данных еще не получила достаточно широкого распространения, однако мы уже можем встретить единичные примеры работы с большими данными как в самых крупных российских изданиях, так и в отдельных проектах активистов.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на обилие открытых региональных источников данных, в региональной практике практически отсутствует журналистика данных как направление. Наша дипломная работа имеет практическую направленность и, исходя из проблемы, мы создали проект на экологическую тему, который, базируясь на открытых правительственных данных и открытых данных экологов, отвечает на несколько вопросов о красноярской экологии: где основные источники загрязнения воздуха, какие объемы выбросов происходят ежегодно, какова динамика ухудшения экологии и какие пути решения экологической проблемы в городе существуют. Объектом исследования дипломной работы является специфика такого направления как журналистика данных в условиях работы с большими данными.
Предмет исследования - применение журналистики данных в региональной повестке на экологическую тему.
Цель работы - создать мультимедийный проект на экологическую тему, используя большие открытые данные. Исходя из цели, мы ставим следующие задачи:
1 Дать определение понятиям «открытые данные» и «большие данные», и выделить, в чем состоят их различия;
2 Выделить и описать этапы работы журналиста с открытыми данными;
3 Разработать концепцию собственного проекта;
4 Собрать и обработать открытые данные, найти другую необходимую информацию для проекта;
5 Создать собственный проект журналистики данных на
экологическую тему;
6 Опубликовать проект в СМИ
В работе мы будем обращаться к таким теоретико-практическим источникам, как переведенное «РИА Новостями» «Пособие по журналистике данных», посвященное этапам работы с данными; прикладным советам по работе с большими и открытыми данными «The Guardian Datablog», статьям российского эксперта по открытым данным Ивана Бегтина. Также мы будем опираться на теоретические труды следующих исследователей: М. Г. Шилиной [Шилина, 2009, 2011, 2013], С. И. Симаковой [Симакова,2013, 2014], [Майер- Шенбергер, Кукьер, 2014], П. А. Клеменкова, С. Д. Кузнецова [Клеменков, Кузнецов,2012], М. Н. Шерстюковой [Шерстюкова, 2012], В. Ю. Левченко [Шилина, Левченко, 2014], А. Моррисона [Моррисон, 2010], С. А. Панюковой [Панюкова, 2015], С. Горансона [Goranson, 2014].
Методы исследования: индукция, дедукция, анализ, сравнение.
6
Исходя из поставленных задач, мы предлагаем следующую структуру исследования: первая глава бакалаврской работы посвящена определению понятий «большие данные» (big data), «открытые данные», «журналистика данных», «мультимедийный проект». Также в первой главе мы даём авторское определение журналистики данных и описываем этапы работы над проектом журналистики данных. Во второй главе исследователь описывает собственный опыт создания экологического проекта в области журналистики данных, подвергает анализу трудности, с которыми столкнулся при работе с данными, сопоставляя теоретический план работы с данными и то, что получилось на практике. В заключении подведены общие итоги исследования.
Для определения таких скоплений больших массивов данных в интернете появились термины «большие данные» и «открытые данные» («big data» и «open data» соответственно). Эти явления предоставляют простор для статистических и количественных измерений, которые позволяют увидеть определенную картину состояния общества, обнаружить те или иные проблемы в различных сферах жизни. В связи с тем, что зачастую массив данных столь огромен, что расшифровать его становится непосильной задачей для неподготовленного пользователя, в журналистике возникает новое направление - журналистика данных. Обработка и, главное, анализ таких массивов данных и их представление в удобном для читательского восприятия виде - важная и актуальная задача для современного журналиста.
Работая в этой области, журналист выступает в качестве дешифратора большого скопления информации, которую он должен преподнести аудитории в доступном и интересном виде - чаще всего в виде мультимедийного проекта, в который для наглядности включаются графики, карты, диаграммы.
Более того, журналистика данных находится на пересечении таких сфер как журналистика и программирование. С одной стороны, работа с данными, в первую очередь, включает в себя журналистскую составляющую: сбор информации, поиск источников, интерпретацию данных в читаемом виде. С другой - журналисту необходимо обладать навыками дизайнера и программиста, поскольку от него требуются умения извлечь цифровые данные в различных форматах, уметь их обработать и представить в виде, интересном для читателя.
Зачастую исследователи называют журналистику данных рассказом историй с помощью цифр, а также поиском, анализом и визуализацией информации цифровых источников данных с целью создания уникального контента. Журналистика данных предполагает совмещение журналистом роли переводчика с «языка цифр» на язык, понятный всем и, одновременно, роли аналитика, представляющего глубокие выводы, сделанные на основе анализа данных.
Актуальность данной бакалаврской работы связана с постепенным распространением исследуемого явления в зарубежных и российских СМИ. Стоит отметить, что наибольшее развитие журналистика данных получила в Европе и США. Самыми успешными в этом направлении являются такие американские газеты, как The New York Times, Chicago Tribune, Los Angeles Times и другие. В России же журналистика данных еще не получила достаточно широкого распространения, однако мы уже можем встретить единичные примеры работы с большими данными как в самых крупных российских изданиях, так и в отдельных проектах активистов.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на обилие открытых региональных источников данных, в региональной практике практически отсутствует журналистика данных как направление. Наша дипломная работа имеет практическую направленность и, исходя из проблемы, мы создали проект на экологическую тему, который, базируясь на открытых правительственных данных и открытых данных экологов, отвечает на несколько вопросов о красноярской экологии: где основные источники загрязнения воздуха, какие объемы выбросов происходят ежегодно, какова динамика ухудшения экологии и какие пути решения экологической проблемы в городе существуют. Объектом исследования дипломной работы является специфика такого направления как журналистика данных в условиях работы с большими данными.
Предмет исследования - применение журналистики данных в региональной повестке на экологическую тему.
Цель работы - создать мультимедийный проект на экологическую тему, используя большие открытые данные. Исходя из цели, мы ставим следующие задачи:
1 Дать определение понятиям «открытые данные» и «большие данные», и выделить, в чем состоят их различия;
2 Выделить и описать этапы работы журналиста с открытыми данными;
3 Разработать концепцию собственного проекта;
4 Собрать и обработать открытые данные, найти другую необходимую информацию для проекта;
5 Создать собственный проект журналистики данных на
экологическую тему;
6 Опубликовать проект в СМИ
В работе мы будем обращаться к таким теоретико-практическим источникам, как переведенное «РИА Новостями» «Пособие по журналистике данных», посвященное этапам работы с данными; прикладным советам по работе с большими и открытыми данными «The Guardian Datablog», статьям российского эксперта по открытым данным Ивана Бегтина. Также мы будем опираться на теоретические труды следующих исследователей: М. Г. Шилиной [Шилина, 2009, 2011, 2013], С. И. Симаковой [Симакова,2013, 2014], [Майер- Шенбергер, Кукьер, 2014], П. А. Клеменкова, С. Д. Кузнецова [Клеменков, Кузнецов,2012], М. Н. Шерстюковой [Шерстюкова, 2012], В. Ю. Левченко [Шилина, Левченко, 2014], А. Моррисона [Моррисон, 2010], С. А. Панюковой [Панюкова, 2015], С. Горансона [Goranson, 2014].
Методы исследования: индукция, дедукция, анализ, сравнение.
6
Исходя из поставленных задач, мы предлагаем следующую структуру исследования: первая глава бакалаврской работы посвящена определению понятий «большие данные» (big data), «открытые данные», «журналистика данных», «мультимедийный проект». Также в первой главе мы даём авторское определение журналистики данных и описываем этапы работы над проектом журналистики данных. Во второй главе исследователь описывает собственный опыт создания экологического проекта в области журналистики данных, подвергает анализу трудности, с которыми столкнулся при работе с данными, сопоставляя теоретический план работы с данными и то, что получилось на практике. В заключении подведены общие итоги исследования.
Журналистика данных - это новое направление, которое активно развивается пока только за рубежом. Так, проекты на основе больших данных можно встретить в Guardian и New York Times. В российской практике журналистика данных также встречается, но реже и чаще на уровне федеральных СМИ. В то время как для региональной журналистики работа с большими данными - пока редкость.
Цель проекта состояла в том, чтобы создать авторский мультимедийный проект на основе больших данных. В итоге мы разработали проект о состоянии воздуха в Красноярске «Задержите дыхание». Проделанная работа соответствует определенным нами вначале задачам и цели.
В теоретической части работы мы дали определения понятиям «большие данные», «открытые данные» и «журналистика данных», а также описали этапы работы над проектом журналистики данных.
44
Мы выяснили, что журналистика данных - это работа с большими базами данных, при которой от журналиста требуются навыки в том числе программиста, социолога и дизайнера. Работа над проектом с использованием больших данных выключает в себя несколько основных этапов: подготовка, сбор информации, обработка собранных данных, этап визуализации и публикации.
Также мы выяснили, что проект журналистики данных схож с обычным лонгридом, так как он тоже создается в режиме онлайн, включает в себя мультимедийные и интерактивные элементы.
Проект «Задержите дыхание», созданный в рамках исследования, - это лонгрид на площадке Tilda, рассказывающий с использованием больших данных о том, почему в Красноярске ухудшается состояние воздуха, как с этим борются в городе правительство и активисты и какое есть решение у этой проблемы.
Во время работы над проектом мы использовали открытые данные правительства Красноярского края, министерства экологии Красноярского края, администрации Красноярска, Среднесибирского УГМС,
Красноярскстата. Также мы запросили данные проекта «Красноярск.Небо» и обратились к экспертам с вопросами о состоянии красноярского воздуха. На основе этих данных мы создали свои базы данных и визуализировали их.
На этапе визуализации мы создали два интерактивных линейных графика, одну интерактивную круговую диаграмму, один интерактивный столбчатый график, одну интерактивную карту, два видеоролика, две фотогалереи и одну аудиозапись.
По нашему мнению, наиболее удачным проект получился с точки зрения журналистики: мы удачно выбрали героев и рассказали о красноярском воздухе с разных точек зрения. При этом в полной мере назвать проект «Задержите дыхание» журналистикой данных нельзя, поскольку с большими данными мы работали впервые и не смогли в полной мере рассчитать силы, поэтому визуализировать данные с проекта «Красноярска.Небо» в том виде, как хотелось бы, не вышло.
Создав проект с использованием больших данных, мы доказали, что региональные журналисты так же, как федеральные и зарубежные специалисты, способны создавать масштабные лонгриды на основе баз данных. Подобные проекты позволяют глубже погрузиться в социально важные вопросы и исследовать проблемы, важные для жителей.
Цель проекта состояла в том, чтобы создать авторский мультимедийный проект на основе больших данных. В итоге мы разработали проект о состоянии воздуха в Красноярске «Задержите дыхание». Проделанная работа соответствует определенным нами вначале задачам и цели.
В теоретической части работы мы дали определения понятиям «большие данные», «открытые данные» и «журналистика данных», а также описали этапы работы над проектом журналистики данных.
44
Мы выяснили, что журналистика данных - это работа с большими базами данных, при которой от журналиста требуются навыки в том числе программиста, социолога и дизайнера. Работа над проектом с использованием больших данных выключает в себя несколько основных этапов: подготовка, сбор информации, обработка собранных данных, этап визуализации и публикации.
Также мы выяснили, что проект журналистики данных схож с обычным лонгридом, так как он тоже создается в режиме онлайн, включает в себя мультимедийные и интерактивные элементы.
Проект «Задержите дыхание», созданный в рамках исследования, - это лонгрид на площадке Tilda, рассказывающий с использованием больших данных о том, почему в Красноярске ухудшается состояние воздуха, как с этим борются в городе правительство и активисты и какое есть решение у этой проблемы.
Во время работы над проектом мы использовали открытые данные правительства Красноярского края, министерства экологии Красноярского края, администрации Красноярска, Среднесибирского УГМС,
Красноярскстата. Также мы запросили данные проекта «Красноярск.Небо» и обратились к экспертам с вопросами о состоянии красноярского воздуха. На основе этих данных мы создали свои базы данных и визуализировали их.
На этапе визуализации мы создали два интерактивных линейных графика, одну интерактивную круговую диаграмму, один интерактивный столбчатый график, одну интерактивную карту, два видеоролика, две фотогалереи и одну аудиозапись.
По нашему мнению, наиболее удачным проект получился с точки зрения журналистики: мы удачно выбрали героев и рассказали о красноярском воздухе с разных точек зрения. При этом в полной мере назвать проект «Задержите дыхание» журналистикой данных нельзя, поскольку с большими данными мы работали впервые и не смогли в полной мере рассчитать силы, поэтому визуализировать данные с проекта «Красноярска.Небо» в том виде, как хотелось бы, не вышло.
Создав проект с использованием больших данных, мы доказали, что региональные журналисты так же, как федеральные и зарубежные специалисты, способны создавать масштабные лонгриды на основе баз данных. Подобные проекты позволяют глубже погрузиться в социально важные вопросы и исследовать проблемы, важные для жителей.



