Введение 3
1 Теоретические основы стратегического анализа в системе управления компании 5
1.1 Сущность стратегического анализа 5
1.2 Методы стратегического анализа 10
2 Исследование стратегического потенциала филиала ПАО «МРСК Сибири» -
«Красноярскэнерго» 16
2.1 Характеристика внешней и внутренней среды филиала ПАО «МРСК Сибири» -
«Красноярскэнерго» 16
2.2Анализ финансово-хозяйственной деятельности филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» 22
2.3 Целевые стратегические мероприятия филиала ПАО «МРСК Сибири» -
«Красноярскэнерго» 33
3 Предложения по стратегическому развитию филиала ПАО «МРСК Сибири» -
«Красноярскэнерго» 39
3.1 Методика оценки исполнения целевых стратегических мероприятий филиала ПАО
«МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» 39
3.2 Разработка мероприятий по стратегическому развитию филиала ПАО «МРСК Сибири»
- «Красноярскэнерго» 46
Заключение 54
Список сокращений 56
Список использованных источников 57
Актуальность темы исследования. В современной экономической среде существование компаний возможно только при наличии разработанной эффективной стратегии развития компании. Стратегия определяет основные приоритетные направления развития компании, а также позволяет учитывать основные возможности и угрозы, связанные внешними факторами и внутрифирменными процессами управления. Стратегия также способствует формированию реального конкурентного преимущества, способного сохранятся в течение длительного времени.
В настоящее время не существует единой стратегии развития, подходящей для всех компаний. Каждая компания даже в пределах одной отраслиявляется уникальной, поэтому необходимо индивидуально подходить к определению ее стратегии, которая зависит от потенциала компании, а также от множества внешних факторов [1].
В этой связи актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки мероприятий для эффективного стратегического развития компании в условиях сложившейся экономической обстановки.
Процесс разработки эффективной стратегии развития компании является трудоемким процессом, т.к. должен включать в себя множество взаимосвязанных факторов и обстоятельств, от которых зависит деятельность компании и ее потенциал [2].
Целью исследования является анализ стратегического потенциала энергетической компании филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» и разработка мероприятий для стратегического развития данной компании.
Исходя из цели исследования были сформированы следующие задачи:
1) исследовать внутреннюю и внешнюю среду филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»;
2) проанализировать финансово-хозяйственную деятельность филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»;
3) рассмотреть существующие стратегические мероприятия, применяемые в настоящее время в филиале ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»;
4) рассмотреть методику определения исполнения стратегических мероприятий филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»;
5) разработка мероприятий стратегического развития филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго».
Объектом исследования являются стратегические мероприятия, применяемые в ходе деятельности филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго».
Предметом исследования являетсявлияние стратегических мероприятий на достижение целевых стратегических показателей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго».
Методы исследования. Научные результаты исследования базируются на теоретических основах стратегического анализа и стратегического планирования деятельности компаний.
Научная новизна исследования заключается в разработке критериев для сравнительной характеристики методов стратегического анализа.
Практическая ценность исследования. Проведенные исследования и разработанные мероприятия имеют практическую ценность с точки зрения стратегического развития филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго».
Апробация исследования. Основные положения работы докладывались и обсуждались на Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проспект Свободный-2016».
По результатам исследования подготовлена статья «Стратегии развития энергетической компании» для электронного сборника материалов Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проспект Свободный-2016», который в данный момент находится в печати.
В заключении сформулируем основные выводы, полученные в результате диссертационного исследования.
В результате диссертационного исследования проанализированы позиции различных российских и зарубежных авторов по трактовке стратегического анализа в области стратегического планирования и сделаны следующие выводы:
1) стратегический анализ позволяет создать основу стратегического управления компанией, исходя из миссии, целей и задач компании;
2) стратегический анализ является основополагающим этапом стратегического управления;
3) проведение постоянного стратегического анализа позволит компании корректировать существующую стратегию, усовершенствовать ее конкурентоспособность и обеспечит постоянное ее развитие;
4) осуществление стратегического анализу для руководства компании позволяет укрепить стратегическое мышление и, в последствии, создает основу для усовершенствования концепций стратегического управления.
Выполнена сравнительная характеристика методов стратегического анализа, по результатам которого выявлено, что для данного диссертационного исследования стратегического анализа филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» наиболее подходящим является SWOT-анализ.
Для разработки мероприятий, направленных на стратегическое развитие филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго», решены следующие задачи:
1) Исследована внешняя и внутренняя среда филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» методом SWOT-анализа, в результате которого выявлено, что сильными сторонами филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» то, что компания занимает большую долю рынка услуг по передаче электрической энергии, является крупной и стабильной функционирующей компанией за долгие годы. Высокий спектр возможностей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» для дальнейшего развития отрасли.
Главными слабыми сторонами филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» можно назвать высокий уровень износа электротехнического оборудования, высокий уровень потерь электрической энергии, а также появление большого числа территориально сетевых компаний, занимающихся тем же видом деятельности - услугами по передаче электрической энергии;
2) Проведен анализ финансово-экономической деятельности филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» по основным позициям, в результате которого можно сделать вывод о том, что в компании произошло ухудшение финансового результата за 2015 год относительно утвержденного бизнес-плана;
3) Рассмотрены существующие стратегические мероприятия филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»за 2015 год, по результатам которого можно сделать вывод о том, что компания реализует все необходимые направления деятельности согласно миссии и главным задачам компании;
4) Проанализирована методика определения исполнения целевых стратегических мероприятий филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» на 2016-2018 г.г., а также внедрены новые показатели надежности электроснабжения потребителейSAIDI и SAIFI для оценки уровня качества услуг, оказываемых конечным потребителям;
5) Разработаны мероприятия, а также этапы их осуществления, для стратегического развития филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго», основывающиеся на SWOT- анализе и позволяющие усовершенствовать следующие направления деятельности по:
- повышению надежности и качества предоставляемых услуг по передаче электрической энергии потребителям;
- оперативной ликвидации аварийных ситуаций, возникающих при работе электроустановок и линий электропередач;
- улучшению финансового состояния компании;
- расширению зоны обслуживания на территории Красноярского края;
- совершенствованию работы с потребителями;
- подготовке высококвалифицированных кадров на начальном этапе трудоустройства в компанию.
1. Джексон, Л. Т. ХосинКанри: как заставить стратегию работать / Пер. с англ. - Москва : Институт комплексных стратегических исследований, 2011. - 248 с.
2. Хасси, Д. Стратегия и планирование / Пер. с англ. Под ред. Л. А. Трофимовой. - СПб : Питер, 2011. - 384 с.
3. Лучшие инструменты стратегического анализа [Электронный ресурс] : Стратегический анализ предприятия: современные методы и модели, виды и инструменты - Москва, 2013. - Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz.
4. Стратегическое планирование. Понятие и этапы стратегического планирования [Электронный ресурс] : Стратегическое управление и планирование - Москва, 2014. - Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/theory/strplan.htm.
5. Шамгунов, Р. Н. Миссия и видение компании [Электронный ресурс] / Р. Н.
Шамгунов // Энциклопедия маркетинга. - 2011. - Режим доступа:
http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/mission.htm.
6. Понятие и этапы стратегического планирования [Электронный ресурс] :
Стратегическое управление - Москва, 2014. - Режим доступа:
http://www.ereport.ru/articles/strplan/strplan.htm.
7. Корчагин, А. П. Стратегическое планирование : учеб. пособие / А. П. Корчагин, В. В. Соловьев. - Москва.: МИИТ, 2011. - 176 с.
8. Поделинская, И. А. Стратегическое планирование : учеб пособие / И. А. Поделинская, М. В. Бянкин. - Улан-Удэ : ВСГТУ, 2011. - 55 с.
9. Артюнова, Д. В. Стратегический менеджмент : учеб пособие / Д. В. Артюнова. - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2011. - 122 с.
10. Менеджмент организации : учеб пособие / В. Е. Ланкин [и др.]- Таганрог : ТРТУ,
2011. - 304 с.
11. SWOT анализ. Основные положения SWOT анализа предприятия [Электронный ресурс] : Стратегическое управление и планирование - Москва, 2014. - Режим доступа http://www.stplan.ru/articles/theory/swot.htm.
12. Оценка и анализ внешней среды [Электронный ресурс] : Изучаем менеджмент - Москва, 2011. - Режим доступа: http://www.learnmanage.ru/lmans-485-1.html.
13. Маркетинговый анализ предприятия [Электронный ресурс] : Маркетинговый анализ - Москва, 2012. - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/Marketologu/marketingovyy- analiz-predpriyatiya.php.
14. Предмет, содержание и принципы экономического анализа [Электронный ресурс] :
Экономический анализ - Москва, 2013. - Режим доступа:
http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/ekonomicheskiy-analiz.html.
15. Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : распоряжение от 03.04.2013 № 511-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
16. Эдельман, В. И. Методические основы расчета уровней надежности и качества услуг сетевых организаций / В. И. Эдельман // Энергорынок. - 2015. - № 6.
17. Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориально сетевым организациям [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (ред. от 04.09.2015) "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18. Балабанова, Т. В. Обоснование управленческого анализа в учетно-аналитическую систему прибылеобразующих факторов предприятия / Т. В. Балабанова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - С. 84-89: табл., схем. - (Управление предприятием). - Библиогр: с. 89.
19. Медков А. Д. Формирование механизма стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне / А. Д. Медков // Российское предпринимательство. — 2014. — № 13 (259). — c. 145-154.
20. Слуцкин, М. Л. Управленческий анализ на российских предприятиях: становление и перспективы [Текст] / М. Л. Слуцкин, Д. В. Блохин // Аудитор. - 2014. - № 7. - С. 39-49. - (Анализ и диагностика). - Библиогр: с. 49.
21. Линкевич В. А. Эффективность управления организационно-производственным потенциалом компании: стратегический аспект, концепция и оценка / В. А. Линкевич, С. Дж. Гульманов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 5. - с. 58-66.
22. Комельчик С. Информационные ресурсы в обеспечении стратегического анализа деятельности организации / С. Комельчик, С. Лапаев // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 4, Ч. 2. - с. 770-777.
23. Саранцева Е. Г. Анализ безубыточности в принятии стратегических решений на промышленных предприятиях региона / Е. Г. Саранцева // Регионология. - 2012. - № 2. - с. 62-67.
24. Лубков В. А. Объект и этапы стратегического анализа организации / В. А. Лубков // Российское предпринимательство. — 2013. — № 8 (230). — c. 46-51.
25. Трифонова Е. Ю. Модель выбора стратегии промышленных предприятий в условиях кризиса / Е. Ю. Трифонова, Ю. А. Коновалов // Российское предпринимательство. — 2010. — № 4 Вып. 1 (156). — c. 52-57.
26. Шанин И. И. Управление инновационным развитием на промышленном предприятии / И. И. Шанин // Вопросы инновационной экономики. — 2012. — № 4 (14). — c. 30-39.
27. Сулейманова Ю. М. Управление экономической устойчивостью предприятия в процессе его инновационного развития / Ю. М. Сулейманова // Креативная экономика. — 2013. — № 8 (80). — c. 89-95.
28. Маркина Ю. В. Ресурсный потенциал инновационного развития экономики региона / Ю. В. Маркина // Креативная экономика. — 2011. — № 5 (53). — c. 76-81.
29. Сюлина С. П. Стратегический и оперативный анализ как составляющие управленческого анализа производства и продаж промышленной продукции / С. .П. Сюлина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева- 2011. - № 22. - с. 42-48.
30. Илышева Н. Н. Стратегический анализ риск-системы предприятия как новое направление экономического анализа / Н. Н. Илышева // Экономический анализ: теория и практика - 2013. - № 14 (317). - с. 12-19.
31. Витина Ю. А. Отдельные методические подходы к стратегическому анализу для малого и среднего бизнеса / Ю. А. Витина // СМАЛЬТА - 2015. - №3. - с. 87-91.
32. Хисаева А. И. Новые подходы к стратегическому анализу в менеджменте / А. И. Хисаева, И. Ш. Рахманкулов / Современные проблемы науки и образования - 2015. - №1. - с. 621.
33. Гавель О. Ю. Перспективы бизнес-моделирования в стратегическом анализе / О. Ю. Гавель // Инновационное развитие экономики - 2014. - №4. - с. 101-102.
34. Юрлов Ф. Ф. Многокритериальный выбор стратегических решений при портфельном анализе / Ф. Ф. Юрлов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал - 2013. - №7. - с. 40.
35. Шевелева А. В. Комплексный стратегический подход к анализу негативного воздействия на окружающую среду предприятий нефтегазового комплекса / А. В. Шевелева // TerraEconomicus -2013. - Т. 11. № 4-3. - с. 199-203.
36. Эльчуджян А. Л. Современные подходы к стратегическому анализу международных компаний / А. Л. Эльчуджян // Транспортное дело России - 2011. - №9. - с. 26-28.
37. Радченко Ю. В. Направления использования показателей рентабельности в стратегическом анализе / Ю. В. Радченко // Международный журнал экспериментального образования - 2011. - №5. - с. 138-141.
38. Романова С. В. Методология использования инструментария аналитического инжиниринга в стратегическом анализе / С. В. Романова // Глобальный научный потенциал -
2012. - №19. - с. 106-112.
39. Романова С. В. Концептуальный подход к стратегическому анализу предприятий строительной отрасли / С. В. Романова // Наука и бизнес: пути развития - 2013. - № 5 (23). - с. 169-174.
40. Мамонова О. А. Стратегический подход к анализу системы оценки эффективности менеджмента на промышленном предприятии / О. А. Мамонова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета - 2013. - № 2 (35). - с. 249-252.
41. Шигаев А. И. Реализация парадигмы позитивных перемен и контроль допущений в стратегическом анализе / А. И. Шигаев // Экономический анализ: теория и практика - 2011. - № 21. - с. 23-33.
42. Чипуренко Е. В. Оценка налоговых рисков в анализе стратегических решений организации / Е. В. Чипуренко // Международный бухгалтерский учет - 2011. - № 27. - с. 47¬54.
43. Илышева Н. Н. Методологический подход к анализу и формированию риск- системы стратегического управления предприятием / Н. Н. Илышева, Е. В. Каранина / Дайджест-финансы - 2011. - № 8. - с. 33-42.
44. Желтова А. А. Анализ отрасли как важная составляющая стратегического анализа деятельности организации / А. А. Желтова, Е. И. Фомичева / Контентус - 2015. - № 6 (35). - с. 142-149.
45. Старикова Т. В. Применение методологии системного анализа к процессу стратегического бюджетного планирования / Т. В. Старикова, О. И. Богомазова / Фундаментальные исследования - 2015. - № 6-2. - с. 395-400.
46. Баженов О. В. Методика формирования прогнозных данных на основе результатов стратегического анализа (на примере предприятий медной промышленности) / О. В. Баженов // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление - 2015. - Т. 14. № 3. - с. 413-431.
47. Евдокимова Н. А. Место стратегического анализа в системе управления предприятием / Н. А. Евдокимова // Наука и общество - 2015. - № 2 (21) - с. 78-81.
48. Резникова О. С. Методы стратегического анализа управления организации / О. С. Резникова // Научный альманах. - 2015. -№ 7 (9). - с. 168-172.
49. Зимин А. В. Информационно-аналитическая система анализа динамики трендов и выбора стратегических альтернатив развития предприятий и организаций / А. В. Зимин, О. В. Логиновский / Известия высших учебных заведений - 2014. - № 6. - с. 44-55.
50. Ильенкова Н. Д. Стратегический выбор на основе анализа потенциальной конкурентоспособности / Н. Д. Ильенкова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки - 2015. - № 6 (146). - с. 119-125.
51. Тарасов Д. И. Современные инструменты стратегического анализа / Д. И. Тарасов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал - 2014. - № 10 (70). - с. 37.
52. Сорвина О. В. Использование методов стратегического анализа производственных затрат предприятия / О. В. Сорвина // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки - 2015. - № 1-1. - с. 62-69.
53. Фомченкова Л. В. Задачи стратегического анализа в условиях организационно-экономического кризиса / Л. В. Фомченкова // Евразийское Научное Объединение - 2015. - Т. 1. № 2 (2). - с. 159-160.
54. Бердникова Л. Ф. Этапы стратегического анализа ресурсного потенциала организации / Л. Ф. Бердникова // Вестник СамГУПС - 2014. - № 4 (26). - с. 28-32.
55. Михалёнок Н. О. К вопросу об организационных основах стратегического экономического анализа / Н. О. Михалёнок, Л. Ф. Бердникова, А. А. Бердников / Вестник СамГУПС - 2014. - № 4 (26). - с. 33-38.
56. Филобокова Л. Ю. Методологическое и методическое обеспечение стратегического анализа в управлении малым предпринимательством / Л. Ю. Филобокова // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием - 2015. - Т. 6. № 2. - с. 132-153.
57. Радченко Ю. В. Предпосылки и условия реализации процедур стратегического анализа / Ю. В. Радченко, О. А. Бражка / Учет и статистика - 2015. - № 1 (37). - с. 61-66.
58. Григорян Г. Л. К вопросу о возможности применения pest-анализа в стратегическом менеджменте / Г. Л. Григорян // Современные тенденции развития науки и технологий - 2015. - № 1-4. - с. 74-76.
59. Чурлей Э. Г. Методический подход к проведению стратегического анализа для формирования эффективных управленческих решений на основе маркетинговых инструментов / Э. Г. Чурлей // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки - 2013. -№ 13. - с. 32-38.
60. Шаталов А. А. Современные подходы к разработке аналитического инструментария стратегического анализа / А. А. Шаталов // Экономика и управление: проблемы, решения - 2015. - № 8. - с. 114-118.