Введение
1 Маркетинговые концепции в ресторанном бизнесе: адаптация к кризисным
условиям 12
1.1 Ресторанный бизнес- современное состояние и 12 тенденций
1.2 Актуальные инструменты продвижения объектов ресторанного
бизнеса в условиях экономических кризисов 22
2 Тенденции маркетинговых стратегий локальных рынков 35
2.1 Специфика локального рынка как субъекта микроэкономики 35
2.2 Ресторанный бизнес города Красноярска в рекламном
коммуникационном 47
поле
2.3 Разработка маркетинговой стратегии для городского ресторана «Простые 62 радости»
Заключение 80
Список использованных источников 84
Приложения
Актуальность темы исследования
В условиях существующей нестабильности экономики России, продвижение на рынке общепита значительно усложняется. Причиной тому становится множество факторов, к числу которых относятся и санкционные запреты на ввоз некоторых ингредиентов на территорию страны, и общий рост цен на продукты питания.
Статистические данные демонстрируют снижение показателей ресторанного рынка. По данным Федеральной службы государственной статистики, снижение российский ресторанный рынок начал снижение еще в октябре 2014 года. За первый квартал 2015 года оборот ресторанов, кафе и баров в России сократился на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Снижение рынка также связанно с закрытием большого количества заведений, которые не смогли преодолеть возникшие препятствия. Особенно эта тенденция коснулась несетевых и небольших концептуальных заведений, которые ранее открывались в большом количестве.
В сложившейся ситуации владельцам ресторанного бизнеса необходимо более тщательно подходить к выбору маркетинговой стратегии, так как инструменты, которые использовались ранее, уже не дают прежнего эффекта.
Второй проблемой становится и уменьшение рекламных бюджетов, так как владельцы подобных заведений увеличивают затраты на приобретение продуктов, оплаты аренды, закупку необходимых материалов и так далее. В подобной ситуации, зачастую, реклама становится первым пунктом экономии.
Продвижение ресторанного бизнеса на локальном рынке обладает определенной спецификой, так как речь идет о заведении, чья деятельность ограниченна территориальными рамки, в которых существует большое количество конкурентов. Данные конкуренты могут быть разнообразными: представителями крупных сетей; заведения, которые долго существуют на рынке и имеют наработанную базу постоянных посетителей. Бороться с подобными конкурентами новому заведению достаточно сложно, поэтому человеку, занимающемуся продвижением ресторана, необходимо выбрать рамки позиционирования, которое будет отличать его заведение от других. На основании выбранной стратегии позиционирования и будет строиться кампания по продвижению.
Степень изученность проблемы
Под понятием «продвижение» в данной дипломной работе, в первую очередь, понимается разработка маркетинговой стратегии компании.
Теме маркетинга и маркетинговых стратегий посвящены работы таких исследователей как Траут Д., Райс Э., Дойль П., Котлер Ф., Руделиус У., Веселов С. В. Идея построения маркетинговой стратегии на основе отличительной черты компании была предложена Траутом Д. В соавторстве с Райс Э., ими была разработана маркетинговая концепция «позиционирования». Работы Котлера Ф., посвящены систематизации всех накопленных знаний и сведений в области маркетинга.
Работы отечественных исследователей в области маркетинга в большей степени основаны на опыте, полученном зарубежными учеными. Это работы таких исследователей как Баркан Д. И., Герчикова И. Н., Голубков Е. П., Соловьев Б. А., Хруцкий В. Е., Юданов А. Ю.
Ряд работы посвящены вопросам предприятий сферы услуг. Это труды Майорова С. И., Маккавей И. В., Уколова В. Ф. и других.
Продвижение любого заведения связано с разработкой эффективной рекламной кампании. Если говорить о теоретической части рекламного бизнеса, связанной с определением основных понятий и базовыми теориями, то в данном блоке стоит отметить разработки таких исследователей как Аакер Д., Армстронг Г., Сондерс Дж., Бове К. Л., Аренс У. Ф., Бонд Дж., Киршенбаум Р., Бернет Д., Бодийяр Ж., Котлер Ф., Ривз Р., Гермогенова Л. Ю., Хромов Л. Н., Ульяновский А., Перси Л., Россшпер Дж. Р., Роцтолл К., Фрайбургер В., Сендидж И., Майерс Дж., Викентьев И. Л. Каждый из представленных исследователей занимался изучением различных сторон рекламного бизнеса.
Так, работы Аакера Д. посвящены теме брендинга и вопросу создания успешных и узнаваемых брендов.
Аверченко А. Т., Марочкина С. С., Дмитриева Л. М., Азарова Е. В. дают базовые понятия рекламной деятельности. Понамарева А. М., Мудров А. Н. описывают рекламную деятельность, определение рекламы, сферу рекламы и ее участников. Медведева С. А., Левкина Е. В., Татарников Е. А., Приходько А. В., Абрамов Ф. Ф. общие сведения о рекламе, классификация, а также основные функции. Работы Д. Огилви посвящены практическим советам по построению и применению рекламного сообщения.
Вопросам создания эффективного рекламного сообщения посвящены работы таких исследователей как Адамов С., Панкратов Ф. Г., Гермогенова Л. Ю., Картер Г., Мотанцев А. Н.
Процесс продвижения тесно связан с такими понятиями как «коммуникация» и «массовая коммуникация». В данной области можно выделить таких ведущих исследователей как Г. Лассуэл, который разработал классическую модель коммуникации, состоящую из пяти основных элементов коммуникационного процесса. Шеннон К. и У. Уивер разработали шумовую модель, суть которой заключается в дополнении классической «линейной» модели коммуникации дополнительными «шумами» или «помехами», которые могут усложнять коммуникацию. Работы М. Маклюэна посвящены изучению теории коммуникации, в частности, проблеме воздействия электронных средств коммуникации на человека и современное общество.
Теме массовой коммуникации также посвящены работы таких исследователей как: К. Леви-Стросс, Р. Якобсон, Ю. М. Лотман, Р. Барт, Гулевич О. А., Бориснёв С. В., Набокова Л. С., Новикова А. А., Копьев В. В, Конецкая В., Г. Гербнер, Бурдье П. О., Землянова Л. М., МакКуэйл Д., Швидунова А., Харрис Р., Маккуэйл, Дж. Диболд, Терин В. П., Федотова Л. Н., Нечай О. Ф., Фирсов Б. М., Почепко В. В., Почепцов Г. Г., Ершов В. В., Бакулев Г. П., Назаров М. М. и так далее.
Теоретическая база вопроса социологических исследований включает большое количество ученых. К их числу относятся такие исследователи как Фомичева И. Д., Федотова Л. Н., Ядова В. А., Девятко И. Ф., Кравченко А. И.
Создание программы продвижения связано с медиапланированием. Вопрос медиапланирования в своих работы затрагивали такие исследователи как Бэрон Р., Щепилов К. В., Бузин В. Н., Евстафьев В., Ясонов В., Кочеткова А. В., Назайкин А. Н., Балабанов А. В. и так далее.
В ходе рекламной кампании происходит прямое воздействие на сознание потребителя и формирование его мнения относительно рекламируемого заведения. Данной проблеме посвящена работа Дж. Локка, в которой он отмечает, что общественное мнение часто играет воспитательную роль. У. Липпман в своем исследовании отмечает, что на процесс формирования общественного мнения влияют существующие в обществе стереотипы. Также данному вопросу посвящены работы таких ученых как Аникеев В. И., Гавра Д. П., Возьмитель А. А., Грушин Б. А., Уледов А. К. и так далее, Бодрийяр Ж., Ортега-и-Гассет Х., Захаров А. В. и так далее.
Вопросам изучения проблемы формирования потребительского спроса посвящены работы таких исследователей как Т. Р. Мальтус, А. Маршалл, Архипов А. И., Борисов Е. Ф., Булатов А. С., Грязнова А. Г., Добрынин А. И., Иохин В. Я., Лебедев О. Т., Липсиц А. В., Меньшиков С. М., Николаева И. П., Поляков И. В., Райзберг Б. А.
Локальный рынок является объектом микроэкономики. Основателями микроэкономики считаются ученые Ж. Б. Сэй и Т. Мальтус. Основные методы микроэкономических исследований и основные законы микроэкономики были представлены в работах таких ученых как К. Менгер, Э. Бем-Баверк, Ф. Визер, А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, В. Парето. В частности, принцип Парето, указывающий, что 20% прилагаемых усилий дают 80% результата, а оставшиеся 80% усилий добавляют лишь 20% в результат, активно используется в маркетинговом анализе. Из исследователей XX века основными считаются: Е. Слуцкий, Дж. Хикс, П. Самуэльсон, определившие эффект дохода
и эффект замещения; авторы теории несовершенной и монополистической конкуренции Дж. Робинсон, Ч. Чемберлин и исследователи теории игр Дж. Нэш, Дж. Фон Нейман.
Вопросам стратегического и антикризисного управления предприятия посвящены работы таких исследователей как Виханский О. С., Жуков М. А. Мэксон М. Х. Портер М., Швец И. Ю.
Так как в качестве конкретного рынка был выбран рынок ресторанного бизнеса, необходимо учитывать работы, посвященные данной тематике.
Изучением особенностей ресторанного бизнеса занимались: Гидбут А. В.,
Мезенцев А. Г., Чудновский А. Д., Гуляев В. Г., Смирнова М. Н., Шеремент К. С., Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А., Бланк И. А., Волгин В. В., Воронин А. Г., Гидбут А. В., Мезенцев А. Г., Грейсон Д., O'Делл К., Друкер Т. И., Яворская А. О., Зорин И. В., Кабушкин Н. И., Азар В., Бирюков Е. С., Бланк И. А., Бондаренко Н., Ваген Л., Лесник А. П., Мацицкий И. П., Чернышев А. В., Драгныш Е. Ю., Ефремова М. В., Зорин И. В., Кабушкин Н. И., Квартальнов В. А., Котлер Ф., Лесник А. П., Чернышев А. В.
Отдельные элементы представленной работы были изучены большим количеством исследователей, однако необходимо комплексное изучение всех представленных процессов.
Объект исследования
Объектом исследования является субъекты локального рынка ресторанного бизнеса города Красноярска.
Предмет исследования
Предметом исследования является продвижение ресторанного бизнеса на локальном рынке.
Цель исследования
Определить специфику продвижения ресторанного бизнеса на локальном рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- Определить основные тенденции и проблемы маркетинговых концепций в ресторанном бизнесе.
- Провести анализ инструментов продвижения объектов ресторанного бизнеса в условиях спада рынка.
- Исследовать специфику локального ресторанного рынка.
- Провести ситуационный анализ ресторанного рынка города Красноярска — определить основные тенденции и способы продвижения.
- Провести социологическое исследование, направленное на выявление потребительских предпочтений на локальном рынке города Красноярска.
- Разработать маркетинговую стратегию продвижения ресторана «Простые радости» на рынке города Красноярска.
Методологические основы работы
- теория рекламы как базовая составляющая, содержащая основные понятия, теоретические данные, концепции;
- теория социологии рекламной деятельности, которая позволяет определить взаимосвязь между обществом и рекламным продуктом;
- теория микроэкономики, которая позволит определить специфику локального рынка как объекта потенциального места для продвижения компании;
- теория массовой коммуникации, которая определяет процесс донесения рекламного информации до представителей общества;
- теория маркетинга, которая позволяет определить основные понятия и теоретические данные, необходимые для создания маркетинговой концепции компании;
- теория позиционирования, которая позволяет построить маркетинговую стратегию продвижения компании, основанную на отличительной особенности бизнеса;
- труды российских и зарубежных ученных, посвященные вопросам
рекламного дела;
- результаты первичных исследований, посвященных анализу
российского ресторанного рынка;
- результаты первичных исследований, посвященных анализу
ресторанного рынка г. Красноярска.
Для поставленной в данном исследовании цели необходимо применение следующих методов:
- анализ источников информации по теме исследования для создания необходимой теоретической базы;
- метод научного синтеза и обобщения, которые необходим для систематизации всех полученных знаний;
- исследовательская деятельность в качестве практической составляющей работы: предложенный метод необходим для получения актуальных первичных данных по теме исследования, в данной работе применимы количественные и качественные исследования;
- метод моделирования для создания собственной практической разработке на основе всех полученных данных.
Гипотеза работы
При продвижении ресторанного бизнеса на локальном рынке в условиях экономического спада и сокращения бюджета на рекламные коммуникации возможно только в случае наличия у заведения концептуального позиционирования.
Научная новизна
Научная новизна исследования выражается в изучении особенностей использования технологий продвижения на локальном ресторанном рынке.
В ходе работы проведен анализ, который способствует определению инструментов, наиболее подходящих для осуществления продвижения на выбранном рынке.
Научная значимость выражается в синтезировании существующих научных знаний о спецификах продвижения объектов ресторанного бизнеса и сужение области исследования до локального рынка.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования
Практическая значимость данного исследования выражается в разработке конечного продукта — маркетингового плана по продвижению существующего бизнеса — ресторана «Простые радости» в городе Красноярск. Маркетинговый план разрабатывается на основание синтеза всего исследуемого теоретического материала и данных, полученных в ходе проведения социологических исследований, а также данных текущего состояния выбранного рынка.
В качестве отдельной практической части необходимо выделить проводимые исследования, в частности, исследования ресторанного рынка России и города Красноярска. Полученные результаты могут быть использованы для разработки маркетингового плана, не только выбранного в рамках данной работы заведения, но и для любой компании, которая является участником того или иного ресторанного рынка.
Результатом исследования являются и теоретические рекомендации по разработке маркетинговых планов в схожих экономических ситуациях. Данные рекомендации могут быть использованы в качестве теоретической основы для дальнейших исследований в рамках таких учебных дисциплин как «Реклама», «Маркетинг», «Социология рекламной деятельности».
Содержание работы (структура)
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему исследования, заключения, списка использованных источников и приложений.
Продвижение учреждений на локальном рынке, в условиях экономического спада, обладает собственной спецификой. В ходе работы было определенно, что актуальными инструментами продвижения на ресторанном рынке в условиях спада являются те инструменты, которые отличаются небольшими затратами и точечной работой с потенциальными клиентами. К таким инструментам, в первую очередь, относятся средства SMM и некоторые инструменты PR, связанные с формированиями единого и узнаваемого образа компании. А основные усилия необходимо направить на разработку контента, который не будет сообщать такую же информацию, как и конкуренты, а будет говорить о выгодных преимуществах заведения.
В современной нестабильной экономической ситуации владельцы ресторана часто пытаются сэкономить на качестве своего обслуживания, но подобные изменения негативно сказываются на восприятии заведения потенциальными потребителями.
В ходе исследования были выделены ряд отличительных черт, которые характерны для локальных рынков. К их числу можно отнести территориальную ограниченность; выделение по специфике вида деятельности; многоуровневый характер; сочетание «местных» участников с «федеральными» и «мировыми»; производственный характер сбыта продукции, то есть реализация товара/услуги непосредственно в той местности, где он был произведен; взаимосвязь со спецификой потребителей локального рынка; специфика правовой регуляции взаимоотношений, происходящих на рынке, существование местного и регионального регулирования.
На развитие любого локального рынка оказывает влияние ряд факторов, к числу основных можно отнести социально-экономические, социокультурные, информационные, политические, административные, нормативно-правовые, природно-климатические, географические, экологические, институциональные.
Количественное исследование в форме анкетирования позволило сделать вывод, что участники ресторанного рынка города Красноярска активно используют различные рекламные средства, однако наибольшей воздействие на потребителей оказывают «Интернет» и «Радио».
В рамках Интернета большую роль играют социальные сети, а также различные форумы, где желающие могут оставить свой отзыв о том или ином заведении. Данные отзывы могут быть использованы как средства для анализа деятельности компании, а также как дополнительная реклама, в случае, если отзыв положительный. Популярностью пользуется и блогосфера, то есть работа с местными (локальными) блоггерами, которые проживают на той же территории и могут оказывать воздействие с помощью собственных отзывов о заведениях.
Традиционные средства продвижения отличаются снижением эффективности, а это означает, что владельцам бизнеса необходимо искать новые и интересные подходы по продвижению своих ресторанов. Единственным традиционным каналом, который отметили респонденты, остается радио.
Локальный рынок — это рынок с высокой конкуренцией, на котором могут одновременно существовать как местные, так и федеральные игроки, поэтому разработка рекламной концепции требует учета особенностей территории, на которой он находится.
Анализ мнения респондентов о ресторане «Простые радости» доказал, что успешному заведению необходима маркетинговая концепция своего продвижения. Ресторан является примером того, как заведение может обладать хорошей кухней, приятным интерьером, но не быть популярным, потому что потребитель не понимает: «зачем ему нужно сюда вернуться?».
В отличие от федеральных игроков местные одиночные заведения имеют свои недостатки, а так же и преимущества. Преимущества заключаются, во- первых в более высоком уровне доверия потребителя к продукции, которая используется при производстве блюд(потребители считают местную продукцию более натуральной и качественной- в отличии от франшизных заведений, которые по мнению потребителей используют привозную продукцию. Во-вторых, потребитель местного ресторана более подвержен сегментации. Например, ресторан «Простые радости» может успешно составить клиентскую базу ближайших жилых комплексов и офисных центров. Это может обосновать эффективную маркетинговую стратегию, основанную на директ-маркетинге и личной коммуникации с группами потребителей.
Кроме того локальные рынки отличаются спецификой правовой регуляции: местное законодательство, установка тарифов и наценок.
Локальные рынки испытываю также влияние социокультурных факторов определенной местности. Например, в Красноярске является высоко популярной «европейская» и сибирская кухня: рыба, оленина, оладьи, пельмени. Кроме того сибиряки любят широкие и длительные застолья, что можно учитывать в планировании рекламной коммуникации в отношении организации кооперативов, свадеб и других торжеств.
Для ресторанных заведений локального рынка наиболее характерна партизанская стратегия маркетинга, которая позволяет с наименьшими затратами продвинуть локальный бренд не вступая в конкурентное соперничество с крупными компаниями рынка.
Разработанная на основании сделанных выводов стратегия продвижения ресторана «Простые радости» — это домашняя Европа. Место, где люди смогут попробовать блюда европейской кухни, а также, в камерных условиях, узнать что-то новое, посмотреть фильм. В этом и заключается специализация заведения.
Таким образом, гипотеза о том, что при продвижении ресторанного бизнеса на локальном рынке в условиях экономического спада сокращение бюджета на рекламные коммуникации возможно только в случае наличия у заведения концептуального позиционирования, доказана в ходе количественного исследования и учтена при разработке плана продвижения рассматриваемого ресторана. Цель, заключенная в определении специфики продвижения ресторанного бизнеса на локальном рынке, достигнута.
В результате, рекламные коммуникации были минимизированы, а за основу продвижения был взят принцип проведения специализированных мероприятиях, формирующих концепцию заведения — домашняя Европа.
1. Аакер, Д. Создание сильных брендов. / Д. Аакер. — Москва : «Издательский дом Гребенникова», 2003. — 440 с.
2. Адаир, Дж. Эффективная коммуникация. / Дж. Адаир. — Москва : Эксмо, 2003. — 240 с.
3. Азарова, Л. В. Организация ПР-кампаний: Учебное пособие. / Л. В. Азарова, К. А. Иванов, И. П. Яковлев — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. — 68 с.
4. Азоев, Г. Л. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие для вузов. / Г. Л. Азоев, Е. А. Михайлова — Москва : ЗАО «Финстатинформ», 1999. — 120 с.
5. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. — Минск : Вышэйшая школа, 2010. — 524 с.
6. Алексеев, А. А. Маркетинговые исследования рынка услуг. Учеб. пособие. / А. А. Алексеев — Санкт-Петербург : Издательство СПбГУЭФ, 1998. — 87 с.
7. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров. / И. В. Алешина — Москва : ЭКСМОС, 2002. — 480 с.
8. Антипов, К. В. Паблик рилейшнз. / К. В. Антипов, Ю. К. Баженов — Москва : Дашков и Ко, 2001. — 148 с.
9. Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. /
В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко — Санкт-Петербург : Питер, 2004. — 270 с.
10. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях. / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский — Санкт-Петербург : Питер, 2005. — 288 с.
11. Базылева, Н. И. Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Н. И. Базылева. — Москва : ИНФРА-М, 2011. — 662 с.
12. Базылева, С. П. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. — Москва : ИНФРА-М, 2010. — 512 с.
13. Балдина, К. В. Антикризисное управление. Учебное пособие. / Под редакцией К. В. Балдина. — Москва : Гардарики, 2005. — 217 с.
14. Балдоржиев, Д. Д. Экономическая теория: Учеб. пособие / Д. Д. Балдоржиев. — Смоленск, 2002. — 396 с.
15. Басовский, Л. Е. Маркетинг: учебное пособие по направлению 080500 «Менеджмент» / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва : Инфра- М, 2010. — 420 с.
16. Белокрылова, О. С. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О. С. Белокрыловой. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. — 448 с.
17. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. — 381 с.
18. Бернет, Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход: Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. / Дж. Бернет, С. Мориарти — Санкт- Петербург : Питер, 2001. — 864 с.
19. Березин, И. С. Маркетинг и исследования рынков / И. С. Березин. — Москва : Русская Деловая литература, 2009. — 416 с.
20. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов — Москва : Книжный мир, 2010.
21. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. — Москва : Юрайт-Издат, 2009. — 316 с.
22. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. — Минск : БГТУ, 2012. — 306 с.
23. Брассингтон Ф. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. — Москва : Бизнес Букс, 2014. — 536 с.
24. Булатов, А. С. Экономика: Учебное пособие / Под ред.
A. С. Булатова. — Москва : Юристъ, 2009. — 896 с.
25. Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. — Москва : Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА- М, 2013. — 276 c.
26. Видяпина, В. И. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред.
B. И. Видяпина. — Москва : ИНФРА - М, 2011. — 714 с.
27. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учеб. пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. — Москва : ФОРУМ, 2009. — 333 с.
28. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг» / А. М. Годин. — Москва : Дашков и К°, 2010. — 671 с.
29. ГОСТ Р 50762-2007. Услуги общественного питания. Классификация предприятий ОП [Текст]. — Введ. 2007-12-27. — Москва: Стандартинформ, 2008. — 16 с.
30. ГОСТ Р 50764-2007. Услуги общественного питания. Общие требования [Текст]. — Введ. 2007-12-27. — Москва: Стандартинформ, 2008. — 15с.
31. ГОСТ Р 50935-2009. Услуги общественного питания. Требования к персоналу [Текст]. — Введ. 2009-12-27. — Москва : Стандартинформ, 2009. — 12 с.
32. Дементьева, Е. П. Ресторанный бизнес: секреты успеха / Е. П. Дементьева. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. — 253 с
33. Дихтль Е. Практический маркетинг: Учебное пособие/ Пер. с нем. А. М. Макарова; Под ред. И. С. Минко. / Е. Дихтель, Х. Хершген — Москва : Высшая школа, 2011 г. — 255 с.
34. Дурович, А. П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: [учебное пособие] / А. П. Дурович. — Минск : Современная школа, 2010. — 253 с.
35. Еремин, В. Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В. Н. Еремин. — Москва: КноРУс, 2014. — 648 с.
36. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка. / Т. Ф. Ефремова — Москва, 2001. — 864с.
37. Журавлева, Л. С. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. — Москва : ИНФРА-М, 2011. — 714 с.
38. Захарова, И. В. Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для студентов / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. — Москва : КноРус, 2011. — 303 с.
39. Зорина, Т. Г. Маркетинговые исследования: учебное пособие для студентов / Т. Г. Зорина, М. А. Слонимская. — Минск : Белорусский государственный экономический университет, 2010. — 410 c.
40. Игнатьев, Д. Настольная энциклопедия Public Relations / Д. Игнатьев,
A. Бекетов, А. Сарокваша. — Москва : Альпина Паблишер, 2003. — 240с.
41. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебное пособие / А. А. Казущик. — Минск : Беларусь, 2011. — 246 с.
42. Камаева, В. Д. Экономическая теория: Учебник/ под ред.
B. Д. Камаева, Е. И. Лобачевой. — Москва : Юрайт-Издат, 2010. — 557с.
43. Капон, Н. Управление маркетингом: учебник для вузов: перевод с английского / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. — Санкт-Петербург : Питер: Лидер, 2010. — 832 с.
44. Карпеко, О. И. Промышленный маркетинг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Маркетинг» / О. И. Карпеко. — Минск : БГЭУ, 2010. — 414 с.
45. Ким, С. А. Маркетинг: учеб. для студ. Вузов / С. А. Ким; Федеральный институт развития образования. — Москва : Дашков и К, 2010. — 257 с.
46. Кобелев, О. А. Электронная коммерция: учебник для студентов / О. А. Кобелев. — Москва : Дашков и К°, 2011. — 682 с.
47. Ковалев, В. П. Словарь бизнесмена. / В. П. Ковалев — Минск : Высшая школа, 1995 г. — 320с.
48. Колосова, Р. П. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. — Москва : Норма, 2011. — 345 с.
49. Короткова, Т. Влияние социально-этического маркетинга на экономическую эффективность бизнеса //Маркетинг. — 2006. — № 6. — с. 32-37.
50. Котлер, Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. — Москва : Вильямс, 2007. — 488 с.
51. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. — Санкт-Петербург : Питер: Мир книг, 2012. — 479 с.
52. Куликов, Л. М. Экономическая теория: Учебник / Л. М. Куликов. — Москва : Проспект, 2010. — 432с.
53. Липсиц И. В. Основы маркетинга: учебник / И. В. Липсиц., М. Н. Дымшиц. — Москва : Геотар-Медиа, 2014. — 208 с.
54. Мамедова, О. Ю. Современная экономика: Учебное пособие / Под ред. О. Ю. Мамедова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. — 456 с.
55. Маркетинговые исследования рынка от компании «Дискавери РГ» [Электронный ресурс]. — Готовые исследования. — Режим доступа: http://www.drgroup.ru.
56. Музыкант, В. Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации: Учебное пособие / В. Л. Музыкант. — Москва : ИНФРА-М, 2013. — 216 c.
57. Новоселов, С. Н. Исследование процессов формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков / С. Н. Новоселов — Москва : Юр - ВАК, 2013. — 100с.
58. Ноздренко Е. А. Теория и практика креативной деятельности: учебное пособие / Е. А. Ноздренко, О. А. Карлова, И. А. Пантелеева, И. А. Карлов — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2012. — 372 с.
59. Ноздренко Е. А. Креативная лаборатория: диалог творческих практик (коллективная монография) / Е. А. Ноздренко, О. А. Карлова, И. А. Пантелеева, И. А. Карлов — Красноярск : Академический проект, 2009. — 476с.
60. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — 4-е изд. — Москва : Оникс-ЛИТ, 1997.
61. Питер, Ф. Д. Рынок: как выйти в лидеры. Принципы и практика. / Ф. Д. Питер — Москва : BCI, 1992. — 352 с
62. Пичурин, И. И. Основы маркетинга. Теория и практика: учебное пособие / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. — Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 2011. — 381 с.
63. Поисковая система упаковочной отрасли [Электронный ресурс]. — Портал упаковочной отрасли. — Режим доступа: http://www.unipack.ru.
64. Прокшина, Т. П. Маркетинг: учебное пособие / Т. П. Прошкина. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. — 314 c.
65. Простые радости [Электронный ресурс]: Ресторан «Простые радости» — Режим доступа: Ьйр://простыерадости.рф
66. Рожков, И. Я. Реклама: планка для «профи». / И. Я. Рожков — Москва : Юрайт, 1997. — 208 с.
67. Рожков, И. Я. От брендинга к бренд-билдингу. / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин — Москва : Гелла-принт, 2004. — 320 с.
68. Романцов, А. Н. Event-маркетинг: сущность и особенности организации: практ. пособие / А. Н. Романцов. — Москва : Дашков и К, 2014. — 114 с.
69. Ромат, Е. В. Реклама: учебник для студ. вузов, изуч. маркетинг, менеджмент, паблик рилейшнз / Е. В. Ромат. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 508 с.
70. Ромат, Е. В. Реклама: История. Теория. Практика. 5-е изд. / Е. В. Ромат — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 544 с.