ВНУТРИРОССИЙСКИЕ ИНФОРМАЦИОННО¬ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ: ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ)
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ И ЕЁ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМАТИКА 10
1.1. Современная философия информационно-психологической войны ...10
1.2. Определение понятия информационно-психологической войны 17
1.3. Лингвистическая проблематика информационно-психологической
войны 25
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ, АКТОРЫ И ИХ ИНТЕНЦИИ, ОБЪЕКТЫ И МИШЕНИ ВНУТРИРОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЙН 37
2.1. Субъекты и акторы информационно-психологических войн 37
2.2. Объекты и мишени информационно-психологических войн 43
2.3. Интенции, стратегии и тактики акторов внутрироссийских
информационно-психологических войн 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ГЛАВА 3. ЯЗЫК ВНУТРИРОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЙН В ИХ ЖАНРОВОЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ 59
3.1. Жанровая представленность внутрироссийских информационно-психологических войн 59
3.2. Аксиология информационно-психологических войн 74
3.3. Языковые маркеры аксиологических интенций, реализуемых в текстах
внутрироссийских информационно-психологических войн 83
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 91
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ И ЕЁ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМАТИКА 10
1.1. Современная философия информационно-психологической войны ...10
1.2. Определение понятия информационно-психологической войны 17
1.3. Лингвистическая проблематика информационно-психологической
войны 25
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ, АКТОРЫ И ИХ ИНТЕНЦИИ, ОБЪЕКТЫ И МИШЕНИ ВНУТРИРОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЙН 37
2.1. Субъекты и акторы информационно-психологических войн 37
2.2. Объекты и мишени информационно-психологических войн 43
2.3. Интенции, стратегии и тактики акторов внутрироссийских
информационно-психологических войн 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ГЛАВА 3. ЯЗЫК ВНУТРИРОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЙН В ИХ ЖАНРОВОЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ 59
3.1. Жанровая представленность внутрироссийских информационно-психологических войн 59
3.2. Аксиология информационно-психологических войн 74
3.3. Языковые маркеры аксиологических интенций, реализуемых в текстах
внутрироссийских информационно-психологических войн 83
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 91
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последнее время в языкознании возрос интерес к проблемам информационно-психологических войн. Этому вопросу посвящено значительное количество теоретических работ [Беляев, 2014; Брусницын, 2001; Бухарин, Цыганов, 2007; Васильев, 2013; Завадский, 1996; Кара- Мурза С.Г., 2002, 2015; Карапетян, Тагильцева, 2013; Медведко, 2003; Панарин, 2010; Почепцов, 2000; Расторгуев, 2003; Ткаченко, 2011]. Сегодня проблемы информационной войны подвергаются рассмотрению с историко-политической стороны [Беляев, 2014; Волковский, 2003; Губарев, 2005; Дугин, 2004; Зобнин, 2007; Карпова А.Ю., 2014; Кучумов, 2007; Наумов, 2014; Ненашев, 2010; Панарин, 2010; Паршев, 1999; Титаренко, 2013; Филимонов, 2013; Чудинов, 2012], философской [Дугин, 2004; Расторгуев, 2003; Снесарев, 2003; Соколова, 2007; Солоневич, 2010; Трубецкой, 1921], социологической [Цыганков, 2007; Турен, 1994; Touraine, 1984], военно-стратегической [Александров, 2014; Богданов, 2013; Болгов, 2011; Власова, 2014], научно-технической [Бронников, 2014; Левкин, Галкова, 2014; Малишевский, 2003; Полудина, 2011; Цыганов, 2007] и психологической [Почепцов, 2000, 2014; Тагильцева, 2013, 2014]. Изучая ИПВ, приходится обращаться к философским и политическим исследованиям, к истории государств, к работам по психологии и психолингвистике. Сложность и многоаспектность данной темы обусловили потребность её рассмотрения в междисциплинарном плане. Подробнее об этом будет сказано в первой главе «Основные понятия теории информационно-психологической войны и её лингвистическая проблематика» (далее в тексте будем для краткости употреблять вместо «информационно-психологическая война» аббревиатуру «ИПВ» - О.Ф.).
Исходя из общего анализа современных работ, посвящённых ИПВ, можно сделать вывод о том, что её лингвистический аспект раскрыт далеко не полно. Выявленные нами публикации (Беляев, 2014; Васильев, 2013; Волковский, 2003; Карапетян, Тагильцева, 2013; Паршина, 2005; Почепцов, 2014; Синельникова, 2014; Тагильцева, 2013, 2014; Чудинов, 2014; Шейгал, 2000) затрагивают такие вопросы, как идеологический фундамент информационной войны, дискурсивные практики внедрения неподтвержденной информации в массмедийный политический дискурс, информационная агрессия как компонент ИПВ, семантико-грамматические средства создания идеологичности политического дискурса, изображение ИПВ в художественных текстах. Между тем, круг вопросов лингвистического аспекта информационно-психологической войны широк и требует серьёзных исследований.
Актуальность темы настоящего исследования - «Внутрироссийские информационно-психологические войны: языковой аспект (на материале российской прессы)» - обусловлена её отношением к антропологической и, в более узком смысле, к коммуникативной парадигмам современной лингвистики, к феномену ценностной картины мира человека. Потребность в новых теоретических и эмпирических данных в области лингвоаксиологии подтверждается неослабевающим интересом к проблемам человеческих ценностей со стороны представителей разных лингвистических направлений. Лингвоаксиология, на наш взгляд, недостаточно разработана в сфере ИПВ. В решении аксиологических проблем принимает участие и такая молодая дисциплина как политическая лингвистика, которая возникла на основе достижений этнологии, психолингвистики, социолингвистики и других гуманитарных наук на стыке лингвистики с политологией. Разрабатывавшаяся до сих пор преимущественно в кибернетическом ключе теория информационно-психологических войн, требует дальнейшего всестороннего исследования и системного описания именно её лингвистического аспекта, что имело бы не только теоретическое, но и прикладное значение. Не вызывает сомнений потребность включения актуальных материалов по проблемам ИПВ в курсы политической и юридической лингвистики, коммуникативистики и речеведения.
Объект данного исследования - информационно-психологическая война между представителями разных идеологических и политических направлений в России.
Предмет исследования - языковой аспект внутрироссийских информационно-психологических войн в их жанровой и аксиологической представленности.
Гипотеза исследования состоит в следующем:
- ИПВ осуществляется в современной прессе во всех её основных жанрах;
- ИПВ обладает определенными речевыми стратегиями, тактиками и приёмами;
- выделяемые стратегии, тактики и приёмы выражают эксплицитно или имплицитно аксиологические интенции акторов ИПВ;
- интенции, стратегии, тактики и приёмы обладают определенными маркерами на разных уровнях языка;
- информационно-психологическую войну против России можно до известной степени нейтрализовать некоторым набором организационных и собственно речевых акций.
Цель настоящей работы - на основе анализа текстов российской прессы в их жанровой дифференциации выявить языковые маркеры аксиологичеких интенций акторов информационно-психологических войн.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
1) изучить теорию информационной войны в её истории и на современном этапе; 2) дать определение значимым понятиям исследования; 3) выявить лингвистическую проблематику внутрироссийских информационно-психологических войн; 4) определить основные жанры российской прессы, в которых с наибольшей полнотой представлена информационно-психологическая война; 5) проанализировать языковые маркеры аксиологических интенций акторов информационных войн в текстах российской прессы.
Материалом исследования послужили тексты современной российской прессы, в том числе взятые из информационных Интернет- источников за 2005-2016 гг. Картотека единиц наблюдения насчитывает 318 текстов российских газет и журналов.
При обработке материала использовался комплекс методов исследования, среди которых - наблюдение, тематический анализ текста, лексико-семантический анализ, стилистический анализ, коммуникативно-прагматический анализ, риторический анализ, контент-анализ, контекстологический и лингвоаксиологический анализ интенций акторов ИПВ. На этапе сбора материала использовался метод сплошной и частичной выборки. Использовались также общенаучные методы анализа, синтеза и систематизации материала.
Новизна исследования состоит в том, что впервые в современной лингвистике предпринята попытка анализа внутрироссийской информационно-психологической войны с точки зрения лингвоаксиологии в аспекте языкового выражения интенций акторов ИПВ на материале текстовых информационных источников (журналы и газеты «Политическая лингвистика», «Власть», «Вопросы национализма», «Гуманитарный вектор», «Информационное противодействие угрозам терроризма», «Национальная безопасность и стратегическое планирование», «Политэкс», «Правовая культура», «Газета.ру», «Грани.ру», «Ежедневный журнал», «Аргументы и факты», «Завтра», «Литературная газета», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новая газета», «Российская газета» за период 2005¬2016 гг.). Выработана модель акта информационно-психологической войны, связанного с определенной аксиологической интенцией актора ИПВ. Проведен анализ ведущих и периферийных текстовых жанров российской прессы, имеющих определенные языковые маркеры аксиологических интенций акторов информационно-психологических войн: информационные жанры (заметка, репортаж, вопрос-ответ); художественно-публицистические жанры (очерк) и относящиеся к ним сатирические жанры (фельетон, памфлет, анекдот); аналитические жанры (комментарий, корреспонденция, интервью, версия, журналистское расследование, статья). Выявлены, классифицированы и описаны языковые маркеры аксиологических интенций акторов ИПВ. Установлено, что языковые маркеры находятся в прямой зависимости от стратегий, тактик и приёмов акторов информационно¬психологических войн. Предложены некоторые способы противостояния со стороны российского общества агрессивному информационно¬психологическому воздействию СМИ в целях сохранения национального самосознания и культурной идентичности.
Теоретическая значимость исследования обусловлена проведением отсутствовавшего до сих пор системного описания языкового аспекта информационно-психологической войны в контексте современных общественно-политических событий. Полученные в ходе исследования результаты и выявленные закономерности вносят определенный вклад в решение общих вопросов теории информационной войны, теории речевого воздействия (в частности, речевых манипуляций), а также теории лингвоаксиологии.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в лекциях по курсам речеведческих дисциплин, а также в спецкурсах для подготовки филологов, журналистов, политологов, специалистов в области информационной войны, для повышения квалификации политических деятелей, в работе публицистов, в акциях противодействия информационной войне с Россией, а также в научно-исследовательском процессе.
Апробация работы. Результаты исследования излагались в следующих докладах и статьях:
- доклад «Проблематика информационных войн в текстах российских печатных СМИ» на ежегодном научно-методологическом семинаре «Методология научного исследования» 16.12.2014 (Сибирский федеральный университет, Институт филологии и языковой коммуникации);
- доклад «Методы и методики политической лингвистики» на ежегодном научно-методологическом семинаре «Методология научного исследования» 15.04.2015 (Сибирский федеральный университет, Институт филологии и языковой коммуникации);
- доклад «Объекты и мишени внутрироссийских информационно-психологических войн» на ежегодном научно-методологическом семинаре «Методология научного исследования» 11.11.2015 (Сибирский федеральный университет, Институт филологии и языковой коммуникации);
- доклады на Международной научно-практической конференции молодых исследователей, посвященной Году литературы в России «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» 29-30 апреля 2015 г. : «Оценочные средства презентации российской власти в печатных СМИ (на материале газет «Российская», «Независимая газета» и «Новая газета») и «Современная философия информационной войны» (Диплом III степени);
- статья «Лингвистические аспекты информационных войн (на материале выпусков журнала "Политическая лингвистика" за 2014 г.) // Siberia_Lingua, 2015. № 2. С. 76-84;
- статья «Оценочные средства презентации российской власти в печатных СМИ (на материале "Российской газеты", "Независимой газеты" и "Новой газеты")» // Siberia_Lingua, 2015. № 1. С. 135-143.
- статья «О философии информационно-психологической войны (основные понятия и проблематика)» // Экология языка и коммуникативная практика, 2016. № 1. С. 165-189.
Структура работы. Диссертация имеет введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения. Первая глава «Основные понятия теории информационно-психологической войны и её лингвистическая проблематика» посвящена вопросам философии информационной войны, истории вопроса информационно-психологических войн, определению понятия «информационно-психологическая война», краткому описанию её целей, задач, механизмов и средств, освещению проблем информационно-психологической войны в российской прессе, а также вопросам разработки противодействия информационно¬психологической войне.
Во второй главе «Субъекты, акторы и их интенции, объекты и мишени внутрироссийских информационно-психологических войн» обозначены субъекты, акторы, объекты и мишени ИПВ, рассматриваются интенции субъектов и акторов ИПВ, их стратегии и тактики.
В третьей главе «Язык внутрироссийских информационно-психологических войн в их жанровой и аксиологической представленности» описывается жанровое рассредоточение текстов внутрироссийских ИПВ на основе практического материала, анализируются языковые маркеры аксиологических интенций акторов ИПВ, реализуемых в текстах внутрироссийской прессы.
В «Заключении» подводятся итоги исследования и намечаются пути дальнейшей исследовательской работы по данной теме.
Список использованной литературы содержит 267 наименований (в том числе 12 на иностранных языках, 17 словарей и 19 интернет-источников).
Исходя из общего анализа современных работ, посвящённых ИПВ, можно сделать вывод о том, что её лингвистический аспект раскрыт далеко не полно. Выявленные нами публикации (Беляев, 2014; Васильев, 2013; Волковский, 2003; Карапетян, Тагильцева, 2013; Паршина, 2005; Почепцов, 2014; Синельникова, 2014; Тагильцева, 2013, 2014; Чудинов, 2014; Шейгал, 2000) затрагивают такие вопросы, как идеологический фундамент информационной войны, дискурсивные практики внедрения неподтвержденной информации в массмедийный политический дискурс, информационная агрессия как компонент ИПВ, семантико-грамматические средства создания идеологичности политического дискурса, изображение ИПВ в художественных текстах. Между тем, круг вопросов лингвистического аспекта информационно-психологической войны широк и требует серьёзных исследований.
Актуальность темы настоящего исследования - «Внутрироссийские информационно-психологические войны: языковой аспект (на материале российской прессы)» - обусловлена её отношением к антропологической и, в более узком смысле, к коммуникативной парадигмам современной лингвистики, к феномену ценностной картины мира человека. Потребность в новых теоретических и эмпирических данных в области лингвоаксиологии подтверждается неослабевающим интересом к проблемам человеческих ценностей со стороны представителей разных лингвистических направлений. Лингвоаксиология, на наш взгляд, недостаточно разработана в сфере ИПВ. В решении аксиологических проблем принимает участие и такая молодая дисциплина как политическая лингвистика, которая возникла на основе достижений этнологии, психолингвистики, социолингвистики и других гуманитарных наук на стыке лингвистики с политологией. Разрабатывавшаяся до сих пор преимущественно в кибернетическом ключе теория информационно-психологических войн, требует дальнейшего всестороннего исследования и системного описания именно её лингвистического аспекта, что имело бы не только теоретическое, но и прикладное значение. Не вызывает сомнений потребность включения актуальных материалов по проблемам ИПВ в курсы политической и юридической лингвистики, коммуникативистики и речеведения.
Объект данного исследования - информационно-психологическая война между представителями разных идеологических и политических направлений в России.
Предмет исследования - языковой аспект внутрироссийских информационно-психологических войн в их жанровой и аксиологической представленности.
Гипотеза исследования состоит в следующем:
- ИПВ осуществляется в современной прессе во всех её основных жанрах;
- ИПВ обладает определенными речевыми стратегиями, тактиками и приёмами;
- выделяемые стратегии, тактики и приёмы выражают эксплицитно или имплицитно аксиологические интенции акторов ИПВ;
- интенции, стратегии, тактики и приёмы обладают определенными маркерами на разных уровнях языка;
- информационно-психологическую войну против России можно до известной степени нейтрализовать некоторым набором организационных и собственно речевых акций.
Цель настоящей работы - на основе анализа текстов российской прессы в их жанровой дифференциации выявить языковые маркеры аксиологичеких интенций акторов информационно-психологических войн.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
1) изучить теорию информационной войны в её истории и на современном этапе; 2) дать определение значимым понятиям исследования; 3) выявить лингвистическую проблематику внутрироссийских информационно-психологических войн; 4) определить основные жанры российской прессы, в которых с наибольшей полнотой представлена информационно-психологическая война; 5) проанализировать языковые маркеры аксиологических интенций акторов информационных войн в текстах российской прессы.
Материалом исследования послужили тексты современной российской прессы, в том числе взятые из информационных Интернет- источников за 2005-2016 гг. Картотека единиц наблюдения насчитывает 318 текстов российских газет и журналов.
При обработке материала использовался комплекс методов исследования, среди которых - наблюдение, тематический анализ текста, лексико-семантический анализ, стилистический анализ, коммуникативно-прагматический анализ, риторический анализ, контент-анализ, контекстологический и лингвоаксиологический анализ интенций акторов ИПВ. На этапе сбора материала использовался метод сплошной и частичной выборки. Использовались также общенаучные методы анализа, синтеза и систематизации материала.
Новизна исследования состоит в том, что впервые в современной лингвистике предпринята попытка анализа внутрироссийской информационно-психологической войны с точки зрения лингвоаксиологии в аспекте языкового выражения интенций акторов ИПВ на материале текстовых информационных источников (журналы и газеты «Политическая лингвистика», «Власть», «Вопросы национализма», «Гуманитарный вектор», «Информационное противодействие угрозам терроризма», «Национальная безопасность и стратегическое планирование», «Политэкс», «Правовая культура», «Газета.ру», «Грани.ру», «Ежедневный журнал», «Аргументы и факты», «Завтра», «Литературная газета», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новая газета», «Российская газета» за период 2005¬2016 гг.). Выработана модель акта информационно-психологической войны, связанного с определенной аксиологической интенцией актора ИПВ. Проведен анализ ведущих и периферийных текстовых жанров российской прессы, имеющих определенные языковые маркеры аксиологических интенций акторов информационно-психологических войн: информационные жанры (заметка, репортаж, вопрос-ответ); художественно-публицистические жанры (очерк) и относящиеся к ним сатирические жанры (фельетон, памфлет, анекдот); аналитические жанры (комментарий, корреспонденция, интервью, версия, журналистское расследование, статья). Выявлены, классифицированы и описаны языковые маркеры аксиологических интенций акторов ИПВ. Установлено, что языковые маркеры находятся в прямой зависимости от стратегий, тактик и приёмов акторов информационно¬психологических войн. Предложены некоторые способы противостояния со стороны российского общества агрессивному информационно¬психологическому воздействию СМИ в целях сохранения национального самосознания и культурной идентичности.
Теоретическая значимость исследования обусловлена проведением отсутствовавшего до сих пор системного описания языкового аспекта информационно-психологической войны в контексте современных общественно-политических событий. Полученные в ходе исследования результаты и выявленные закономерности вносят определенный вклад в решение общих вопросов теории информационной войны, теории речевого воздействия (в частности, речевых манипуляций), а также теории лингвоаксиологии.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в лекциях по курсам речеведческих дисциплин, а также в спецкурсах для подготовки филологов, журналистов, политологов, специалистов в области информационной войны, для повышения квалификации политических деятелей, в работе публицистов, в акциях противодействия информационной войне с Россией, а также в научно-исследовательском процессе.
Апробация работы. Результаты исследования излагались в следующих докладах и статьях:
- доклад «Проблематика информационных войн в текстах российских печатных СМИ» на ежегодном научно-методологическом семинаре «Методология научного исследования» 16.12.2014 (Сибирский федеральный университет, Институт филологии и языковой коммуникации);
- доклад «Методы и методики политической лингвистики» на ежегодном научно-методологическом семинаре «Методология научного исследования» 15.04.2015 (Сибирский федеральный университет, Институт филологии и языковой коммуникации);
- доклад «Объекты и мишени внутрироссийских информационно-психологических войн» на ежегодном научно-методологическом семинаре «Методология научного исследования» 11.11.2015 (Сибирский федеральный университет, Институт филологии и языковой коммуникации);
- доклады на Международной научно-практической конференции молодых исследователей, посвященной Году литературы в России «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» 29-30 апреля 2015 г. : «Оценочные средства презентации российской власти в печатных СМИ (на материале газет «Российская», «Независимая газета» и «Новая газета») и «Современная философия информационной войны» (Диплом III степени);
- статья «Лингвистические аспекты информационных войн (на материале выпусков журнала "Политическая лингвистика" за 2014 г.) // Siberia_Lingua, 2015. № 2. С. 76-84;
- статья «Оценочные средства презентации российской власти в печатных СМИ (на материале "Российской газеты", "Независимой газеты" и "Новой газеты")» // Siberia_Lingua, 2015. № 1. С. 135-143.
- статья «О философии информационно-психологической войны (основные понятия и проблематика)» // Экология языка и коммуникативная практика, 2016. № 1. С. 165-189.
Структура работы. Диссертация имеет введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения. Первая глава «Основные понятия теории информационно-психологической войны и её лингвистическая проблематика» посвящена вопросам философии информационной войны, истории вопроса информационно-психологических войн, определению понятия «информационно-психологическая война», краткому описанию её целей, задач, механизмов и средств, освещению проблем информационно-психологической войны в российской прессе, а также вопросам разработки противодействия информационно¬психологической войне.
Во второй главе «Субъекты, акторы и их интенции, объекты и мишени внутрироссийских информационно-психологических войн» обозначены субъекты, акторы, объекты и мишени ИПВ, рассматриваются интенции субъектов и акторов ИПВ, их стратегии и тактики.
В третьей главе «Язык внутрироссийских информационно-психологических войн в их жанровой и аксиологической представленности» описывается жанровое рассредоточение текстов внутрироссийских ИПВ на основе практического материала, анализируются языковые маркеры аксиологических интенций акторов ИПВ, реализуемых в текстах внутрироссийской прессы.
В «Заключении» подводятся итоги исследования и намечаются пути дальнейшей исследовательской работы по данной теме.
Список использованной литературы содержит 267 наименований (в том числе 12 на иностранных языках, 17 словарей и 19 интернет-источников).
Сегодня действующие лица, планирующие и осуществляющие информационно-психологические атаки, вооружены технологиями, оказывающими воздействие на психику человека помимо его сознания. Главная цель информационно-психологической войны заключается в том, чтобы повлиять на идеологического противника, при этом надежно защитив свои собственные информационные ресурсы от любого враждебного воздействия.
В соответствии с гипотезой наше исследование показало, что общий обзор современных работ по проблематике информационно-психологических войн демонстрирует неполноту раскрытия их лингвистического аспекта. Наряду с глубокими исследованиями отдельных вопросов существуют лакуны в разработке таких проблем, как мишени и объекты информационных войн, их стратегии и тактики, аксиология, а также жанровая и языковая представленность текстов информационно-психологической войны в средствах массовой информации.
В российских публикациях по теме информационной войны исследуются вопросы политического дискурса в аспекте информационной агрессии, психологических манипуляций, языковых маркеров этнической нетерпимости, использования политических метафор. Что касается жанровых и собственно языковых средств информационно-психологической войны, то они только затрагиваются некоторыми авторами по ходу более подробного изложения других вопросов.
Важными атрибутами информационно-психологической войны выступают понятия субъекта (инициатора), актора, объекта и мишени.
Акторы информационно-психологических войн имеют различные интенции в отношении объектов и мишеней воздействия, в том числе аксиологические, под которыми понимаются ценностные целевые установки актора как автора текста, воздействующего на реципиента. Аксиологические
интенции имеют свое содержание и выражение. Для воплощения той или иной интенции акторы используют определенные коммуникативные (речевые) стратегии, тактики и приёмы. Коммуникативные стратегии инициаторов информационно-психологической войны определяются целями нанесения населению противной страны тяжелой культурной травмы, внедрения чужеродных ценностей, которое приводит к разрушению культурного пространства и духовных основ общества.
В качестве основной коммуникативной стратегии инициаторов и акторов информационно-психологических войн является стратегия дискредитации мишеней, для реализации которой используются тактики подрыва доверия, умаления авторитета, унижения, осмеяния, обвинения, обличения, безосновательных суждений, неподтвержденной информации, инверсии фактического положения дел и им подобные.
Тексты информационно-психологической войны представлены так или иначе в разных жанрах российской прессы: информационных, аналитических, художественно-публицистических. Ведущими жанрами в этой сфере являются аналитические (комментарий, корреспонденция, интервью, версия, журналистское расследование, статья). Хотя памфлет и анекдот уступают по частотности аналитическим жанрам, они вряд ли могут быть отнесены к периферийным, поскольку по природе своей они более других предназначены для использования в информационно¬психологической войне. К периферийным относятся жанры информационные (заметка, репортаж, вопрос-ответ).
Средствами объективации аксиологических интенций акторов информационно-психологической войны являются, во-первых, средства разных уровней языка, преимущественно лексическо-фразеологического; во- вторых, речевые средства: речевые стратегии и тактики, речевые жанры, риторические приёмы - тропы и фигуры.
Основные языковые и речевые средства, используемые в текстах информационно-психологической войны, следующие:
- лексические (экспрессивная лексика, слова с отрицательной оценочной коннотацией в данном контексте, лексические средства создания модальности, окказионализмы, фразеологизмы, политические ярлыки);
- стилистические - тропы и фигуры речи (сравнения, эпитеты, метафоры, метонимия, гипербола, ирония; антитеза, оксюморон, эллипсис, силлепсис, трансформация прецедентного текста; представление диалога, ответствование, цитаты, аллюзия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение);
- жанровые приёмы (приёмы сатирических жанров: ирония, насмешка, сатира, сарказм, элементы пародии);
- манипулятивные речевые приёмы (умолчание, селекция и фрагментация информации, искажение (вплоть до откровенной лжи), «чтение в сердцах» через несобственно-прямую речь, оценочные суждения, намёк, причинно-следственное моделирование, ссылка на неопределенный источник, прием бездоказательного утверждения, смешение фактологической информации, перенос мнения небольшой группы на мнение большинства, придание информации характера неотложности или сенсационности).
В качестве возможностей противодействия информационно-психологическим войнам предлагаются следующие:
- в лингвистическом аспекте: необходимость разработки речевых технологий и методов противодействия информационным атакам;
- в плане защиты государственного русского языка: разработка и внедрение специальной программы, нацеленной на противостояние манипулятивному речевому воздействию со стороны противника;
- в аспекте высшего образования: введение спецкурсов для студентов гуманитарных (в частности, филологических) специальностей по проблемам речевой агрессии и манипуляции общественным сознанием;
- в направлении популяризации русской литературы и языка на территориях, прилежащих к границам государства: система мероприятий культурного характера (фестивали, молодежные и детские праздники, письменные конкурсы);
- в области внутренней государственной политики: расширение диалога между государственной властью и народом, поскольку политическое доверие относится к числу ключевых позиций, определяющих устойчивость и эффективность политической системы.
Дальнейшее исследование языковых особенностей информационно-психологической войны видится, во-первых, в расширении предмета исследования за счет текстов Интернета; во-вторых, в уточнении набора как общих языковых маркеров ИПВ, так и специфических для отдельных жанров.
В соответствии с гипотезой наше исследование показало, что общий обзор современных работ по проблематике информационно-психологических войн демонстрирует неполноту раскрытия их лингвистического аспекта. Наряду с глубокими исследованиями отдельных вопросов существуют лакуны в разработке таких проблем, как мишени и объекты информационных войн, их стратегии и тактики, аксиология, а также жанровая и языковая представленность текстов информационно-психологической войны в средствах массовой информации.
В российских публикациях по теме информационной войны исследуются вопросы политического дискурса в аспекте информационной агрессии, психологических манипуляций, языковых маркеров этнической нетерпимости, использования политических метафор. Что касается жанровых и собственно языковых средств информационно-психологической войны, то они только затрагиваются некоторыми авторами по ходу более подробного изложения других вопросов.
Важными атрибутами информационно-психологической войны выступают понятия субъекта (инициатора), актора, объекта и мишени.
Акторы информационно-психологических войн имеют различные интенции в отношении объектов и мишеней воздействия, в том числе аксиологические, под которыми понимаются ценностные целевые установки актора как автора текста, воздействующего на реципиента. Аксиологические
интенции имеют свое содержание и выражение. Для воплощения той или иной интенции акторы используют определенные коммуникативные (речевые) стратегии, тактики и приёмы. Коммуникативные стратегии инициаторов информационно-психологической войны определяются целями нанесения населению противной страны тяжелой культурной травмы, внедрения чужеродных ценностей, которое приводит к разрушению культурного пространства и духовных основ общества.
В качестве основной коммуникативной стратегии инициаторов и акторов информационно-психологических войн является стратегия дискредитации мишеней, для реализации которой используются тактики подрыва доверия, умаления авторитета, унижения, осмеяния, обвинения, обличения, безосновательных суждений, неподтвержденной информации, инверсии фактического положения дел и им подобные.
Тексты информационно-психологической войны представлены так или иначе в разных жанрах российской прессы: информационных, аналитических, художественно-публицистических. Ведущими жанрами в этой сфере являются аналитические (комментарий, корреспонденция, интервью, версия, журналистское расследование, статья). Хотя памфлет и анекдот уступают по частотности аналитическим жанрам, они вряд ли могут быть отнесены к периферийным, поскольку по природе своей они более других предназначены для использования в информационно¬психологической войне. К периферийным относятся жанры информационные (заметка, репортаж, вопрос-ответ).
Средствами объективации аксиологических интенций акторов информационно-психологической войны являются, во-первых, средства разных уровней языка, преимущественно лексическо-фразеологического; во- вторых, речевые средства: речевые стратегии и тактики, речевые жанры, риторические приёмы - тропы и фигуры.
Основные языковые и речевые средства, используемые в текстах информационно-психологической войны, следующие:
- лексические (экспрессивная лексика, слова с отрицательной оценочной коннотацией в данном контексте, лексические средства создания модальности, окказионализмы, фразеологизмы, политические ярлыки);
- стилистические - тропы и фигуры речи (сравнения, эпитеты, метафоры, метонимия, гипербола, ирония; антитеза, оксюморон, эллипсис, силлепсис, трансформация прецедентного текста; представление диалога, ответствование, цитаты, аллюзия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение);
- жанровые приёмы (приёмы сатирических жанров: ирония, насмешка, сатира, сарказм, элементы пародии);
- манипулятивные речевые приёмы (умолчание, селекция и фрагментация информации, искажение (вплоть до откровенной лжи), «чтение в сердцах» через несобственно-прямую речь, оценочные суждения, намёк, причинно-следственное моделирование, ссылка на неопределенный источник, прием бездоказательного утверждения, смешение фактологической информации, перенос мнения небольшой группы на мнение большинства, придание информации характера неотложности или сенсационности).
В качестве возможностей противодействия информационно-психологическим войнам предлагаются следующие:
- в лингвистическом аспекте: необходимость разработки речевых технологий и методов противодействия информационным атакам;
- в плане защиты государственного русского языка: разработка и внедрение специальной программы, нацеленной на противостояние манипулятивному речевому воздействию со стороны противника;
- в аспекте высшего образования: введение спецкурсов для студентов гуманитарных (в частности, филологических) специальностей по проблемам речевой агрессии и манипуляции общественным сознанием;
- в направлении популяризации русской литературы и языка на территориях, прилежащих к границам государства: система мероприятий культурного характера (фестивали, молодежные и детские праздники, письменные конкурсы);
- в области внутренней государственной политики: расширение диалога между государственной властью и народом, поскольку политическое доверие относится к числу ключевых позиций, определяющих устойчивость и эффективность политической системы.
Дальнейшее исследование языковых особенностей информационно-психологической войны видится, во-первых, в расширении предмета исследования за счет текстов Интернета; во-вторых, в уточнении набора как общих языковых маркеров ИПВ, так и специфических для отдельных жанров.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА СТРАН ЕВРОСОЮЗА И США У РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОРТАЛОВ «РИА НОВОСТИ», «ВЕСТИ.РУ» И RUSSIA TODAY)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине ХХ века: историко-культурный аспект.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



