Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Работа №25458

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
815
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО
ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Речевой этикет детей дошкольного возраста как предмет психолого -
педагогического анализа 6
1.2 Особенности формирования речевого этикета у детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3 Изучение уровня сформированности речевого этикета у детей
старшего дошкольного возраста 22
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Разработка средств формирования речевого этикета у детей старшего
дошкольного возраста 29
2.2 Реализация средств формирования речевого этикета у детей старшего
дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50

В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» содержание дошкольное образование должно быть направлено в том числе и на усвоение норм поведения и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; владение речью как средством общения и культуры [45]. Результатом этого становится актуализация исследования проблемы развития коммуникативной культуры личности.
В настоящее время в России наблюдается кризис культуры, который представляет собой низкую культуру речевого общения. В современной языковой практике наблюдается утрата лучших речевых традиций, набирает силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Одним из средств гуманизации отношений является речевой этикет, освоение которого обязательно должно происходить с раннего детства. Поэтому очень важно заложить обучение речевому этикету в дошкольном детстве.
К проблеме исследования речевого этикета как составной части коммуникативной культуры у взрослых и детей проявляли интерес такие ученые, как А. А. Акишина, Б. В. Бушелева, Т. А. Ладыженская, А. И. Савостьянов, Н. И. Формановская и другие. Они рассматривали речевой этикет не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, которые обеспечивают комфорт в общении и способствуют установлению доброжелательных взаимоотношений. Отсутствие культурной формы взаимодействий между людьми дает обширное пространство стихии случайных настроений, чувств, что приводит к отрицательным последствиям нравственного характера, ухудшает самочувствие людей, истощает нервную систему, препятствует взаимопониманию.
Актуальность проблемы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста предопределяется его особой ролью в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения, насущным требованиям современного социума и в успешной адаптации к новым социокультурным приоритетам, педагогической значимостью в практике на современном этапе развития российского общества.
Следовательно, проблема состоит в определении специфики осуществления и выборе оптимальных педагогических средств формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Названная проблема обусловила выбор темы: «Средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: разработка и реализация средств формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, проверка их результативности опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования: процесс формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если разработать и реализовать следующие средства:
- использование представленных в художественной литературе образцов этикетной лексики, направленных на формирование у детей представлений о формулах речевого этикета и правилах их употребления;
- организация дидактических игр, направленных на применение правил по употреблению формул речевого этикета;
- проведение бесед, направленных на эмоциональное переживание детьми усвоенных правил по употреблению формул речевого этикета.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить уровень сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста и проверить их результативность опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы; эмпирические - педагогический эксперимент, наблюдение; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 83 комбинированного вида.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретико - экспериментальное исследование по проблеме формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, позволило нам сделать следующие выводы.
Проанализировав теоретические источники по проблеме формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, мы выявили, что речевой этикет рассматривается современными авторами, как совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией,национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием Формирование речевого этикета у детей рассматривается как процесс овладения ребенком нормами речевого общения. В данном процессе важно не только сформировать представление о сущности речевого этикета, но и привить у ребенку основные нормы культуру речевого общения. В основу речевого этикета входят речевые этикетные формулы, основными из которых для детей старшего дошкольного возраста являются формулы «Приветствия», «Прощания», «Просьбы», «Благодарности», «Извинения».
Взяв за основу исследование Н.И. Фурмановской, мы считаем, что формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста должно проходить в три этапа:
1.Этап формирования знания, т.е. понимания разумности и необходимости правила - воспитатель формирует первичные представления о поведенческих правилах, только говоря о том, что следует делать в той или иной ситуации; в старшей и подготовительной группе, даются этикетные понятия, система правил поведения, их нравственная и эстетическая основа);
2.Этап применения правил - предоставляется возможность применить правило, совершить практический поступок или действие;
Выявив особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, убедились в том, что воспитатель должен учитывать, что, знание и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком; что каждый ребенок индивидуален и усваивает правила речевого этикета в силу своих особенностей; что воспитание речевого этикетного поведения, необходимо в условиях организации различных форм деятельности, которые подкреплены средствами обучения и воспитания.
Изучение уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста проводилось нами с помощью метода наблюдения. Полученные результаты свидетельствовали о том, что у детей в контрольной и экспериментальной группах преобладает низкий уровень сформированности речевого этикета.
Разработав средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что использование представленных в художественной литературе образцов этикетной лексики направленно на формирование у детей представлений о формулах речевого этикета и правилах их употребления; организация дидактических игр направлена на применение правил по употреблению формул речевого этикета; проведение бесед направленно на эмоциональное переживание детьми усвоенных правил по употреблению формул речевого этикета.
Реализовав разработанные средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, и проверив их результативность опытно-экспериментальным путём, были получены положительные результаты, и данный опыт может быть применен в других дошкольных общеобразовательных учреждениях.



1. Акишина, А. А. Русский речевой этикет.: пособие для студентов- иностранцев / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. - Москва : Рус.яз., 1983. - 181 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : пособие для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - Москва : Мозаика-Синтез,2009.- 272 с.
3. Асадов, А. Н. Культура делового общения: учебное пособие / А. Н. Асадов, Н.Н.Покровская, О. А Косалимова. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 156 с.
4. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников : методическое пособие / О. Ю. Безгина. - Москва, 2004.
5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение : популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. - Ярославль, 2012. - 243 с.
6. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика - педагогика развития: курс лекций по дошкольной педагогике / Т. М. Бабунова. -Москва : Изд-во МаГУ, 2012.
7. Белашова, Л. А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Белашова. - Москва, 2004.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 2008.
9. Бойченко, Н.Я. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Н.Я. Бойченко. - Киев: Род. Школа, 1982.
10. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская. - Ростов на Дону: Феникс, 2004.
11. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1983.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007.
13. Генинг, М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. - Чебоксары, Чувашское изд-во, 2007.
14. Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. - Москва : Просвещение, 2003.
15. Дмитриевских, Л. С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей с ОНР / Л. С. Дмитриевских. - Москва: ТЦ Сфера, 2011.
16. Даль, В. И. Толковый словарь / В.И. Даль. - Москва : Академия, 2014.
17. Жукова, Н. С. Формирование устной речи : учебно-методическое пособие / Н. С. Жукова. - Москва : Соц.-полит. журн., 2008.
18. Ильяшенко, М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве : учебно-методическое пособие / М. В. Ильяшенко, О. С. Ушакова. - Елец, 2003.
19. Каган, М. С. К вопросу о понимании культуры: учеб. пособие / М. С. Каган. - М.: Спутник, 2013.
20. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / Я. А. Коменский. - Москва : Академия, 2012.
21. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения : в 6 т. / Н. К. Крупская. - Москва : Академия, 2012.
22. Карпова, Г. В. Этикет и мы : практикум по культуре поведения / Г. В. Карпова. - Ульяновск, 2015.
23. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. Н. Курочкина. - Москва : Академия, 2001.
24. Костомаров, В. Г. Русский речевой этикет / В. Г. Костомаров // РЯЗР. -1967. - № 1.
25. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
26. Культура русской речи / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяевой. - Москва, 1998.
27. Ладыженская, Т. А. Живое слово / Т. А. Ладыженская. - Москва : Просвещение, 1986.
28. Ладыженская. Т. А. Речевые секреты: книга для учителя начальных классов / Т. А Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина. - Москва : Просвещение, 1992.
29. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - Москва : Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
30. Нагымжанова, К. М. Развитие речи дошкольников (в средней группе) как средство формирования коммуникативной компетенции / К. М. Нагымжанова // В мире научных открытий. -2013. - № 11.1 (47).
31. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Академия, 2014. - 450 с.
32. Открытая русская электронная библиотека. - Режим доступа : http://orel.rsl.ru
33. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения : Т.1. / И. Г. Песталоцци; под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. - М.: Академия, 2012.
34. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский. - М.: Кнорус, 2012.
35. Провоторова, О. А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников / О. А. Костомаров // Логопед. - 2008. - № 7.
36. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. - М.: Просвещение, 1986.
37. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. - М.: Спутник, 2012.
38. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие / под ред. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - Москва : Айрис-пресс, 2009.
39. Тумина, Л. Е. Речевой этикет // Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - Москва, 1998.
40. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения в 6 т. / К. Д. Ушинский // Сост. С. Ф. Егоров. - Москва : Академия, 2012.
41. Формановская, Н. И. Речевой этикет как регулирующее правило речевого поведения / Н. И. Формановская. - Свердловск : УрГПУ, 1990.
42. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты / Н. И. Формановская. - Москва, 1987.
43. Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета / Н. И. Формановская. - Москва : Просвещение, 1987.
44. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. - Москва : Высш. шк., 2000.
45. ФГОС Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск № 6241.
46. Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин- Санкт-Петербург: Лань, 2012.
47. Ягодинский, В. Н. Наш этикет / В. Н. Ягодинский. - Москва: Мол. гвардия, 1988.
48. Социальная сеть работников образования. Дар культуры речи - Режим доступа :http://nsportal.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ