Средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
|
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО
ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Речевой этикет детей дошкольного возраста как предмет психолого -
педагогического анализа 6
1.2 Особенности формирования речевого этикета у детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3 Изучение уровня сформированности речевого этикета у детей
старшего дошкольного возраста 22
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Разработка средств формирования речевого этикета у детей старшего
дошкольного возраста 29
2.2 Реализация средств формирования речевого этикета у детей старшего
дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО
ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Речевой этикет детей дошкольного возраста как предмет психолого -
педагогического анализа 6
1.2 Особенности формирования речевого этикета у детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3 Изучение уровня сформированности речевого этикета у детей
старшего дошкольного возраста 22
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Разработка средств формирования речевого этикета у детей старшего
дошкольного возраста 29
2.2 Реализация средств формирования речевого этикета у детей старшего
дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» содержание дошкольное образование должно быть направлено в том числе и на усвоение норм поведения и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; владение речью как средством общения и культуры [45]. Результатом этого становится актуализация исследования проблемы развития коммуникативной культуры личности.
В настоящее время в России наблюдается кризис культуры, который представляет собой низкую культуру речевого общения. В современной языковой практике наблюдается утрата лучших речевых традиций, набирает силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Одним из средств гуманизации отношений является речевой этикет, освоение которого обязательно должно происходить с раннего детства. Поэтому очень важно заложить обучение речевому этикету в дошкольном детстве.
К проблеме исследования речевого этикета как составной части коммуникативной культуры у взрослых и детей проявляли интерес такие ученые, как А. А. Акишина, Б. В. Бушелева, Т. А. Ладыженская, А. И. Савостьянов, Н. И. Формановская и другие. Они рассматривали речевой этикет не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, которые обеспечивают комфорт в общении и способствуют установлению доброжелательных взаимоотношений. Отсутствие культурной формы взаимодействий между людьми дает обширное пространство стихии случайных настроений, чувств, что приводит к отрицательным последствиям нравственного характера, ухудшает самочувствие людей, истощает нервную систему, препятствует взаимопониманию.
Актуальность проблемы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста предопределяется его особой ролью в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения, насущным требованиям современного социума и в успешной адаптации к новым социокультурным приоритетам, педагогической значимостью в практике на современном этапе развития российского общества.
Следовательно, проблема состоит в определении специфики осуществления и выборе оптимальных педагогических средств формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Названная проблема обусловила выбор темы: «Средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: разработка и реализация средств формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, проверка их результативности опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования: процесс формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если разработать и реализовать следующие средства:
- использование представленных в художественной литературе образцов этикетной лексики, направленных на формирование у детей представлений о формулах речевого этикета и правилах их употребления;
- организация дидактических игр, направленных на применение правил по употреблению формул речевого этикета;
- проведение бесед, направленных на эмоциональное переживание детьми усвоенных правил по употреблению формул речевого этикета.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить уровень сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста и проверить их результативность опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы; эмпирические - педагогический эксперимент, наблюдение; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 83 комбинированного вида.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
В настоящее время в России наблюдается кризис культуры, который представляет собой низкую культуру речевого общения. В современной языковой практике наблюдается утрата лучших речевых традиций, набирает силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Одним из средств гуманизации отношений является речевой этикет, освоение которого обязательно должно происходить с раннего детства. Поэтому очень важно заложить обучение речевому этикету в дошкольном детстве.
К проблеме исследования речевого этикета как составной части коммуникативной культуры у взрослых и детей проявляли интерес такие ученые, как А. А. Акишина, Б. В. Бушелева, Т. А. Ладыженская, А. И. Савостьянов, Н. И. Формановская и другие. Они рассматривали речевой этикет не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, которые обеспечивают комфорт в общении и способствуют установлению доброжелательных взаимоотношений. Отсутствие культурной формы взаимодействий между людьми дает обширное пространство стихии случайных настроений, чувств, что приводит к отрицательным последствиям нравственного характера, ухудшает самочувствие людей, истощает нервную систему, препятствует взаимопониманию.
Актуальность проблемы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста предопределяется его особой ролью в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения, насущным требованиям современного социума и в успешной адаптации к новым социокультурным приоритетам, педагогической значимостью в практике на современном этапе развития российского общества.
Следовательно, проблема состоит в определении специфики осуществления и выборе оптимальных педагогических средств формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Названная проблема обусловила выбор темы: «Средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: разработка и реализация средств формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, проверка их результативности опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования: процесс формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если разработать и реализовать следующие средства:
- использование представленных в художественной литературе образцов этикетной лексики, направленных на формирование у детей представлений о формулах речевого этикета и правилах их употребления;
- организация дидактических игр, направленных на применение правил по употреблению формул речевого этикета;
- проведение бесед, направленных на эмоциональное переживание детьми усвоенных правил по употреблению формул речевого этикета.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить уровень сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста и проверить их результативность опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы; эмпирические - педагогический эксперимент, наблюдение; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 83 комбинированного вида.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
Проведенное теоретико - экспериментальное исследование по проблеме формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, позволило нам сделать следующие выводы.
Проанализировав теоретические источники по проблеме формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, мы выявили, что речевой этикет рассматривается современными авторами, как совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией,национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием Формирование речевого этикета у детей рассматривается как процесс овладения ребенком нормами речевого общения. В данном процессе важно не только сформировать представление о сущности речевого этикета, но и привить у ребенку основные нормы культуру речевого общения. В основу речевого этикета входят речевые этикетные формулы, основными из которых для детей старшего дошкольного возраста являются формулы «Приветствия», «Прощания», «Просьбы», «Благодарности», «Извинения».
Взяв за основу исследование Н.И. Фурмановской, мы считаем, что формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста должно проходить в три этапа:
1.Этап формирования знания, т.е. понимания разумности и необходимости правила - воспитатель формирует первичные представления о поведенческих правилах, только говоря о том, что следует делать в той или иной ситуации; в старшей и подготовительной группе, даются этикетные понятия, система правил поведения, их нравственная и эстетическая основа);
2.Этап применения правил - предоставляется возможность применить правило, совершить практический поступок или действие;
Выявив особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, убедились в том, что воспитатель должен учитывать, что, знание и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком; что каждый ребенок индивидуален и усваивает правила речевого этикета в силу своих особенностей; что воспитание речевого этикетного поведения, необходимо в условиях организации различных форм деятельности, которые подкреплены средствами обучения и воспитания.
Изучение уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста проводилось нами с помощью метода наблюдения. Полученные результаты свидетельствовали о том, что у детей в контрольной и экспериментальной группах преобладает низкий уровень сформированности речевого этикета.
Разработав средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что использование представленных в художественной литературе образцов этикетной лексики направленно на формирование у детей представлений о формулах речевого этикета и правилах их употребления; организация дидактических игр направлена на применение правил по употреблению формул речевого этикета; проведение бесед направленно на эмоциональное переживание детьми усвоенных правил по употреблению формул речевого этикета.
Реализовав разработанные средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, и проверив их результативность опытно-экспериментальным путём, были получены положительные результаты, и данный опыт может быть применен в других дошкольных общеобразовательных учреждениях.
Проанализировав теоретические источники по проблеме формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, мы выявили, что речевой этикет рассматривается современными авторами, как совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией,национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием Формирование речевого этикета у детей рассматривается как процесс овладения ребенком нормами речевого общения. В данном процессе важно не только сформировать представление о сущности речевого этикета, но и привить у ребенку основные нормы культуру речевого общения. В основу речевого этикета входят речевые этикетные формулы, основными из которых для детей старшего дошкольного возраста являются формулы «Приветствия», «Прощания», «Просьбы», «Благодарности», «Извинения».
Взяв за основу исследование Н.И. Фурмановской, мы считаем, что формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста должно проходить в три этапа:
1.Этап формирования знания, т.е. понимания разумности и необходимости правила - воспитатель формирует первичные представления о поведенческих правилах, только говоря о том, что следует делать в той или иной ситуации; в старшей и подготовительной группе, даются этикетные понятия, система правил поведения, их нравственная и эстетическая основа);
2.Этап применения правил - предоставляется возможность применить правило, совершить практический поступок или действие;
Выявив особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, убедились в том, что воспитатель должен учитывать, что, знание и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком; что каждый ребенок индивидуален и усваивает правила речевого этикета в силу своих особенностей; что воспитание речевого этикетного поведения, необходимо в условиях организации различных форм деятельности, которые подкреплены средствами обучения и воспитания.
Изучение уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста проводилось нами с помощью метода наблюдения. Полученные результаты свидетельствовали о том, что у детей в контрольной и экспериментальной группах преобладает низкий уровень сформированности речевого этикета.
Разработав средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что использование представленных в художественной литературе образцов этикетной лексики направленно на формирование у детей представлений о формулах речевого этикета и правилах их употребления; организация дидактических игр направлена на применение правил по употреблению формул речевого этикета; проведение бесед направленно на эмоциональное переживание детьми усвоенных правил по употреблению формул речевого этикета.
Реализовав разработанные средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, и проверив их результативность опытно-экспериментальным путём, были получены положительные результаты, и данный опыт может быть применен в других дошкольных общеобразовательных учреждениях.
Подобные работы
- Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Игры и этюды как средство воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста (Методическое развитие речи дошкольника, Межрегиональный открытый социальный институт)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



