Последствия продажи товаров ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи
|
Введение
1. Общая характеристика договора розничной купли - продажи 6
1.1 Понятие договора розничной купли - продажи 6
1.2 Правовое регулирование договора розничной купли-продажи 8
1.3 Особенности заключения. Форма договора 10
1.4 Основные права и обязанности сторон по договору розничной купли-
продажи 14
2 Последствия продажи товара с недостатками по договору розничной купли-
продажи 22
2.1 Понятие качества товара. Законная и договорная гарантии качества 22
2.2 Сроки обнаружения недостатков (гарантийные, сроки годности, сроки
службы, разумные) 27
2.3 Права покупателя при продажи товаров ненадлежащего качества 34
2.4 Правовой экстримизм потребителей 41
2.5 О компенсации морального вреда в потребительских отношениях 49
Заключение 55
Список использованной литературы 59
1. Общая характеристика договора розничной купли - продажи 6
1.1 Понятие договора розничной купли - продажи 6
1.2 Правовое регулирование договора розничной купли-продажи 8
1.3 Особенности заключения. Форма договора 10
1.4 Основные права и обязанности сторон по договору розничной купли-
продажи 14
2 Последствия продажи товара с недостатками по договору розничной купли-
продажи 22
2.1 Понятие качества товара. Законная и договорная гарантии качества 22
2.2 Сроки обнаружения недостатков (гарантийные, сроки годности, сроки
службы, разумные) 27
2.3 Права покупателя при продажи товаров ненадлежащего качества 34
2.4 Правовой экстримизм потребителей 41
2.5 О компенсации морального вреда в потребительских отношениях 49
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что переход России к рыночной экономике делает насущной проблему эффективного регулирования рыночных отношений в условиях свободы деятельности хозяйствующих субъектов по производству товаров, работ, услуг. При этом становление цивилизованного рынка представляется немыслимым без развития практики делового партнерства в предпринимательской среде. Особенно остро в этих отношениях встает вопрос об обеспечении гарантий защиты прав обычным гражданам, которые как потребители ежедневно приобретают различные товары, пользуются услугами, заказывают работы. Зачастую эти товары и услуги не отличаются надлежащим качеством.
После принятия 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (в ред. от 13.07.2015 г.) Закона РФ «О защите прав потребителей» граждане получили возможность прибегнуть к законным, цивилизованным способам защиты нарушенных прав. В процессе правоприменения изменилось и отношение государства к вопросам обеспечения прав граждан на рынке товаров и услуг. В течение последующих двадцати лет развитие законодательства о защите прав потребителей осуществлялось поэтапно, давая возможность гражданам использовать его положения для восстановления социальной справедливости. Закрепление на законодательном уровне основных прав потребителей, определение порядка их реализации, создание гражданско-правового механизма защиты свидетельствовали об усилении частноправового (гражданско-правового) начала в регулировании отношений с участием потребителей. Таким образом, несмотря на более чем двадцатилетнюю практику применения законодательства о защите прав потребителей и накопленный теоретический опыт, требуется поиск новых научных подходов к решению проблем защиты прав потребителей.
В частности, дискуссионными остаются вопросы о сфере применения законодательства о защите прав потребителей, роли договора в регулировании рассматриваемых отношений, не разработана теоретическая классификация прав потребителей как объекта правовой охраны. Кроме того, количество гражданских дел по защите прав потребителей, рассматриваемых судами общей юрисдикции, неуклонно растет, увеличивается доля судебных решений об отказе в удовлетворении по существу законных требований потребителей в результате избрания неверного способа защиты, неверного распределения бремени доказывания и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения по поводу последствий продажи товаров ненадлежащего качества по договору розничной купли - продажи.
Предметом исследования выступают нормы действующего отечественного законодательства регулирующего последствия продажи товаров ненадлежащего качества по договору розничной купли продажи, научная доктрина и материалы судебной практики на данной проблеме.
Целью настоящего исследования является выявление теоретических и практических проблем по вопросам последствий продажи товаров ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи, а также формирование предложений теоретического и практического характера, направленных на решение имеющихся проблем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- дать общую характеристику договора розничной купли-продажи;
- проанализировать последствия продажи товара с недостатками по договору розничной купли продажи.
Вопросы последствий продажи товаров ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи в той или иной мере затрагивались многими учеными-правоведами. Несмотря на то, что проблемы защиты прав потребителей вызывают повышенный интерес у исследователей, тем не менее, до настоящего времени комплексного и всестороннего исследования проблем последствий продажи товаров ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи не проводилось.
Методологической основой работы выступает общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Кроме того, применялись современные общенаучные, частнонаучные и специальные методы: сравнительный, системно-структурный, нормативно-логический, и др.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и включает введение, две главы, объединяющих девять параграфов, заключение, список использованной литературы.
После принятия 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (в ред. от 13.07.2015 г.) Закона РФ «О защите прав потребителей» граждане получили возможность прибегнуть к законным, цивилизованным способам защиты нарушенных прав. В процессе правоприменения изменилось и отношение государства к вопросам обеспечения прав граждан на рынке товаров и услуг. В течение последующих двадцати лет развитие законодательства о защите прав потребителей осуществлялось поэтапно, давая возможность гражданам использовать его положения для восстановления социальной справедливости. Закрепление на законодательном уровне основных прав потребителей, определение порядка их реализации, создание гражданско-правового механизма защиты свидетельствовали об усилении частноправового (гражданско-правового) начала в регулировании отношений с участием потребителей. Таким образом, несмотря на более чем двадцатилетнюю практику применения законодательства о защите прав потребителей и накопленный теоретический опыт, требуется поиск новых научных подходов к решению проблем защиты прав потребителей.
В частности, дискуссионными остаются вопросы о сфере применения законодательства о защите прав потребителей, роли договора в регулировании рассматриваемых отношений, не разработана теоретическая классификация прав потребителей как объекта правовой охраны. Кроме того, количество гражданских дел по защите прав потребителей, рассматриваемых судами общей юрисдикции, неуклонно растет, увеличивается доля судебных решений об отказе в удовлетворении по существу законных требований потребителей в результате избрания неверного способа защиты, неверного распределения бремени доказывания и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения по поводу последствий продажи товаров ненадлежащего качества по договору розничной купли - продажи.
Предметом исследования выступают нормы действующего отечественного законодательства регулирующего последствия продажи товаров ненадлежащего качества по договору розничной купли продажи, научная доктрина и материалы судебной практики на данной проблеме.
Целью настоящего исследования является выявление теоретических и практических проблем по вопросам последствий продажи товаров ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи, а также формирование предложений теоретического и практического характера, направленных на решение имеющихся проблем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- дать общую характеристику договора розничной купли-продажи;
- проанализировать последствия продажи товара с недостатками по договору розничной купли продажи.
Вопросы последствий продажи товаров ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи в той или иной мере затрагивались многими учеными-правоведами. Несмотря на то, что проблемы защиты прав потребителей вызывают повышенный интерес у исследователей, тем не менее, до настоящего времени комплексного и всестороннего исследования проблем последствий продажи товаров ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи не проводилось.
Методологической основой работы выступает общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Кроме того, применялись современные общенаучные, частнонаучные и специальные методы: сравнительный, системно-структурный, нормативно-логический, и др.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и включает введение, две главы, объединяющих девять параграфов, заключение, список использованной литературы.
Во - первых, необходимо ограничить субъектный состав договора розничной купли-продажи, указав, что покупателем по договору розничной купли-продажи может быть только физическое лицо - гражданин, изложив пункт 1 ст. 492 ГК РФ в следующей редакции: «1. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю- гражданину товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».
Во-вторых, исходя из анализа действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что договор розничной купли-продажи, являясь консенсуальным договором, считается заключенным при достижении продавцом и потребителем соглашения по всем существенным условиям договора (условия о предмете). Большинство договоров розничной купли- продажи заключаются и исполняются одновременно, поэтому заключаются в устной форме. В тех случаях, когда момент заключения договора розничной купли-продажи и момент его исполнения не совпадают (рассрочка платежа, продажа товара в кредит, продажа по образцам, продажа с условием доставки и т. п.), договор должен быть заключен в письменной форме, в том числе с использованием формуляров или иных стандартных форм, к положениям которых присоединяется покупатель. В подтверждение договора и его условий продавец выдает покупателю кассовый или товарный чек, при этом отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
На основании изложенного предлагается ст. 493 ГК РФ изложить в следующей редакции:
«Статья 493. Форма договора розничной купли-продажи
Договор розничной купли-продажи может быть заключен устно, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья ст. 428). В подтверждение договора и его условий продавец выдает покупателю кассовый или товарный чек, при этом отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий».
В-третьих, в целях обеспечения эффективной защиты прав потребителей и стимулирования продавцов (изготовителей, исполнителей) к добровольному удовлетворению требований потребителей, а также с учетом судебной практики считаем необходимым установить максимально возможный предел взыскиваемой неустойки при предъявлении претензий в отношении качества товаров (работ, услуг) в размере цены договора. При этом в Законе должна быть исключена возможность снижения размера неустойки в судебном порядке по ст. 333 ГК РФ. Таким образом, п. 5 ст. 13 Закона требуется изложить в следующей редакции: «Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке. В случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) суд не вправе снизить размер взыскиваемой суммы неустойки. При этом сумма взыскиваемой потребителем неустойки (пени) не может превышать цену товара, сумму предварительной оплаты товара, отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги)».
В-четвертых, отсутствие обязательного претензионного порядка урегулирования споров затрудняет реализацию таких гражданско-правовых
1. В целях конкретизации требований и до предъявления иска к изготовителю (исполнителю, продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) потребитель обязан направить ему письменную претензию.
2. В случае невозможности вручения претензии под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате ее получения, претензия потребителя направляется по почте заказным письмом и считается полученной адресатом по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
3. Претензия должна быть рассмотрена изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в сроки, установленные для удовлетворения отдельных требований потребителя. О результатах рассмотрения претензии изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан уведомить потребителя».
«Статья 16.2. Досудебная экспертиза качества товаров (работ)
1. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара (результата работы) продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара (результата работы) за свой счет. Экспертиза в отношении товара (результата работы) проводится в сроки, установленные статьями 20, 21, 22, 31 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы качества товара (результата работы) и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Выбор экспертного учреждения и даты проведения экспертизы осуществляется по соглашению сторон. Если стороны не пришли к согласию относительно экспертного учреждения, право выбора учреждения принадлежит потребителю. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) в случае несогласия с результатами экспертизы вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
2. В случае нарушения сроков проведения экспертизы, установленных настоящим Законом, потребитель вправе провести экспертизу в выбранном им экспертном учреждении, предварительно уведомив об этом изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), не исполнивший обязанности по проведению экспертизы в установленные законом сроки, надлежащим образом извещенный потребителем о дате и месте проведения экспертизы и не явившийся на ее проведение без уважительной причины, не вправе оспорить результаты экспертизы в судебном порядке».
В п. 2 предлагаемой ст. 16.2 прослеживается и разумный баланс: потребитель обязан уведомить продавца о проведении экспертизы, чтобы не лишать его права присутствовать на ней. Такое положение дисциплинирует потребителя и позволяет избежать возможности злоупотребления им предоставленным правом. В свою очередь, продавец под риском невозможности оспаривания результатов экспертизы в суде будет соблюдать установленные сроки для проведения экспертизы, и обеспечивать реализацию закрепленного в законодательстве о защите прав потребителей принципа полного освобождения потребителя от расходов, связанных с восстановлением и защитой его прав.
Во-вторых, исходя из анализа действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что договор розничной купли-продажи, являясь консенсуальным договором, считается заключенным при достижении продавцом и потребителем соглашения по всем существенным условиям договора (условия о предмете). Большинство договоров розничной купли- продажи заключаются и исполняются одновременно, поэтому заключаются в устной форме. В тех случаях, когда момент заключения договора розничной купли-продажи и момент его исполнения не совпадают (рассрочка платежа, продажа товара в кредит, продажа по образцам, продажа с условием доставки и т. п.), договор должен быть заключен в письменной форме, в том числе с использованием формуляров или иных стандартных форм, к положениям которых присоединяется покупатель. В подтверждение договора и его условий продавец выдает покупателю кассовый или товарный чек, при этом отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
На основании изложенного предлагается ст. 493 ГК РФ изложить в следующей редакции:
«Статья 493. Форма договора розничной купли-продажи
Договор розничной купли-продажи может быть заключен устно, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья ст. 428). В подтверждение договора и его условий продавец выдает покупателю кассовый или товарный чек, при этом отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий».
В-третьих, в целях обеспечения эффективной защиты прав потребителей и стимулирования продавцов (изготовителей, исполнителей) к добровольному удовлетворению требований потребителей, а также с учетом судебной практики считаем необходимым установить максимально возможный предел взыскиваемой неустойки при предъявлении претензий в отношении качества товаров (работ, услуг) в размере цены договора. При этом в Законе должна быть исключена возможность снижения размера неустойки в судебном порядке по ст. 333 ГК РФ. Таким образом, п. 5 ст. 13 Закона требуется изложить в следующей редакции: «Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке. В случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) суд не вправе снизить размер взыскиваемой суммы неустойки. При этом сумма взыскиваемой потребителем неустойки (пени) не может превышать цену товара, сумму предварительной оплаты товара, отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги)».
В-четвертых, отсутствие обязательного претензионного порядка урегулирования споров затрудняет реализацию таких гражданско-правовых
1. В целях конкретизации требований и до предъявления иска к изготовителю (исполнителю, продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) потребитель обязан направить ему письменную претензию.
2. В случае невозможности вручения претензии под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате ее получения, претензия потребителя направляется по почте заказным письмом и считается полученной адресатом по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
3. Претензия должна быть рассмотрена изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в сроки, установленные для удовлетворения отдельных требований потребителя. О результатах рассмотрения претензии изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан уведомить потребителя».
«Статья 16.2. Досудебная экспертиза качества товаров (работ)
1. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара (результата работы) продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара (результата работы) за свой счет. Экспертиза в отношении товара (результата работы) проводится в сроки, установленные статьями 20, 21, 22, 31 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы качества товара (результата работы) и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Выбор экспертного учреждения и даты проведения экспертизы осуществляется по соглашению сторон. Если стороны не пришли к согласию относительно экспертного учреждения, право выбора учреждения принадлежит потребителю. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) в случае несогласия с результатами экспертизы вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
2. В случае нарушения сроков проведения экспертизы, установленных настоящим Законом, потребитель вправе провести экспертизу в выбранном им экспертном учреждении, предварительно уведомив об этом изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), не исполнивший обязанности по проведению экспертизы в установленные законом сроки, надлежащим образом извещенный потребителем о дате и месте проведения экспертизы и не явившийся на ее проведение без уважительной причины, не вправе оспорить результаты экспертизы в судебном порядке».
В п. 2 предлагаемой ст. 16.2 прослеживается и разумный баланс: потребитель обязан уведомить продавца о проведении экспертизы, чтобы не лишать его права присутствовать на ней. Такое положение дисциплинирует потребителя и позволяет избежать возможности злоупотребления им предоставленным правом. В свою очередь, продавец под риском невозможности оспаривания результатов экспертизы в суде будет соблюдать установленные сроки для проведения экспертизы, и обеспечивать реализацию закрепленного в законодательстве о защите прав потребителей принципа полного освобождения потребителя от расходов, связанных с восстановлением и защитой его прав.
Подобные работы
- ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи при дистанционном способе
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Договор розничной купли-продажи и защита прав граждан-
потребителей в торговом обслуживании
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Субъективные права потребителя на качество и безопасность товаров, работ и услуг
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Договор розничной купли-продажи в сфере дистанционной торговли
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование договора розничной купли-продажи товаров в России и за рубежом
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Гражданско-правовая ответственности нарушение прав потребителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РОЗНИЧНАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА И ЗАЩИТА
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



