Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших 7 школьников
1.1 Формирование регулятивных универсальных учебных действий у
младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Анализ средств формирования регулятивных универсальных
учебных действий на уроках математики у младших школьников 28
1.3 Выявление уровня сформированности регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников
2.1 Разработка средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 49
2.2. Реализация разработанных средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 57
Заключение 67
Список использованных источников 69
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Е
В современном обществе происходит ряд процессов (глобализация экономики, стремительный технический прогресс, информатизация), которые влекут за собой смену приоритетов в развитии образования. Это приводит к необходимости подготовки в условиях системы образования выпускников, демонстрирующих такие качества, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, стремление и способность к непрерывному образованию в течение всей жизни. Подтверждение этому можно найти в документах, которые регламентируют основы современной образовательной политики в Российской Федерации: закон «Об образовании в Российской Федерации», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.), «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Федеральный образовательный стандарт начального общего образования.
Современный выпускник для того, чтобы успешно социализироваться, должен обладать не только суммой знаний, но и стремлением и умением самостоятельно осваивать новую информацию. В связи с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве одной из целей образования определено развитие личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия обеспечивают школьникам возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, создают условия для самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию, влияют на успешность достижения образовательных результатов [30].
По мнению авторов концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов), регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности обучающегося. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Регулятивные универсальные учебные действия связаны с формированием сознательности мышления, произвольности деятельности, поведения, взаимодействия с окружающими.
Несмотря на то, что авторами концепции определено значение регулятивных универсальных учебных действий в процессе развития у школьников умения учиться, вопрос о формировании данных учебных действий исследован не в полной мере [19].
Таким образом, существует противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к планируемым результатам в виде регулятивных универсальных учебных действий и недостаточной разработанностью педагогических средств по их формированию у обучающихся.
Важность преодоления указанного противоречия определяет проблему исследования, состоящую в недостаточной разработанности средств формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования: разработка и проверка опытно-экспериментальным путём результативности средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Предмет исследования: средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников будет более результативным, если на уроках математики обучающие будут использовать «Карту решения учебной задачи», предполагающую:
- разработку алгоритма решения учебной задачи;
- осуществление обучающимися контроля выполнения каждого действия в ходе решения учебной задачи;
- комплексный анализ обучающимися своих действий посредством самооценки, оценки со стороны других обучающихся и учителя.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические источники по проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
2. Проанализировать существующие средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Разработать средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
5. Проверить опытно-экспериментальным путём результативность разработанных средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы, обобщение профессионально-педагогического опыта формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников; эмпирические - формирующий эксперимент, наблюдение, беседа, экспертный опрос; статистические - качественный и количественный анализ.
Работа включает две главы, список используемой литературы, приложения.
Федеральный государственный образовательный стандарт определил целевую установку и основной результат начального общего образования - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями понимается «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта», а также «совокупность способов действий учащегося..., обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [30, c.27].
Формирование универсальных учебных действий учащихся означает получение образования более высокого уровня, обеспечивающего школьников опытом решения жизненно важных задач. Достижение указанного результата возможно при условии формирования у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий.
Значение регулятивных универсальных учебных действий в развитии личности обучающихся и недостаточность изучения проблемы их формирования у младших школьников определили актуальность данной бакалаврской работы. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий происходит в процессе организации учебной деятельности младших школьников, включающей следующие компоненты: учебный интерес, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценку, рефлексию и коррекцию. Для этого учащиеся должны быть включены в совместную с учителем учебную деятельность по решению учебных задач в качестве субъектов. В процессе такой работы формируются теоретическое мышление и рефлексия учащихся, что, по мнению В.В. Давыдова, А.З. Зака, Е.И. Исаева, способствует более успешному формированию регулятивных универсальных
Педагогическими средствами формирования РУУД являются формы организации учебной деятельности, виды деятельности учащихся, методы и приемы, средства фиксации достижений и трудностей учащихся, виды заданий, которые обеспечивают включенность учащихся в учебную деятельность, стимулируют ее, ориентируют учащихся на выполнение действий планирования, контроля, оценки.
Методами и приемами, которые могут использоваться как на уроке, так и на неурочных занятиях для формирования регулятивных УУД на уроках математики, являются: создание ситуации успеха и разрыва в знаниях, демонстрация антипримера, использование ключевых слов, деформированный план урока, план урока в виде моделей, карта знаний, применение цветовой диаграммы и т.д. Для формирования действий контроля и оценки используются различные формы оценочных и рефлексивных листов, листы продвижения, тетради достижений, портфолио. Данные педагогические средства позволяют не только включить учащихся в выполнение действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля и оценки, но и сделать эту работу разнообразной и интересной для школьников
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2010. — 158 с. : ил. — (Стандарты второго поколения).
2. Байбородова, Л.В., Кириченко, Е.Б., Паладьев, С.Л., Харисова, И.Г.
Технологии педагогической деятельности. - 2 часть. Организация
деятельности: учебное пособие / под. ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 316 с.
3. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2003. - 256с.
4. Бухвалов, В.А. Общая методика развивающего обучения. / В.А. Бухвалов. - Рига: Эксперимент, 2009. - 96 с.
5. Вахромеева, Т.А. Формирование и оценивание регулятивных универсальных учебных действий учащихся / Т.А. Вахромеева, Н.Н. Коробейникова //Управление начальной школой. - 2014. - №4 - с 27-32
6. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С.Г. Воровщиков // Управление начальной школой. - 2012. - №5. - с.33-40.
7. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. / А.Б. Воронцов. - М.: Рассказовъ, 2002. - 303с.
8. Воронцов, А.Б. Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях модернизации российского образования (методические рекомендации) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sch1133.mskobr.ru/files/voroncov_kniga_kod.pdf
9. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др : под ред А.Б.
10. Воронцов, А.Б. Учебная деятельность: введение в образовательную систему Эльконина-Давыдова. / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. - М.: Рассказовъ, 2004. - 304с.
11. Ежеленко, В.Б. Теория педагогического метода. Педагогические средства [Электронный ресурс] : Электронный научно-педагогический журнал Письма в Emissia. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2001/835.htm
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - с.384.
13. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 431с.
14. Иванова, В.А. Педагогика [Электронный ресурс] /В.А. Иванова, Т.В. Левина // Электронный учебно-методический комплекс. - Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/01_01.html
15. Ильясов, И.И. Структура процесса учения. / И.И. Ильясов. - М.: Изд-во Моск. университета, 1986. - с.199.
16. Исакова О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания /О.Ф. Исакова //Управление начальной школой. - 2013.- № 9 - с 11-21
17. Казанцева И.В. О формировании оценочной самостоятельности младших школьников / И.В. Казанцева, А.Б. Волкова, Н.М. Паздникова //Управление начальной школой. - 2015. - №5 - с 30-35
18. Ковалева К.С. Формирование регулятивных действий у младших школьников / К.С. Ковалева //Начальная школа. - 2015. - № 10 - с 56-58
19. Кузнецова, О.В Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения : дисс. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / Кузнецова Ольга Владимировна. - Ярославль, 2015. - 283 с.
20. Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В.Б. Лебединцев //Управление начальной школой. - 2012. - № 4 - с 22- 29
21. Лукьянович, А.К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе внеурочной деятельности / А.К. Лукьянович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - №9. - с. 225-227.
22. Матвеева, Е.И. Критериальное оценивание в начальной школе: Пособие для учителя / (Из опыта работы) // Е.И. Матвеева, О.Б. Панкова, И.Е. Патрикеева // Серия «Новые образовательные стандарты». - 3-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012 - 168 с.
23. Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс] :
Формирование. - Режим доступа:
http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/formirovanie
24. Педагогика развития: инициатива, самостоятельность,
ответственность: материалы 19-й науч. - практ. конф. Красноярск, апрель 2012 г. / отв. за выпуск Б.И. Хасан. Красноярск, 2013. 276 с.
25. Петерсон Л.Г. Этапы формирования у младших школьников универсальных учебных действий / Л.Г. Петерсон // Управление начальной школой. - 2012. - №2 - с 34-40
26. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учителя 1 кл. / под ред. А. Б. Воронцова. // Серия «Новые образовательные стандарты». - 2-е изд. - М., Вита-Пресс, 2011. - 192 с.
27. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ Школьных технологий, 2005. - 192с.
28. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175с
29. Фам Тхи Зьеу Тху, Обучение действию планирования при решении стереометрических задач / Фам Тхи Зьеу Тху // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика.- Кострома, 2014. - Т. 20, № 4. - С. 38 - 40
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // приказ МОН РФ от 6 октября 2009 г. №373
31. Федотова, А.В. Роль универсальных учебных действий в системе
современного общего образования [Электронный ресурс]: Занков.ги. Система развивающего обучения. - Режим доступа:
http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866
32. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Фокин. - М.: Издательский дом «Академия», 2006. - 240с
33. Цукерман Г.А. Учебная самостоятельность [Электронный ресурс]: Виртуальный методический справочник. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/cukerman-g-a-ocenocnaa- samostoatelnost
34. Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. - Глазов, 2012. - 144 с.
35. Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Эльконин // Педагогический родник. - 2008. - №6. - с.6-8.