Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников
|
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших 7 школьников
1.1 Формирование регулятивных универсальных учебных действий у
младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Анализ средств формирования регулятивных универсальных
учебных действий на уроках математики у младших школьников 28
1.3 Выявление уровня сформированности регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников
2.1 Разработка средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 49
2.2. Реализация разработанных средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 57
Заключение 67
Список использованных источников 69
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Е
Глава 1. Теоретические предпосылки проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших 7 школьников
1.1 Формирование регулятивных универсальных учебных действий у
младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Анализ средств формирования регулятивных универсальных
учебных действий на уроках математики у младших школьников 28
1.3 Выявление уровня сформированности регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников
2.1 Разработка средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 49
2.2. Реализация разработанных средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 57
Заключение 67
Список использованных источников 69
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Е
В современном обществе происходит ряд процессов (глобализация экономики, стремительный технический прогресс, информатизация), которые влекут за собой смену приоритетов в развитии образования. Это приводит к необходимости подготовки в условиях системы образования выпускников, демонстрирующих такие качества, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, стремление и способность к непрерывному образованию в течение всей жизни. Подтверждение этому можно найти в документах, которые регламентируют основы современной образовательной политики в Российской Федерации: закон «Об образовании в Российской Федерации», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.), «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Федеральный образовательный стандарт начального общего образования.
Современный выпускник для того, чтобы успешно социализироваться, должен обладать не только суммой знаний, но и стремлением и умением самостоятельно осваивать новую информацию. В связи с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве одной из целей образования определено развитие личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия обеспечивают школьникам возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, создают условия для самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию, влияют на успешность достижения образовательных результатов [30].
По мнению авторов концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов), регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности обучающегося. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Регулятивные универсальные учебные действия связаны с формированием сознательности мышления, произвольности деятельности, поведения, взаимодействия с окружающими.
Несмотря на то, что авторами концепции определено значение регулятивных универсальных учебных действий в процессе развития у школьников умения учиться, вопрос о формировании данных учебных действий исследован не в полной мере [19].
Таким образом, существует противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к планируемым результатам в виде регулятивных универсальных учебных действий и недостаточной разработанностью педагогических средств по их формированию у обучающихся.
Важность преодоления указанного противоречия определяет проблему исследования, состоящую в недостаточной разработанности средств формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования: разработка и проверка опытно-экспериментальным путём результативности средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Предмет исследования: средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников будет более результативным, если на уроках математики обучающие будут использовать «Карту решения учебной задачи», предполагающую:
- разработку алгоритма решения учебной задачи;
- осуществление обучающимися контроля выполнения каждого действия в ходе решения учебной задачи;
- комплексный анализ обучающимися своих действий посредством самооценки, оценки со стороны других обучающихся и учителя.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические источники по проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
2. Проанализировать существующие средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Разработать средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
5. Проверить опытно-экспериментальным путём результативность разработанных средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы, обобщение профессионально-педагогического опыта формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников; эмпирические - формирующий эксперимент, наблюдение, беседа, экспертный опрос; статистические - качественный и количественный анализ.
Работа включает две главы, список используемой литературы, приложения.
Современный выпускник для того, чтобы успешно социализироваться, должен обладать не только суммой знаний, но и стремлением и умением самостоятельно осваивать новую информацию. В связи с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве одной из целей образования определено развитие личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия обеспечивают школьникам возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, создают условия для самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию, влияют на успешность достижения образовательных результатов [30].
По мнению авторов концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов), регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности обучающегося. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Регулятивные универсальные учебные действия связаны с формированием сознательности мышления, произвольности деятельности, поведения, взаимодействия с окружающими.
Несмотря на то, что авторами концепции определено значение регулятивных универсальных учебных действий в процессе развития у школьников умения учиться, вопрос о формировании данных учебных действий исследован не в полной мере [19].
Таким образом, существует противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к планируемым результатам в виде регулятивных универсальных учебных действий и недостаточной разработанностью педагогических средств по их формированию у обучающихся.
Важность преодоления указанного противоречия определяет проблему исследования, состоящую в недостаточной разработанности средств формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования: разработка и проверка опытно-экспериментальным путём результативности средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Предмет исследования: средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников будет более результативным, если на уроках математики обучающие будут использовать «Карту решения учебной задачи», предполагающую:
- разработку алгоритма решения учебной задачи;
- осуществление обучающимися контроля выполнения каждого действия в ходе решения учебной задачи;
- комплексный анализ обучающимися своих действий посредством самооценки, оценки со стороны других обучающихся и учителя.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические источники по проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
2. Проанализировать существующие средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Разработать средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
5. Проверить опытно-экспериментальным путём результативность разработанных средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы, обобщение профессионально-педагогического опыта формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников; эмпирические - формирующий эксперимент, наблюдение, беседа, экспертный опрос; статистические - качественный и количественный анализ.
Работа включает две главы, список используемой литературы, приложения.
Федеральный государственный образовательный стандарт определил целевую установку и основной результат начального общего образования - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями понимается «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта», а также «совокупность способов действий учащегося..., обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [30, c.27].
Формирование универсальных учебных действий учащихся означает получение образования более высокого уровня, обеспечивающего школьников опытом решения жизненно важных задач. Достижение указанного результата возможно при условии формирования у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий.
Значение регулятивных универсальных учебных действий в развитии личности обучающихся и недостаточность изучения проблемы их формирования у младших школьников определили актуальность данной бакалаврской работы. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий происходит в процессе организации учебной деятельности младших школьников, включающей следующие компоненты: учебный интерес, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценку, рефлексию и коррекцию. Для этого учащиеся должны быть включены в совместную с учителем учебную деятельность по решению учебных задач в качестве субъектов. В процессе такой работы формируются теоретическое мышление и рефлексия учащихся, что, по мнению В.В. Давыдова, А.З. Зака, Е.И. Исаева, способствует более успешному формированию регулятивных универсальных
Педагогическими средствами формирования РУУД являются формы организации учебной деятельности, виды деятельности учащихся, методы и приемы, средства фиксации достижений и трудностей учащихся, виды заданий, которые обеспечивают включенность учащихся в учебную деятельность, стимулируют ее, ориентируют учащихся на выполнение действий планирования, контроля, оценки.
Методами и приемами, которые могут использоваться как на уроке, так и на неурочных занятиях для формирования регулятивных УУД на уроках математики, являются: создание ситуации успеха и разрыва в знаниях, демонстрация антипримера, использование ключевых слов, деформированный план урока, план урока в виде моделей, карта знаний, применение цветовой диаграммы и т.д. Для формирования действий контроля и оценки используются различные формы оценочных и рефлексивных листов, листы продвижения, тетради достижений, портфолио. Данные педагогические средства позволяют не только включить учащихся в выполнение действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля и оценки, но и сделать эту работу разнообразной и интересной для школьников
Формирование универсальных учебных действий учащихся означает получение образования более высокого уровня, обеспечивающего школьников опытом решения жизненно важных задач. Достижение указанного результата возможно при условии формирования у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий.
Значение регулятивных универсальных учебных действий в развитии личности обучающихся и недостаточность изучения проблемы их формирования у младших школьников определили актуальность данной бакалаврской работы. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий происходит в процессе организации учебной деятельности младших школьников, включающей следующие компоненты: учебный интерес, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценку, рефлексию и коррекцию. Для этого учащиеся должны быть включены в совместную с учителем учебную деятельность по решению учебных задач в качестве субъектов. В процессе такой работы формируются теоретическое мышление и рефлексия учащихся, что, по мнению В.В. Давыдова, А.З. Зака, Е.И. Исаева, способствует более успешному формированию регулятивных универсальных
Педагогическими средствами формирования РУУД являются формы организации учебной деятельности, виды деятельности учащихся, методы и приемы, средства фиксации достижений и трудностей учащихся, виды заданий, которые обеспечивают включенность учащихся в учебную деятельность, стимулируют ее, ориентируют учащихся на выполнение действий планирования, контроля, оценки.
Методами и приемами, которые могут использоваться как на уроке, так и на неурочных занятиях для формирования регулятивных УУД на уроках математики, являются: создание ситуации успеха и разрыва в знаниях, демонстрация антипримера, использование ключевых слов, деформированный план урока, план урока в виде моделей, карта знаний, применение цветовой диаграммы и т.д. Для формирования действий контроля и оценки используются различные формы оценочных и рефлексивных листов, листы продвижения, тетради достижений, портфолио. Данные педагогические средства позволяют не только включить учащихся в выполнение действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля и оценки, но и сделать эту работу разнообразной и интересной для школьников
Подобные работы
- Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения математике в 5-6 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Формирование регулятивных учебных действий в 5-6 классах (Методика обучения математике, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения математике в 5-6 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ 5- 6-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ДЕСЯТИЧНЫЕ И ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методических материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019



