Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников

Работа №25434

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
884
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших 7 школьников
1.1 Формирование регулятивных универсальных учебных действий у
младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Анализ средств формирования регулятивных универсальных
учебных действий на уроках математики у младших школьников 28
1.3 Выявление уровня сформированности регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников
2.1 Разработка средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 49
2.2. Реализация разработанных средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников 57
Заключение 67
Список использованных источников 69
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Е


В современном обществе происходит ряд процессов (глобализация экономики, стремительный технический прогресс, информатизация), которые влекут за собой смену приоритетов в развитии образования. Это приводит к необходимости подготовки в условиях системы образования выпускников, демонстрирующих такие качества, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, стремление и способность к непрерывному образованию в течение всей жизни. Подтверждение этому можно найти в документах, которые регламентируют основы современной образовательной политики в Российской Федерации: закон «Об образовании в Российской Федерации», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.), «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Федеральный образовательный стандарт начального общего образования.
Современный выпускник для того, чтобы успешно социализироваться, должен обладать не только суммой знаний, но и стремлением и умением самостоятельно осваивать новую информацию. В связи с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве одной из целей образования определено развитие личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия обеспечивают школьникам возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, создают условия для самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию, влияют на успешность достижения образовательных результатов [30].
По мнению авторов концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов), регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности обучающегося. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Регулятивные универсальные учебные действия связаны с формированием сознательности мышления, произвольности деятельности, поведения, взаимодействия с окружающими.
Несмотря на то, что авторами концепции определено значение регулятивных универсальных учебных действий в процессе развития у школьников умения учиться, вопрос о формировании данных учебных действий исследован не в полной мере [19].
Таким образом, существует противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к планируемым результатам в виде регулятивных универсальных учебных действий и недостаточной разработанностью педагогических средств по их формированию у обучающихся.
Важность преодоления указанного противоречия определяет проблему исследования, состоящую в недостаточной разработанности средств формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования: разработка и проверка опытно-экспериментальным путём результативности средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Предмет исследования: средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников будет более результативным, если на уроках математики обучающие будут использовать «Карту решения учебной задачи», предполагающую:
- разработку алгоритма решения учебной задачи;
- осуществление обучающимися контроля выполнения каждого действия в ходе решения учебной задачи;
- комплексный анализ обучающимися своих действий посредством самооценки, оценки со стороны других обучающихся и учителя.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические источники по проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
2. Проанализировать существующие средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Разработать средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
5. Проверить опытно-экспериментальным путём результативность разработанных средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы, обобщение профессионально-педагогического опыта формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников; эмпирические - формирующий эксперимент, наблюдение, беседа, экспертный опрос; статистические - качественный и количественный анализ.
Работа включает две главы, список используемой литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Федеральный государственный образовательный стандарт определил целевую установку и основной результат начального общего образования - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями понимается «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта», а также «совокупность способов действий учащегося..., обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [30, c.27].
Формирование универсальных учебных действий учащихся означает получение образования более высокого уровня, обеспечивающего школьников опытом решения жизненно важных задач. Достижение указанного результата возможно при условии формирования у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий.
Значение регулятивных универсальных учебных действий в развитии личности обучающихся и недостаточность изучения проблемы их формирования у младших школьников определили актуальность данной бакалаврской работы. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий происходит в процессе организации учебной деятельности младших школьников, включающей следующие компоненты: учебный интерес, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценку, рефлексию и коррекцию. Для этого учащиеся должны быть включены в совместную с учителем учебную деятельность по решению учебных задач в качестве субъектов. В процессе такой работы формируются теоретическое мышление и рефлексия учащихся, что, по мнению В.В. Давыдова, А.З. Зака, Е.И. Исаева, способствует более успешному формированию регулятивных универсальных
Педагогическими средствами формирования РУУД являются формы организации учебной деятельности, виды деятельности учащихся, методы и приемы, средства фиксации достижений и трудностей учащихся, виды заданий, которые обеспечивают включенность учащихся в учебную деятельность, стимулируют ее, ориентируют учащихся на выполнение действий планирования, контроля, оценки.
Методами и приемами, которые могут использоваться как на уроке, так и на неурочных занятиях для формирования регулятивных УУД на уроках математики, являются: создание ситуации успеха и разрыва в знаниях, демонстрация антипримера, использование ключевых слов, деформированный план урока, план урока в виде моделей, карта знаний, применение цветовой диаграммы и т.д. Для формирования действий контроля и оценки используются различные формы оценочных и рефлексивных листов, листы продвижения, тетради достижений, портфолио. Данные педагогические средства позволяют не только включить учащихся в выполнение действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля и оценки, но и сделать эту работу разнообразной и интересной для школьников



1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2010. — 158 с. : ил. — (Стандарты второго поколения).
2. Байбородова, Л.В., Кириченко, Е.Б., Паладьев, С.Л., Харисова, И.Г.
Технологии педагогической деятельности. - 2 часть. Организация
деятельности: учебное пособие / под. ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 316 с.
3. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2003. - 256с.
4. Бухвалов, В.А. Общая методика развивающего обучения. / В.А. Бухвалов. - Рига: Эксперимент, 2009. - 96 с.
5. Вахромеева, Т.А. Формирование и оценивание регулятивных универсальных учебных действий учащихся / Т.А. Вахромеева, Н.Н. Коробейникова //Управление начальной школой. - 2014. - №4 - с 27-32
6. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С.Г. Воровщиков // Управление начальной школой. - 2012. - №5. - с.33-40.
7. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. / А.Б. Воронцов. - М.: Рассказовъ, 2002. - 303с.
8. Воронцов, А.Б. Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях модернизации российского образования (методические рекомендации) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sch1133.mskobr.ru/files/voroncov_kniga_kod.pdf
9. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др : под ред А.Б.
10. Воронцов, А.Б. Учебная деятельность: введение в образовательную систему Эльконина-Давыдова. / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. - М.: Рассказовъ, 2004. - 304с.
11. Ежеленко, В.Б. Теория педагогического метода. Педагогические средства [Электронный ресурс] : Электронный научно-педагогический журнал Письма в Emissia. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2001/835.htm
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - с.384.
13. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 431с.
14. Иванова, В.А. Педагогика [Электронный ресурс] /В.А. Иванова, Т.В. Левина // Электронный учебно-методический комплекс. - Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/01_01.html
15. Ильясов, И.И. Структура процесса учения. / И.И. Ильясов. - М.: Изд-во Моск. университета, 1986. - с.199.
16. Исакова О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания /О.Ф. Исакова //Управление начальной школой. - 2013.- № 9 - с 11-21
17. Казанцева И.В. О формировании оценочной самостоятельности младших школьников / И.В. Казанцева, А.Б. Волкова, Н.М. Паздникова //Управление начальной школой. - 2015. - №5 - с 30-35
18. Ковалева К.С. Формирование регулятивных действий у младших школьников / К.С. Ковалева //Начальная школа. - 2015. - № 10 - с 56-58
19. Кузнецова, О.В Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения : дисс. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / Кузнецова Ольга Владимировна. - Ярославль, 2015. - 283 с.
20. Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В.Б. Лебединцев //Управление начальной школой. - 2012. - № 4 - с 22- 29
21. Лукьянович, А.К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе внеурочной деятельности / А.К. Лукьянович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - №9. - с. 225-227.
22. Матвеева, Е.И. Критериальное оценивание в начальной школе: Пособие для учителя / (Из опыта работы) // Е.И. Матвеева, О.Б. Панкова, И.Е. Патрикеева // Серия «Новые образовательные стандарты». - 3-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012 - 168 с.
23. Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс] :
Формирование. - Режим доступа:
http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/formirovanie
24. Педагогика развития: инициатива, самостоятельность,
ответственность: материалы 19-й науч. - практ. конф. Красноярск, апрель 2012 г. / отв. за выпуск Б.И. Хасан. Красноярск, 2013. 276 с.
25. Петерсон Л.Г. Этапы формирования у младших школьников универсальных учебных действий / Л.Г. Петерсон // Управление начальной школой. - 2012. - №2 - с 34-40
26. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учителя 1 кл. / под ред. А. Б. Воронцова. // Серия «Новые образовательные стандарты». - 2-е изд. - М., Вита-Пресс, 2011. - 192 с.
27. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ Школьных технологий, 2005. - 192с.
28. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175с
29. Фам Тхи Зьеу Тху, Обучение действию планирования при решении стереометрических задач / Фам Тхи Зьеу Тху // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика.- Кострома, 2014. - Т. 20, № 4. - С. 38 - 40
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // приказ МОН РФ от 6 октября 2009 г. №373
31. Федотова, А.В. Роль универсальных учебных действий в системе
современного общего образования [Электронный ресурс]: Занков.ги. Система развивающего обучения. - Режим доступа:
http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866
32. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Фокин. - М.: Издательский дом «Академия», 2006. - 240с
33. Цукерман Г.А. Учебная самостоятельность [Электронный ресурс]: Виртуальный методический справочник. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/cukerman-g-a-ocenocnaa- samostoatelnost
34. Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. - Глазов, 2012. - 144 с.
35. Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Эльконин // Педагогический родник. - 2008. - №6. - с.6-8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ