Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса

Работа №25405

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
688
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ 6
1.1. Информирование избирателей и предвыборная агитация по российскому законодательству 6
1.2 Методы и формы агитационного воздействия. 20
1.3 Сравнительный анализ предвыборной агитации в Российской Федерации и в
других странах 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ 39
2.1. Проведение предвыборной агитации посредством СМИ. 39
2.2. Проведение предвыборной агитации посредством выпуска печатных
агитационных материалов. 52
2.3. Проведение предвыборной агитации путём организации публичных
массовых мероприятий. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Право на предвыборную агитацию является одним из важнейших избирательных прав граждан, вытекающим из фундаментальных конституционных ценностей. Данное право позволяет гражданам через выборы повлиять на формирование органов государственной и муниципальной власти, на определение направлений их последующей деятельности и, в конечном счете, на политическую линию развития общества и государства.
В современном обществе информационное обеспечение выборов является важной стадией избирательного процесса, в ходе которой граждане имеют право реализовать свои конституционные права. Элементами информационного обеспечения являются информирование граждан и предвыборная агитация. Субъекты данной деятельности имеют право распространять информацию о кандидатах, их программах, о выборах в целом, что позволяет сделать осознанный выбор.
В литературе до сих пор не пришли к единому мнению относительно разграничения понятий «предвыборная агитация» и «информирование избирателей». Однако большинство подходов сводится к тому, что именно предвыборная агитация является подъемом избирательного процесса, на основе которого раскрывается вся политическая сторона избирательного права.
В данной выпускной квалификационной работе проанализированы имеющиеся подходы специалистов к определению критериев разграничения понятий, детально изучены методы и формы проведения предвыборной агитации, проведен сравнительный анализ проведения агитации в Российской Федерации и других странах, а также предложены возможные пути решения выявленных в этой сфере проблем.
Тема выпускной квалификационной работы на сегодняшний день является актуальной, так как изучение предвыборной агитации как самостоятельной стадии избирательного процесса вызывает множество проблем из-за регулярных изменений в законодательстве. Способы формирования государственных и муниципальных органов привели к повышению статуса института выборов в Российской Федерации, а потому данная проблема нуждается в более глубокой и детальной разработке.
Целью выпускного квалификационного исследования является комплексное изучение феномена предвыборной агитации, для чего были поставлены следующие задачи:
1) изучение специфики понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация», выявление критериев их разграничений, обобщение научных подходов относительно данного вопроса;
2) анализ понятия «предвыборная агитация» и выявление признаков, характеризующих данную категорию;
3) раскрытие методов и форм предвыборной агитации, их соотношение;
4) изучение действующего законодательства Российской Федерации, закрепляющего процедуру проведения предвыборной агитации
5) исследование правового регулирования предвыборной агитации в России и сравнение с законодательством и спецификой проведения в других странах;
6) формулирование предложений по совершенствованию законодательства в области предвыборной агитации;
7) анализ проведения предвыборной агитации посредством СМИ, проведения публичных мероприятий, выпуска печатных агитационных материалов и выявление основных проблем;
Объектом выпускного квалификационного исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся на стадии предвыборной агитации.
Предметом исследования является действующее законодательство, регулирующее проведение агитационной деятельности.
Нормативная основа работа представлена системой действующих нормативных правовых актов, включая Конституцию РФ, Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ, Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ, Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». Наряду с федеральным законодательством проанализировано избирательное законодательство иностранных государств.
Научная основа работы представлена трудами отечественных правоведов, исследовавших феномен предвыборной агитации: Т.В. Нечипоренко, С.В. Большакова, Л.Т. Аглеевой, Н.В. Хачатурова, П.С. Чудова, В.Н Фалькова, Ю.С. Белоус, Ю.А. Дмитриева, Л.В. Тумановой, А.Г. Головина и других.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и частнонаучные методы: системный, логический, исторический и сравнительно-правовой.
Научная новизна работы заключается в системном подходе к изучению предвыборной агитации, учитывая изменения в избирательном законодательстве Российской Федерации. С учетом результатов анализа действующего законодательства, даются предложения по совершенствованию соответствующих норм федерального законодательства о выборах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Каждая глава состоит из трех параграфов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования был выполнен анализ стадии предвыборной агитации, где были рассмотрены основные черты, правовое регулирование, формы и методы, сравнение с особенностями агитации в других странах, а также выявлены проблемы в применении избирательного законодательства РФ.
Предвыборная агитация является самостоятельной стадией избирательного процесса, через который происходит претворение власти народа в аппарат представительных органов публичной власти и выборных должностных лиц .
В качестве самостоятельной стадии следует выделять именно предвыборную агитацию, а не информационное обеспечение выборов, включающее в себя, наряду с агитацией, информирование избирателей.
Отношения, возникающие на данной стадии, определяют содержание всего процесса проведения выборов, поэтому перед законодателем стоит цель выработать единое законодательство без размытости механизма регулирования.
Источники, регулирующие институт предвыборной агитации, делятся на несколько ступеней: первое место занимает Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой, далее следует федеральное законодательство, третий уровень составляют подзаконные нормативные акты и акты ЦИК РФ, на четвертом уровне находится законодательство субъектов, последний уровень составляют акты органов местного самоуправления.
Анализ института предвыборной агитации в данной выпускной квалификационной работе позволил сделать следующие выводы.
Во-первых, необходимость разграничения понятий "предвыборная агитация" и "информирование избирателей". Отсутствие легального определения порождает ряд проблем и является пробелом в российском законодательстве. Мы считаем, что критерием разграничения понятий является наличие либо отсутствие информации, побуждающей к голосованию за или против кандидата или избирательного объединения.
Во-вторых, изучение феномена предвыборной агитации позволило сформулировать определения понятия и выделить следующие признаки:
- деятельность,
- цель деятельности - формирование мнения избирателей,
- осуществляется в рамках избирательных правоотношений,
- является самостоятельной стадией избирательного процесса,
- проводится специальными субъектами агитационной деятельности,
- является гарантией реализации гражданами конституционных прав.
В-третьих, несогласованность норм и отсутствие чёткого разграничения перечней форм и методов агитационного воздействия усугубляют проблемы понимания и правоприменения на практике. Мы считаем, что под методами стоит понимать совокупность определённых средств, с помощью которых происходит воздействие на сознание и волю избирателей, в то время как под формами следует понимать деятельность субъектов агитационной деятельности, направленную на достижение цели агитации.
В-четвертых, законодательно закрепленному перечню методов агитационного воздействия считаем необходимым добавить агитацию путём размещения агитационных материалов в сети "Интернет" из-за постоянного развития общественных отношений и информационных технологий.
В-пятых, одним из самых эффективных средств агитационного воздействия является агитация посредством средств массовой информации. Наше предложение состоит в необходимости проведения агитационных действий исключительно в период прайм-тайма для наиболее полного обеспечения гарантий граждан. Данное положение представляется целесообразным для того, чтобы позволить кандидатам и избирательным объединениям донести программу до наиболее широкого круга граждан РФ. Кроме того, непосредственно избиратели имеют право на получение информации о выборах, и в данный временной промежуток повышается их зрительский интерес.
В-шестых, наиболее ярко стоит проблема использования кандидатами своего должностного положения в процессе проведения агитации. Кандидаты, занимающие государственные или выборные муниципальные должности или состоящие на государственной или муниципальной службе при проведении своей избирательной кампании, на наш взгляд, обязаны уйти в неоплачиваемый отпуск для ведения агитации. Данное положение следует ввести для того, чтобы вышеперечисленные лица не злоупотребляли своим положением, то есть не смогли воспользоваться служебным транспортом, техникой, заработанным авторитетом, привлечением подчиненных к агитации и сбору подписей.
В-седьмых, касаемо агитации посредством выпуска печатных агитационных материалов хотелось бы выделить следующую проблему. Одним из требований изготовления таких материалов является предварительная оплата агитационных материалов. На практике можно столкнуться с проблемой, когда кандидаты распространяют печатный материал в дни, когда агитация запрещена законом. Для этого необходимо в законе установить меры, направленные на пресечение таких фактов.
В-восьмых, предвыборная агитация посредством проведения публичных массовых мероприятий должна проводить не только с учётом требований, установленных ФЗ "Об основных гарантиях..", но и в порядке, установленном ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Основные проблемы на практике заключаются в регулировании общественного порядка во время их проведения, которые можно устранить, регламентировав в законе права и обязанности всех участников мероприятий, отграничив мероприятия агитационного характера от иных мероприятий.
Предвыборная агитация как самостоятельная стадия избирательного процесса является кульминационной в борьбе за власть. Рассмотренные в данной работе выводы явно дают понять, что необходимо внести изменения в действующее законодательство, связанные с уточнением некоторых положений, с целью повышения эффективности регулирования общественных отношений и совершенствования механизма данной стадии.



1. Конституция Российской Федерации (ред. 21.07.2014) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31. Ст. 4398.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // СЗ РФ от 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 19.07.1997 г. (утратил силу) // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях [Электронный ресурс]: федер. закон от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ // Российская газета. 2004.
5. О выборах Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2003. № 2. Ст. 171.
6. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ (в ред. от 14.07.2015 г. № 272-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014. № 8. Ст. 740.
2. Специальная литература
7. Аглеева, Л. Т. Предвыборная агитация в избирательном праве Российской Федерации (вопросы теории и практики) : дис. ... канд. юрид. наук 12.00.02 / Аглеева Лилия Тахиряновна. - Екатеринбург, 2006. - 126 с
8. Андреев, А. А. Политические телевизионные дебаты: их роль в избирательных кампаниях, социально-психологические и жанровые особенности : дис. . канд. фил. наук : 10.01.10 / Андрей Анатольевич Андреев. - Москва, 2004. 318 с.
9. Андреева, Л. А., Перетягина, Л. В. К вопросу об агитации в избирательном процессе / Л. А. Андреева, Л. В. Перетягина // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXVI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК. - 2016. - № 10(60). - С. 52-64.
10. Башаев, З. Ш. Правовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации : автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02 / Башаев Зелимхан Шарпудинович. - Москва, 2006. - С. 15.
11. Белоус, Ю. С. Конституционно-правовые основы разграничения предвыборной агитации и информационного обеспечения выборов в Российской Федерации : автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02 / Белоус Юлия Сергеевна. - СПб, 2009. - С. 8.
12. Биктагиров, Р. Т., Кинзягулов, Б.И. Курс современного избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика. - Уфа : ГУП "Уфимский полиграфкомбинат", 2007. - Т. 1.
13. Биктагиров, Р. Т., Фомин, A. A. Президент Российской Федерации: конституционный статус и порядок выборов : учеб.-науч. изд. / Р. Т. Биктагиров, А. А. Фомин ; [предисл. И. Ахметзянова]. - Казань : Идел-Пресс, 2006. - 377 с.
14. Большаков, С. В., Головин, А. Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. - Москва : РЦОИТ. - 2007. - 301 с.
15. Большаков, С. В. Правовое регулирование участия средств массовой информации в избирательном процессе : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Сергей Владимирович Большаков. - М., 2002. - 198 с.
16. Бондарь, Н. С., Джагарян, А. А., Хачатуров, Н. В. Предвыборная агитация: теория и практика / отв. Ред. Бондарь. Н. С. - М. : Городец: формула права, 2004. - 202 с.
17. Бразилия. Конституция // Энциклопедия Кругосвет : [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gosudarstvo-i-
politika/braziliya-konstitutsiya (дата обращения 13.04.2017 г.).
18. Вельяшева, О. Ю. Средства массовой информации и выборы в Российской Федерации / Доклад заместителя Председателя ЦИК России О.Ю.Вельяшева (Мехико, 19 октября 2005 года) // Вестник ЦИК России. - 2005. - № 2 (193).
19. Воробьев, Н. И., Никулин, В. В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации : учебное пособие. - Тамбов : ТГТУ. - 2005.
20. Голованов, Д. А. Россия: право на предвыборную агитацию - трансформация института? / Д. А. Голованов // Сравнительное конституционное обозрение. - 2006. - № 3.
21. Головин, А. Г. Избирательное право России : курс лекций. - М. : НОРМА, 2007. - 336 с.
22. Горшкова, М. С. Политические теледебаты как часть избирательной кампании. Эволюция института теледебатов в политической системе США / М. С. Горшкова // Современные тенденции общественных наук: политология, социология, философия. - 2011.
23. Дмитриев, Ю. А. Народовластие в России - очерки истории и современное состояние. - М. : Манускрипт, 1997. - 292 с.
24. Журавлев, В.П. Средства массовой информации на выборах / В.П. Кузьмин // Журнал о выборах. - 2005. - № 2.
25. Зарубежное избирательное право : учебное пособие / А. С. Автономов, Ю. А. Веденеев, О. В. Дегтярева [и др.]. - М. : Норма, 2003. - 208 с.
26. Зелинский, Я. В. Формы и методы предвыборной агитации: проблемы идентификации // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2013. - № 2 (49). С. 37-40.
27. Зотова, З. М. Предвыборная программа - основной ресурс избирательной кампании / Амелин В. Н., Федоркин Н. С. // Москва : РЦОИТ. - 2001. - 96 с.
28. Иванов, В.В. Роль средств массовой информации в избирательном процессе / В. В. Иванов. // Обеспечение законности и правопорядка в ходе избирательных кампаний. - СПб., 2006. - С.52-55.
29. Игнатенко, В. В. Предвыборная агитация: особенности законодательного регулирования судебной практики разрешения избирательных споров // Избирательное право. - 2012. - № 1. - С. 4-8.
30. Избирательное право Российской Федерации: учебник / под ред. И. В. Захарова, А. Н. Кокотова. - М., 2014. - 444 с.
31. Избирательное право : учебник / под ред. Ю. А. Дмитриева, В. Б. Испраелян. - М., 2008. - 312 с.
32. Кара-Мурза, С. Г Манипуляция сознанием. - М. : Алгоритм, 2004. - 864 с.
33. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / Баглай М. В. - 8-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2009. 800 с.
34. Конституция и законодательные акты. М. : Прогресс, 1989. - 448 с.
35. Копейко, К. П. Предвыборная агитация и информирование избирателей: проблемы соотношения понятий / К.П. Копейко // Молодёжь и наука - третье тысячелетие. - Мурманск: МАЭУ, 2011. - 140 с.
36. Князев, С. Д. Становление избирательного права России. - Владивосток, 1999. - 160 с.
37. Кравцов, В. М. Административно-правовая охрана общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций : автореф. дис. . канд. юрид. наук / В. М. Кравцов. - М., 1991. - 24 с.
38. Кошемарина, С. В. Правовое регулирование информационного обеспечения выборов в Российской Федерации: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.ю.н.: Спец. 12.00.02. / С. В. Кошемарина. - М., 2006. - 22 с.
39. Митюшев, Д. И. Административная ответственность за нарушение в сфере информационного обеспечения выборов (обобщение административной практики за период избирательных кампаний в Республике Коми в 2006-2008 годах) / под общ. ред. Избирательной комиссии Республики Коми. - Сыктывкар, 2008. - 235 с.
40. Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. - М.: Комиссия по политике телевидения и радиовещания, 1996. - 96 с.
41. Нечипоренко, Т. В. Зарубежный опыт проведения предвыборных теле- и радиодебатов / Т. В. Нечипоренко // Государство и право. - 2013. - №1 - С. 83-90.
42. Нечипоренко, Т. В. Информационное обеспечение выборов - институт избирательного законодательства Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.02 / Нечипоренко Таисия Владимировна. - Москва, 2010. - 22 с.
43. Ныров, Б. Ф. Состояние законодательства относительно информирования населения в ходе муниципальных выборов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - № 9. - С. 28-35.
44. Парасюк, Д. В. Информирование избирателей как гарантия реализации избирательных прав граждан Российской Федерации // Научная сеть «Современное право». - 2016. - № 2.
45. Попова, О. О. Конституционно-правовой институт предвыборной агитации в Российской Федерации: проблемы теории и практики : автореф. дис. . канд. юрид. наук / Попова Олеся Олеговна. - М., 2015. - 36 с.
46. Светличная, Ю. С. Принципы предвыборной агитации: подходы к пониманию и законодательное оформление // Молодёжь и наука: Сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных [Электронный ресурс]. — Красноярск:
Сибирский федеральный ун-т, 2011. — Режим доступа:
http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section10.html
47. Собалирова, З. Х. Организационно-правовые основы информационного обеспечения выборов в Российском государстве (теоретический и историко-правовой аспекты) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Зухра Хазретовна Собалирова. - Краснодар, 2011. - 26 с.
48. Тогузаева, Е. Н. Пропаганда, агитация и политическая реклама: проблемы и противоречия правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - N 12. - С. 2742 - 2745.
49. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 28 е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование, 2012. - 1376 с.
50. Толкушкин, М. И. Институт предвыборной агитации: некоторые размышления // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - N 4. - С. 49 - 50.
51. Туманова, Л. В., Туманов, М. А. Избирательный процесс в Российской Федерации: социологические и политико-правовые аспекты. - М., 2004. - 416 с.
52. Фальков, В. Н. Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Фальков Валерий Николаевич. - Тюмень, 2003. - 30 с.
53. Фомина, М. Г. Предвыборная агитация как фактор повышения эффективности избирательных кампаний в Российской Федерации : автореф. дис. . канд. политических наук : 23.00.02 / Фомина Мария Геннадьевна. - Тула, 2009. - 29 с.
54. Хачатуров, Н. В. Право на предвыборную агитацию: правовое регулирование и особенности реализации : автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02 / Хачатуров Николай Васильевич. - Ростов н/Д., 2003. - 31 с.
55. Цифра дня: агитационные материалы Навального [Электронный ресурс]: The Village — Новости, люди, места, события // - Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/city/city/130331-tsifra-dnya
56. Чернявская, В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия [Текст] : учеб. пособие / В.Е. Чернявская. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. - 136 с.
3. Официальные акты высших судебных органов и материалы судебной практики.
57. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: https:// http://garant.ru
58. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.1999 по делу №33-Г99-21 [Электронный ресурс] //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000. № 3. С.8-12.
59. Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2004 года по делу № 83- Г03-26 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
60. Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2007 по делу № 50-Г07- 10 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
61. Определение Верховного Суда РФ от 22.11.2005 по делу № 5-Г05- 109 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
62. Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2004 по делу № 85-Г03- 8 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
63. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2005 №10-П по делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Собрание Законодательства РФ, 2005. № 47. Ст. 4968.
64. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10 2003 N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
65. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2007 по делу № А05-8014/2007 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://sudepra.ru/14arb/6810(дата обращения: 27.04.2017).
66. Решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29.03.2017 № 5-217/2017 2017 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Росправосудие». - Режим доступа:https://rospravosudie.com
67. Решение мирового судьи судебного участка №108 Осинского муниципального района по делу 5-883/2016 от 23.08.2016 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Росправосудие». - Режим доступа: https://rospravosudie.com
68. Решение мирового судьи судебного участка №83 Чусовского муниципального района по делу 5-637/2016 от 22.09.2016 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Росправосудие». - Режим доступа: https://rospravosudie.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ