Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса
|
Введение
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ 6
1.1. Информирование избирателей и предвыборная агитация по российскому законодательству 6
1.2 Методы и формы агитационного воздействия. 20
1.3 Сравнительный анализ предвыборной агитации в Российской Федерации и в
других странах 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ 39
2.1. Проведение предвыборной агитации посредством СМИ. 39
2.2. Проведение предвыборной агитации посредством выпуска печатных
агитационных материалов. 52
2.3. Проведение предвыборной агитации путём организации публичных
массовых мероприятий. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ 6
1.1. Информирование избирателей и предвыборная агитация по российскому законодательству 6
1.2 Методы и формы агитационного воздействия. 20
1.3 Сравнительный анализ предвыборной агитации в Российской Федерации и в
других странах 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ 39
2.1. Проведение предвыборной агитации посредством СМИ. 39
2.2. Проведение предвыборной агитации посредством выпуска печатных
агитационных материалов. 52
2.3. Проведение предвыборной агитации путём организации публичных
массовых мероприятий. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Право на предвыборную агитацию является одним из важнейших избирательных прав граждан, вытекающим из фундаментальных конституционных ценностей. Данное право позволяет гражданам через выборы повлиять на формирование органов государственной и муниципальной власти, на определение направлений их последующей деятельности и, в конечном счете, на политическую линию развития общества и государства.
В современном обществе информационное обеспечение выборов является важной стадией избирательного процесса, в ходе которой граждане имеют право реализовать свои конституционные права. Элементами информационного обеспечения являются информирование граждан и предвыборная агитация. Субъекты данной деятельности имеют право распространять информацию о кандидатах, их программах, о выборах в целом, что позволяет сделать осознанный выбор.
В литературе до сих пор не пришли к единому мнению относительно разграничения понятий «предвыборная агитация» и «информирование избирателей». Однако большинство подходов сводится к тому, что именно предвыборная агитация является подъемом избирательного процесса, на основе которого раскрывается вся политическая сторона избирательного права.
В данной выпускной квалификационной работе проанализированы имеющиеся подходы специалистов к определению критериев разграничения понятий, детально изучены методы и формы проведения предвыборной агитации, проведен сравнительный анализ проведения агитации в Российской Федерации и других странах, а также предложены возможные пути решения выявленных в этой сфере проблем.
Тема выпускной квалификационной работы на сегодняшний день является актуальной, так как изучение предвыборной агитации как самостоятельной стадии избирательного процесса вызывает множество проблем из-за регулярных изменений в законодательстве. Способы формирования государственных и муниципальных органов привели к повышению статуса института выборов в Российской Федерации, а потому данная проблема нуждается в более глубокой и детальной разработке.
Целью выпускного квалификационного исследования является комплексное изучение феномена предвыборной агитации, для чего были поставлены следующие задачи:
1) изучение специфики понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация», выявление критериев их разграничений, обобщение научных подходов относительно данного вопроса;
2) анализ понятия «предвыборная агитация» и выявление признаков, характеризующих данную категорию;
3) раскрытие методов и форм предвыборной агитации, их соотношение;
4) изучение действующего законодательства Российской Федерации, закрепляющего процедуру проведения предвыборной агитации
5) исследование правового регулирования предвыборной агитации в России и сравнение с законодательством и спецификой проведения в других странах;
6) формулирование предложений по совершенствованию законодательства в области предвыборной агитации;
7) анализ проведения предвыборной агитации посредством СМИ, проведения публичных мероприятий, выпуска печатных агитационных материалов и выявление основных проблем;
Объектом выпускного квалификационного исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся на стадии предвыборной агитации.
Предметом исследования является действующее законодательство, регулирующее проведение агитационной деятельности.
Нормативная основа работа представлена системой действующих нормативных правовых актов, включая Конституцию РФ, Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ, Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ, Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». Наряду с федеральным законодательством проанализировано избирательное законодательство иностранных государств.
Научная основа работы представлена трудами отечественных правоведов, исследовавших феномен предвыборной агитации: Т.В. Нечипоренко, С.В. Большакова, Л.Т. Аглеевой, Н.В. Хачатурова, П.С. Чудова, В.Н Фалькова, Ю.С. Белоус, Ю.А. Дмитриева, Л.В. Тумановой, А.Г. Головина и других.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и частнонаучные методы: системный, логический, исторический и сравнительно-правовой.
Научная новизна работы заключается в системном подходе к изучению предвыборной агитации, учитывая изменения в избирательном законодательстве Российской Федерации. С учетом результатов анализа действующего законодательства, даются предложения по совершенствованию соответствующих норм федерального законодательства о выборах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Каждая глава состоит из трех параграфов.
В современном обществе информационное обеспечение выборов является важной стадией избирательного процесса, в ходе которой граждане имеют право реализовать свои конституционные права. Элементами информационного обеспечения являются информирование граждан и предвыборная агитация. Субъекты данной деятельности имеют право распространять информацию о кандидатах, их программах, о выборах в целом, что позволяет сделать осознанный выбор.
В литературе до сих пор не пришли к единому мнению относительно разграничения понятий «предвыборная агитация» и «информирование избирателей». Однако большинство подходов сводится к тому, что именно предвыборная агитация является подъемом избирательного процесса, на основе которого раскрывается вся политическая сторона избирательного права.
В данной выпускной квалификационной работе проанализированы имеющиеся подходы специалистов к определению критериев разграничения понятий, детально изучены методы и формы проведения предвыборной агитации, проведен сравнительный анализ проведения агитации в Российской Федерации и других странах, а также предложены возможные пути решения выявленных в этой сфере проблем.
Тема выпускной квалификационной работы на сегодняшний день является актуальной, так как изучение предвыборной агитации как самостоятельной стадии избирательного процесса вызывает множество проблем из-за регулярных изменений в законодательстве. Способы формирования государственных и муниципальных органов привели к повышению статуса института выборов в Российской Федерации, а потому данная проблема нуждается в более глубокой и детальной разработке.
Целью выпускного квалификационного исследования является комплексное изучение феномена предвыборной агитации, для чего были поставлены следующие задачи:
1) изучение специфики понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация», выявление критериев их разграничений, обобщение научных подходов относительно данного вопроса;
2) анализ понятия «предвыборная агитация» и выявление признаков, характеризующих данную категорию;
3) раскрытие методов и форм предвыборной агитации, их соотношение;
4) изучение действующего законодательства Российской Федерации, закрепляющего процедуру проведения предвыборной агитации
5) исследование правового регулирования предвыборной агитации в России и сравнение с законодательством и спецификой проведения в других странах;
6) формулирование предложений по совершенствованию законодательства в области предвыборной агитации;
7) анализ проведения предвыборной агитации посредством СМИ, проведения публичных мероприятий, выпуска печатных агитационных материалов и выявление основных проблем;
Объектом выпускного квалификационного исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся на стадии предвыборной агитации.
Предметом исследования является действующее законодательство, регулирующее проведение агитационной деятельности.
Нормативная основа работа представлена системой действующих нормативных правовых актов, включая Конституцию РФ, Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ, Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ, Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». Наряду с федеральным законодательством проанализировано избирательное законодательство иностранных государств.
Научная основа работы представлена трудами отечественных правоведов, исследовавших феномен предвыборной агитации: Т.В. Нечипоренко, С.В. Большакова, Л.Т. Аглеевой, Н.В. Хачатурова, П.С. Чудова, В.Н Фалькова, Ю.С. Белоус, Ю.А. Дмитриева, Л.В. Тумановой, А.Г. Головина и других.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и частнонаучные методы: системный, логический, исторический и сравнительно-правовой.
Научная новизна работы заключается в системном подходе к изучению предвыборной агитации, учитывая изменения в избирательном законодательстве Российской Федерации. С учетом результатов анализа действующего законодательства, даются предложения по совершенствованию соответствующих норм федерального законодательства о выборах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Каждая глава состоит из трех параграфов.
В ходе проведенного исследования был выполнен анализ стадии предвыборной агитации, где были рассмотрены основные черты, правовое регулирование, формы и методы, сравнение с особенностями агитации в других странах, а также выявлены проблемы в применении избирательного законодательства РФ.
Предвыборная агитация является самостоятельной стадией избирательного процесса, через который происходит претворение власти народа в аппарат представительных органов публичной власти и выборных должностных лиц .
В качестве самостоятельной стадии следует выделять именно предвыборную агитацию, а не информационное обеспечение выборов, включающее в себя, наряду с агитацией, информирование избирателей.
Отношения, возникающие на данной стадии, определяют содержание всего процесса проведения выборов, поэтому перед законодателем стоит цель выработать единое законодательство без размытости механизма регулирования.
Источники, регулирующие институт предвыборной агитации, делятся на несколько ступеней: первое место занимает Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой, далее следует федеральное законодательство, третий уровень составляют подзаконные нормативные акты и акты ЦИК РФ, на четвертом уровне находится законодательство субъектов, последний уровень составляют акты органов местного самоуправления.
Анализ института предвыборной агитации в данной выпускной квалификационной работе позволил сделать следующие выводы.
Во-первых, необходимость разграничения понятий "предвыборная агитация" и "информирование избирателей". Отсутствие легального определения порождает ряд проблем и является пробелом в российском законодательстве. Мы считаем, что критерием разграничения понятий является наличие либо отсутствие информации, побуждающей к голосованию за или против кандидата или избирательного объединения.
Во-вторых, изучение феномена предвыборной агитации позволило сформулировать определения понятия и выделить следующие признаки:
- деятельность,
- цель деятельности - формирование мнения избирателей,
- осуществляется в рамках избирательных правоотношений,
- является самостоятельной стадией избирательного процесса,
- проводится специальными субъектами агитационной деятельности,
- является гарантией реализации гражданами конституционных прав.
В-третьих, несогласованность норм и отсутствие чёткого разграничения перечней форм и методов агитационного воздействия усугубляют проблемы понимания и правоприменения на практике. Мы считаем, что под методами стоит понимать совокупность определённых средств, с помощью которых происходит воздействие на сознание и волю избирателей, в то время как под формами следует понимать деятельность субъектов агитационной деятельности, направленную на достижение цели агитации.
В-четвертых, законодательно закрепленному перечню методов агитационного воздействия считаем необходимым добавить агитацию путём размещения агитационных материалов в сети "Интернет" из-за постоянного развития общественных отношений и информационных технологий.
В-пятых, одним из самых эффективных средств агитационного воздействия является агитация посредством средств массовой информации. Наше предложение состоит в необходимости проведения агитационных действий исключительно в период прайм-тайма для наиболее полного обеспечения гарантий граждан. Данное положение представляется целесообразным для того, чтобы позволить кандидатам и избирательным объединениям донести программу до наиболее широкого круга граждан РФ. Кроме того, непосредственно избиратели имеют право на получение информации о выборах, и в данный временной промежуток повышается их зрительский интерес.
В-шестых, наиболее ярко стоит проблема использования кандидатами своего должностного положения в процессе проведения агитации. Кандидаты, занимающие государственные или выборные муниципальные должности или состоящие на государственной или муниципальной службе при проведении своей избирательной кампании, на наш взгляд, обязаны уйти в неоплачиваемый отпуск для ведения агитации. Данное положение следует ввести для того, чтобы вышеперечисленные лица не злоупотребляли своим положением, то есть не смогли воспользоваться служебным транспортом, техникой, заработанным авторитетом, привлечением подчиненных к агитации и сбору подписей.
В-седьмых, касаемо агитации посредством выпуска печатных агитационных материалов хотелось бы выделить следующую проблему. Одним из требований изготовления таких материалов является предварительная оплата агитационных материалов. На практике можно столкнуться с проблемой, когда кандидаты распространяют печатный материал в дни, когда агитация запрещена законом. Для этого необходимо в законе установить меры, направленные на пресечение таких фактов.
В-восьмых, предвыборная агитация посредством проведения публичных массовых мероприятий должна проводить не только с учётом требований, установленных ФЗ "Об основных гарантиях..", но и в порядке, установленном ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Основные проблемы на практике заключаются в регулировании общественного порядка во время их проведения, которые можно устранить, регламентировав в законе права и обязанности всех участников мероприятий, отграничив мероприятия агитационного характера от иных мероприятий.
Предвыборная агитация как самостоятельная стадия избирательного процесса является кульминационной в борьбе за власть. Рассмотренные в данной работе выводы явно дают понять, что необходимо внести изменения в действующее законодательство, связанные с уточнением некоторых положений, с целью повышения эффективности регулирования общественных отношений и совершенствования механизма данной стадии.
Предвыборная агитация является самостоятельной стадией избирательного процесса, через который происходит претворение власти народа в аппарат представительных органов публичной власти и выборных должностных лиц .
В качестве самостоятельной стадии следует выделять именно предвыборную агитацию, а не информационное обеспечение выборов, включающее в себя, наряду с агитацией, информирование избирателей.
Отношения, возникающие на данной стадии, определяют содержание всего процесса проведения выборов, поэтому перед законодателем стоит цель выработать единое законодательство без размытости механизма регулирования.
Источники, регулирующие институт предвыборной агитации, делятся на несколько ступеней: первое место занимает Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой, далее следует федеральное законодательство, третий уровень составляют подзаконные нормативные акты и акты ЦИК РФ, на четвертом уровне находится законодательство субъектов, последний уровень составляют акты органов местного самоуправления.
Анализ института предвыборной агитации в данной выпускной квалификационной работе позволил сделать следующие выводы.
Во-первых, необходимость разграничения понятий "предвыборная агитация" и "информирование избирателей". Отсутствие легального определения порождает ряд проблем и является пробелом в российском законодательстве. Мы считаем, что критерием разграничения понятий является наличие либо отсутствие информации, побуждающей к голосованию за или против кандидата или избирательного объединения.
Во-вторых, изучение феномена предвыборной агитации позволило сформулировать определения понятия и выделить следующие признаки:
- деятельность,
- цель деятельности - формирование мнения избирателей,
- осуществляется в рамках избирательных правоотношений,
- является самостоятельной стадией избирательного процесса,
- проводится специальными субъектами агитационной деятельности,
- является гарантией реализации гражданами конституционных прав.
В-третьих, несогласованность норм и отсутствие чёткого разграничения перечней форм и методов агитационного воздействия усугубляют проблемы понимания и правоприменения на практике. Мы считаем, что под методами стоит понимать совокупность определённых средств, с помощью которых происходит воздействие на сознание и волю избирателей, в то время как под формами следует понимать деятельность субъектов агитационной деятельности, направленную на достижение цели агитации.
В-четвертых, законодательно закрепленному перечню методов агитационного воздействия считаем необходимым добавить агитацию путём размещения агитационных материалов в сети "Интернет" из-за постоянного развития общественных отношений и информационных технологий.
В-пятых, одним из самых эффективных средств агитационного воздействия является агитация посредством средств массовой информации. Наше предложение состоит в необходимости проведения агитационных действий исключительно в период прайм-тайма для наиболее полного обеспечения гарантий граждан. Данное положение представляется целесообразным для того, чтобы позволить кандидатам и избирательным объединениям донести программу до наиболее широкого круга граждан РФ. Кроме того, непосредственно избиратели имеют право на получение информации о выборах, и в данный временной промежуток повышается их зрительский интерес.
В-шестых, наиболее ярко стоит проблема использования кандидатами своего должностного положения в процессе проведения агитации. Кандидаты, занимающие государственные или выборные муниципальные должности или состоящие на государственной или муниципальной службе при проведении своей избирательной кампании, на наш взгляд, обязаны уйти в неоплачиваемый отпуск для ведения агитации. Данное положение следует ввести для того, чтобы вышеперечисленные лица не злоупотребляли своим положением, то есть не смогли воспользоваться служебным транспортом, техникой, заработанным авторитетом, привлечением подчиненных к агитации и сбору подписей.
В-седьмых, касаемо агитации посредством выпуска печатных агитационных материалов хотелось бы выделить следующую проблему. Одним из требований изготовления таких материалов является предварительная оплата агитационных материалов. На практике можно столкнуться с проблемой, когда кандидаты распространяют печатный материал в дни, когда агитация запрещена законом. Для этого необходимо в законе установить меры, направленные на пресечение таких фактов.
В-восьмых, предвыборная агитация посредством проведения публичных массовых мероприятий должна проводить не только с учётом требований, установленных ФЗ "Об основных гарантиях..", но и в порядке, установленном ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Основные проблемы на практике заключаются в регулировании общественного порядка во время их проведения, которые можно устранить, регламентировав в законе права и обязанности всех участников мероприятий, отграничив мероприятия агитационного характера от иных мероприятий.
Предвыборная агитация как самостоятельная стадия избирательного процесса является кульминационной в борьбе за власть. Рассмотренные в данной работе выводы явно дают понять, что необходимо внести изменения в действующее законодательство, связанные с уточнением некоторых положений, с целью повышения эффективности регулирования общественных отношений и совершенствования механизма данной стадии.
Подобные работы
- Предвыборная агитация в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Избирательный процесс в системе местного самоуправления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Правовое обеспечение предвыборной агитации зарегистрированного кандидата
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 7000 р. Год сдачи: 2020 - ПАРТИЙНЫЙ ПРАЙМЕРИЗ КАК ФОРМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2022 - Средства массовой информации как участники избирательных правоотношений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2022 - Цифровизация избирательного процесса в Российской Федерации как направление внутренней политики
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ПАРТИИ ЛДПР 7 И 8 СОЗЫВА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - Избирательная система субъекта Российской Федерации (на примере Пензенской области)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



