Введение 4
1 Хоккей с мячом как один из видов массового физкультурно -
спортивного движения 7
1.1 История становления хоккея с мячом в России и в других странах.... 7
1.2 Общепринятые правила проведения игры 10
1.3 Анатомо-физиологические и психические особенности мальчиков в
возрасте 12-13 лет 12
1.4 Техническая подготовка в хоккее с мячом
1.5Техника катания хоккеиста
2 Организация и методы и методы исследования 28
2.1 Организация исследования 28
2.2. Характеристика методов исследования 28
2.3 Комплекс упражнений 32
3 Результаты исследования и их обсуждение 38
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложения
Бакалаврская работа по теме «Совершенствование техники катания на коньках хоккеистов 12-13 лет «выполнена на 50 страницах, содержит 11 рисунков, 6 таблиц,50 использованных источников.
ТЕХНИКА КАТАНИЯ, ВЛИЯНИЕ ТЕХНИКИ КАТАНИЯ, ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, ПОСАДКА ХОККЕИСТА, ХОККЕИСТ 12¬13 ЛЕТ.
Основываясь на динамике развития игры в последние десятилетия, можно полагать, что хоккей с мячом станет более скоростным и нацеленным на групповые тактические взаимодействия, на ограниченном участке хоккейного поля. Повысятся требования к технической подготовке хоккеистов, в связи, с чем особенно актуально совершенствование техники катания на коньках, как одной из основных задач обучения хоккеистов.
Мы предполагаем, что специально подобранный комплекс упражнений, повысит уровень техники катания на коньках у хоккеистов с мячом 12-13 лет.
Цель работы - экспериментальное обоснование эффективности комплекса упражнений, для улучшения техники катания на коньках.
Предмет исследования: техника катания на коньках, занимающихся хоккеем с мячом.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс хоккеистов 12-13 лет.
По результатам анализа тренировочного процесса и возраста учащихся, был подобран комплекс упражнений для улучшения техники катания на коньках. Эффективность комплекса подтвердилась положительной динамикой результатов экспериментальной группы. Внедрение и использование предлагаемого комплекса подтверждает гипотезу нашего исследования.
Спорт, как профессиональный, так и любительский - это важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества и отдельного человека.
Так же, спорт активно воздействуют на различные сферы общественной жизни - политику, экономику, культуру и другие. Ходкевич В.А. справедливо отмечает: «Игровые виды спорта являются поистине социальным явлением во всем мире. Во всех странах они служат национальной идеей объединения людей» [46].
Происхождение слова хоккей обычно связывают со старофранцузским hoquet, означающим пастуший посох с крюком, по форме напоминающий современную хоккейную клюшку. Бенди (англ. bandy), по одной из версий, восходит к старогерманскому bandja - изогнутая палка. Одно время оба эти обозначения использовали как синонимы, но со временем бенди стали связывать с игрой мячом на льду, а хоккей - с игрой на траве. Хоккей с мячом, зимний командный вид спорта, вне конкуренции по воздействию и влиянию на настроение жителей города, области. Немаловажным обстоятельством является, что он исконно русский вид спорта. Забавно - у одной и той же игры - три названия. В Швеции, Финляндии, Норвегии она зовется «бенди», а у нас - «хоккеем с мячом», неофициальное название - «русский хоккей» [12].
Матчи проводятся на ледяной площадке. Игроки должны передвигаться по катку на коньках. Манипуляции с мячом производятся только клюшками. Это касается и стандартных ударов, и голов, и пасов. Голкиперы клюшек не имеют, зато в их арсенале есть специальные перчатки.
Целью игры является поражение ворот соперника. Побеждает та команда, которая забросила больше голов за отведенное время матча. Правила соревнований зависят от ассоциации, под эгидой которой проводится турнир. Регламенты во многом совпадают, однако на Олимпийских играх они чуть видоизменены. Возглавляет бенди Международная федерация FIB. К
организации крупных соревнований нередко подключается Олимпийский комитет [26].
Преимуществом советской школы хоккея всегда являлось наличие в сборных и клубных командах разного уровня ярких и неординарных хоккеистов. Как у любого вида игрового спорта, хоккей с мячом имеет свои технические приемы. По словам Д.А. Немытова, А.Ю. Малофеева, С.Н. Ключниковой [29]. Главная особенность современного хоккея, из -за увеличения скорости, является повышение плотности игры. Спортсмены постоянно находятся в сложных игровых условиях, при дефиците времени для принятия и выполнения технико-тактических решении и действий. При прочих равных условиях наибольшего успеха в хоккее добиваются игроки, имеющие высокий уровень развития оперативного мышления и технического мастерства, которые позволяют быстро оценить, проанализировать игровую ситуацию, принять единственно верное решение и реализовать его.
В последнее время многие традиции советского хоккея утрачены. Этому есть много причин, но главное видится в том, что не уделяется особого внимания при подготовке резерва для команд в нашем хоккее, развитию оперативного мышления, одному из важнейших компонентов игры. А характер тренировочного процесса стал носить характер циклических видов спорта, без учёта сложной и более скоростной в последнее время специфики игры в хоккей. Качества, развиваемые в хоккее нужны не только в спорте [32].
Все вышеназванные обстоятельства обусловливают актуальность исследования по комплексному изучению технической подготовки в хоккее с мячом. При ее написании учтены основополагающие принципы спортивной тренировки, результаты научных исследований, передовой спортивной практики и современные требования к подготовке спортивного резерва.
Основываясь на динамике развития игры в последние десятилетия, можно полагать, что хоккей с мячом станет более скоростным и нацеленным на групповые тактические взаимодействия, на ограниченном участке хоккейного поля. Повысятся требования к технической подготовке хоккеистов, в связи, с чем особенно актуально совершенствование техники катания на коньках , как одной из основных задач обучения хоккеистов [31].
Цель работы - экспериментальное обоснование эффективности комплекса упражнений, для улучшения техники катания на коньках.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) В ходе литературного обзора раскрыть и изучить техническую подготовку в данном виде спорта;
2) Выявить особенности режимов учебно -тренировочной работы и требования по технической подготовке. Подобрать комплекс упражнений для улучшения техники катания;
3) Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность данного комплекса.
Предмет исследования: техника катания на коньках, занимающихся хоккеем с мячом.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс хоккеистов 12-13 лет.
Гипотезой данной работы: является предположение о том, что специально подобранный комплекс упражнений, повысит уровень техники катания на коньках у хоккеистов с мячом 12-13 лет.
1. В ходе анализа научной литературы, мы выяснили, что техника в «Русском хоккее» - включает в себя владение клюшкой и передвижение на коньках, передвижения и остановки, повороты и прыжки; удары и броски мяча, остановка и ведение мяча, финты, отбор мяча. Техническое мастерство хоккеистов характеризуется количеством приемов, которые они используют на поле, степенью их разносторонности и эффективностью выполнения. По этим критериям оценивают уровень технического мастерства.
2. По результатам анализа тренировочного процесса и возраста учащихся, был подобран комплекс упражнений для улучшения техники катания на коньках.
3. Внедрили и проверили экспериментальный комплекс упражнений, направленный на повышение уровня техники катания, хоккеистов с мячом в возрасте 12 -13 лет. Эффективность комплекса подтвердилась положительной динамикой результатов экспериментальной группы. Внедрение и использование предлагаемого комплекса подтверждает гипотезу нашего исследования.
1. Аулик, И.В. Как определить тренированность спортсмена / И.В. Аулик. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 350 с.
2. Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич. // Теория и практика физической культуры. 2001. - № 4. - 9-10с.
3. Баранов, П.Ф. Хоккей. Планирование учебно -тренировочного процесса и управление им / П.Ф. Баранов. - Минск: Изд. «Высшая школа», 1974.
4. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - Москва: ФиС, 1991. - 14с.
5. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
6. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 243 с.
7. Быстров, В.А. Хоккей. Курс специализации для студентов дневного обучения тренерского факультета: метод. рекомендации / В.А.Быстров. - СПб.: Изд. С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. ПФ.Лесгафта, 2002. - 54 с.
8. Вашляев, Б.Ф. Оптимизация тренировочных воздействий в подготовки квалифицированных конькобежцев - многоборцев : автореф. дне. канд. Пё д. наук / Б.Ф. Вашляев. - Тюмень: Академия, 2000. - 26 с.
9. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский // Советский спорт. - 2013. - №25. - 139-145с.
10. Гальчук, А.П. Мир мужских увлечений / А.П. Гальчук. - Москва: Эксмо, 2014. - 139-178с.
11. Гогунов, Е.Н. Психология физкультурного воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000.
12. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов. - Санкт-Петербург: Academia, 2001. - 239-261с.
13. Грачев, O.K. Физическая культура / O.K. Грачев. - М: ИКЦ «МарТ», 2005 - 464с.
14. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков. - М.: Инфра-М, 2004. - 768 с.
15. Добронравов, И.С. Лед, боль и медные трубы: хоккей с мячом в московском «Динамо» за 80 лет: 1924-2004 г. События, турниры и личности / ИС. Добронравов, М.И. Щеглов. - Москва, 2005. - 31-98с.
16. Дубровский, В.И. Биомеханика / В.И. Дубровский. - Москва: Владо- Пресс, 2008. - 13-28с.
17. Еркомайшвили, ИВ. Основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГГУ, 2004. - 191 с.
18. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учебник / Ю.А. Ермолаев. - М.: Возрастная физиология, 1985. - 334с.
19. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Совершенствование технического мастерства хоккеистов / Ю.Д. Железняк. - Москва: Академия, 2004.
20. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов, под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
21. Кононенко, П.Б. Примерная учебно -тренировочная программа спортивной подготовки для детско -юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / П.Б. Кононенко, 0.3. Зиганшин, А.В. Белозёров. - Хабаровск 2013.
22. Конькобежный спорт: журнал // Юнайтет пресс. - 2002. - № 9. - 24-25 с.
23. Коц, Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 107с.
24. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник - 2-е изд., испр. / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
25. Лущик, ИВ. Техника и методика подготовки в хоккее с мячом / И.В. Лущик // Физическая культура. Все для учителя. - 2015. - № (48). - 6-7с.
26. Лущик, И.В. Хоккей с мячом / ИВ. Лущик // Популярная энциклопедия спорта. - №12 (48). - Декабрь.
27. Маслюков, А.В. Совершенствование координационных способностей у юных хоккеистов 8-9 лет с учетом типа телосложения на начальном этапе тренировки / А.В. Маслюков. - Омск, 2001. - 50с.
28. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико -методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
29. Немытов, Д.А. Анализ соревновательной деятельности юных спортсменов в хоккее с мячом / Д.А. Немытов, А.Ю. Малофеев, С.Н. Ключникова // Педагогико -психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - №3. - 16- 18с.
30. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.¬864 с.
31. Панин, ИН. Русский хоккей с мячом: техника, тактика, правила игры / ИН. Панин // Учебно -методическое пособие. - Советский спорт, 2005. - 108 с.
32. Петров, А.Д. Тайны советского хоккея / А.Д. Петров. - Москва: Эксмо, 2010. - 128-134с.
33. Петров, И.И. Конькобежный спорт / ИИ. Петров. - 1982. - 218 с.
34. Приказ Минспорта России. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей с мячом от 26 декабря 2014г. п.1079.
35. Решетников, ИВ. Физическая культура / ИВ. Решетников, Ю.ЛКислицын. - М: Академия, 2002. - 152с.
36. Румянцев, Г.Г. Методы и средства психологической подготовки спортсменов : метод. пособие / Г.Г. Румянцев, В.А. Пономарев. - Челябинск: УралГАФК, 2003. - 233 с.
37. Савин, В.П. Теория и методика хоккея: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Савин. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 400с.
38. Сапин, М.П. Анатомия и физиология человека / М.П. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М., 1997. - 170 с.
39. Сироткина, А.К. Атака из глубины. История хоккея с мячом / А.К. Сироткина. - Москва: ИД Варио, 2016. - 5-11с.
40. Тхоревский, Т.С. Физиология человека / Т.С. Тхоревский. - М.: Медицина, 2001. - 320 с.
41. Усков, В.А. Теория и методология научного обоснования закона обучения связующих игроков / В.А. Усков. - Москва: РГУФК, 2004. - 34-49с.
42. Фатеева, О.А. Программа по хоккею с мячом / О.А. Фатеева, Г.В. Фатеев. - Иркутск: Папирус, 2008. - 6с.
43. Фатеева, О.А. Программа по хоккею с мячом для групп начальной подготовки и учебно -тренировочных групп ДЮСШ и СДЮШОР / О.А. Фатеева. - Хабаровск, 2006.
44. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И Ильинича.: Гардарики, 2001. - 448 с.
45. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсмена / В.Д. Фискалов.- 2010. - 392с.
46. Ходкевич, В.А. Методика подготовки вратарей в хоккее с мячом на этапе начальной специализации: автореф. дис. канд. пед. наук / В.А. Ходкевич. - Хабаровск, 2011. - 13-24с.
47. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Физкультура и спорт, 2011. - 13-16с.
48. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: в 3 т. - М., 1993.-396 с.
49. Энциклопедия психологических тестов / сост. Л.З. Москвина. - Саратов: Научная книга, 1996.
50. Яковлева, В.Н. Спортивные и подвижные игры, как средство оздоровления и повышение интереса к урокам физической культуры / В.Н. Яковлева // Science Time. - 2015. - №7 (19). - 263с.