ВВЕДЕНИЕ 4
1. Тенденции развития малого бизнеса в сфере производства мебельной продукции 6
1.1. Государственная политика в отношении малого бизнеса и механизм
ее реализации 6
1.2. Состояние мебельной отрасли в России и регионах 12
1.3 Анализ факторов развития малого бизнеса в сфере производства мебельной продукции 26
2. Анализ рыночных возможностей в сфере производства мебельной продукции на региональном рынке Красноярского края 44
2.1. Структурный анализ регионального рынка мебельной продукции
Красноярского края 44
2.2 Оценка потребностей целевых сегментов рынка мебельной продукции Красноярского края 51
2.3. Оценка потенциала развития рынка мебельной продукции с учетом государственных механизмов поддержки 61
3. Разработка стратегии развития малого бизнеса на региональном рынке производства мебельной продукции на примере «Фабрика идей» (ИП Лопатина) 68
3.1. Формирование и выбор стратегической альтернативы развития малого бизнеса на региональном рынке производства мебельной продукции на примере «Фабрика идей» (ИП Лопатина) 68
3.2. Разработка программы мероприятий развития малого бизнеса на региональном рынке производства мебельной продукции на примере «Фабрика идей» (ИП Лопатина) 68
3.3.Оценка эффективности стратегии развития малого бизнеса на региональном рынке производства мебельной продукции на примере «Фабрика идей» (ИП Лопатина) 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 79
ПРИЛОЖЕНИЕ В 83
Малый бизнес по производству мебели является развитой, динамичной сферой и с успехом конкурирует с крупным бизнесом. Отличаем от крупных производителей является способность адаптироваться под запросы заказчика. Набор несложного оборудования и компьютерных программ позволяет производить мебель не менее высокого качества, чем в фабричном исполнении.
А возможность проведения замеров на месте увеличивает шансы небольших фирм по производству мебели в конкуренции с крупными производителями.
Современные технологии производства мебели позволяют делать точные заготовки, которые затем используются для сборки мебели на территории заказчика. Речь идет не только о производстве корпусной мебели, но и о различных составных частях офисной мебели, торгового оборудования и так далее. Во всех случаях применяются схожие технологии, инструменты, и даже фурнитура.
Тем не менее, малый бизнес по производству мебели наиболее успешным бывает тогда, когда специализируется на отдельных направлениях деятельности. Например, можно организовать производство мебели для корпоративных клиентов. Заключение договоров на производство торгового оборудования для торговой сети позволяет получать стабильные заказы на однотипную мебель по мере развития сети
Малый бизнес является важной составной частью рыночной экономической системы, предприятия малого бизнеса действуют практически во всех секторах экономики. При этом конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий, делает малый бизнес наиболее динамичным и открытым для инноваций сектором экономики.
Развитый сектор малого бизнеса имеет не только очевидную экономическую, бюджетную и социальную значимость, но и способствует повышению уровня социальной ответственности и экономической инициативы в обществе, развитию его человеческого капитала.
Целью дипломной работы является оценка возможностей развития малого бизнеса и разработка плана их освоения на региональном рынке мебели Красноярского края.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать тенденции рынка производства мебельной промышленности
2. Проанализировать развитие малого бизнеса в сфере производства мебельной промышленности
3. Оценить уровень развития и имеющийся потенциал рынка производства мебельной промышленности
4. Разработать стратегию и сформировать план мероприятий по освоению возможностей развития рынка
5. Оценить эффективность предлагаемых мероприятий
В данной работе будут использоваться следующие методы:
1. Кабинетные исследования;
2. Количественные исследования;
3. Качественные исследования.
Объектом исследования является рынок мебели в Красноярском края Предметом являются возможности развития малого бизнеса Структура работы: в первой главе я провожу анализ вторичных данных для выявления общих тенденций развития малого бизнеса в сфере производства малого бизнеса.
Во второй главе представлен более детальный анализ ситуации на рынке мебели красноярского края и оценен потенциал развития мебельных компаний.
Третья глава посвящена разработке стратегии развития бизнеса на примере компании «Фабрика идей»
Изученность проблемы на данный момент по теме малого бизнеса в сфере производства мебели нет достоверно изученных данных. Существуют только общие статьи.
Первым этапом моей работы были изучены основные тенденции развития малого бизнеса в сфере производства мебельной продукции.
Для этого был проведен анализ государственной поддержки в данной сфере. Оно показало, что в рамках государственной программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, при условии софинансирования расходов со стороны региона. Существуют следующие варианты поддержки:
1. Денежные субсидии (58800 т.р. от центра занятости и другие)
2. Субсидия в размере 70% от затрат на бизнес, но не более 300 000 рублей. обучение (на безвозмездной основе или с частичным покрытием расходов);
3. стажировки; льготный лизинг;
4. бизнес-инкубаторы (возможность снять хороший офис за символическую плату);
5. льготный/бесплатный аутсорсинг (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание);
6. льготное/бесплатное участия в выставках и ярмарках; гранты и пр.
Проанализировав тенденции изучаемого рынка в России мы пришли к следующему выводу:
Рынок мебели России можно характеризовать как большой, быстрорастущий и достаточно открытый, а российскую мебельную промышленность как совершившую значительный шаг вперёд благодаря инвестициям в техническое перевооружение, всё более активному использованию импортного оборудования, материалов и фурнитуры. Также было выявлено, что наибольшую часть производства мебели в России занимают мелкие предприятия, а лидером среди регионов является ЦФО (37%) от общего производства мебели. Замечена тенденция к снижению импорта мебельной продукции, что является благоприятным фактором для местных производителей. Отечественные мебельные предприятия ориентированы на удовлетворение внутреннего спроса, при этом и его удаётся насыщать лишь частично. Поэтому сегодня как никогда необходима консолидация сил всех участников мебельного рынка по поддержке отечественной мебельной промышленности.
Поиск факторов развития рынка мебели показал, что на спрос наибольшее влияние оказывают: изменения реальных располагаемых доходов населения, модные тенденции, стремление население к ЗОЖ и выбор более натуральных материалов, частота замены мебелировки среди населения. На текущую деятельность компаний влияет: уровень цен, появление новых технологий, наличие и качество систем сбыта и изменения в налоговом законодательстве. На рост добавленной стоимости оказывают влияние: ужесточение конкуренции, высокая стоимость сырья, высокие транспортные расходы, увеличение тарифов на коммунальные услуги, нехватка специалистов.
Следующим этапом были изучены рыночные возможности в сфере производства мебельной продукции на региональном рынке
Анализ вторичных данных показал, что Рынок мебели Красноярского края очень быстро развивается, так с 2015 по 2016 год численность производственных предприятий увеличилась на 4 395, что является большим скачком в сравнении с предыдущими годами. На территории края преобладают предприятия занимающиеся изготовлением корпусной мебели. Значение показателя концентрации говорит о наличии полиполии на рынке. Также было выявлено большое количество барьеров входа и выхода на данный рынок, что говорит о сложности для малого бизнеса.
Для оценки потребностей целевых сегментов было проведено исследование в форме опроса, который показал, что целевым сегментом рынка мебели Красноярского края являются домохозяйства, численностью от 3 и более.
Потребители готовы сменить мебель в среднем раз в 8-10 лет за исключением мягкой и детской мебели. Основными причинами покупки являются пришедшая в негодность старая мебелировка и желание сменить интерьер квартиры. Потребитель отмечают сложности в поиске мягкой, корпусной и спальной мебели по цвету и стилю. Основными критериями выбора являются качество и удобство.
Среди всех мест покупки мебели наибольшей популярностью пользуются крупные торговые центры, в то время как в отдельно стоящие несетевые магазины потребители почти не заходят. По мнению респондентов наиболее качественная продукция продается в компаниях, изготавливающих мебель на заказ, также в этих же компаниях по мнению потребителей ожидается наилучшее отношение к покупателям. В соотношении цены и качества по результатам опроса лидируют крупные мебельные торговые центры и организации, изготавливающие мебель на заказ.
1) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Официальная статистика - Режим доступа:http://www.gks.ru/
2) Гражданский кодекс РФ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
3) Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс] :федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ ред. от 03.07.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4) Маркетинговое агентство РБК [Электронный ресурс] : Систематизированная база данных готовых исследований - Режим доступа: http://www.research.rbc.ru/
5) Социально-экономического положение Красноярского края в январе-апреле 2017 года Доклад, № 1.37.1 г. Красноярск май, 2017
6) Бизнес-статистика [Электронный ресурс] : Готовые обзоры рынков и бизнес-планы BusinesStat - Режим доступа: http://www.businesstat.ru/
7) Котлер Ф. Основы маркетинга: /Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг; Пер. с англ. - 2-е европ. Изд. - М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 1152 с.
8) Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Экспресс-курс.- 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2006. — 464c.
9) Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е. П. Голубков. — М.: Финпресс, 2000. — 464 с.
10) Кациель С. А. Мировая экономика и международные экономические отношения [Электронный ресурс] : j / С. А. Кациель - Омск : Омский государственный институт сервиса, 2012. - 146 с.
11) Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие для студентов вузов / И. К. Беляевский. — М. : Финансы и статистика, 2008. — 320 с. : ил. — Библиогр.: с. 317-319. — ISBN 978-5-279-02220-5.
12) Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы / С.Г.Божук. — СПб.: Вектор, 2009. — 288 с.
13) Болотова, И. Маркетинговые исследования в розничной торговле / И. Болотова // Современная торговля, 2007. — N 8. — С.53-57.
14) Демографический ежегодник Красноярского края. 2015: стат.сб. /Госкомстат, Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2015.-141 с.
15) Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учеб. пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов — М. : ИНФРА-М, 2009. — 336 с. : ил.. — (Профессиональное образование). — Библиогр.: с. 327-328. — ISBN 978-5-91134-266-1.
16) Дурович А.П. Практика маркетинговых исследований. — М.: Издательство Гревцова, 2009. — 400с.
17) Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования : учеб. пособие / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. — М. : Вузовский учебник, 2010. — 439 с. — Библиогр.: с. 429-430. — Глоссарий : с. 431-434. — ISBN 978-5-9558-0023-3.
18) Лебедева, О. А. Маркетинговые исследования: учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / О. А. Лебедева, Н. И. Лыгина — М. : Форум : ИНФРА-М, 2009. — 192 с. — (Профессиональное образование). — Библиогр.: с. 178. — ISBN 978-5-8199-0191-5. — ISBN 978¬5-16-002386-1.
19) Маттис, М. Э. Готовые исследования: инструкция
по применению / М. Э. Маттис // Маркетинг и маркетинговые исследования, 2008. — N 5. — С. 396-404.
20) Москвитина, Н. М. Маркетинговое исследование при выведении новой услуги на рынок / Н. М. Москвитина, Я. В. Пушкарева // Маркетинг и маркетинговые исследования, 2008. — N 1. — С. 52-65.
21) Журнал финансовый эксперт [Электронный ресурс] : Покупателькая способность населения - Режим доступа: http://finexpert24.com/pokupatelskaya-sposobnost-naseleniya/
22) Журнал Homify [Электронный ресурс] : Обзор новостей мебельного рынка - Режим доступа:https://www.homify.ru/knigi-idej/385353/glavnye-mebelnye-trendy-v-2016-godu
23) Фабрика идей [Электронный ресурс] : Официальный сайт компании - Режим доступа:http://fabrika24.ru/]
24) НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] : Исследования высшей школы экономики - Режим доступа:https://isp.hse.ru/monitoring
25) Информационно правовой портал [Электронный ресурс] :- Режим доступаhttp: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71224462/
26) Красноярск в цифрах: стат. справочник / Госкомстат, Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2015. - 26 с.
27) Возрастно-половой состав населения Красноярского края на 01.01.2015 г.: стат. бюллетень / Госкомстат, Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2015. - 42 с
28) Аналитический порта рынка веб-разработок CMS magazine
[электронный ресурс] : - режим доступа
http: //www.cmsmagazine.ru/library/items/internet-marketing/issledovanie-pokupatel-mebeli-portret-i-patterny/
29) «Мебельный бизнес» — отраслевой аналитический журнал
[электронный ресурс]: режим доступа
http://www.promebel.com/ru/headings/?articleID=9450
30) Журнал бизнес-идей «Впроизводство» - [электронный ресурс ]:
режим доступа
http://vproizvodstvo.ru/analitika_rynok/analiz_rynka_mebeli_drevesiny/
31) Официальный портал «Красноярский край» [электронный ресурс]: режим доступа -http://www.krskstate.rU/docs/0/doc/30756/print/yes
32) "Российская Газета",[электронный ресурс] режим доступа -https://rg.ru/
33) Финансовый аналитик "Финам" [электронный ресурс] режим доступа https://www.finam.r
34) Федеральная таможенная служба России [электронный ресурс] сведения о деятельности ФТС режим доступа -http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=24&Ite mid=1830
35) Электронный журнал для потребителей «Спрос» [Электронный ресурс] режим дотупа-http://spros-online.ru/yuridicheskaya-enciklopediya/pokupka-mebeli
36) Издание социально-эконочисекое положение России Январь- Март 2017
37) ZoomMarket [Электронный ресурс] режим доступа -
38) ООО «Центр экономического анализа и экспертицы» [Электронный ресурс] режим доступа -
39) Дрок Т. Е. Современные реалии развития мебельной промышленности Калининградской области // Молодой ученый. — 2015. — №21.1. — С. 22-28.
40) Бизнес портал «Фабрика манимейкеров» [Электронный ресурс] режим доступа -http://moneymakerfactory.ru/tool/raschet-tochki-bezubytochnosti/
41) Электронный журнал «elhow» [Электронный ресурс] режим доступа -https://elhow.ru/programmnoe-obespechenie/microsoft-office/kak-postroit-grafik-bezubytochnosti?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=ct
42) Агенство интернет-маркетинга «Just Content» [Электронный ресурс] режим доступа - http://justcontent.ru/
43) Рынок мебели [Электронный ресурс] Рынок мебели: тенденции, перспективы, игроки. режим доступа - http://www.mebvest.ru
44) Административно-управленческий портал Aup.ru[Электронный ресурс] Российский рынок мебели. Маркетинговые исследования и анализ рынка. режим доступа -http://www.mi.aup.ru
45) Магазин исследований «РБК» [Электронный ресурс] Наибольшую долю мебельного производства в России занимают шкафы.режим доступа - http://www.marketing.rbc.ru
46) Структура производства мебели по округам России. [Электронный ресурс] режим доступа - http://www.furniture56.ru
47) Мебельный рынок России. [Электронный ресурс] режим доступа - http://www.mebelrus.ru
48) Электронный журнал «Все про ИП» [Электронный ресурс] Как в 2017 году в РФ получить грант на развитие малого бизнеса режим доступа -http://vseproip.com/biznes-ip/maluy/grant-dlya-malogo-biznesa.html
49) Обзор рынка мебели. [Электронный ресурс] режим доступа - http: //www.marketpublishers .ru
50) Структура потребления мебели. [Электронный ресурс] режим доступа - http://www.furniture56.ru
51) РБК. Исследования рынков. [Электронный ресурс] режим доступа -http://www.mebel-maria.ru
52) Петров П.А. Реализация функции контроля в рамках системы стратегического контроллинга на промышленном предприятии // Менеджмент и бизнес-администрирование, 2011. №2. С. 94-109.
53) Безрукова Т.Л. Петров П.А. Оценка эффективности функционирования системы стратегического контроллинга на промышленном предприятии // Менеджмент и бизнес-администрирование, 2012. №1. С. 81-98.
54) Безрукова Т.Л. Петров П.А. Контроллинг как система информационно-аналитической поддержки стратегического управления // Менеджмент и бизнес-администрирование, 2011. №3. С. 32-39.Б
55) . Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М., 1998.
56) Алле М. Экономика как наука. - М., Просвещение, 2001
57) Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. М., 1999.
58) Камаев В. Д. Основы экономической теории: Учебник. - М.: «ВЛАДОС», 2002
59) Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: 2001.
60) Коуз Р. Природа фирмы / Фирма рынок и право. М., 1993.
61) Бизнес-журнал «Делать дело» [Электронный ресурс] Как получить помощь малому бизнесу от государства режим доступа -http://delatdelo .com/pomosh-malomu
62) Всероссийская перепись населения 2010 г.
63) Социально-экономическое положение Красноярского края в 2003 году:стат. сб. / Госкомстат, Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, - 2004. - 194 с.
64) Сравнительный анализ показателей социально-экономического развития Красноярского края со среднероссийскими за 2003 г.: стат. сб. / Госкомстат, Красноярский краевой комитет гос, статистики. - Красноярск, - 2004.-32 с.
65) Уровень жизни населения Красноярского края в 2003 году: аналитическая записка: Анализ денежных расходов населения Красноярского края в 2003 году / Госкомстат, Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2004. - 13 с.
66) Красноярск в цифрах: стат. справочник / Госкомстат, Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2004. - 26 с.
67) Красноярский край в цифрах: стат. сб. / Госкомстат, Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2004. - 119 с.
68) Основные показатели розничной торговли Красноярского края в январе --сентябре 2004 г.: стат. бюллетень / Красноярскстат, Федеральная служба государственной статистики. - Красноярск, 2004. - 24 с.
69) Оборот розничной торговли за январь - декабрь 2004 г.: Экономическая таблица, №11 - 10. 1 / Госкомстат, Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2005. - 3 с.
70) Розничная продажа отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп в стоимостном и натуральном выражении за декабрь 2004 г.: Экономическая таблица, №11 -- 13. 4/ Госкомстат, Красноярский краевой комитет гос.статистики. - Красноярск, 2005. - 6 с.
71) Регионы России.2004: Социально - экономические показатели: стат. сб. / Госкомстат России. - М.: Статистика России, 2005. - 863 с.
72) Возрастно-половой состав населения Красноярского края на 01.01.2005 г.: стат. бюллетень / Госкомстат, Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2005. - 42 с.
73) Азоев Г.Л. Анализ деятельности конкурентов: учебное пособие / Г.Л. Азоев - М.: ГАУ, 1995. - 75 с.
74) Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев - М.: ЦЭИМ, 1996.-207 с.
75) Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков - М.: Международные отношения, 2000. - 157 с.
76) Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление / Д.А. Аакер. - СПб: Питер, 2002. - 544 с.
77) Ансофф И. Стратегическое управление в корпорациях / И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.