Формирование социальной компетентности у подростков в образовательном учреждении
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Социальная компетентность подростков 11
1.1. Сущность и содержание понятия социальная компетентность 11
1.2. Особенности развития социальной компетентности
в подростковом возрасте 21
1.3. Формирование социальной компетентности
подростков как педагогическая задача 29
Глава 2. Исследование и разработка концепции формирования социальной компетентности подростков в общеобразовательном
учреждении 37
2.1. Методы изучения социальной компетентности 37
2.2. Уровень сформированности социальных компетентностей учащихся
средней и старшей ступени МБОУ «Лицей №3» 44
2.3. Разработка концепции и методических рекомендации по формированию
социальной компетентности у подростков 61
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложение
Глава 1. Социальная компетентность подростков 11
1.1. Сущность и содержание понятия социальная компетентность 11
1.2. Особенности развития социальной компетентности
в подростковом возрасте 21
1.3. Формирование социальной компетентности
подростков как педагогическая задача 29
Глава 2. Исследование и разработка концепции формирования социальной компетентности подростков в общеобразовательном
учреждении 37
2.1. Методы изучения социальной компетентности 37
2.2. Уровень сформированности социальных компетентностей учащихся
средней и старшей ступени МБОУ «Лицей №3» 44
2.3. Разработка концепции и методических рекомендации по формированию
социальной компетентности у подростков 61
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложение
Актуальность исследования. Традиционно целью школьного образования являлись знания, умения и навыки, которыми должен овладеть выпускник школы. В настоящее время такой подход в образовании оказывается недостаточным. В свете современной экономической и политической ситуации в стране к молодому поколению предъявляются иные требования. Сегодня обществу нужны не только умные и целеустремленные выпускники, но и личности, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними профессиональные задачи и умеющие быстро ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Следовательно, одной из главных задач современной школы является подготовка успешной личности, умеющей выстраивать стратегию взаимодействия с другими людьми, выбирать правильные социальные ориентиры и организовывать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетентность неотрывно связана с профессиональной компетентностью и интеграция этих составляющих характеризует современный тип личности, составляет основу человеческого ресурса. Это находит отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в федеральных государственных стандартах образования.
В этих и других нормативных документах подчеркивается, что проблема развития социальной компетентности у детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
В научной литературе представлены различные толкования понятия «социальная компетентность». Анализ источников показывает, что рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую носит констатирующий характер. Преимущественно формулируются общие требования к социальной компетентности личности, подчеркивается её важность и значимость в условиях современного общества, рассматривается проявление социальной компетентности в определенных сферах социального взаимодействия (Г.М. Беспалова, И.В. Габелая, Н. В. Калинина).
Рассматриваются различные аспекты социальной компетентности, вопросы структуры, пути и средства ее формирования (Г.Г.Богачева, Д.Б. Воронцов, Н.Н. Нагайченко, П.А. Шептенко). Разрабатываются различные методы диагностики социальной компетентности, однако сохраняется традиция определения социальной компетентности как совокупности усвоенных знаний, умений, навыков, шаблонов, стереотипов, моделей поведения.
Ряд исследователей (В.А. Левин, C.B. Новоселова, В.И. Панов, О.Г. Тринитатская) отмечают, что одним из определяющих факторов формирования социальных компетенций является развивающая среда. Под развивающей средой ими понимается система условий, обеспечивающая социально-адаптивное поведение учащихся, взаимодействие с окружающими людьми, сохранение и укрепление здоровья, развитие личности школьника.
Обобщая имеющиеся подходы к характеристике социальной компетентности, можно сказать, что данный феномен предполагает наличие по крайне мере двух факторов:
- наличие в образовательном учреждении развивающей среды, обеспечивающей процесс формирования социальной компетентности учащихся;
- разработка и использование в учебно - воспитательном процессе методов, направленных на формирование социальной компетентности.
С нашей точки зрения, понятие социальная компетентность сопоставимо с понятием профессиональная компетентность, их интеграция характеризует современный тип личности, что составляет сущность человеческого ресурса современного производства. Как и всякое научное понятие - социальная компетентность имеет свою структуру, содержательные смыслы в различных аспектах.
Сложность решения этой важной проблемы связана с реальным противоречием между потребностью общества в социально компетентных и готовых к саморазвитию людей и ограниченностью научно - обоснованных педагогических условий и воспитательных моделей, ориентированных на формирование социальной компетентности у подростков. Это противоречие определило проблему исследования: организационно-педагогические условия формирования социальной компетентности в образовательном процессе повышающие уровень социальной компетентности у подростков.
Целью исследования является разработка концепции по развитию социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения.
Объектом исследования является социальная компетентность учащихся старших классов.
Предметом исследования является уровень социальной компетентности учащихся в общеобразовательном пространстве образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: уровень социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения повысится, если:
- исследован уровень проявления социальной компетентности у школьников старших классов;
- разработана концепция по формированию выделенных компонентов социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме социальной компетентности, определить сущность понятия, выявить основные компоненты структуры социальной компетентности, особенности развития в подростковом возрасте.
2. Исследовать уровень сформированности социальной компетентности у подростков образовательного учреждения.
3. Разработать концепцию и методические рекомендации по формированию социальной компетентности среди подростков.
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ научно-методической и педагогической литературы, нормативных документов по исследуемой проблематике для ознакомления и использования в теоретическом обосновании работы.
Эмпирические методы:
- анкетирование и тестирование для выяснения уровня
сформированности социальной компетенции учащихся на различных этапах исследования;
- наблюдение, беседа, рефлексия для сбора данных и анализа процесса формирования социальной компетентности.
Метод математической обработки информации.
Педагогический эксперимент для написания методических рекомендаций.
Научная новизна исследования:
- выделены основные характеристики социальной компетенции подростков общеобразовательного учреждения;
- разработан план мероприятий по развитию социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения, включающий целевой, организационно-деятельностный, технологический, результативный компоненты;
- выявлены и реализованы условия, обеспечивающие эффективное формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения:
а) социальные - открытое образовательное пространство «школа - семья - социальная среда», интеграция функций социально-педагогической работы;
б) индивидуально-психологические - учет проблемного поля подростков, опора на положительное в личности;
в) организационно-педагогические - создание школьного уклада и организационной культуры образовательного учреждения (школа как социальная модель общества).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие социальной компетентности подростков, аргументирована значимость ее формирования в условиях общеобразовательного учреждения;
- теоретически обоснована структура и содержательные компоненты социальной компетентности, в которую входят общекультурная, ценностно-смысловая, познавательная, коммуникативная и личностная компетенции;
- определены направления развития у подростков обозначенных компетенций: 1) обучение правовым знаниям и обязанностям; 2) развитие умений эффективно решать проблемные ситуации; 3) формирование навыков конструктивного взаимодействия; 4) формирование навыков работы в команде; 5) освоение навыков работы по проектной деятельности.
- теоретически обоснован план мероприятий по формированию социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения, позволяющий переосмыслить и усовершенствовать социально-педагогическую работу в условиях общеобразовательного учреждения с позиции эффективности формирования социальной компетентности у подростков общеобразовательного учреждения;
- определено содержание социально-педагогической работы по формированию социальной компетентности подростков в общеобразовательном учреждении;
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработаны программы тренинговых занятий по развитию у подростков социальной компетентности, направленные на реализацию методов и приемов формирования социальной компетентности подростков в условиях общеобразовательного учреждения;
- разработан план мероприятий и созданы организационно-педагогические условия для его реализации на основе воспитательных программ МБОУ «Лицей №3» и концепции воспитательной системы МБОУ Лицей №3;
- получены результаты исследования уровней сформированности социальной компетентности у подростков;
- разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы общеобразовательными учреждениями.
На защиту выносится следующее положение:
Реализация в практической деятельности задачи развития социальной компетентности учащихся заключается в предварительной содержательной работе, а именно в диагностике субъектов образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей), а также разработке концепции и конкретного плана работ, адресованных определенным исполнителям.
Публикации:
1. Шахова О.В., Ильиных Е.В./ Социальные компетенции школьников/ Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования: материалы второй Всероссийской научно - практической конференции, Красноярск, СФУ, Красноярск, 28 - 29 апреля 2015 года// под общ. ред. И.А. Ковалевича. - Красноярск: Сиб.федер.ун-т. 2016 год. С.140-143.
2. Шахова О.В., Ильиных Е.В./ Формирование социальной компетентности у подростков в образовательном учреждении/ Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования: материалы III Всероссийской научно - практической конференции, Красноярск, 21 - 22 апреля 2016 года/под общ.ред. В.Т. Ковалевич. - Красноярск: Сиб.федер.ун-т. 2016 год. С. 13-17.
Участие в конференциях:
1. Вторая Всероссийская научно - практическая конференция, Красноярск, СФУ, Красноярск, 28 - 29 апреля 2015 года.
2. III Всероссийская научно - практическая конференция, Красноярск, 21 - 22 апреля 2016 года.
Следовательно, одной из главных задач современной школы является подготовка успешной личности, умеющей выстраивать стратегию взаимодействия с другими людьми, выбирать правильные социальные ориентиры и организовывать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетентность неотрывно связана с профессиональной компетентностью и интеграция этих составляющих характеризует современный тип личности, составляет основу человеческого ресурса. Это находит отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в федеральных государственных стандартах образования.
В этих и других нормативных документах подчеркивается, что проблема развития социальной компетентности у детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
В научной литературе представлены различные толкования понятия «социальная компетентность». Анализ источников показывает, что рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую носит констатирующий характер. Преимущественно формулируются общие требования к социальной компетентности личности, подчеркивается её важность и значимость в условиях современного общества, рассматривается проявление социальной компетентности в определенных сферах социального взаимодействия (Г.М. Беспалова, И.В. Габелая, Н. В. Калинина).
Рассматриваются различные аспекты социальной компетентности, вопросы структуры, пути и средства ее формирования (Г.Г.Богачева, Д.Б. Воронцов, Н.Н. Нагайченко, П.А. Шептенко). Разрабатываются различные методы диагностики социальной компетентности, однако сохраняется традиция определения социальной компетентности как совокупности усвоенных знаний, умений, навыков, шаблонов, стереотипов, моделей поведения.
Ряд исследователей (В.А. Левин, C.B. Новоселова, В.И. Панов, О.Г. Тринитатская) отмечают, что одним из определяющих факторов формирования социальных компетенций является развивающая среда. Под развивающей средой ими понимается система условий, обеспечивающая социально-адаптивное поведение учащихся, взаимодействие с окружающими людьми, сохранение и укрепление здоровья, развитие личности школьника.
Обобщая имеющиеся подходы к характеристике социальной компетентности, можно сказать, что данный феномен предполагает наличие по крайне мере двух факторов:
- наличие в образовательном учреждении развивающей среды, обеспечивающей процесс формирования социальной компетентности учащихся;
- разработка и использование в учебно - воспитательном процессе методов, направленных на формирование социальной компетентности.
С нашей точки зрения, понятие социальная компетентность сопоставимо с понятием профессиональная компетентность, их интеграция характеризует современный тип личности, что составляет сущность человеческого ресурса современного производства. Как и всякое научное понятие - социальная компетентность имеет свою структуру, содержательные смыслы в различных аспектах.
Сложность решения этой важной проблемы связана с реальным противоречием между потребностью общества в социально компетентных и готовых к саморазвитию людей и ограниченностью научно - обоснованных педагогических условий и воспитательных моделей, ориентированных на формирование социальной компетентности у подростков. Это противоречие определило проблему исследования: организационно-педагогические условия формирования социальной компетентности в образовательном процессе повышающие уровень социальной компетентности у подростков.
Целью исследования является разработка концепции по развитию социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения.
Объектом исследования является социальная компетентность учащихся старших классов.
Предметом исследования является уровень социальной компетентности учащихся в общеобразовательном пространстве образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: уровень социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения повысится, если:
- исследован уровень проявления социальной компетентности у школьников старших классов;
- разработана концепция по формированию выделенных компонентов социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме социальной компетентности, определить сущность понятия, выявить основные компоненты структуры социальной компетентности, особенности развития в подростковом возрасте.
2. Исследовать уровень сформированности социальной компетентности у подростков образовательного учреждения.
3. Разработать концепцию и методические рекомендации по формированию социальной компетентности среди подростков.
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ научно-методической и педагогической литературы, нормативных документов по исследуемой проблематике для ознакомления и использования в теоретическом обосновании работы.
Эмпирические методы:
- анкетирование и тестирование для выяснения уровня
сформированности социальной компетенции учащихся на различных этапах исследования;
- наблюдение, беседа, рефлексия для сбора данных и анализа процесса формирования социальной компетентности.
Метод математической обработки информации.
Педагогический эксперимент для написания методических рекомендаций.
Научная новизна исследования:
- выделены основные характеристики социальной компетенции подростков общеобразовательного учреждения;
- разработан план мероприятий по развитию социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения, включающий целевой, организационно-деятельностный, технологический, результативный компоненты;
- выявлены и реализованы условия, обеспечивающие эффективное формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения:
а) социальные - открытое образовательное пространство «школа - семья - социальная среда», интеграция функций социально-педагогической работы;
б) индивидуально-психологические - учет проблемного поля подростков, опора на положительное в личности;
в) организационно-педагогические - создание школьного уклада и организационной культуры образовательного учреждения (школа как социальная модель общества).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие социальной компетентности подростков, аргументирована значимость ее формирования в условиях общеобразовательного учреждения;
- теоретически обоснована структура и содержательные компоненты социальной компетентности, в которую входят общекультурная, ценностно-смысловая, познавательная, коммуникативная и личностная компетенции;
- определены направления развития у подростков обозначенных компетенций: 1) обучение правовым знаниям и обязанностям; 2) развитие умений эффективно решать проблемные ситуации; 3) формирование навыков конструктивного взаимодействия; 4) формирование навыков работы в команде; 5) освоение навыков работы по проектной деятельности.
- теоретически обоснован план мероприятий по формированию социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения, позволяющий переосмыслить и усовершенствовать социально-педагогическую работу в условиях общеобразовательного учреждения с позиции эффективности формирования социальной компетентности у подростков общеобразовательного учреждения;
- определено содержание социально-педагогической работы по формированию социальной компетентности подростков в общеобразовательном учреждении;
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработаны программы тренинговых занятий по развитию у подростков социальной компетентности, направленные на реализацию методов и приемов формирования социальной компетентности подростков в условиях общеобразовательного учреждения;
- разработан план мероприятий и созданы организационно-педагогические условия для его реализации на основе воспитательных программ МБОУ «Лицей №3» и концепции воспитательной системы МБОУ Лицей №3;
- получены результаты исследования уровней сформированности социальной компетентности у подростков;
- разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы общеобразовательными учреждениями.
На защиту выносится следующее положение:
Реализация в практической деятельности задачи развития социальной компетентности учащихся заключается в предварительной содержательной работе, а именно в диагностике субъектов образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей), а также разработке концепции и конкретного плана работ, адресованных определенным исполнителям.
Публикации:
1. Шахова О.В., Ильиных Е.В./ Социальные компетенции школьников/ Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования: материалы второй Всероссийской научно - практической конференции, Красноярск, СФУ, Красноярск, 28 - 29 апреля 2015 года// под общ. ред. И.А. Ковалевича. - Красноярск: Сиб.федер.ун-т. 2016 год. С.140-143.
2. Шахова О.В., Ильиных Е.В./ Формирование социальной компетентности у подростков в образовательном учреждении/ Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования: материалы III Всероссийской научно - практической конференции, Красноярск, 21 - 22 апреля 2016 года/под общ.ред. В.Т. Ковалевич. - Красноярск: Сиб.федер.ун-т. 2016 год. С. 13-17.
Участие в конференциях:
1. Вторая Всероссийская научно - практическая конференция, Красноярск, СФУ, Красноярск, 28 - 29 апреля 2015 года.
2. III Всероссийская научно - практическая конференция, Красноярск, 21 - 22 апреля 2016 года.
Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить следующее:
Проведенный анализ подходов к проблеме социальной компетентности показал, что это сложное социальное явление, недостаточно изучено, имеются существенные разночтения в употреблении таких исходных понятий как «социальная компетентность» и «социальная компетенция». Часто их используют в одном значении.
В исследовании мы рассматриваем эти понятия как диалектическое единство части и целого. Понятие «Социальная компетентность» предельно широкое, охватывает большое количество феноменов, характеризующих жизнедеятельность индивида в социуме, а понятие «социальная компетенция» мы рассматриваем как структурный элемент социальной компетентности или как совокупность социальных качеств личности.
В источниках имеются разночтения по определению этих понятий, мы в рабочем порядке приняли следующее определение социальной компетентности применительно к подростковому возрасту. Это интегральное (единое, целое, состоящее из частей) качество личности, включающее в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в процессе социализации и позволяющие человеку адаптироваться в социальной среде, успешно взаимодействовать с людьми, выполнять различные социальные роли.
Существует мнение, что наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка, является переходный подростковый возраст.
Многие исследователи подростковый возраст называют возрастом социального риска. Сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации.
Целью нашего исследования являлась разработка концепции и методических рекомендаций для педагогов образовательного учреждения по развитию социальной компетентности подростков. Для этого было проведено исследование среди учащихся средней и старшей ступени обучения на предмет определения уровня сформированности социальных качеств, которые являются составной частью социальной компетентности подростка и которые наиболее значимы для нашего исследования и образовательного учреждения.
Исследование помогло раскрыть проблемные области сформированности социальных качеств школьников. Потребовалось создание специальной образовательной концепции, представляющей собой совокупность трех взаимообусловленных модулей, охватывающих все сферы деятельности образовательного процесса.
На основе результатов исследования была разработана концепция по развитию социальной компетентности подростков лицея, которая является модулем программы «Развитие воспитательной системы лицея» и методические рекомендации для педагогов.
Концепция включает в себя три раздела - образовательный, воспитательный, внеурочный, каждый из которых представлен конкретной системой деятельности, имеет разработанный план мероприятий и рекомендации для педагогов.
Ключевые принципы построения концепции:
- личность учащегося в центре воспитательной системы
образовательного учреждения;
- новая образовательная культура (обучение через деятельность, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);
- общественно-государственное взаимодействие, социальное партнерство как факторы развития образования в гражданском обществе.
Особая роль в концепции уделена воспитательному процессу в МБОУ Лицей №3. Мы придерживается мнения о том, что воспитательный процесс и воспитывающая среда образовательного учреждения способна моделировать социальное поведение человека, давая ему возможность приобретать опыт субъектной самореализации, развивать социальные качества и формировать человеческий капитал. Результатом процесса социализации учащихся, то есть результатом реального взаимодействия учащихся и школьной среды становится новый уровень их социальной компетентности.
Воспитательный процесс в лицее строится в следующих направлениях:
- научно - интеллектуальное,
- гражданско-патриотическое,
- духовно-нравственное,
- художественно-эстетическое,
- физкультурно-спортивное.
Каждое направление имеет цель и задачи, а также разработанный план конкретных мероприятий.
Есть все основания полагать, что поставленные в работе цели и задачи являются достигнутыми. На основе разработанной концепции будет строиться организация учебно - воспитательного процесса образовательного учреждения - лицея.
Также проведенное исследование позволило сформулировать направление дальнейшей работы.
Для педагогического коллектива с целью развития базовых и профессионально-педагогических компетентностей учителей будет реализовываться образовательный модуль «Развитие социального капитала образовательной организации, как условие модернизации образовательного процесса Лицея». Модуль представляет собой цикл семинаров, тренингов, тематических совещаний, тематических педагогических советов.
Предполагаемые формы и методы работы: деловые игры, работа в малых группах по решению проблем, разбор конкретных ситуаций, рефлексивная самодиагностика, игровые методы выработки сложных коллективных решений, проектные методы с использованием информационных технологий, презентаций, тренинг учебной экспертизы проектов и др.
Таким образом, проведенная в Лицее № 3 города Красноярска в течение двух лет работа позволила на основе результатов исследований, разработать конкретные мероприятия и рекомендации по развитию социальной компетентности в условиях образовательного учреждения с выходом в окружающее образовательное пространство.
Проведенный анализ подходов к проблеме социальной компетентности показал, что это сложное социальное явление, недостаточно изучено, имеются существенные разночтения в употреблении таких исходных понятий как «социальная компетентность» и «социальная компетенция». Часто их используют в одном значении.
В исследовании мы рассматриваем эти понятия как диалектическое единство части и целого. Понятие «Социальная компетентность» предельно широкое, охватывает большое количество феноменов, характеризующих жизнедеятельность индивида в социуме, а понятие «социальная компетенция» мы рассматриваем как структурный элемент социальной компетентности или как совокупность социальных качеств личности.
В источниках имеются разночтения по определению этих понятий, мы в рабочем порядке приняли следующее определение социальной компетентности применительно к подростковому возрасту. Это интегральное (единое, целое, состоящее из частей) качество личности, включающее в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в процессе социализации и позволяющие человеку адаптироваться в социальной среде, успешно взаимодействовать с людьми, выполнять различные социальные роли.
Существует мнение, что наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка, является переходный подростковый возраст.
Многие исследователи подростковый возраст называют возрастом социального риска. Сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации.
Целью нашего исследования являлась разработка концепции и методических рекомендаций для педагогов образовательного учреждения по развитию социальной компетентности подростков. Для этого было проведено исследование среди учащихся средней и старшей ступени обучения на предмет определения уровня сформированности социальных качеств, которые являются составной частью социальной компетентности подростка и которые наиболее значимы для нашего исследования и образовательного учреждения.
Исследование помогло раскрыть проблемные области сформированности социальных качеств школьников. Потребовалось создание специальной образовательной концепции, представляющей собой совокупность трех взаимообусловленных модулей, охватывающих все сферы деятельности образовательного процесса.
На основе результатов исследования была разработана концепция по развитию социальной компетентности подростков лицея, которая является модулем программы «Развитие воспитательной системы лицея» и методические рекомендации для педагогов.
Концепция включает в себя три раздела - образовательный, воспитательный, внеурочный, каждый из которых представлен конкретной системой деятельности, имеет разработанный план мероприятий и рекомендации для педагогов.
Ключевые принципы построения концепции:
- личность учащегося в центре воспитательной системы
образовательного учреждения;
- новая образовательная культура (обучение через деятельность, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);
- общественно-государственное взаимодействие, социальное партнерство как факторы развития образования в гражданском обществе.
Особая роль в концепции уделена воспитательному процессу в МБОУ Лицей №3. Мы придерживается мнения о том, что воспитательный процесс и воспитывающая среда образовательного учреждения способна моделировать социальное поведение человека, давая ему возможность приобретать опыт субъектной самореализации, развивать социальные качества и формировать человеческий капитал. Результатом процесса социализации учащихся, то есть результатом реального взаимодействия учащихся и школьной среды становится новый уровень их социальной компетентности.
Воспитательный процесс в лицее строится в следующих направлениях:
- научно - интеллектуальное,
- гражданско-патриотическое,
- духовно-нравственное,
- художественно-эстетическое,
- физкультурно-спортивное.
Каждое направление имеет цель и задачи, а также разработанный план конкретных мероприятий.
Есть все основания полагать, что поставленные в работе цели и задачи являются достигнутыми. На основе разработанной концепции будет строиться организация учебно - воспитательного процесса образовательного учреждения - лицея.
Также проведенное исследование позволило сформулировать направление дальнейшей работы.
Для педагогического коллектива с целью развития базовых и профессионально-педагогических компетентностей учителей будет реализовываться образовательный модуль «Развитие социального капитала образовательной организации, как условие модернизации образовательного процесса Лицея». Модуль представляет собой цикл семинаров, тренингов, тематических совещаний, тематических педагогических советов.
Предполагаемые формы и методы работы: деловые игры, работа в малых группах по решению проблем, разбор конкретных ситуаций, рефлексивная самодиагностика, игровые методы выработки сложных коллективных решений, проектные методы с использованием информационных технологий, презентаций, тренинг учебной экспертизы проектов и др.
Таким образом, проведенная в Лицее № 3 города Красноярска в течение двух лет работа позволила на основе результатов исследований, разработать конкретные мероприятия и рекомендации по развитию социальной компетентности в условиях образовательного учреждения с выходом в окружающее образовательное пространство.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016 - Формирование социальной компетентности подростков "группы" риска
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Формирование социальной компетентности подростков
Кафедра теории и практики социальной работы
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - Ситуация успеха как средство формирования социальной компетентности
подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование социальной компетентности подростков
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017



