Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы создания веб-сайта «Профессионально важные качества личности» 6
1.1 Профессионально важные качества личности 6
1.2 Обзор информационных ресурсов и сервисов 12
2. Описание исследовательских методик и разработка веб-сайта 21
2.1 Описание исследовательских методик 21
2.2 Программные средства для создания веб-сайта «Профессионально важные качества личности» 27
3. Структура веб-сайта «Профессионально важные качества личности» 49
3.1 Описание структуры веб-сайта «Профессионально важные качества личности» 49
3.2 Результаты исследования профессионально важных качеств личности 56
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А (обязательное) Тест зрительной и слуховой памяти R.Meili . 79
Приложение Б (обязательное) Опросник Айзенка 81
Приложение В (обязательное) Личностная шкала проявления тревоги (Дж.
Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) 87
Приложение Г (обязательное) Тест Ряховского 91
Приложение Д (обязательное) Методика определения скорости переключения внимания (ПВ) (на красно-черных таблицах Шульте- Платонова) 95
На современном этапе развития общества существует необходимость в своевременной диагностике наличия тех или иных профессионально важных качеств индивидуумов, которые могут определять их профессиональное соответствие, той или иной деятельности. Знание особенностей личности самой себя, возможно, будет обеспечивать быстрый профессиональный рост. Сама структура профессиональных важных качеств является ключевой для человека в выборе специальности, либо направления деятельности, либо уровня управления, если речь идет о сознательном выборе профессии. И все это возможно, благодаря пониманию склонностей и наличия большого количества соответствий в структуре профессионально важных качеств специалиста и самим субъектом сопоставления.
Профессиональное развитие человека всегда отличается индивидуальным своеобразием. Собственный путь продвижения к профессионализму разные люди проживают по-разному, своеобразно адаптируются к профессии, в разной степени стремятся к профессиональному совершенствованию. Для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли ключевых компетентностей - профессионально важных качеств личности. Они обеспечивают эффективную реализацию человека в профессиональной деятельности и определяют конструктивность (возникновение новообразований, совершенствование знаний, умений и навыков) или деструктивность процесса профессионального развития человека. Результатом действия деструктивной тенденции профессионального развития являются профессиональные деструкции - негативные изменения личности, которые негативно сказываются на производительности труда, работоспособности человека, проявляются в негативных личностных изменениях. Отрицательные изменения приводят к существенной перестройке личности, изменениям в профессиональном профиле работника.
Основная функция по определению профессионально важных качеств работников принадлежит работе психолога. Для облегчения труда и повышения эффективности работы специалист сегодня повсеместно используются информационные технологии. Поэтому создание веб-сайта «Профессионально важные качества личности» является актуальной проблемой. Задача которого дистанционное обучение, предлагающее большой набор интерактивных элементов: форумы, тесты, глоссарии, ресурсы, чаты и т.д.
Цель дипломной работы: разработка веб-сайта «Профессионально важные качества личности».
В соответствии с целью определены задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы создания веб-сайта «Профессионально важные качества личности»;
2. Изучить характеристику методов исследования профессионально-важных качеств в организациях;
3. Описать программное средство для создания веб-сайта «Профессионально важные качества личности»;
4. Описать структуру веб-сайта «Профессионально важные качества личности»;
5. Выявить результаты исследования профессионально важных качеств личности;
Цель исследования - исследование профессионально важных качеств работников торговой фирмы ИП «Тютьков В.М.» г. Красноярск.
Объект исследования - сотрудники торговой фирмы ИП «Тютьков В.М.» г. Красноярск (30 продавцов).
Предмет исследования - профессионально важные качества сотрудников торговой фирмы.
Методики:
1. Тест зрительной и слуховой памяти R. Meili. Для диагностики уровня развития зрительной и слуховой памяти сотрудников.
2. Опросник Айзенка. Для диагностики уровня выраженности эмоциональной стабильности.
3. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова). Для диагностики уровня тревожности.
4. Тест Ряховского. Для диагностики уровня общительности и коммуникабельности.
5. Методика определения скорости переключения внимания (ПВ) (на красно-черных таблицах Шульте-Платонова). Для диагностика скорости переключения внимания.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Торговля является одной из самых востребованных отраслей на рынке труда. Так, увеличение количества различных фирм, торговых предприятий, а, следовательно, людей, занятых в этой сфере, приводит к обострению конкуренции, что повышает требования к субъекту деятельности в целом, к работникам сервиса и торговли, в частности. Одновременно, необходимо учитывать экономические реалии мирового кризиса и его психологические последствия. Продвижение товара в условиях снизившейся покупательской способности населения так же повышает требования к эффективности профессиональной деятельности торговых работников.
В связи с этим была проведена диагностика профессионально важных качеств работников торговли с целью выявления тех сторон личности, которые нуждаются в развитии или коррекции. Экспериментальное исследование проводилось в торговой фирме ИП «Тютьков В.М.», г.Красноярск. В ходе проведения экспериментальной работы были выявлены следующие особенности профессионально важных качеств у продавцов:
1.Зрительная и слуховая память у продавцов развиты у некоторых сотрудников на очень высоком уровне, но в исследовании выявлены такие сотрудники, уровень развития зрительной и слуховой памяти которых развит недостаточно. Это может сказываться на недостаточной эффективности их профессиональной деятельности, т. к. во время работы бывает необходимо зрительно и на слух запоминать информацию, чтобы принимать правильные решения во всех ситуациях.
2.Эмоциональная стабильность необходима в профессиональной деятельности продавца. В исследовании выявлено, что подавляющее большинство работников обладают очень высоким уровнем эмоциональной стабильности. Они трезво смотрят на различные ситуации, безэмоционально, полагаясь на логический разум, оценивают их, что облегчает процесс принятия решений и выполнения порученной работы.
3. У большинства продавцов выявлен очень низкий уровень тревожности, что так же помогает им в их профессиональной деятельности.
4. Коммуникабельность у продавцов так же на очень высоком уровне, т. е. Они грамотны в общении, хорошо понимают друг друга и требования покупателей, разбираются в товарах и могут проконсультировать по любому вопросу.
5. Скорость переключения внимания в целом развита на недостаточно высоком уровне. Здесь результаты очень разнообразны: есть продавцы с очень высокой скоростью, а есть, наоборот, с очень низкой скоростью переключения внимания. Зачастую работа продавца может быть связана с необходимостью быстрого переключения внимания с одного объекта на другой, потому недостаточный уровень развития этого ПВК может снижать эффективность работы.
В связи с выявленными результатами разработаны рекомендации по дополнительной диагностике, выявлению причин недостаточного развития изучаемых ПВК и коррекционно-развивающей работе.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Среди профессионально важных качеств работников торговой фирмы необходима эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, развитая коммуникабельность, высокий уровень памяти и внимания.
Социальный эффект предложенного Веб-сайта таков, что повышается качество и скорость обработки данных, увеличивается производительность труда психолога.
1. Агеев, В. С. Атрибуция ответственности за успех и неудачу группы в межгрупповом взаимодействии / В. С. Агеев // Вопросы психологии, 1982. - №6. - С. 101 - 106.
2. Адамьянц, Т. Что такое коммуникативные навыки и надо ли их развивать? / Т. Адамьянц // Психологический журнал, 1997. - Т. 4. - №2 - С. 34 - 38.
3. Аудитория Рунета постарела и выросла на 22 % за год [Электронный ресурс].
http://www.vedomosti.ru/technology/news/2011/04/20/auditoriya_runeta_dostigla_otmetki_v_57_millionov_chelovek
4. Бабаев, Т. М. Общительность как базовое свойство личности в коммерческой деятельности (на примере профессии продавца): Автореф. дис. канд.психол. наук / Т. М. Бабаев. Москва, 2005. - 25 с.
5. Базаров, Т.Ю., Ерофеев, А.К., Шмелев, А.Г. (2014). Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания. Вестн. Моск. Ун-та, Сер. 14. Психология, 1, 88-102.
6. Беспалов Б.И. Профессионально важные компоненты деятельности человека и подходы к их психодиагностике [Электронный ресурс] // Организационная психология. - 2014. - Т. 4. - № 4. - С. 12-50.
7. Беспалов Б.И. Профессионально важные компоненты деятельности человека и подходы к их психодиагностике // Организационная психология. - 2014. - Т.4. - №4. - С. 12-50.
8. Бодалева, А. А. Психологическое общение / А. А. Бодалева. - М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. - 256 с.
9. Бодров, В. А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора / В. А. Бодров, Л. Д. Спиркин // Психологический журнал, 2003. - №1 - С. 13 - 73.
10. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. - Москва: ПЕР СЭ, 2001.- 511 с.
11. Буланова Т.Г. Элементы дистанционного обучения разработки HTML- документов для создания Веб-страниц во всемирной паутине на примере гиперссылок // В сборнике: Научные открытия - путь к развитию общества материалы X (LXII) Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. - 2015. - С. 26-27.
12. Ганский П.Н. Интернет-пространство как особая коммуникационная среда и его влияние на современные общества // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 17. - С. 118-121.
13. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. О. Я. Гойхмана, Т. М. Надеина - М.: Инфра, 1997. - 272 с.
14. Головешкина, Н. В. Профессионально важные качества продавцов- консультантов / Н. В. Головешкина, С. Н. Петрич // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. - №2. - С. 151 - 160.
15. Горянина, В. А. Психология общения / В.А. Горянина. - М.: Академия,2002.- 416 с.
16. Грицай Д.В., Носкова В.В., Бежитская Е.А. Создание Веб-документов // Информационные технологии и математическое моделирование в экономике, технике, экологии, образовании, педагогике и торговле. - 2013. - № 6.
17. Диметирев Р.Р. Методы генерации word-документов в веб-приложениях // Молодежный вестник Уфимского государственного авиационноготехнического университета. - 2015. - № 1 (13). - С. 56-61.
18. Дмитриева, М. А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала / М. А. Дмитриева, С. А. Дружилов // "Сибирь. Философия. Образование". Альманах Сибирского Отделения Российской Академии Образования. 2000 (выпуск 4). С. 18-30.
19. Дмитриева, М. А. Психология труда и инженерная психология / М. А. Дмитриева, А. А. Крылов - Л.: Ленинград, 1979. - 206 с.
20. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин
- М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 224 с.
21. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душкова. - М., 2005.
22. Зайцева Н.Е., Берендеева А.Б. Особенности влияния интернет-технологий на процесс развития современного информационно-октрытого общества // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы иуправление производством. - 2015. - № 1 (23). - С. 128.
23. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э.Ф. Зеер - М.: Академический проект, 2005. - 336 с.
24. Ивашов, А. Н. Методика исследования коммуникативных установок личности / А. Н. Ивашов, И. В. Заика // Вопросы психологии, 1991. - №5. - С. 162 - 166.
25. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин - С-Пб.: Питер, 2006. - 442 с.
26. Интернет в России: динамика проникновения. Весна 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/11567
27. Калинина, А. О. Факторы, влияющие на формирование субъективного контроля / А. О. Калинина - М.: ВЛАДОС, 2004. - 383 с.
28. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин - М.: Издательство «Эксмо», 2007. - 416 с.
29. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. // Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 — 352 с.
30. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов - Москва, 1988. - 254 с.
31. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО- ДЭК», 1996. - 364 с.
32. Клищевская, М. В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности / М. В. Клищевская, Г. Н. Солнцева // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. - 1999. - № 4. С. 27 -72.
33. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация / Е.В. Клюев -М.: ПРИОР, 1998. - 224 с.
34. Костыря, С. С. Представления о коммуникативных качествах и индивидуальные особенности самосознания и поведения личности / С. С. Костыря // Педагогические науки, 2003. - №1. - С. 41 - 47.
35. Костыря, С. С. Социально-психологические функции представлений о коммуникативных качествах в межличностном общении: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.05 / С. С. Костыря - М.: Московский государственный педагогический университет, 2003. - 24 с.
36. Котелова, Ю. В. Очерки по психологии труда / Ю. В. Котелова - М.: МГУ, 1986. - 324 с.
37. Кучевская, Н. В. Советы психолога продавцу / Н.В. Кучевская - М.: Экономика, 1990. - 127 с.
38. Кучевская, Н. В. Психология торговли как отрасль социальной психологии / Н. В. Кучевская, В. Б. Кучевский // Психологический журнал, 1984. - Т. 5. - №5. - С. 24 - 29.
39. Маклаков, А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.
40. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
41. Назаренко, В. В. Психологические детерминанты эффективности профессиональной деятельности: автореферат диссертации кандидата психологических наук / В. В. Назаренко - Москва, 2009. - 26 с.
42. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. - 4-е изд / Р. С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 688 с.
43. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова - М.: Академия, 2001. - 480 с.
44. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. «Методики и тесты» / под ред. Д. Я. Райгородского -Учеб. пособие. - Самара: изд. Дом «Бахрах - М», 2003. - 356 с.
45. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд / Е. С. Романова - Санкт-Петербург: Питер,2003. - 464 с.
46. Сафонов, М. Н. Правила торговли / Сост. М.Н. Сафонов - М.: Дело, 1999. - 289 с.
47. Семенова Е.М., Бойко О.Я. Особенности проявления профессионально важных личностных качеств у представителей разных профессий // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 3 (03). - С. 93-99.
48. Сидорина В.А. Проблемы педагогической диагностики в системе высшего профессионального образования. / В.А. Сидорина, А.В. Чакмина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №03(62)- Москва, 2014. часть 2, С. 246-248.
49. Симонова О.С. Развитие профессиональных качеств специалиста как основа эффективной деятельности // Сборники конференций НИЦСоциосфера. - 2015. - № 4. - С. 40-44.
50. Симонова О. С. Новые задачи психологии и педагогики и пути их
решения: сборник статей Международной научно-практической
конференции (20 ноября 2014 г., г. Уфа). - Уфа : Аэтерна, 2014. - 150 с.
51. Филиппова О.А. Проблема выбора инструмента создания веб-страниц // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2012. - Т. 4(12). - С. 478-479.
52. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства - М.: Логос, 2002. - 156 с.
53. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Шадриков - М.: Издательская корпорация "Логос", 1996. - 254 с.
54. Шаклеин М.В. К вопросу о понятии профессионально важных качеств //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4¬4. - С. 112-113.
55. Шелепова, Е. С. В проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности / Е. С. Шелепова - Тверь: ТГУ, 2007. - 346 с.