Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Агрессивность как характеристика лидера в подростковом возрасте

Работа №25271

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
519
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Особенности подросткового возраста 7
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2 Подростковый кризис 9
2 Проблема агрессивности в психологии 16
2.1 Отличие понятий «агрессия» и «агрессивность» 16
2.2 Особенности проявления подростковой агрессивности 20
2.3 Взаимосвязь подростковой агрессивности и занимаемой позиции в классе 24
3 Исследование взаимосвязи уровня агрессивности и социальной (социометрической) позиции в классе у мальчиков подросткового возраста 27
3.1 Программа исследования 27
3.2 Ход исследования 29
3.3 Обработка результатов исследования 40
Заключение 48
Список используемых источников 51
Приложение А Текст «Теста враждебности» Басса-Дарки (версия Г.А.Цукерман)

Переходный период — это сложный многоуровневый процесс, который у каждого подростка имеет ещё и личностный оттенок. В подростковом возрасте происходит самое интенсивное за весь онтогенез формирование собственного «Я»: возникает потребность в самосознании и самоопределении, становится важным выстраивание межличностных отношений. Подросток выбирает свой круг общения, определяет свои интересы, занимает определенную позицию в малой социальной группе: высокостатусную, среднестатусную или низкостатусную.
В работе Углова Ф.Г. говорится, что одна из психологических особенностей подростков — это ярко выраженная потребность в признании их личности. Ради самоутверждения они и совершают нередко отрицательные поступки. Дети в этом возрасте не уверены в своих достоинствах или попросту не замечают их и в то же время стремятся доказать свой авторитет, хотят показать себя достойными. В подростковом возрасте особо остро проявляется зависимость от других людей, от их мнений, особенно от сверстников, хотя им очень хочется показать себя независимыми, самостоятельными в решении тех или иных вопросов. Они проявляют себя в процессе удовлетворения своих желаний и ищут различные пути для осуществления своих планов, что и может привести к достижению целей путем враждебного, агрессивного поведения[25].
Многочисленные антропологические исследования свидетельствуют о том, что многообразие проявлений агрессивности связано, в первую очередь, не с биологическими факторами, а с типами человеческой культуры[31]. Переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит. Исходя из этого положения, можно сказать, что возникновение и развитие агрессивности как устойчивой личностной черты зависит от общественных условий, к которым относится и общественное устройство в целом, и ближайшая малая социальная группа, среда.
Проявления агрессивности в обществе часто интерпретируются как орудие в борьбе за преуспевание, кроме того, агрессивность в таком случае может проявляться и в открытой, и в замаскированной форме[34]. По данным современной науки (психологии, педагогики, социологии), подростковая агрессивность возникает преимущественно из-за сложностей в окружающей его среде, потребности самоутвердиться, заслужить авторитет.
Подавление подростковой инициативы и амбиций затрудняет или даже делает невозможным формирование зрелого чувства нравственности, мировоззрения, самосознания, что оставляет человека как бы вне общественной среды. Подросток чувствует себя отверженным, отгороженным, одиноким среди людей. Следствием этого является неприспособленность ребенка к миру взрослых. Отсутствие индивидуальности в обществе приводит к тому, что общество становится антагонистичным человеку, а человек становится пассивным, инфантильным, обиженным на людей. Безусловно, все это приведёт к тому, что уровень агрессивности такого человека будет расти, особенно если речь идет о подростках.
Переходный возраст является своеобразным «мостом» между детством и взрослостью, поэтому именно в это время у ребенка происходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. Важнейшим фактором в этом процессе для подростка становится социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности.
О. И. Шляхтина в своем исследовании показала, что агрессивность подростка определяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением. Если оценивать влияние полового фактора, то подростки-мальчики демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а подростки-девочки — косвенной и вербальной. У мальчиков физическая агрессия достоверно чаще направлена против лиц своего пола, незнакомых прохожих и мотивируется желанием поддержать самооценку и статус среди сверстников[32].
Итак, основные положения нашей работы можно сформулировать следующим образом:
Цель работы: определить взаимосвязь уровня агрессивности и социальной позиции, занимаемой в классе, у мальчиков-подростков.
Объект исследования: подростки мужского пола 12-13 лет, учащиеся в 5 классе МБОУ СОШ № 64.
Предмет исследования: взаимосвязь занимаемой в классе позиции и уровня агрессивности.
Гипотезы исследования:
• У мальчиков, занимающих лидерскую позицию в классе, высокий уровень физической агрессии.
• У мальчиков, занимающих статус «непринятые» и «отверженные», высокий уровень агрессивности.
Задачи исследования:
Теоретические:
а) Выделить психологические особенности подросткового возраста, особенности подросткового кризиса;
б) Рассмотреть понятия «агрессия» и «агрессивность», выявить формы и особенности проявления агрессивности у подростков;
в) Описать взаимосвязь агрессивности и занимаемой социальной позиции подростков в классе.
Эмпирические:
а) Подобрать методики для проведения исследования;
б) Подобрать группу респондентов для проведения исследования;
в) Провести исследование уровня агрессивности у учеников 5-ых классов мужского пола с помощью подобранных методик;


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема подростковой агрессивности в наше время особо актуальна. С каждым годом показатели детской агрессивности и подростковой преступности возрастают, с чем связаны многочисленные факторы. Особое влияние оказывают: ухудшение социальных условий жизни детей, семейное неблагополучие (неполные семьи, финансово неблагополучные семьи, проблемные семьи: алкоголики, наркоманы) и, как следствие, отсутствие воспитания, невнимательность педагогов к нервно-психическому состоянию детей, увеличение частоты патологий родов, а так же увеличение значения СМИ при становлении подросткового мировоззрения (телевидение, Интернет и пр.).
Подростковая агрессивность волнует общество в целом, т.к. затрагивает и родителей, и педагогов, и психологов, и тех, кто окружает проблемного подростка. Для коррекции агрессивного поведения необходимо своевременное вмешательство в процесс становления личности подростка, а для этого необходимо понимать, каковы социальные предпосылки и причины такого поведения.
Взаимосвязь агрессивности и социометрического статуса может являться следствием желания укрепить свои лидерские позиции в ближайшей социальной группе или же, напротив, выразить недовольство своим низким социальным статусом. Исходя из этого предположения, мы сформировали цель выявить взаимосвязь между социальной позицией в классе и уровнем агрессивности у мальчиков подросткового возраста. В рамках данного исследования мы провели анализ литературы и описали особенности подросткового возраста, изучили структуру и пути протекания подросткового кризиса. Так же мы выявили отличия понятий «агрессия» и «агрессивность», рассмотрели особенности агрессивного поведения у подростков.
Кроме изучения теоретического материала по проблеме подростковой агрессивности, мы провели исследование по выявлению взаимосвязи между уровнем агрессивности и социальной позицией в классе. Исследование было проведено с целью подтверждения выдвинутых нами гипотез о том, что:
а) У мальчиков-подростков, занимающих лидерскую позицию в классе, высокий уровень физической агрессивности;
б) У мальчиков-подростков, занимающих статус «непринятые» и «отверженные», высокий уровень агрессивности.
В исследовании приняло участие 35 мальчиков в возрасте 12-13 лет, учащихся в 5 классе МБОУ СОШ № 64. Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе были проведены методики на изучение уровня агрессивности, среди которых был «Тест враждебности» Басса-Дарки, адаптированный Г.А.Цукерман для подростков, и проективная методика «Несуществующее животное». В результате анализа данных, полученным по методикам, был определен уровень агрессивности всех респондентов по шкале «низкий- средний-высокий» уровни. На втором этапе был применен социометрический метод, разработанный Дж.Л.Морено, для выявления лидеров и аутсайдеров отдельно в каждом классе. Заключительным этапом исследования было сопоставление результатов методик на изучение агрессивности и социометрического метода. В результате анализа сравнительной таблицы выяснилось, что обе наши гипотезы подтвердились. Таким образом, для мальчиков, являющихся лидерами в классе, характерен высокий уровень физической агрессии как формы проявления подростковой агрессивности. Лидерскую позицию необходимо не только завоевать, но и поддерживать и подтверждать. Для подростков-мальчиков характерно использование силы при нахождении в стрессовых и конфликтных ситуациях, особенно в возрасте 12-13 лет, т.к. именно на этот возраст, по В.А.Ковалеву, приходится пик проявления агрессивности у мальчиков. По данным многочисленных исследований, мальчики раннего и среднего подросткового возраста предпочитают прямую физическую агрессию другим типам её проявления, что и было проверено и подтверждено в нашем исследовании. Такое яркое и частое проявление агрессивности можно считать нормой в данном возрасте, однако, к 14-15 годам всплеск физической агрессии должен пройти.
Для мальчиков-аутсайдеров агрессивное поведение является способом защиты от нападения более авторитетных сверстников, а так же способом высказывания недовольства своим социальным статусом.
Результаты нашего исследования могут быть использованы психологами и педагогами, столкнувшимися с ситуациями проявления агрессивности подростков, ведь подростковая агрессивность, как нами было показано, взаимосвязана с позицией в классе. При коррекции агрессивности в классе следует уделить внимание диагностике дифференциации социальных позиций, попробовать объединить учащихся класса, чтобы у них возникла общая идея, совместная цель, благодаря которой агрессивности удастся избежать.



1. Абрамова Т.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 704 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.
3. Аникеева Н.Г. Климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
4. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978. - 312 с.
5. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н.. Социальный климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. - 227 с.
6. Бурлачук Л.Ф. «Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике». - СПб.: Питер Ком. 1999. - 528 с.
7. Бэрон Г., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
8. Выготский Л.С., Собрание сочинений. Т.З. - М., 1983.
9. Д убровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2003. - 368с.
10. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М.: Просвещение, 1965. - 315 с.
11. Левин К., Разрешение социальных конфликтов / [Пер.с англ. И.Ю. Авидон]. - СПб.: Речь, 2000.
12. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
13. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Андреевой Г.М. и Донцова А.Н. - М.: МГУ, 1981. - 294 с.
14. Мид М. Культура и мир детства / Сост.и предисл. И.С.Кона. -М., Наука, 1988.
15. Мир детства: Подросток / Под ред. Хрипковой А.Г. - М.: Педагогика, 1989. - 288с.
16. Михайловская И.Б. Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. - М.: Просвещение, 1990. - 143с.
17. Можинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999.
18. Немов P.C. Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга, для учителей о психологии ученического коллектива. - М.: Педагогика, 1998. - 144 с.
19. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии - М.: Владос, 1997. - 688 с.
20. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагоностика. - М.: Владос, 1998. - 632 с.
21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.
22. Пиаже Ж.: теория, эксперименты, дискуссия / Под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. — Изд. Академика, 2001.
23. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - №5.
24. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. — М.: Мос-ковский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 96 с.
25. Углов Ф.Г. В плену иллюзий.-М.: Молодая гвардия, 1985. -264 с.
26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с нем. М.: АСТ, 2006. - 640 с.
27. Холл С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. - Б.м.: Пучина, 1925. С.125-141.
28. Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998.
29. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. = Psychologie des Jugendalters // «Педология юности». — М.-Л.: Литература, 1931.
30. Эриксон Э. Детство и Общество / пер. [с англ.] и науч.ред. А. А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000.
31. Теории агрессии и агрессивности. [Электронный ресурс] / С.Г. Сукиасян. - Режим доступа:http://www.otrok.ru/teach/agress/agress11 .htm.
32. Особенности агрессивного поведения подростков. [Электронный ресурс] / Психологические материалы образовательного характера. - Режим доступа:http://www.neopsyhology.ru/neopss-125-1.html.
33. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения [Электронный ресурс] / Е.Б.Усова / Режим доступа:http://psyera.ru/psihologicheskie-osobennosti-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem-174.htm.
34. Антропова Т.С. Особенности подросткового возраста и авторитет взрослого [Электронный ресурс] / Т.С.Антропова/ Режим доступа: http://www. prodlenka.org/psihologij a/1096-osobennosti-podrostkovo go-vozrasta-i-avtorite.html.
35. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения [Электронный ресурс] / О.А.Фиофанова/ Режим доступа:http://psyera.ru/psihologiya-vzrosleniya-koncepty-i-fenomeny_8121.htm.
36. Кризисы подростково-юношеского возраста [Электронный ресурс] /
Режим доступа: http://studopedia.ru/10_155048_krizisi-podrostkovo-
yunosheskogo-vozrasta.html.
37. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса [Электронный
ресурс] / А.М.Прихожан/ Режим доступа:
http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO011997/PPP-082.HTM.
38. Паренс Г. Агрессия наших детей [Электронный ресурс] /Г.Паренс/ Режим доступа:http: //readrate.com/rus/contributors/genri-parens
39. Charlotte Buhler: Selbstdarstellung. In: Ludwig Pongratz u. a. (Hrsg.): Psychologie in Selbstdarstellungen. Band 1. Huber, Bern u. a. 1972.
40. Eron L.D., Walder L.O., Toigo R., Lefkowitz M.M. Social class, parental punishment for aggression and child aggression // Child Development. 1963. - №34.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ