ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНРА ЦЕРКОВНОГО ПОСЛАНИЯ 7
1.1. Церковно-религиозный функциональный стиль: общая характеристика 7
1.2. Теория речевых жанров. Модель описания жанра как инструмент
исследования 11
1.3. Жанры церковно-религиозного стиля и проблемы их описания.
Модель описания жанров церковно-религиозного стиля 14
1.4. Эпистолярные жанры церковно-религиозного стиля.
Лингвистический статус церковного послания 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНОГО ПОСЛАНИЯ 29
2.1. Ценностно-духовное содержание церковного послания.
Теоцентризм как принцип смысловой организации текста 29
2.2. Тематические особенности церковного послания 33
2.3. Целевая установка церковного послания 38
2.4. Автор и адресат церковного послания 40
2.5. Композиционные особенности церковного послания 43
2.6. Лингвостилистические особенности церковного послания 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
На сегодняшний день все больше исследователей обращают свое внимание на тексты церковно-религиозной сферы общения. Долгое время эта область была закрыта для изучения, и лишь в конце XX века начинается ее активное исследование.
Недостаточная изученность текстов церковно-религиозного стиля обуславливает актуальность нашей работы. Также актуальность исследования определяется важностью разработки теории жанров церковно¬религиозного стиля, отсутствием ясности в вопросах, связанных с лингвистическим статусом эпистолярных церковно-религиозных жанров и, в частности, церковного послания. Материал интересен с точки зрения его ценностно-духовной, нравственной и дидактической составляющих. В данной работе рассматриваются тексты церковных посланий, представленных на различных православных сайтах в сети Интернет. Послание в современной российской филологии представлено как литературный жанр, исторически сложившийся в античности [Гаспаров, 2001]; как публицистический жанр [Коробейников, 2001]; как явление, генетически связанное с раннехристианскими апостольскими посланиями [Дьяченко, 1993]; как жанр церковно-религиозного стиля [Со ЫнЕн, 2000]; как эпистолярный жанр [Зуева, 2007], как документ Церкви [Ярмульская, 2007].В предлагаемом исследовании церковное послание рассматривается как церковный документ, автором которого становится патриарх, или митрополит, или епископ.
Объектом исследования являются тексты церковных посланий, функционирующие в современной российской православной церковно-религиозной сфере. Предмет исследования - жанровые особенности церковных посланий. Материалом исследования послужили тексты предстоятелей, митрополитов и епископов Русской православной церкви, размещенных на сайтах http://www.bogoslov.ru/,
http: //www.patriarchia.ru/index. html,http://www.Jmp.ru/.
Исследование проводилось с опорой на труды по жанроведению (М. М. Бахтин, Т. В. Шмелева, Н. Б. Лебедева, А. Вежбицка, В. В. Дементьев); эпистолярным жанрам (Н. А. Ковалева, Т. А. Миллер, О. В. Протопопова, А. А. Акишина); по жанру духовного письма (А. Н. Смолина, В. В. Каширина, О. В. Зуева); литературоведческие работы по жанру духовного послания (М. Л. Гаспарова, Е. А. Аксенова, Л. Н. Коробейников); богословские работы по жанру духовного послания (Александр Мень, А. П. Лопухин, Г. М. Дьяченко, Н. И. Барсов, А. А. Олесницкий); лингвостилистические работы по жанру духовного послания (И. В. Бугаева, Д. В. Орехова); лингвостилистические работы по жанру церковного послания (И. Ю. Ярмульская, С. И. Шамарова).
Целью работы является исследование и описание жанровых особенностей современного православного церковного послания.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
6. выявить особенности авторства и адресованности церковного послания;
7. исследовать композиционные особенности текстов церковного послания;
8. представить специфику целей церковного послания;
9. изучить особенности тематической и содержательной составляющих церковного послания;
10. показать особенности языкового воплощения жанра церковного послания.
В ходе исследования были использованы методы описания, наблюдения, обобщения, интерпретации, жанрового анализа и приемы стилистического и текстового анализа.
Теоретическая значимость заключается в осмыслении лингвистического статуса церковного послания, развитии теории функциональных стилей, теории элокуции, жанроведения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов дипломной работы в преподавательской
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во ведении обосновывается актуальность работы, обозначаются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, указывается материал исследования, намечаются подходы к изучению текстов церковного послания. В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования жанра церковного послания» рассматриваются стилистические особенности церковно-религиозного стиля; обозначаются проблемы, связанные с описанием речевых жанров, намечаются подходы в определении лингвостилистического статуса церковного послания. Во второй главе - «Жанровые особенности церковного послания» - представлены результаты исследования текстов православных церковных посланий: освещаются вопросы, связанные с ценностно-духовным содержанием церковных посланий, их тематическими особенностями, определяется специфика авторства и адресованности изученных текстов, отмечаются особенности композиции и языкового воплощения жанра духовного послания. В заключении подводятся итоги работы, проделанной по выявлению особенностей жанра церковного послания и его функционирования в современном русском литературном языке. В списке литературы приведены источники, используемые в ходе исследования.
В результате изучения теоретических источников и анализа фактического материала нами был сделан ряд выводов, о наиболее значимых из которых скажем в заключительной части дипломной работы.
Церковное послание относится к эпистолярным жанрам церковно-религиозного стиля, содержательной основой которого становятся тексты Нового Завета, прежде всего, Евангелие. Большая часть жанров церковно-религиозного стиля представляет собой проповедь веры, разъяснение учения Иисуса Христа. Церковные послания, как и духовные письма, духовные поучения, проповедь, призваны наставить читателя на путь христианских добродетелей и отдалить от греха. Авторы церковных посланий - патриархи, митрополиты, епископы - призывают читателей к нравственному и духовному совершенствованию, борьбе со злом, к соблюдению Заповедей Христа и к добродетельной жизни. Основной коммуникативной целью церковного послания становится дидактическая: наставление адресата на путь христианской жизни, стяжания добродетелей любви к Богу и ближнему, смирения, покаяния, трезвения, милосердия, молитвы, стремления к спасению души. Помимо этого, целями церковного послания становятся информативная, эпидейктическая и констатирующая.
Одна из основных особенностей жанра церковного послания связана с авторством. Адресантом текстов современных российских церковных посланий являются патриархи, митрополиты, епископы. Большая часть посланий современности написана патриархом Кириллом.
Адресатом посланий являются, прежде всего, люди, живущие в христианской вере, знающие ее основы, обращающиеся к текстам Нового Завета, трудам церковных писателей, житиям святых. Однако авторы создают тексты церковных посланий в надежде на приобщение к вере людей, сомневающихся или далеких от христианской жизни и пути нравственного и духовного совершенствования по учению Иисуса Христа. Важно сказать, что церковные послания преимущественно адресуются массовому читателю и не имеют конкретного письма. Это отличает жанр церковного послания от жанра духовного письма.
Особенности тематики церковного послания определяются обращением авторов к событиям, связанным с жизнью Церкви и государства, прежде всего церковными и государственными праздниками, подвигами, совершаемыми людьми во имя веры и Отечества. Также тематические особенности связаны с обращением авторов к темам покаяния, смирения, спасения души, самопожертвования, деятельной любви к Богу и ближним, защиты Отечества, противостояния злу, заботе о ближних. Авторы посланий часто призывают читателей помнить подвиги своих предков и жить по их примеру. Отдельной темами становятся пребывание Патриарха за рубежом, автор выражает благодарность и дает оценку (положительную) своему путешествию. Итоговые отчеты соборных собраний посвящаются темам, связанным с освещением важнейших вопросов и проблем современного общества. Авторы отмечают нравственное падение общества и дают наставления по его возрождению, призывают верующих людей к соблюдению Заповедей Христа. Темами церковных посланий могут становиться события прошлого года и предстоящие событиями наступившего года.
Специфика композиции заключается в наличии таких постоянных компонентов, как наименование, заголовок, вступление, основная часть, заключение, подпись. В наименовании текста указывается вид документа, автор, адресат, место и причина написания. Данные компоненты не являются постоянными. Заголовок к тексту представлен датой написания и краткой аннотацией. В данном компоненте может присутствовать цитата из Библейских текстов. В данной части композиции содержится тема церковного послания. Вступление содержит обращение автора к читателю, которое маркируется наличием компонента, с помощью которого автор подчеркивается уважение. В церковных посланиях, обращенных к верующим людям, это конструкция типа «Возлюбленные во Христе<.>», а для официальных лиц «Уважаемый <.>». Во вступлении представлено приветствие и благопожелание читателю. В основной части рассматриваются важнейшие проблемы современного общества, говорится о способах их решения. Отличительной чертой церковного послания как жанра церковно¬религиозного стиля является его назидательный характер. В основной части автор призывает читателя к добродетелям, духовно просвещает его и дает советы по устройству земной жизни. Основным элементом заключения становится прощание и благопожелание. Замыкает текст подпись автора. Для церковного послания характерна строгость композиции, наличие обязательных реквизитов, что сближает его с жанром делового письма.
Говоря о языковом воплощении церковных посланий, отметим их интретекстуальность, наиболее частотной реализацией которой становится цитата. Основные функции цитаты - аргументативная и дидактическая
Особенностью церковного послания является наличие в нем официально-деловой лексики. Наряду с этим, использование церковно¬религиозной лексики обусловлено церковно-религиозной сферой функционирования рассматриваемых текстов. Церковно-религиозная лексика представлена словами, обозначающими религиозные таинства, также часто встречаются наименования церковных праздников, храмов, имена святых, ключевыми с точки зрения смысла текста становятся слова, обозначающие христианские ценности: покаяние, трезвение, молитва, смирение и другие. Чертой жанра церковного послания становится использование газетно¬публицистической лексики, а также лексики, которая в современных словарях дается с пометой «устаревшее», однако в церковно-религиозной сфере активно используемое.
Образность речи в церковных посланиях достигается за счет синонимических рядов, антонимов и фразеологизмов. Синонимия способствует усилению воздействия на эмоциональное состояние человека. Использование антонимов обусловлено целью автора - наставить адресата на духовный путь. Использование фразеологизмов способствует передаче реалий из жизни Церкви.
Наряду с этим для создания образности используются такие тропы и фигуры, как олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, повтор, градация, анафора. Тропы и фигуры, используемые в изобразительной функции, помимо этого зачастую выполняют дидактическую функцию, что соответствует основным целям церковного послания и других дидактических церковно-религиозных жанров.
То, что церковное послание является жанром церковно-религиозного стиля, доказывается спецификой авторства, адресованности, цели, композиции и языкового воплощения. Церковное послание - это жанр церковно¬религиозного стиля, представляющий собой письменный коммуникативный акт, официальное общение христиан. По содержанию церковное послание - это обращение христианина (патриарха, митрополита, епископа) к другим христианам с сообщением, наставлением, предложением по вопросам веры и религиозной жизни. Цели жанра - нравственное и духовное совершенствование адресата письма - группы верующих, паствы. Композиция церковного послания отличается своей спецификой, которая проявляется в особых формулах вступления, основной части и заключением, наличием строго обязательных компонентов. Отличительные языковые особенности представлены единицами разных языковых уровней, более всего на лексическом. Использование православной, публицистической и официально¬деловой лексики - та черта, которая отличает жанр церковного послания от иных жанров, в том числе и от всех жанров церковно-религиозного стиля.
1. Акишина А. А. Письмо как один из видов текста.
Статья первая:Общие сведения об эпистолярном жанре// Р. я. з. р. М.1982. №2. С 37- 41.
1. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата// Известия РАН. Серия литературы и языка. М.: Наука, 1981. Т.40. № 4. С. 356-367.
2. Барсов Н. И. Послание// Христианство: энциклопедический словарь/ под ред. Аверинцев С. C. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. Т. 2. С. 373- 374.
3. Балакай А. Г. Слово аминь в русском речевом этикете // Русская речь. 1996. № 2. С. 103-105.
2. Бахтин М. М. Проблемы речевых жанров// Собр. Соч. Т. 5. Работы 40-х начала 60-х годов. М.: «Русские словари», 1996. С. 159-206.
3. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения): автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.19. Волгоград, 2007. 37с.
4. Бусоргина Н. Ю. Эпистолярный текст как составляющая ритуального и этикетного дискурса (на материале английского языка): автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.04. Самара, 2006. 35с.
5. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995. 264 c.
6. Бицилли П. М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М.: Языки славянских культур, 2006. 808 с.
7. Войтак М. Религиозный стиль в генологической перспективе // Стереотипность и творчество в тексте: Межвузовский сб. научн. тр. Пермь/Отв. Ред. М. П. Котюрова. Пермь: СПУ «МИГ». 2003. Вып. 6. С. 323- 338.
8. Волков A. A. Курс русской риторики. М., 2001. 480 c.
9. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. 2-е изд., доп. М.: Искусство, 1988. 253 с.
10. Гаспаров. М. Л. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. 763c.
11. Гловинская М. Я. Убеждения, уверения и доказательства в русском языке // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2000. С. 57- 62.
12. Горшкова Т. М., Ручина Л.И. Опыт лексикографического описания лексики православия // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Н. Новгород, 2003. Вып. 12. С. 161 - 164.
13. Горюшина Р. И. Лексемы, обозначающие иерархию христианской церкви // Личность, речь и юридическая практика. Ростов - на - Дону, 2002(а). Вып. 5. С. 39- 44.
14. Григорьева Т. М. Русская эпистолярная культура: от прошлого к настоящему // Культура русской речи в условиях многоязычия: Материалы II Международной научно- практической конференции (Махачкала, 18-19 мая 2015 г.). отв. ред. М.Д. Ваджибов. Махачкала: Издательство ДГУ, 2015. С. 103-106.
15. Даниленко В. П. Методы лингвистического анализа: курс лекций. М.: Флинта: Наука, 2011. 208 с.
16. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 c.
17. Дускаева Л. Р.,Протопопова О.В. Официально-деловой стиль// Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М, 2006. С. 276-277.
18. Дускаева Л. Р., Протопопова О. В. Жанры официально-делового стиля// Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М, 2006. С. 69- 70.
19. Зуева О. В. Русские памятники эпистолярного жанра XI-XVII вв.как предмет лингвистического исследования // Вестник БДУ. Сер. 4.Филология. Журналистика. Педагогика. 2007. № 3. С. 35- 40.
20. Зуева О. В. Особенности структурно-композиционной и стилистико-коммуникативной организации древнерусских духовных посланий XI-XVII веков// История русского языка и культурная память народа: материалы секции XXXVII Междунар. филол. конф., Санкт- Петербург, 11-15 марта 2008 г. / С.-Петерб. гос. ун-т; отв. ред. О.А. Черепанова. - СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2008. С. 59-67.
21. Золотухина Е. Н. Категория интертекстуальности в современном русском языке: автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01. Калуга, 2009. 26с.
22. Карасик В. И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. Сб. науч. трудов. Волгоград, 1999. С. 5- 19.
23. Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): уч. пособие для вузов. М.: ПРНОР, 2001. 272 с.
24. Ковалева Н. А. Русское частное письмо XIX века. Коммуникация. Жанр. Речевая структура: дис. ... д-ра фил.наук: 10. 02. 01. М., 2002. 537 c.
25. Колокольцева Т. Н. Деловое письмо, или служебное письмо// Эффективное речевое общение (Базовые компетенции). Красноярск: СФУ, 2014. C. 117-118.
26. Комарова З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учеб.пособ. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012. 818 с.
27. Коробейникова Л. Н. Послание// Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелавак», 2001. С. 383.
28. Кондратьев Ю. А. Литературный подход к изучению послания к Галатам Апостола Павла: история и современное состояние//Вектор науки ТГУ. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. № 3- 2 (33- 2). С. 201 - 212.
29. Королева И. А. Православная сакрально-богослужебная лексика в
современном русском языке и в художественном тексте: Дис канд. филол.
наук / ВГПУ. - Волгоград, 2002. 186 c.
30. Крылова O. A. Церковно-религиозный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М, 2006. С. 612- 616.
31. Крылова О. А. К «портрету» речевого жанра современного церковно-религиозного послания// Коммуникация, мышление, личность. Саратов: Наука, 2012. С. 371 - 377.
32. Крысин Л. П. Русское слово, свое и чужое: исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М.: 2004. С. 287- 292.
33. Лапухин А. П. Послания апостольские// Христианство: энциклопедический словарь/ под ред. Аверинцев С. C. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. Т. 2. С. 374.
34. Лебедева Н. Б. Жанры естественной письменной речи// Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 116- 123.
35. Максимова В. И. Стилистика и литературное редактирование. М.: Гардарики, 2007. 653 с.
36. Мансков С. А. Русские к вопросу о национальной самоидентификации// Вестник Алтайской гос-ой педагогической академии. Алтай: АГПА, 2010 (4). С. 100- 103.
37. Месеняшина Л. А. Жанры речи или жанры коммуникации?// Вестник челябинского государственного университета. Челябинск: ЧГУ., 2011. С. 37- 40.
38. Миллер Т. А. Античные теории эпистолярного стиля // Античная эпистолография. Сборник статей . Москва: Наука, 1967. с. 5- 26.
39. Михальская, A. K. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие. М., 1996. 416 c.
40. Москвин В. П. Стилистика русского языка: приемы и средства выразительной и образной речи. Волгоград: Изд-во «Учитель»., 2001. 197 с.
41. Орехова Д. В. Церковно-религиозный и политический типы дискурса сквозь призму диалогичности (на материале жанра послания): дис. . д-ра фил.наук: 10. 02. 01. М., 2015. 251 c.
42. Протопопова О. В. Эпистолярный жанр// Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта: Наука, 2006. 696 с.
43. Смолина А. Н. Духовные письма Феофана Затворника: лингвостилистический аспект // Мир науки, культуры, образования: международный журнал. № 5 (36). Горно-Алтайск, 2012. С. 271-275.
44. Солганик Г. Я. Русский язык. Стилистика. М., 1995.
45. Столович Л. Н. Аксиологические течения в современной русской философии// Соловьевские исследования. Иваново: ИГЭУ, 2011 (4). С. 7-27.
46. Со ЫнЁн. Речевой жанр современного церковно-религиозного послания: Дис. . канд.филол. наук.: 10. 02. 01. М.: 2000. 188 с.
47. Шевченко Н. В. Жанры речи и жанры текстов в современном речеведении// Предложение и слово: парадигматический, текстовый и коммуникативный аспекты. Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2000. С. 291- 295.
48. Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 379 c.
49. Шамарова С. И. Жанры проповеди и духовного послания от раннего средневековья до современности// Theoretical&appliedscience. Изд.: Теоретическая и прикладная наука (Тараз), 2014. № 3. С. 35- 40.
50. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра// Речевые жанры. Саратов: Изд. Гос. Учебно-науч. Центра «Колледж», 1997. С. 88 - 98.
51. Шунков А. В. Жанр послания в русской литературе XVII века (на материале эпистолярного наследия царя Алексея Михайловича). Кемерово: КГУКиИ, 2006. 97 с.
52. Ярмульская И. Ю. Дидактическая направленность современных церковных посланий // Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 3. 2003-2004. Ч. 1. С. 97- 101.
53. Ярмульская И. Ю. Культурологический потенциал послания как вида церковного документа// Наука, искусство, образование в III тысячелетии: Материалы III Международного научного конгресса, г. Волгоград, 7-8 апреля 2004 г.: В 2 т. Т. 2. Волгоград, 2004. С. 359- 363.
54. ЯрмульскаяИ. Ю. Религиозно-философский потенциал современных церковных посланий // Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции, г. Волгоград, 14-17 сентября 2004 г.: В 2 т. Т.2. Волгоград, 2004. С. 83- 87.
55. Ярмульская И. Ю. Композиционно-речевая структура современных духовных посланий // IX региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, 9-12 нояб. 2004 г.: тез.докл. Напр. 13 «Филология». Волгоград, 2005. С. 135- 136.
56. Ярмульская И. Ю. Виды риторических фигур в современных церковных посланиях // Риторика в системе коммуникативных дисциплин / Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2005. С. 105- 106.
57. Ярмульская И. Ю. Лексическая структура современного духовного послания // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Международной научной конференции, г. Волгоград, 24- 27 апреля 2005 г. Волгоград, 2005. С. 422¬428.
58. Ярмульская И. Ю. Виды и функции повторов в современном церковном послании // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: Сборник 1: материалов X Международной конференции по риторике. Москва, 2006.С. 485- 489.
59. Ярмульская И. Ю. Духовное послание в документоведческом и стилистическом освещении: дис. . д-ра фил.наук: 10. 02. 01. Волгоград, 2006. 155 с.
60. Ярмульская И. Ю. Духовное послание как церковный документ// Вестник ВГУ. Серия 2. Вып. 6. 2007. С 147- 150.
Словари:
61. Дьяченко Г. М. «Полный церковно-славянский словарь». М., 1993, 461.
62. Кожина М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта: Наука, 2006. 696 с.
63. Мень Александр. Библиологический словарь. Т. 2. М., 2002, 557 c.
64. Николюкин А. Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелавак», 2001. 799 с.
65. Хазагеров Т. Г. Риторический словарь. М.: Флинта; Наука, 2009. 432 с.
66. Хазагеров Т. Г., Ширина JI. C. Общая риторика: Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону, 1994. 320 c.
67. Христианство: энциклопедический словарь/ под ред. Аверинцев С. C. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. Т. 2. 703 с.
Электронные ресурсы:
68. Экзегетика// Азбука веры [Электронный ресурс].URL:
http://azbyka.ru/ekzegetika(дата обращения 19. 06. 2016).
69. Азбука Православия [Электронный ресурс].URL:
http ://goo. gl/eIHWXW(дата обращения 06. 06. 2016).
70. Азбука Православия. URL: http://azbyka.ru/biblia/(дата обращения 06. 06. 2016).
71. Каширина В. В. Духовное письмо как жанр (на примере оптинскогоэпистолярия) [Электронный ресурс].URL: http://goo.gl/NY0Z0n(дата обращения 02. 06.2016).
72. Наимова Е. А. Лингвостилистические особенности делового письма [Электронный ресурс]. URL:http://goo.gl/mtrBbK(дата обращения 04. 05. 2016).
73. Олесницкий А. А. Руководственные о Священном Писании, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные[Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/GbQ4Qg(дата обращения 06.06.2016).
74. Петров Игорь. История христианства: от зарождения до наших веков [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/UncHwB(дата обращения 01. 06. 2016).
75. Смолина А. Н., Лубкина О. А. Интертекстуальность как стилевая черта церковно-религиозных текстов [Электронный ресурс]. URL: // http : //goo. gl/Tb AXyi(дата обращения 08.06.2016).
76. Хвыля-Олинтер А. И. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/ZryvLR(дата обращения 03.05.2016).
77. Шмеман А. Д. Исторический путь православия [Электронный ресурс]. URL:http://www.twirpx.com/file/394439/(дата обращения 06. 06. 2016).
78. Ярмульская, И. Ю. Современное духовное послание в свете традиций русской речевой культуры // Материалы Интернет-конференции [Электронный ресурс]. URL:http://www.auditorium.ru(дата обращения 20.05.2016).