ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТАХ УДС Г.КРАСНОЯРСКА
|
Введение
1 Технико-экономическое обоснование 6
1.1 Анализ существующей схемы на УДС Октябрьского района
г. Красноярска 6
1.1.1 Минимальные требования ФИСУ к месту проведение
международных зимних универсиад 11
1.1.2 Анализ аварийности на УДС г. Красноярска 13
1.1.3 Анализ состояния аварийности на остановочных пунктах
г. Красноярска 19
1.2 Обзор существующих работ в области обеспечения безопасности
остановочных пунктов городского общественного транспорта 27
2 Исследовательская часть 30
2.1 Разработка методики обследования состояния остановочных
пунктов городского общественного транспорта 33
2.2 Анализ методов статистической обработки данных 43
2.3 Анализ результатов обследования остановочных пунктов
городского общественного транспорта на УДС Октябрьского района г. Красноярска 45
2.4 Разработка методики комплексной оценки безопасности
остановочных пунктов городского общественного транспорта 48
2.5 Анализ состояния остановочных пунктов общественного транспорта при существующей схеме ОДД на участке УДС
ул. Ак.Киренского 52
2.6 Анализ методов определения значимости коэффициентов модели .. 62
3 Разработка мероприятий по обеспечению безопасности на
остановочных пунктах городского общественного транспорта 67
3
3.1 Проект совершенствования обеспечения безопасности остановочных пунктов городского общественного транспорта по
ул. Ак.Киренского 67
3.2 Организация наземных пешеходных переходов у остановочных
пунктов городского общественного транспорта 76
3.3 Мероприятия по повышению безопасности остановочных пунктов
городского общественного транспорта 80
3.4 Моделирование видов ДТП в компьютерной программе для
моделирования и реконструкции механизмов ДТП PC-Crash 90
3.4.1 Функциональные возможности программы моделирования и
реконструкции механизмов ДТП PC-Crash 90
3.4.2 Моделирование видов ДТП на остановочных пунктах с
помощью программы PC-Crash 92
3.5 Проект автопавильонов остановочных пунктов городского
общественного транспорта 98
4 Определение экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию остановочных пунктов на рассматриваемых участках УДС 104
4.1 Расчет экономии от предотвращения ДТП 105
5 Специальная часть 110
Заключение 118
Список использованных источников 121
Приложение
1 Технико-экономическое обоснование 6
1.1 Анализ существующей схемы на УДС Октябрьского района
г. Красноярска 6
1.1.1 Минимальные требования ФИСУ к месту проведение
международных зимних универсиад 11
1.1.2 Анализ аварийности на УДС г. Красноярска 13
1.1.3 Анализ состояния аварийности на остановочных пунктах
г. Красноярска 19
1.2 Обзор существующих работ в области обеспечения безопасности
остановочных пунктов городского общественного транспорта 27
2 Исследовательская часть 30
2.1 Разработка методики обследования состояния остановочных
пунктов городского общественного транспорта 33
2.2 Анализ методов статистической обработки данных 43
2.3 Анализ результатов обследования остановочных пунктов
городского общественного транспорта на УДС Октябрьского района г. Красноярска 45
2.4 Разработка методики комплексной оценки безопасности
остановочных пунктов городского общественного транспорта 48
2.5 Анализ состояния остановочных пунктов общественного транспорта при существующей схеме ОДД на участке УДС
ул. Ак.Киренского 52
2.6 Анализ методов определения значимости коэффициентов модели .. 62
3 Разработка мероприятий по обеспечению безопасности на
остановочных пунктах городского общественного транспорта 67
3
3.1 Проект совершенствования обеспечения безопасности остановочных пунктов городского общественного транспорта по
ул. Ак.Киренского 67
3.2 Организация наземных пешеходных переходов у остановочных
пунктов городского общественного транспорта 76
3.3 Мероприятия по повышению безопасности остановочных пунктов
городского общественного транспорта 80
3.4 Моделирование видов ДТП в компьютерной программе для
моделирования и реконструкции механизмов ДТП PC-Crash 90
3.4.1 Функциональные возможности программы моделирования и
реконструкции механизмов ДТП PC-Crash 90
3.4.2 Моделирование видов ДТП на остановочных пунктах с
помощью программы PC-Crash 92
3.5 Проект автопавильонов остановочных пунктов городского
общественного транспорта 98
4 Определение экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию остановочных пунктов на рассматриваемых участках УДС 104
4.1 Расчет экономии от предотвращения ДТП 105
5 Специальная часть 110
Заключение 118
Список использованных источников 121
Приложение
Остановочные пункты общественного транспорта - это точка скопления значительного числа пешеходов: детей с родителями, людей пожилого возраста, студентов, работающих и т.д. Существует необходимость обеспечения безопасности нахождения на остановках, минимизировать опасность выезда транспортных средств на посадочную площадку и площадку ожидания.
Можно обозначить два способа решения этой проблемы: приблизить обустройство остановочного пункта к требуемому в соответствии с нормативно-технической документацией либо установить заградительные сооружения.
Для того, чтобы разработать комплекс мероприятий по обеспечению безопасности на остановочном пункте городского общественного транспорта требуется дать оценку его состояния, а также обосновать необходимость принятия мер по совершенствованию организации дорожного движения.
В связи с проведением Всемирной зимней Универсиады-2019 в городе Красноярске ставится задача о необходимости обеспечения своевременного, надежного, комфортного и безопасного транспортного обслуживание всех участников и гостей в соответствии с требованиями Международной федерации студенческого спорта (ФИСУ) [1].
Целью данной работы является разработка методики исследования соответствия остановочных пунктов городского общественного транспорта требования нормативно-технической документации и безопасности дорожного движения.
Можно обозначить два способа решения этой проблемы: приблизить обустройство остановочного пункта к требуемому в соответствии с нормативно-технической документацией либо установить заградительные сооружения.
Для того, чтобы разработать комплекс мероприятий по обеспечению безопасности на остановочном пункте городского общественного транспорта требуется дать оценку его состояния, а также обосновать необходимость принятия мер по совершенствованию организации дорожного движения.
В связи с проведением Всемирной зимней Универсиады-2019 в городе Красноярске ставится задача о необходимости обеспечения своевременного, надежного, комфортного и безопасного транспортного обслуживание всех участников и гостей в соответствии с требованиями Международной федерации студенческого спорта (ФИСУ) [1].
Целью данной работы является разработка методики исследования соответствия остановочных пунктов городского общественного транспорта требования нормативно-технической документации и безопасности дорожного движения.
В данной исследовательской бакалаврской работе в соответствии с заданием решались задачи обеспечения безопасности остановочных пунктов в Октябрьском районе г. Красноярска.
Актуальность темы работы определялась в связи с обеспечением безопасности на предстоящей в 2019 году в г. Красноярске Всемирной зимней универсиады 2019 на основании анализа состояния аварийности на остановочных пунктах.
Разработаны методики исследования состояния и обустройства остановочных пунктов городского общественного транспорта.
В соответствии с разработанной методикой исследования проведено обследование 184 остановочных пунктов в Октябрьском районе г. Красноярска. По результатам обследования была построена гистограмма распределения количества остановочных пунктов с нарушениями требований по безопасности (рисунок 2.7). Для обработки и анализа результатов обследования были применены математические методы статистической обработки данных.
Выявлены наиболее часто встречающиеся виды нарушений:
- отсутствие дорожной разметки, соответствующей ГОСТу (99.5%);
- отсутствие пешеходных ограждений (74.5%);
- расположение наземного пешеходного перехода относительно остановочного пункта (54.9%).
Исходя из критериев оценки определили коэффициенты соответствия требованиям безопасности для остановочных пунктов городского общественного транспорта (таблица 2.3) Итоговый коэффициент безопасности (КБ) для остановочных пунктов получен как среднее арифметическое коэффициентов соответствия.
В зависимости от полученного значения итогового коэффициента безопасности остановочные пункты были распределены по категориям:
1) низкой опасности (КБ = 0,9 - 1);
5) повышенной опасности (КБ = 0,7 - 0,9);
6) высокой опасности (КБ = 0,5 - 0,7);
7) особой опасности (КБ = 0 - 0,5).
На основании категорирования были оценены остановочные пункты по ул. Ак. Киренского, которая является одной из улиц для движения участников Универсиады-2019. По категориям остановочные пункты по ул. Ак. Киренского распределились следующим образом: 27% - повышенной опасности; 73% - высокой опасности (рисунок 2.10).
По значениям итогового коэффициента безопасности остановочных пунктов общественного транспорта определена необходимость и обосновано принятие мер по реконструкции и оборудованию остановочных пунктов с целью обеспечения их безопасности.
В результате, разработан комплекс практических мер для ряда остановочных пунктов городского общественного транспорта по изменению их расположения, оборудования, технического обустройства:
- уширение проезжей части по ул. Ак. Киренского с 12 до 15 м от остановочного пункта «Станция Юннатов» до остановочного пункта «Кинотеатр Ударник»;
- обустройство остановочных пунктов «Поликлиника», «Станция Юннатов» и «Кинотеатр Ударник» по ул. Ак. Киренского и «Студгородок» по ул. Ак. Киренского в сторону Академгородка заездными «карманами» с бордюрами высотой 0,2 м;
- установка противотаранных стационарных боллардов вдоль остановочного пункта «Студгородок» по ул. Ак. Киренского в сторону ул. Телевизорная;
- установка необходимых дорожных знаков на рассматриваемых остановочных пунктах;
- нанесение дорожной разметки на рассматриваемом участке УДС по ул. Ак. Киренского;
- совершенствование пешеходного движения возле рассматриваемых остановочных пунктов.
С помощью программы моделирования и реконструкции механизмов ДТП PC-Crash произведено моделирование и анализ наездов различных типов транспортных средств на остановочные пункты с отличающимся их расположением. Анализ результатов моделирования показал, что варианты с установкой противотаранных боллардов обеспечивают безопасность нахождения пешеходов на остановочном пункте даже при происшествии с грузовым автомобилем.
Выполненный по заказу АНО «Исполнительная Дирекции 29 Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске» проект автостанций парковочных мест для спортсменов в Деревне Универсиады принят к практическому внедрению.
Наиболее отвечает условиям сложившейся застройки и по общей ширине вписывается на имеющейся ограниченной территории представленная на рисунке 5.4 автостанция со схемой расстановки под углом 30 градусов, однако, организация схемы расстановки под углом 45 градусов представляется наиболее функциональной, что и определяет выбор именно этой схемы.
Результаты исследовательской части бакалаврской работы будут использованы автором в магистерской диссертации для исследования и разработки математической модели обеспечения безопасности на наземных пешеходных переходах, расположенных вблизи остановочных пунктов городского общественного транспорта. Материалы бакалаврской работы были представлены на научной конференции с международным участием «Проспект Свободный - 2019».
Актуальность темы работы определялась в связи с обеспечением безопасности на предстоящей в 2019 году в г. Красноярске Всемирной зимней универсиады 2019 на основании анализа состояния аварийности на остановочных пунктах.
Разработаны методики исследования состояния и обустройства остановочных пунктов городского общественного транспорта.
В соответствии с разработанной методикой исследования проведено обследование 184 остановочных пунктов в Октябрьском районе г. Красноярска. По результатам обследования была построена гистограмма распределения количества остановочных пунктов с нарушениями требований по безопасности (рисунок 2.7). Для обработки и анализа результатов обследования были применены математические методы статистической обработки данных.
Выявлены наиболее часто встречающиеся виды нарушений:
- отсутствие дорожной разметки, соответствующей ГОСТу (99.5%);
- отсутствие пешеходных ограждений (74.5%);
- расположение наземного пешеходного перехода относительно остановочного пункта (54.9%).
Исходя из критериев оценки определили коэффициенты соответствия требованиям безопасности для остановочных пунктов городского общественного транспорта (таблица 2.3) Итоговый коэффициент безопасности (КБ) для остановочных пунктов получен как среднее арифметическое коэффициентов соответствия.
В зависимости от полученного значения итогового коэффициента безопасности остановочные пункты были распределены по категориям:
1) низкой опасности (КБ = 0,9 - 1);
5) повышенной опасности (КБ = 0,7 - 0,9);
6) высокой опасности (КБ = 0,5 - 0,7);
7) особой опасности (КБ = 0 - 0,5).
На основании категорирования были оценены остановочные пункты по ул. Ак. Киренского, которая является одной из улиц для движения участников Универсиады-2019. По категориям остановочные пункты по ул. Ак. Киренского распределились следующим образом: 27% - повышенной опасности; 73% - высокой опасности (рисунок 2.10).
По значениям итогового коэффициента безопасности остановочных пунктов общественного транспорта определена необходимость и обосновано принятие мер по реконструкции и оборудованию остановочных пунктов с целью обеспечения их безопасности.
В результате, разработан комплекс практических мер для ряда остановочных пунктов городского общественного транспорта по изменению их расположения, оборудования, технического обустройства:
- уширение проезжей части по ул. Ак. Киренского с 12 до 15 м от остановочного пункта «Станция Юннатов» до остановочного пункта «Кинотеатр Ударник»;
- обустройство остановочных пунктов «Поликлиника», «Станция Юннатов» и «Кинотеатр Ударник» по ул. Ак. Киренского и «Студгородок» по ул. Ак. Киренского в сторону Академгородка заездными «карманами» с бордюрами высотой 0,2 м;
- установка противотаранных стационарных боллардов вдоль остановочного пункта «Студгородок» по ул. Ак. Киренского в сторону ул. Телевизорная;
- установка необходимых дорожных знаков на рассматриваемых остановочных пунктах;
- нанесение дорожной разметки на рассматриваемом участке УДС по ул. Ак. Киренского;
- совершенствование пешеходного движения возле рассматриваемых остановочных пунктов.
С помощью программы моделирования и реконструкции механизмов ДТП PC-Crash произведено моделирование и анализ наездов различных типов транспортных средств на остановочные пункты с отличающимся их расположением. Анализ результатов моделирования показал, что варианты с установкой противотаранных боллардов обеспечивают безопасность нахождения пешеходов на остановочном пункте даже при происшествии с грузовым автомобилем.
Выполненный по заказу АНО «Исполнительная Дирекции 29 Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске» проект автостанций парковочных мест для спортсменов в Деревне Универсиады принят к практическому внедрению.
Наиболее отвечает условиям сложившейся застройки и по общей ширине вписывается на имеющейся ограниченной территории представленная на рисунке 5.4 автостанция со схемой расстановки под углом 30 градусов, однако, организация схемы расстановки под углом 45 градусов представляется наиболее функциональной, что и определяет выбор именно этой схемы.
Результаты исследовательской части бакалаврской работы будут использованы автором в магистерской диссертации для исследования и разработки математической модели обеспечения безопасности на наземных пешеходных переходах, расположенных вблизи остановочных пунктов городского общественного транспорта. Материалы бакалаврской работы были представлены на научной конференции с международным участием «Проспект Свободный - 2019».



