Введение 3
1 Теоретические и нормативно-правовые аспекты управления экономическим потенциалом территории 5
1.1 Нормативная и правовая основа государственного и
муниципального управления потенциалом территории 5
1.2 Теоретические аспекты оценки экономического потенциала 9
1.3 Эффективное управление экономическим потенциалом как необходимое условие повышения уровня социально-экономического развития территории 16
2 Исследование экономического потенциала муниципальных
образований Красноярского края 22
2.1 Анализ и оценка ресурсного потенциала территорий
Красноярского края 22
2.2 Исследование обеспечивающего потенциала муниципальных
образований 28
2.3 Типология муниципальных образований Красноярского края по
показателям обеспеченности потенциалом 33
3 Повышение эффективности использования экономического
потенциала территорий Красноярского края 54
3.1 Ограничения использования экономического потенциала
Тасеевского района Красноярского края 54
3.2 Анализ эффективности программ социально-экономического
развития Тасеевского района 60
3.3 Развитие потенциала территории как цель государственного и
муниципального управления 64
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложение А 76
Обеспечение сбалансированности развития муниципальных образований субъектов Российской Федерации является генеральным направлением региональной политики. Поэтому решение задачи сбалансированного развития экономики последующих районов имеет принципиальное значение для обеспечения национальной конкурентоспособности. Сбалансированное развитие региона предполагает, прежде всего, взаимное соответствие ресурсов и подлежащих удовлетворению потребностей в них, рассматриваемое в динамике изменений структурных и качественных характеристик тех и других; количественные соотношения между элементами социально-экономической системы, определяющие сохранение или развития ее содержания.
Необходимыми предпосылками для непрерывного сбалансированного развития субъекта Федерации является раскрытие его экономического потенциала.
Целью работы является определение МО, обладающих нераскрытым потенциалом, выявление возможностей и потенциальных угроз развития районов субъекта, а также разработка предложений по повышению эффективности управления потенциалом муниципальных образований Красноярского края.
Задачи работы:
— исследованы и проанализированы действующие нормативно-правовые основы управления потенциалом территорий для целей социально-экономического развития;
— исследованы методики оценки ресурсного и обеспечивающего потенциалов территории;
— проведен анализ потенциала муниципальных образований Красноярского края с целью выявления направлений повышения эффективности его использования;
— проведено исследование и оценка ресурсного и обеспечивающего потенциалов муниципальных образований Красноярского края;
— разработана типология муниципальных образований Красноярского края по показателям обеспеченности потенциалом;
— выявлены направления повышения эффективности использования потенциала территорий Красноярского края;
— сформулированы предложения по повышению эффективности управления потенциалом территорий.
Объект исследования - социально-экономический и природный потенциал муниципальных образований Красноярского края.
Предмет исследования - механизмы эффективного управления потенциалом территорий.
Теоретической основой работы являются работы отечественных авторов по вопросам исследуемой темы; законодательство Российской Федерации; официальные инструктивно-методические материалы; публикации в периодической печати.
Методической основой написания работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: анализа, группировки, сравнения и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Целью работы является разработка предложений по повышению эффективности управления потенциалом муниципальных образований Красноярского края.
Анализируемый Красноярский край включает более 60 муниципальных единиц. В связи с различными природными ресурсами, значимыми предприятиями, территориальным расположением и плотностью населения, эти единицы развиваются асимметрично.
Процедура кластерного анализа позволила сформировать типовые группы муниципальных образований, отличающихся между собой факторами экономической добавленной стоимости показателя развития человеческого потенциала, инновативности деловой среды и инвестиционной активности.
Среди выделенных районов был взят один, наиболее обеспеченный потенциалом, но недостаточно его реализующий - Тасеевский район.
Для того чтобы повысить эффективность использования потенциала Тасеевского района Красноярского края, предлагается использование имеющихся природных минеральных ресурсов.
ОАО «Красноярсккрайуголь» для увеличения мощности и обеспечения топливом других регионов на базе Абанского был построен новый разрез, с производственной мощностью 70 тыс. тонн угля в год, в Тасеевском районе.
В связи с этим предлагается открытие предприятия по получению синтетической нефти из смеси 50 % угля с водой под высоким давлением с кавитационной механической и электромагнитной обработкой.
При реализации проекта строительства завода в районе, ежегодно будут прослеживаться следующие значения показателей:
- число рабочих мест в количестве 30 человек;
- сумма налоговых отчислений в краевой бюджет в размере 8083673 руб.;
- сумма налоговых отчислений в бюджет района - 2 500 600 руб.;
- сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ - 12 954 396 руб.
1. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года;
2. Программа инновационного развития Красноярского края до 2020 года;
3. Концепция пространственного социально-экономического развития Красноярского края до 2017 года.
4. Барлыбаева Ф.Б., Княгинина Г.В., Ситнова И.А. Потенциал инновационного развития территории: методика исследования и направления эффективной реализации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. № 3 (27)
5. Будажанаева М.Ц. Методика оценки экономического потенциала муниципального образования // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 34. С. 26-31.
6. Валентей С.Д., Бахтизин А.Р., Бухвальд Е.М., Кольчугина Н.В. Тренды развития российских регионов // Экономика региона. 2014. №3. С. 9-22.
7. Гехаева П.Т., Булгакова Л.Н. Методика оценки экономического потенциала региона//Современные научные исследования. - 2008.-№3.
8. Гонюкова, Е.В. Методика проведения мониторинга производственного потенциала региона [Электронный ресурс] / Е.В. Гонюкова // Управление экономическими системами. - 2014. - №3. -Режим доступа: http://uecs.ru/ regionalnaya-ekonomika (Дата обращения: 10.09.2014)
9. Гонюкова, Е.В. Формирование системы показателей мониторинга экономического развития [Текст] / Е.В. Гонюкова, Ю.В. Вертакова // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2013. - № 6(51). - Ч. 1. - С. 24-31
10. Гуров, В.Н. Оценка социально-экономического потенциала региона условиях перехода к инновационной модели развития [Текст] / В.Н. Гуров, Т.Ф. Юткина // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2011. - № 6-1. - С. 42-46.
11. Данилов, И.П. Методика оценки и анализа социально- экономического потенциала региона [Текст] / И.П. Данилов, В.В. Никитин, А.Г. Краснов // Вестник Чувашского университета. - 2011. - № 4. - С. 382- 390.
12. Илларионова, Е.А. Методика оценки экономического потенциала региона [Текст] / Е.А. Илларионова // Регион: системы, экономика, управление. - 2015. - №1 (28). - С. 55-59
13. Илларионова, Е.А. Методический инструментарий оценки регионального экономического потенциала [Текст] / Е.А. Илларионова // Экономика и предпринимательство. - 2014 г. - № 11 (4.4). - С. 297-300
14. Калинникова, И. О. Управление социально-экономическим потенциалом региона [Текст] / И. О. Калинникова. - СПб.и др. : Питер, 2012. - 234 с.
15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/(Дата обращения: 10.09.2014)
16. Минакова, И.В. Управление социально-экономическим развитием
региона: теоретико-методические основы и институциональные ограничения [Текст] / И.В. Минакова, Д.В. Ермолаев. - Курск, 2012. - 100 с.
17. Никулина, Е.В. Экономика региона: проблемы, стратегия, мониторинг [Текст]/ Е.В. Никулина, И.В. Чистникова, Т.А. Журавлева. -Москва, 2014. - 143 с.
18. Примаков Е.М. Важнейшая проблема экономической политики // Российская газета. 21 мая 2014 года. № 112. С.10.
19. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления. / Под ред. чл.-корр. РАН А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН , 1997. 379 с.
20. Худеева В.В., Рышманов Р.А. Сущность инновационного потенциала и его роль в развитии территорий // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 12. С. 267-270.
21. Сайт Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва [Электронный ресурс]. Режим доступа http://krasstat.gks.ru/
22. Бурый уголь белорусской химии / Александр Воробьёв, апрель 2013
23. Схема территориального планирования Красноярского края // Режим доступа: http://minstroy.krskstate.rU/graddoc/terrplan/0/id/23253
24. Мониторинг социально-экономических процессов в регионе. Учебное пособие 2016 / Е.В. Зандер, Е.В. Лобкова, Т.А. Смирнова
25. Диссертация Бральнин А.В. «Управление стратегическим развитием лесной инфраструктуры в регионе» /Архангельск - 2015
26. Об утверждении порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований края на частичное финансирование (возмещение) расходов на выплаты, обеспечивающие уровень заработной платы работников бюджетной сферы не ниже размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда): постановление Правительства Красноярского края от 28 декабря 2010 № 654-П.
27. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2013 год: доклад министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 22 марта 2014 г.
28. Годовой отчет ОАО «Красноярсккрайуголь» по результатам
деятельности за 2013 год: утвержден советом директоров ОАО «Красноярсккрайуголь» от 21 мая 2014 г.
29. Налоговый кодекс РФ: федер. закон от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2000. - 7 август
30. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru