Введение 3
1 Теоретические и нормативно-правовые аспекты управления экономическим потенциалом территории 5
1.1 Нормативная и правовая основа государственного и
муниципального управления потенциалом территории 5
1.2 Теоретические аспекты оценки экономического потенциала 9
1.3 Эффективное управление экономическим потенциалом как необходимое условие повышения уровня социально-экономического развития территории 16
2 Исследование экономического потенциала муниципальных
образований Красноярского края 22
2.1 Анализ и оценка ресурсного потенциала территорий
Красноярского края 22
2.2 Исследование обеспечивающего потенциала муниципальных
образований 28
2.3 Типология муниципальных образований Красноярского края по
показателям обеспеченности потенциалом 33
3 Повышение эффективности использования экономического
потенциала территорий Красноярского края 54
3.1 Ограничения использования экономического потенциала
Тасеевского района Красноярского края 54
3.2 Анализ эффективности программ социально-экономического
развития Тасеевского района 60
3.3 Развитие потенциала территории как цель государственного и
муниципального управления 64
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложение А 76
Обеспечение сбалансированности развития муниципальных образований субъектов Российской Федерации является генеральным направлением региональной политики. Поэтому решение задачи сбалансированного развития экономики последующих районов имеет принципиальное значение для обеспечения национальной конкурентоспособности. Сбалансированное развитие региона предполагает, прежде всего, взаимное соответствие ресурсов и подлежащих удовлетворению потребностей в них, рассматриваемое в динамике изменений структурных и качественных характеристик тех и других; количественные соотношения между элементами социально-экономической системы, определяющие сохранение или развития ее содержания.
Необходимыми предпосылками для непрерывного сбалансированного развития субъекта Федерации является раскрытие его экономического потенциала.
Целью работы является определение МО, обладающих нераскрытым потенциалом, выявление возможностей и потенциальных угроз развития районов субъекта, а также разработка предложений по повышению эффективности управления потенциалом муниципальных образований Красноярского края.
Задачи работы:
— исследованы и проанализированы действующие нормативно-правовые основы управления потенциалом территорий для целей социально-экономического развития;
— исследованы методики оценки ресурсного и обеспечивающего потенциалов территории;
— проведен анализ потенциала муниципальных образований Красноярского края с целью выявления направлений повышения эффективности его использования;
— проведено исследование и оценка ресурсного и обеспечивающего потенциалов муниципальных образований Красноярского края;
— разработана типология муниципальных образований Красноярского края по показателям обеспеченности потенциалом;
— выявлены направления повышения эффективности использования потенциала территорий Красноярского края;
— сформулированы предложения по повышению эффективности управления потенциалом территорий.
Объект исследования - социально-экономический и природный потенциал муниципальных образований Красноярского края.
Предмет исследования - механизмы эффективного управления потенциалом территорий.
Теоретической основой работы являются работы отечественных авторов по вопросам исследуемой темы; законодательство Российской Федерации; официальные инструктивно-методические материалы; публикации в периодической печати.
Методической основой написания работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: анализа, группировки, сравнения и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Целью работы является разработка предложений по повышению эффективности управления потенциалом муниципальных образований Красноярского края.
Анализируемый Красноярский край включает более 60 муниципальных единиц. В связи с различными природными ресурсами, значимыми предприятиями, территориальным расположением и плотностью населения, эти единицы развиваются асимметрично.
Процедура кластерного анализа позволила сформировать типовые группы муниципальных образований, отличающихся между собой факторами экономической добавленной стоимости показателя развития человеческого потенциала, инновативности деловой среды и инвестиционной активности.
Среди выделенных районов был взят один, наиболее обеспеченный потенциалом, но недостаточно его реализующий - Тасеевский район.
Для того чтобы повысить эффективность использования потенциала Тасеевского района Красноярского края, предлагается использование имеющихся природных минеральных ресурсов.
ОАО «Красноярсккрайуголь» для увеличения мощности и обеспечения топливом других регионов на базе Абанского был построен новый разрез, с производственной мощностью 70 тыс. тонн угля в год, в Тасеевском районе.
В связи с этим предлагается открытие предприятия по получению синтетической нефти из смеси 50 % угля с водой под высоким давлением с кавитационной механической и электромагнитной обработкой.
При реализации проекта строительства завода в районе, ежегодно будут прослеживаться следующие значения показателей:
- число рабочих мест в количестве 30 человек;
- сумма налоговых отчислений в краевой бюджет в размере 8083673 руб.;
- сумма налоговых отчислений в бюджет района - 2 500 600 руб.;
- сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ - 12 954 396 руб.