Введение 7
1 Поиск научной информации для диссертационного исследования
диссертантов высших учебных заведений 10
1.1 Основные принципы поиска научной информации для научной
деятельности диссертанта 10
1.2 Существующие проблемы поиска научных информационных
источников 13
1.3 Существующие технологии поиска научной информации и их
недостатки 15
1.4 Постановка задачи 23
1.5 Выводы по главе 1 24
2 Разработка методики синтеза перечня информационных источников для
диссертационного исследования 27
2.1 Модели исходных данных 27
2.1.1 Модель информационного источника 27
2.1.2 Модель автора 31
2.1.3 Модель диссертации диссертанта 32
2.1.4 Модель образовательной программы 33
2.1.5 Модель диссертанта 34
2.2 Разработка базы знаний по отбору информационных источников 36
2.3 Методика синтеза индивидуального перечня информационных
источников для диссертационного исследования 41
2.4 Выводы по главе 2 44
3 Экспериментальная отработка разработанной методики 45
3.1 Автоматизированная библиотечная система Ирбис в научной
библиотеке Сибирского федерального университета 45
3.2 Принцип работы прототипа интеллектуальной системы поддержки
принятия решений по подбору литературы 46
3.3 Проведение эксперимента 49
3.3.1 Формирование запросов для диссертантов, обучающихся на
специальности «информационные технологии» 49
3.3.2 Сравнительный анализ результативности работы методики 58
3.3.3 Рекомендации 60
3.4 Выводы по главе 3 62
Заключение 64
Список использованных источников 66
Подготовка и повышение квалификации специалистов для предприятий ракетно-космической отрасли является одной из важнейших задач развития космонавтики и освоения космоса. Космическая техника и технологии являются мощным двигателем научно-технического прогресса, передающий другим областям поток новых технологий, материалов, научных разработок и вносящий значительный вклад в развитие экономики. Тем не менее, на сегодняшний день отмечается нехватка квалифицированных кадров, выпускаемых вузами и готовых занимать должности, связанные с проектированием, программированием, управлением и наукой в области ракетно-космических технологий. Задача подготовки таких кадров включает в себя организацию научной деятельности магистрантов и аспирантов, в том числе их диссертационных исследований.
В ходе выполнения диссертационного исследования диссертант должен использовать большое количество источников. На сегодняшний день все библиотеки вузов имеют в своих каталогах огромное количество информационных источников. Большая часть из них имеют автоматизированные библиотечно-информационные системы (АБИС) для обслуживания своих читателей. С их помощью диссертант может самостоятельно подобрать необходимую для учебы литературу и получить информацию о местонахождении, доступности и месте выдачи необходимого ему документа. Тем не менее, современные диссертанты предпочитают пользоваться более простыми в доступе средствами, в том числе поисковыми системами общего назначения в сети интернет, такими как Google, Yandex, Rambler и другие, в то время как процесс поиска научной информации в сети, удовлетворяющей нуждам диссертанта, является сложным и трудоемким. Это является существенной проблемой, так как в ходе выполнения диссертационного исследования диссертант должен использовать большое количество источников, поиск которых, к тому же, затруднен еще по следующим причинам:
постоянное увеличение скорости поступления и объемов информации в мире;
- малая доля актуальной и достоверной информации;
- несоответствие части информации нуждам диссертанта;
- отсутствие у диссертанта достаточных знаний в предметной области на начальном этапе, позволяющих отличить достоверную информацию от недостоверной;
- отсутствие у учащегося достаточной компетенции в области информационного поиска.
Целью диссертационного исследования является повышение эффективности выполнения диссертационных исследований за счет решения проблемы отбора необходимой литературы и индивидуализации библиографического обеспечения диссертанта на начальном этапе исследования.
Задачами диссертационного исследования являются:
- составление параметрических моделей исходных данных.
- разработка базы знаний экспертной системы.
- разработка дерева принятия решений, базирующееся на продукционных экспертных системах.
- разработка методики синтеза индивидуального перечня информационных источников для диссертационных исследований с использование системы поддержки принятия решений (СППР).
- экспериментальная отработка методики.
Научная новизна заключается в создании методики автоматизированного синтеза перечня информационных источников для выполнения диссертационных исследований на основе интеллектуальной системы поддержки принятия решений.
Практическая значимость исследования заключается в сокращении времени на первичный поиск литературы диссертантом на начальных этапах диссертационного исследования, а также в повышении востребованности библиотечных фондов вуза.
Подготовка и повышение квалификации специалистов для предприятий ракетно-космической отрасли является одной из важнейших задач развития космонавтики и освоения космоса. Космическая техника и технологии являются мощным двигателем научно-технического прогресса, передающий другим областям поток новых технологий, материалов, научных разработок и вносящий значительный вклад в развитие экономики. Тем не менее, на сегодняшний день отмечается нехватка квалифицированных кадров, выпускаемых вузами и готовых занимать должности, связанные с проектированием, программированием, управлением и наукой в области ракетно-космических технологий. Задача подготовки таких кадров включает в себя организацию научной деятельности магистрантов и аспирантов, в том числе их диссертационных исследований.
В ходе выполнения диссертационного исследования диссертант должен использовать большое количество источников. На сегодняшний день все библиотеки вузов имеют в своих каталогах огромное количество информационных источников. Большая часть из них имеют автоматизированные библиотечно-информационные системы (АБИС) для обслуживания своих читателей. С их помощью диссертант может самостоятельно подобрать необходимую для учебы литературу и получить информацию о местонахождении, доступности и месте выдачи необходимого ему документа. Тем не менее, современные диссертанты предпочитают пользоваться более простыми в доступе средствами, в том числе поисковыми системами общего назначения в сети интернет, такими как Google, Yandex, Rambler и другие, в то время как процесс поиска научной информации в сети, удовлетворяющей нуждам диссертанта, является сложным и трудоемким. Это является существенной проблемой, так как в ходе выполнения диссертационного исследования диссертант должен использовать большое количество источников, поиск которых, к тому же, затруднен еще по следующим причинам:
постоянное увеличение скорости поступления и объемов информации в мире;
- малая доля актуальной и достоверной информации;
- несоответствие части информации нуждам диссертанта;
- отсутствие у диссертанта достаточных знаний в предметной области на начальном этапе, позволяющих отличить достоверную информацию от недостоверной;
- отсутствие у учащегося достаточной компетенции в области информационного поиска.
Целью диссертационного исследования является повышение эффективности выполнения диссертационных исследований за счет решения проблемы отбора необходимой литературы и индивидуализации библиографического обеспечения диссертанта на начальном этапе исследования.
Задачами диссертационного исследования являются:
- составление параметрических моделей исходных данных.
- разработка базы знаний экспертной системы.
- разработка дерева принятия решений, базирующееся на продукционных экспертных системах.
- разработка методики синтеза индивидуального перечня информационных источников для диссертационных исследований с использование системы поддержки принятия решений (СППР).
- экспериментальная отработка методики.
Научная новизна заключается в создании методики автоматизированного синтеза перечня информационных источников для выполнения диссертационных исследований на основе интеллектуальной системы поддержки принятия решений.
Практическая значимость исследования заключается в сокращении времени на первичный поиск литературы диссертантом на начальных этапах диссертационного исследования, а также в повышении востребованности библиотечных фондов вуза.
В результате диссертационного исследования были выявлены проблемы в поиске информационных источников, такие, как большое количество информации в мире, малое количество достоверной информации, несоответствие части информации нуждам диссертанта, отсутствие у диссертанта достаточных знаний в предметной области и достаточных компетенций в области информационного поиска.
В процессе работы были решены все поставленные задачи.
1 Составлены модели исходных данных для информационного источника, автора, диссертанта, диссертации и учебного плана. Для каждого из перечисленных моделей были выделены параметры и их возможные значения.
2 Разработана база знаний по отбору информационных источников, базирующая на продукционной экспертной системе и состоящая из 6783 продукционных правил, с помощью которых из определенных сочетаний параметров делаются промежуточные гипотезы ЭС и итоговое решение.
3 Разработано дерево принятия решений, содержащее оценку автора, оценку издания, оценку издательства и оценку диссертанта.
4 Разработана методика синтеза индивидуального перечня информационных источников для диссертационных исследований, состоящая из таких шагов, как сбор входных данных, формирование системы запросов в АБИС и фиксация результатов в виде первичных списков, анализ и сокращение первичных списков с использованием экспертной системы и ранжирование оставшихся источников по коэффициенту уверенности, компоновка индивидуального перечня информационных источников в виде отчета.
5 Проведена экспериментальная отработка разработанной методики на диссертантах, обучающихся на специальности «информационные технологии», показавшая, что качество подбора информационных источников СППР выше, чем качество подбора диссертантами самостоятельно на 0,8 по показателю среднего количества совпадений рекомендуемых источников, так же на 1,5 по показателю средней оценки научных руководителей. Количеству времени, затрачиваемое на подбор 10 источников, сокращено до 10 минут. Все это в целом способствует повышению эффективности выполнения диссертационных исследований.
Научная новизна диссертационного исследования: создана методика автоматизированного синтеза перечня информационных источников для выполнения диссертационных исследований на основе интеллектуальной системы поддержки принятия решений.
Практическая значимость: сокращено время на первичный поиск литературы диссертантом на начальных этапах диссертационного исследования, повышена востребованность библиотечных фондов ВУЗа, улучшено качество источников, используемых диссертантами, в том числе обучающимися по направлениям, подготавливающим специалистов в РКО, что в перспективе должно улучшить качество кадров для предприятий РКО, выпускающихся ВУЗами страны, что будет способствовать развитию отрасли в целом и совершенствованию ракетно-космических технологий.
Перспективным направлением доработки разработанной системы является семантический анализ как часть алгоритма автоматического понимания текстов текста, заключающийся в выделении семантических отношений, формировании семантического представления текстов. Работа по этому направлению позволит снизить количество не имеющих отношение к диссертационным исследованиям источников с высокими показателями и в целом улучшить качество работы СППР.
По теме исследования опубликована одна статья [27].
1 Афонин, А. А. Поиск образовательных информационных ресурсов: принципы, архитектура, реализация / А. А. Афонин, М. Г. Крейнес // Сб. научи, ст. "Интернет-порталы: содержание и технологии". Вып. 1. ГНИЛ ИТТ "Информика". - М.: Просвещение, 2003. - С. 584-634.
2 Андреев, Г. И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности : Учеб, пособие / Г.И. Андреев, Г.И. Смирнов, В.А. Тихомиров. - Москва : Финансы и статистика, 2003. - 272 с.
3 Блюменау, Д. И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов : учебно-практическое пособие / Д. И. Блюменау. - 2002 - 240 с.
4 Веселов, Д. А. Задачи систем поддержки принятия решений и преимущества их использования [Электронный ресурс] / Д. А. Веселов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 1. - Режим доступа: http://web.snauka.rU/issues/2015/04/51717.
5 Власюк, Л. Л. Научно-исследовательская деятельность как условие формирования компетенций студентов вуза / Л. Л. Власюк // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2015 г. - С.35-40
6 Воройский, Ф. С. Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем : монография / Ф. С. Воройский. - 2008. - 389 с.
7 Гаврилова, Т. А. Базы знаний интеллектуальных систем : Учеб, пособие для студ. вузов, обуч. по направлениям "Приклад.математика и информатика", "Информатика и вычисл. техника" испециальностям "Приклад, информатика" (по обл.), "Приклад.математика и информатика" / Т. А. Гаврилова, В. Ф. Хорошевский .— Санкт-Петербург, 2000. — 382 с.
8 ГОСТ 7.0 - 99 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. - Минск: Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2015 г.-23 с.
9 ГОСТ 7.73 - 96 Система стандартов по информации,библиотечному и издательскому делу. Поиск и распространение информации. Термины и определения. - Минск: Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2015 г. - 23 с.
10 Гутгарц, Р. Д. Особенности диссертационного научного исследования : на примере диссертаций по экономическим наукам / Р. Д. Гутгарц // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 11. - С. 65-69
11 Демин, И. С. Поиск научной и учебной информации в сети интернет / И. С. Демин // Вестник Тамбовского университета. - 2008. - №9. - С.446-450
12 Джарратано, Д. Экспертные системы. Принципы разработки и программирование / Д. Джарратано, Г. Райли ; пер. с англ., ред. К. А. Птицын. -2007. - 1152 с.
13 Джексон П. Введение в экспертные системы : Учеб, пособие. Пер. с англ. / П. Джексон. - 2001. - 624 с.
14 Кирякова, Г. С. Базы знаний и экспертные системы : учеб, пособие / Г. С. Кирякова. - 2002. - 100 с.
15 Князева, А. А. Автоматическое связывание записей библиографических баз данных на основе унифицированных поисковых признаков : автореферат дис. ... канд. техн, наук : 05.25.05 / Князева Анна Анатольевна. -2014. - 19с.
16 Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты : практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. - 2004. - 320 с.
17 Кузнецов, И. Н. Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления : учебно-методическое пособие / И. Н. Кузнецов. - 2006. - 488 с.
18 Ландэ, Д. В. Поиск знаний в INTERNET : пер. с англ. / Д. В. Ландэ. - 2005. - 272 с.
19 Лашук, Н. В. Инструментальные средства формирования информационного базиса для СППР : автореферат диссертации ... канд. технических наук : 05.13.01 / Лашук Николай Владимирович. - 2009. - 16 с.
20 Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита : учебное пособие для вузов по направлению "Экономика" / под ред. В. И. Беляева. - 2014. - 263 с
21 Модели и системы искусственного интеллекта. Поиск в пространстве состояний и продукционный подход к представлению знаний : метод, указ, к практич. занятиям / Л. Ф. Ноженкова, Ю. В. Вайнштейн, Т. Г. Пенькова ; Сиб. федер. ун-т, Политехи, ин-т. - Красноярск, 2007. - 44 с.
22 Отраслевые информационные ресурсы : учебник для вузов по направлению подготовки "Библиотечно-информационная деятельность" (квалификация "бакалавр") / под ред. Р. С. Гиляревского, Т. В. Захарчук. -
2015. -415 с.
23 Паршукова, Г. Б. Методика поиска профессиональной информации : учебно-методическое пособие для студентов вузов / Г. Б. Паршукова. - 2006. - 222 с.
24 Предметный поиск в традиционных и нетрадиционных информационно-поисковых системах: сборник научных трудов. Выпуск 15 / Российская национальная библиотека ; ред. В. Г. Войскунский, Ю. Г. Селиванова, В. П. Суворова. - 200Е - 192 с.
25 Романенко, В. Н. Сетевой информационный поиск : практическое пособие / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина ; Российская академия естественных наук. Северо-Западное отделение образования и развития науки. - 2005. - 288 с.
26 Романова, Ю. Д. Информатика и информационные технологии / Ю.Д. Романова - 3-е изд. - М.: 2008. — 592 с.
Т1 Савицкая, А. А. Методика автоматизированного синтеза перечня литературы для научных исследований с помощью систем поддержки принятия решений / А. А. Савицкая, В. А. Углев // Инновационное развитие науки и образования: сборник статей II Международной научно- практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. - 2018. - С.91-94
28 Стародубцев, А. А Система поддержки принятия решений [Электронный ресурс] / А. А. Стародубцев // Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/sistema-podderzhki-prinyatiya-resheniy(дата обращения: 14.03.2018)
29 Системы искусственного интеллекта. Практический курс : учеб, пособие для студентов вузов / В. А. Чулюков ; ред. И. Ф. Астахова. - 2008. - 292 с.
30 Системы поддержки принятия решений : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры по инженерно-техническим и экономическим направлениям и специальностям / под ред. В. Г. Халина , Г. В. Чернова. - 2017. - 494 с.
31 Шакирова, Ю. К. Системы поддержки принятия решений в образовании / Ю. К. Шакирова. // Дистанционное и виртуальное обучение. -2016. -№ 2. - С. 69-73.
32 Советов, Б. Я. Представление знаний в информационных системах : учебник для студентов вузов, обуч. по направлению "Информационные системы и технологии" / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. - 2012. - 143 с.
33 Кривопусков, В. В. Современное состояние и перспективы развития системы подготовки специалистов для предприятий ракетно- космической отрасли России / В. В. Кривопусков // Гуманитарий Юга России. -2016. - С.78-88
34 Урсул, А. Д. Природа информации: философский очерк / А. Д. Урсул; Челяб. гос. акад, культуры и искусств; Науч.-образоват. центр «Информационное общество»; Рос. гос. торгово-эконом. ун-т; Центр исслед. глоб. процессов и устойчивого развития. - 2-е изд. - Челябинск, 2010. - 231 с.
35 Власова, Н. А. О некоторых вопросах методики студенческого исследования / Н. А. Власова // Вестник Воронежского института МВД России. - 2012. - №2. - С.56-59
36 Шульмин, В. А. Основы научных исследований : учебное пособие для вузов по направлению "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств" / В. А. Шульмин. - 2016. - 280 с.