РОЛЬ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
|
Введение 4
1 Особенности молодежного досуга в сельской местности 6
1.1 Особенности молодежи в сельской местности 6
1.2 Организация молодежного досуга в сельской местности 9
2 Культуротворческие технологии в досуговой деятельности молодёжи 21
2.1 Теоретическое изучение культуротворческих технологий, их
принципиальных характеристик в социально-культурной деятельности 21
2.2 Специфика мероприятий, проводимых с использованием
культуротворческих технологий с молодежью в сельской местности 23
3 Изучение формирования досуга молодёжи в сельской местности 28
3.1 Изучение досуговой деятельности молодежи на селе в Кежемском
районе 28
3.2 Проект «История земли нашей» 33
3.3 Анализ полученных результатов 38
Рекомендации по организации досуга молодежи в сельской местности с
применением культуротворческих технологий 40
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А
1 Особенности молодежного досуга в сельской местности 6
1.1 Особенности молодежи в сельской местности 6
1.2 Организация молодежного досуга в сельской местности 9
2 Культуротворческие технологии в досуговой деятельности молодёжи 21
2.1 Теоретическое изучение культуротворческих технологий, их
принципиальных характеристик в социально-культурной деятельности 21
2.2 Специфика мероприятий, проводимых с использованием
культуротворческих технологий с молодежью в сельской местности 23
3 Изучение формирования досуга молодёжи в сельской местности 28
3.1 Изучение досуговой деятельности молодежи на селе в Кежемском
районе 28
3.2 Проект «История земли нашей» 33
3.3 Анализ полученных результатов 38
Рекомендации по организации досуга молодежи в сельской местности с
применением культуротворческих технологий 40
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А
Актуальность темы данной дипломной работы определяется тем, что досуг молодежи в сельской местности сейчас находится на довольно низком уровне, и необходимо изучить возможности культуротворческих технологий для исправления этой ситуации. Организация досуга молодежи сложна и противоречива. С одной стороны, имея возможность выбирать занятие на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к сознательному выбору видов деятельности, которые способствовали бы полноценному формированию личности. С другой стороны, молодежь воспринимает досуг только как время развлечений. Такая ситуация объясняется тем, что организация досуга молодежи часто сводится к отдельным развлекательным мероприятиям, или перенос в сферу досуга методов и форм учебной деятельности. Вызывает тревогу, и отсутствие в части молодежи стимула к обучению, самообразованию, творчеству, развитию своих способностей и т.п. Формирование творческой личности молодого человека в сфере досуга также тормозится низким уровнем подготовки организаторов к определенному виду деятельности. Поэтому необходимо создать условия, которые побуждали бы каждого молодого человека творчески самореализовываться, развивать свои потребности, интересы, склонности.
Исследование досуга молодежи стало предметом изучения в социологии, психологии, культурологии, педагогике и культурно¬образовательной работе. Так, ученые С. Н. Иконникова, И. И. Мельников, Н. А. Семашко и др. определили концептуальные основы свободного времени как фактора формирования личности человека. Ю. Н. Афанасьев, Г. Ф. Каган, С. В. Пишун в своих публикациях рассматривают досуг как фактор формирования культуры личности.
Объект исследования — досуг молодежи в сельской местности.
Предмет исследования — роль культуротворческих технологий в формирование досуга молодежи в сельской местности.
Гипотеза — предполагается, что применение культурологических технологий будет способствовать творческому развитию молодежи в сельской местности.
Цель исследования — изучить в теории и на практике роль культуротворческих технологий в формировании досуга молодежи в сельской местности.
Исходя из данной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к пониманию особенностей молодежного досуга в сельской местности.
2. Выделить в литературе культуротворческие технологии в досуговой деятельности молодёжи.
3. Изучить особенности досуговой деятельности в сельской местности.
4. Проанализировать роль культуротворческих технологий в формировании досуга молодежи в сельской местности.
5. Выявить механизмы внедрения культуротворческих технологий в культурно-досуговой деятельности.
6. Обобщить полученные данные по теме исследования.
Методы исследования: изучение библиографических источников, изучение и обобщение педагогического опыта по исследуемой теме, беседа, анализ деятельности учреждений района, опрос, методы математической обработки, качественная и количественная обработка экспериментальных данных и табличная интерпретация полученных результатов.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования полученной информации в процессе формирования досуга молодежи в сельской местности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, заключения, списка использованных источников из 114 источников и приложения.
Исследование досуга молодежи стало предметом изучения в социологии, психологии, культурологии, педагогике и культурно¬образовательной работе. Так, ученые С. Н. Иконникова, И. И. Мельников, Н. А. Семашко и др. определили концептуальные основы свободного времени как фактора формирования личности человека. Ю. Н. Афанасьев, Г. Ф. Каган, С. В. Пишун в своих публикациях рассматривают досуг как фактор формирования культуры личности.
Объект исследования — досуг молодежи в сельской местности.
Предмет исследования — роль культуротворческих технологий в формирование досуга молодежи в сельской местности.
Гипотеза — предполагается, что применение культурологических технологий будет способствовать творческому развитию молодежи в сельской местности.
Цель исследования — изучить в теории и на практике роль культуротворческих технологий в формировании досуга молодежи в сельской местности.
Исходя из данной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к пониманию особенностей молодежного досуга в сельской местности.
2. Выделить в литературе культуротворческие технологии в досуговой деятельности молодёжи.
3. Изучить особенности досуговой деятельности в сельской местности.
4. Проанализировать роль культуротворческих технологий в формировании досуга молодежи в сельской местности.
5. Выявить механизмы внедрения культуротворческих технологий в культурно-досуговой деятельности.
6. Обобщить полученные данные по теме исследования.
Методы исследования: изучение библиографических источников, изучение и обобщение педагогического опыта по исследуемой теме, беседа, анализ деятельности учреждений района, опрос, методы математической обработки, качественная и количественная обработка экспериментальных данных и табличная интерпретация полученных результатов.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования полученной информации в процессе формирования досуга молодежи в сельской местности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, заключения, списка использованных источников из 114 источников и приложения.
Таким образом, новая социокультурная ситуация, вызванная изменениями политического и социального характера, поставила перед необходимостью по-новому определить цели и задачи деятельности по формированию досуга молодежи, особенно в сельской местности, где многие формы досуга не так доступны, как в городской среде.
Социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.
Молодежь — своего рода социальный аккумулятор и конденсатор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ. При этом молодежь одновременно и сила, способная активно созидать новое, и «взрывоопасный», разрушительный материал. Все зависит от намерений самой молодежи и от того, как использует эту силу общество. Применение культурологических технологий способствует творческому развитию молодежи в сельской местности, что подтверждает нашу теорию.
Однако изучение ситуации по социально-культурному развитию в сельской местности показывает, что в настоящее время сельские клубы, то есть основное средство организации молодежного досуга в сельской местности, не находят оптимального решения, для привлечения молодежи к организации и участия в клубных мероприятиях. Чтобы молодежь с разными интересами, запросами пришли в клуб и стали его активными участниками, он, прежде всего, должен создать максимально приемлемые условия для культурного использования свободного времени. Главным среди них является организация разнообразных, непохожих на учебную видов деятельности. Это создает предпосылки для всестороннего развития разнообразных интересов, способностей, выбора индивидуальных занятий молодежи, участвующих в работе клуба.
В качестве приоритетов развитие новых форм досуговой деятельности молодежи в сельской местности стоит выделить разработку программы подготовки и переподготовки кадров данной специализации, утверждение на федеральном и региональном уровнях нормативно-правовых документов, определяющих статус подростково-молодежных клубов, укрепление материально-технической базы досуговых учреждений.
Социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.
Молодежь — своего рода социальный аккумулятор и конденсатор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ. При этом молодежь одновременно и сила, способная активно созидать новое, и «взрывоопасный», разрушительный материал. Все зависит от намерений самой молодежи и от того, как использует эту силу общество. Применение культурологических технологий способствует творческому развитию молодежи в сельской местности, что подтверждает нашу теорию.
Однако изучение ситуации по социально-культурному развитию в сельской местности показывает, что в настоящее время сельские клубы, то есть основное средство организации молодежного досуга в сельской местности, не находят оптимального решения, для привлечения молодежи к организации и участия в клубных мероприятиях. Чтобы молодежь с разными интересами, запросами пришли в клуб и стали его активными участниками, он, прежде всего, должен создать максимально приемлемые условия для культурного использования свободного времени. Главным среди них является организация разнообразных, непохожих на учебную видов деятельности. Это создает предпосылки для всестороннего развития разнообразных интересов, способностей, выбора индивидуальных занятий молодежи, участвующих в работе клуба.
В качестве приоритетов развитие новых форм досуговой деятельности молодежи в сельской местности стоит выделить разработку программы подготовки и переподготовки кадров данной специализации, утверждение на федеральном и региональном уровнях нормативно-правовых документов, определяющих статус подростково-молодежных клубов, укрепление материально-технической базы досуговых учреждений.



