Делимитация морских пространств в Арктике
|
Введение 3
Глава 1. Проблема установления суверенитета над арктическими
территориями 65
1.1 Исторические аспекты формирования современного правового
режима арктических пространств 5
1.2 Статус арктических морских пространств в соответствии с
современным международным морским правом 14
Глава 2. Территориальные споры в Арктике 25
2.1 Спор между Россией, Канадой и Данией о принадлежности хребта
Ломоносова 25
2.2 Спор между Россией и Норвегией о принадлежности острова
Шпицберген 32
2.3 Спор между Канадой и Данией о принадлежности острова
Ганса 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Глава 1. Проблема установления суверенитета над арктическими
территориями 65
1.1 Исторические аспекты формирования современного правового
режима арктических пространств 5
1.2 Статус арктических морских пространств в соответствии с
современным международным морским правом 14
Глава 2. Территориальные споры в Арктике 25
2.1 Спор между Россией, Канадой и Данией о принадлежности хребта
Ломоносова 25
2.2 Спор между Россией и Норвегией о принадлежности острова
Шпицберген 32
2.3 Спор между Канадой и Данией о принадлежности острова
Ганса 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Значительная часть конфликтов возникавших, как в XX веке, так и на сегодняшний день, основаны на разногласиях по поводу международно-правового статуса территорий. Одной из таких территорий является Арктика, которая представляет собой объект жесточайших споров.
Арктический регион издавна является сосредочением политических, экономических, правовых и военно-стратегических интересов. Именно эти интересы и влияют на характер принимаемых приарктическими государствами законодательных актов и соглашений, регламентирующих правовой режим морских пространств Арктики.
Тема исследовательской работы является актуальной, поскольку в последние годы арктический регион приобрел особую значимость. В современных условиях складывается непростая геополитическая ситуация вокруг данного макрорегона. Клубок арктических проблем нарастает, усиливаются противоречия между государствами, обостряется борьба за арктическое пространство.
В XXI веке возросло значение природно-ресурсного, транспортного и экономического потенциала Арктики. Этому способствовали публикации научных исследований о подтверждённых и прогнозных ресурсах углеводородов в Арктике, а также, заявления учёных о глобальном потеплении и возможной доступности всех богатств арктического пространства в ближайшей перспективе. Наличие всех выше перечисленных факторов существенно влияет на геополитическую обстановку и стратегию развития ведущих арктических игроков.
Основная острота проблемы развития арктического пространства заключается в том, что морское пространство Северного Ледовитого океана пока не имеет четких государственных границ. У большинства приарктических стран не определены границы континентального шельфа и линии разграничения морских пространств. Помимо этого, по мнению многих экспертов, процесс передела мира в Арктике будет развиваться очень быстро, так как углеводороды подходят к концу, а доступ к залежам нефти и газа на Северном полюсе по мере таяния льдов из-за глобального потепления будет облегчаться. В связи с этим, пред исследователями встаёт первостепенная задача, определить каким образом происходит делимитация морского пространства Арктики в соответствии с международным правом и определить основные точки преткновения между государствами, чтобы в дальнейшем избежать повышения конфликтности в данном регионе.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс формирования международно-правового режима арктических пространств. Временные пределы исследования: сначала XIX века по XXI век.
Предметом исследования выступает проблема делимитации морских пространств Арктики и существующие конфликты из-за спорных территорий в арктическом регионе на современном этапе.
Цель - провести анализ процесса формирования международно-правового режима Арктики, а так же исследовать проблемы связанные с делимитацией морских пространств в Арктике и детально проанализировать территориальные споры, существующие на сегодняшний день между приарктическими государствами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить исторические аспекты формирования современного правового режима арктических пространств.
2. Проанализировать исторические аспекты формирования современного правового режима арктических пространств
3. Проанализировать влияние статуса арктических морских пространств на отношения между государствами.
4. Рассмотреть территориальные споры между приарктическими государствами существующие на сегодняшний день.
5. Рассмотреть механизмы разрешения данных территориальных споров.
6. Проанализировать данные территориальные споры и дать оценку их влияния на политику приарктических государств на территории Арктики.
Тема исследования обусловила необходимость рассмотреть широкий круг источников, что позволило комплексно и всесторонне рассмотреть изучаемую проблематику.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой были использованы труды разных авторов на русском и английском языках. В данной работе основой анализа служат, прежде всего, законодательные и нормативные акты, конвенции, научные статьи авторов фокусирующихся на изучение проблем возникающих на арктическом пространстве, политические документы органов государственной власти, регулирующие политический вектор в Арктике.
Другую группу источников составили статьи, размешенные в средствах массовой информации.
При изучении темы выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования и анализа международных отношений, как метод анализа ситуации; экспликативные методы, которые включают в себя контент-анализ, инвент-анализ, метод когнитивного картирования; прогностические методы, к которым относятся дельфийский метод, построения сценариев и моделирование.
Метод анализа ситуации, позволил понять, каким образом в разные этапы формировался международно-правовой режим арктических пространств. А также, благодаря данному методу можно было проследить отдельные этапы отношений между государствами.
Благодаря инвент-методу были изучены заявления политиков в различных средствах массовой информации и реакция на них других государств заинтересованных в своём присутствии в Арктике.
Метод когнитивного картирования помог понять, как тот или иной политический деятель воспринимает определённую политическую проблему, что позволило в дальнейшем прогнозировать, какой политический вектор выберет данное государство в данной ситуации.
Контент-анализ позволил сделать выводы о политической направленности документов, которые были изучены во время написания работы. Например, изучение писем внутренней переписке МИД разных стран, а также письменные заявления, которые делали министры иностранных дел и главы государств, в связи с территориальными спорами и делимитацией морских пространств, позволили понять, как государства выстраивают свою политику, по тому или иному вопросу.
Последний метод анализа позволил моделировать дальнейшее развитие ситуации по какому-либо территориальному конфликту.
При написании данной работы были использованы труды следующих авторов: Е.А.Савиных, В.С. Юрчук, А.В. Загорский, И.С. Иванов, В.Н. Конышев, Д.Н. Джунусов, Ф.Ю. Лукин и др.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых сокращений и списка используемых источников.
Арктический регион издавна является сосредочением политических, экономических, правовых и военно-стратегических интересов. Именно эти интересы и влияют на характер принимаемых приарктическими государствами законодательных актов и соглашений, регламентирующих правовой режим морских пространств Арктики.
Тема исследовательской работы является актуальной, поскольку в последние годы арктический регион приобрел особую значимость. В современных условиях складывается непростая геополитическая ситуация вокруг данного макрорегона. Клубок арктических проблем нарастает, усиливаются противоречия между государствами, обостряется борьба за арктическое пространство.
В XXI веке возросло значение природно-ресурсного, транспортного и экономического потенциала Арктики. Этому способствовали публикации научных исследований о подтверждённых и прогнозных ресурсах углеводородов в Арктике, а также, заявления учёных о глобальном потеплении и возможной доступности всех богатств арктического пространства в ближайшей перспективе. Наличие всех выше перечисленных факторов существенно влияет на геополитическую обстановку и стратегию развития ведущих арктических игроков.
Основная острота проблемы развития арктического пространства заключается в том, что морское пространство Северного Ледовитого океана пока не имеет четких государственных границ. У большинства приарктических стран не определены границы континентального шельфа и линии разграничения морских пространств. Помимо этого, по мнению многих экспертов, процесс передела мира в Арктике будет развиваться очень быстро, так как углеводороды подходят к концу, а доступ к залежам нефти и газа на Северном полюсе по мере таяния льдов из-за глобального потепления будет облегчаться. В связи с этим, пред исследователями встаёт первостепенная задача, определить каким образом происходит делимитация морского пространства Арктики в соответствии с международным правом и определить основные точки преткновения между государствами, чтобы в дальнейшем избежать повышения конфликтности в данном регионе.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс формирования международно-правового режима арктических пространств. Временные пределы исследования: сначала XIX века по XXI век.
Предметом исследования выступает проблема делимитации морских пространств Арктики и существующие конфликты из-за спорных территорий в арктическом регионе на современном этапе.
Цель - провести анализ процесса формирования международно-правового режима Арктики, а так же исследовать проблемы связанные с делимитацией морских пространств в Арктике и детально проанализировать территориальные споры, существующие на сегодняшний день между приарктическими государствами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить исторические аспекты формирования современного правового режима арктических пространств.
2. Проанализировать исторические аспекты формирования современного правового режима арктических пространств
3. Проанализировать влияние статуса арктических морских пространств на отношения между государствами.
4. Рассмотреть территориальные споры между приарктическими государствами существующие на сегодняшний день.
5. Рассмотреть механизмы разрешения данных территориальных споров.
6. Проанализировать данные территориальные споры и дать оценку их влияния на политику приарктических государств на территории Арктики.
Тема исследования обусловила необходимость рассмотреть широкий круг источников, что позволило комплексно и всесторонне рассмотреть изучаемую проблематику.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой были использованы труды разных авторов на русском и английском языках. В данной работе основой анализа служат, прежде всего, законодательные и нормативные акты, конвенции, научные статьи авторов фокусирующихся на изучение проблем возникающих на арктическом пространстве, политические документы органов государственной власти, регулирующие политический вектор в Арктике.
Другую группу источников составили статьи, размешенные в средствах массовой информации.
При изучении темы выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования и анализа международных отношений, как метод анализа ситуации; экспликативные методы, которые включают в себя контент-анализ, инвент-анализ, метод когнитивного картирования; прогностические методы, к которым относятся дельфийский метод, построения сценариев и моделирование.
Метод анализа ситуации, позволил понять, каким образом в разные этапы формировался международно-правовой режим арктических пространств. А также, благодаря данному методу можно было проследить отдельные этапы отношений между государствами.
Благодаря инвент-методу были изучены заявления политиков в различных средствах массовой информации и реакция на них других государств заинтересованных в своём присутствии в Арктике.
Метод когнитивного картирования помог понять, как тот или иной политический деятель воспринимает определённую политическую проблему, что позволило в дальнейшем прогнозировать, какой политический вектор выберет данное государство в данной ситуации.
Контент-анализ позволил сделать выводы о политической направленности документов, которые были изучены во время написания работы. Например, изучение писем внутренней переписке МИД разных стран, а также письменные заявления, которые делали министры иностранных дел и главы государств, в связи с территориальными спорами и делимитацией морских пространств, позволили понять, как государства выстраивают свою политику, по тому или иному вопросу.
Последний метод анализа позволил моделировать дальнейшее развитие ситуации по какому-либо территориальному конфликту.
При написании данной работы были использованы труды следующих авторов: Е.А.Савиных, В.С. Юрчук, А.В. Загорский, И.С. Иванов, В.Н. Конышев, Д.Н. Джунусов, Ф.Ю. Лукин и др.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых сокращений и списка используемых источников.
Формирование международно-правового режима Арктики насчитывает около ста лет. Начиная с XIX века, арктические территории закреплялись посредствам международных соглашений и договоров, примером таких соглашений может служить русско-британская Конвенция 1825 года и русско-американская Конвенции об уступке Аляски 1867 года.
В последующем, экспансионистская политика циркумполярных государств, обусловила необходимость на законодательном уровне закреплять за собой арктические территории, чтобы в полной мере использовать блага Арктики под юрисдикцией своего государства.
Основоположниками такого закрепления стали СССР и Канада. Проводимая данными государствами политика обусловила необходимость введение в 1907 году, такого понятия, как "секторальная принцип". В соответствии с данным принципом, Арктика была поделена между сопредельными циркумполярными государствами, причем северный полюс являлся границей всех приарктических государств.
Однако выбранный способ разделения арктических территорий оказался не универсальным. Во-первых, некоторые приарктические государства, такие как США и Норвегия отказывались от его применения и не признавали его, тем самым оправдывая свои территориальные притязания в Арктике. Во-вторых, секторальная политика была направлена на урегулирование территориальных отношений в арктическом регионе, что касалось морских пространств, то они не попадали под её юрисдикцию.
Следующим этапом формирования международно-правового режима в данном макрорегионе, стало принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Данная конвенция явилась универсальным нормативным актом, регулирующим не только морское размежевание границ, но и территориальное, а также регламентирующее добычу полезных ископаемых из недр морского дна.
Помимо этого, ратифицированная Конвенция ООН 1982 года не запрещала государством при возникающих спорах использовать уже существующие международные договоры и устоявшиеся международно-правовые нормы, например принципы секторальной политики.
Исторические аспекты формирования правового режима, проанализированные и выделенные выше, говорят о том, что приарктические государства уделяют особое внимание законодательному регулированию в отношении правового режима арктических пространств. При этом основные законы в данной сфере общественных отношений действуют уже достаточно давно, и их правомерность подтверждена на международном уровне.
Правовой статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами общего международного права, относящимися к Мировому океану в целом и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 года и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Однако, несмотря на существующую правовую базу у приарктических государств, территориальные споры на арктическом пространстве являются обычным делом. Посредствам—анализа Так, были выделены наиболее актуальные и широко известные территориальные споры на сегодняшний день:. Это спор между Россией, Канадой и Данией о принадлежности хребта Ломоносова; спор между Россией и Норвегией о принадлежности острова Шпицберген и спор между Канадой и Данией о принадлежности острова Ганса.
Говоря о механизмах разрешения данных споров, можно с уверенностью сказать, что они находят своё решение в рамках Организации Объеденных Наций, а именно в Комиссии ООН по континентальному шельфу.
Государство, претендующее, на ту или иную территорию составляет заявку, подкрепленную геологическими данными и статьями Конвенции ООН 1982 года, и подаёт её в Комиссию ООН. Заявка рассматривается в течение определенного времени и в последующем выноситься решение.
Помимо этого, Комиссия ООН может, как не отклонить, так и не удовлетворить заявку государства, а порекомендовать собрать дополнительную информацию, оправдывающую притязания на ту или иную территорию, например, как это было с первой заявкой России о принадлежности хребта Ломоносова.
Также, государства в рамках правил процедуры Комиссии по границам континентального шельфа в соответствии с пунктом 4 Приложения I могут разграничить спорные территории на основе договора и согласия, при этом, не привлекая Комиссию ООН по континентальному шельфу.
Давая оценку влияния территориальных споров на политику циркумполярных государств, как на мировой арене, так и в Арктике, можно говорить о том, что существование не разграниченных территорий между государствами, имеет влияние в большей степени на двусторонние отношения между с ними. Что касается мировой арены, то в сферах не связанных с арктическими территориями страны достаточно плодотворно сотрудничают.
Подводя итог, ещё раз хочется сказать, что вокруг арктического региона на сегодняшний день складывается сложная политическая ситуация, в связи с этим, данный регион является достаточно конфликтно опасным.
Циркумполярные государства спорят из-за неразрешенных территориальных и морских притязаний, большинство из которых берут своё начало с XIX века. Только благодаря совместным усилиям и действиям в рамках международного права государства смогу разрешить все существующие разногласия и в последующем осуществлять свою деятельность в Арктике на мирных и компромиссных условиях.
В последующем, экспансионистская политика циркумполярных государств, обусловила необходимость на законодательном уровне закреплять за собой арктические территории, чтобы в полной мере использовать блага Арктики под юрисдикцией своего государства.
Основоположниками такого закрепления стали СССР и Канада. Проводимая данными государствами политика обусловила необходимость введение в 1907 году, такого понятия, как "секторальная принцип". В соответствии с данным принципом, Арктика была поделена между сопредельными циркумполярными государствами, причем северный полюс являлся границей всех приарктических государств.
Однако выбранный способ разделения арктических территорий оказался не универсальным. Во-первых, некоторые приарктические государства, такие как США и Норвегия отказывались от его применения и не признавали его, тем самым оправдывая свои территориальные притязания в Арктике. Во-вторых, секторальная политика была направлена на урегулирование территориальных отношений в арктическом регионе, что касалось морских пространств, то они не попадали под её юрисдикцию.
Следующим этапом формирования международно-правового режима в данном макрорегионе, стало принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Данная конвенция явилась универсальным нормативным актом, регулирующим не только морское размежевание границ, но и территориальное, а также регламентирующее добычу полезных ископаемых из недр морского дна.
Помимо этого, ратифицированная Конвенция ООН 1982 года не запрещала государством при возникающих спорах использовать уже существующие международные договоры и устоявшиеся международно-правовые нормы, например принципы секторальной политики.
Исторические аспекты формирования правового режима, проанализированные и выделенные выше, говорят о том, что приарктические государства уделяют особое внимание законодательному регулированию в отношении правового режима арктических пространств. При этом основные законы в данной сфере общественных отношений действуют уже достаточно давно, и их правомерность подтверждена на международном уровне.
Правовой статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами общего международного права, относящимися к Мировому океану в целом и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 года и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Однако, несмотря на существующую правовую базу у приарктических государств, территориальные споры на арктическом пространстве являются обычным делом. Посредствам—анализа Так, были выделены наиболее актуальные и широко известные территориальные споры на сегодняшний день:. Это спор между Россией, Канадой и Данией о принадлежности хребта Ломоносова; спор между Россией и Норвегией о принадлежности острова Шпицберген и спор между Канадой и Данией о принадлежности острова Ганса.
Говоря о механизмах разрешения данных споров, можно с уверенностью сказать, что они находят своё решение в рамках Организации Объеденных Наций, а именно в Комиссии ООН по континентальному шельфу.
Государство, претендующее, на ту или иную территорию составляет заявку, подкрепленную геологическими данными и статьями Конвенции ООН 1982 года, и подаёт её в Комиссию ООН. Заявка рассматривается в течение определенного времени и в последующем выноситься решение.
Помимо этого, Комиссия ООН может, как не отклонить, так и не удовлетворить заявку государства, а порекомендовать собрать дополнительную информацию, оправдывающую притязания на ту или иную территорию, например, как это было с первой заявкой России о принадлежности хребта Ломоносова.
Также, государства в рамках правил процедуры Комиссии по границам континентального шельфа в соответствии с пунктом 4 Приложения I могут разграничить спорные территории на основе договора и согласия, при этом, не привлекая Комиссию ООН по континентальному шельфу.
Давая оценку влияния территориальных споров на политику циркумполярных государств, как на мировой арене, так и в Арктике, можно говорить о том, что существование не разграниченных территорий между государствами, имеет влияние в большей степени на двусторонние отношения между с ними. Что касается мировой арены, то в сферах не связанных с арктическими территориями страны достаточно плодотворно сотрудничают.
Подводя итог, ещё раз хочется сказать, что вокруг арктического региона на сегодняшний день складывается сложная политическая ситуация, в связи с этим, данный регион является достаточно конфликтно опасным.
Циркумполярные государства спорят из-за неразрешенных территориальных и морских притязаний, большинство из которых берут своё начало с XIX века. Только благодаря совместным усилиям и действиям в рамках международного права государства смогу разрешить все существующие разногласия и в последующем осуществлять свою деятельность в Арктике на мирных и компромиссных условиях.
Подобные работы
- Проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Международные споры по морскому праву
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Правовой статус Арктического пространства и международные обязательства приарктических государств
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Использование опыта разрешения территориальных споров в Арктике в условиях продолжающегося таяния многолетних льдов
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Национальные стратегии стран АТР в Арктике на примере Китая и Японии
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Арктика и Антарктика: сравнительная характеристика режимов управления (международно-правовой аспект)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ В АРКТИЧЕСКОМ И АНТАРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: РОЛЬ РОССИИ И ПОЗИЦИИ ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Военная политика США в Арктике и национальная безопасность РФ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018



