РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Исследование системы дополнительного профессионального
образования 8
1.1 Исследование рынка по предоставлению дополнительного
профессионального образования в России и Красноярском крае 8
1.2 Анализ потребности в дополнительном профессиональном
образовании 17
1.3 Исследование зарубежного опыта управления системой
дополнительного профессионального образования 25
2 Управленческие аспекты развития бизнеса в сфере дополнительного
профессионального образования 37
2.1 Нормативно-правовое обеспечение реализации бизнеса в сфере
дополнительного профессионального образования 37
2.2 Организационные аспекты реализации бизнеса в сфере
дополнительного профессионального-образования 43
2.3 Стратегические аспекты управления системой дополнительного
профессионального образования 52
3 Разработка методики оценки развития потенциала предприятия в сфере
дополнительного профессионального образования 62
3.1 Оценка потенциала развития бизнеса в сфере дополнительного
профессионального образования 62
3.2 Оценка возможности реализации современных технологий обучения
для развития потенциала бизнеса в сфере ДПО 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
Актуальность диссертационного исследования обусловлена недостаточной разработанностью отдельных прикладных и теоретических аспектов построения эффективной системы управления развитием организации в сфере дополнительного профессионального образования в современных условиях.
В настоящее время становится важной зависимость всех видов деятельности от качества профессиональной подготовки работников. Полученные знания уже не могут гарантировать специалисту с высшим образованием стабильности успеха в течение всей его трудовой деятельности. Так, постепенно образовалось направление развития непрерывного образования в течение жизни. От сложившегося стереотипа «образование на всю жизнь» общество переходит к позиции «образование через всю жизнь». Исчезает традиционное деление активной жизни человека на период профессиональной деятельности и учебы, возникает необходимость перехода к дополнительному профессиональному образованию в течение жизни.
Одной из самых важных задач для управленческого персонала организаций является обеспечение непрерывного развития и выживаемости своих организаций. Такая задача стоит и перед центрами дополнительного профессионального образования.
С переходом к рыночным отношениям значительно изменились условия деятельности системы дополнительного профессионального образования. Прежде всего, сформировался рынок услуг в сфере дополнительного профессионального образования, где действует большое число организаций различных форм собственности, на основании чего создается сильная конкуренция. В данных условиях максимальный учет влияния факторов внешней среды на деятельность центров дополнительного профессионального образования, а также выбор стратегии управления, представляет важность для обеспечения их успешного развития и выживания.
Заинтересованность общества в эффективной системе ДПО определяет ее место и роль в политике государства в отношении развития человеческих ресурсов. При этом внимание ориентировано на тенденции рынка труда, возрастающие потребности производства, реального сектора экономики, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах специалистов, руководителей, а также рабочих и обучение безработных граждан.
Таким образом, дополнительное профессиональное образование выступает в качестве одного из эффективных способов осуществления принципа непрерывности. Теоретическое значение диссертационного исследования обусловлено развитием и становлением в нынешней системе непрерывного образования социального института дополнительного профессионального образования.
Данный компонент института образования нашел свое отражение в трудах таких авторов, как М.И. Магуры, М.В. Курбатовой, Е.Я. Бутко, И.А. Мосичевой и других. По проблемам образования взрослых существует значительное число публикаций у Т.Г. Браже, С.И. Змеева, Н.Н. Васягиной, В.П. Зинченко и других.
Среди отечественных исследователей проблемы непрерывного образования взрослых рассматривают: А.А. Вербицкий, BT. Онушкин, С.Г. Вершловский, Г.А. Ключарев, А.П. Владиславлев, Е.И. Огарев и др.
Методическое и научное обеспечение концепции непрерывного профессионального образования содержится в исследованиях C. Я. Батышева, А.П. Беляевой, В.С. Леднева, Т.Ю. Ломакиной, О.В. Купцова, А.М. Митиной, А.М. Новикова и др.
Однако в работах вышеуказанных авторов исследуются и анализируются лишь отдельные модели или аспекты дополнительного профессионального образования.
Объектом исследования является Центр бизнес-образования Сибирского федерального университета, который осуществляет деятельность по предоставлению образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования.
Предметом исследования выступает потенциал развития бизнеса в сфере дополнительного профессионального образования.
Целью данной работы является: исследование потенциала развития бизнеса в сфере дополнительного профессионального образования.
Задачи исследования:
- провести анализ рынка по предоставлению дополнительного профессионального образования (Россия, регион);
- провести анализ потребности населения в дополнительном профессиональном образовании;
- изучить и проанализировать зарубежный опыт управления системой дополнительного профессионального образования
- рассмотреть нормативно-правовое обеспечение реализации бизнеса в сфере дополнительного профессионального образования;
- рассмотреть организационные аспекты реализации бизнеса в сфере дополнительного профессионального образования;
- рассмотреть стратегические аспекты управления системой дополнительного профессионального образования;
- провести оценку потенциала развития бизнеса в сфере дополнительного профессионального образования;
- дать оценку возможности реализации современных технологий обучения для развития потенциала предприятия.
Современное состояние развития общества и экономики предъявляет все более высокие требования к качеству профессиональной деятельности и профессиональной подготовки человека. Для оценки уровня соответствия современного работника постоянно растущим требованиям в динамично изменяющихся условиях работы и жизни используется такая характеристика, как «профессиональная компетентность», под которой подразумевается наличие у работника не только профессиональных знаний, навыков и умений, но и таких компетенций, как предприимчивость, логическое мышление, инициативность, обучаемость, способность к сотрудничеству и работе в группе, и других.
Определяющая способность человека овладевать новыми навыками и знанием для осуществления профессиональной деятельности, приобретает особое значение, так как именно эта компетенция способствует совершенствованию образования и обучению в течение всей жизни, при этом повышая конкурентоспособность работника на рынке труда.
Система дополнительного профессионального образования предполагает обучение слушателей, которые обладают высокой мотивацией к обучению, испытывают трудности в освобождении на длительный срок обучения и желающих использовать время обучения более эффективно. Из этого следует, что требования к методам и качеству обучения возрастают: занятое население полнее осознает свои потребности. В системе дополнительного образования специалиста заинтересован не только в сумме навыков, знаний и умений, но также в методике их реализации, качестве, интенсивности обучения и компетенциях преподавателя. Именно поэтому организации дополнительного профессионально образования должны следить за современными тенденциями и внедрять новые технологии и методы обучения.
В данном исследовании рассмотрели возможность применения современных технологий в сфере дополнительного профессионального образования. работы могут использоваться организациями в сфере дополнительного профессионального образования для оценки потенциала развития и выявления направлений деятельности.
В ходе работы достигли поставленную цель: провели исследование потенциала развития бизнеса в сфере дополнительного профессионального образования.
Задачи, которые были решены в ходе исследования:
- провели анализ рынка по предоставлению дополнительного
профессионального образования (Россия, регион);
- провели анализ потребности населения в дополнительном профессиональном образовании;
- изучили и проанализировали зарубежный опыт управления системой ДПО;
- рассмотрели нормативно-правовое обеспечение реализации бизнеса в сфере дополнительного профессионального образования;
- рассмотрели организационные аспекты реализации бизнеса в сфере дополнительного профессионального образования;
- рассмотрели стратегические аспекты управления системой дополнительного профессионального образования;
- провели оценку потенциала развития бизнеса в сфере дополнительного профессионального образования;
- дали оценку возможности реализации современных технологий обучения для развития потенциала предприятия.
1. Малахов, Е. С. Рынок услуг дополнительного профессионального образования: структура, функции, проблемы развития [Электронный ресурс] // Академия труда и социальных отношений. - Москва, 2010. - Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika1/r2010/00587.htm.
2. Овчинникова, И. А. Алгоритм реализации комплексного подхода к оценке конъюнктуры регионального рынка //Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012». - Выпуск 3. Том 19. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 - С.58-66.
3. Хомутов, О.И. Дополнительное профессиональное образование - цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России: [Электронный ресурс] / О.И. Хомутов, А.В. Тюняев. - Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa1998_1/pages/11/pap_11.html.
4. Парахина, О. В. Современные тенденции системы дополнительного профессионального образования в России // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6 (часть 2) - С. 445-448.
5. Бондаренко, Н. В. Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны // Информационный бюллетень. - Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - №5(104). - 2017. - 28 с.
6. Bowen J., Hobson P. (1974) Theories of education. Studies of significant innovation in Western educational thought. John Wiley and Sons Australia Pty Ltd. - p. 22.
7. Ковалева, Н. В. Спрос и предложение на рынке дополнительного
профессионального образования [Электронный ресурс] / Н. В. Ковалева, Д. Р. Бородина, Л. Э. Ковалева // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - № 6(6). - 2013. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2014/02/10/1327511567/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0
%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%9D.,%20%D0%9A%D0%B
E%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%9B.,%20%
D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf.
8. Загальская, Е. Дуальное профессиональное образование в Австрии
[Электронный ресурс] // ГлавСправ. - 2016. - Режим доступа:
http://edu.glavsprav.ru/spb/prof/journal/954.
9. Соболева, Е. И. Австрийская система образования - учеба на протяжении всей жизни [Электронный ресурс] // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - № 2(2). - 2013. - Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/view/433994494.
10. Швейцарская система образования - как она устроена [Электронный ресурс] // Портал SWISS-RUS. - 2016. - Режим доступа:http://swiss-rus.ru/news/education-and-science/shveycarskaya-sistema-obrazovaniya-kak-ona-ustroena.html.
11. Кривошеев, В. Т. Зарубежный опыт по профессиональному обучению
[Электронный ресурс] - Режим доступа:http://txtb.ru/103/6.html.
12. Кузнецов, Д. Кадровик. Правовые аспекты внешнего обучения персонала [Электронный ресурс] // Трудовое право для кадровика. - №5. - 2010. Режим доступа:http://hr-portal.ru/article/pravovye-aspekty-vneshnego-obucheniya-personala.
13. Министерство образования и науки российской федерации письмо от 17 июня 2013 года N АК-921/06 «О методических рекомендациях» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499037041.
14. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174 «Положение о лицензировании образовательной деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.mosobrazovanie.ru/law3.html.
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» [Электронный ресурс] // Справочно-правовой портал «Гарант.Ру». - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70398906/#ixzz5DxQr0JFg.
16. Положение о Центре бизнес-образования Сибирского федерального университета. - 2011.
17. Полный перечень программ дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // сайт СФУ. - Режим доступа: http://structure.sfu-kras.ru/business-edu-center#section3.
18. Разработка профессиональных стандартов [Электронный ресурс] // «Кадровик. Трудовое право для кадровика». - №6. - 2012. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/razrabotka-professionalnyh-standartov.
19. Багин, В. В. О формировании конкурентной среды в сфере дополнительного профессионального образования / В. В. Багин, Н. А. Лоншакова // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. - № 30. - 2016. - С.103-117.
20. Щетинин, В. П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа 2007. - №3. - С. 25-28.
21. Озерова, О. К. ДПО в России: факты, цифры, тенденции [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический журнал «Аккредитация в образовании». - 2013 - Режим доступа:http://www.akvobr.ru/dpo_v_rossii.html.
22. Интегральные статистические данные о функционировании системы дополнительного профессионального образования Российской Федерации в 2016 году [Электронный ресурс] // Автоматизированная информационная система сбора, анализа и представления информации о реализации дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.dpo- edu.ru/wordpress/wp- content/uploads/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0% B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9- %D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB-
%D0%90%D0%98%D0%A1-%D0%94%D0%9F%D0%9E-%D0%B7%D0%B0- 2016-%D0%B3%D0%BE%D0%B4-2.pdf.
23. Медянкова, Е. В. Дополнительное профессиональное образование: проблемы и перспективы/ Е. В. Медянкова// Материалы 5-й Междунар. научно- методич. конф. «Непрерывное профессиональное образование в автотракторостроении». М.: МАМИ, 2009. - С. 31-33.
24. Мониторинг экономики образования [Электронный ресурс] // Высшая
школа экономики. - №10. - 2016. Режим доступа:
https://memo.hse.ru/data/2017/01/19/1113912062/%D0%98%D0%91%20%D0%9C%D0%AD%D0%9E%20%E2%84%9699%2010-2016.pdf.
25. Авраамова, Е.М. Мониторинг дополнительного профессионального образования в России / Е. М. Авраамова, А. В. Каравай, Т. Л. Клячко, Д. М. Логинов. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - 96 с.
26. Данилина А. Мониторинг системы образования: от сенсаций к анализу [Электронный ресурс] // Учительская газета. - 2017. - Режим доступа: http://www.ug.ru/article/1013.
27. Кузьмин, С. В. Стратегическое управление учреждениями дополнительного профессионального образования : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Кузьмин Сергей Васильевич. - Иркутск, 2000. - 151 c.
28. Агеева, Л.И. Труд и занятость в России [Электронный ресурс] / В.Е. Гимпельсон, С.Ю. Горбарец, О.Б. Жихарева, З.Ж. Зайнуллина, Г.И. Майко, С.Ю. Никитина, З.А. Рыжикова, Ю.И. Сорокина, Н.Б. Спорыхина // Стат.сб./Росстат.
- M., 2017. - 261 c. Режим доступа:http://gossmi.ru/page/gos1_591.htm.
29. Прогноз развития рынка труда в России [Электронный ресурс] // Госсми.Ру. - Режим доступа: http://gossmi.ru/page/gos1_591.htm.
30. Мансуров, Р.Е. Как сформировать стратегию развития частного
образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Административно-управленческий портал. - Режим доступа:
http://www.aup.ru/articles/management/45.htm#_ftn1.
31. Шарко, И.А. Потенциал и развитие предприятия: конспект лекций / И. А. Шарко, Е.В. Ульяненко/ Харк. нац. аграр. ун-т. - Х., 2013. - 144 с.
32. Шелепова, П. Какие профессии будут востребованы через 5 лет? Востребованные профессии в будущем [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fb.ru/article/142111/kakie-professii-budut-vostrebovanyi-cherez-let-vostrebovannyie-professii-v-buduschem.
33. Грубов, Е.О. Анализ применения дистанционных образовательных технологий в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Вестник ИГЭУ. - Выпуск 1. - 2010. - Режим доступа: http://distance.economic.ispu.ru/publications/dot.cfm.
34. Зубков, А. Д. Возможности интеграции МООК по специальным дисциплинам в магистерские и аспирантские программы по английскому языку / А. Д. Зубков // В сборнике: Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в высшей школе Материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 68-72.
35. Бадарч, Д. МООК: реконструкция высшего образования / Д. Бадарч, Н. Г. Токарева, М. С. Цветкова // Высшее образование в России. - 2014. - № 10. - С. 135-146.
36. Чешко, В. В. Онлайн обучение. Перспектива рынка и тенденции [Электронный ресурс] // Информационный портал «Инвестиции. Недвижимость. Бизнес» - Режим доступа:http://inb1.info/onlajn-kursy-perspektiva-rynka-i-tendencii/.
37. Все для развития: лучшие МООК этой осени [Электронный ресурс]: Первый неофициальный. - Режим доступа:https://1neof.ru/vse-dlya-razvitiya-luchshie-mook-etoj-oseni/.
38. Class Central Learner Survey (2017): MOOC users highly educated, have experienced career benefits [Электронный ресурс]: Class Central. - Режим доступа: https://www.class-central.com/report/.
39. Хомутов, О.И. Дополнительное профессиональное образование - цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России: [Электронный ресурс] / О.И. Хомутов, А.В. Тюняев. - Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa1998_1/pages/11/pap_11.html
40. Бондаренко, Н. В. Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны // Информационный бюллетень. - Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - №5(104). - 2017. - 28 с.
41. Парахина, О. В. Современные тенденции системы дополнительного профессионального образования в России // Фундаментальные исследования. - № 6-2. - 2013. - С. 445-448.
42. Проблемы дополнительного профессионального образования
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://vshu.bsu.edu.ru/vshu/resources/detail.php?ID=130301.
43. Нормативно-правовые акты по организации дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bukep.ru/1562/2408/2440.
44. Афанасьев, В. В. Основные формы непрерывного образования за рубежом / В. В. Афанасьев, Е. О. Бабич, С. М. Куницына // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - С. 5-6.
45. Бобешко, Е. В. Проблемы и перспективы развития отечественного дополнительного профессионального образования // Журнал Novainfo. - №54-2. - 2016. - C. 210-214.
46. Профстандарты [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://blog.zarplata.ru/2016/05/18/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-it-
%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2/.
47. Разработка профессиональных стандартов [Электронный ресурс] : // «Кадровик. Трудовое право для кадровика». - №6. - 2012. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/razrabotka-professionalnyh-standartov.
48. Сайт Сибирского Федерального университета [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://structure.sfu-kras.ru/business-edu-center.
49. Нормативная правовая база ДПО [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.dpo-edu.ru/?page_id=12871.
50. Федеральная служба государственной статистики университета
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/bbd2da8043f81ba38a78cbd92111eac8.
51. HR-бюджет и планы на 2017 год [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ru/pdf/2017/03/ru-ru-hr-
budgets-and-plans-for-2017.pdf.
52. Министерство науки и образования РФ. Статистические данные [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0.
53. Индикаторы образования 2016 [Электронный ресурс] // Высшая школа
экономики - Режим доступа:
https://www.hse.ru/data/2016/03/21/1128209800/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%202016.pdf.
54. Боровкова, Т.И. Подходы к оцениванию учебных и образовательных достижений в условиях непрерывного образования [Электронный ресурс] : статья / Т.И. Боровкова. - М.: Инфра-М; Znanium.com, 2015. - 21 с. - Режим доступа:www.znanium.com/.
55. Рогозин Д. М. Востребованность непрерывного профессионального образования российскими предприятиями / Рогозин Д.М. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 48 с.
56. Авраамова, Е. М. Мониторинг непрерывного профессионального образования: позиции работодателей и работников: Доклад / Авраамова Е.М., Клячко Т.Л., Логинов Д.М. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2015. - 60 с.
57. Клячко, Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Клячко Т.Л. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 48 с.
58. Кравченко, В. В. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы : сопоставительный анализ: Монография / Серякова С.Б., Кравченко В.В. - М.:МПГУ, 2014. - 180 с.
59. Овчинников, А. В. Оценивание образовательных программ в дополнительном профессиональном образовании в контексте Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Интернет-журнал «Науковедение». - Вып. 2 (21). - 2014.
60. Каравай, А. В. Мониторинг дополнительного профессионального образования в России: Доклад / Авраамова Е.М., Каравай А.В., Клячко Т.Л. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2016. - 96 с.
61. Тюнников, Ю.С. Развитие системы дополнительного
профессионального образования: современные вызовы, теория, практика [Электронный ресурс] : монография / Ю.С. Тюнников, М.А. Мазниченко. - Москва : ФЛИНТА, 2014. - 384 с. - Режим доступа:
https://e.lanbook.com/book/51881.
62. Романова, Ю.В. Исследование и формирование комплекса маркетинговых коммуникаций для организаций дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] : монография / Ю.В. Романова. - Кемерово : КемТИПП, 2017. - 188 с. - Режим доступа: https://eJanbook.com/book/102685.
63. Актуальные проблемы высшего и дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] : сб. науч. тр. / под ред.
Иванова В.Г. - Казань : КНИТУ, 2017. - 324 с. Режим доступа: https://eJanbook.com/book/101966.
64. Серякова, С.Б. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ: Монография [Электронный ресурс] : монография / С.Б. Серякова, В.В. Кравченко. - Москва : МПГУ, 2014. - 180 с. - Режим доступа:https://eJanbook.com/book/70066.
65. Андреянова, И.В. Актуальность развития дополнительного образования в региональном вузе в свете государственной политики в области непрерывного образования / И.В. Андреянова // Университеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов: сборник материалов XX Академических чтений Международной академии наук высшей школы. - М.: МАН ВШ, 2014 - С. 7-8.
66. Коряковцева, О.А. Непрерывное образование социализации взрослого человека / О.А. Коряковцева, И.Ю. Тарханова// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015 - № 8 - С. 132-135.
67. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014. № 1644).
68. Ахмедов, А.Э. Институциональные доминанты интеграции науки, бизнеса и образования / А.Э. Ахмедов, М.А. Шаталов. // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса : экономические, правовые и социальные аспекты : Материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж: Изд-вл ВЭПИ, 2014 - С. 8-13.
69. Карый А.В. Индекс человеческого развития в системе показателей развития страны / А.В. Карый, И.Н. Афиногенова. // Территория науки. - 2015 - № 4 - С. 76-79.
70. Цибизова, Т.Ю. О проблемах подготовки высококвалифицированных специалистов в системе непрерывного профессионального образования / Т.Ю.
Цибизова. // Наука и образование : электронное научно-техническое издание. - 2011 - № 10 - С. 54.
71. Шаталов, М.А. Интеграционные процессы в высшем профессиональном образовании : тенденции, проблемы, перспективы / М.А. Шаталов, О.С. Кизина. // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса : экономические, правовые и социальные аспекты Материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж: Изд-во ВЭПИ, 2014 - С. 193-196.
72. Мычка, С.Ю. Модернизация системы государственного управления региональным рынком образовательных услуг ВПО // Интеграция науки и практики: взгляд молодых ученых. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции магистрантов и аспирантов. Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». - Саратов, 2014.
73. Смольянинова, И. В. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на Основе интеграции с бизнес-средой / И.В. Смольянинова, А.Э. Ахмедов, М.А. Шаталов // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Материалы II-ой Международной, научно-практической конференции, в 2-х ч. - 2015. - С. 201¬203.
74. Патрина, В.В. Организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для производства в системе непрерывного образования взрослых // Вестник Кемеровского государственного университета. - №2. - 2011. - С. 85-90.
75. Заславская, О.В. Образование взрослых : реальность и перспектива // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - №3. - 2012. - С.369-376.
76. Степанова, М. В. Теоретические аспекты опережающего образования взрослых / М. В. Степанова, С. В. Кривых // Научное мнение. - №6. - 2015. - С.85-90.
77. Макарова, И. А. Образование взрослых в инновационном обществе // Грани познания. - №6. - 2012. - С. 53-57.
78. Золотарева, Н.М. О приоритетах государственной политики в развитии непрерывного образования взрослых в российской федерации / Н.М. Золотарева, Т.В. Рябко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - №2. - 2016. - С.7-11.
79. Украинцева, И. И. Развитие консультирования в процессе непрерывного образования взрослых / И. И. Украинцева, И. А. Мушкина, Н.В. Бородина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - №4. - 2016. - С.100-107.
80. Завгородняя, И. В. Профессиональное образование взрослых: поиск новых ориентиров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - №2 - 2015. - С.24-27.
81. Резинкина, Л. В. Историко-культурный анализ развития теории и практики образования взрослых // Magister Dixit. - №2 - 2015. - С.21-25.
82. Юдина, Н. В. Образование взрослых на протяжении жизни и теория поколений // Научный результат. Серия: Социология и управление. -№1. - 2016. - С. 83-89.
83. Бирюкова, Н. А. Оценка личностного развития взрослого как индикатор качества дополнительного образования // Интеграция образования. - №2. - 2016. - С. 141-151.
84. Луценко, Л.И. Обучение и повышение квалификации взрослых в системе непрерывного образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - №1-2. -2012. - С. 306-312.
85. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 1. мая 2013 г. № 792-р).
86. Профессиональная педагогика: учеб. / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., перераб. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. - 456 с.
87. Евдокименко, Н. Л. Непрерывное образование: проблемы и вызовы / Н.Л. Евдокименко // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - № 13. - 2015. - С. 114-117.
88. Суходимцева, А. П. Принципы развития системы непрерывного образования, определяющие социальный феномен ее устойчивого развития на уровне общего образования / А. П. Суходимцева // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - №13. - 2015. - С. 174-176.
89. Юдов, О. С. Теоретические основы дополнительного профессионального образования в отечественной психолого-педагогической литературе / О.С. Юдов, Н.М. Дубяго // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 44-45.
90. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года.
91. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
92. Постановление правительства РФ от 16.03.2011 г. № 174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности».
93. Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 г. № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».
94. Постановление Правительства РФ от 12.08.2011 г. № 677 (ред. от 06.03.2015) «Об утверждении Правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений».
95. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 г. № 2204-р «План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы».
96. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
97. Письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 г. № АК-1879/06 «О документах о квалификации».
98. Письмо Министерства образования и науки РФ от 02.09.2013 г. № АК- 1881/06 «О документах о квалификации».
99. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» (вместе с «Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования»).
100. Письмо Рособрнадзора от 02.02.2014 №01-19/06-01 «О
лицензировании образовательной деятельности».
101. Письмо Рособрнадзора от 02.02.2014 №01-20/06-01 «О
государственной аккредитации».
102. Смольянинова, И.В. Инновационный потенциал интеграционного развития образования, науки и бизнеса / И.В. Смольянинова, О. И. Ахмедова // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы III международной научно-практической конференции. - Воронеж, 2015. - С. 87-90.
103. Ахмедов, А.Э. Проблемы мобильности выпускников российских вузов в условиях непрерывного образования / А.Э. Ахмедов, О.И. Ахмедова, М. А Шаталов. // Социальное образование в современной России: смена парадигм и поиск новых решений. Научно-методические материалы, научные редакторы Т.И. Грабельных, В.А. Решетников. - Иркутск, 2014 - С. 58-62.
104. Галичин, В.А. Образование взрослых: международные тенденции и национальные особенности развития / В.А. Галичин // Вестник российского философского общества. - №4, 2011. - С. 73-77.
105. Шаповалов, В.К. Социальное обучение взрослых: история, теория, технология / В.К. Шаповалов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и Ко», 2012 - 264 с.
106. Нагорнов, И.В. Образовательные организации, работающие в сложных социальных контекстах: шаги на пути к эффективности / И.В. Нагорнов, М.Г. Угарова, П.Б. Чистяков // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации : материалы 7 всероссийской научно¬практической конференции. - Ярославль, 2015 - С.109-115.
107. Тарханова, И.Ю. Социализация взрослых профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Тарханова Ирина Юрьевна - Кострома, 2015 - 420 с.
108. Тарханова, И.Ю. Стратегическая концепция дополнительного профессионального образования / И.Ю. Тарханова. // Ярославский педагогический вестник. - 2015 - № 4 - С. 8-12.
109. Иванов, С.Ю. Особенности профессиональной мобильности выпускников вуза на рынке труда в условиях инновационного образования / С.Ю. Иванов, Д.В. Иванова, С.Н. Антонюк. Н.И. Прокопов. // Вестник МИТХ. - 2011 - № 1 - С. 90-94.
110. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Каким быть образованию в 2020 году [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: локальный.
111. Мычка, С. Ю. Самостоятельная работа студента в системе личностно-профессионального развития будущего специалиста / С.Ю. Мычка, М.А. Шаталов // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста : Материалы XI Международной научно-практической конференции. - 2015 - С. 331-335.
112. Сарапова, Н.Е. О перспективах социально-профессиональной мобильности молодых специалистов в условиях рыночной экономики // Н.Е. Сарапова// Рынок труда и качество профессионального образования : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Пенза, 2005 - С. 148-151.
113. Кузибецкий, А.Н. Постиндустриальная система дополнительного профессионального образования в информационном обществе : акмеологический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Том 3, выпуск 1 - С. 11-15.
114. Обухов, В.В. Теоретические аспекты формирования вариативных моделей повышения квалификации работников образования / В.В. Обухов, Е.Е. Сартакова, Г.П. Матюкевич // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 13. - 2013. -С. 115-119.
115. Тарханова, И.Ю. К вопросу о социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования // Карьерный успех : формирование кадрового потенциала: Материалы конференции. / Ответственный редактор Е.А. Ободкова. - Ярославль: Академия Пастухова, 2014. - С. 86-96.
116. Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей [Электронный ресурс] - Режим доступа :http://www.dpo-edu.ru/.
117. Институт развития дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Министерство науки и образования РФ - Режим доступа :http://www.irdpo.ru/.
118. Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края - Режим доступа :http://www.sppkk.ru/.
119. Цифровая экономика: как будет меняться рынок труда с 2018 по 2025
годы [Электронный ресурс] // Сетевое издание Neo HR - 2017. - Режим доступа : http://neohr.ru/kadrovye-voprosy/article_post/tsifrovaya-ekonomika-kak-budet-
menyatsya-rynok-truda-s-2018-po-2025-gody.