Введение
1 Анализ рынка телекоммуникационных услуг 8
1.1 Состояние и тенденции развития рынка телекоммуникационных услуг 8
1.2 Анализ особенностей функционирования и тенденции развития
предприятий, работающих на рынке телекоммуникационных услуг 18
1.3 Исследование зарубежного опыта повышения эффективности
деятельности предприятий на рынке телекоммуникационных услуг 27
2 Обоснование необходимости разработки финансово-экономических мероприятий по повышению эффективности деятельности ПАО «Ростелеком» 38
2.1 Общая характеристика ПАО «Ростелелком» 38
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Ростелеком» 51
2.3 Обоснование необходимости разработки финансово-экономических
мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия 61
3 Разработка финансово-экономических мероприятий по повышению
эффективности деятельности ПАО «Ростелеком» 70
3.1 Анализ и выбор методов и инструментов повышения эффективности
деятельности предприятия 70
3.2 Разработка финансово-экономических мероприятий по повышению
эффективности деятельности предприятия. 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Д
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Важнейшим фактором стимулирования эффективного развития предприятия является конкуренция. В условиях современной Российской экономики имеют место компании монополисты, занимающие лидирующее положение на рынке и диктующие свои условия в ценообразовании, распределении конечной продукции (товаров и услуг).
Сегодня мы живем в мире, где постоянно растет спрос на услуги связи. С данным ростом растет и потребность в росте скорости передачи данных. От новой системы ожидается не просто рост пропускной способности, а она должна быть масштабируемой. Также, она должна позволять управлять этой скоростью. Новая система должна характеризоваться высокой экономичностью и надёжностью.
Актуальность бакалаврской работы обусловлена тем, что в настоящее время на рынке телекоммуникационного рынка большая конкуренция, и компаниям телекоммуникационного рынка необходимо разработать мероприятия для того, чтобы улучшить свое финансовое состояние, чтобы не терять свои позиции на рынке.
Управление конкретным предприятием в современных условиях требует владения разнообразными приёмами и методами таких экономических дисциплин как экономический анализ, бухгалтерский учёт, аудит, планирование, менеджмент и т.д. Только комплексное изучение деятельности предприятия позволяет разработать наиболее эффективную стратегию его поведения во внешней среде, а также найти резервы внутреннего роста
Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически грамотного управления их деятельностью
Целью бакалаврской работы является разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ПАО «Ростелеком». Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- исследовать рынок телекоммуникационных услуг
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ПАО «Ростелеком»
- рассмотреть методы и инструменты повышения эффективности деятельности предприятия
- разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности ПАО «Ростелеком».
Объект исследования - ПАО «Ростелеком»
В настоящее время рынок телекоммуникационных услуг в Российской Федерации активно развивается. Для реализации услуг продолжают появляться новые технологии, вызывающие интерес со стороны предприятий и населения.
В 2015 году объем услуг связи всех видов деятельности оценивается на уровне 1723 млдр. руб..
На данный момент на рынке телекоммуникационных услуг существует 4 неизменных лидера: ПАО «Вымпелком», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон», ПАО «Ростелеком».
В нашей работе мы рассматривали финансовую деятельность ПАО «Ростелеком».
Ростелеком является одной из крупнейших в России и Европе телекоммуникационных компаний национального масштаба, которая присутствует во всех сегментах российского рынка услуг связи. Ростелеком ведет деятельность в телекоммуникационной отрасли с даты государственной регистрации 23 сентября 1993 года.
Сегодня Компания сфокусирована на предоставлении услуг связи в России и занимает лидирующее положение на российском рынке услуг ШПД и платного телевидения: количество абонентов услуг ШПД достигло 11,2 млн., а платного ТВ - 8,0 млн. пользователей, из которых свыше 2,7 млн. «смотрят» уникальный федеральный продукт «Интерактивное ТВ».
Нами был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, по результатам которого мы выявили следующие проблемы:
- рост себестоимость реализованной продукции;
- крупные расходы на содержание персонала;
- рост кредиторской задолженности.
По данным бухгалтерской отчетности, в предыдущем периоде был получен доход в размере 283169510 тыс. руб. Себестоимость реализованной
Таким образом, превышение величины доходов над себестоимостью продукции ПАО «Ростелеком» не слишком велико, что обусловлено высоким уровнем расходов на оплату труда.
В структуре себестоимости ПАО «Ростелеком» значительный удельный вес (24,6 %) занимают также расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды. Следовательно, анализируя состояние структуры себестоимости, необходимо уделить внимание фонду заработной платы (ФОТ).
Для решения этой проблемы нами было предложено внедрить систему оценки качества «360 градусов». Данная система оценки персонала позволит выявить сотрудников, которые активно участвуют в достижении целей компании и при этом добросовестно выполняют свои должностные обязанности и сотрудников, которые не проявляют инициативу и интерес к работе. Данную категорию работников имеет смысл сократить, тем самым сократить затраты на оплату труда.
Мероприятие по внедрению системы оценки качества персонала «360 градусов» позволит нам оптимизировать численность сотрудников, путем сокращения. После проведения этого мероприятия, мы сможем сократить затраты на содержание персонала. Так как мы повысим эффективность работы ПАО «Ростелеком» мы не будем нуждаться в краткосрочной перспективе к подбору новых сотрудников, следовательно мы сократим затраты по подбору персонала.
Таким образом, можно сделать вывод, что данное мероприятие (сокращение численности сотрудников, путем внедрения системы оценки качества «360 градусов»), поможет компании решить сразу две проблемы:
- рост себестоимости продукции;
- крупные расходы по содержанию персонала.
Также, было предложено мероприятие по реструктуризации кредиторской задолженности.
Реструктуризация кредиторской задолженности ПАО «Ростелеком» подразумевает отсрочку срока погашения. Перенос сроков представляет собой рассрочку оплаты долга под некоторые проценты. Мы разрабатывали план срока погашения кредиторской задолженности с учетом отсрочки. Главным обоснованием и аргументом, для того, чтобы кредиторы пошли на это соглашение, является крупные проект строительства сетей в малонаселённых пунктах «проблема цифрового неравенства».
Экономическая эффективность мероприятий «внедрение оценки качества «360 градусов»» составляет 3,9.
В ходе разработки мероприятий мы выявил, что разработав мероприятие по сокращению численности работников ПАО «Ростелеком» компания сможет решить сразу две проблемы:
- Снижение себестоимости реализованной продукции;
- Крупные затраты на содержание персонала.
Также, после проведения оценки качества работы сотрудников, мы пришли к выводу, что можно будет сократить численность ПАО «Ростелеком» на 10%. Тогда затраты на оплату труда будут равны 55359800 тыс. руб. и экономия составит 6151162 тыс. руб.
После проведения реструктуризации кредиторской задолженности, она снизится на 45%. Объём реализованной продукции увеличится на 17,7%; затраты на 1 рубль реализованной продукции снизятся и составят 0,71 рубля. Прибыль от реализованной продукции увеличится на 67400660 тыс. руб., а прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов составит 80326898,4 тыс. руб.
1 Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч./ Абрамов А. Е. - М.: Экономика и финансы АКДИ, 1996.
2 Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий. Вопросы управления: стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям / Под науч. ред. Г.А. Александрова. - М.: Альпина Паблишер, 2005. - 287 с.
3 Акулов В. Б. Финансовый менеджмент/ Акулов В. Б.: учеб. - М.: изд - во: Флинта, МПСИ, 2010. 573 с.
4 Алексеев, А.А.Определение удовлетворенности потребителей свойствами товара при выведении новых товаров на рынок или модернизации старых / А.А. Алексеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России - 2005. - №7.
5 Баканов М.И/ Теория экономического анализа: учебник/ Баканов М.И., Шеремет А.Д. М.: Финансы и статистика, 2004. 412 с.
6 Баканов, М.И. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов эконом. спец. — 4-е изд., доп. и перераб/ Баканов, М.И., Шеремет, А.Д., — М.: Финансы и статистика, 2002. — 416 с.
7 Балабанов, И.Т., Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие / Балабанов, И.Т., М.: Финансы и статистика, 2005. 480 с.
8 Басовский,Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Басовский,Л.Е.,Басовская,Е.Н - М.: Инфра-М, 2006. - 368 с.
9 Белых Л.П. Реструктуризация предприятий./ Белых Л.П. - Москва.: ЮНИТИ, 2007.
10 Белых Л.П. Реструктуризация предприятий/ Белых Л.П - Москва.: ЮНИТИ, 2007.
11 Белых Л.П. Реструктуризация предприятия: Учеб. пособ. для вузов./ Белых Л.П., Федотова М.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 399 с.
12 Беляева И.Ю. Слияние в российской экономике и проблемы корпоративного управления. / Беляева И.Ю. /Бизнес академия. - 2003 - №12 -С.2-10
13 Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ/ Бочаров В.В. - СПб.: Питер, 2005.
14 Бочаров В.В. Современный финансовый менеджмент/ Бочаров В.В.- СПб.: Питер, 2006. - 464 с.
15 Бухгалтерская отчетность и налогообложение в 2000 году.Сборник ИНСЭИ.Выпуск 1.-СПб; Изд-во СПбГУЭФ, 2000 г.
16Быковский Н. В. Технологии финансового менеджмента: учеб. пособие / Быковский Н.В, Н.В. Мартынова Л.В. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2011. - Ч. 1. -80 с.
17Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология/ Вартанов А.С. - М.: Финансы и статистика, 1991.
18Васильева З.А. Финансовый менеджмент. Методические указания к курсовой работе. Учебно-методическое пособие/ Васильева З.А. Говорина О.В. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. - 24 с.
19 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент/ Виханский О.С., Наумов А.И.. - М.: Гардарика, 1998. - 528 с.
20 Владимирова И.Г. Слияния и поглощения: характеристика современной волны. / Владимирова И.Г. /Менеджмент в России и за рубежом. №1,2002
21 Галькович Р.С. Основы менеджмента/ Галькович Р.С., Набоков В.И- М.: ИНФРА-М, 1998.
22 Гиляровская, Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. Серия "Бухгалтеру и аудитору". Издание 1-е./ Гиляровская, Л.Т., Вехорева, А.А., Санкт-Петербург: Питер, 2004, 256 с.
23 Говорина О.В. Финансовый менеджмент. Учебное пособие: для студентов экономических специальностей / Говорина О.В. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012
24Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации/ Голубкова Е.Н. - М: Финпресс,2011
25 Горфинкель В.Я. Экономика предприятия./ Горфинкель В.Я., Купряков Е.М. М.: Экономическое образование, 2003. 184 с.
26 Греков А.С. «Методологические особенности и основные принципы выявления резервов повышения эффективности деятельности предприятий, обоснование их величины», Журнал депонированных рукописей №9 сентябрь/ Греков А.С - 2002.
27 Грищенко, О.В., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие./ Грищенко, О.В. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000 г. 112с.
28 Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп./ Грузинов В.П, Грибов В.Д - М.: Финансы и статистика, 2002.
29 Дистанционный консалтинг. Портал дистанционного консультирования предпринимателей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.dist-cons .ru/
30 Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности.:учебник/ Донцова Л.В., Никифирова Н.А. - М.: Дело и Сервис, 2010 - 144 с.
31 Дубоносова А.Н. Снижение себестоимости продукции как фактор улучшения финансового состояния предприятия/ Дубоносова А.Н.// Справочник экономиста [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.profiz.ru/se/7_2014/fin_sostojanije/
32Ефанов А. В. Диссертация «Развитие телекоммуникационного рынка и проблемы совершенствования его регулирования в России», Москва, 2008
33 Жарковская Е.П. Антикризисное управление. Учебник/ Е. П Жарковская, Б.Е. Бродский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2006.
34 Жиделева В.В. Экономика предприятия: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. И доп./ Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. М.: ИНФРА-М, 2009. 133 с.
35 Захаров, В.Я. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие для ВУЗов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) / В.Я. Захаров, А. О. Блинов, Д.В. Хавин. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2006.
36 Ковалев В.В./ Анализ хозяйственной деятельности предприятия//Учебник./ Ковалев В.В., Волкова О.Н. М.: «ПРОСПЕКТ», 2000.
37 Кононов А.И. Оценка при реструктуризации предприятий [Электронный ресурс], журнал «Интерэкспертиза», №8, 2009 г. - Режим доступа: http://www.interexpertiza.ru/service/valuation/situations/reorganisation/
38 Легезо Д. «Ростелеком» выбрал поставщиков оборудования для
ШПД. Почти половину денег получат российские разработчики/ Легезо Д. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.cnews.ru/news/top/rostelekom_vybral_postavshchikov_oborudovaniya
39 Любушин, Н.П., Лещева, В.Б., Дьякова, В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. проф. Н.П.Любушина., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г., - 471 с.
40 Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов./ Мазур И.И., Шапиро В.Д. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2005. - 456 с.
41 Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация российских
предприятий и компаний: обобщение опыта управления проектами. [Электронный ресурс], - Режим доступа:
http://www.ptpu.ru/issues/3_99/21_3_99.htm
42 Моисеева Н.В. Планирование процесса финансового оздоровления предприятия // Финансовый анализ/ Моисеева Н.В. - 2006, №6. - С. 6-11.
43 Моисеева Н.В. Планирование процесса финансового оздоровления предприятия // Финансовый анализ/ Моисеева Н.В, 2006, № 6. - С.6-11.
44 Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие. / Негашев Е.В. - М.: Высшая школа,1997.
45 Официальный сайт ПАО «Ростелеком» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.rostelecom.ru/
46 Официальный сайт ПАО «Вымпелком» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://krasnoyarsk.beeline.ru/customers/products/
47 Официальный сайт ОАО «МТС» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.mts.ru/
48Официальный сайт ОАО «Мегафон» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kras.megafon.ru/corporate/
49Парфенов, Б.В.,Состояние телефонных сетей общего пользования / Парфенов, Б.В.// Информ Курьер Связь - 2005. - №6.
50 Пласкова Н. С. Экономический анализ: учеб. 3-е изд., перераб. и доп./ Пласкова Н. С. - М.: Эксмо, 2010. 704 с.
51 Презентация ПАО «Ростелеком» для инверторов апрель 2016
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.rostelecom.ru/ir/results_and_presentations/strategy/12%20Dec%20201 3_Strategy%20Update_RU.pdf
52 Презентация «Завершение первого этапа реорганизации ПАО «Ростелеком»» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rostelecom.ru/ir/reorganization/firststage/Rostelecom_Reorganization_ eng_FINAL.pdf
53 Прогноз деятельности ПАО «Ростелеком» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.rostelecom.ru/ir/results_and_presentations/strategy/12%20Dec%202013_Strategy%20Update_RU.pdf
54 Пятов М.Л. Относительность оценки показателей бухгалтерской отчетности / Бухгалтерский учет./ /Пятов М.Л - 2000. № 6.
55РБК. Журнал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rbc.ru/magazine/
56Резникова Н.П. Менеджмент в телекоммуникациях. / Резникова Н.П., Демина Е.В. - М.: МТУСИ, 2002. - 87 с.
57 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Савицкая Г.В. - . Минск: Тетра Систем, 2005. 688 с.
58 Скоун Т. Управленческий учет/ Скоун Т. -М.: Изд-во ЮНИТИ, 1997.
59 Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник 5-е изд., перераб.и доп./ Стоянова Е.С. - М.: изд-во «Перспектива», 2011. - 656 с.
60 Стратегия развития ПАО Ростелеком 2013 год [Электронный
ресурс] - Режим
gостуnа:http://www.rostelecom.ru/ir/results_and_presentations/strategy/12%20De c%202013_Strategy%20Update_RU.pdf
61 Стратегия развития ПАО Ростелеком 2015 год [Электронный
ресурс] - Режим
доступа:http://www.rostelecom.ru/ir/results_and_presentations/cmd/2015/201512 07_CMD_FINAL.pdf
62 Студопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.net/3_49829_effekt-finansovogo-richaga.html
63 Тагирова О. А. Анализ деловой активности предприятия // Финансовый менеджмент/ Тагирова О. А. - 2011. № 5. С. 21-28.
64 Телекоммуникации. Медиа. Технологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tmt-consulting.ru/
65 Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов./ Уткин Э.А. - М.: Зерцало, 1998.
66 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление./ Фатхутдинов Р.А. - М.: ИНФРА-М.-2000.
67 Финансовая отчетность ПАО «Ростелеком» в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета за 2015 год [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.rostelecom.ru/upload/iblock/971/RAS_2015_rus.pdf
68 Финансовая отчетность ПАО «Ростелеком» в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета за 2014 год [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.rostelecom.ru/upload/iblock/971/RAS_2014_rus.pdf
69Чечевицина С.А.. Анализ финансовой деятельности / С.А. Чечевицина М.: ИНФРА-М - НОРМА - 2003.г.
70 Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски/ Шапкин А.С. - М.: ИТК «Дашков и К», 2005.
71 Шишкин А.К. «Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях» ИНФРА/ Шишкин А.К., С.С. Вартанян, В.А. Микрюков -М - 1998.
72 Щенков С.А. Бухгалтерский баланс промышленного предприятия. / Щенков С.А. - М: Госфиниздат, 1963.
73J'son &Partners Consulting Высокоскоростные тарифные планы российских и зарубежных операторов ШПД. Перспективы скоростей 1 Гбит/с [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/vysokoskorostnye-tarifnye-plany- rossiyskih-i-zarubejnyh-operatorov-shpd-perspektivy-skorostey-1-gbits- 20160328034818
74J'son &Partners Consulting Основные показатели рынка фиксированного ШПД в России. Прогноз развития до 2025 года [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/osnovnye-pokazateli-rynka- fiksirovannogo-shpd-v-rossii-prognoz-razvitiya-do-2025-goda-20160203113313