Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПРИЯТИЕ ЦЕННОСТНЫХ МИФОВ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИМИ ЖУРНАЛИСТАМИ

Работа №24986

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
677
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Роль СМИ в формировании системы ценностей современного человека 7
1.1 Система ценностей современного человека в условиях мифологической
структуры общества потребления 7
1.2 Мифотворчество СМИ в процессе формирования системы ценностей
современного человека 9
1.3 Ценностный характер мифа успешности в современном обществе 19
2 Описание исследования среди будущих журналистов на предмет восприятия
ими ценностных мифов успешности 25
2.1 Анализ гендерно-ориентированных журналов на предмет создания образа
успешного человека 25
2.2 Описание результатов опроса среди будущих журналистов на предмет
восприятия ими ценностных мифов успешности 35
Заключение 45
Список использованных источников
Приложение А Форма анализа публикаций СМИ на предмет выявления в
текстах критериев успешности 55
Приложение Б Результаты анализа гендерно-ориентированных женских журналов на предмет выявления в тексте критериев успешности 56
Приложение В Результаты анализа гендерно-ориентированных мужских журналов на предмет выявления в тексте критериев успешности 61
Приложение Г Анкета для опроса будущих журналистов на предмет восприятия ими ценностных мифов успешности 67


Система ценностей современного человека претерпевает изменения. Постоянно меняющиеся политические и экономические условия требуют постановок новых целей, гарантирующих создание комфортных условий существования личности. В частности изменения касаются такой ценности, как успех. Современное восприятие успешности во многом расходится с представлениями о сущности общечеловеческого морального идеала: зачастую в современных условиях достижение успеха немыслимо без нарушения нравственных норм и принципов. Кроме того, от восприятия ценности успеха, от его места в иерархии ценностей человека зависит экономическое и социальное поведение личности. Во многом СМИ определяют, какими ценностями обладает современное общество, поэтому важно учитывать, чем живет человек сегодня и какими принципами руководствуется, для корректного и грамотного построения межличностной коммуникации.
Тема нашего исследования звучит следующим образом: восприятие ценностных мифов успешности будущими журналистами.
Актуальность темы исследования определяется рядом обстоятельств. Современная российская журналистика находится в поиске оптимальной модели своего построения и функционирования. В новых условиях изменяются подходы к изучению и оценке ее успешности и эффективности. Модель успеха - это одна из форм организации и уплотнения высоко-эмоциональной информации. При использовании моделей успеха, интегрирующих в себе сильнейшие мотиваторы деятельности человека, происходит акцентирование внимания на значимых, с точки зрения данного этапа развития общества, ценностях. Благодаря оформлению ценностей в привлекательные образы, происходит приближение личности к осознанию идей, стоящих за каждым из образов (мифов). Мотивируя деятельность человека на достижение определённых ценностно привлекательных атрибутов жизнедеятельности, модель успеха (миф успешности) одновременно приобщает к желаемым в данной социальной структуре формам поведения. Она определяет как характер (ценности-нормы), так и суть деятельности человека (ценности-потребности), регламентирует сферы его активности.
Сегодня модель успеха активно включена в процессы идеологического воздействия и является важным элементом социализации молодого поколения. В данном процессе немаловажную роль играют СМИ. Для того чтобы успешно использовать СМИ в процессе социализации, нужно иметь представление о необходимых образах (мифах) и моделях успешности, профессиональной в том числе, которые помогали бы добиться положительного результата. Кроме того, необходимо понимать, насколько современные СМИ соответствуют данным характеристикам, а также каково восприятие моделей (мифов) успешности у профессиональной группы - журналистов.
Таким образом, объектом нашего исследования выступает система ценностей современного человека в аспекте формирования этих ценностей средствами массовой информации.
Предметом нашей работы является специфические особенности ценностного мифа успешности в восприятии будущих журналистов.
Цель работы - выявление особенностей восприятия ценности «успех» будущими журналистами.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• определить значимость ценности «успех» в современном российском обществе;
• раскрыть природу и сущностные характеристики модели успешности;
• раскрыть роль СМИ в формировании ценности «успех»;
• выявить мифы успешности в СМИ;
• провести исследование среди будущих журналистов на предмет восприятия ими ценностных мифов успешности.
Методы исследования, используемые в работе: системное обобщение подходов к определению ценности «успех», прикладное социологическое исследование на выявление ценностных мифов успешности в СМИ. Основные методы - анкетирование, контент-анализ, изучение имеющейся литературы по теме исследования.
Теоретическая база нашего исследования опирается на работы следующих авторов:
• Ж. Бодрийяра, который в своей работе «Общество потребления» рассматривает современную культуру и механизмы создания, а также функционирования мифов;
• А. Маслоу, затрагивающего в свои работах «Новые рубежи человеческой природы» и «Мотивация и личность» психологические аспекты восприятия ценностей личностью, вопросы становления, социализации индивида в современном обществе;
• О. Ефремовой, которая рассматривает особенности успеха как социокультурного феномена.
Наше исследование затрагивает актуальные вопросы современной социологии и журналистики. В этом заключается его теоретическая значимость.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе данной работы будут получены выводы, наглядно демонстрирующие отношение будущих журналистов (с одной стороны, профессиональной группы, с другой стороны, представителей молодежи) к ценности «успех». Полученные результаты могут быть использованы в вопросах менеджмента для разработки модели взаимодействия в структуре «руководитель - подчиненный» в вопросе выбора мотивационных механизмов.
Формирование образа современного человека - женщины и современного мужчины - популярная сфера для исследователей, наравне с восприятием ценности «успех» различными социальными и профессиональными группами.
Исследование включает в себя 2 части: теоретическую и практическую. В теоретической части рассмотрено место ценностного мифа успешности в современном обществе, а также уделено внимание роли СМИ в процессе формирования ценностей современного человека. Во второй, практической части исследования представлены результаты исследования публикаций популярных журналов, на материалах которых рассматриваются современные мифы успешности, создаваемые СМИ. Также представлены результаты опроса будущих журналистов на предмет восприятия ими ценностных мифов успешности.
Работа имеет ряд публикаций в сборниках научных конференций. Статья «Образ успешной женщины в женских глянцевых журналах» опубликована в сборнике «Медиачтения СКФУ: взгляд молодых исследователей», статья «Образ успешного мужчины в мужских глянцевых журналах» - в электронном сборнике материалов Международной конференции студентов аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2016», статья «Гендерно-ориентированные
журналы как транслятор семейных ценностей» - в сборнике материалов I Междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием «Сибирское медиапространство 2020».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была изучена проблема восприятия ценностных мифов успешности будущими журналистами в аспекте трансформации ценностных установок успешности под действием СМИ. Для изучения вопроса роли успеха в жизни современного человека нами был привлечен значительный массив научных работ, касающихся данного круга вопросов, среди них работы Ж. Бодрийяра, А. Маслоу, О. М. Здравомысловой и др.
Ценностные мифы успешности в современном обществе, а также проблемы, связанные с данным вопросом, были рассмотрены нами в первой главе исследования. Кроме того, в первой части нашей работы нами были изучены механизмы формирования и трансляции мифов в современном обществе, в частности посредствам СМИ.
Во второй главе нашего исследования мы сфокусировали свое внимание на выявлении образа успешного человека (мужчины и женщины), транслируемого СМИ, а именно гендерно-ориентированными журналами.
Исследуемая нами аудитория была представлена студентами- журналистами. Для выявления восприятия ценностных мифов успешности будущими профессионалами был проведен опрос, результаты которого позволили создать полноценную картину отношения будущих журналистов к процессу достижения успеха.
В нашем научном исследовании было выявлено, что на страницах мужских и женских глянцевых журналов успешный человек, в первую очередь, финансово благополучен. Большинство героев публикаций это известные медийные личности.
Также мы в рамках нашего исследования мы выяснили, что студенты- журналисты считают неотъемлемым атрибутом успешности финансовое благополучие, однако слава и известность, по мнению опрошенных, к таким обязательным атрибутам не относятся.
Как ведущий научный метод мы использовали контент-анализ и анкетирование. Метод контент-анализа позволил нам создать представление об образе успешного человека, транслируемом в гендерно-ориентированных журналах, а также выявить установки успешности, существующие на их страницах. С помощью анкетирования мы выяснили отношение будущих журналистов, представителей молодежи, с одной стороны, и будущих профессионалов, с другой, к ценностным мифам успешности.
Целью своей работы мы обозначили выявление особенностей восприятия ценности «успех» будущими журналистами. Для достижения данной цели, мы обозначили ряд задач, которые выполнили в ходе работы над исследованием. В первом параграфе данной работы мы описали мифологическую структуру современного общества, опираясь на теорию французского ученого Ж. Бодрийяра. Также мы обозначили механизмы формирования и существования мифов. Во втором параграфе мы уделили внимание самому понятию успешности, привели различные его толкования, опираясь на работы как российских, так и зарубежных исследователей. Также была обозначена роль СМИ в процессе формирования ценностных установок личности. На основании анализа теоретической литературы мы обосновали роль и значимость ценностных установок успешности в вопросах развития экономики, социального развития, а также в вопросах поддержания и улучшения демографической ситуации в нашей стране.
На страницах гендерно-ориентированных журналов мы выявили образ успешного человека (мужчины и женщины). Мы выяснили, что герои публикаций - известные люди, стремящиеся к славе, они материально благополучны и склонны окружать себя роскошью, имеют семью и детей, а также ведут здоровый образ жизни. Стоит отметить также стремление героев к постоянному саморазвитию.
Учитывая тот факт, что участники опроса - будущие журналисты - являются читателями проанализированных гендерно-ориентированных журналов, мы выяснили, какими атрибутами успешности и установками они наделяют успешного человека. В результате, нами было установлено, что транслируемый в СМИ образ успешного человека по большинству показателей соответствует представлению студентов об успешности. Стоит отметить внимание в первую очередь к материальному благополучию, однако признается необходимым наличие семьи. Успешность возможна без известности и публичности, образования. Необходимыми качествами для достижения успеха были названы умение добиваться поставленных целей, развитое мышление, трудолюбие. Наименее важными качествами были названы склонность к риску и умение обходить закон. Среди наиболее важных внешних факторов для достижения успеха были названы наличие полезных связей и везение, наименее важными внешними факторами оказались финансовое благополучие и лояльная политика государства.
Стоит отметить, что современные условия в нашей стране респонденты считают благоприятными для успешной деятельности личности. Успешность личности не зависит от гендерной принадлежности: мужчины и женщины должны и имеют равные права и возможности для самореализации. Респонденты также считают, что СМИ навязывают образ успешного человека и модель достижения успеха.
Больше всего примеров успешных людей было приведено респондентами из сферы шоу-бизнеса, журналистики, политики; самыми распространенными характеристиками успешных людей, по мнению респондентов, являются богатство, стремление к саморазвитию, а также известность, большое внимание опрошенные уделяют таким качествам, как ум, трудолюбие, целеустремленность, сильный характер.
В итоге, образ успешного человека, транслируемый в СМИ, соответствует представлениям молодежи об успешности. В первую очередь успех связывается с материальным благополучием, а в системе жизненных целей журналистов главенствующие роли занимают достижение финансовой стабильности и построение успешной карьеры, оставляя на последнем месте создание семьи и воспитание детей.
В дальнейшем исследование может быть продолжено в направлении рассмотрения гендерных особенностей успешности.
Полученные результаты могут быть использованы в вопросах менеджмента для разработки модели взаимодействия в структуре «руководитель - подчиненный» в вопросе выбора мотивационных механизмов.



1 Александрова, М. А. Успех личности в изменяющемся обществе Запада и России: социальные и деловые аспекты: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Александрова Маргарита Александровна. - Ростов-на-Дону, 2004. - 21 с.
2 Алпеева, Т. М. Социальный миф: сущность, структура: монография / Т. М. Алпеева. - Минск: БГУ, 1992. - 255 с.
3 Бабаева, А. В. Миф в пространстве повседневности / А. В. Бабаева // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре: сборник в честь 90-летия профессора М. И. Шахновича. - 2001. - № 8. - С. 31-34
4 Блоссфельд, Ж.-П. Исследование жизненных путей в социальных науках: темы, концепции, методы и проблемы / Ж.-П. Блоссфельд // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - № 1. - С. 15-44.
5 Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр - Москва: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.
6 Бухаленкова, Д. А. Представления современных подростков об успехе / Д. А. Бухаленкова // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 4. - С. 31-35.
7 Воеводина, Л. Н Мифотворчество в ХХ столетии / Л. Н. Воеводина // Социально-информационные технологии: проблема двойного назначения. Аналитико-прогностические исследования. - 2001. - № 9. - С. 57-60.
8 Гаврилов, А. А. Средства массовой информации и современные мифы: к вопросу об основании социально-политического мифотворчества / А. А. Гаврилов // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 230-233.
9 Грабельников, А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий / А. А. Грабельников. - Москва: РИП-Холдинг, 2001. - 336 с.
10 Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: словарь / В. И. Даль. - Москва: Дрофа: Русский яз. Медиа, 2011. - 812 с.
11 Дементий, Л. И. К поиску личностных оснований достижения успеха / Л. И. Дементий // Личность. Культура. Общество. - 2004. - № 4. - С. 248-259.
12 Дружилов, С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития: монография / С. А. Дружилов. - Воронеж: Научная книга, 2002. - 232 с.
13 Думнова, Э. М. Идеологические парадигмы социализации и трансформации семьи / Э. М. Думнова // Вестник молодых ученых. - 2004. - № 13. - С. 53-71.
14 Екимова, О. В. Миф традиционный и современный: сходства и различия / О. В. Екимова, Л. Я. Курочкина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2010. - № 7. - С. 134-136.
15 Елдашева, О. А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления / О. А. Елдашева // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7. - С. 44-47.
16 Емчура, Т. Современная молодежь и каналы ее социализации / Т. Емчура // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2006. - № 3. - С. 135-140.
17 Ефремов, К. Мифологическое мышление детей и взрослых / К. Ефремов // Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 53-58.
18 Ефремова, О. И. Успех как социокультурный феномен: автореф. дисс. ... канд. социол. наук: 08.05.14 / Ефремова Ольга Ивановна. - Ростов-на- Дону, 1993. - 17 с.
19 Журнал Cosmopolitan [Электронный ресурс]: онлайн-версия издания. - Режим доступа:http://www.cosmo.ru
20 Журнал Elle [Электронный ресурс]: онлайн-версия издания. - Режим доступа:http://www.elle.ru
21 Журнал Esquire [Электронный ресурс]: онлайн-версия издания. - Режим доступа: http://esquire.ru
22 Журнал Максим [Электронный ресурс]: онлайн-версия издания. - Режим доступа: http://www.MaximOnline.ru
23 Залесский, Г. Е. Психология Мировоззрения и убеждений личности: монография / Г. Е. Залесский. - Москва: Издательство МГУ, 1994. 142 с.
24 Здравомыслова, О. М., Шурыгина И. И. От 80-х к 90-м: трансформация моделей успеха / О. М. Здравомыслова, И. И. Шурыгина. - Москва: Народонаселение, 1998. - 156 с.
25 Иванова, Е. М. Психология профессиональной деятельности: учебное пособие / Е. М. Иванова. - Москва: ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.
26 Иконникова, С. Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ / С. Н. Иконникова. - Санкт-Петербург: Издательство Ленинградского университета, 1974. - 166 с.
27 Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 250 с.
28 Каган, М. С. О структуре мифологического сознания / М. С. Каган // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре: сборник в честь 90-летия профессора М. И. Шахновича. - 2001. - № 8. - С. 27-30
29 Караханян, Е. В. Социально-философская концепция успеха: автореф. дисс. . канд. филос. наук: 09.00.11 / Карахнян Екатерина Владимировна. - Уфа, 2010. - 356 с.
30 Кассирер, Э. Политические мифы. Реклама: внушение и манипуляция / Э. Кассирер. - Москва: Алгоритм, 2001. - 276 с.
31 Кириллова, Н. Б. Мифотворчество в медиакультуре / Н. Б. Кириллова // Общественные науки и современность. - 2005. - № 5. - С. 155-165.
32 Клейменова, Ю. Э. Влияние социально-психологических факторов на успешность карьеры в малом бизнесе: автореф. дис. . канд. психол. наук: 09.00.15 / Клейменова Юлия Эдуардовна. - Москва, 2007. - 21 с.
33 Климов, А. Е. Пути в профессионализм / А. Е. Климов. - Москва: ВНИИ, 2003. - 232 с.
34 Клочкова, О. Ю. Модель успеха как фактор профессионального выбора: автроеф. дисс. . канд. социол. наук: 22.00.04 / Клочкова Ольга Юрьевна. - Москва, 2003. - 17 С.
35 Ключников, С. Ю. Фактор успеха: Новая психология саморазвития / С. Ю. Ключников. - Москва: Беловодье, 2002. - 252 с.
36 Комаров, Е. А. Управление карьерой / Е. А. Комаров // Управление персоналом. - 1999. - № 1. - с. 56-58.
37 Кордубан, И. Л. Психологическая характеристика феноменов «успех и «успешность» / И. Л. Кордубан // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2007. - № 5. - с. 43-45.
38 Косинцева, Т. Д. Проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в досуговой деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук: 22.00.06 / Косинцева Тамара Дмитриевна. - Тюмень, 2005. - 15 с.
39 Костакова, И. В. Психологические основы профессиональной самореализации личности / И. В. Костаков // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 3 (15). - С. 84-89.
40 Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2000. - 243 с.
41 Мамардашвили, М. К. Введение в философию. Мой опыт нетипичен / М. К. Мамардашвили. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 137 с.
42 Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва: Знание, 1983. - 251с.
43 Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. - Москва: Смысл, 1999. - 425 с.
44 Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Москва: Смысл, 2006. - 267 с.
45 Мишучков, А. А. Специфика и функции мифологического сознания / А. А. Мишучков. - Москва: Кредо, 2000. - 248 с.
46 Московский, В. В. Формирование профессиональной успешности преподавателей высшей школы: автореф. дис. . канд. пед. наук: 19.00.13 / Московский Вячеслав Вячеславович. - Москва, 2007. - 15 с.
47 Паттен, Э. A gender reversal on career aspirations/ Э. Паттен, К. Паркер // Pew Research. - 2013. № 7. 123-125 с.
48 Пивоев, В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В. М. Пивоев. - Петразаводск: Карелия, 1991. - 111 с.
49 Помигуева, Е. А. Конспект лекций по культурологии / Е. А. Помигуева. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. - 127 с.
50 Почепцов, Г. Г. Имиджелогия: учебное пособие / Г. Г. Почепцов. - Москва: Рефл-Бук, 2001. - 230 с.
51 Прокофьев, А. В. «Плюраризация успеха»: проблемы и парадоксы / А. В.Прокофьев // Этическая мысль. - 2006. - № 7. - С. 37-39.
52 Пятаков, Д. В. Трансформация сознания индивида под влиянием массовой культуры / Д. В. Пятаков // Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 832-835.
53 Рикель, А. М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха / А. М. Рикель // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2012. - № 1. - С. 67-69.
54 Роджерс, К. Становление человека / К. Роджерс. - Москва: Прогресс, 1994. - 234 с.
55 Савина, С. В. Роль средств массовой коммуникации в процессе усвоения молодежью социокультурных ценностей / С. В. Савина // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - № 4. - С. 228-233.
56 Самые популярные журналы среди россиян в поисковой системе
«Яндекс» [Электронный ресурс]: интернет-портал Биржевой Лидер, 2012. - Режим доступа: http://www.profi-forex.org/mtemet/social-nye-
seti/odnoklassniki/entry1008194141 .html
57 Селиванова, О. С. Нравственный идеал современного общества: между порядочностью и успешностью / О. С. Селиванова, А. С. Некрасова. - Москва, 2014. - 157 с.
58 Степанова, А. В. Ориентация на потребление как элемент ценностной структуры личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Степанова Александра Викторовна. - Москва, 2007. - 18 с.
59 Сысоенко, А. В. Научно-практический взгляд на категорию успех / А. В. Сысоенко // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 3. - С. 46- 48.
60 Толочек, В. А. Современная психология труда / В. А. Толочек. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 301 с.
61 Хасбулатова, О.А. Российская гендерная политика в XX столетии: мифы и реалии. / О. А. Хасбулатова // Иваново. - 2005. - 372 с.
62 Хекгаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекгаузен. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 217 с.
63 Чернов, Ж. В. Глянцевые журналы: издания для «настоящих» мужчин и современных женщин / Ж. В. Чернов // Социология: методическая помощь студентам и аспирантам. - 2011. - № 6. - С. 71-76.
64 Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. - Москва: Мысль, 1980. - 326 с.
65 Этика успеха: вестник исследователей, консультантов, ЛПР Центра прикладной этики. - Тюмень, 1997. - 231 с.
66 Ясаева В. Р. Роль информационной среды в формировании сознания современной российской молодежи / В. Р. Ясаева // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 17. - С. 45- 51.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ