Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ А.П. ЧЕХОВА)

Работа №24939

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА НА МАТЕРИАЛЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
1.1. Специфика описания речевого портрета литературного персонажа 16
1.2. Методологические аспекты описания коллективного профессионального речевого портрета в текстах художественной литературы 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ 36
2.1. Речевое поведение 36
2.2. Речевые жанры 46
2.3. Речевые стратегии и тактики 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ГЛАВА 3. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А.П.ЧЕХОВА 54
3.1. Художественные особенности образа учителя в творчестве А.П.Чехова 54
3.2. Особенности речевого поведения учителя 58
3.3. Педагогические речевые жанры 69
3.4. Речевые стратегии и тактики в учебном дискурсе 75
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87


Антропоцентрическая парадигма науки и рост исследовательских работ, посвященные описанию личности в языке, привели к образованию новых научных дисциплин. В отечественной лингвистике в конце XX - начале XXI в. на пересечении социолингвистики и лингвокультурологии, когнитивной и коммуникативной лингвистики, лингвистики текста и психолингвистики формируется особое научное направление - лингвоперсонология, «исследующее состояние языка (индивидуации) как частночеловеческой языковой личности (идиолектной личности), так и многочеловеческой (полилектной) языковой личности - народа» [Нерознак, 1996: 113].
Идея создания речевого портрета была впервые выдвинута М.В. Пановым в середине 60-х гг. XX в. В монографии «История русского литературного произношения XVIII-XX вв.» автор приводит подробные описания фонетических портретов известных деятелей науки, политики и культуры: С.Н. Марина, В.Н. Яхонтова, А.А. Реформатского,
М.А. Реформатской, А.А. Вознесенского, О.О. Садовской и др. При создании портрета исследователь обращает внимание не только на время, в которое жил человек, и на особенности орфоэпических норм того периода, но и на его социальное происхождение, профессию, возраст, место жительства, круг друзей и т.д. М.В. Панов отмечает, что подобные портреты служат иллюстрациями к основной информации раздела. Однако главное их назначение заключается в том, что именно они «возвращают читателя от фонетических абстракций к человеку» [Панов, 2002: 14].
Ю.Н. Караулов рассматривает речевой портрет как «представление в речи многокомпонентного и многослойного набора языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности» [Караулов, 2006: 32]. Подобную точку зрения поддерживают в своих работах многие лингвисты: Т.П. Тарасенко определяет понятие «речевой портрет» как «совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определенного социума в отдельно взятый период существования» [Тарасенко, 2007: 8]; М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова характеризуют его как «функциональную модель языковой личности» [Китайгородская, Розанова, 1995: 10] и др.
По мнению Г.Г. Матвеевой, с помощью описания речевого портрета возможно зафиксировать речевое поведение личности, которое «автоматизируется в случае типичной повторяющейся ситуации общения» [Матвеева, 1993: 87], поэтому речевой портрет - это еще и «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слущающего» [Там же: 14].
Данное исследование посвящено описанию модели речевого портрета учителя в прозе А.П. Чехова, что побуждает обратиться к рассмотрению соотношения с «речевым портретом» таких понятий как «языковая личность», «литературно-художественный портрет», «лингвокультурный типаж», «коммуникативный портрет», «речевая характеристика».
Речевой портрет представляет собой реализацию языковой личности в речи (Ю.Н. Караулов, Т.П. Тарасенко, М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова и др.). С.В. Мамаева продолжает видеть тесную взаимосвязь данных понятий и предлагает разграничивать их на основе соотношения языка и речи [Мамаева, 2007: 7-8]. Автор утверждает, что «отношения между языком и речью складываются таким образом, что в систему языка включаются только наиболее устойчивые и неслучайные компоненты речи», и поэтому для наиболее полного и точного «описания языковой личности требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее речевого портрета» [Там же].
Другое близкое понятие - «литературно-художественный портрет», который возникает на основе совокупности всех лингвостилистических средств, относящихся к персонажу, и к которому относятся как описание «внешнего» и «внутреннего» состояния героя, так и показ его действий, взаимоотношений с другими персонажами, манера говорить и думать [Домашнев, 1989: 86]. Исследователь отмечает, что между понятиями «речевой портрет» и «литературно-художественный портрет» нельзя поставить знак равенства, т.к. первый является лишь частью общего литературного портрета персонажа.
Понятие «лингвокультурный типаж» в современной лингвистике определяется как «обобщенный образ личностей, чье поведение и чьи ценностные ориентации существенным образом влияют на лингвокультуру в целом и являются показателями этнического и социального своеобразия общества» [Дмитриева, Карасик, 2005: 9]. В работе «Лингвокультурный типаж: к определению понятия» авторы, определяя речевой портрет как систематическое описание коммуникативного поведения, утверждают, что лингвокультурный типаж более широкое понятие. По мнению О.А. Дмитриевой и В.И. Карасика, речевой портрет не является частью лингвокультурного типажа, он вполне автономен и может «укладываться» в модель типажа «подобно матрешке» [Мурзинова, 2009; Чеботарева, 2015 и др.]. Указывая на то, что объектом описания речевого портрета может являться как отдельный индивид, так и группа лиц, Е.А. Ярмахова уравнивает понятия «коллективный речевой портрет» и «типаж», т.к. «в последнем случае мы вправе говорить о портретировании представителя определенного класса, т.е. типажа» [Ярмахова, 2005: 44].
Другое смежное понятие - «коммуникативный портрет». В понимании О.С. Иссерс коммуникативный портрет, в отличие от речевого, предполагает в большей степени анализ индивидуальных характеристик речевого поведения [Иссерс, 2000: 65]. В ряде публикаций «коммуникативный портрет» и «речевой портрет» используются как идентичные понятия, см., напр.: [Балыкина, Нетесина 2012].
Е.В. Розен в работе «Языковые средства создания речевой характеристики литературных персонажей», посвященной
функционированию форм репродукции чужой речи при создании литературного образа, отождествляет термины «речевая характеристика» и «речевой портрет»: «использование автором речи персонажа для создания образа и характеров героев является особым стилистическим приемом, который принято называть речевой характеристикой или речевым портретом» [Розен, 1960: 5]. И.И. Краус, рассматривая связь данных понятий, отдает предпочтение речевому портрету, так как он «более точно раскрывает суть исследуемой проблемы в лингвистическом аспекте». Поэтому он предлагает использовать термин речевая характеристика в рамках литературоведческого подхода, а термин речевой портрет - для лингвистического [Краус, 1957: 2-3]. Это утверждение находит свою реализацию в современной лингвоперсонологии.
Высказывание Ю.Н. Караулова о допустимости подхода к литературному персонажу в рамках лингвоперсонологии как к модели языковой личности открыло новые перспективы в исследовании художественного текста в антропоцентрической парадигме и привело к построению различных вариантов «художественной модели человека» см., напр.: [Рыжова, 1991; Белоусова, 2007; Честнова, 2009; Сомова, 2014; Хотянова, 2015 и др.], чему посвящена первая глава «Теоретико-методологические основы исследования речевого портрета на материале художественной литературы».
В современной лингвоперсонологии в зависимости от характеристик человека, на которых базируется речевой портрет, существует три основных направления: описание возрастного [Стаценко, 2008; Михайлюк, 2013 и др.], национального [Седых, 2011; Терентьева, 2012 и др.] и профессионального речевого портрета [Романова, 2009; Кишина, Пыхтина, 2010; Сергеева, 2013; Кузнецова, 2013 и др.].
Поскольку в магистерской диссертации описывается речевой портрет учителя как представителя определенной профессии, особую методологическую ценность для анализа приобретает последнее направление.
По мнению О.В. Сергеевой, языковая личность педагога характеризуется по четырем основным пунктам: статусное соотношение, характер личностного «голоса», вид персонологического (дискурсивного) пространства и наличие-отсутствие прагматического осложнения [Сергеева, 2013]. По первому признаку (статусное соотношение) выделяются два основных вида взаимодействия: «статусно уподобленные» (педагог - педагог) и «статусно дифференцированные» (педагог - обучаемый, педагог - другие языковые личности). Характер личностного «голоса» классифицируется на «голос» исходный и «голос» посреднический. В первом случае учитель выступает со своими собственными репликами, адресованными непосредственно собеседнику, при этом коммуникация между ними вполне самодостаточна. Посреднический «голос» реализуется в двух ипостасях: языковая личность преподавателя воспроизводит чей-либо иной «голос», цитирует кого-либо, вплетая цитату в свой дискурс, и формируя своеобразный гипертекст, или через непосредственного собеседника обращается не к нему, а к кому-либо третьему, обычно подчеркивая просьбу, требование передать информацию опосредованно [Там же]. Эта особенность, как отмечает автор работы, лежит в основе описания стиля педагогического общения и управления учебным процессом. Персонологическое (дискурсивное) пространство разграничивается О.В. Сергеевой на первичную сферу, к которой принадлежат исключительно записи непосредственной коммуникации конкретной языковой личности преподавателя школы, а также документированные эпизоды, приводимые по текстам воспоминаний и массовой коммуникации, и конструируемую сферу, т.е. воссоздаваемую, в основе которой находятся фрагменты коммуникации языковой личности учителя из художественных произведений.
Л.Н. Кузнецова рассматривает профессиональную языковую личность как «субъект речевой коммуникации той или иной социокультурной сферы, чей речемыслительный потенциал раскрывается в создаваемом профессиональном дискурсе». Автор анализирует специфику работы элокутивно-экспрессивного механизма, который позволяет экспрессии художественного типа как черты языковой личности филолога проникать в научный текст; депозитивно-синтагматического, направленного на раскрытие интертекстуальной амплификации (частотное упоминание
В.В. Виноградовым общекультурных прецедентных феноменов), и инвентивно-парадигматического, с помощью которого сопоставлялись первичные и вторичные тексты [Кузнецова, 2013]. Исследование лексико¬грамматических языковых операций В.В. Виноградова дает четкое представление о филологическом метаязыке синтетического типа, созданным для нужд изучения языка и стиля художественной литературы. Поэтому лингвокогнитивный уровень языковой личности ученого-филолога связан с процедурным концептом «речемыслительный процесс научно-интерпретативного типа», выделенным на основе реализации любопытн/о (- ый), интересн/о (-ый), характерн/о (-ый), симптоматичн/о (-ый) и др. [Там же].
В качестве объекта описания профессионального речевого портрета может рассматриваться речь конкретного человека [Куроедова, 2001; Земская, 2008 и др.] и группы [Винокур, 1989; Крысин, 2001 и др.].
В работе М.А. Куроедовой «Речевой портрет публициста: на примере очерков В.М. Пескова» речевой портрет понимается как «совокупность характеристик текста, в которых находит отражение речевой потенциал автора текста: речевая разработка содержания, характер и степень выражения авторского «я», диалогизация текста как прием взаимодействия с речевым контекстом эпохи т.д.» [Куроедова, 2001: 4]. Объектом исследования был выбран В.М. Песков - известный журналист, более 40 лет проработавший в газете «Комсомольская правда», автор постоянной рубрики «Окно в природу». Описывая речевой портрет создателя публицистического текста, М.А. Куроедова преимущественно анализирует синтаксические средства выражения его личностного начала, указывая на их многообразие и показательность для очерковых заметок [Там же: 162-163]. Один из ее выводов заключается в том, что в очерках В.М. Пескова на первое место выходит разговорный синтаксис, а именно усеченные конструкции, выполняющие функцию имитации живого диалога между автором и читателем.
В исследовании «Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета» Л.П. Крысин описывает коллективный речевой портрет. Автор отмечает, что, разумеется, речевые портреты по своему характеру индивидуальны, однако каждый из них «отражает особенности речи определенной общественной среды (представителем которой является «портретируемый»)» [Крысин, 2001: 90]. В современной лингвистике при описании речевого портрета существует два подхода: одни лингвисты утверждают, что необходимо подвергнуть изучению все уровни языка, другие - призывают фиксировать только «яркие диагносцирующие пятна», потому что «многие языковые парадигмы, начиная от фонетической и кончая словообразовательной, оказываются вполне соответствующими общенормативным параметрам и поэтому интереса не представляют» [Николаева, 1991: 73]. Л.П. Крысин, вслед за Т.М. Николаевой, при характеристике речевого портрета интеллигенции как одного из социальных слоев анализирует именно «диагносцирующие пятна» - социально маркированные способы выбора и употребления языковых средств. Подобным маркером в рамках фонетики становится, например, произношение некоторой частью современной интеллигенции [о] в неударной позиции в заимствованных словах: [во]кал, [со]нет, [бо]леро, а на уровне лексики интеллигенту свойственно употреблять в своей речи такие слова, как «волнительный», «волнительно», «отнюдь», «несомненно», «вне всяких сомнений», «весьма», «непременно» и др. [Крысин, 2001: 93-102]. Анализ других языковых уровней, по мнению Л.П. Крысина, не является целесообразным по причине того, что они совпадают с литературной нормой, поэтому не являются отличительной чертой речи исключительно интеллигенции. При характеристике речевого поведения интеллигента лингвист отмечает обязательную полиглоссность, которая обеспечивается механизмом кодовых переключений, возникающих у человека в процессе его социализации в культурной речевой среде. Так, как правило, человек из культурной языковой среды не использует в качестве апеллятива просторечные и жаргонные формы типа «папаша», «мамаша», «браток», «земляк», «шеф» и др. К речевому поведению интеллигента относится и использование в качестве прецедентных текстов имен литературных персонажей, рефлексия над словом, склонность к языковой игре [Там же: 105-106].
Для нашего исследования особую роль играют работы [Кабисова, Павлова, 2012], [Трещалина, 1998] и [Панова, 2004], которые будут рассмотрены в первой главе.
В магистерской диссертации описание фрагмента языковой личности А.П.Чехова будет базироваться на работах, где исследуются биографические данные писателя [Ермилов, 1944; Бердников, 1970], место автора в русской литературе [Бялый, 1981; Сухих, 1987], язык повествовательной прозы А.П. Чехова и стилистические особенности [Ермилов, 1944; Барлас, 1991], особенности сюжетов и героев чеховских рассказов [Берковский, 1965; Гурвич, 1970; Чудаков, 1971; Катаев, 1979] и др.
Актуальность диссертационной работы «Речевой портрет учителя (на материале прозы А.П.Чехова)» определяется недостаточной теоретической и практической разработанностью проблем, связанных с описанием речевого портрета на материале художественной литературы. Кроме того, языковые особенности, речевое поведение, соответствие речи учителя постулатом педагогической риторики на современном этапе подвергаются серьезным преобразованиям. Поэтому обращение к классической литературе позволяет нам выявить основные черты профессионального речевого портрета русского учителя.
Объектом исследования является дискурс литературного персонажа - учителя в прозе А.П.Чехова. Дискурс персонажа рассматривается нами как совокупность его высказываний на всем пространстве художественных текстов.
Предметом анализа является модель речевого портрета учителя и ее реализация в рассказах А.П. Чехова.
Цель работы - на основе анализа дискурса литературного героя описать речевой портрет учителя в прозе А.П.Чехова.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к определению речевого портрета в отечественной лингвистике и описать методику его исследования на материале художественного текста.
2. Выявить параметры описания речевого портрета учителя, обусловленные спецификой педагогического дискурса.
3. Описать особенности образа учителя в прозе А.П.Чехова на основе сформированной модели профессионального речевого портрета литературного персонажа.
Теоретической базой исследования являются труды В.П. Нерознака, Е.В. Иванцовой по лингвоперсонологии; Ю.Н. Караулова, И.В. Трещалиной, О.В. Сергеевой, посвященные изучению языковой личности; работы Т.Г. Винокур, Л.П. Крысина, Т.П. Тарасенко, Г.Г. Матвеевой, содержащие описание подходов к определению речевого портрета; научные труды Э.Г. Ризель, А.С. Гафаровой, А.Е. Белоусовой, Т.Н. Колокольцевой, посвященные выявлению специфики речевого портрета на материале художественной литературы; исследования В.В. Виноградова, М.В. Антроповой, об особенностях языка художественного текста; монографии А.С. Роботовой, Н.Д. Десяевой, А.Н. Михальской, посвященные культуре речи педагога, а также работы И.Н. Сухих, Л.Г. Барласа, А.П. Чудакова, В.Б. Катаева по исследованию творчества А.П.Чехова.
Материалом исследования послужили 23 рассказа А.П.Чехова, в которых фигурирует образ учителя: «Папаша», «Клевета», «Орден», «Репетитор», «Несообразные мысли», «Идеальный экзамен (краткий ответ на все длинные вопросы)», «Экзамен на чин», «В аптеке», «На чужбине», «Неудача», «Переполох», «В Париж!», «Дамы», «В пансионе», «Учитель», «Дорогие уроки», «Скучная история (Из записок старого человека)», «Из записной книжки старого педагога», «Учитель словесности», «На подводе», «Анна на шее», «Дом с мезонином» и «Человек в футляре».
В работе используются следующие методы: метод лингвистического описания; стилистический анализ текста, который применяется при описании характерных для личности способов и приемов употребления речевых единиц; методы контекстуального и дискурсивного анализа.
В магистерской диссертации представлено описание коллективного профессионального речевого портрета литературного персонажа, что позволяет восполнить лакуны в характеристике образа учителя и его идейного содержания в рассказах А.П. Чехова. Педагогические аспекты (педагогические стратегии и тактики, жанры учебного диалога, стили общения в обучении), нашедшие отражение в художественных образах учителей А.П. Чехова, не являлись ранее предметом лингвистических исследований, что обусловливает научную новизну данной работы.
Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что в нем проведено сопоставление «речевого портрета» со смежными понятиями («языковая личность», «литературно¬художественный портрет», «лингвокультурный типаж»,
«коммуникативный портрет», «речевая характеристика»), выявлена специфика профессионального речевого портрета учителя в художественном тексте и методика его описания.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в преподавании вузовского курса лингвокультурологии, педагогической риторики, что может способствовать повышению эффективности подготовки будущих преподавателей. Результаты проведенного анализа могут послужить базой для описания речевого портрета учителя на материале классической и современной литературы, а также других литературных персонажей.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены в докладах на четырех конференциях и отражены в четырех публикациях автора:
- доклад «Речевой жанр как инструмент создания образа учителя в творчестве А.П.Чехова» (Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука: проспект Свободный» (секция «Русский язык, речевая коммуникация и национальная лингвокультура»; Красноярск, СФУ, 14 - 24 апреля 2015) (Грамота «За особую практическую значимость исследования»);
- доклад «Стиль педагогического общения как проявление профессиональной компетентности учителя (на материале рассказа А.П. Чехова «Скучная история»)» (Международная научно-практическая конференция молодых исследователей, посвященная Году литературы в России «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (секция «Язык и личность»; Красноярск, СФУ, 29 - 30 апреля 2015г.) (Диплом II степени);
- доклад «Речевой жанр как инструмент создания образа учителя в творчестве А.П.Чехова» (XVII Международная научно-практическая конференция «Язык и культура» (секция «Филология») (Новосибирск, 22 мая 2015);
- доклад «Типы речевой культуры учителя (на материале произведений А.П. Чехова) (Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука: проспект Свободный» (секция «Проблемы культуры речи и экологии языка»; Красноярск, СФУ, 15 - 25 апреля 2016);
- статья «Речевой жанр как инструмент создания образа учителя в творчестве А.П.Чехова» // Язык и культура: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. С. 64-69;
- статья «Стиль педагогического общения как проявление профессиональной компетентности учителя (на материале рассказа А.П. Чехова «Скучная история»)» // Siberia Lingua. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. № 2. С. 42-51;
- статья «Средства создания образа учителя в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре»// Основные проблемы гуманитарных наук. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Волгоград, 2015. Выпуск №2. С. 59-61;
- статья «Педагогические речевые стратегии в речевом поведении учителя (на материале художественной прозы А.П.Чехова)» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: «МЦНО». 2016. № 1 (29) / [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf(Диплом за лучшую научную работу, представленную на конференцию, по решению редакционной комиссии).
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (160 источников).
В первой главе описываются теоретико-методологические основы исследования: речевой портрет как реализация языковой личности и специфика его описания при рассмотрении образа литературного персонажа, дается характеристика методик описания на материале художественной литературы. Во второй главе исследуются материалы педагогической риторики, на основе которых выявляются особенности речевого портрета преподавателя. В третьей главе дается общая характеристика образа учителя в творчестве А.П. Чехова, анализируются особенности коллективного профессионального речевого портрета учителя в рассказах прозаика.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Речевой портрет рассматривается в работе как реализация в речи языковой личности человека, т.е. представление в речи многокомпонентного и многослойного набора языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности [Караулов, 2006: 32].
Во введении был проведен сопоставительный анализ смежных с «речевым портретом» понятий - «языковая личность», «литературно-художественный портрет», «лингвокультурный типаж»,«коммуникативный портрет», «речевая характеристика» и Др. Было выявлено, что речевой портрет является одним из элементов литературно-художественного портрета, в котором речь персонажа выступает маркером его происхождения, социальной и профессиональной принадлежности, отражает его отношение к окружающим людям и к описываемым ситуациям.
Характер дискурса художественного текста свидетельствует об особенностях описания речевого портрета литературного персонажа, заключающихся в необходимости сопоставления и нахождения двух языковых сознаний - персонажа и автора, а также третьего потенциального - читателя в опоре на социально-исторический контекст эпохи и на своеобразие языковой личности автора.
В диссертационном исследовании образ учителя рассматривался на материале 23 произведений, из которых только 7 рассказов построены на ситуации педагогического общения (наиболее показательными для нашего исследования являются произведения «Скучная история» и «Репетитор»), 13 рассказов показывают учителя в обыденных ситуациях, и только 3 совмещают данные планы. Преобладание рассказов, в которых учитель помещен в непрофессиональную сферу деятельности, обусловлено спецификой прозы писателя. А.П. Чехов явился выразителем эпохи «безвременья» в жизни русской интеллигенции, поэтому в его рассказах раскрывается образ, при создании которого на первый план выходят бытовые проблемы и ситуации.
В результате исследования были созданы две модели речевого портрета: в первой главе - полная модель речевого портрета литературного персонажа, которая включает такие параметры как речевое поведение, жанры речи, стратегии и тактики, особенности языковых уровней; во второй главе с опорой на специфику педагогического дискурса данная модель была преобразована на основе параметров профессионального речевого портрета - стиль педагогического общения, тип речевой культуры, манера речи, репертуар педагогических жанров и стратегий.
В третьей главе на основе созданной методики был описан профессиональный речевой портрет учителя в прозе А.П. Чехова. Было выявлено, что ключевым параметром описания является стиль педагогического общения, выбор которого в произведениях А.П. Чехова обусловлен типом речевой культуры и манерой общения учителя. В ходе исследования было показано, что основой для демократического стиля чеховского учителя выступает элитарный тип речевой культуры и моностилевая манера речи (рассказ «Скучная история»), для авторитарного стиля характерны разговорный тип речевой культуры (фамильярно-разговорный и литературно-разговорный) и полистилевая манера общения (Зиберов «Репетитор», Ахинеев «Клевета», Дырявин и Жевузем «В пансионе»). Только профессор Николай Степанович реализует элитарный тип речевой культуры, который проявляется в соблюдении норм литературного языка, функциональной грамотности, рефлексии над своей речевой деятельностью, в знании классических прецедентных текстов. Остальные 27 преподавателей демонстрируют разговорные типы, основными признаками которых являются владение носителем только одной функциональной разновидностью литературного языка, нарушения норм лексической сочетаемости слов, употребление фамильярно-грубых обращений, что свидетельствует о низком уровне их речевой грамотности и профессиональной речевой культуры. Главное различие между фамильярно¬разговорным и литературно-разговорным типом речевой культуры чеховского учителя заключается в том, что реализация первого типа возможна только в кругу близких людей, в то время как второй может проявиться в любом виде повседневной коммуникации (см. беседу учителя математики Дырявина и руководителя пансиона Бьянки Ивановны Жевузем в рассказе «В пансионе»).
Как было показано в третьей главе, профессиональный коллективный речевой портрет учителя в прозе А.П. Чехова характеризуется:
1) реализацией преимущественно авторитарного стиля педагогического общения (Зиберов «Репетитор», Пивомедов и Галкин «Экзамен на чин», Беликов «Человек в футляре»);
2) разговорным типом речевой культуры (фамильярно-разговорным (Пивомедов и Галкин «Экзамен на чин», Ахинеев «Клевета», Зиберов «Репетитор», Шампунь «На чужбине») или литературно-разговорным (Дырявин и Жевузем «В пансионе», Пустяков «Орден», Беликов «Человек в футляре», Анкет «Дорогие уроки»), преобладанием в речи элементов разговорного стиля;
3) полистилевой речевой манерой (Зиберов «Репетитор», Пивомедов и Галкин «Экзамен на чин», Беликов «Человек в футляре»);
4) репертуаром педагогических жанров, выбор которого определяется стилем педагогического общения: у преподавателей с демократическим стилем общения - жанров сообщения, просьбы, этикетных жанров приветствия и прощания, совета, рекомендации (Николай Степанович «Скучная история»), письменных речевых жанров (например, дневник преподавателя) («Из записной книжки старого педагога»), у авторитарных преподавателей - жанров упрека, замечания, требования и т.д. (Зиберов «Репетитор», Пивомедов и Галкин «Экзамен на чин»);
5) набором стратегий и тактик в зависимости от стиля общения: чеховские учителя с демократическим стилем общения реализуют стратегию «близости» (Николай Степанович «Скучная история», Иван Федорыч «Папаша»), реализующаяся с помощью тактик запроса информации, контроля над пониманием, контактоустанавливающей и эмоционально настраивающей; с авторитарным и либеральным стилями - стратегию «отдаленности» (Зиберов «Репетитор», Пивомедов и Галкин «Экзамен на чин», Анкет «Дорогие уроки»), на реализацию которой направлены эмоционально воздействующая (отталкивающая), регулирующая, противопоставляющая и другие тактики.
Подобный портрет не является идеальным по нормам педагогической риторики. Но в прозе А.П. Чехова он способствует более детальному описанию «маленького» человека, его серости, усталости и раздраженности от окружающего мира. Выстраивая дистанцию между собой и учеником на основе обвинительных конструкций и глаголов в повелительном наклонении, чеховский учитель пытается спрятать свой страх и неуверенность за речевой политикой «устрашения», разворачивая тем самым одну из ведущих тем в литературе XX в. - тему разобщенности и непонимания.
Перспективой дальнейшего исследования может стать описание профессионального речевого портрета учителя на материале современной художественной прозы и выявление динамики изменения реализации параметров модели.



1. Аверина М.А. Императивные речевые жанры в литературной сказке Л. Филатова «Про Федота - стрельца, удалого молодца» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. Вып. 6. С. 130-134.
2. Авилова Н.С. Речевые портреты в пьесе Л.Н. Толстого «Плоды просвещения» // РР. 2000. № 3. С. 14-19.
3. Агафонов А.С., Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум. М.: Академия, 2008. 256 с.
4. Алюнина О.Г. Понятие речевого портрета с современных лингвистических исследованиях [Электронный ресурс].
URL:http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=1 (дата обращения 14.02-22.02.2016).
5. Андреева Е.В. Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А.П.Чехова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Санкт-Петербург, 2004. 23 с.
6. Антонова Н.А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Саратов, 2007. 24с.
7. Антропова М.В. Личностные доминанты и средства их языкового выражения: (На материале художественных текстов): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. М., 1996. 24 с.
8. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. 895 с.
9. Асланова А.А. Художественный мир Айрис Мердок в аспекте изучения авторских коммуникативных стратегий в постмодернистском дискурсе // Изв. ЮФУ. Филол. науки. 2010. № 3. С. 131-139.
10. Балыкина Т.М., Нетесина М.С. Коммуникативный портрет современного политика // Вестник науки Сибири. Серия 9. Филология. Педагогика. 2012. № 1 (2). С. 287-293.
11. Баранцева О.А., Ильиных В.А. Лингвистические средства реализации стратегий в речи учителя // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2012. № 9. С. 26-30.
12. Барлас Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова. Проблемы анализа. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского Университета, 1991. 208с.
13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
14. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 250-296.
15. Башкова И.В. Турист в авторской картине мира В.П. Астафьева // В мире научных открытий. 2014. № 5.2. С. 633-643.
16. Башкова И.В. Языковые личности сибирячек в повести
В.П. Астафьева «Где-то гремит война» // Вестник Красноярского государственного университета им. В.П. Астафьева, 2010. № 2. С. 209-213.
17. Белоусова А.Е. Речевой портрет как реализация описательной модели на макроуровне художественного текста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. Вып. 14. С. 9-16.
18. Белоусова А.Е. Речевой портрет в романе Б. Леберта «Crazy» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2007. Вып. 519. Том 1. С. 185-190.
19. Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. М.: Художественная литература, 1970. 251 с.
20. Берковский Н. Чехов. От рассказов и повестей к драматургии // Русская литература. 1965. № 4. С. 21-63.
21. Богин Г.И. Концепция языковой личности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.0201. М., 1982. 26 с.
22. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. М.: Флинта: Наука, 2007. 520 с.
23. Бударагина Е.И. Средства создания образа адресата в художественном тексте: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. М., 2006. 23 с.
24. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм: очерк. Л.: Сов. писатель, 1981. 400 с.
25. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.
26. Винокур Т.Г. Речевой портрет современного человека // Человек в системе наук. 1989. С. 361-370.
27. Власова М.В. Образ и коммуникативная позиция учителя в русской литературе: Д.И. Фонвизин, И.С. Тургенев, А.П. Чехов: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. Томск, 2005. 19 с.
28. Ворожбитова А.А. «Языковая личность» и «Литературная личность» как лингвориторические категории // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2007. № 8. С. 24-33.
29. Ворожбитова А.А. Теория текста: антропоцентрическое направление. М.: Высшая школа, 2005. 367 с.
30. Вострикова Т.Н. Профессионально-педагогический диалог как речевой жанр // Русский язык в школе. 2008. № 7. С. 6-11.
31. Выготский Л.С. Мышление и речь В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956. 352 с.
32. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Эдиториал Урсс, 2005. 139 с.
33. Гафарова А.С. Речевой портрет: социолингвистические характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 Тверь, 2006, 19 с.
34. Гитович Н.И. А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1986. 735 с.
35. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Речевая культура // Русский язык: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия. 1997. 721 с.
36. Гончарова Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор - персонаж в художественном тексте. Томск, 1984. 148 с.
37. Гордеева М.Н Речевой портрет и способы его описания. [Электронный ресурс]. 2008 URL: http://www.hqlib.ru/st.php?n=101. (дата обращения: 16.02-29.02.2016).
38. Горобец Л.Н. Риторические жанры педагогического дискурса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 62. С. 219-225.
39. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. 441 с.
40. Громов Л.П. Чехов в школе. Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1968. 90 с.
41. Громова Л.П. В творческой лаборатории А. П. Чехова. Ростов-на- Дону: Ростовский университет, 1963. 176 с.
42. Губарь И.А. Фрагмент речевого портрета Б.Л. Пастернака (на материале общей характеристики синтаксического строя речи романа «Доктор Живаго») // Язык и культура. 2015. Вып. 16. С.127-131.
43. Гудина О.А. Урок как жанр педагогического дискурса // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. 2011. Вып. №3. С. 126-129.
44. Гурвич И.А. Проза Чехова. Человек и действительность. М.: Худож. лит, 1970. 183 с.
45. Двинина С.Ю. Языковые средства реализации образа писателя // Вестник челябинского государственного университета. 2011. № 3. С. 145¬147.
46. Десяева Н.Д. Культура речи педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 192 с.
47. Десяева Н.Д. Речь учителя русского языка в контексте урока // Московский Педагогический Государственный университет. М.: Прометей, 1995. 115с.
48. Десяева Н.Д. Учебно-научная речь учителя русского языка и пути ее формирования в педагогическом вузе: автореферат дис. ... д-ра педагог. наук: 13.00.02 . Московский педагогический университет. М., 1997. 35 с.
49. Дмитриева О.А., Карасик В.И. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: Лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. Волгоград: Парадигма. 2005. С. 5-25.
50. Долинина И.В. Речевая манера как критерий для типологии праведных героев в произведениях Н.С. Лескова // Вестник гуманитарного факультета ивановского государственного химико-технологического университета. 2007. № 2. С. 159-163.
51. Домашнев А.И. Интерпретация художественного текста. М.: Просвещение, 1989. 204 с.
52. Дымарский М.Я. Речевая культура и речевая манера (к проблеме оценки нормативности речевой практики) // Русский язык сегодня. Вып. 4: Проблемы языковой нормы: сб. ст. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. М., 2006. С. 173-186.
53. Дьячкова И.Г. Высказывания-похвалы и высказывания- порицания как речевые жанры в современном русском языке: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. Омск, 2000. 22 с.
54. Ермилов. А. П. Чехов. Творческий портрет. М.: Сов. писатель, 1944. 115 с.
55. Есенина Е.Ю. Эволюция представлений о личностных и профессиональных качествах учителя в педагогической теории и общественном сознании России XVIII - начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01. М., 2006. 16 с.
56. Загоровская О. В. Речевое портретирование социальной группы как задача современной лексикографии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 174-177.
57. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 2000. 382 с.
58. Земская Е.А. Речевой портрет эмигрантки первой волны (третье поколение // Русский язык в научном освещении. 2008. №1 (15). С. 196-207.
59. Иванова А.В. Языковые средства создания образа рассказчика в художественном тексте (на материале романа Д. Бортникова «Спящая красавица») // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2010. № 3. С. 171-174.
60. Иванцова Е.В. Проблемы формирования методологических основ лингвоперсонологии // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2008. № 3. С. 27-43.
61. Игнатова В.В., Барановская Л.А. Содействие как педагогическая стратегия // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 14. С. 44-52.
62. Измайлов А. Литературное обозрение. Обозрение толстых журналов // Биржевые ведомости. 1898. С. 451-457.
63. Ильина М.В. Диалоговый тип речевых стратегий в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (на материале диалогов Пьра Безухова и А.П. Шерер и Андреем Болконским) // Вестник БГПУ. Гуманитарные науки.
2006. Вып. 6. С. 116-121.
64. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.
65. Кабисова М., Павлова М.А. Речевой портрет состоявшегося и несостоявшегося учителя: по повести Д. Пеннака «Школьные страдания» // Русский язык. Первое сентября. 2012. № 8. С. 54-57.
66. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
67. Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: Сб. науч. тр. / ВГПУ. Волгоград: Перемена. 1999. С. 3-18.
68. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Комкнига, 2006. 263 с.
69. Караулов Ю.Н. Из опыта реконструкции языковой личности // Литература. Язык. Культура. 1986. С. 222-234.
70. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М.: Московский университет, 1979. 326 с.
71. Катаева В.Б. Литературные связи Чехова. М.: Московский университет, 1989. 261 с.
72. Ким Л.Г. Человек в языковом измерении // Сибирский филологический журнал. 2013. № 3. С. 260-262.
73. Кирилина Л.И. Культура речи учителя и пути ее совершенствования // Сибирский учитель. 2010. № 73. С. 61-63.
74. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. М., 1995. 128 с.
75. Кишина Е.В., Пыхтина Т.Л. Речевой портрет регионального журналиста (по материалам кузбасских СМИ) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. Вып.2. С. 99-102.
76. Кожевникова Н.А. Стиль Чехова. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. М.: Азбуковник, 2011. 487 с.
77. Кожина М.А. Жанр судебной речи в полидискурсивной структуре романа Ф М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вестник Томского государственного университета. 2011. Вып. 353. С. 22-25.
78. Козырев В.А., Черняк В.Д. Речевой портрет современного учителя: поиски идеала // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 1. С. 36-42.
79. Колокольцева Т.Н. Речевой портрет персонажа: синтаксический аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (97). С. 88-94.
80. Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. Хорошая речь. М.: ЛКИ,2007. 317 с.
81. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета// Русский язык в научном освещении. 2001. № 1. С. 90¬106.
82. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. 2001. Вып.1. С. 90¬106.
83. Кузнецова Л.Н. В.В. Виноградов как профессиональная языковая личность ученого-филолога: лингвориторический аспект: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.19. Сочи, 2013. 28 с.
84. Культура речевого общения в образовательных учреждениях разных уровней: материалы Всероссийской научно-практической конференции 8-10 октября 2002 г., г.Ачинск; под ред. А. П. Сковородников. Красноярск: Красноярский университет [КрасГУ], 2003. 255 с.
85. Куроедова М.А. Речевой портрет публициста: на примере очерков В. М. Пескова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Санкт- Петербург, 2001. 18 с.
86. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 128 с.
87. Мамаева С.В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7 классов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Самара,2007. 18 с.
88. Манафлы Х.Ф. Культура речи как неотъемлемое свойство учительского труда // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №1. С. 120-123.
89. Мануилова А.Е. Педагогические речевые стратегии в речевом
поведении учителя (на материале художественной прозы А.П.Чехова) // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: «МЦНО». 2016, № 1 (29) / [Электронный ресурс]. URL: http:/www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf(дата обращения: 02.02. -15.06.2016)
90. Мануилова А.Е. Речевой жанр как инструмент создания образа учителя в творчестве А.П.Чехова // Язык и культура: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред.
С.С.Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС. 2015. С. 64-69.
91. Мануилова А.Е. Стиль педагогического общения как проявление профессиональной компетентности учителя (на материале рассказа А.П. Чехова «Скучная история») // Siberia Lingua. Красноярск: Сибирский федеральный университет. 2015. № 2. С. 42-52.
92. Мануилова А.Е., Подберезкина Л.З. Средства создания образа учителя в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре»// Основные проблемы гуманитарных наук. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград. 2015. Вып. 2. С. 59-61.
93. Матвеева Г.Г. Диагностирование личностных качеств человека по его речи. Ростов-на-Дону, 1998. 102 с.
94. Мережковский Д.С. Старый вопрос по поводу нового таланта // Северный вестник. 1888. №11. С. 81.
95. Микерова К.Г. Ирония как средство реализации коммуникативных стратегий и тактик в педагогическом дискурсе // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2012. № 2.С. 76-79.
96. Милых М.К. Некоторые особенности языка и творческой манеры Чехова // А.П.Чехов. Сборник статей и материалов. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство. 1960. Вып. 2. С. 185-202.
97. Минский Н. Литература и искусство // Новости и биржевая газета. 1898, № 207. С. 455-459.
98. Михайлова Ю.Н. Плюрализм речевой манеры героя как проявление креативности автора // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. 2014. Вып. 2. С. 69-72.
99. Михайлюк Ю.В. Экспрессивные синтаксические конструкции как основные параметры речевого портрета школьника // Научная мысль Кавказа. 2013. №1. С. 151-155.
100. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: учеб. Пособие для студ. пед. университетов и институтов. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 432 с.
101. Мурашов А.А. Культура речи учителя. М.: НПО «МОДЭК», 2000. 432 с.
102. Мурашов А.А. Речь учителя и его профессиональный имидж // Народное образование. 2014. № 1. С. 241-244.
103. Мурзинова И.А. Речевой портрет лингвокультурного типажа «Британская королева» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 2. С. 46-49.
104. Наумов В.В. Лингвистическая идентификация личности. М.: URSS: Либроком, 2010. 237 с.
105. Нерознак Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Язык. Поэтика. Перевод: сб. науч. трудов. М, 1996. 208 с.
106. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. 1991. С. 73-75.
107. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Academia (Академия), 2008. 269 с.
108. Олешков М.Ю. Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов): автореф. дис. . доктора филол. наук: 10.02.01. Нижний Тагил, 2007. 42 с.
109. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII - XX вв. М.: Едиториал УРСС, 2002. 456 с.
110. Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: дискурсивная практика, типология, механизмы формирования: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Москва, 2004. 393 с.
111. Паперный З.С. Записные книжки Чехова. М.: Советский писатель, 1976. 389 с.
112. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / О.Н. Волкова; под ред.: Т. А. Ладыженская, А. К. Михальская; под науч. ред. А.А. Князьков. М.: Флинта: Наука, 1998. 310 с.
113. Перова Т.Ю. Жанровые разновидности проблемного слова в профессиональной речи учителя русского языка и методика их изучения: автореф. дис. ... канд. педагог. наук: 10.02.01. Ярославль, 2008. 24 с.
114. Полоцкая Э. Первая повесть А.П.Чехова об интеллигенции («Скучная история») // А.П.Чехов. Сборник статей и материалов. Ростов-на- Дону: Ростовское книжное издательство. 1959. Вып. 1. С. 253-281.
115. Попова С.В. Речевые характеристики лингвокультурного типажа «школьная учительница» // Гуманитарные исследования. 2011. № 2. С. 84-90.
116. Почебутова С.В. Речевой жанр приветствия/прощания в речи современного учителя // Научная мысль Кавказа. 2012. № 2. С. 158-161.
117. Пьянова М.В. Идиоматика речевого портрета литературного персонажа: на материале англ. худож. лит.: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. М., 1997. 137 с.
118. Ризель Э.Г., Шендельс Е.И. Стилистика немецкого языка. Учебник для ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высш. школа, 1975. 458 с.
119. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия, 2009. 208 с.
120. Розанов В. Наш «Антоша Чехонте». Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. 301 с.
121. Розен Е.В. Языковые средства создания речевой характеристики литературных персонажей (на материале современного немецкого реалистичного романа): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. М., 1960. 20 с.
122. Романова Т.В. Коммуникативный имидж и речевой портрет современного политика // Политическая лингвистика. 2009. Вып. 27. С. 109-117.
123. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская наука, 1998. 251 с.
124. Рыжова Н.В. Речевые средства создания образа автора в прозе И.А. Бунина: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.01. М., 1991. 19 с.
125. Садр С.М. Образные наименования человека (на материале произведений А.П. Чехова) // Гуманитарные исследования. 2009. № 4. С. 68¬73.
126. Салосина И.В. Основа профессиональной педагогической деятельности - речевая культура учителя // Медицина и образование в Сибири. 2007. № 2. С. 16-19.
127. Седых А.П. Французский мир и языковая личность // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 18 (113). Том 11. С. 85-89.
128. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие. СПБ: Питер, 2004. 316 с.
129. Сергеева О.В. Языковая личность педагога в статике и динамике // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. Вып.1 (114). С. 102-104.
130. Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи // Хорошая речь. Саратов. 2001. С. 16-28.
131. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999. 232 с.
132. Смольянова Т.Г. Речь учителя русского языка в учебно-методических ситуациях: дис ... канд. педагог. наук: 13.00.02. М., 1998. 135 с.
133. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. 190 с.
134. Стаценко В.В. Фрагмент группового речевого портрета старшего дошкольника (на материале синтаксиса) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. 49. С. 369-372.
135. Степанов С.П. К вопросу о специфике чеховского феномена // Мир русского слова. 2011. № 3. С. 84-87.
136. Стернин И. А. Структура концепта. Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты / Под общей ред.
B. А. Пищальниковой. Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2006. Вып. 10. С. 218-229.
137. Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1989.C. 278-290.
138. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 544 с.
139. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. 184 с.
140. Т.А. ван Дейк Язык. Познание. Коммуникация. Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 308 с.
141. Тарасенко, Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. Краснодар, 2007. 26 с.
142. Терентьева Е.В. Речевой портрет современного носителя донских медведицких говоров Волгоградской области // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание. 2010. № 2 (12). С. 162-167.
143. Трещалина И.В. Языковая личность персонажа в прозе А.П. Чехова конца 80-х - начала 90-х годов: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. Тверь, 1998, 167 с.
144. Фатеев А.Е. Фрагмент речевого портрета Владимира Набокова: на материале экспрессивного синтаксиса: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Таганрог, 2006. 21 с.
145. Хаймович Л.В. Косвенные высказывания в структуре урока и их интерпретация // Сибирский педагогический журнал. 2009. Вып. 4. С. 124¬132.
146. Хотянова О.Б. Стилистические средства создания речевого портрета Остапа Бендера // Вестник Московского государственного университета печати. 2015. Вып. 2. С.111-118.
147. Хохловская О.Г. О проблеме воспросительного высказывания в профессиональной педагогической коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. Вып. 3. С. 122-125.
148. Чеботникова Т.А. Речевое поведение личности в дискурсе художественного произведения: роли, маски, образы: монография. Министерство образования и науки РФ, Оренбургский гос. пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. 300 с.
149. Чернец Л. В. Человек в футляре: литературный тип и его вариации // Русская словесность. 2014. № 2. С. 24-31.
150. Черник В.Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Екатеринбург, 2002. 24 с.
151. Честнова Н.Ю. Литературный слог как черта речевого портрета подпольного парадоксалиста (Достоевский «Записки из подполья») // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Вып. 4. С. 64-67.
152. Чехов А.П. Повести и рассказы. Вступ. статья Э. Полоцкой. М.: Худож. лит., 1999. 325 с.
153. Чехов А.П. Рассказы. Повести. М.: Дрофа: Вече, 2005. 479 с.
154. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. 291 с.
155. Шапир Н. Чехов как реалист-новатор // Вопросы философии и психологии, 1905. 780 с.
156. Шарафутдинова О. И. Речевые средства создания образа ритора в политическом дискурсе: динамический аспект: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.01. Челябинск, 2008. 25 с.
157. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов: Колледж. 1997. Вып. №1. С. 88-99.
158. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Едиториал УРСС, 1974. 428 с.
159. Яркина Е.А. Роль языковых средств в создании образа графини в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» // Изв. Пензен. гос. пед. ун-та. Сектор молодых ученых. 2007. № 3. С. 193-196.
160. Ярмахова Е.А. Лингвокультурный типаж «английский чудак»: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.02.01. Волгоград: ВГПУ, 2005. 11 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ