РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С. В. ЛАВРОВА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ПОРТРЕТОВ 10
1.1. Антропоцентризм как ведущий принцип современной лингвистики...10
1.2. Теоретико-методологические аспекты речевого портретирования.. .14
1.3. Особенности политического дискурса 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В РЕЧИ С.В. ЛАВРОВА 33
2.1. Типы речевых стратегий 33
2.1.1. Аргументативная стратегия 39
2.1.2. Информационно-интерпретационная стратегия 48
2.1.3. Стратегия создания позитивной тональности общения 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ЭКСПЛИКАЦИИ ОЦЕНКИ В РЕЧИ С.В. ЛАВРОВА 61
3.1. Типы оценок и языковые средства экспликации оценки 61
3.2. Языковые способы выражения отрицательной оценки в речи С.В. Лаврова 65
3.3. Языковые способы выражения положительной оценки в речи С.В. Лаврова 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 89
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ПОРТРЕТОВ 10
1.1. Антропоцентризм как ведущий принцип современной лингвистики...10
1.2. Теоретико-методологические аспекты речевого портретирования.. .14
1.3. Особенности политического дискурса 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В РЕЧИ С.В. ЛАВРОВА 33
2.1. Типы речевых стратегий 33
2.1.1. Аргументативная стратегия 39
2.1.2. Информационно-интерпретационная стратегия 48
2.1.3. Стратегия создания позитивной тональности общения 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ЭКСПЛИКАЦИИ ОЦЕНКИ В РЕЧИ С.В. ЛАВРОВА 61
3.1. Типы оценок и языковые средства экспликации оценки 61
3.2. Языковые способы выражения отрицательной оценки в речи С.В. Лаврова 65
3.3. Языковые способы выражения положительной оценки в речи С.В. Лаврова 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 89
Идея исследования языка и речевой деятельности отдельного человека не нова. Еще античные философы призывали к исследованию человека через его язык. В XIX веке В. фон Гумбольдт в своей философской концепции языка выделял, помимо прочих, антиномию индивидуального и коллективного в речи. Вслед за ним немецкие младограмматики утверждали, что язык - индивидуальная психофизическая деятельность, и объектом изучения лингвистов должен стать говорящий человек. Однако разрабатывать «социально-речевые» портреты понятия «социально-речевой портрет» начали с середины 60-х годов XX века, когда М.В. Пановым были созданы фонетические портреты политических деятелей, писателей, ученых XVIII - XX вв.».
Начиная с конца 80-х годов XX века в российском языкознании все более отчетливо вырисовывается новое направление исследований, связанное с изучением языковой личности и их речевых портретов. Ко второй половине 1990-х гг. эта проблема находит решение в целом ряде работ (Винокур, 1989; Земская, 1990; Черняк, 1994; Китайгородская и Розанова, 1995 и др.). О важности обозначенного направления говорит в серии своих публикаций Л.П. Крысин и дает речевой портрет отдельной социальной группы - интеллигенции [Крысин, 1999].
В новом тысячелетии интерес к языковым портретам личности только возрос. В последние годы появляется все больше диссертационных работ и монографий, связанных с речевой деятельностью отдельных языковых личностей и социальных групп [Куроедова, 2001; Мамаева, 2005; Гафарова, 2006; Белоусова, 2012; Асташова, 2013 и др.].
Перспективность создания речевого портрета личности видится в том, что он с большей или меньшей степенью объективности разрешает судить о речевых характеристиках этноса, социальной группы, к которой принадлежит говорящий индивид.
Попытки создать речевой портрет языковой личности правомерны в отношении любой из известных сфер общения; не является исключением политическая и дипломатическая сфера.
Актуальным является изучение речевого поведения современных политических деятелей.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения речевой деятельности современного политика, чья профессиональная деятельность распространяется как на внешнюю, так внутреннюю политику Российской Федерации; а также целесообразностью апробации существующих технологий речевого портретирования. Актуальность исследования обусловлена также необходимостью изучения тактик и стратегий политической речи.
Теоретико-методологической базой служат работы:
1) по политическому дискурсу [Карасик, 2002; Шейгал, 2004; Чудинов, 2006; Маслова, 2008; Т. ван Дейк, 2013 и др.].
2) по теории речевого портретирования [Панов, 1963; Богин, 1982; Караулов, 1987; Крысин, 2001].
3) по коммуникативным тактикам и стратегиями [Демьянков, 1982;
Т. ван Дейк, 1983; Сухих, 1986; Паршина, 2005; Иссерс, 2006; Олешков, 2006; и др.].
Объектом исследования является речевой портрет действующего министра иностранных дел Российской ФедерацииСергея Викторовича Лаврова.
Предмет исследования - лингвопрагматические средства аргументации, а также выражения оценки в речи С.В. Лаврова.
Сергей Викторович Лавров - известный российский политик, который имеет богатый опыт работы с различными международными организациями и более 10 лет представлял Россию в ООН.
Сергей Викторович Лавров родился 21 марта 1950 года в Москве. Известно, что родители Лаврова всю свою жизнь посвятили Внешторгу, и круг их знакомых сводился к людям, имеющим отношение к зарубежной политике. Этот факт вероятнее всего и повлиял на выбор будущей профессии Сергея Викторовича, с самого детства слушавшего увлекательные рассказы о поездках в дальние страны.
Будущий глава МИД РФ в учился в г. Ногинске Московской области в специализированной школе им. В. Короленко, в которой углубленно изучал английский язык. В школе он увлекался не только изучением иностранных языков, но и точными науками, такими как физика. Окончив школу с серебряной медалью, Лавров поступил в МГИМО, на восточный факультет. В 1972 году выпускник МГИМО, владеющий тремя языками (английским, французским и сингальским) поступил на службу в посольство СССР при Шри-Ланке. Политическая биография Сергея Лаврова началась с должности старшего референта в посольстве СССР, где он удостоился своего первого дипломатического ранга «атташе». Проработав на Шри-Ланке около четырех лет, он вернулся в Москву и продолжил карьеру в МИД СССР на должности третьего, а затем второго секретаря Отдела международных экономических организаций.В начале 80-х годов Сергей Лавров был откомандирован в США, где занял пост секретаря, а в дальнейшем советника и старшего советника в представительстве СССР при ООН. Почти 10 лет Лавров жил и работал в Нью-Йорке, а в 1988 году был переведен в Москву. С этого периода политик начинает достигать первых значительных высот на дипломатической государственной службе.С 1988 г. по 1994 г. политическая биография С.В. Лаврова набирает стремительные обороты: сначала он занимает должность заместителя начальника в Управлении международных экономических отношений МИД России, затем становится начальником этого же управления, после он возглавляет Департамент международных организаций и глобальных проблем МИД России,становится замминистра МИД РФ.
В 1994 году экс-президент России Борис Ельцин назначает Лаврова постпредом РФ при ООН, а также представителем России в Совете безопасности этой же организации. Работа при ООН принесла Лаврову колоссальную популярность, причем не только в России, но и за рубежом. Полученный богатый опыт и многочисленные знакомства в Нью-Йорке позволили политику идеально изучить основные международные проблемы. На заседаниях Совета Безопасности с участием Лаврова обсуждались важнейшие вопросы мировой политики и роль России в мире.
В 2004 году С.В. Лавров занял пост Министра иностранных дел России. За весь период работы в МИД РФ С.В. Лаврову приходилось участвовать в решениях вопросов по многим внешним и внутренним проблемам РФ. В последние годы политик уделяет особое внимание развитию российского бизнеса в зарубежных странах. За свою плодотворную дипломатическую деятельность С.В. Лавров награждался многими правительственными наградами, в число которых вошел орден второй степени «За заслуги перед Отечеством».
Цель работы - проанализировать речевой портрет Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в лингвопрагматическом и лингвоаксиологическом аспектах.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач:
5) рассмотреть основные подходы к речевому портретированию в отечественном языкознании и раскрыть понятие речевого портрета;
6) выявить особенности политического дискурса;
7) выявить и охарактеризовать коммуникативные стратегии в публичной речи С.В. Лаврова;
8) рассмотреть особенности языкового выражения оценки в речи С.В. Лаврова.
Источниками исследования послужили тексты интервью, стенограммы публичных выступлений С.В. Лаврова, размещенные на сайте МИД РФ за 2012-2016 годы, а также видеоматериалы пресс-конференций Министра иностранных дел С.В. Лаврова, размещенные на сайте МИД РФ:
«Большая пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2015 году, Москва, 26 января 2016 года»; «Пресс-конференции по итогам переговоров с Генеральным секретарем Совета Европы Т. Ягландом, Москва, 28 ноября 2014 года»; «Пресс-конференции по итогам заседания Совета Россия-НАТО на министерском уровне, Брюссель, 4 декабря 2012 года» (URL:http://www.mid.ru/)и др.
Методы, которые использовались в работе на этапе сбора материала: методы аналитического чтения, лингвистической выборки.
Методы, используемые на исследовательском этапе:
1) метод моделирования речевого портрета;
2) лингвопрагматический метод;
3) метод лингвистического описания.
Новизна работы определяется тем, что впервые дается анализ речевого портрета Министра иностранных дел С.В. Лаврова.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его материалы и выводы могут быть использованы на занятиях по лингвистической прагматике, стилистике, культуры речевого общения, а также в научно-исследовательской работе студентов.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснованы значимость и актуальность работы, указана ее новизна, а также сформулированы цель и задачи исследования.
В первой главе мы рассмотрели понятие, структуру, особенности политического дискурса, аспекты речевого портретирования и дали анализ основных подходов к моделированию речевых портретов, также рассмотрели смежные понятия «речевого портрета».
Во второй главе мы рассмотрели тактики и стратегии аргументирования в речи С.В. Лаврова и определили типы речевых стратегий.
В заключительной главе дипломной работы были проанализированы экспликации оценки в речи С.В. Лаврова, выявлены объекты отрицательной и положительной оценки и языковые выражения.
В заключении работы подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В конце работы приводится библиография, которая включает в себя 78 наименования.
Начиная с конца 80-х годов XX века в российском языкознании все более отчетливо вырисовывается новое направление исследований, связанное с изучением языковой личности и их речевых портретов. Ко второй половине 1990-х гг. эта проблема находит решение в целом ряде работ (Винокур, 1989; Земская, 1990; Черняк, 1994; Китайгородская и Розанова, 1995 и др.). О важности обозначенного направления говорит в серии своих публикаций Л.П. Крысин и дает речевой портрет отдельной социальной группы - интеллигенции [Крысин, 1999].
В новом тысячелетии интерес к языковым портретам личности только возрос. В последние годы появляется все больше диссертационных работ и монографий, связанных с речевой деятельностью отдельных языковых личностей и социальных групп [Куроедова, 2001; Мамаева, 2005; Гафарова, 2006; Белоусова, 2012; Асташова, 2013 и др.].
Перспективность создания речевого портрета личности видится в том, что он с большей или меньшей степенью объективности разрешает судить о речевых характеристиках этноса, социальной группы, к которой принадлежит говорящий индивид.
Попытки создать речевой портрет языковой личности правомерны в отношении любой из известных сфер общения; не является исключением политическая и дипломатическая сфера.
Актуальным является изучение речевого поведения современных политических деятелей.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения речевой деятельности современного политика, чья профессиональная деятельность распространяется как на внешнюю, так внутреннюю политику Российской Федерации; а также целесообразностью апробации существующих технологий речевого портретирования. Актуальность исследования обусловлена также необходимостью изучения тактик и стратегий политической речи.
Теоретико-методологической базой служат работы:
1) по политическому дискурсу [Карасик, 2002; Шейгал, 2004; Чудинов, 2006; Маслова, 2008; Т. ван Дейк, 2013 и др.].
2) по теории речевого портретирования [Панов, 1963; Богин, 1982; Караулов, 1987; Крысин, 2001].
3) по коммуникативным тактикам и стратегиями [Демьянков, 1982;
Т. ван Дейк, 1983; Сухих, 1986; Паршина, 2005; Иссерс, 2006; Олешков, 2006; и др.].
Объектом исследования является речевой портрет действующего министра иностранных дел Российской ФедерацииСергея Викторовича Лаврова.
Предмет исследования - лингвопрагматические средства аргументации, а также выражения оценки в речи С.В. Лаврова.
Сергей Викторович Лавров - известный российский политик, который имеет богатый опыт работы с различными международными организациями и более 10 лет представлял Россию в ООН.
Сергей Викторович Лавров родился 21 марта 1950 года в Москве. Известно, что родители Лаврова всю свою жизнь посвятили Внешторгу, и круг их знакомых сводился к людям, имеющим отношение к зарубежной политике. Этот факт вероятнее всего и повлиял на выбор будущей профессии Сергея Викторовича, с самого детства слушавшего увлекательные рассказы о поездках в дальние страны.
Будущий глава МИД РФ в учился в г. Ногинске Московской области в специализированной школе им. В. Короленко, в которой углубленно изучал английский язык. В школе он увлекался не только изучением иностранных языков, но и точными науками, такими как физика. Окончив школу с серебряной медалью, Лавров поступил в МГИМО, на восточный факультет. В 1972 году выпускник МГИМО, владеющий тремя языками (английским, французским и сингальским) поступил на службу в посольство СССР при Шри-Ланке. Политическая биография Сергея Лаврова началась с должности старшего референта в посольстве СССР, где он удостоился своего первого дипломатического ранга «атташе». Проработав на Шри-Ланке около четырех лет, он вернулся в Москву и продолжил карьеру в МИД СССР на должности третьего, а затем второго секретаря Отдела международных экономических организаций.В начале 80-х годов Сергей Лавров был откомандирован в США, где занял пост секретаря, а в дальнейшем советника и старшего советника в представительстве СССР при ООН. Почти 10 лет Лавров жил и работал в Нью-Йорке, а в 1988 году был переведен в Москву. С этого периода политик начинает достигать первых значительных высот на дипломатической государственной службе.С 1988 г. по 1994 г. политическая биография С.В. Лаврова набирает стремительные обороты: сначала он занимает должность заместителя начальника в Управлении международных экономических отношений МИД России, затем становится начальником этого же управления, после он возглавляет Департамент международных организаций и глобальных проблем МИД России,становится замминистра МИД РФ.
В 1994 году экс-президент России Борис Ельцин назначает Лаврова постпредом РФ при ООН, а также представителем России в Совете безопасности этой же организации. Работа при ООН принесла Лаврову колоссальную популярность, причем не только в России, но и за рубежом. Полученный богатый опыт и многочисленные знакомства в Нью-Йорке позволили политику идеально изучить основные международные проблемы. На заседаниях Совета Безопасности с участием Лаврова обсуждались важнейшие вопросы мировой политики и роль России в мире.
В 2004 году С.В. Лавров занял пост Министра иностранных дел России. За весь период работы в МИД РФ С.В. Лаврову приходилось участвовать в решениях вопросов по многим внешним и внутренним проблемам РФ. В последние годы политик уделяет особое внимание развитию российского бизнеса в зарубежных странах. За свою плодотворную дипломатическую деятельность С.В. Лавров награждался многими правительственными наградами, в число которых вошел орден второй степени «За заслуги перед Отечеством».
Цель работы - проанализировать речевой портрет Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в лингвопрагматическом и лингвоаксиологическом аспектах.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач:
5) рассмотреть основные подходы к речевому портретированию в отечественном языкознании и раскрыть понятие речевого портрета;
6) выявить особенности политического дискурса;
7) выявить и охарактеризовать коммуникативные стратегии в публичной речи С.В. Лаврова;
8) рассмотреть особенности языкового выражения оценки в речи С.В. Лаврова.
Источниками исследования послужили тексты интервью, стенограммы публичных выступлений С.В. Лаврова, размещенные на сайте МИД РФ за 2012-2016 годы, а также видеоматериалы пресс-конференций Министра иностранных дел С.В. Лаврова, размещенные на сайте МИД РФ:
«Большая пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2015 году, Москва, 26 января 2016 года»; «Пресс-конференции по итогам переговоров с Генеральным секретарем Совета Европы Т. Ягландом, Москва, 28 ноября 2014 года»; «Пресс-конференции по итогам заседания Совета Россия-НАТО на министерском уровне, Брюссель, 4 декабря 2012 года» (URL:http://www.mid.ru/)и др.
Методы, которые использовались в работе на этапе сбора материала: методы аналитического чтения, лингвистической выборки.
Методы, используемые на исследовательском этапе:
1) метод моделирования речевого портрета;
2) лингвопрагматический метод;
3) метод лингвистического описания.
Новизна работы определяется тем, что впервые дается анализ речевого портрета Министра иностранных дел С.В. Лаврова.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его материалы и выводы могут быть использованы на занятиях по лингвистической прагматике, стилистике, культуры речевого общения, а также в научно-исследовательской работе студентов.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснованы значимость и актуальность работы, указана ее новизна, а также сформулированы цель и задачи исследования.
В первой главе мы рассмотрели понятие, структуру, особенности политического дискурса, аспекты речевого портретирования и дали анализ основных подходов к моделированию речевых портретов, также рассмотрели смежные понятия «речевого портрета».
Во второй главе мы рассмотрели тактики и стратегии аргументирования в речи С.В. Лаврова и определили типы речевых стратегий.
В заключительной главе дипломной работы были проанализированы экспликации оценки в речи С.В. Лаврова, выявлены объекты отрицательной и положительной оценки и языковые выражения.
В заключении работы подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В конце работы приводится библиография, которая включает в себя 78 наименования.
Анализ теоретического и языкового материала позволил сделать следующие выводы, полученные в результате последовательного решения поставленных задач.
Антропоцентрическая парадигма современной лингвистики поставила во главу угла человека как творца языковой и речевой деятельности. Интеллект и индивидуальные особенности человека зачастую отражаются в его языке и речи. Именно поэтому, как считают исследователи, говорить о человеке можно только как о личности, воплощенной в языке.
Методика речевого портретирования в современном языкознании уже достаточно хорошо разработана. Но, несмотря на то, что в современном языкознании появляется все больше и больше работ, связанных с понятием «речевой портрет», однозначного определения этот феномен не имеет.В качестве рабочего в настоящем исследовании было использовано следующее определение: «речевой портрет - это разновидность характеристики языковой личности, в центре которой находится индивидуальная речевая манера конкретной (-ых) языковой (-ых) личности (-ей) в определенной коммуникативной ситуации. По речевому портрету можно судить о социальном положении, уровне образования, культурных предпочтений, психотипических особенностях индивида или совокупной языковой личности».
В ходе анализа теоретико-методологических работ установлено, что под политическим дискурсом понимается текст, функционирующий в общественно-политической сфере и обладающий определенной тематикой, связанной с различными политическими вопросами. Политическая деятельность отражается в структуре политического дискурса, так как он является одной из форм политической деятельности.
Было установлено, что для достижения цели общения С.В. Лавров в беседе чаще всего использует 3 коммуникативные стратегии (аргументативная стратегия, информативно-интерпретационная стратегия, стратегия создания положительной тональности общения), которые свойственны для публичных выступлений, в том числе характерны и для политического дискурса.
Реализованы эти стратегии в речи С.В. Лаврова были при помощи следующих тактик: тактика иллюстрирования, тактика указания на перспективу, тактика контрастивного (сопоставительного) анализа, тактика признания существования проблемы, тактика разъяснения, тактика комментирования, тактика указания на путь решения проблемы, тактика выражения согласия, тактика комплимента и др.
В третьей главе нашего исследования приведена типология оценки.
Выявлены мишени отрицательной оценки и объекты положительной оценки в речи С.В. Лаврова. Положительный предикат в речи политика представлен эксплицитно. Он выражается лексически и синтаксически.Отрицательная оценка в интервью, в пресс-конференциях выражается следующими способами: лексическими средствами, фразеологизмами, прилагательными, существительными.
Сергей Лавров - доминантный собеседник, который в общении демонстрирует инициативу.
В целом, речь Сергея Викторовича Лаврова может быть интересна исследователям как речь одного из самых интересных и успешных политиков на мировой арене. Независимо от тональности общения, диалоги и монологи с его участием коммуникативно удачны и ведут к желаемому результату: донесению информации до адресата.
На наш взгляд, перспективной задачей исследования является изучение речевого портрета С.В. Лаврова с позиции компетентностного подхода.
Антропоцентрическая парадигма современной лингвистики поставила во главу угла человека как творца языковой и речевой деятельности. Интеллект и индивидуальные особенности человека зачастую отражаются в его языке и речи. Именно поэтому, как считают исследователи, говорить о человеке можно только как о личности, воплощенной в языке.
Методика речевого портретирования в современном языкознании уже достаточно хорошо разработана. Но, несмотря на то, что в современном языкознании появляется все больше и больше работ, связанных с понятием «речевой портрет», однозначного определения этот феномен не имеет.В качестве рабочего в настоящем исследовании было использовано следующее определение: «речевой портрет - это разновидность характеристики языковой личности, в центре которой находится индивидуальная речевая манера конкретной (-ых) языковой (-ых) личности (-ей) в определенной коммуникативной ситуации. По речевому портрету можно судить о социальном положении, уровне образования, культурных предпочтений, психотипических особенностях индивида или совокупной языковой личности».
В ходе анализа теоретико-методологических работ установлено, что под политическим дискурсом понимается текст, функционирующий в общественно-политической сфере и обладающий определенной тематикой, связанной с различными политическими вопросами. Политическая деятельность отражается в структуре политического дискурса, так как он является одной из форм политической деятельности.
Было установлено, что для достижения цели общения С.В. Лавров в беседе чаще всего использует 3 коммуникативные стратегии (аргументативная стратегия, информативно-интерпретационная стратегия, стратегия создания положительной тональности общения), которые свойственны для публичных выступлений, в том числе характерны и для политического дискурса.
Реализованы эти стратегии в речи С.В. Лаврова были при помощи следующих тактик: тактика иллюстрирования, тактика указания на перспективу, тактика контрастивного (сопоставительного) анализа, тактика признания существования проблемы, тактика разъяснения, тактика комментирования, тактика указания на путь решения проблемы, тактика выражения согласия, тактика комплимента и др.
В третьей главе нашего исследования приведена типология оценки.
Выявлены мишени отрицательной оценки и объекты положительной оценки в речи С.В. Лаврова. Положительный предикат в речи политика представлен эксплицитно. Он выражается лексически и синтаксически.Отрицательная оценка в интервью, в пресс-конференциях выражается следующими способами: лексическими средствами, фразеологизмами, прилагательными, существительными.
Сергей Лавров - доминантный собеседник, который в общении демонстрирует инициативу.
В целом, речь Сергея Викторовича Лаврова может быть интересна исследователям как речь одного из самых интересных и успешных политиков на мировой арене. Независимо от тональности общения, диалоги и монологи с его участием коммуникативно удачны и ведут к желаемому результату: донесению информации до адресата.
На наш взгляд, перспективной задачей исследования является изучение речевого портрета С.В. Лаврова с позиции компетентностного подхода.
Подобные работы
- Специфика речевого портрета политика как отражение современных тенденций политкорректности
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022



