Введение
1 Скандинавская ходьба как вид двигательной активности 6
1.1 Оздоровительное значение скандинавской ходьбы 6
1.2 Общие основы техники скандинавской ходьбы 10
1.3 Особенности обучения двигательному действию людей среднего и
пожилого возраста 13
1.3.1 Общие основы обучения двигательному действию 14
1.3.2 Возрастные особенности людей среднего и пожилого возраста,
характеризующие процесс обучения двигательному действию 19
2 Организация и методы исследования 21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Характеристика методов исследования 21
3 Анализ результатов исследования 24
3.1 Методика обучения скандинавской ходьбе 24
3.2 Анализ результатов исследования 33
3.3 Анализ итоговых показателей овладения двигательным действием... 39
Заключение 42
Практические рекомендации 44
Список использованных источников 45
Ошибочно полагать, что научно - технический прогресс несет людям только благо. При современном ритме жизни люди начинают забывать, что такое двигательная акивность, также при борьбе за эти блага часто возникают серьезные потери и тем самым люди несут значительный ущерб для своего здоровья. Люди страдают от загрязнений окружающей среды отходами промышленности и транспорта, от нервных перегрузок, которые вызваны напряженным ритмом жизни, от патологически малой двигательной активности и от растренированности механизмов терморегуляции, обеспечивающих закаливание организма. Большая часть населения избегает физической нагрузки, из-за чего возникают различные заболевания, предотвратить которые можно с помощью ведения здорового образа жизни. В качестве физической тренировки можно использовать такой вид двигательной активности, как скандинавская ходьба. Скандинавская ходьба - это вид физической активности, в котором используется определенная методика занятий и техника ходьбы при помощи специально разработанных палок, она стала популярна в конце 1990 - х годов во всем мире. Этот вид двигательной активности является доступным, но чтобы был эффект от тренировок, необходимо владеть правильной техникой.
Так как мы работали с людьми среднего и пожилого возраста, то стоит отметить, что способности пожилых людей к освоению новых двигательных действий начиная с 30 - 40 лет постепенно и неизбежно снижается. Автоматизм в осваиваемых движениях проявляется менее выраженно, каждое действие требует повышенной концентрации внимания, двигательная память слабеет. К тому же с возрастом падает способность переключаться с одного вида движения на другой, что связано не только с общей заторможенностью двигательной деятельности, но и ухудшением кровоснабжения всех работающих систем организма кислородом и питательными веществами.
Объект исследования: процесс обучения скандинавской ходьбе.
Предмет исследования: методика обучения скандинавской ходьбе.
Цель исследования: разработка методики обучения технике скандинавской ходьбы лиц среднего и пожилого возраста.
Принято считать, что овладение новым двигательным действием в большей мере зависит от уровня развития координационных способностей, мы же выдвигаем следующую гипотезу: овладение двигательным действием людей среднего и пожилого возраста до уровня навыка зависит от уровня физической подготовленности, а не от уровня развития координационных способностей.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс обучения скандинавской ходьбе.
2. Определить уровень работоспособности занимающихся и координационные способности.
3. Рассмотреть взаимосвязь между уровнем физической подготовленности, координационными способностями и процессом обучения скандинавской ходьбе.
Методы исследования:
- анализ литературных источников;
- анкетирование;
- контрольные испытания;
- видеосъемка.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Умение и навык характеризуют степень владения изучаемым двигательным действием, уровень способности обучаемого применять материал при решении практических задач. Формирование умений и навыков - это одна из целей обучения. Вначале обучаемый формирует знания о двигательном действии, а потом им овладевает в форме умения и по мере его автоматизации двигательное умение переходит в навык. Объекты, требующие концентрации внимания при исполнении действия, называют «основными опорными точками» (ООТ), а их совокупность, составляющую программу действия, называют «ориентировочной основой действия» (ООД). Процесс обучения следует начинать с знания о двигательном действии, затем начинать овладевать более простыми элементами двигательного действия, которые в дальнейшем переходят в более сложные.
2. По результатам контрольного тестирования занимающиеся были разделены условно на две группы по уровню физической подготовленности. К первой группе относились те, у кого уровень физической подготовленности был хорошим, а ко второй группе относились занимающиеся у которых уровень физической подготовленности был удовлетворительным. Об этом свидетельствуют результаты проверки координационных способностей и работы сердечной деятельности.
3. В ходе обучающего процесса было установлено, что для овладения двигательным действием до уровня навыка хватает 5 занятий для тех, кто обладает хорошим уровнем физической подготовленности. У этих занимающихся техника начинает нарушаться к концу тренировки. Для тех, кто владеет более низким уровнем физической подготовленности нужно не менее 8 занятий, чтобы овладеть двигательным действием до уровня навыка. У этой группы занимающихся техника не стабильна, ее постоянно приходится контролировать потому, что она начинает нарушаться ближе к середине занятия, но бывает и раньше. Следовательно, наша гипотеза подтверждается, что овладение двигательным действием людей среднего и пожилого возраста до уровня навыка зависит от уровня физической подготовленности, а не от уровня развития координационных способностей.