ВВЕДЕНИЕ 4
1 Аспекты управления проектом модернизации производства 6
1.1 Основы управления проектами 6
1.2 Применение стратегического менеджмента в проектах
модернизации предприятий 17
1.3 Управление проектом инновационных преобразований 24
2 Диагностика и анализ деятельности ООО «Траян» 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Траян» 31
2.2 Анализ внутренней среды ООО «Траян» 45
2.3 Классификация и выбор проблем по уровням системы управления 51
3 Разработка и реализация проекта модернизации производства
ООО «Траян» 56
3.1 Разработка проекта модернизации 56
3.2 Реализация проекта модернизации 60
3.3 Расчет экономической эффективности проекта модернизации 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Л 80-91
Тема модернизации во все периоды развития российской экономики, начиная с момента появления самого понятия в 60-е годы ХХ столетия, являлась крайне актуальной.Однако очень важную роль в структуре системного усовершенствования экономики Российской Федерации играет микроэкономическая модернизация, основой которой является модернизация российских предприятий. Предприятие в нашей стране было и остается основной ячейкой, своеобразной единицей в масштабной системе народного хозяйства. Это связано с тем, что, во-первых, на уровне предприятия взаимодействуют и реализуются все виды модернизации на основе разнообразной ресурсной базы. Во-вторых, деятельность и структура предприятия тесным образом переплетаются с функционированием предприятия, и все изменения, которые имеют место в обществе, параллельно воздействуют на предприятия.
В настоящее время темпы экономического роста в значительной степени определяются влиянием внешних экономических факторов и неустойчивостью внутренней экономической конъюнктуры.
Устойчивый экономический рост возможен только при условии роста инвестиций в основной капитал предприятия, но, так как кризис, вызванный реформами 90-х годов, носил системный характер, а в инвестиционной сфере он был более глубоким, чем в экономике и промышленности, то вследствие этого процессы старения и износа основных фондов, прежде всего производственного оборудования, значительно ускорились, и уже не соответствуют возросшим требованиям экономики, что ставит под угрозу экономическую безопасность страны, увеличивает опасность нарастания техногенных катастроф. В сложившейся ситуации предприятия должны осуществить комплексную модернизацию производства и его переориентацию на выпуск инновационной и конкурентоспособной продукции.
Объективность и необходимость модернизации предприятий также обусловлены требованиями выживания в условиях все более возрастающего уровня конкуренции.
Целью работы является разработка проекта модернизации производства на предприятии.
Задачи работы:
- дать оценку состояния рынка грузовых перевозок в РФ и Красноярском крае;
- провести анализ деятельности ООО «Траян»;
- разработать проект модернизации основных средств ООО «Траян»;
- оценить эффективность разработанного проекта.
Объектом исследования дипломного проекта является Общество с ограниченной ответственностью «Траян» (ООО «Траян»).
При выполнении дипломного проекта использовались методы сравнительного анализа, статистические методы, группировки данных, логическое обобщение, а также табличные и графические приемы визуализации экономико-статистических данных, которые позволили изучить исследуемые проблемы.
Методологические основы дипломного проекта: при проведении исследований использовались методические пособия и публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященных исследуемой проблеме.
Информационная база работы: научные и учебно-методические публикации по теме исследования, отечественных и зарубежных авторов, таких как: Ю.Т. Шестопала, В.Д. Дорофеева, В.А. Дресвянникова, И.А.Шилкова, М.Б. Шифрина, Р.Н Шамгунова., В. И. Воронина и др.; Устав и финансовые (бухгалтерские) отчеты предприятия, отчетные данные о деятельности предприятия, справочные и нормативные материалы.
Обобщая концепцию системы управления проектами, можно подчеркнуть и особо более четко выделить следующие признаки проекта:
а) проект подразумевает формулирование определенной цели или конечного результата в терминах стоимости, сроков и предъявляемых требований;
б) проект - это ограниченное по времени мероприятие, когда рабочий коллектив под руководством ответственных работников (или организации), материалы и оборудование собираются на период выполнения поставленной цели;
в) проекты требуют привлечения ресурсов из разных структурных подразделений организации, и, возможно, извне;
г) осуществление проекта предполагает работу в условиях неопределенности и риска, а также учет факторов влияния внешней среды окружения проекта.
Обращаясь к общим вопросам управления проектами, необходимо отметить, что профессиональное управление проектами в современном представлении связывают с творческой деятельностью по руководству и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и технологий управления для достижения в проекте результатов по составу и объему работ, их стоимости, времени и качеству выполнения к удовлетворению ожиданий участников проекта.
Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.управление инновационным проектом представляет собой руководство людскими и иными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта посредством современных методов и управленческих технологий для достижения поставленных целей проекта и результатов.
Управление проектами - это деятельность, направленная на достижение поставленных задач, реализацию определённых планов, используя имеющиеся ресурсы - время, капитал, людей. В основе управления проектами лежит планирование - краткосрочное или на более длительный период. В бизнес- процессах планирование основывается на определённых методиках планирования: в зависимости от приоритета задач и сроков их выполнения.
Управление проектами - это и есть решение ряда небольших отдельных задач на разных этапах проекта. Путем решения более мелких действий можно приближаться к поставленной цели. То есть, управление проектами - это постоянный переход от простого к сложному, и трансформация одной большой задачи в более простые мероприятия, состоящие из шаблонных процедур.
Процессы модернизации являются объектом стратегического управления предприятием. Стратегия модернизации, обладая рядом отличительных особенностей, определяется как неотъемлемая часть стратегического развития предприятия. Она является разновидностью, возможным вариантом, а, в некоторых случаях, частью стратегии развития предприятия.
Проектирование инновационных преобразований предусматривает определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки конечной цели до ее практической реализации. Осуществление инновационной стратегии сопровождается преобразованиями как в обновлении состава и использовании различных ресурсов, так и в перепроектировании, деловых процессов, что обусловлено нововведениями в аппаратные управления и организационных структурах фирм и компаний, эти преобразования означают переход от инновационной стратег и к инновационному проекту, мероприятия по которому находят отражение в локальных проектах.
Таким образом, проведенный анализ позволил сделать следующие выводы: выручка от реализации услуг ООО «Траян» за анализируемый период значительно уменьшилась. Изменение объема продаж услугв ООО «Траян» составило -32%. В течении данного периода отмечен высокий уровень коммерческих и управленческих расходов. На начало заданного периода их доля составляла 26.67 %, от себестоимости, а на конец периода 41,55 %.
Показателем снижения эффективности деятельности предприятия можно назвать более высокий темп снижения себестоимости по отношению к снижению выручки. Динамика источников образования имущества характеризует отрицательную тенденцию.
К концу периода отмечено увеличение заемных средств, что связано с необходимостью привлечения денежных средств для расширения деятельности предприятия, которое влечет за собой затраты, связанные с приобретением оборудования, автотранспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря и пр. В целом, к концу указанного периода отмечено снижение эффективности деятельности предприятия ООО «Траян» .
Списочная численность штата ООО «Траян» за 2014 год составила 126 человек. Уровень укомплектованности кадров составляет 97,9%. Что говорит о стабильности кадрового состава.
Проведенный анализ показателей деятельности предприятия показал снижение рентабельности деятельности предприятия, основными причинами которого является значительный износ автотранспортных средств и оборудования.
В результате проведенного SWOT-анализ деятельности ООО «Траян» определены слабые стороны предприятия, в частности значительный износ основных средств, недостаточно сильная мотивация персонала, сверхнормативная загруженность некоторых служб предприятия.
Наибольший удельный вес в структуре основных средств предприятия в течении анализируемого периода занимают автотранспортные средства - более 47%. Средний возраст автотранспортных средств составляет более 10-12 лет. Значительная доля автотранспортных средств принадлежит к автомобилям большой грузоподъемности и спецтехнике (48,2 %).
Поддержание такого количества автотранспортных средств в технически исправном состоянии требует значительных вложений, как в денежном эквиваленте, так и в трудовых ресурсах.
В целях повышения эффективности ООО «Траян» необходимо установить пути снижения расходов и уменьшения убытков, вызванных спецификой производственного процесса и ремонта автотранспортных средств.
Снижение расходов предполагается осуществить за счет улучшения качества работ, замены устаревших транспортных средств предприятия и приобретения современного технологического оборудования.
В настоящий момент в функционировании автотранспортного цеха предприятия выделяются следующие недостатки: износ имеющегося технологического оборудования, недостаток современного технологического оборудования; повышенная трудоемкость работ; нарушение технологии, как результат - снижение качества; низкий уровень механизации производства, как результат - высокая себестоимость.
Из-за недостатка современного технологического оборудования и износа, имеющегося в автотранспортном цехе, работы по ремонту занимают значительное время простоя автотранспортных средств. Данное обстоятельство негативно влияет на коэффициент технической готовности и состояния автотранспортных средств ООО «Траян».
В рамках стратегии развития предприятия рассмотрим проект модернизации производственно-технической базы автотранспортного цеха ООО «Траян».
Анализируя данные по составу автотранспортных средств сделаны следующие выводы:
- средний возраст автотранспортных средств составляет более 10-12 лет;
- значительная доля парка автотранспорта принадлежит автомобилям особо большой грузоподъемности и спецтехнике (48,2 %).
Поддержание такого количества автотранспортных средств в технически исправном состоянии требует значительных вложений, как в денежном эквиваленте, так и в трудовых ресурсах.
Модернизация ООО «Траян» позволит выполнить требования технологического процесса ремонта автотранспортных средств, снизить трудоёмкость и себестоимость работ, повысить качество ремонтных работ на предприятии, увеличив тем самым срок службы, получить экономический эффект от проведенной модернизации предприятия.
В результате реализации мероприятий проекта модернизации ООО «Траян» предприятие получит дополнительную прибыль, сократит амортизационные расходы, повысит показатели эффективности производственной деятельности.