Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическое обеспечение промежуточной аттестации на инструментарии Worldskills для измерения профессиональной компетентности студентов специальности «Информационные системы»

Работа №24789

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информационные системы

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
948
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 Характеристика образовательной деятельности по
специальности среднего профессионального образования специальности «Информационные системы» (по отраслям) 10
1.1 Анализ проблем профессионального образования в
условиях рыночной экономики 10
1.2 Характеристика образовательной деятельности по
специальности «Информационные системы» 12
1.3 Потенциал инструментария WorldSkills для
промежуточной аттестации в массовом учебном процессе 18
2 Разработка и обоснование методического обеспечения междисциплинарного курса и промежуточной аттестации по специальности «Информационные системы (по отраслям) с
учетом требований международных стандартов 25
2.1 Обоснование и разработка методического обеспечения
междисциплинарного курса 25
2.2 Разработка методического обеспечения
междисциплинарного экзамена по курсу «Создание интернет приложений» 47
3 Реализация методического обеспечения
междисциплинарного курса и промежуточной аттестации в массовом учебном процессе 56
3.1 Реализация методического обеспечения
междисциплинарного курса «Создание интернет приложений» 56
3.2 Реализация методического обеспечения промежуточной
аттестации междисциплинарного курса «Создание интернет приложений» 71
Заключение 76
Список сокращений 79
Список использованных источников 80



Актуальность исследования. Вопрос квалифицированных кадров, является одним из определяющих факторов успешного развития экономики любого предприятия и страны в целом.
Одной из целей, поставленных президентом Российской Федерации в послании от 4 декабря 2014 года перед образовательным учреждением, является формирование квалифицированного конкурентоспособного специалиста, владеющего достаточным уровнем теории и практики, адаптированного к условиям современного производства [53].
В экономическом мониторинге образования Я. Кузьминова, ректора Высшей школы экономики, говорится о том, что более половины принятых на работу выпускников российских образовательных учреждений приходится доучивать на рабочем месте для того, чтобы выработать у них необходимые для профессии навыки [3].
Главная претензия работодателей к системе среднего профессионального образования России - оторванность знаний, получаемых выпускниками, от практики. По мнению Факторович А.А., Огородовой Л.М., Блинова В.И., Лейбовича А.Н. для качественной подготовки квалифицированных работников необходимо тесное сотрудничество системы образования и работодателей.
С целью повышения уровня подготовки выпускников система образования внедряет реформы: вносит изменения в Федеральный закон об образовании, обновляет образовательные стандарты, внедряет в учебный процесс, инновационные образовательные технологии, совершенствует материально-техническую базу.
Среднее профессиональное образование (СПО) как составная часть профессионального образования России выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения современного производства, науки и техники. Перспективы развития социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных компетенций и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру
предпринимательства, умение осознавать и предъявлять себя другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполненную работу. Необходимо формировать у специалиста - выпускника готовность к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивать его профессиональную мобильность и конкурентоспособность, отвечающую запросам современного и перспективного рынка труда.
В соответствии с требованиями ФГОС образовательные программы должны быть согласованы с работодателями, учтены требования профессиональных стандартов и международных измерителей профессиональных компетенций.
После вступления Российской Федерации в движение WorldSkills International в руках у государства и общества появился уникальный эффективный инструмент комплексной проверки качества профессионального образования на различных уровнях его организации [5].
Система формирования и развития конкурсов профессионального мастерства в соответствии со стандартами WorldSkills призвана организовать разработку новых образовательных программ, использовать эффективные методики и технологии не столько для подготовки обучающихся к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills, сколько для развития системы среднего профессионального образования, коррелирующей с существующими требованиями, предъявленными современным обществом к уровню профессиональной подготовки кадров.
В связи с этим необходимо внести изменения в содержание образовательных программ, реализовать комплекс мер, позволяющих изменить образовательный процесс в соответствии с требованиями рынка труда.
Использование принципов и стандартов WorldSkills можно рассматривать как инструмент независимой оценки профессиональной компетентности специалистов, так и измерения компетенций выпускников в период промежуточной и итоговой аттестации по специальности «Информационные системы». Для этого необходимо перестроить учебный процесс в идеологии обратного дизайна, разработать методическое обеспечение с учетом суммирующей системы оценки.
Проблема исследования определяется рядом противоречий:
- между требованиями рынка труда ИТ - специальностей к выпускникам, способным к практической деятельности и слабой практико- ориентированностью традиционной системы подготовки;
- между возможностями учебного процесса по профильным междисциплинарным курсам направления подготовки Информационные системы (по отраслям) в формировании практических навыков будущих выпускников и отсутствием соответствующих оценочных средств этого процесса;
- между потенциалом инструментария Worldskills для оценки сформированности профессиональных компетенций будущих выпускников направления Информационные системы (по отраслям) при проведении промежуточной аттестации и не разработанностью методического обеспечения этого процесса с использованием названного инструментария.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования, которая состоит в не использовании потенциала инструментария Worldskills для результативного изменения учебного процесса.
Актуальность исследования определяет цель исследования, в соответствии с которой определены его объект и предмет.
Цель работы: разработка методического обеспечения промежуточной аттестации с использованием инструментария Worldskills для измерения профессиональной компетенций студентов специальности Информационные системы (по отраслям).
Объект исследования: образовательная деятельность по междисциплинарному курсу «Создание интернет приложений» специальности Информационные системы (по отраслям).
Предмет исследования: методическое обеспечение промежуточной аттестации с использованием инструментария WorldSkills.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования быта выдвинута гипотеза о том, что методическое обеспечение промежуточной аттестации обеспечит использование инструментария Worldskills для измерения профессиональной компетенции студентов специальности Информационные системы (по отраслям), если:
- курс является междисциплинарным и методически построен в идеологии обратного дизайна;
- выявлен потенциал инструментария WorldSkills для промежуточной аттестации в массовом учебном процессе;
- разработаны и реализованы практико - ориентированные задания для коллективных и индивидуальных работ студента на основе инструментария WorldSkills;
- система текущего оценивания является суммирующей и критериально согласованна с системой оценивания WorldSkills;
- экзамен по междисциплинарному курсу проводится независимыми экспертами - представителями работодателя.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
Сформулированные цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
1) Охарактеризировать образовательную деятельность по специальности Информационные системы (по отраслям).
2) Выявить потенциал инструментария WorldSkills для промежуточной аттестации в массовом учебном процессе.
3) Разработать и реализовать практико - ориентированные задания и систему текущего оценивания в методическом обеспечении междисциплинарного курса «Создание интернет приложений» для специальности «Информационные системы (по отраслям) с учетом требований ФГОС СПО и инструментария WorldSkills.
4) Реализовать методическое обеспечение междисциплинарного курса и промежуточной аттестации на инструментарии WorldSkills.
Практическая значимость работы: заключается в том, что разработано методическое обеспечение в соответствии с требованиями ФГОС СПО и инструментария WorldSkills для измерения профессиональной компетентности студентов на примере междисциплинарного курса «Создание интернет приложений» основу которого составляет инструментарий WorldSkills; фонд оценочных средств представляет собой комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания уровня знаний, умений и профессиональных компетенций обучающихся на примере междисциплинарного курса «Создание интернет приложений»; разработан электронный курс, в соответствии с разработанным методическим обеспечением, включающий составленные фонды оценочных средств, позволяющий измерить уровень профессиональной компетентности студентов по данному междисциплинарному курсу.
Для решения проблем исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по вопросам особенностей учебной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования;
- анализ литературы по вопросам создания программно - методического обеспечения, методического обеспечения и фонда оценочных средствЬмеждисциплинарного курса в системе среднего профессионального образования;
- анализ отбора экспертов;
- апробация, анкетирование, экспертная оценка.
О результатах исследования сообщалось на:
- 2017 г.Канский технологический колледж, XVIII межрегиональная научно-практическая конференция «Инновации. Развитие. Будущее», педагогическая мастерская преподавателей и мастеров производственного обучения, направление «Реализация компетентностного подхода: Опыт формирования профессиональных компетенций» - предъявление опыта работы, публикация;
- 2017 г., Москва, Федеральное государственное автономное
учреждение «Федеральный институт развития», номинации «Лучший электронный учебно-методический комплекс по профессиям ТОП-50»;
- 2018г., Канск, КГБПОУ«Канский технологический колледж», Школа
молодого специалиста - направление «Реализация компетентностного подхода: Опыт формирования профессиональных компетенций» -
предъявление опыта работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из основных и приоритетных задач каждого государства являются подготовка высококвалифицированных специалистов и развитие человеческих ресурсов, реализация которых несет в себе залог стабильного экономического развития страны, а также ее интеграции в мировое экономическое пространство. Современный рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к качеству трудового ресурса, которые на сегодняшний день достаточно сложно обеспечить в полном объеме на одну единицу рабочей силы: это высокая мобильность, достаточный уровень профессионализма, квалификационный потенциал, психоэмоциональная устойчивость, способность к быстрой адаптации и т. д. Следствием этого становятся проблемы эффективного обеспечения экономической ниши страны полноценными кадрами, рассогласования сферы образования, готовящей рабочий потенциал, рынка труда, обеспечивающего его функционирование.
Внедрение в деятельность образовательных учреждений инструментария WorldSkills позволит решить данную проблему, а так же будет способствовать повышению качества образования, делая его более универсальным, а, следовательно, положительно влияющее на трудоустройство выпускников.
В ходе исследования полностью подтвердились положения гипотезы, решены поставленные задачи, получены следующие результаты и выводы.
Выявлены проблемы профессионального образования в условиях рыночной экономики. Обозначена основная проблема системы среднего профессионального образования России: «Несоответствие компетентности выпускников требованиям работодателей».
Охарактеризована образовательная деятельность по специальности «Информационные системы». Построена матрица профессиональных компетенций, из результатов который видно, что для качественного освоения процесса изучения материала, необходимо чтобы курс был междисциплинарным. Для того чтобы не отставать от мировых тенденций, необходимо чтобы междисциплинарный курс был построен в идеологии обратного дизайна, где главным критерием становится результат обучения и траектория его достижения
Выявлен потенциал использования инструментария WorldSkills в образовательном процессе, который предусматривает:
- разработку заданий моделирующих реальные производственные ситуации которые демонстрируют профессиональные умения и навыки;
- возможности для самореализации;
- независимую экспертную оценку ;
- субъективное и объективное оценивание задания;
- суммирующую систему оценки дающую понимание, какие знания и навыки освоены и закреплены участником в полном объеме, показывающую проблемы в знаниях;
- использование критериев оценивания для текущей и промежуточной аттестации;
- проведение государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена.
Исходя из проделанной работы был сделан вывод о том, что используя стандарты движения WS в образовательном процессе, происходит не только освоение обучающимися профессиональных компетенций ФГОС СПО и трудовых функций Профессиональных стандартов, но и повышается качество профессиональной подготовки, развивается профессиональное и креативное мышление студентов, формируется опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности, совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами
Разработаны практико-ориентированные задания для коллективных и индивидуальных работ студента на основе инструментария WorldSkills. Разработан фонд оценочных средств который критериально согласован с системой оценивании WorldSkills. За основу взята суммирующая система оценивания заданий практико-ориентированных заданий, позволяющая дать четкое понимание, какие знания и навыки усвоены и закреплены обучающимися и показать проблемные точки в образовательном процессе.
В итоге проделанной работы мы модифицировали программу профессионального модуля, изменили содержание и критерии оценивания междисциплинарного курса «Создание интернет приложений», провели корректировку учебного плана.
С целью внедрения разработанного методического обеспечения, был проведен демонстрационный экзамен по междисциплинарному курсу «Создание интернет приложений» по компетенции «Веб дизайн и разработка», оцененный независимыми экспертами - представителями работодателя. Участники эксперимента - обучающиеся КГБПОУ «Канский технологический колледж» по специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)». Количество участников: 10 человек. Возраст участников: 19 -21 года.
По итогам проведенного демонстрационного экзамена был показан положительный результат использования методического обеспечения разработанного в соответствии со стандартами WorldSkills.
Для подготовки к сдаче демонстрационного экзамена по компетенции «Веб дизайн и разработка» был разработан электронный курс в котором было отражено методическое обеспечение междисциплинарного курса «Создание интернет приложений».
Результаты экспертной оценки, а также акт внедрения, подтверждают что методическое обеспечение междисциплинарного курса «Создание интернет приложений» разработанное в соответствии со стандартами WorldSkillsпозволяет формировать и измерить профессиональные компетенции студентов специальности «Информационные системы».


Годин, В.В. КиберЛенинка - научная электронная библиотека. [Электронный ресурс] / В.В. Годин, Е.А. Митрофанова, Е.В. Васильева // Концепция рамки квалификации в сфере информационных технологий на основе требований профессиональных стандартов - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/kontseptsiya-ramki-kvalifikatsii-v-sfere- informatsionnyh-tehnologiy-na-osnove-trebovaniy-professionalnyh-standartov
2Годин, В.В. КиберЛенинка - научная электронная библиотека. [Электронный ресурс] / В.В. Годин, Е.А. Митрофанова, Е.В. Васильева // Проект рамки квалификации направления подготовки «Информационный менеджмент» - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/proekt-ramki- kvalifikatsii-napravleniya-podgotovki-informatsionnyy-menedzhment
3 Белоусова, И.Д. КиберЛенинка - научная электронная библиотека. [Электронный ресурс] / И.Д. Белоусова// Реализация компетентностного подхода при разработке профессиональных и образовательных стандартов для сферы ИТ - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/realizatsiya- kompetentnostnogo-podhoda-pri-razrabotke-professionalnyh-i-obrazovatelnyh- standartov-dlya-sfery-it
4 Олейникова, О.Н. DOCPLAYER/ [Электронный ресурс] / О.Н.
Олейникова, А.А. Муравьева // Профессиональные стандарты - основной критерий повышения качества профессионального образования -Режим доступа: http://docplayer.ru/26162925-Professionalnye-standarty-osnovnoy-
kriteriy-povysheniya-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya.html
5 Канаева, О.В. Инфоурок - Ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс] / Канаева О.В., Осипова А.В. // Соревнования WorldSkills - Режим доступа: https://infourok.ru/nauchnaya-rabota- sorevnovaniya-orldskills-2349401.html
6 Федотова, С.Н. Социальная сеть работников образования / С.Н.
Федотова // Современные подходы к организации и содержанию учебных и производственных практик при реализации перечня 50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей СПО (топ - 50) - Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-
pedagogika/library/2018/01/22/22-01-2018-sovremennye-podhody-k-organizatsii-i
7 Белоусова, И.Д. КиберЛенинка - научная электронная библиотека. [Электронный ресурс] / И.Д. Белоусова// Реализация компетентностного подхода при разработке профессиональных и образовательных стандартов для сферы ИТ - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/realizatsiya- kompetentnostnogo-podhoda-pri-razrabotke-professionalnyh-i-obrazovatelnyh- standartov-dlya-sfery-it
9 Югфельд, Е.А. ПрофОбразование / Е.А. Югфельд // Среднее профессиональное образование: проблемы подготовки специалистов рабочих профессий - Режим доступа: Ьйр://проф-обр.рф/Ь1од/2014-10-30-385
10 Сабирова, Д.К. КиберЛенинка - научная электронная библиотека. [Электронный ресурс] / К.Д. Сабирова // Работодатели и вузы: взаимодействие и перспективы - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rabotodateli-i-vuzy-vzaimodeystvie-i-perspektivy
11 Золотарева, Н.М. КиберЛенинка - научная электронная библиотека.
[Электронный ресурс] / Н.М. Золотарева // Присоединение России к WorldSkillsInternational - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/prisoedinenie-rossii-k-worldskills-international
12 Антонова, М.В. WORLDSKILLS - инструмент профессионального
образования. [Электронный ресурс] / М.В. Антонова. // МРИО Площадкабольших возможностей. - Режим доступа:
http://www.mrioback.edurm.ru/files/corp/rrrrr.pdf
13 Смолина, О.А. КиберЛенинка - научная электронная библиотека. [Электронный ресурс] / О.А. Смолина // О формировании востребованной системы оценки квалификаций в формате WorldSkills - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-vostrebovannoy-sistemy-otsenki- kvalifikatsiy-v-formate-worldskills
14 Осипов, М.В. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» / М.В. Осипов // Проектирование образовательного процесса в идеологии «обратного дизайна» - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19488
15 Блинов, В.И. Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт развития образования» / В.И. Блинов, И.А. Волошина,Е.Ю. Есенина,А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков // Словарь- справочник современного российского профессионального образования - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=985
16 Киричек, К. А. Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика» / К. А. Киричек // Технология интегрированного обучения в формировании и развитии профессиональной компетентности студентов в системе среднего профессионального образования - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4843
17 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. №5. С. 34-42.
18 Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика.- 1997. №2. - С. 21-29.Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
19 Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования // Режим доступа: http://center- prof38.ru/content/demonstracionnyy-ekzamen
20 Рабочая программа профессионального модуля Участие в разработке информационных систем по специальности 09.02.04 Информационные системы по отраслям
21 Краюшкина, М.А. Ведущий образовательный портал России - ИнфоУрок / М.А. Краюшкина // Проблема активности личности в обучении - Режим доступа: https://infourok.ru/problema-aktivnosti-lichnosti-v-obuchenii- 1948206.html
22 Дмитриева, Е.С. Социальная сеть работников образования / Е.С. Дмитриева // Активные методы обучения - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-
tekhnologii/library/2016/04/14/aktivnye-metody-obucheniya-metod
23 Шахова, Е. Н. Журнал для работников образования - Метод сборник / Е.Н. Шахова // Практические занятия с использованием стандартов WorldSkills как средство повышения качества подготовки педагогических кадров - Режим доступа: http://metod-sbornik.ru/professionalnoe- obrazovanie/1405-05510
24 Сидорова, И.В. КиберЛенинка - научная электронная библиотека. [Электронный ресурс] / И.В. Сидорова, Е.А. Желонкина // Разработка оценочных средств, определяющих уровень сформированное компетенций у обучающихся в ходе текущей и промежуточной аттестации - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-otsenochnyh-sredstv-opredelyayuschih- uroven-sformirovannosti-kompetentsiy-u-obuchayuschihsya-v-hode-tekuschey-i
25 Нехаев, И.Н. Анализ качества процесса обучения с использованием онлайн-курсов / И.Н. Нехаев // Лучшие практики электронного обучения. Материалы II методической конференции. - Томск: Из-во Том. ун-ва, 2016. - с. 8.
26 Маслова, Ю.В. Особенности применения электронного обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов / Ю.В. Маслова, А.П. Коханенко // Лучшие практики электронного обучения. Материалы II методической конференции. - Томск: Из-во Том. ун-ва, 2016. - с. 53.
27 Положение об электронных образовательных ресурсах, утвержденное ректором ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» от 17.06.2013г.
28 Положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ утвержденное ректором ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» от 17.05.2017г.
29 Зимина, О.В. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина, А.И. Кириллов. М.: «МЭИ», 2003, - 167-169 с.
30 Публикация материала для обучения [Электронный ресурс] / Требования к педагогическим программным средствам. Режим доступа: http://lektsii.org/8-35512.html.
31 Вороная, Е.И. Электронно-образовательные ресурсы: учет и использование в ОУ СПО: Методические рекомендации / Е.И. Вороная. - Симферополь: КЦРПО, 2015. - 31 с.
32 Сексенбаев К. Молодой ученый / К. Сексенбаев, Б.К. Султанова, М.К. Кисина//Информационные технологии в развитии современного информационного общества - 2015. - №24 - С. 191-194. - Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/104/24209
33 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение // Федеральный центр образовательного законодательства- Режим доступа: http://www.lexed.ru/praktika/realizatsiya-273- fz/detail.php?ELEMENT_ID=
2880
34 Педагогический эксперимент как составная часть инновационного процесса - современная тенденция в образовании [Электронный образовательный ресурс] / Учебно-методический центр" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. - Режим gоступа:https://docviewer.yandex.ru/view/14918049/?*=3nAziH6TzNoKTV2CX OmxOAYZfe17InVybCI6Imh0dHA6Ly9ubWNwby5uYXJvZC5ydS9iaWJsaW90 ZWthL21ldHJlcy9tcjJfT0VSLmRvYyIsInRpdGxlIjoibXIyX09FUi5kb2MiLCJ1a WQiOiIxNDkxODA0OSIsInl1IjoiNjYzNjI3MDQxMTQ2OTE2MTE1NyIsIm5va WZyYW1lIjp0cnVlLCJ0cyI6MTQ5NTk0Nzc3OTUzNn0%3D&lang=ru.
35 Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 - Педагогика и психология». - Стерлитамак: Стерлитамак.гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ