Введение 4
1 Теоретические основы применения SMM-технологий в продвижении
товаров и услуг на рынке недвижимости 9
1.1 SMM-технологии как актуальное направление продвижения в сети
Интернет 9
1.2 Особенности продвижения товаров и услуг на рынке недвижимости... 26
2 Использование SMM-технологий в деятельности по продвижению
компании ООО «Посад» 37
2.1 Опыт использования SMM-технологий в деятельности по продвижению компании ООО «Посад» 37
2.2 Разработка рекомендаций по развитию применения SMM-технологий в деятельности по продвижению ООО «Посад» 51
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения А-И 75
Актуальность темы исследования. Современные технологии коммуникаций в сети Интернет открывают для различных компаний рынка недвижимости новую возможность грамотного продвижения брендов, товаров или услуг, а также эффективного взаимодействия с целевыми аудиториями.
Интернет, как площадка для серьезной коммуникативной деятельности длительное время не рассматривался, и обычно служил вспомогательным инструментом. На данный момент ситуация кардинально изменилась. Темпы роста российского сегмента сети Интернет настолько стремительны, что коммуникативная активность все больше перемещается в виртуальное пространство.
В настоящее время на рынке наблюдается тенденция выхода различных компаний сферы недвижимости в социальные медиа, которые имеют огромную популярность среди пользователей сети Интернет. Последние несколько лет, социальные сети стали важным и неотъемлемым каналом коммуникаций. Социальные медиа обладают широким потенциалом для продвижения, успешного позиционирования, формирования имиджа и доверия. Кроме того, наличие аудитории, которую легко сегментировать и низкие финансовые затраты на продвижение делают социальные сети привлекательным PR-инструментом.
Однако стоит отметить, что не все компании ведут успешную деятельность в данном направлении. В первую очередь это обусловлено недостатком подготовленных специалистов, а также отсутствием комплексного подхода, и как следствие, слабым использованием всех возможных каналов коммуникации в социальных медиа, часто работа здесь сводится к размещению платной рекламы и платному продвижению.
В условиях острой конкурентной борьбы в сфере недвижимости и развитием Интернет-технологий, необходимо использовать весь арсенал коммуникационных инструментов и эффективно их применять в социальном виртуальном пространстве.
Актуальность заявленной темы исследования заключается в необходимости проведения теоретико-методологических и практико-ориентированных исследований, которые связаны с дальнейшим развитием исследований в области применения социальных сетей в деятельности по связям с общественностью на рынке недвижимости.
Определяя проблему исследования нужно отметить, что в настоящее время существуют противоречия между возрастающим использованием социальных сетей в сфере недвижимости и отсутствием научно обоснованного учебно-методического обеспечения данного вида деятельности, а так же актуальностью использования SMM-технологий при продвижении товаров и услуг на рынке недвижимости и неэффективностью применения их на практике.
Характеризуя степень научной разработанности проблемы, необходимо отметить, что тема применения социальных медиа как инструмента продвижения представлена в научной литературе достаточно широко.
Анализируя специфику деятельности по связям с общественностью в сети Интернет, выделим исследования таких авторов, как: Д. Филлипс, П. А. Алашкин, С.Н. Бердышева, А. М. Година, А. А. Година, Ф, Гурова, В. М. Комарова, и др.
Так, Д. Филлипс, специалист в сфере электронного PR, дает обзор и оценку новой среды общения — Интернета, выявляет его возможности и механику использования. Автор раскрывает методику, с помощью которой любая организация может утвердиться в Интернете и заинтересовать то или иное сообщество, рассматривает способы создания и разрушения репутации, работы с ценными бумагами, эффективного управления, решения правовых вопросов.
В последнее время российские ученые, в частности М. П. Бочаров, А. Н. Чумиков, Д. П. Гавра, М. Г. Шилина предпринимали попытки обозначения базовых понятий в сфере PR-деятельности в Сети. Однако в настоящее время так и не сформирован системный подход, не устранены противоречия при использовании основных понятий, не предложены корректные дефиниции, что существенно затрудняет развитие теории и практики связей с общественностью в сети Интернет.
Особенности продвижения в социальных сетях отражены в исследованиях Д. Брекенриджа, Д. В. Кремнева, Н. Ермоловой, Д. Халилова, Д. А. Губанова, Д. А. Новикова и др.
Описывая российскую специфику продвижения в социальных медиа, Д. Хахилов анализирует работу в области SMM с учетом популярности социальных сетей в России и портрета российского пользователя, что выгодно отличает его исследование в области PR-продвижения в социальных сетях.
Базовые вопросы специфики деятельности в области связей с общественностью представлены в исследованиях М. П. Бочарова, А. Д. Кривоносова, М. А. Шишкиной, Г. Л. Тульчинского, М. А. Блюма, И. Л. Викентьева, М. В. Гундарина, Г. В. Иванченко, Д. Мазура, Н. В. Молотковой, Л. Уайта, А. Н. Чумикова и др.
Однако комплексные исследования, касающиеся специфики использования социальных сетей деятельности по продвижению компаний рынка недвижимости отсутствуют, что подтверждает актуальность темы исследования и научный интерес к ней.
Объектом исследования в дипломной работе является рынок недвижимости.
Предмет исследования — специфика продвижения рынка недвижимости посредством SMM-технологий.
Цель дипломной работы — анализ специфики продвижения товаров и услуг на рынке недвижимости г. Красноярска посредством SMM-технологий на примере деятельности агентства недвижимости ООО «Посад».
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть SMM как актуальное направление PR-деятельности в сети Интернет;
- выделить средства и методы проведения SMM-кампаний;
- обозначить специфику деятельности по продвижению в сфере недвижимости;
- дать общую характеристику деятельности ООО «Посад»;
- проанализировать опыт применения SMMe деятельности по продвижению ООО «Посад»;
- разработать рекомендации по развитию применения SMM- технологий в деятельности по продвижению ООО «Посад».
Методологию исследования, применяемую в данной работе можно разделить на теоретическую и эмпирическую составляющие. К теоретическим относятся анализ, синтез, обобщение, классификация; к эмпирическим—анкетирование, SWOT-анализ, анализ рабочих документов, анализ результатов деятельности. К методам исследования можно отнести:
- анализ учебной литературы, статей и исследований, посвященных SMM-технологиям;
- изучение статистических данных рынка SMM;
- исследование документов и результатов работы ООО «Посад» в области SMM.
Гипотеза исследования. После применения разработанного комплекса SMM мероприятий компания ООО «Посад» расширит свои позиции на рынке недвижимости Красноярска, увеличит прибыль и клиентскую базу.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что сформулированные выводы вносят вклад в современные представления о возможностях использования социальных сетей в деятельности по продвижению различных компаний.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования, полученные в данной работе, рекомендуется применять в деятельности по продвижению различных компаний на рынке недвижимости.
Новизна исследования:
В данной работе были раскрыты специфика и механизмы использования SMM в деятельности по продвижению в сфере недвижимости и обоснованы условия совершенствования деятельности в данном направлении на примере агентства недвижимости.
Объект, предмет, цель и задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, степень разработанности проблемы, определена цель, объект и предмет исследования, задачи, представлены методы исследования, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе дан теоретический анализ организации SMM-кампаний в сфере недвижимости, даны основные понятия, выделены средства и методы проведения SMM-кампаний, обозначена специфика деятельности по продвижению на рынке недвижимости.
Во второй главе дана общая характеристика ООО «Посад», определена роль и место SMM в деятельности по продвижению данной компании, а также разработан комплекс мероприятий по развитию применения SMM-технологий в деятельности по продвижению ООО «Посад»
В заключении даны основные выводы и результаты по исследованию.
Цель дипломной работы состояла в том, чтобы провести анализ специфики продвижения товаров и услуг на рынке недвижимости г. Красноярска посредством SMM-технологий на примере деятельности агентства недвижимости ООО «Посад». Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач.
При решении первой задачи, по рассмотрению SMM как актуального направленияPR-деятельности в сети Интернет, были сделаны выводы о том, что в настоящее время, в связи с активным развитием Интернет- коммуникаций, онлайн среда становится важнейшим инструментом в деятельности по связям с общественностью. Это также обусловлено высокой степенью интерактивности данного метода продвижения, легкостью сегментации, а также низкими финансовыми затратами. Залогом успеха продвижения в сети Интернет является грамотно выбранная направленность коммуникационного воздействия на определенный сегмент аудитории, а также комплексный подход в планировании кампаний.
В настоящее время сеть Интернет обладает широким спектром каналов продвижения, которые с каждым годом расширяются и совершенствуются, предлагая различные возможности для реализации эффективных коммуникационных стратегий, одни их основных методов PR-позиционирования в Сети являются социальные сети, которые активно развиваются и совершенствуются. Социальные сети это новое явление, которое на данный момент переживает не только стадию пика популярности, но и стадию стремительного развития, появляются новые виды и формы социальных сетей. Социальные сети сегодня активно используются в деятельности по связям с общественностью.
SMM-технологий, которые набирают огромную популярность среди пользователей сети Интернет, и становятся одним из главных каналов коммуникации. В свою очередь, деятельность по продвижению в социальных сетях происходит посредствам различных инструментов, таких как: создание контента, проведение специальных онлайн-мероприятий, создание развлекательных материалов, продвижение вирусного материала, использование нишевых социальных сетей и др.
При решении третьей задачи, по изучению специфики деятельности по продвижению в сфере недвижимости, были сделаны выводы о том, что сфера недвижимости представляет собой динамично развивающееся направление в современной экономике и высококонкурентный рынок. В деятельности по продвижению в сфере недвижимости используются различные средства и методы, инструменты, которые дают возможность информировать целевую аудиторию об уникальных свойствах товаров или услуг рынка недвижимости, сформировать обратную связь, лояльность к бренду, тем самым повысить рентабельность бизнеса и реализовать риэлтерские услуги.
При решении третьей задачи, по анализу деятельности агентства недвижимости «Посад», были сделаны выводы о том, что компания оказывает широкий спектр услуг в области недвижимости на рынке Красноярска и края. Компания обладает современной материально¬технической базой, профессиональным кадровым составом и стабильно работает в своем сегменте рынка. Деятельность по связям с общественностью в компании «Посад» осуществляется PR-специалистом, совместно с генеральным директором и направлена на создание имиджа компании, повышение узнаваемости, привлечение новых клиентов, создание конкурентных преимуществ и др. В деятельности по связям с общественностью используются различные инструменты: взаимодействие со СМИ, специальные мероприятия, коммуникации в сети Интернет и др.
При решении следующей задачи, по анализу опыта применения SMM в деятельности по продвижению ООО «Посад», были сделаны выводы о том, что деятельность по продвижению в социальных сетях компанией не ведется. PR-специалистом создано сообщество в социальной сети «ВКонтакте», но работа в нем неэффективна.
Для того чтобы выявить наиболее релевантные каналы для дальнейшего продвижения компании «Посад» в социальных сетях, мною был проведен опрос среди целевой аудитории. На основе анкетного опроса, были сделаны выводы о том, что продвижение в социальных сетях является актуальным направлением PR-деятельности. На основе аналитического и эмпирического исследования были разработаны мероприятии по продвижению компании «Посад» в социальных сетях:
- определены цели и задачи продвижения в социальных сетях;
- разработан календарный план;
- предложены рекомендации по наполнению групп в социальных сетях новым контентом («ВКонтакте», «Фейсбук»);
- разработан проект конкурса для «Инстаграм»- «Селфи с Посад»;
- предложено создание корпоративного онлайн-телеканала на ресурсе «YouTube» и представлены инструменты его продвижения и развития;
- разработан план конкурса для сети «ВКонтакте» «Новая рубрика для онлайн-телеканала);
- создана база данных целевых сообществ в социальной сети «ВКонтакте» для обмена ссылками в целях увеличения количества подписчиков;
- предложено использование социальных закладок на сайте компании «Посад»;
- определены критерии оценки эффективности.
По итогам реализации мероприятий по продвижению в социальных сетях агентство недвижимости «Посад» сформирует спрос на услуги компании, увеличит число реализованных сделок, сформирует сообщество лояльных потребителей, улучшит конкурентные позиции, сформирует положительный имидж и репутацию, как среди потребителей, так и в профессиональном сообществе.
1. Акопов, А. И. Журналистика электронных сетей/ А.И. Акопов - Воронеж, 2010. - 150 с.
2. Алашкин, П. Все о рекламе и продвижении в Интернете / П. Алашкин. - Москва: Альпина Диджитал, 2009. - 194 с.
3. Аналитический обзор рынка жилой недвижимости г. Красноярска за 2015 год[Электронный ресурс]. - Агентство недвижимости «Аревера». - Красноярск. - 2016. - Режим доступа : http://www.arevera.ru/analytics /krasnoyarsk/5135-analiticheskii-obzor-rynka-zhiloi-nedvizhimosti-g.- krasnoyarska-za-2015-god
4. Асаул, А.Н. Экономика недвижимости/ А.Н. Асаул. - Санкт- Петербург: Питер, 2013. - 264 с.
5. Ашманов, И. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых система/ И. Ашманов, А. Иванов. - Санкт-Петербург :Питер, 2013. - 464 с.
6. Бабаев, А. Контекстная реклама/ А. Бабаев, Н. Евдокимов, А. Иванов -Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 304 с.
7. Барежев, В.А. Организация и проведение PR-кампаний /
B. А. Барежев, А.А. Малькевич. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 176 с.
8. Бизнес инкубатор Что такое салонный бизнес? [Электронный ресурс]. - Информационный портал о бизнесе. - 2014. - Режим доступа: http://www.bikr.ru/informatsiya/kak_nachat_svoj_biznes
9. Бердышев, С.Н. Секреты эффективной интернет-рекламы/
C. Н. Бердышев - Москва: Дашков и Ко, 2010. - 120 с.
10. Брекенрид, Д. PR 2. 0: Новые медиа, Новые аудитории, Новые инструменты/ Д. Брекенридж. - Москва:Эксмо, 2009. - 272 с.
11. Васильев, Г.А. Электронный бизнес. Реклама в интернете/ Г. А. Васильев, Д.А. Забегалин.- Москва:Юнити-Дана, 2008. - 181 с.
12. Васильев, Н.А. Социальные сети - феномен современного общества: возможности и перспективы [Электронный ресурс]. - АНС «СибАК». - 2014. - Режим доступа: http://sibac.info/2009-07-01-10-21- 16
13. Вебер, Л. Эффективный маркетинг в Интернете. Социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети/ Л. Вебер. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 318 с.
14. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете/А.Е.Войскунский. - Москва: Терра,2009. - 220 с.
15. Гавра, Д.В. Основы теории коммуникации/Д.В. Гавра. - Санкт- Петербург: Питер, 2011. - 288 с.
16. Гавра, Д.П. PR «дваноль» [Электронный ресурс]. - Научно-практический журнал. - 2014. - Режим доступа: http://www.ci-journal.ru/article/601/digital-pr-territorii
17. Годин, А. А. Интернет-реклама/ А. А. Годин, А. М. Годин, В. М. Комаров. - Москва :Дашков и Ко, 2010. - 168 с.
18. Горшков, Р.К. Формирование рынка доступного жилья в России/Р. К. Горшков. - Москва: изд-во Ассоциации строительных ВУЗов,2010.- 326 с.
19. Группа компаний TNS [Электронный ресурс]. - Компания TNS. - 2015. - Режим доступа: http://www.tns-global.ru/883822
20. Губанов, Д.А.Социальные сети. Модели информационного влияния, управления и противоборства/ Д.А. Губанов, Д.А. Новиков, А. Г. Чхартишвили. - Москва: МЦНМО, 2010. - 228 с.
21. Губанов, Д.А.Концептуальный подход к анализу онлайновых
22. Губарец, М.А. Продвижение и позиционирование в маркетинге, или как продвинуть любой товар/ М.А. Губарец, Е.И. Мазилкина. - Москва: Дашков и Ко, 2011. - 224 с.
23. Гуров, Ф. Продвижение бизнеса в Интернет. Все о PR и рекламе в Сети/ Ф. Гуров - Москва: Вершина, 2008. - 178 с.
24. Ермолова, Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+ / Н.Ермолова. - Москва: Альпина Паблишер, 2013. - 358 с.
25. Ехлаков, Ю.П., Количественные показатели эффективности и
управление рисками при продвижении программных продуктов в сети Интернет [Электронный ресурс]. - Научно-практический журнал. Ю. П. Ехлаков, Д. Н.Бараксанов, О. Д.Пахатинская, П. А.Заичкина. - 2014. - Режим доступа: http://www.tusur.ru/filearchive/reports-magazine/2012-26-1/166.pdf
26. Интернет в России: динамика проникновения 2015 [Электронный
ресурс]. - Информационный портал. - 2014. - Режим доступа:
http://fom.ru/SMI-i-internet/11740
27. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика/ А. А. Калмыков, Л. А. Коханова - Москва:Юнити Дана, 2008. - 254 с.
28. Каптюхин, Р.В. Реклама. Интернет-реклама / Р. В. Каптюхин, А. А. Романов. - Москва: Московская финансово-промышленная академия., 2004. - 140 с.
29. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: офиц. текст. // Справочная правовая система «Консультант плюс».
30. Котлер, Ф. Маркетинг Менеджмент/ Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 800 с.
31. Кремнев, Д.В. Продвижение в социальных сетях/ Д.В.Кремнев. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 160 с.
32. Максимов С.Н. Экономика недвижимости/ С.Н. Максимов. - Москва: Академия, 2010. - 264 с.
33. Новости в интернете: СМИ и читатели [Электронный ресурс]. -
Яндекс новости. - 2015. - Режим доступа:
https://company.yandex.ru/researches/reports/2014/ya_news.xml
34. Обзор: Агентства недвижимости [Электронный ресурс]. - Информационный портал. - Красноярск. - 2015. - Режим доступа: http://krasnoyarsk.rosfirm.ru/companies_news/analitic/card/536112
35. Общая ситуация рынка недвижимости Красноярска в 2015 году
[Электронный ресурс]. - Информационный портал. - Красноярск. - 2016. - Режим доступа: https://regionalrealty.ru/library/rynok-nedvizhimosti-krasnoyarska/
36. Райен, Д. Краткий курс интернет-маркетинга/ Д. Райен, К. Джонс. - Москва: ШКИМБ, 2013. - 320 с.
37. РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. - Компания РосБизнесКонсалтинг. - 2015. - Режим доступа:http://research.rbc.ru/ 177493
38. Российский интернет-форум [Электронный ресурс]. - Российский интернет-форум.2015.-Режим доступа:
http://2015.russianinternetforum.ru/news/324
39. Севостьянов, И. Поисковая оптимизация. Практическое руководство по продвижению сайта в Интернете/ И. Севостьянов. - Санкт- Петербург : Питер, 2012. - 272 с.
40. Социальные сети в России 2014-2015. Цифры, тренды, прогнозы [Электронный ресурс]. - Информационный портал . - 2015. - Режим доступа: http://habrahabr.ru/company/palitrumlab/blog/248645/
41. Успенский, И.В. Интернет - маркетинг/И.В. Успенский - Санкт- Петербург:СПГУЭиФ, 2008. - 254 с.
42. Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 г. (ред. от 02.07.2013) N 2124-1 ФЗ «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ) // Справочная правовая система «Консультант плюс».
43. Филлипс,Д. PR в Интернете/ Д. Филлипс. - Москва:Фаир-Пресс, 2004. - 318 с.
44. Филатова, О. Г. Технологии и методы PR-продвижения информационных ресурсов. Вводный курс: Учебное пособие/ О. Г Филатова. - Санкт-Петербург:НИУ ИТМО, 2012. - 73 с.
45. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях/ Д. Халилов. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 349
46. Чередниченко, Ю. Маркетинг в Интернете. Сайт, который зарабатывает/ Ю. Чередниченко. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 176 с.
47. Чумиков,А.Н. Актуальные связи с общественностью. Сфера, генезис, технологии, области применения, структуры / А. Н. Чумиков, М. Бочаров. - Москва:Юрайт, 2009. - 744 с.
48. Чумиков, А. Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд/ А. Н. Чумиков. - Москва: Аспект Пресс, 2012 . - 159 с.
49. Чумиков, А. Н. PR в Интернете. Web 1. 0, Web 2. 0, Web 3.0/ А. Н. Чумиков, М. Бочаров, М. Тишкова. - Москва : Альпина Паблишер, 2010. - 136 с.
50. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг/ Ф. И. Шарков. - Москва: Дашков и Ко, 2012. - 324 с.
51. Щербаков, С. Партизанский маркетинг в социальных сетях. Инструкция по эксплуатации SMM-менеджера/ С. Щербаков. -Санкт- Петербург, Питер, 2015. - 208 с.
52. Шилина, М. Г. Связи с общественностью в интернете: к вопросу формирования понятийного аппарата [Электронный ресурс]. - Электронный научный журнал. - 2015. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/
53. PR-продвижение в Сети [Электронный ресурс]. - Информационный портал о маркетинге. - 2014. - Режим доступа:http://2-step.ru/pr-prodvizhenie
54. PR 2.0 в России. Новые медиа: взгляд из компании [Электронный ресурс].- Информационный портал о маркетинге. - 2015. - Режим доступа: http://www.cossa.ru/articles/234/2369/
55. SMM-менеджер [Электронный ресурс]. - Центр профориентации. -2015.- Режим доступа:
http://www.profguide.ru/professions/SMM_menedzher.html