Общественные изменения, которыми ознаменовались конец двадцатого века и начало двадцать первого, не могли не затронуть систему средств массовой информации. Уже в начале девяностых печатная периодика претерпела существенные изменения Либерализация экономики, законодательства в области СМИ, серьезные достижения научно-технического прогресса в этот период привели к резкому количественному росту периодики страны, прежде всего, в ее региональном сегменте.
Децентрализация государственной власти, провозглашение рыночной экономики, заставившей каждого заботиться о самостоятельном выживании, оказали большое влияние на одну из ключевых тенденций развития российского общества и в частности системы СМИ, обозначенную исследователями как регионализация. Помимо бурного количественного роста, высокой динамичности, наблюдается становление многих новых типов периодики – эти и другие тенденции являются неотъемлемыми чертами печатной региональной журналистики России. Все это заставляет исследователей относиться с особым вниманием к данному сегменту СМИ. Системное изучение региональных печатных СМИ с использованием метода типологии особенно важно, так как они являются зеркалом современной общественной жизни, и, соответственно, через их системное изучение можно достигнуть немалых успехов в деле исследования уже самого общества, его устройства и движения вперед.
Кроме того, в связи с вышеупомянутыми причинами, произошли изменения не только в типологии печатных изданий, но так же модифицировалась сама структура организации СМИ. Условия выживаемости создали предпосылки для появления новых форм существования СМИ, в частности к периоду девяностых годов отмечается такое явление как концентрация прессы, характеризующееся появлением издательских домов и медиа-холдингов. Крупные издательские компании стали играть приоритетную роль на рынке СМИ. Что характерно, издательские дома стали появляться не только на федеральном уровне, но и на региональном. Это в значительной мере поспособствовало развитию региональной прессы.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что она, исследуя исторические и типологические особенности развития региональной прессы, позволяет выявить причины появления в российских регионах издательских объединений, занимающихся выпуском нескольких печатных СМИ, – издательских домов. Данная форма развивающегося медиа-бизнеса приобретает массовый характер: во многих российских регионах, крупных городах сегодня функционируют издательские дома. Изучение их характера, специфики, особенностей развития, и особенностей журналистской политики представляется актуальной темой в рамках теории и практики СМИ.
Цель дипломного исследования – определить условия и факторы развития региональной прессы, типологической модификации периодики, концентрации СМИ, возникновения издательских домов, медиа-холдингов, рассмотреть особенности их функционирования на рынке СМИ, соответствия потребностям читательской аудитории, изучить тематические и функциональные особенности выпускаемой ими продукции – региональных газет и журналов.
Задачи исследования:
- изучить основные этапы развития региональных СМИ и связанные с ними типологические модификации печатных изданий.
- определить экономические и социальные факторы, влияющие на модификацию самой структуры региональных СМИ. Определить тенденции ее развития.
- рассмотреть предпосылки возникновения региональных издательских домов, основные проблемы и особенности их функционирования на региональном рынке масс-медиа.
- изучить специфику деятельности издательского дома «Экспо-Медиа», типологические особенности выпускаемых изданий, их соответствие интересам местной аудитории.
Объект данного исследования – региональная пресса в условиях эволюции, региональные издательские объединения – издательские дома.
Предмет исследования – типы региональной прессы, их исторические изменения, современное состояние, типологические особенности, цели и задачи издательских домов, особенности их функционирования, типологическое своеобразие выпускаемой продукции.
Теоретическую базу дипломной работы составили: труды исследователей новейшей отечественной журналистики А.И. Алексеева, О.А. Вороновой, Е.А. Корнилова, В.С. Дядюшенко, Р.П. Овсепяна; , теоретические работы по проблемам печати и функционирования СМИ А.И. Акопова, Е.А. Корнилова , исследования, посвященные истории и развитию типологии региональной прессы. Так же были использованы работы, посвященные вопросу развития и становления издательских домов.
Методы исследования. Тема включает в себя изучение развития и модификации региональной периодики. В процессе изучения были выявлены основные типологические изменения региональной прессы, представлены основные типы региональных СМИ, причины и предпосылки возникновения региональных издательских домов как проявление процесса концентрации СМИ.
Теоретико-типологический метод позволил представить основные типологические особенности изданий, входящих в единый издательский дом и проанализировать их функциональную и тематическую направленность, аудиторию, авторский состав, жанровые и структурные особенности.
Эмпирическая база исследования – периодические издания, выпускаемые издательским домом «Экспо-Медиа» – «АПК-Юг», «Экспо-Ювелир», «Экспо-Строй», журнал для родителей «Детский», а также электронные версии изданий.
Структура дипломной работы определена ее целями и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
90-е гг. прошлого столетия стали сложным периодом отечественных СМИ. В это время происходила массовая типологическая трансформация прессы: появились новые темы, к которым до этого журналисты практически не обращались, возникали новые типы прессы. В результате чего рынок местных СМИ значительно увеличился, приобрел новые черты и качества.
Проведенное в рамках дипломной работы исследование позволяет сделать следующие выводы:
- экономические, политические и социальные изменения в стране, которыми ознаменовались 90-е годы, послужили серьезным толчком для развития региональных СМИ, это повлекло за собой изменения не только структуры, но и типов выпускаемой продукции. Аудиторию в печатных изданиях стали привлекать материалы развлекательного и практического характера, в связи с чем наметилась тенденция к снижению числа общественно политических изданий и увеличения числа развлекательных, специализированных, рекламных изданий.
- Количественный рост региональных изданий обусловлен в первую очередь, потребностью читателей в разнообразной печатной периодике имеющей отношение непосредственно к региону. Читатели стали выбирать издания, которые затрагивали те или иные аспекты жизни их региона. Все это говорит об актуальности и эффективности местных СМИ. В условиях рыночной экономики стало интенсивно развиваться частное предпринимательство. Появилось множество фирм, компаний, и иных коммерческих структур, заинтересованных во внимании к своему товару именно региональных потребителей. Это дало мощный импульс к развитию издательского дела как коммерческой структуры.
- Увеличение количества региональных газет и журналов привело к концентрации периодики, к появлению издательских домов, занимающихся выпуском разного рода печатной продукции. Такая форма организации СМИ на сегодняшний день является наиболее жизнеспособной, поскольку позволяет создать устойчивую финансовую базу, а также создавать в его структуре СМИ различного типа, что дает возможность существенно увеличить охват читательской аудитории. Издательский дом может одновременно издавать качественные газеты и деловые журналы, бульварные еженедельники, журналы для мужчин, женщин, детей и т.д. Таким образом, издательский дом приобретает неоспоримые преимущества в конкурентной борьбе, как за читателя, так и за рекламодателя.
- Издательский дом «Экспо-Медиа» достаточно молодая организация, его деятельность отражает современные тенденции развития издательского дела. Прежде всего, это коммерциализация информационных процессов. Сложившаяся сегодня ситуация на рынке СМИ диктует условия, при которых в первую очередь необходимо заботиться о финансовой стороне дела. Отсюда огромное количество изданий сугубо рекламного характера.
На примере издательского дома «Экспо-Медиа» мы наблюдаем, как данная форма организации деятельности СМИ позволяет сочетать в себе коммерческую деятельность с журналистской, сохраняя при этом определенную долю независимости, прежде всего от властных структур и от рекламодателей. В журналах «АПК-Юг» и «Детский» зачастую публикуется информация официального характера, но лишь в том случае, если редакция сама в этом заинтересована. Вмешательство рекламодателей в информационное наполнение журналов – нулевое, поскольку их основным требованием к изданию является качественный контент, а это никак не противоречит редакционной политике.
- Издательское дело на сегодняшний день считается достаточно прибыльным бизнесом. Однако практически не возможно достичь успеха в этой сфере деятельности, не имея четкого представления об экономической ситуации на рынке СМИ. Так самоокупаемость журнала «Детский» некоторое время была лишь далекой целью по причине неправильно организованной деятельности отдела продаж и не налаженной системы сбыта. Следует так же учесть высокую стоимость полиграфической печати. Это является главной причиной, по которой финансирование глянцевого журнала за счет розничной продажи и подписки практически невозможно. Низкий уровень типографических услуг в Ростове-на-Дону также является одной из серьезных проблем в процессе выпуска глянцевого полноцветного издания. Некачественная полиграфия может стать причиной отказа рекламодателя от дальнейшего сотрудничества с журналом, что является очень болезненным ударом по бюджету компании.
- Для развития своей деятельности издательский дом «Экспо-Медиа» продолжает активно осваивать рынок региональных СМИ, искать и находить неосвоенные ниши. Так в ближайшем будущем планируется создание нового проекта свадебного журнала.
. Акопов А.И. Местные журналы: особенности и место в системе // Некоторые вопросы журналистики. Ростов-на-Дону, 2002.
2. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985.
3. Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988-1897 гг.) // «Телескоп»: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 1999. №1.
4. Алексеев А.И. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1998. №3.
5. Ананян М.В. Роль региональной прессы: основной источник информации и формирования общественного мнения // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2005.
6. Бочаров А.Г. Основные принципы современных журналов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1973. №3.
7. Бычков П.Н. Издательские дома и медиа-холдинги в системе региональных СМИ. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Филология и журналистика. 2007.
8. Винийчук А.В. Функциональные особенности городских газет // Средства массовой информации в современном мире. СПб., 2005.
9. Виноградова С.М., Мельник Г.С. Российское информационное пространство в условиях глобализации // Средства массовой информации в современном мире. СПб., 2005.
10. Воронова О.А. Динамика типологической структуры региональной прессы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. №5.
11. Воронова О.А. Местная газета. Лица и типажи // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. М., 2006.
12. Гунькина С. Покупатели ростовских еженедельников: мотивация. Информационные интересы, социальная демография // Ростовская электронная газета. №11 (41), 2000.
13. Гуревич С.М. От издательского дома – к медиа-холдингу.// http://www.mediaskope.ru.
14. Еременко М.Л. Диалоговые отношения в деятельности городской газеты // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. М., 2006.
15. Ершов Ю.М. Местная пресса в поиске модели развития и коммуникационная система в Регине // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. М., 2006.
16. Кажикин А. Тенденции развития воронежской прессы.
17. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999.
18. Корнилов Е.А. Типология периодической печати: основные понятия и категории // Типология периодических изданий. Ростов-на-Дону, 1984.
19. Корнилов Е.А., Акопов А.И. Типология в современной науке о печати // Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1979.
20. Корнилов Е.А., Дядюшенко В.С. Газета на бульваре. Ростов-на-Дону, 1997.
21. Костина О.Н. Проблемы современной региональной журналистики. Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. М., 2006.
22. Крылова В.В. Медиа-рынок региональной прессы // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. М., 2006.
23. Кудий Г.Н. Экономика печатных СМИ России. Краткая характеристика. // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. М., 2006.
24. Курдибановский О.В. Региональная и местная пресса: тенденции и стимулы развития // Средства массовой информации в современном мире. СПб., 2005.
25. Лебедева А. Обзор прессы Ростовской области // Дайджест ФЗГ, № 188 июнь 2004 года.
26. Овсепян Р.П. История Отечественной журналистики. // http://www.evartist.narod.ru
27. Петрова М.В. Модификация регионального издания в постсоветский период // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. М., 2006.
28. Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996.
29. Стяжкин В.Е. Региональная и локальная периодика. М., 1996.
30 Тулупов В. В. Кризис местной прессы // Журналистика в переходный период. Тезисы международной конференции. Ч. П. – М., 1997.
31. Тулупов В.В. Региональные СМИ как фактор демократизации общества // http.www.relga.ru.
32. Тулупов В.В. Региональная пресса: характер трансформации в переходный период // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика 2003. №2.
33. Фенина Т. С провинциальностью нужно бороться в себе // Среда. 1999. № 6.
34. Школьников М. МУПы, ГУПы и все-все-все… // Еженедельный журнал. 2002 №24.