Введение 4
1. Обзор литературных источников 6
1.1 Рекреационная деятельность 6
1.2 Особенности верховой езды 8
1.2.1 Воздействие верховой езды на здоровье 8
1.2.2 Организация занятия по верховой езде 11
1.2.3 Способы движения лошади 14
1.3 Психоэмоциональное состояние и методы его оценки 15
1.4 Возрастные особенности подростков 22
2. Методы и организация исследования 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 30
3. Результаты исследования 32
Заключение 40
Практические рекомендации 42
Список использованных источников 43
Приложение А
Интенсификация и компьютеризация процесса обучения, сопровождающиеся снижением двигательной активности учащихся, являются яркими чертами современного этапа школьного образования. Эти факторы в сочетании с неблагоприятной экологической обстановкой, а также в условиях недостаточного внимания родителей к занятиям физической культурой их детей приводят к ухудшению здоровья школьников. Высокие нагрузки в школе, дополнительные занятия. Это может привести к не восстановлению, а впоследствии к стрессу. В этом случае необходима рекреационная деятельность, которая будет способствовать восстановлению.
Верховую езду мы рассматриваем как форму физической рекреации. Проблема рекреации в настоящее время представляет актуальный теоретический и практический интересы с точки зрения формирования, восстановления, укрепления и сохранения здоровья населения. Б. В. Евстафьев (1985) определяет физическую рекреацию как специально организованный (сознательно управляемый) процесс занятий физическими упражнениями, направленный на активизацию, поддержание и восстановление физических и духовных сил, затраченных во время какого- либо вида деятельности (труд - умственный, физический и др.), профилактику утомления, развлечения и др. Верховая езда отлично подходит для рекреации. Так как воздействует на физическое состояние организма за счет получения физической нагрузки, и на психологическое за счет общения с лошадью, получения положительных эмоций и удовольствия от дозированной нагрузки.
В подростковом возрасте происходит большой ряд психофизиологических изменений. Подростки наиболее подвержены девиантному поведению, быстрой смене настроения. Поэтому мы решили исследовать именно этот возраст.
Тема влияния верховой езды на психоэмоциональное состояние на данный момент слабо изучена.
Цель работы: Выявить влияние верховой езды на психоэмоциональное состояние девочек 10-16 лет.
Гипотеза: Верховая езда положительно влияет на психоэмоциональное состояние девочек 10-16 лет.
Объект исследования: Верховая езда.
Предмет исследования: Верховая езда как средство улучшения психоэмоционального состояния девочек 10-16 лет.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть особенности верховой езды;
2) Охарактеризовать психоэмоциональное состояние и методы его оценки;
3) Рассмотреть возрастные особенности подростков;
4) Выявить положительное влияние верховой езды на психоэмоциональное состояние девочек 10-16 лет.
Методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, эксперимент, методы математической статистики.
1. Верховая езда положительно воздействует на здоровье: укрепляет мышцы тела, положительно влияет на осанку, повышает настроение, способна вызвать у занимающегося сильную разнонаправленную мотивацию. Занятия верховой ездой проходят как в группе (смене), так и индивидуально. Особое внимание заслуживают групповые формы занятий. У ребенка развиваются эмоциональные механизмы, как азарт и соперничество, так и включенность в групповую задачу, умение поддержать товарища, переживания общей радости и успеха. Освоение основ верховой езды на базовой стадии состоит в том, чтобы без проблем входить в один ритм с лошадью и воздействовать на нее поводьями, шенкелями, мышцами крестцово-поясничного отдела позвоночника и корпусом. На занятиях используются три аллюра: шаг, рысь и галоп.
2. Понятие «психоэмоциональное состояние» означает всю совокупность чувств и эмоций, которые переживает человек. Сюда входят не только те эмоции, что человек испытывает прямо «здесь и сейчас», но и его подавленные переживания, старые душевные «раны», обиды и конфликты. Имеется множество тестов для его оценки. Наиболее подходящий своей простотой, доступностью и привлекательностью для детей подросткового возраста является цветовой тест Люшера.
3. Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. На этот период развития приходятся значительные органические изменения (морфологические, физиологические и др.), связанные с пубертатом (интенсивным половым созреванием). Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития. Весьма значительны и психологические изменения. Среди изменений, происходящих с детьми в подростковом возрасте, особо выделяют появление чувства взрослости. Также возрастной особенностью подросткового возраста можно назвать рост недовольства отношением взрослых.
4. По результатам тестирования 50% детей экспериментальной группы. после двенадцати занятий верховой ездой из удовлетворительного психоэмоционального состояния перешли в благоприятное, следовательно верховая езда положительно влияет на психоэмоциональное состояние девочек 10-16 лет. Различия достоверны при р<0,05. Занятия верховой ездой можно рекомендовать с целью улучшения психоэмоционального состояния.